Научная статья на тему 'Оценка влияния конструктивных форм днища на напряженное состояние котла цистерны под давлением'

Оценка влияния конструктивных форм днища на напряженное состояние котла цистерны под давлением Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАГОН-ЦИСТЕРНА / ТОНКОСТЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ДНИЩЕ КОТЛА / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / THIN-WALL STRUCTURES / STRESS-STRAIN STATE / TANK CAR / TANK SHELL / CARRYING LOAD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Богачев В.И.

Приводятся результаты исследования, направленного на оптимизацию конструкции котла цистерны. Делаются выводы о влиянии конструктивных форм днищ на их напряженно-деформированное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact assessment of influence of design shape of dished end on stress condition of tank shell under pressure

The article provides results of a study aimed at optimising the design of tank shell, and makes conclusions regarding the influence of design shapes of dished end on their stress-strain state.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния конструктивных форм днища на напряженное состояние котла цистерны под давлением»

Литература

1. Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 27 октября 2005 г. № 1701 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство объектов, финансируемое ОАО „РЖД"» (В ред. распоряжений ОАО «РЖД» от 12.10.2009 г. № 2076, от 13.08.2010 г. № 1748). ОАО «РЖД», 2005.

2. Рекомендации по формированию технических условий для проектирования реконструкции и технического перевооружения объектов ЖАТ в составе инвестиционных проектов ОАО «РЖД».

3. Образец технического задания. Департамент автоматики и телемеханики ОАО «РЖД». 2008.

4. Люггер Дж. Ф. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем. М.: Вильямс, 2005.

5. Гладкий А. В. Формальные языки и грамматики. М.: Наука, 1973.

6. Безродный Б. Ф., Василенко М. Н., Де-

нисов Б. П., Седых Д. В. Автоматизация проверки проектов на основе АРМ-ТЕСТ // Автоматика. Связь. Информатика (АСИ). 2008. № 9. С. 22-24.

7. Кочетков А. А., Василенко М. Н., Денисов Б. П., Трясов М. С., Максименко О. А. Система контроля и обеспечения качества проектной документации // Автоматика. Связь. Информатика (АСИ). 2006. № 8. С. 9-11.

8. Тележенко Т. А. Автоматизированная система экспертизы схемных решений // Автоматика. Связь. Информатика (АСИ). 2009. № 5. С. 24-26.

9. Василенко М. Н., Горбачев А. М. Оптимизация синтеза кабельных сетей // Мир транспорта. 2010. № 4. С. 98-105.

10. Василенко М. Н., Горбачев А. М., Зуев Д. В., Григорьев Е. В. Автоматизированная система экспертизы схемных решений железнодорожной автоматики и телемеханики // Транспорт Российский Федерации. 2011. № 5 (36). С. 64-67.

11. Харари Ф. Теория графов. М.: Либро-ком. 2009.

Оценка влияния конструктивных форм днища на напряженное состояние котла цистерны под давлением

В. И. Богачев,

аспирант кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

В вагоностроении тонкостенные оболочки вращения используются в качестве несущих элементов котлов. Котел при этом имеет сложную конструкцию и в процессе эксплуатации подвижного состава испытывает разнообразные воздействия. К тонкостенным конструкциям предъявляются жесткие требования в отношении надежности и одновременно легкости, поэтому расчет таких конструкций является достаточно сложной задачей, для решения которой в последние годы широко применяются специализированные программные комплексы. С целью оптимизации конструкции котла было проведено исследование влияния конструктивных форм днищ на их напряженно-деформированное состояние (НДС).

Проверка своевременного внесения изменений в схемы в соответствии с указаниями ГТСС осуществляется группой функций модуля «Проверка принципиальных схем на соответствие указаниям». Для решения этой задачи потребовалось создать формализованную базу указаний ГТСС и разработать функции поиска фрагментов на схеме на основе теории графов [11]. В настоящее время база содержит набор указаний по пожарной безопасности. Для проверки на соответствие другим указаниям достаточно внести дополнительную информацию в базу без изменения самого модуля проверки.

