12. Ульянов Е.В., Заверюха А.Х., Масленникова О.Ф. Продовольственная безопасность и экономические угрозы // Пищевая промышленность. 2004. № 7. С. 30-34.
УДК 33.339
Рамазанов Ибрагим Агаевич Ramazanov I.A.
Доктор экономических наук Doctor of Economics Панасенко Светлана Викторовна Panasenko S.V.
Доктор экономических наук Doctor of Economics Чеглов Вячеслав Петрович Cheglov V.P.
Доктор экономических наук Doctor of Economics Красильникова Елена Анатольевна Krasilnikova E.A.
Кандидат экономических наук Сandidate of economic sciences Российский экономический университет им.Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СФЕРУ ТОВАРНОГО
ОБРАЩЕНИЯ
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF KEY FACTORS OF DIGITALIZATION AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT ON THE SPHERE OF COMMODITY CIRCULATION
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием Министерства науки и высшего образования РФ FSSW-2020-0009 "Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой экономики".
Аннотация. Авторами оценивается влияние ключевых факторов цифровизации и технологического развития на сферу товарного обращения Российской Федерации. Установлена тесная корреляционной связь между показателями активности населения в сфере электронной торговли и развития информационного общества в России. Исследования мирового пространства фиксируют, что страны, создающие условия для развития торговли, ориентированной на цифровую экономику, становятся более конкурентоспособными в глобальном пространстве. Достижения в сфере цифровых технологий и скорость, с которой они внедряются, совместно с вовлечением покупателей в этот процесс, порождают проблемы,
связанные с необходимостью понимания последствий и факторов, определяющих перспективы и риски развития сферы обращения в условиях глобализации рынков и цифровизации экономики.
Ключевые слова: товарное обращение, торговля, электронная коммерция, цифровая экономика, информационное общество, коммуникационная глобализация, цифровизация, технологическое развитие.
Abstract. The authors assess the impact of key factors of digitalization and technological development on the sphere of commodity circulation in the Russian Federation. A close correlation has been established between the indicators of population activity in the field of electronic commerce and the development of the information society in Russia. Studies of the global space indicate that countries that create conditions for the development of trade oriented to the digital economy are becoming more competitive in the global space. Achievements in the field of digital technologies and the speed with which they are being introduced, together with the involvement of buyers in this process, give rise to problems associated with the need to understand the consequences and factors that determine the prospects and risks of development of the circulation sphere in the context of globalization of markets and digitalization of the economy.
Key words: commodity circulation, trade, e-commerce, digital economy, information society, communication globalization, digitalization, technological development.
Современные исследования проблематики трансформаций товарного обращения весьма актуальны, что объективно обосновывается ролью данной сферы в экономике страны. Глобализация мирового пространства усиливает значимость оптовой и розничной торговли в современных условиях хозяйствования.
Информационные технологии и информатизацию общества рассматривают как ключевые факторы формирования глобальной информационно-коммуникационной среды [2], электронной торговли и цифровой экономики, и ускорения процесса глобализации [1, 3].
Цифровая модель позволит повысить конкурентоспособность компаний сферы обращения, в том числе, розничной торговли, на мировых рынках за счёт развития омниканальных стратегий, автоматизации бизнес-процессов и повышения производительности труда, использования цифровых технологий для проникновения на новые сегменты, повышения рентабельности активов и логистических решений на основе новейших технологий и т.п. [6]. Преобразования в розничной торговле на основе цифровых технологий носят необратимый характер, а перспективы развития цифровых технологий зависят от состояния информационно-коммуникационной инфраструктуры, защищённости киберпространства от преступности и т.п. [12], а также от способности российской цифровой индустрии преодолевать барьеры перехода к информационному обществу [11]. Кроме того, в сфере розничной торговли наблюдаются масштабные и качественные трансформации под влиянием глобализации и достижений цифровой экономики [15].
Многие страны, в том числе России, осознают значение цифровизации экономики и, в частности, реализуется «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030 годы», направленная развитие цифровой экономики, укрепление экономики и повышения глобальной конкурентоспособности страны [7, 8].
