Научная статья на тему 'Оценка влияния крупных интегрированных структур на социальнодемографическую безопасность муниципальных образований'

Оценка влияния крупных интегрированных структур на социальнодемографическую безопасность муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / ИНДИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ / DIAGNOSTICS / SOCIO-DEMOGRAPHIC SAFETY / MUNICIPAL ENTITY / ENTERPRISE / INTEGRATED STRUCTURE / INDICATIVE ANALYSIS / MULTIDIMENSIONAL SCALING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасова Евгения Владимировна

Предложен понятийный аппарат социально-демографической безопасности территории муниципального уровня с развернутым классификатором угроз. Разработана комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности территории муниципального уровня и выявления влияния крупных интегрированных структур на ее формирование. Данная методика основана на авторском подходе совместного использования методов индикативного анализа и многомерного шкалирования, позволяющем оценить абсолютный и относительный уровень состояния, динамику социально-демографической безопасности муниципального образования с выявлением латентных взаимосвязей интеграционных и социально-демографических процессов. Разработанная комплексная методика была апробирована на примере муниципальных образований Свердловской области, в которых осуществляют свою деятельность предприятия крупных интегрированных структур. В соответствии с полученными результатами, все рассматриваемые территории по параметрам социально-демографической безопасности в период 2000-2009 гг. находились в кризисной зоне, при этом взаимодействие органов местного самоуправления и предприятий в направлении обеспечения социально-демографической безопасности территорий их базирования в 2009 г. было результативным во всех рассматриваемых образованиях, за исключением города Североуральска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Некрасова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INFLUENCE OF LARGE INTEGRATED STRUCTURES ON SOCIO-DEMOGRAPHIC SAFETY OF MUNICIPAL UNIONS

This paper offers the conceptual apparatus of socio-demographic safety of municipal level territory with the developed qualifier of threats. The complex technique of diagnostics of socio-demographic safety of municipal level territory and revealing of influence of large integrated structures on its formation is developed. The given technique is based on the author's approach of sharing of methods of the indicative analysis and the multidimensional scaling, allowing to estimate absolute and relative level of a condition, dynamics of socio-demographic safety of municipal union with revealing of latent interrelations of integration and socio-demographic processes. The developed complex technique has been approved by municipal unions of Sverdlovsk region where enterprises of large integrated structures are being in production. According to the received results all considered territories on parameters of socio-demographic safety for the period 2000-2009 were in a crisis zone, thus interaction of local governments and the enterprises in a direction of maintenance of socio-demographic safety of territories of their basing in 2009 was productive in all considered unions with the exception of Severouralsk town.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния крупных интегрированных структур на социальнодемографическую безопасность муниципальных образований»

Komi Republic in the period of2005-2010. The conceptual foresight of development of the regional market of postal money orders for 2011-2012 is presented. Regression models were analyzed not only for the dynamic sequence of data, but also for sequences of data on territories, which revealed independent correlated factors which are weakly changing and evolving over time. The presented results have important practical and methodological significance for predicting both the volume of postal money orders as well as other types of services.

Keywords: conceptual foresight, forecasting, regression analysis, internal and external factors, market of postal money orders

References

1. O pochtovoy svyazi. Federal'nyy zakon № 176-FZ ot 17.06.1999 [On Postal Service. Federal Law № 176-FZ of June 17, 1999]. Available at the legal reference system «Consultant Plus».

2. Godovoyotchet FGUP «Pochta Rossii» [Annual report ofthe federal state unitary enterprise «Russian Post»] (2009). Available at: http://www.russianpost.ru/ (Accessed 02 September 2011).

3. Goroda i rayony Respubliki Komi. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Cities and regions of the Komi Republic. Socioeconomic indicators] (2010). Ctat.sb. [Statistical digest]. Komistat [State Statistics Service of the Komi Republic]. Syktyvkar.

4. Efimova M. R., Ganchenko O. I., Petrova E. V. (2005). Praktikum po obshchey teorii statistiki [Workshop on general theory of statistics]. Moscow: Finansy i statistika [Finances and Statistics], 184-185.

