Оценка Налогообложения
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*
Л. А. ЧАЙКОВСКАЯ,
кандидат экономических наук, профессор Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Упрощенная система налогообложения предприятий лесного сектора. Предприятия лесного сектора имеют возможность перейти на упрощенный режим налогообложения, если размер их доходов не превышает 15 млн руб., а размер доходов, необходимый для сохранения права на ее применение, находится в интервале от 15 до 20 млн руб. Им предоставлено право добровольного перехода на УСН. Такой переход предполагает уплату единого налога вместо целой совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (табл. 4), и, как следствие, сокращается количество отчетов для налоговой инспекции.
Таблица 4
Сравнение обычной и упрощенной систем
налогообложения предприятия
Вид налога и взноса Обычная сис- Упрощенная
тема налогооб- система налого-
ложения обложения
предприятия предприятия
Налог на прибыль + -
НДС + -
Налог на доходы физи- + -
ческих лиц
ЕСН + -
Взносы в ПФР + +
Взносы в ФСС на стра-
хование от несчастных + -
случаев
Налог на имущество + -
Уплачивая единый налог при УСН, предприятие лесного сектора в некоторых случаях обязано платить и те налоги, от которых оно освобождено.
Окончание. Начало см.: Экономический анализ. — 2008. — № 1 (106).
Кроме того, применение УСН не освобождает его от выполнения обязанностей налоговых агентов. Это значит, что в некоторых случаях им придется платить НДС (например, арендовав госимущество) и налог на прибыль (например, выплатив дивиденды юридическим лицам).
Ставки единого налога применяются в зависимости от выбранного объекта налогообложения. При этом единый налог можно рассчитать двумя методами:
— с доходов малого предприятия;
— с доходов, уменьшенных на расходы.
Предприятие лесного сектора само выбирает
метод расчета единого налога, указывая в заявлении о переходе на УСН выбранный вариант.
I метод — расчет единого налога с доходов малого предприятия.
Предприятиями гостиничного типа, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, используется налоговая ставка в размере 6 %. При этом единый налог с доходов рассчитывается следующим образом:
Доход от реализации + Внереализаци- х 6 % = Единый товаров (работ, услуг) онные доходы налог.
II метод — расчет единого налога с доходов.
Предприятиями, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, используется налоговая ставка в размере 15 %. При этом единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, рассчитывается следующим образом:
Доход от реали- Внереализаци- Расходы Еди-
зации товаров + онные — пред- х 15 % = ный (работ, услуг) доходы приятия налог.
Кроме того, гл. 26.2 НК РФ вводит понятие минимального налога, рассчитываемого по налоговой ставке в размере 1 %. Минимальный налог уплачивают предприятия, выбравшие в качестве объекта налогообложения сумму доходов, уменьшенную на сумму расходов, в случае убытка или отсутствия прибыли от деятельности предприятия. Указанный налог необходимо уплачивать только в случае, если сумма начисленного в общем порядке налога (доход минус расход и умножить на 15 %) выше суммы исчисленного единого налога. В этом случае на разницу между суммами этих двух налогов можно уменьшить доходы, которые будут получены в следующем году.
При этом минимальный налог рассчитывается следующим образом:
Доход от реализации + Внереализаци- х 1 % = Единый товаров (работ, услуг) онные доходы налог.
Предприятия лесного сектора, которые выбрали налогооблагаемую базу «доход минус расход», ежеквартально рассчитывают два налога: единый и минимальный. Минимальный налог является не дополнительным налогом помимо налога, уплачиваемого налогоплательщиками, применяющими УСН, а лишь формой этого налога.
В соответствии со ст. 56 и 146 БК РФ налог, взимаемый с предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (90 %), а также в бюджеты федерального фонда обязательного медицинского страхования (0,5 %), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (4,5 %), фонда социального страхования Российской Федерации (5 %).
Суммы минимального налога зачисляются в бюджеты пенсионного фонда Российской Федерации (60 %), федерального фонда обязательного медицинского страхования (2 %), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (18 %).
Налоговым периодом признан календарный год, а отчетными периодами — квартал, полугодие, девять месяцев.
Для предприятий лесного сектора, применяющих в виде объекта обложения доходы, ставка единого налога установлена в размере 6 %. Для предприятий, применяющих в виде объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.
пример 1. Сравним различные налоговые режимы (табл. 5).