Разработанные модули, осуществляющие экспертизу технической документации, активно внедряются на железной дороге в составе АРМ ВТД. Их применение сокращает число ошибок, что ведет к сокращению затрат времени на обработку технической документации и одновременно — благодаря своевременному выявлению ошибок — обеспечивает повышение безопасности движения поездов. □

Одним из важнейших параметров вагона-цистерны является грузоподъемность. Увеличение грузоподъемности позволяет повысить производительность вагона, т. е. количество перевозок, выполняемых вагоном в единицу времени, увеличить вес поездов, оптимизировать использование мощности локомотивов

и станционных устройств, снизить расходы на маневровую работу, текущее содержание, обслуживание вагонов и т. д. В конечном счете все это ведет к увеличению провозной способности железных дорог и снижению себестоимости перевозок.

Днище является частью конструкции котла, объем которой в определен-

ной степени влияет на параметры цистерны в целом. В связи с этим интерес представляет задача нахождения такого значения вылета днища, при котором обеспечивается максимальная грузоподъемность при удовлетворении условий прочности котла.

Данная задача решалась с использованием программного комплекса NASTRAN.

В качестве объекта исследования был выбран котел четырехосной цистерны модели 15-1443 для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов.

Расчетная схема представляет собой конечно-элементную модель котла, в которой учитывалась симметрия конструкции относительно поперечной вертикальной плоскости, т. е. рассматривалась половина котла, получаемая при рассечении этой плоскостью. В плоскости симметрии на модель котла накладывались соответствующие граничные условия. В модели не учитывались верхняя и нижняя горловины, сливной уклон, поскольку влияние перечисленных элементов конструкции на НДС днища незначительно.

Оболочка котла радиусом 1,5 м представлена совокупностью сеток конечных элементов (КЭ сеток) цилиндрической части и эллиптического днища. КЭ сетки создавались вращением [1] вокруг продольной горизонтальной оси котла, причем для броневого, двух верхних и двух продольных листов котла были созданы отдельные КЭ сетки. При создании КЭ сетки эллиптического днища было учтено, что днище имеет цилиндрический участок длиной 0,05 м. При построении конечно-элементной схемы использовались следующие конечные элементы: плоские четырехугольные — для листов обечайки котла, плоские четырехугольные и треугольные — для днища.

Конечно-элементная модель включает в себя 23 836 конечных элементов и 23 837 узлов.

Толщины листов заданы в свойствах элементов и составляют: 9 мм — для верхних и продольных листов обечайки; 11 мм — для броневого листа и 10 мм — для днища.

Материал котла задан как изотропный со следующими характеристиками: модуль Юнга равен 2Д-105 МПа, коэффициент Пуассона — 0,3.

Для днища котла внутреннее давление является определяющим внешним воздействием. Из результатов экспе-

Напряжение, МПа

600

400

200

- - 1\Т

\ - -----

_

О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

Осевая координата днтца, м

-0,2 м -0,3 м - 0,4 м -0,5 м -0,6 м 0,7 м -0,8 м -0,9 м

Рис. 1. Распределение эквивалентных напряжений в днище при варьировании его вылетом

-1,0м

риментальных исследований [2] следует, что нагружение котла внутренним давлением вызывает в днищах напряжения, составляющие не менее 80 % от суммарных напряжений, которые характеризуют прочность конструкций согласно требованиям норм [3]. Поэтому нагрузка в расчетной схеме была представлена в виде давления, значение которого принималось равным 0,4 МПа (давления, создаваемого в котле при гидравлическом испытании).

Влияние остальных сил учитывалось в величине допускаемых напряжений для днища по первому расчетному режиму.

В соответствии нормами [3] допускаемые напряжения [ст] для стали 09Г2С для первого расчетного режима принимаются равными пределу текучести материала (325 МПа), взятому с коэффициентом 0,9. Величина вылета днища согласно поставленной задаче изменялась в пределах от 0,2 до 1,5 м, поэтому расчетная модель котла создавалась отдельно для каждого значения вылета.

Описывая напряженное состояние модели, следует отметить, что вследствие краевого эффекта в переходной зоне от цилиндрической части котла к эллиптическому днищу можно наблюдать максимальный всплеск напряжений. С увеличением вылета их величина снижается. При вылете днища, равном 0,9 м, величины максимальных эквивалентных напряжений в обечайке котла и эллиптическом днище практически равны. Дальнейшее увеличение вылета

приводит к росту напряжений в обечайке и снижению их в днище.

На рис. 1 показано распределение эквивалентных напряжений в днище при варьировании его вылетом. Наибольшие величины напряжений наблюдаются в сечении, расположенном на расстоянии 0,15-0,35 м вылета днища. Для днищ с вылетами больше 1,0 м графики отсутствуют по той причине, что напряжения в таких днищах меньше, чем в цилиндрической части котла, и практически кривые вырождаются в прямые.