5. Kobzar' A. I. (2006). Prikladnaya matematicheskaya statistika [Applied mathematical statistics]. Moscow: Fizmatlit.

6. Kuratova L. A. Pochta Rossii kak uchastnik finansovogo rynka I perspektivy razvitiya pochtovoy svyazi Rossiyskoy Federatsii [Russian Post as a participant of the financial market and prospects for development of postal communication of the Russian Federation] (2011). Mikroekonomika [Microeconomics], 2, 197-201.

7. Kuratova L. A. (2011). Regional'nye osobennosti rynka denezhnykh perevodov v Respublike Komi [Regional features of the money transfer market in the Republic of Komi]. Regional'nye issledovaniya [Regional Researches], 2, 93-96.

8. Kuratova L. A. (2011). Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitiei nfrastruktury pochtovoy svyazi Respubliki Komi [Socioeconomic development of the postal infrastructure of the Komi Republic]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economy], 2, 293-297.

9. Orlova I. V. Polovnikov V. A. (2007). Ekonomiko-matematicheskie metody i modeli. Komp'yuternoe modelirovanie [Economic-mathematical methods and models. Computer modeling]. Moscow: Vuzovskiy uchebnik [High School Textbook], 173-178.

Information about the author

Kuratova Lyubov' Aleksandrovna (Syktyvkar) — Ph.D. student, the Institute for socio-economic and energy problems of the North Komi, Scientific center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (167982, the Komi Republic, Syktyvkar, Kommunisticheskaya st. 26, e-mail: lyubov_kuratova@list.ru).

УДК 346.548.003:316(1)

Е. В. Некрасова

оценка влияния крупных интегрированных структур на социально-демографическую безопасность муниципальных образований

Предложен понятийный аппарат социально-демографической безопасности территории муниципального уровня с развернутым классификатором угроз. Разработана комплексная методика диагностики социально-демографической безопасности территории муниципального уровня и выявления влияния крупных интегрированных структур на ее формирование. Данная методика основана на авторском подходе совместного использования методов индикативного анализа и многомерного шкалирования, позволяющем оценить абсолютный и относительный уровень состояния, динамику социально-демографической безопасности муниципального образования с выявлением латентных взаимосвязей интеграционных и социально-демографических процессов. Разработанная комплексная методика была апробирована на примере муниципальных образований Свердловской области, в которых осуществляют свою деятельность предприятия крупных интегрированных структур. В соответствии с полученными результатами, все рассматриваемые территории по параметрам социально-демографической безопасности в период 2000-2009 гг. находились

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ 11-06-00044-а «Социально-демографическое развитие регионов России: диагностика, прогнозирование и оптимизация управления»).

в кризисной зоне, при этом взаимодействие органов местного самоуправления и предприятий в направлении обеспечения социально-демографической безопасности территорий их базирования в 2009 г. было результативным во всех рассматриваемых образованиях, за исключением города Североуральска.

Ключевые слова: диагностика, социально-демографическая безопасность, муниципальное образование, предприятие, интегрированная структура, индикативный анализ, многомерное шкалирование

Особенности структурной организации территории муниципального уровня во многом определяют развитие современных муниципальных образований. Согласно Федеральному закону №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., «муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления» (ст. 1).

Субъектом муниципальных отношений является население, проживающее на территории, законодательно оформленной как муниципальное образование — муниципалитет. В процессе муниципализации население муниципального образования формируется в местное сообщество, обеспечение благосостояния которого (личного и общественного) является целью муниципального развития.

Кроме территориальных институтов структурными элементами муниципального образования являются бизнес-структуры, схема взаимодействия которых схематично представлена на рисунке 1.

Из представленной на рисунке схемы видно, что расположенное на территории предприятие напрямую или косвенно взаимодействует со всеми территориальными институтами. Следовательно, оптимизировать развитие муниципального образования можно посредством оптимизации деятельности расположенного на его территории предприятия.

На первом этапе решения данной задачи необходимо оценить влияние предприятий на муниципальное развитие, а в условиях наблюдаемого экономического кризиса, в первую очередь — на его безопасность и защищенность.