Пояснения к строке 25:
Таблица 5
Сравнение налоговых режимов
предприятие предприятие предприятие применяет предприятие применяет
№ п/п показатель платит налоги в обычном освобождено от НДС по ст. 145 упрощенную систему налогообложения (до- упрощенную систему налогообложения
режиме НК РФ ходы минус расходы) (доходы)
Доходы за год
1 Выручка от реализации древесины 1 018 000 1 018 000 1 018 000 1 018 000
2 Сумма НДС 155 288
3 Выручка без НДС 862 712 1 018 000 1 018 000 1 018 000
Расходы за год
4 Перечислено подрядчикам за услуги 500 000 500 000 500 000 500 000
5 Выделена сумма НДС 76271
6 Оплата труда 180 000 180 000 180 000 180 000
7 ЕСН и взносы в ПФР 64 080 64 080 25 200 25 200
8 Страхование от несчастных случаев 360 360 360 360
9 Амортизация основных средств 12 000 12 000
10 Приобретение оборудования стоимостью не менее 20 000 руб., в т. ч. НДС - 3050 руб. 20 000 20 000 20 000 20 000
11 Списание на расходы в течение года 20 000 20 000
12 НДС по приобретенному оборудованию 3050
13 Оплата дополнительных услуг 8400 8400 8400 8400
Окончание табл.5
Предприятие Предприятие Предприятие применяет Предприятие применяет
№ п/п Показатель платит налоги в обычном освобождено от НДС по ст. 145 упрощенную систему налогообложения (до- упрощенную систему налогообложения
режиме НК РФ ходы минус расходы) (доходы)
14 Сумма НДС по дополнительным услугам 1281
15 Оплата аренды, коммунальных услуг, услуг связи 156 000 156 000 156 000 156 000
16 НДС с услуг 23 797
17 Налог на имущество 4 800 4 800
18 Всего расходов: 926 140 890 460 890 460
19 Сумма НДС по расходам 104 399
20 Всего расходов без НДС 824 791
21 Разница между доходами и расходами 37 921 91 860 127 540 127 540
22 Налог на прибыль 9 101 22 046
23 Сумма НДС к начислению в бюджет 50 889
24 Единый налог при упрощенной системе налогообложения (6 %, 15 %) 19 131 35 880
25 Чистая прибыль 28 820 69 815 108 409 91 660
1) ставка налога на доходы, уменьшенные на сумму расходов, при УСН составляет 15 %. Поэтому сумма налога составит:
(1 018 000 - 890 460) 15 % = 19 131 руб.;
2) ставка налога на доходы при УСН составляет 6 %. Поэтому сумма налога составит:
1 118 000 руб. - 6 % = 61 080 руб.
Полученную сумму можно уменьшить на величину взносов на обязательное пенсионное страхование:
61 080 руб. - 25 200 руб. = 35 880 руб.
Пояснения к строке 23:
1) чистая прибыль при обычной системе налогообложения составит:
37 921 - 9 101 = 28 820 руб.;
2) если организация освобождена от уплаты НДС, то сумма чистой прибыли будет:
91 860 - 22 046 = 69 814 руб.
Максимальная величина чистой прибыли достигается в случае применения предприятиями лесного сектора УСН (доходы минус расходы) - 108 409 руб.
При упрощенной системе налогообложения разница между доходами и расходами предприятия составляет 127 540 руб. Но при выборе вида налогооблагаемой базы (6 % от доходов либо 15 % от разницы между доходами и расходами) сумма единого налога имеет различие: 19 131 руб. (15 % от разницы между доходами и расходами), 35 880 руб. (6 % от доходов).
Ценообразование и контроль за ценами. Ценообразование играет большую роль в правильности налогообложения предприятий лесной промышленности. Так, например, при определении рыночной цены пиломатериалов не всегда бывает достаточно сведений органов статистики. Налоговые органы данные статистических органов о цене 1 м3 лесоматериалов часто не признают официальным источником информации о рыночных ценах на данный товар (п. 11 ст. 40 НК РФ), поскольку при формировании таких сведений не учтены обстоятельства реализации лесопродукции по одинаковой цене всем потребителям, наименование и качество древесины, а также время, место реализации и покупательский спрос и другие данные, существенным образом влияющие на цену реализуемой продукции, что влечет за собой риск наложения налоговых санкций.
Проверять обоснованность применения цен в целях последующего доначисления налога на прибыль налоговые органы вправе только в следующих четырех случаях:
1) по сделкам между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Осуществлять контроль за ценами в иных случаях налоговые органы не имеют права. Вместе с тем следует отметить, что под указанный перечень сделок подпадает большинство операций, совершаемых налогоплательщиками. Поэтому вопрос о применении цен в целях налогообложения является актуальным.