По результатам расчетов построен график зависимости максимальных эквивалентных напряжений в днище котла от величины его вылета (рис. 2). Уровень максимальных эквивалентных напряжений в днищах с вылетами больше 1,0 м остается одинаковым, т. е. график представляет собой прямую параллельную горизонтальной оси. С увеличением вылета уменьшается и объем котла, поэтому использование таких котлов нерационально.

Результаты расчетов показали, что при величине вылета, равной 0,4 м, максимальные эквивалентные напряжения в днище составляют 374 МПа, а при вылете 0,5 м — 253 МПа при величине допускаемых напряжений 292,5 МПа.

Для уточнения оптимальной величины вылет днища, начиная с 0,4 м, варьировался с более мелким шагом 0,01 м. Оказалось, что при величине вылета 0,47 м эквивалентные напряжения составляют 283 МПа. Именно это значение

Напряжения, МПа 1200

0,2 0,3

—отпах, МПа

0,5 0,6

—[а], МПа

0,9 1

Вылет днища, м

= 1.

где а = 0,47 м — оптимальное из условия прочности значение вылета днища; Ь=1,5 м — радиус цилиндрической части котла; т, п — положительные числа, больше 1.

Таблица. Результаты расчетов грузоподъемности при варьировании вылетом днища

Рис. 2. График зависимости максимальных эквивалентных напряжений Сттах в днище котла от величины его вылета

вылета было принято оптимальным по условию прочности.

Интерес также представлял вопрос

0 том, насколько можно уменьшить вылет днища, а соответственно, увеличить объем котла за счет увеличения толщины днища. Оказалось, что при толщине листов 13 мм днища с вылетом 0,4 м можно дополнительно понизить величину эквивалентных напряжений с 374 МПа до 282 МПа и, следовательно, принять этот вариант котла за оптимальный.

На рис. 3 представлены графики зависимости максимальных эквивалентных напряжений в днище котла от величины его вылета при варьировании толщины.

Также был выполнен расчет объема котла и грузоподъемности цистерны 15-1443 с различными вылетами днищ котла при неизменной общей длине последнего. Получена зависимость объема и грузоподъемности от вылета днища. Результаты расчетов приведены в таблице.

При оптимальном по условию прочности вылете днища, равном 0,47 м (в таблице выделено голубым цветом), объем увеличивается практически на

1 м3, а грузоподъемность повышается на 0,7 т по сравнению с базовым вариантом цистерны с вылетом 0,66 м (выделено розовым цветом). У цистерны с вылетом днища 0,4 м толщиной 13 мм (выделено желтым цветом) грузоподъемность увеличивается до 1 т по сравнению с базовой.

Не меньший интерес представляет влияние возможных очертаний меридиана днища на НДС.

Предлагается очертание меридиана днища описывать уравнением обобщенного суперэллипса:

С целью сравнительного анализа исследовались варианты днищ, меридиан которых задавался вышеприведенным уравнением:

• вариант 1: т = 4, п = 4;

• вариант 2: т = 4, п = 2;

• вариант 3: т = 3, п = 3;

• вариант 4: т = 3, п = 2;

• вариант 5 (эллиптическое днище): т = 2, п = 2.

Задача решалась с использованием программного комплекса NASTRAN. Оболочка котла представлена совокупностью КЭ сеток цилиндрической части и днища с меридианом, который описывается вышеприведенным уравнением. В остальном расчетная схема модели котла, характер приложения нагрузок и граничные условия, описанные выше, остались без изменения.

По результатам расчетов, варианты 1-4 не удовлетворяют условию прочности котла согласно [3], несмотря на то, что получено лучшее по сравнению с вариантом 5 (эллиптическое днище)

Вылет днища, м Объем котла, м3 Грузоподъемность, т

0,20 75,38 61,77

0,30 74,91 61,38

0,40 74,44 61,00

0,41 74,40 60,97

0,42 74,35 60,93

0,43 74,30 60,89

0,44 74,25 60,84

0,45 74,21 60,81

0,46 74,16 60,77

0,47 74,11 60,73

0,50 73,97 60,61

0,60 73,50 60,23

0,66 73,22 60,00

0,70 73,03 59,84

0,80 72,56 59,46

0,90 72,09 59,07

1,00 71,62 58,69

0,43 0,44 0,45

±-5=12мм — 5=13мм -

0,46 0,47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вылет дншца, м

[а], МПа

Рис. 3. Графики зависимости максимальных эквивалентных напряжений в днище котла от величины его вылета при варьировании толщины д

распределение напряжений: максимальные эквивалентные напряжения возникают в сечениях днища, расположенных на расстоянии, равном (по оси) более 0,5 вылета днища (рис. 4). Наибольшие напряжения в днище возникают в местах резкого изменения кривизны меридиана.