Для решения данной задачи автором предложено определение понятия социально-демографической безопасности территории муниципального уровня, под которой понимается состояние защищенности материальных и духовных потребностей его жителей от угроз, что выражается в следующем:

Услуги

Рис. 1. Функциональные структурные элементы муниципального образования и их взаимодействие ЭКОНОМИКА РЕГИОНА № 1/2012

— защищенность жизни, воспроизводства населения и формирования демографических структур (половозрастной, этнической, семейной);

— сохранение и развитие человеческого потенциала, поддержание психоэмоционального состояния и здоровья населения;

— обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;

— обеспечение эффективной миграции, систем интеграции мигрантов в местный социум.

Несмотря на то что мы рассматриваем социально-демографическую безопасность муниципального образования, источники угроз могут располагаться и за пределами его территории. В то же время на уровне муниципального образования возможно решение задач лишь по нейтрализации угроз, обусловленных спецификой территорий данного уровня, поэтому рассмотрим только их:

— организационно-правовые угрозы: финансовая зависимость муниципальных властей, в том числе органов местного самоуправления, от региональных и федеральных властей; неудовлетворительное содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры городскими администрациями после их передачи с баланса предприятий на баланс муниципальных бюджетов; отсутствие эффективных механизмов взаимодействия бизнес-структур и территориальных институтов; неэффективная деятельность отдельных чиновников на уровне местного самоуправления;

— экономические угрозы: отсутствие или недостаточность финансирования программ социально-экономического развития территорий муниципального уровня; неэффективная деятельность предприятий; узкая специализация городов, приводящая к их финансовой зависимости от экономической политики и финансовой устойчивости градообразующих предприятий;

— географические угрозы: территориальная и географическая обособленность городов моноспециализированного типа;

— экологические угрозы: низкий уровень природоохранной деятельности предприятий; максимальное изъятие природных ресурсов территории без обратной их компенсации.

Проанализировав угрозы, обусловленные спецификой территорий муниципального уровня, можно предположить, что предприятия могут выступать источниками, с одной стороны,

всех представленных видов угроз, а, с другой стороны — их нейтрализации. Следовательно, простого анализа угроз недостаточно для оценки влияния предприятий на социально-демографическую безопасность территорий их базирования, и требуется разработка специального методического аппарата. В связи с тем что в последнее десятилетие в развитии промышленности отмечается тенденция к вертикальной интеграции отдельных предприятий в единое целое, в первую очередь, необходимо производить оценку влияния таких предприятий.

Для диагностики социально-демографической безопасности муниципальных образований и выявления влияния предприятий крупных интегрированных структур на ее формирование была разработана комплексная методика. Авторская схема проведения диагностики в соответствии с разработанной методикой приведена на рисунке 2.

В связи с тем что степень защищенности материальных и духовных потребностей жителей муниципального образования от угроз, по-нашему мнению, может быть оценена с помощью системы индикаторов, для диагностики социально-демографической безопасности муниципальных образований предлагается использовать метод индикативного анализа, применяемый ранее в Институте экономики УрО РАН при решении задач исследования качества жизни населения [1], экономической, продовольственной [4], энергетической [3] и социально-демографической [2, 5] безопасности территорий регионального уровня.

При группировке индикаторов в блоки использовался проблемный подход: все индикаторы были сгруппированы в три индикативных блока (человеческий потенциал, занятость и доходы населения, социальная инфраструктура), отражающие проблемные сферы жизнедеятельности муниципальных образований. При формировании состава индикаторов отдельных блоков отбирались только те, на которые оказывают прямое или косвенное влияние территориальные институты, схематично представленное на рисунке 3.

Предложенная система индикаторов позволяет получать комплексную оценку социально-демографической безопасности, оценки ситуации по индикативным блокам и оценки по индикативным показателям (индикаторам). На основе сравнения фактических значений инди-

Рис. 2. Блок-схема диагностики социально-демографической безопасности территории муниципального уровня и выявления влияния крупных интегрированных структур на ее формирование

каторов с их пороговыми (критериальными) значениями дается оценка ситуации: относительно нормальное состояние, предкризисное состояние, которое разбивается на три (расположенные в порядке нарастания степени кризисности) подзоны: предкризис 1, предкризис 2, предкризис 3; кризисное состояние, которое также разбивается на три подзоны: кризис 1, кризис 2, кризис 3.

