м.], 2019 URL: https://www.gks.ru / (Дата обращения: 10.03.2019)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сайт компании ИНК// [Электронный ресурс] Электрон. дан. - [Б. м.],
2019URL:https://irkutskoil.ru/ (Дата обращения: 10.03.2019)
Сайт Федеральной службы государственной статистики // [Электронный ресурс] Электрон. дан. - [Б. м.], 2019 URL: https://www.gks.ru / (Дата обращения: 10.03.2019)
Управление рисками // [Электронный ресурс] Электрон. дан. - [Б. м.], 2019 URL: https://www.occ.treas.gov/publications/publications-by-type/comptrollers-handbook/country-risk-
management/pub-ch-country-risk.pdf (Дата
обращения: 10.03.2019)
Analysis of external risks inoil and gas producing company
© Ivanik E., Kurganskaya G., 2019
The article presents a method to analize the influence of external factors, focused on companies in the oil and gas sector. The basis of the proposed methodology, which allows to identify both threats and potential opportunities, is a quantitative analysis of objective data. A set of basic indicators is presented, on the base of which the risk analysis has been realized by EXCEL on example of the oil-producing company.
Keywords: risk management, risk analysis techniques, external threats in the oil and gas sector
УДК: 33.057.7
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СПЕЦИФИКИ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ НА ЭКНОМИКУ И УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ
© Катровский Ю. А., Соковец О. А., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В последнее время в Российской Федерации многие регионы рассматривают туризм, как отправную точку для роста, основной аспект возможного увеличения валового регионального продукта. Однако развитие туризма имеет как сторонников, так и противников, которые считают, что увеличение количества туристов способствует негативному антропогенному влиянию на экологию. В данной статье рассмотрены не только экологические, но и экономические факторы влияния туризма на регионы присутствия. Гипотеза, которую мы исследуем, заключается в том, что кроме положительных аспектов в виде притока денежных средств в регион, рост количества туристов влияет на рост инфляции в регионе. В статье выявлена зависимость между увеличением количества туристов и изменением инфляционной составляющейэкономики региона, проанализированы факторы, влияющие на экономику и уровень инфляции в регионе, выявлена корреляция между повышением уровня туризма и ухудшением или улучшением экономической ситуации в регионе.
Ключевые слова: влияние туризма, экономика, инфляция
Вопросы развития туризма считаются приоритетными для многих стран и регионов, в Российской Федерации существуют федеральные и региональные программы развития туризма, которыми занимаются специальные агентства по туризму.
Агентства разрабатывают в основном программы развития въездного туризма. Однако, вопросы оценкиэкономических последствий туризма на национальном, государственном и местном уровне остаются слабо проработанными.
Туризм способствует созданию новых рабочих мест, увеличению привлекательности региона и снижению уровня безработицы, появлению новых секторов в экономике, таким как производство сувенирной продукции, специализированные производства продуктов питания, развивает индустрию гостеприимства.
Основные показатели, характеризующие развитие туристической деятельности в Иркутской' области, представлены в таблице.
Таблица 1. Основная статистика въездного туризма в Иркутской области
№ Наименование показателя 2016 (отчет) 2017 (отчет) 2018 (оценка) Динамика 2018г./2017г. (+/), %
1. Объем туристского потока в Иркутскую область (тыс. чел.), в том числе: 1 525,8 1 597,8 1 655,8 +3,6
Количество иностранных туристов 156,8 211,0 295,3 +40,0
2. Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, (млн руб.), из них: 5 370,6 5 605,5* 6 238,3 +11,3
2.1 Туристские услуги 1 957,5 2 153,6* 2 601,7 +20,8
2.2 Санаторно-оздоровительные услуги 1 499,0 1 363,0* 1 484,3 +8,9
2.3 Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 1 914,1 2 088,9* 2 152,3 +3,0
3. Сумма налоговых поступлений от деятельности гостиниц и ресторанов и туристических агентств в консолидированный бюджет Иркутской области (млн руб.) 643,5 759,2 869,9 +14,6
Составлено по отчету агентства по туризму Иркутской области о проделанной работе за 2018 год
Из данной таблицы видно, что туризм в нашем регионе развивается, основная доля туристов — россияне, из внешних туристов значительную долю занимает Китай (по данным отчета агентства по туризму на 2018 год въездной поток из Китая составляет 186,2 тыс. человек, что выше на 37,2 % в сравнении с 2017 годом). Из-за заниженного курса рубля по отношению к юаню китайским туристам выгодно пользоваться услугами и покупать товары в нашем регионе.