Взаимозависимые лица — граждане и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Согласно ст. 20 Налогового кодекса РФ взаимозависимость возникает в тех случаях, когда:
1) одна организация непосредственно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %;
2) одна организация косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.
Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой.
3) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
4) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Первые два основания применяются для сделок между организациями. Последние два основания распространяются на сделки между физическими лицами. Для организаций взаимозависимость определяется по доле участия, которая должна составлять более 20 %.
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении ст. 57 Конституции РФ, а именно в невыполнении обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, что, как следствие, влечет за собой недопоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
В этой связи действующим законодательством установлены виды ответственности за неуплату налогов.
Статьей 199 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, и согласно этой статье обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое может
выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, включающее осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (60 тыс. руб.), неоприходование (неполное оприходование) в кассе денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 15.1 КоАП РФ).
Система квалификации налоговых правонарушений построена через понятие «нарушения правил учета доходов и расходов» (ст. 120 НК РФ).
Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция. Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством. В соответствии со ст. 114 кодекса она установлена в форме штрафа.
Характерной чертой штрафа является однократность взыскания. Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением законодательства о налогах и сборах. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке.
Общие условия привлечения к ответственности за налоговые нарушения определены в ст. 108 НК РФ. Здесь указано, что ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований и в порядке, предусмотренном кодексом. Основание наступления ответственности предполагает, что имеется сразу два фактора: объективная и субъективная стороны налогового правонарушения.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действие или бездействие которых обусловили данное правонарушение.
С 01.01.2006 г. налоговые органы не обязаны обращаться в судебные органы, чтобы привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности. Штраф можно взыскать на основании решения ру-
ководителя (заместителя руководителя) налогового органа, но только в том случае, если размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не превышает 50 000 руб. А если сумма штрафа превышает указанные размеры, налоговые органы в целях взыскания налоговых санкций должны обратиться в суд.
Особенности налогообложения в лесном секторе.
Особенностью налогообложения является то, что на работу данной отрасли экономики значительное влияние оказывает сезонность. В соответствии со ст. 11 НК РФ: «Сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации, если в определенные налоговые периоды их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий».
Сезонность производства подтверждается перечнем отраслей и видов деятельности. В рассматриваемой отрасли экономики к сезонным производствам отнесено: заготовка и вывозка древесины; сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды; заготовка живицы, пневого осмола и бересты.
Организации лесного сектора, занятые в перечисленных сезонных производствах, имеют право получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов.
отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Предприятие, основной вид деятельности которого представляет собой сезонное производство, может обратиться за отсрочкой или рассрочкой по причине сезонности в том случае, если оно в определенный период не может осуществлять производственную деятельность из-за природных или климатических условий. Правда, при этом ему необходимо доказать, что за счет других видов деятельности организация не может добиться стабильного финансового положения, иначе орган, уполномоченный принимать решение об изменении сроков уплаты налогов, откажет в предоставлении отсрочки или рассрочки.
Органами, уполномоченными принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
1) по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) по региональным и местным налогам — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине — органы государственной власти и/или лица, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
5) по единому социальному налогу — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
На положительное решение уполномоченного органа значительное влияние оказывает лимит, определяемый законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в связи с чем отсрочка или рассрочка может быть предоставлена не более чем до конца календарного года.
Налоговые риски в лесном секторе.
В деятельности предприятия лесного хозяйства существует множество рисков. Их своевременное прогнозирование позволяет во многом избежать негативных последствий дальнейшей деятельности. Налоговые риски не являются исключением. А с учетом известных тенденций последних лет в лесном хозяйстве вновь становятся наиболее существенными.
Несмотря на то, что в последние годы налоговая нагрузка на предприятия лесного сектора в процентном отношении уменьшалась, налоговые риски оставались достаточно стабильными. И в последние два года — даже увеличились. Основная причина увеличения налоговых рисков связана с тем, что ранее разработанные схемы оптимизации налогообложения достаточно часто стали рассматриваться как незаконные.