Для наглядного представления влияния крупных интегрированных структур на ситуацию по отдельным индикаторам и индикативным блокам производится оценка степени кризисности по группам территорий, разбитым по признаку вхождения их в состав крупных интегрированных структур. Данные оценки определяются как среднее взвешенное нормализованных оценок индикаторов по территориям рассматриваемой интегрированной структуры, где в качестве весов берется их численность населения.

Разработанная комплексная методика была реализована на примере муниципальных об-

разований Свердловской области, на которых осуществляют свою деятельность предприятия крупных интегрированных структур. В соответствии с полученными результатами, несмотря на ухудшение ситуации по блокам «человеческий потенциал» в 2002 г. и «социальная инфраструктура» в 2003 г., в целом по безопасности по всем интегрированным структурам до 2003 г. наблюдалось улучшение ситуации (см. рис. 4). На территориях, где расположены предприятия ОАО «УГМК-Холдинг», — в 2004 г., на остальных территориях — в 2005 г. наблюдался скачок уровня кризисности вследствие роста профессиональной заболеваемости и безработицы, возникновения проблем в системе здравоохранения при нарастающем уровне преступности. Рост занятости и доходов населения привел к улучшению ситуации лишь на год. В 2007 г. в результате роста производственного травматизма и профессиональной заболеваемости наблюдается ухудшение ситуации на территориях, где распо-

прямое влияние

косвенное влияние

Рис. 3. Схема формирования состава индикативных блоков социально-демографической безопасности муниципального образования

1,7

о «1 ш ю т о о.

- «Е враз Груп С.А.»

I- - - ОАО «Русский аллюминий»

-А-ОАО «Трубная

металлургичес кая компания»

-Х-■ ОАО «УГМК-Холдинг»

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Примечание. Обозначение состояний по безопасности: Н - нормальное (соответствует нулевым значениям уровня кризисности и на диаграмме не указывается); ПК1 - предкризисное начальное состояние; ПК2 - предкризисное развивающееся состояние; ПКЗ - предкризисное критическое состояние; К1 - кризисное нестабильное состояние; К2 - кризисное угрожающее состояние; КЗ - кризисное

чрезвычайное состояние

Рис. 4. Динамика изменения комплексной оценки социально-демографической безопасности по группам территорий Свердловской области, где расположены предприятий крупных интегрированных структур, за 2000-2009 гг.

од^'

Рис. 5. Оценка результативности взаимодействия органов МСУ и предприятий муниципальных образований Свердловской области в направлении обеспечения их социально-демографической безопасности за 2009 г.

ложены предприятия «Евраз Груп С.А.» и ОАО «УГМК-Холдинг», с 2008 г. в результате наступившего финансово-экономического кризиса ухудшение ситуации наблюдается уже по всем группам территорий Свердловской области, где расположены предприятий крупных интегрированных структур.

Полученная оценка результативности взаимодействия органов МСУ и предприятий в направлении обеспечения социально-демографической безопасности территорий их базирования (см. рис. 5) позволяет сделать вывод, что в 2009 г. такое взаимодействие было результативным во всех рассматриваемых образованиях, за исключением города Североуральска.

В то же время комплексная оценка социально-демографической безопасности, полученная на

основе оценок по трем рассмотренным индикативным блокам, показывает, что все территории по параметрам социально-демографической безопасности в период 2000-2009 гг. находились в кризисной зоне. Самая неблагополучная ситуация (угрожающая стадия кризиса), наблюдалась в трех из них (города Каменск-Уральский, Красноуральск, Полевской), на территориях которых расположены предприятия всех рассматриваемых интегрированных структур, за исключением «Евраз Груп С.А.».

На основе использования метода многомерного шкалирования была выявлена сильная дифференциация по всем блокам социально-демографической безопасности между территориями каждой из рассматриваемых интегрированных структур.

Список источников

1. Васильева Е. В. Межрегиональная дифференциация качества жизни населения России // Экономика региона. — 2010. — №4. — С. 234-242.

