Научная статья на тему 'Оценка влияния климатического воздействия на свойства стеклопластика марки ВПС-53к'

Оценка влияния климатического воздействия на свойства стеклопластика марки ВПС-53к Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИСТОВОЙ СТЕКЛОПЛАСТИК / КЛЕЕВОЙ ПРЕПРЕГ / СТЕКЛОТКАНЬ ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛОТНОСТЬ / ПОЛИМЕРНОЕ СВЯЗУЮЩЕЕ / ПОЛИМЕРНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ / ТЕРМОЦИКЛИРОВАНИЕ / ДИНАМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / FIBERGLASS SHEET / AN ADHESIVE PREPREG / FIBERGLASS SURFACE DENSITY / A POLYMERIC BINDER / A POLYMERIC COMPOSITE MATERIAL / METHOD OF MANUFACTURE / ENVIRONMENTAL TESTING / THERMAL CYCLING / DYNAMIC MECHANICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Старцев Валерий Олегович, Молоков Максим Владимирович, Постнов Вячеслав Иванович, Старостина Ирина Владимировна

В статье рассматривается влияние климатических факторов на листовой стеклопластик марки ВПС-53К изготовленный на основе расплавного связующего нового поколения марки ВСР-3М, изготовленного по серийным технологиям автоклавного и прессового формования. Приводится оценка изменения свойств стеклопластика ВПС-53К в процессе его выдержки в климатических условиях г. Геленджика. Были испытаны пластины стеклопластика ВПС-53К (480х460х0,34мм).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Старцев Валерий Олегович, Молоков Максим Владимирович, Постнов Вячеслав Иванович, Старостина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the influence of climatic factors on ВПС-53К sheet fiberglass made on the basis of the melt binder of the new generation of the ВСР-3М grade, manufactured using serial technologies of autoclave and press molding. An estimation of the change in the properties of fiberglass ВПС-53К during its aging in the climatic conditions of Gelendzhik is given. The plates of fiberglass ВПС-53К (480x460x0.34 mm) were tested.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния климатического воздействия на свойства стеклопластика марки ВПС-53к»

УДК53.093 : 67.017

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СВОЙСТВА СТЕКЛОПЛАСТИКА МАРКИ ВПС-53К

© 2017 В.О. Старцев1, М.В. Молоков1, В.И. Постнов2, И.В. Старостина3

1 Ульяновский научно технологический центр, филиал ФГУП ВИАМ 2 Геленджикский центр климатических испытаний им. Г.В.Акимова, филиал ФГУП ВИАМ

3 ФГУП ВИАМ, г. Москва

Статья поступила в редакцию 21.09.2017

В статье рассматривается влияние климатических факторов на листовой стеклопластик марки ВПС-53К изготовленный на основе расплавного связующего нового поколения марки ВСР-3М, изготовленного по серийным технологиям автоклавного и прессового формования. Приводится оценка изменения свойств стеклопластика ВПС-53К в процессе его выдержки в климатических условиях г. Геленджика. Были испытаны пластины стеклопластика ВПС-53К (480х460х0,34мм). Ключевые слова: листовой стеклопластик, клеевой препрег, стеклоткань поверхностная плотность, полимерное связующее, полимерный композиционный материал, способ изготовления, климатические испытания, термоциклирование, динамический механический анализ.

ВВЕДЕНИЕ

В годы «холодной войны» стратегические интересы нашей страны представляла оборонная промышленность, которая обеспечивала армию техникой и вооружением. Сегодня на такое же важнейшее, стратегическое направление должна быть выдвинута отечественная наука, которая должна обеспечивать разработку передовых материалов и технологий их переработки, основывающихся на замкнутых процессах [1]. Однако кроме создания перспективных материалов необходимы всесторонние исследования их свойств, при воздействии внешних факторов для оценки эксплуатационной надежности.