Если построить графики кривизны кривых 1-5, то при движении вдоль образующей из области стыка цилиндрической части котла и днища к полюсу последнего наиболее плавно изменяется кривизна эллипса, т. е. рациональным по условию прочности вариантом меридиана будет кривая, которая близка к эллипсу. В связи с этим рассматривались кривые, для которых показатель т варьировался в интервале (2,3) при постоянном п = 2. Наиболее рациональным по условию прочности был признан вариант кривой с т = 2,28, п = 2,28 (вариант 6). На рис. 4 видно, что кривые 5 и 6 близки, но распределение напряжений в днище варианта 6 лучше, чем в эллиптическом днище.

Согласно полученным результатам расчетов, имеется некоторый дополнительный запас для дальнейшей оптимизации конструкции днища. Поэтому вылет днища варьировался с шагом 0,01 м начиная с вылета 0,47 м. Днище с геометрией меридиана по варианту 6 и с вылетом 0,455 м стоит признать рациональным для котла четырехосной железнодорожной цистерны, так как в этом варианте обеспечивается наибольший геометрический объем котла.

Напряжения, 800 п

,МПа

0 0,03 0,06 0,09 0,12 0,15 0,18 0,21 0,24 0,27 0,3 0,33 0,36 0,39 0,42 0,45 0,48

Осевая координата дншца, м

-Вариант 1 -Вариант 2 -Вариант 3

-Вариант 4 -Вариант 5 ----Вариант 6

Рис. 4. Распределение эквивалентных напряжений в днищах разных конструктивных форм

Таким образом, в ходе исследования

• проведены расчеты по определению НДС днища котла цистерны 151443 с использованием программного комплекса NASTRAN, для чего была построена конечно-элементная расчетная схема котла с разными значениями вылета днища;

• по результатам расчетов получена зависимость максимальных эквивалентных напряжений от вылета днища;

• из условия прочности найдено оптимальное значение вылета, при котором можно улучшить параметры базовой цистерны: увеличить объем котла и повысить грузоподъемность на 0,7 т;

• изучена и доказана возможность дополнительного увеличения объема котла и грузоподъемности (на 1 т)

за счет увеличения толщины листов днища;

• изучено влияние очертания меридиана днища котла на его НДС; выбран наиболее рациональный вариант днища, обеспечивающий наибольший геометрический объем котла. Q

Литература

1. Рычков С. П. MSC.visualNASTRAN для Windows. М.: НТ Пресс, 2004. 552 с.

2. Медведев В. П. Исследование прочностных характеристик сложных оболочек вращения, применяемых в ци-стерностроении. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. М.: МИИТ, 1972. 215 с.

3. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных). М.: ГосНИИВ - ВНИИЖТ, 1996. 319 с.

портал для специалистов транспортной отрас/1 www. rostransporl M :.com

п?пып о ешё, ишюни kt nmimti^

ш шюрт poociiw Ф1: 1ер\ции ---

i—' ~ мл^« иаж

miilfiw wiog/Koi WIWIIW и>н|'м< нцщ w Щ№Ш

»fiWJ

»НИ II Jul 1 (il) i JSI J 1 " .

Г™ чпм

от (*7i 1 tu**rnnpiMi WTшг 11Г" ! 411 №1 VHIP4

Г i j T mi жудат

ИЖЛГ-НИЧНГ I" l гян РИЧРЛИИЩ"

ratvrtupc IH к 1глнык11> i

Мипнын liMmihipi. HI r-inhHU* мршы It

Омом

JJnriMt К J. 1И1Ж1Н IfH: К*М1Ч

Ufa IITIVnillNMIHFI Ннгррмн 4 h. A.

i nldgiv InnOfchl

Л IcJmr^frKtJ-J Tf"

1 llWiyn.i ДЛЯ 1 |МмПЮрГ.1| f _____

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.