Наиболее востребованные туристские маршруты пролегают по основным направлениям движения туристских потоков в регионе: Иркутск — пос. Листвянка — Кругобайкальская железная дорога (далее, КБЖД) — Култук — Утулик — Байкальск, а также Иркутск — Малое море (далее, МРС) — о. Ольхон.
Туризм стал самым мощным фактором негативного антропогенного воздействия на природу Байкала. Большинство пожаров происходит по вине туристов, протоптанные туристами дороги уничтожают травяной покров и являются причиной эрозии. Животные так же попадают под влияние туристических потоков, строительство отелей лишает виды привычного места обитания, а некоторые виды страдают из-за браконьерства.
Тем не менее, поддержка общества важна для туризма, поскольку это деятельность, которая затрагивает многие сферы жизни. Туристические предприятия в значительной степени зависят друг от друга, а также от других предприятий, правительства и местного населения. Экономические выгоды и издержки туризма так или иначе касаются практически каждого жителя страны и Иркутской области.
Туристическая деятельность также имеет определенные экономические издержки, включая прямые издержки, понесенные туристическими предприятиями, государственные расходы на инфраструктуру для улучшения обслуживания туристов, а также расходы и перегрузку, которые несут отдельные лицаи общество [1].
Туристическая сфера сталкивается не только с заинтересованными в экономической выгоде лицами, но и с людьми, которые находят для себя отрицательные стороны. Разумное решение в отношении развития туризма в Иркутской области должно основываться на объективной оценке, как выгод, так и издержек. Необходимо понимание того кто выигрывает от большого числа туризма и того, кто за него платит.
Недостаточная разработанность поставленной проблемы и ее значимость для теории может привести к негативным последствиям.
Карта расходов туриста условно выглядит следующим образом:
Таблица 1 Альтернативы расходов туриста
Аренда недвижимости/размещение в отеле
_Прокат автомобилей/пользование такси/ пользование стандартными туристическими сервисами_
Комплексные туры: размещение, перевозки, а также приобретение туристской страховки/самостоятельный _туризм_
Питание в ресторанах/кафе/ покупка продуктов в супермаркете
Культурный/развлекательный туризм или шоппинг
Для каждой из возможно выбранных альтернатив для туристов есть список отрицательных факторов для экономики региона.
Если турист выбирает размещение в съемных апартаментах (квартирах) вместо отелей, то это способствует увеличению цен на квартиры, взывает неконтролируемый и плохо учитываемый поток туризма и провоцирует развитие серого сектора экономики (за счет отсутствия контроля и налогообложения в ряде таких сервисов).
Места общественного питания в популярных туристических локациях так же поднимают цены, поскольку туристы более платежеспособны, нежели местное население. Кафе и рестораны в
Листвянке, 130 квартале, приближенные к наиболее проходимым местам имеют завышенную ценовую категорию.
Туризм исторически рассматривался в большинстве стран как троюродный брат других секторов экономики, начинаяот ресурсных отраслей производства. Действительно, за последние несколько десятилетий экономической отчетности туристические расходы всегда были скрыты в различных категориях услуг [2].
Более того, увеличение оборота туризма обычно приводит к увеличению производства, цен и заработной платы в отраслях, которые продают продукциюнапрямую туристам. Наибольший рост
цен будет приходиться наразные туристические товары и услуги. Обычно это товары и услуги, которые жители потребляют только тогда, когдаони совершают поездки (проживание, пассажирский транспорт, услуги турагентств, рекреационные услугии сувенирные товары), к этому также относятся рестораны и продукты питания [3]. Одной из самых заинтересованных групп являются сотрудники этих отраслей, которые получают прирост заработной платы.