Опыт эксплуатации вертолетов МИ-28Н показал, что листовой органопластик марки Органит-11ТЛ, используемый в конструкции лопасти указанного вертолета в качестве обшивки хвостового отсека, является наиболее легкими и прочным материалом, способным противостоять воздействию динамических нагрузок на лопасть несущего винта (ЛНВ) вертолета, возникающих в полете [2]. Однако с целью дальнейшего повышения эксплуатационного ресурса хвостовой части лопасти данного вертолета конструкторами была поставлена задача использовать в тонкостенных обшивках идентичный по основным характеристикам материал с более высокими усталостны-

Старцев Валерий Олегович, начальник лаборатории ГЦКИВИАМ. Е-таП: [email protected] Молоков Максим Владимирович, инженер ГЦКИ ВИАМ. Е-таП: [email protected]

Постнов Вячеслав Иванович, доктор технических наук, доцент, начальник УНТЦ ВИАМ. Е-таП: [email protected]

Старостина Ирина Владимировна, начальник отдела контроля качества. Е-mail: [email protected]

ми свойствами, длительно работающими при знакопеременных нагрузках. Достижением цели стала разработка листового конструкционного стеклопластика марки ВПС-53К, дополнительным превосходством которого является экономическая эффективность производства [3].

Стеклопластик марки ВПС-53К изготавливаемый на основе расплавного связующего марки ВСК-14-2мР и комбинации тканых и однонаправленного стеклонаполнителей, имеет следующие характеристики, приведенные в табл. 1.

Различные параметры предела прочности при растяжении в 0о и 90о обусловлены схемой укладки слоёв наполнителя: внешние слои ткань Т-64, внутренний слой стеклоровинга РВМПН уложенные во взаимно перпендикулярном направлении, что позволило добиться повышения ресурса обшивок при эксплуатации.

Листы стеклопластика ВПС-53К в серийной технологии изготавливались двумя способами формования: автоклавным и прессовым (табл. 2). Отличительной особенностью прессового способа изготовления стала дополнительная операция вакуумной пропитки заготовок листового стеклопластика, что обеспечило получение материала с минимальной пористостью. Серийное производство указанного материала было налажено в УНТЦ ВИАМ [4-7].

Однако в процессе производства и хранения листового стеклопластика марки ВПС-53К выявилась особенность его состояния при воздействии ультрафиолетового (УФ) излучения. Листы по мере нахождения под действием солнечного света меняли свою окраску с бело-желтого до розового оттенка.

Установленный эффект вызвал опасения разработчиков о возможности химических превращений в полимерной матрице, которые мог-

Таблица 1. Характеристики стеклопластика марки ВПС-53к

Свойства Значения свойств пластиков

Толщина пластика, мм 0,31-0,35

Масса 1 м2 пластика, г 540-570

Предел прочности при растяжении, МПа, в направлении: [0°] [90°] 850-950 390-420

Таблица 2. Перечень пластин стеклопластика ВПС-53К, испытанных в климатических условиях ГЦКИ ВИАМ

Номера пластин Метод изготовления Режимы климатических испытаний

1.1-1.4 Пресс Экспонирование на открытом атмосферном стенде в течение 12 месяцев

2.1-2.4 Пресс

3.1-3.4 Автоклав

4.1-4.4 Автоклав

5.1-5.4 Пресс Экспонирование на открытом атмосферном стенде в течение 12 месяцев с термоциклированием 5 раз в неделю

6.1-6.4 Пресс

ли бы повлиять на её свойства и свойства ПКМ в целом. В этой связи понадобилось исследование влияния эксплуатационных факторов на свойства разработанного материала и были проведены испытания на климатическое старение и термоциклирование стеклопластика ВПС-53К [8]. Испытания проводились в соответствии с разработанной программой.

Работа выполнена в рамках реализации комплексного научного направления 13.2.: Разработка технологии изготовления конструкци-

онного стеклопластика ВПС-53к для изготовления обшивок хвостовых отсеков лопастей [9].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Экспозицию композиционных материалов проводили в условиях умеренно теплого морского климата ГЦКИ ВИАМ [10,11] (табл. 3). Категория коррозионной агрессивности атмосферы места климатических испытаний по ISO 9223 характеризуется баллом «С3».