Так, действия по выделению отдельных подразделений в самостоятельное предприятие в целях последующего оказания новым предприятием услуг предприятию, из которого они выделились,
рассматриваются налоговыми органами как один из способов уклонения от налогов. В дальнейшем расходы по оплате за услуги таким предприятиям налоговыми органами не принимаются в качестве расходов по налогу на прибыль. Предприятия лесного хозяйства часто сами создают себе дополнительные налоговые риски, точно не просчитывая налоговые последствия принимаемых управленческих решений. Существуют достаточно высокие налоговые риски, связанные с толкованием действующего Налогового кодекса. Данные риски усугубляются постоянным изменением налогового законодательства, а также отсутствием судебной практики по ряду вопросов. Усложненность налоговых процедур, множественность налоговых режимов, большое число налоговых льгот и специальных норм, требующих особого контроля налоговых органов за их применением налогоплательщиками, особая система налогового учета, требующая от налогоплательщиков пересчета данных бухгалтерской отчетности для целей исчисления налоговых платежей, способствуют росту налоговых рисков.
Выводы.
По результатам проведенного анализа существующей налоговой системы и ее влияния на функционирование ЛПК можно отметить следующее:
1. Следует более дифференцированно регулировать деятельность предприятий по обработке леса по принципу предоставления преимуществ или увеличения налогообложения в зависимости от целевого характера привлеченных инвестиционных средств.
2. Неправомерное включение в издержки предприятий лесной промышленности необоснованных расходов влечет за собой риск применения различных санкций, который может быть значительно снижен путем регулирования налогового механизма с учетом контроля над уровнем издержек заготовки леса, законности и правомерности соотнесения тех или иных затрат на себестоимость продукции или результаты финансовой деятельности лесозаготовительных предприятий. Налогообложение прибыли предприятий лесной отрасли не должно стимулировать ее сокрытие, поощрять убыточность предприятий и рост просроченных долговых обязательств. Требуется до минимума сократить область вероятных потерь, которые на многих предприятиях превосходят критический уровень.
3. Целесообразно изменить подходы к установлению налоговых льгот предприятиям, занимающимся лесозаготовкой, главным принципом которых должен стать их строго целевой и вре-
менный характер, предполагающий избирательное воздействие налогового механизма в соответствии с приоритетными направлениями и задачами. Предоставление льгот должно осуществляться в соответствии с государственными инвестиционными программами на всех уровнях экономики, эффективность которых подтверждается экспертными оценками. В частности, льготы по налогу на прибыль не должны предусматриваться, если лесозаготовительное предприятие не использует полностью на цели накопления (инвестирования) амортизационные отчисления.
4. Более активно внедрять механизм концессионного законодательства применительно к лесу. Договор концессии предусматривает предоставление лесных ресурсов в пользование на срок от 1 года до 99 лет. Особенностью договора концессии является то, что его основным объектом могут быть неосвоенные участки лесного фонда без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для их вовлечения в хозяйственный оборот. В настоящее время в России договоры концессии предприятиями ЛПК не заключаются.
5. В первой части НК РФ четыре специальных налоговых режима — малый бизнес, свободные экономические зоны, соглашения о разделе продукции и концессии. Есть основы для того, чтобы дальше развивать направление — концессия. Необходимо в Лесном кодексе больше уделить им внимания, необходимо предусмотреть возможность применять такой закон применительно к лесу, а также принять главу Налогового кодекса о специальном налоговом режиме.
6. Для предприятий лесной отрасли налоговое бремя остается не просто чрезмерным, а в ряде случаев и конфискационного типа, поэтому следует: отказаться от принципа единой ставки НДС и ввести дифференциацию ставок налога на добавленную стоимость (НДС) по отдельным видам лесных угодий, имеющим резкие различия в уровне рентабельности по объективным причинам, и в отраслевом разрезе (поддержка отечественных производителей, лесной промышленности и т. д.); минимизировать ставки НДС на промежуточных звеньях технологической цепочки заготовления продажи леса. Снижение или введение на определенное время нулевых ставок НДС первоначально должно коснуться только тех видов лесной продукции, заготовление которой объективно малорентабельно или убыточно.
Учитывая, что организация эффективного использования лесных ресурсов на сегодняшний
день становится одной из приоритетных задач государственной политики для развития отечественных производителей и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке, необходимо дифференцировать плату за лес в целях стимулирования оптимального лесопользования и вообще отменить НДС на первичный лесной продукт.