При увеличении туристического потока идут изменения в моделях землепользования от сельскохозяйственного общества к индустрии туризма, идет введение модифицированных моделей землепользования. Более выгодным становится поставить гостиницу, отель любой формы — от бутик-отеля до экоотеля, чем объекты общественной инфраструктуры. Это означает, что небольшие участки земли продаются по высоким ценам, что способствует инфляции.
Последствия инфляции могут протекать по-разному. Богатые туристы покупают продукты по более высоким ценам, и когда поставщики понимают, что это увеличивает их прибыль, они еще больше повышают цены [4]. Это означает, чтокомпании, обслуживающие туристов, легко могут конкурировать с теми, кто обслуживает местное население, как следствие, местные жители вынуждены тратить больше и становиться беднее.
Мы рассмотрели только ряд аспектов влияния туризма на инфляцию в регионе. Это несомненно комплексный вопрос, требующий значительного осмысления и оценки. ■
1. Федеральное агенство по туризму [Электронный ресурс] // Официальный сайт -URL: https://www.rassiatourism.ru/contents/deyatelnost/rol-turizma-v-rossiyskoy-ekonomike/ (Дата обращения: 27.03.2019)
2. Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития [Электронный ресурс] // Заочные электронные конференции - URL:http://www.econf.rae.ru/article/5801 (Дата обращения: 28.03.2019)
3. Финансовая культура [Электронный ресурс] // Что такое экономический рост - URL: https://fincult.info/article/chto-takoe-ekonomicheskiy-rost-i-pri-chem-tut-inflyatsiya/ (Дата обращения: 28.03.2019)
4. Научно-методический электронный журнал «Концепт» - URL:https://e-koncept.ru/2014/55162.htm (Дата обращения: 30.03.2019)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-методический электронный журнал «Концепт» - URL:https://e-
koncept.ru/2014/55162.htm (Дата обращения: 30.03.2019)
Туризм как отрасль экономики и перспективы его развития [Электронный ресурс] // Заочные электронные конференции -
URL:http://www.econf.rae.ru/article/5801 (Дата
обращения: 28.03.2019)
Федеральное агенство по туризму [Электронный ресурс] // Официальный сайт -URL: https ://www. russiatourism.ru/contents/deyatelno st/rol-turizma-v-rossiyskoy-ekonomike/ (Дата
обращения: 27.03.2019)
Финансовая культура [Электронный ресурс] // Что такое экономический рост - URL: https://fincult.info/article/chto-takoe-ekonomicheskiy-rost-i-pri-chem-tut-inflyatsiya/ (Дата обращения: 28.03.2019)
Assessment of the impact of the specificity of tourism in the region on the economy and inflation
© Sokovets O., Katrovskii Y., 2019
Recently, in the Russian Federation, many regions consider tourism as a starting point for growth, the main aspect of a possible increase in the gross regional product. However, the development of tourism has both supporters and opponents who believe that the increase in the number of tourists contributes to the negative anthropogenic impact on the environment. This article considers not only environmental but also economic factors of tourism influence on the regions of presence. The hypothesis that we are investigating is that in addition to the positive aspects in the form of cash flows to the region, the increase in the number of tourists affects the growth of inflation in the region. The article reveals the relationship between the increase in the number of tourists and changes in the inflationary component of the region's economy, analyzes the factors affecting the economy and the level of inflation in the region, reveals the correlation between the increase in the level of tourism and the deterioration or improvement of the economic situation in the region.
Keywords: Influence of tourism, economy, inflation
УДК 658.14
АНАЛИЗ СТОИМОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА © Кожина С. Э., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье рассмотрена методика расчёта затрат на бизнес-процесс. Описаны способы сбора первичных данных о процессе, формы моделирования процесса в графическом и табличном представлении. Авторами был проведен анализ