Таблица 3. Характеристика климата города Геленджик*

Наименование характеристики Значение Период осреднения

Среднегодовая температура воздуха 14,8 °С 1998-2014

Среднегодовая относительная влажность воздуха 73%

Годовое суммарное количество осадков 665 мм

Годовое суммарное количество солнечных дней (БИтахМООВт/м2 ) 275-280 2005-2014

Годовая величина суммарной солнечной радиации 5073 МДж/м2 2004-2014

Среднегодовая скорость ветра 3,5 м/с

Продолжительность увлажнения поверхности расчётная (при Т > -1°С и ф > 70%) 5400 час

Продолжительность увлажнения поверхности расчётная (при Т >0°С и ф > 80%) 3500 час

Среднее значение рН осадков 6,6 (5,3-8,2) 2009-2014

Суточный перепад температуры образца чёрного цвета в летние солнечные дни 35 °С 2010-2014

Среднегодовое количество выпадения хлоридов (метод «сухого полотна», навес) 37 мг/м2сут 2001-2014

Годовое суммарное количество дней с КО °С 26 2004-2014

* по данным метеостанции СКМП-2 (ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова)

Рис. 1. Атмосферный стенд с расположенными пластинами стеклопластика ВПС-53К: вверху - в исходном состоянии (29 мая 2015 г.); внизу - после 1 месяца натурной экспозиции (29 июня 2015 г.)

На рис. 1 представлен внешний вид атмосферного стенда.

Было реализовано два режима климатических испытаний. Первый режим испытаний заключался в экспонировании пластин ВПС-53К на открытом атмосферном стенде в течение 12 месяцев. Второй режим сочетал климатическое воздействие с термоциклированием 5 раз в неделю. Термоциклирование применено для

имитации сочетания факторов эксплуатации и климатического воздействия. Термоцикл, имитирующий режим полета, состоит из стадии охлаждения образцов при температуре -40 оС в течение 1 часа и стадии нагрева при 100 оС в течение 1 часа. За 12 месяцев климатических испытаний было создано 235 термоциклов.

Цветовые характеристики эпоксидного полимера в колориметрической системе Lab [12,13]

изучали спектрофотометром со сферической оптикой X-Rite SP-64. Характеристикой изменения цветовых показателей полимера выбрано цветовое расстояние ДБаЬ в равноконтрастной системе цветового пространства Lab [12,13]. В системе Lab значение светлоты отделено от значения хроматической составляющей цвета (тон, насыщенность). Светлота задана координатой L (изменяется от 0 до 100, то есть от самого темного до самого светлого), хроматическая составляющая - двумя декартовыми координатами a и b. Первая обозначает положение цвета в диапазоне от зеленого до красного, вторая - от синего до желтого. По результатам спектрофотометрических измерений изменение цветового расстояния вычисляется как AEab = [(AL) 2 + (Да)2 + (Ab)2]1/2, (1) где ДL=LT - Lr - изменение светлоты, Да=ат - aR, ДЬ = bT - bR, Lj,, aT, bT - координаты цвета испытуемого образца, L^, aR, bR - координаты цвета образца сравнения.

Влияние климатического воздействия на свойства стеклопластика было изучено методом динамического механического анализа (ДМА). Методом консольного изгиба на установке DMA-242 фирмы Netzsch (рис. 2) определялись температурные зависимости компонент комплексного модуля Юнга. Использовалось важное достоинство этого динамического механического анализатора - возможность измерений на разных частотах. В проведенных экспериментах частота изменялась от 0,1 до 50 Гц. Для оценки тонких эффектов влияния химического состава и возможных физико-химических превращений под воздействием влаги на температуру стеклования требуется выполнять тестирование на одинаковой несущей частоте.