2. Диагностика и моделирование эффективности деятельности системы здравоохранения в направлении обеспечения социально-демографической безопасности регионов России / Куклин А. А., Шориков А. Ф., Тюлюкин В. А., Черепанова А. В., Некрасова Е. В., Васильева Е. В. // Пространственная экономика. — 2011. — № 4. — С. 72-92.

3. Исследование отраслевых и региональных проблем формирования энергетической безопасности / Мызин А. Л., Мезенцев П. Е., Пыхов П. А., Денисова О. А. // Экономика региона. — 2008. — № 3(15). — С. 8--89.

4. Куклин А. А., Васильева Е. В. Влияние продовольственной безопасности на качество жизни населения регионов // Уровень жизни населения регионов России. — 2010. — №5(147). — С. 53-62.

5. Черепанова А. В., Васильева Е. В. Проблемы и перспективы социально-демографического развития регионов России. На примере Свердловской области // Экономика региона. — 2011. — №1. — С. 57-61.

Информация об авторе

Некрасова Евгения Владимировна (Екатеринбург) — соискатель, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29, e-mail: tch_ev@mail.ru).

E. V. Nekrasova

Estimation of influence of large integrated structures on socio-demographic safety of municipal

unions

This paper offers the conceptual apparatus of socio-demographic safety of municipal level territory with the developed qualifier of threats. The complex technique of diagnostics of socio-demographic safety of municipal level territory and revealing of influence of large integrated structures on its formation is developed. The given technique is based on the author's approach of sharing of methods of the indicative analysis and the multidimensional scaling, allowing to estimate absolute and relative level of a condition, dynamics of socio-demographic safety of municipal union with revealing of latent interrelations of integration and socio-demographic processes. The developed complex technique has been approved by municipal unions of Sverdlovsk region where enterprises of large integrated structures are being in production. According to the received results all considered territories on parameters of socio-demographic safety for the period 2000-2009 were in a crisis zone, thus interaction of local governments and the enterprises in a direction of maintenance of socio-demographic safety of territories of their basing in 2009 was productive in all considered unions with the exception of Severouralsk town.

Keywords: diagnostics, socio-demographic safety, municipal entity, enterprise, integrated structure, indicative analysis, multidimensional scaling

References

1. Vasil'eva E. V. (2010). Mezhregional'naya differentsiatsiya kachestva zhizni naseleniya Rossii [Interregional differentiation of quality of life in Russia]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 4, 234-242.

2. Kuklin A. A., Shorikov A. F., Tyulyukin V. A., Cherepanova A. V., Nekrasova E. V., Vasil'eva E. V. (2011). Diagnostika I modelirovanie effektivnosti deyatel'nosti sistemy zdravookhraneniya v napravlenii obespecheniya sotsial'no-demograficheskoy bezopasnosti regionov Rossii [Diagnostics and modeling of the effectiveness of the health care system in the direction of socio-demographic security provision of Russia's regions]. Prostranstvennaya ekonomika [Spacial Economy], 4, 72-92.

3. Myzin A. L., Mezentsev P. E., Pykhov P. A., Denisova O. A. (2008). Issledovanie otraslevykh I regional'nykh problem formi-rovaniya energeticheskoy bezopasnosti [The study of industry-specific and regional problems of energy security formation]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 3 (15), 8-89.

4. Kuklin A. A., Vasil'eva E. V. (2010). Vliyanie prodovol'stvennoy bezopasnosti na kachestvo zhizni naseleniya regionov [The influence of food security on the quality of life of regional population]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii [Living standards in the Russian regions], 5 (147), 53-62.

5. Cherepanova A. V., Vasil'eva E. V. (2011). Problemy I perspektivy sotsial'no-demograficheskogo razvitiya regionov Rossii. Na primere Sverdlovskoy oblasti [Problems and prospects of socio-demographic development of Russia's regions. On the example of Sverdlovsk region]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 1, 57-61.

Information about the author

Nekrasova Evgeniya Vladimirovna (Yekaterinburg) — Ph.D. applicant, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (620014, Yekaterinburg, Moskovskaya st. 29, e-mail: tch_ev@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.