Страны, создающие условия для развития торговли, ориентированной на цифровую экономику, становятся более конкурентоспособными в глобальном пространстве. Достижения в сфере цифровых технологий и скорость, с которой они внедряются, совместно с вовлечением покупателей в этот процесс, порождают проблемы, связанные с необходимостью понимания последствий и факторов, определяющих перспективы и риски развития сферы обращения в условиях глобализации рынков и цифровизации экономики. Особенностью современной мировой и национальной экономики является глобализация рынка, которая поддерживается формированием информационного общества, развитием информационно-коммуникационных технологий и становлением цифровой экономики [5]. Следовательно, риски и перспективы развития торговли, одного из основных отраслей сферы обращения, необходимо рассматривать в контексте развития цифровых технологий и формирования информационно-коммуникационной среды, а также экономической, информационной и торговой глобализации [4, 10].
Исследование наличия связи между отдельными факторами развития информационного общества в Российской Федерации и показателями активности российского населения в сфере Интернет-торговли показывает разнонаправленность связей между ними [9]. Так, в частности, установлено наличие тесной прямой корреляционной зависимости активности населения в сфере Интернет-торговли с такими показателями формирования информационного общества, как «Число абонентов фиксированного широколистного доступа в Интернет на 100 чел.» (R составляет от 0,96 до 0,98), «Число абонентов мобильного широколистного доступа в Интернет на 100 чел.» (R составляет от 0,94 до 0,98), «Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций» (R составляет от 0,93 до 0,96), «Доля домохозяйств, имеющих только мобильный сотовый телефон» (R составляет от 0,99), «Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения» (R составляет от 0,97 до 0,99) и «Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения» (R составляет от 0,97 до 0,99). Отсутствием или наличием слабой связи характеризуются такие показатели, как «Наличие персонального компьютера» (R составляет от -0,40 до -0,93), «Глобальные информационные сети» (R составляет от -0,40 до -0,93), «Доступ в Интернет» (R составляет от -0,40 до -0,93), «Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций» (R составляет от -0,40 до -0,93). При этом, сдерживающее влияние оказывают «Локальные вычислительные сети» (R составляет от -0,40 до -0,93), «Доля домохозяйств, имеющих только телефон фиксированной связи» (R составляет от - 0,89 до - 0,94), «Доля домохозяйств, имеющих - как фиксированный, так и мобильный сотовый телефон» (R составляет от -0,54 до 0,79).
Исследование сетевой готовности России Федерации может обеспечить большую обоснованность при определении перспектив развития Интернет-торговли. По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum), Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index, NRI) России
равняется 4,54 (из 7 возможных), что сравнительно выше среднемирового показателя (NRI = 4,15). При этом значительно отстаёт от экономически развитых регионов и стран, в частности, Европы (среднее значение NRI = 5,22; в разрезе стран NRI колеблется от 3,99 - Сербия до 5,9 - Финляндия), США (NRI = 5,82), Израиль (NRI = 5,44), Корея (NRI = 5,57), Япония (NRI = 5,65) и другие. При этом, согласно докладу World Economic Forum, основными факторами, сдерживающие повышение сетевой готовности России являются: слабая и ухудшающуюся нормативно-правовая среда и высокая доля пиратского программного обеспечения (NRI-субиндексов правового обеспечения сетевой готовности составляет около 3-х баллов из 7-ми возможных); низкие тарифы на мобильный и фиксированный интернет (Prepaid mobile cellular tariffs, PPP 0,03 $/min.), которые сопровождаются быстрыми темпами увеличения числа индивидуальных пользователей и приводит к падению пропускной способности Интернета на одного пользователя (Int'l Internet bandwidth, 29,86 kb/s per user).
При этом, NRI-субиндекс «Business-to-consumer Internet use» приближается к значениям экономически и технологически развитых стран (NRI = 5,3).
Перспектив развития Интернет-торговли и цифровой экономики в целом от инновационной активности организаций вызывает необходимость исследования инновационной активности [4, 14]. Авторами прогнозируется значительное падение в инновационной активности организаций, в том числе, из сферы обращения. В частности, доля инновационно-активных организаций в России последние 5 лет сократилась на 2 %. Авторами прогнозируется дальнейшее падение инновационной активности организаций: к 2025 году доля инновационно-активных организаций может опуститься до 5,1 %.
Однако при неудовлетворительных показателях NRI-субиндексов, низкой эффективности инвестиций в развитие информационного общества и падающей инновационной активности организаций в сферах деятельности, связанных с развитием информационно-коммуникационных технологий, наблюдается формирование и развитие рынка B2C- и С2С-Интернет-рынка товаров и услуг [13]. В частности, выявлено, что доля населения, использовавшего Интернет для продажи или покупки товаров, увеличилась за 5 лет в 1,7 раза, а 2025 году может достигнуть 32,5 %.