Для консольного изгиба динамический модуль Юнга (Е ' и динамический модуль потерь Е'' определяются по формулам [12]

E " =

A • N • L

• cos S и E" =

A • N • L

• sinS, (2)

Ъ ■ И3 Ъ ■ И3

где N - осевое усилие, Ь - длина свободной части образца, Ь - ширина образца, И - толщина образца, А - амплитуда колебаний, 5 - сдвиг фаз между напряжением и деформацией.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На рис. 3 показан пример изменения цветового расстояния стеклопластика ВПС-53К по данным спектрофотометра Х-Яке БР-64 в зависимости от продолжительности экспонирования.

Установлено, что вне зависимости от способа получения стеклопластика (пресс, автоклав) и начальных цветовых различий изменение цветового расстояния за 1-2 недели натурного экспонирования возрастает до 22-27 единиц и остается неизменным в течение всего последующего периода испытаний.

Рис. 2. Измерительная ячейка ДМА-анализатора 242Б: 1 - нагружающее устройство, 2 - контроллер нагрузки, 3 - система автоматической регулировки, 4 - контроллер смещения, 5 - шаговый двигатель для перемещения термокамеры, 6 - термопара для контроля температуры образца, 7 - термопара для контроля температуры нагрева камеры, 8 -термокамера, 9 - нагружающее устройство,

10 - полость для охлаждения камеры жидким азотом,

11 - прободержатель, 12 - образец, 13 - направляющая осциллятора, 14 - датчик смещения, 15 - осциллятор

При оценке состояния стеклопластика ВПС-53К методом динамического механического анализа (ДМА) основное внимание было обращено на переход эпоксидной матрицы материала аналогично [14-18]. После выполнения динамических механических измерений определена температура стеклования Т как температура, при которой интенсивность а-перехода максимальна («размораживается» наибольшее количество сегментов макроцепей). Для повышения точности измерения Т использовали подход [19, 20], при котором определяли значения этой характеристической температуры из зависимостей минимума температурной производной дБ'/дТ и максимума динамического модуля потерь, аппроксимированных функцией распределения Гаусса вида

y = ■

1

(Х-Хс )2

2а2

(3)

где у — экспериментальные значения температурной зависимости дБ '/дТ(Т) и Б "(Т), х - значения температуры, хс— положение экстремума

30

Щ 25 х

к

|20

О

а. 15

си □

10

Е ш

са с

0

О ------ О

о/#'о о с и о о о

1 1

1

1 1

1 1 1 ) Л к

го

120

ко

4а 60 во юа Срок экспониробания, сушки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Изменение цветового расстояния стеклопластика ВПС-53К в зависимости от продолжительности экспонирования

распределения на температурной кривои, а -полуширина распределения.

Значения температуры стеклования, определенные по положению максимума модуля потерь и по минимуму температурной производной динамического модуля Юнга, совпадали с точностью до ±3°С (табл. 2) аналогично подобным

измерениям для других полимеров [14,15], что подтверждает надежность использования этих критериев для достоверного определения Т.

Из рис. 4 видно, что а-переход характеризуется отчетливо выраженной областью уменьшения Е ' от 3-4 ГПа до 1,5 ГПа. Температурные зависимости дЕ '/дТ(Т) и Е "(Т) асимметричны,

Температура, С

Рис. 4. Температурные зависимости динамического модуля Юнга (вверху) производной динамического модуля Юнга (средняя часть) и динамического модуля потерь (внизу) стеклопластика ВПС-53К в исходном состоянии (пластина 1, прессование, образец 1.1)

Таблица 4. Температура стеклования связующего стеклопластика ВПС-53 в исходном состоянии и после 12 месяцев экспонирования на открытом стенде

Шифры образцов Способ приготовления и номера образцов Температура стеклования, 0С

исходное состояние после 12 месяцев старения

по аБ'/ат по Е'' по аЕ'/ат по Е''

6.1-6.4 5.1-5.4 4.1-4.4 3.1-3.4 2.1-2.4 1.1-1.4 Пластина 1. Пресс Образец №1 149 150 132/166 144/166