7. Большое значение приобретает импорт оборудования для лесной промышленности. При его осуществлении требуется льготный режим налогообложения. Учитывая, что лесному сектору необходимо серьезное техническое перевооружение и без импортных поставок обойтись невозможно, — введение льготных ставок на ввозимое оборудование для лесного хозяйства и для деревообработки, тем более если аналоги не производятся в России, сегодня просто необходимо. Льготы могут быть введены хотя бы на несколько лет, пока идет перевооружение отрасли. В противном случае большая часть леса, по некоторым данным до 80 %, так и будет в виде кругляка вывозиться за границу и возвращаться к нам дорогими изделиями, обогащая зарубежных производителей.
8. Налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и реализации иных составляющих экономического потенциала системы налогообложения: инвестиционного потенциала. Все это позволило бы изменить темпы и объемы инвестиций в лесное хозяйство, стимулировать экономическое развитие отдельных лесозаготовительных регионов, обеспечить равные условия справедливой конкуренции для всех хозяйствующих субъектов.
Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок и создание системы налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами — производителями специализированного оборудования для лесного комплекса.
9. Разработанные предложения по внесению изменений в действующие законодательные акты нацелены на формирование добровольного, сознательного отношения предприятия лесного сектора к его обязанности платить законодательно установленные налоги. В связи с тем, что внесение подобных изменений в российское законодательство входит в компетенцию федеральных органов, целесообразно направить данные законодательные инициативы от субъекта Федерации в Государственную Думу.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая), федеральные законы, оп-
ределяющие права и обязанности налогоплательщиков, содержат информацию, не позволяющую однозначно толковать означенные ими положения. Для утверждения собственной позиции, для однозначного толкования законодательных актов, т. е. минимизации рисков, необходимо руководствоваться постановлениями арбитражных и конституционных судов. Так, экономический механизм лесопользования, предложенный в новом Лесном кодексе, не учитывает реального положения, сложившегося в системе лесопользования. Так, отсутствуют перечень платежей за лесопользование и характеристика каждого из них, и законодательное регулирование решения такого важнейшего вопроса, как система платежей за использование лесного фонда, фактически сведено к отсылке на НК РФ. Налоговый кодекс, по нашему мнению, должен определять только порядок взимания платежей за лесопользование. Все остальные вопросы (виды платежей, определение их целевого характера, расчет и утверждение ставок, аккумулирование полученных средств) должны отражаться в Лесном кодексе.
11. Система платежей за лесопользование как ключевой элемент экономического механизма должен базироваться на следующих основных принципах:
— лесная рента как чистый доход, полученный от эксплуатации общественной собственности, каким является лес, должна принадлежать всему обществу в лице государства, являющегося его собственником;
— стоимость лесной продукции, созданная частным образом (заработная плата, прибыль на вложенный капитал), должна принадлежать физическим и юридическим лицам, осуществившим ее производство. При этом учитывается, что лесная рента (абсолютная) — это избыток рыночной стоимости продукции леса над ценой ее производства, определяемой издержками производства в худших природных условиях с добавлением средней прибыли на авансированный капитал. Поэтому кроме абсолютной ренты может существовать и дифференцированная рента, получаемая в результате уменьшения издержек производства при использовании лучших лесных ресурсов (по качеству, продуктивности, местоположению и т. д.).
12. Как показал проведенный анализ, на предприятиях ЛПК часто применяются различные схемы оптимизации налогообложения. Так, для уменьшения налога на прибыль и НДС предприятия ЛПК часто используют так называемые за-
тратные договоры, денежные средства по которым переводятся в фирмы, где обналичиваются и возвращаются к заинтересованным лицам. При этом возникает риск невозможности подтверждения во время встречных проверочных действий по уплате налогов и в большинстве случаев доначисления НДС, налога на прибыль и соответствующих пеней и штрафов. Другим часто встречающимся способом уклонения от уплаты налогов является отражение в бухгалтерском учете предприятиями ЛПК, осуществляющими расчеты наличными, выручки не в полном объеме. Здесь также имеет место риск обнаружения неправомерных действий и доначисление соответствующих налогов и штрафных санкций. Считаем невозможным применение подобных схем минимизации налогообложения. Должен быть выбор наиболее приемлемых законных способов сокращения налоговой нагрузки.
13. Необходимо провести финансовый анализ предприятий с иностранным капиталом для выявления системных элементов, позволивших им добиться выпуска товарной продукции в десятки раз превышающий выпуск продукции российских компаний.
14. Правильность формирования затратной части. Затраты, направленные на производство лесной продукции, неоднородны: во-первых, это затраты на поддержание ресурсного потенциала лесов, расходы, направленные на охрану и воспроизводство лесных ресурсов. На практике — это затраты лесхозов с добавлением их нормативной прибыли; во-вторых, затраты организаций, использующих лесные ресурсы для производства продукции, плюс их нормативная прибыль.