Авторы исследовали связь между показателями развития Интернет-торговли и процессами глобализации мировой экономики (таблица 1).
Таблица 1
Корреляционная связь показателей цифровой торговли и показателями
процесса глобализации
KOFGIworld KOFGIEurope KOFGIrf
С2С-рынок товаров и услуг, % 0,98 0,97 0,84
Использование Интернета для заказа товаров и услуг, % 0,97 0,95 0,84
Доля Интернет-торговли в обороте розничной торговли, % 0,96 0,94 0,88
Источник: составлено авторами на основании данных Росстата [16]
Результаты свидетельствуют о наличии достаточно тесной корреляционной связи между показателями развития Интернет-торговли и динамикой процесса глобализации. При этом выявлено, что между показателями развития Интернет-торговли и динамикой процесса глобализации в целом (KOFGIWorld; R колеблется 0,96 до 98) и процессом глобализации в Европе (KOFGIEurope; R колеблется 0,91 до 92), наблюдается более тесная прямая корреляционная связь, чем между показателями развития Интернет-торговли и динамикой процесса глобализации в Российской Федерации (KOFGIkof-rf; R составляет 0,84-88).
Библиографический список:
1. Baldwin, R. (2017). The great convergence: Information technology and the New Globalisation. Journal of Economic Sociology, 18(5), 40-51.
2. Dolunay, A., Kasap, F., Keçeci, G. (2017). Freedom of mass communication in the digital age in the case of the internet: "Freedom house" and the USA example. Sustainability, 9(10). doi:10.3390/su9101739.
3. Yoshio, A. (2017). Globalization of Japan as "the far east" from the viewpoint of transportation & telecommunication infrastructure. Geographical Review of Japan. 90(4), 279-299
4. Panasenko S., Karasfchuk O., Krasilnikova E., Mayorova E., Nikishin A. ANALYSIS OF INTANGIBLE ASSETS OF ONLINE STORES IN RUSSIA // International Journal of Management. 2020. Т. 11. № 5. С. 579-589.
5. Депутатова Е.Ю. Рационализация потребительского поведения в эпоху пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-2 (62). С. 69-72.
6. Королева С.И., Малышков В.И., Горелова Т.П. Роль цифровой экономики в современной торговле // Вестник Академии. 2017. № 3. С. 5-11
7. Красильникова Е.А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676-679.
8. Красильникова Е.А. Регионы драйверы развития электронной торговли в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 11. С. 22-34.
9. Майорова Е.А. Тенденции и перспективы развития рынка игрушек // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 1. С. 197-206.
10. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Систематизация показателей электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244-247.
11. Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и Экономика. 2018. Т. 15. № 5. С. 51-62
12. Наговицина Л.П., Шнорр Ж.П. Развитие цифровых технологий в современном ритейле // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 5 (72). С. 9-25.
13. Никишин А.Ф. Развитие торговли продовольственными товарами в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 160-163.
14. Панасенко С.В., Чеглов В.П., Майорова Е.А., Красильникова Е.А., Казанцева С.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ТОВАРОВ И УСЛУГ №6. Статья в открытом архиве № 6 29.10.2019.
15. Шнорр Ж.П. Инновации в розничной торговле как фактор повышения конкурентоспособности в условиях глобализации экономики // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 4-1. С. 73-81.
16. www.rosstat.gov.ru
УДК 65.011.8
Зубкова Дарья Станиславовна, Терехова Софья Вячеславовна Zubkova Daria Stanislavovna, Terekhova Sofya Vyacheslavovna
Магистранты Undergraduates
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics
КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
CORPORATE PROJECT MANAGEMENT SYSTEM AS A KEY FACTOR IN IMPROVING THE ORGANIZATION'S PERFORMANCE
Аннотация: управление проектами - наиболее прогрессивное и новаторское направление в менеджменте, позволяющее повысить общую эффективность деятельности организации. В статье рассматриваются основные преимущества от внедрения корпоративной системы управления проектами в организации, проблемы, возникающие при внедрении и предложены пути их разрешения.
Ключевые слова: проект, управление проектами, проектный менеджмент, корпоративная система управления проектами.
Annotation: project management is the most progressive and innovative direction in management that allows you to increase the overall efficiency of the organization. The article discusses the main advantages of implementing a corporate project management system in an organization, the problems that arise during implementation, and suggests ways to solve them.
Keyword: project, project management, corporate project management system.
В современных условиях глобализации экономики и постоянных рыночных изменений для компаний особое значение принимает удержание