Образец №2 149 152 127/169 123/167

Образец №3 147 150 130/167 128/167

Пластина 2. Пресс Образец №1 148 148 126/160 144/166

Образец №2 157 159 131/167 129/166

Образец №3 147 149 129/167 130/168

Пластина 3. Автоклав Образец №1 154 156 136/165 126/170

Образец №2 154 156 118/169 143/170

Образец №3 155 156 122/167 132/169

Пластина 4. Автоклав Образец №1 155 156 134/165 128/163

Образец №2 154 155 130/165 133/166

Образец №3 155 157 132/166 132/165

Пластина 5. Пресс. Термоцикы. Образец №1 148 150 129/163 132/164

Образец №2 149 151 130/163 126/160

Образец №3 147 147,3 131/164 130/163

Пластина 6. Пресс. Термоцикы. Образец №1 147,2 148 128/163 130/162

Образец №2 150 149 130/165 132/164

Образец №3 150 151 131/166 131/163

что является признаком суперпозиции двух релаксационных процессов, обусловленных микрофазовым расслоением полимерной матрицы.

По результатам выполненных ДМА-измерений оказалось, что вне зависимости от способа изготовления образцов под прессом или в автоклаве температура стеклования для

различных пластин в исходном состоянии флуктуирует в пределах 151 ± 5 оС (табл. 4).

На рис. 5, 6 показаны примеры аналогичных ДМА-измерений, выполненных после 12 месяцев натурного экспонирования. Температурные зависимости динамического модуля Юнга и динамического модуля потерь экспонирован-

ных образцов подобны этим зависимостям для исходных образцов. Однако обнаружена общая закономерность: слабо выраженное микрофазовое расслоение а-перехода, показанное на рис. 4, после 12 месяцев экспонирования стало более отчетливым. Например, на графике дЕ '/дТ(Т) для образца 4.2 (пластина 4, автоклав) наблюдаются минимумы при 130 и 165 оС (рис. 5). Таким образом, после 12 месяцев климатического воздействия по данным ДМА выявлено две температуры стеклования, значения которых указаны в табл. 3.

Подобные изменения наблюдаются в результате ДМА-измерений образцов стеклопластика, экспонированных в течение 12 месяцев с наложением 5 термоциклов в неделю. На рис. 6 показан пример ДМА измерений для образцов стеклопластика стеклопластика ВПС-53К после 12 месяцев экспонирования в ГЦКИ ВИАМ с наложением 235 термоциклов (пластина 5, прессование, образец 5.2)

Таким образом, получено экспериментальное подтверждение вывода о том, что воздействие

факторов эксплуатации (термоциклов) не оказывает дополнительного влияния на динамические механические характеристики стеклопластика.

Анализ полученных результатов показал, что если выявленный двойной а-переход эпоксидной матрицы стеклопластика после 12 месяцев климатического воздействия аппроксимировать единым релаксационным процессом по формуле (3), то определенная таким способом температура стеклования для всех образцов, представленных в табл. 3, совпадает с исходными значениями с точностью до ±3-5 оС, Можно сделать общий вывод о том, что по результатам ДМА экспериментально установлена высокая климатическая стойкость стеклопластика ВПС-53К за 12-месячный период климатического воздействия в условиях ГЦКИ ВИАМ.

ВЫВОДЫ

В ходе проведенных исследований установлено, что изменение цветовых характеристик и температуры стеклования эпоксидной матрицы стеклопластика ВПС-53К в исходном состоянии

л ч

>> й

О | 4500

'Я г Г

к и}

и к

ш I

£ о 3000

Е К"

И Он

к с к

С!

^ I 1 Г

П 1 I 1 г

_|_I_I_!_

J_I_I_I_1_

н" £

тз ^ Ёй С ' 2

■а

д я § =

к

к - -

о -и и л

г Й-

К <и

11 х И

с!