В связи с изложенным задачей системы платежей за лесопользование является обеспечение справедливого распределения стоимости, полученной в результате реализации лесной продукции:
а) выделение доли государства — собственника лесных ресурсов, куда входит лесная рента, полученная в результате их использования (абсолютная и дифференцированная);
б) выделение доли организаций, осуществляющих функции охраны и воспроизводства леса (лесхозов);
в) выделение доли организаций, осуществляющих добычу и переработку лесных ресурсов, куда входит и получаемая ими прибыль.
Решение этой задачи должно обеспечиваться введением платежей за использование лесных ресурсов (платы за лес на корню), которые состоят из платежей:
1) за использование лесных ресурсов, изымающих лесную ренту и направляемых в бюджеты всех уровней;
2) за охрану и воспроизводство лесных ресурсов, средства которых аккумулируются в фонде развития лесного хозяйства и направляются на финансирование этой деятельности.
Стоимость продукции, оставшаяся в распоряжении организации, осуществившей производство лесной продукции, после уплаты указанных выше платежей является ее собственностью и используется ею для компенсации произведенных затрат и получения прибыли.
Достижение устойчивого управления лесами и эффективной деятельности всех субъектов лесных отношений требует совершенствования системы управления лесным сектором экономики России. Роль государства в решении этой проблемы сводится к следующему: стимулирование рациональной интеграции лесопромышленных предприятий путем совершенствования налогового законодательства.
Важнейшим элементом развития рыночных схем лесопользования является передача участков лесного фонда в концессию. Для ускорения этого процесса предполагается разработать проект федерального закона «О концессии участков лесного фонда». Основным содержанием данного законопроекта должно стать определение особенностей взимания отдельных видов налогов при концессии участков лесного фонда, освобождение при определенных условиях инвестора-концессионера от НДС, от взимания акцизов, налогов на пользователей автодорог, налога на имущество предприятий и таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.
В целях создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, обеспечения привлечения инвестиций для модернизации лесопромышленного производства и строительства новых предприятий предполагается совершенствование налогового и корпоративного права, в котором следует предусмотреть:
— стабильность и неизменность нормативно-правовой базы на период осуществления инвестиционных проектов, возврат налоговых льгот на прибыль, направляемую на развитие производства в виде инвестиций;
— предоставление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов и льготных условий пользования землей и лесными ресурсами;
— широкое внедрение в практику управления лесопромышленными предприятиями международных стандартов бухучета и финансовой отчетности, а также усиление ответственности собственников и руководителей за результаты управления бизнесом;
— поддержка развития лизинговых схем инвестирования модернизации лесопромышленного производства путем создания лизинговых компаний с участием государства;
— обеспечение государственного гарантирования инвестиций от некоммерческих рисков и страхования инвестиций от коммерческих рисков.
Для повышения эффективности внешнеторговой деятельности в лесопромышленном комплексе России предлагается усилить государственное регулирование лесного экспорта методами, используемыми в мировой практике и в странах с рыночными отношениями:
— ограничение вывоза за рубеж пиловочника и фанерного кряжа как стратегического ресурса,
Литература
истощенного в освоенных лесах и востребованного для переработки древесины внутри страны;
— осуществление регистрации экспортных контрактов, а также экспертизы количества, качества и цены экспортируемых лесных товаров и в связи с этим уточнение порядка применения индикативных цен в качестве критерия при определении налогооблагаемой базы экспортно-ориентированных лесопромышленных предприятий.
Круг очерченных проблем, возникающих при налогообложении российского лесного комплекса, далеко не полон. Однако даже при немедленных действиях по разрешению поставленных вопросов конечный результат может быть уже признан несколько запоздалым. При сложившейся практике не один год может уйти на разработку и реализацию конкретных мероприятий, направленных на совершенствование налогообложения, что несомненно повлияет на изменение инвестиционного климата в лесном секторе.
1. Экономическая и национальная безопасность /Под ред. Е. А. Олейникова. — М.: «Экзамен-ХХ1», 2005.
2. Российская лесная газета: http://www. lesgazeta. га^ьЫп^е^аЛ. cgi?id=519&pr=_print.
3. http://10-04.newspo. ru/news/economy/42140.html.
4. Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.1998 ФЗ №146-ФЗ и вторая часть Налогового кодекса от 05.08.2000 ФЗ №117-ФЗ в ред. 05.12.2006).