0 -

-25 -

-50 -

_1_1_

J_._1_

400 300 200 100

_1_

0

50

100 150 200 250

Температура, "С

Рис. 5. Температурные зависимости динамического модуля Юнга (вверху) производной динамического модуля Юнга (средняя часть) и динамического модуля потерь (внизу) стеклопластика ВПС-53К после 12 месяцев экспонирования в ГЦКИ ВИАМ (пластина 4, автоклав, образец 4.2)

л

со

| | 4500

1 а

ä g О н

у

s s

Й ex я: с з

о 3000 -

1500

н £

5 «

ш С ^ S

Л

Is G « S a s -g w

г О-

S P

s E i § â

Температура, °С

Рис. 6. Температурные зависимости динамического модуля Юнга (вверху) производной динамического модуля Юнга (средняя часть) и динамического модуля потерь (внизу) стеклопластика ВПС-53К после 12 месяцев экспонирования с наложением 235 термоциклов

(пластина 5, прессование, образец 5.2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и после 12 месяцев экспонирования в умеренно теплом климате не зависят от метода изготовления стеклопластика (пресс, автоклав). Кроме того воздействие факторов эксплуатации (термоциклов) в сочетании с воздействием умеренно теплого климата не оказывает дополнительного влияния на динамические механические характеристики стеклопластика.

По данным ДМА установлено, что следствием климатического воздействия на ВПС-53К являетя увеличение микрофазового расслоения перехода эпоксидной матрицы из стеклоообразного в высокоэластическое состояние (а-перехода).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каблов Е.Н. Материалы для изделия «Буран» - инновационные решения формирования шестого технологического уклада // Авиационные материалы и технологии. 2013. № S1. С. 3-9.

2. Железина Г.Ф., Войнов С.В., Плетинь И.И., Вешкин Е.А., Сатдинов Р.А. Разработка и производство конструкционных органопластиков для авиаци-

онной техники // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. №4(2). С. 411-416

3. Попов Ю. О., Колокольцева Т.В., Гусев Ю.А., Громова А. А. Разработка конструктивно-технологического решения листового стеклопластика для обшивок хвостовых отсеков лопасти несущего винта вертолета // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн., 2016. №1. Ст.05. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения 04.05.2017г.). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-1-3-9.

4. Постнов В.И., Плетинь И.И., Вешкин Е.А., Старостина И.В. Технологические особенности производства тонколистовых обшивок лопастей вертолета из конструкционного стеклопластика ВПС-53К // Известия Самарского научного центра РАН, 2016. Т. 18. №4 (3). С. 186-188.

5. Постнов В.И., Сатдинов А.И., Стрельников С.В., Антонов А.И., Вешкин Е.А. Влияние технологической подготовки производства на качество изделий из ПКМ // Авиационные материалы и технологии. 2009. №3. С. 3-6.

6. Вешкин Е.А., Постнов В.И., Абрамов П.А. Пути повышения качества деталей из ПКМ при вакуумном формовании // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 14. 2012. № 4(3). С. 834-839.

7. Вешкин Е.А. Особенности безавтоклавного формо-

вания низкопористых ПКМ // Труды ВИАМ: электрон. науч.-технич. журн. 2016. №2. ст.07 URL: http:// www.viam-works.ru (дата обращения 03.05.2017г.). DOI: 10.18577/2307-6046-2016-0-2-7-7.

8. Постнов В.И., Постнова М.В., Вешкин Е.А. Методика и результаты моделирования влияния эксплуатационных факторов на свойства авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов // Сборник докладов IX международной научной конференции по гидроавиации «Гидроа-виасалон-2012» Ч. 2. М.: ВИАМ. 2012. С. 151-157.

9. Каблов Е.Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» // Авиационные материалы и технологии. 2015. №1 (34). С. 3-33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33

10. Каблов Е.Н., Кириллов В.Н., Жирнов А.Д., Старцев О.В., Вапиров Ю.М. Центры для климатических испытаний авиационных ПКМ // Авиационная промышленность, 2009. №4. С. 36-46.

11. Панин С.В., Старцев В.О., Курс М.Г., Варченко Е.А. Развитие методов климатических испытаний материалов для машиностроения и строительства в ГЦКИ ВИАМ им. Г.В. Акимова // Все материалы. Энциклопедический справочник. Комментарии к стандартам, ТУ, сертификатам, 2016. №10. С. 50-61.

12. Fairchild M.D. Color Appearance Models. Wiley, 2005. 408 p.

13. Schanda J. Colorimetry: Understanding the CIE System . Wiley. 2007. 390 p.

14. ASTM D4065. Standard practice for plastics: dynamic mechanical properties: determination and report of procedures.

15. Старцев О.В., Перепечко И.И., Старцева Л.Т., Ма-

шинская Г.П. Структурные изменения в пластифицированном сетчатом аморфном полимере // Высокомолекулярные соединения. Серия Б, 1983. Т. 25. № 6. С. 457-461.

16. Старцев О.В., Мелетов В.П., Перов Б.В., Машинская Г.П. Исследование механизма старения органотек-столита в субтропическом климате. // Механика композитных материалов, 1986. № 3. С. 462-467.

17. Старцев О.В., Вапиров Ю.М., Деев И.С., Ярцев В.А., Кривонос В.В., Митрофанова Е.А., Чубарова М.А. Влияние длительного атмосферного старения на свойства и структуру углепластика. // Механика композитных материалов. 1986. № 4. с. 637-642.

18. Startsev O.V. Peculiarities of ageing of aircraft materials in a warm damp climate. // Polymer Yearbook-11. Chur. 1994. p. 91-110.

19. Startsev O., Krotov A., Mashinskaya G. Gimatic ageing of organic fiberrein forced plastics: watereffect. // In ternationalJournalofPolymericMaterials. 1997. v. 37. № 3-4. p. 161-171.

20. Старцев О.В., Прокопенко К.О., Литвинов А.А., Кротов А.С., Аниховская Л.И., Дементьева Л.А. Исследование теpмовлажностного с^ения авиационного стеклопластика // Клеи. Герметики, Технологии, 2009. № 8. С. 18-21.

21. Старцев О.В., Каблов Е.Н., Махоньков А.Ю. Закономерности перехода эпоксидных связующих композиционных материалов по данным динамического механического анализа // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. №SP2. С.104-113.

22. Махоньков А.Ю., Старцев О.В. Влияние градиента температуры в измерительной камере крутильного маятника на точность определения температуры стеклования связующего ПКМ // Материаловедение, 2013. № 7. С. 47-52.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF CLIMATIC EFFECTS ON THE PROPERTIES OF FIBERGLASS BRAND BnC-53K

© 2017 V.O. Startsev1, M.V. Molokov1, V.I. Postnov2, I.V. Starostina3

1 Gelendzhik Climate Testing Center of the Federal State Unitary Enterprise "All-Russia Institute of Aviation Materials"

2 Ulyanovsk Scientific and Technological Center of the Federal State Unitary Enterprise

"All-Russian Institute of Aviation Materials"

3 Federal State Unitary Enterprise "All-Russia Institute of Aviation Materials", Moscow

The article considers the influence of climatic factors on BnC-53K sheet fiberglass made on the basis of the melt binder of the new generation of the BCP-3M grade, manufactured using serial technologies of autoclave and press molding. An estimation of the change in the properties of fiberglass BnC-53K during its aging in the climatic conditions of Gelendzhik is given. The plates of fiberglass BnC-53K (480x460x0.34 mm) were tested.

Keywords: fiberglass sheet, an adhesive prepreg, fiberglass surface density, a polymeric binder, a polymeric composite material, method of manufacture, environmental testing, thermal cycling, dynamic mechanical analysis.

Valery Startsev, Head of Laboratory of the CCAMLR VIAM. E-mail: [email protected]

Maxim Molokov, Engineer of the CCAMLR VIAM. E-mail: [email protected]

Vyacheslav Postnov, Doctor of Technics, Associate Professor, Head of STCU VIAM. E-mail: [email protected] Irina Starostina, Head of the Quality Control Department. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.