Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегунова С.В., Петров А.А.

Статья раскрывает актуальные на сегодняшний день вопросы совершенствования порядка планирования бюджетных расходов на оплату труда в сфере общего образования и оценки влияния эффективного трудового контракта на показатели качества оказываемых образовательных услуг. В каждой общеобразовательной организации внедрение эффективного контракта и процесс его реализации происходит индивидуально и зависит от различных факторов внутренней и внешней среды организации, а также от решений, принимаемых руководством. Проведена оценка эффективности заключенных контрактов между руководителями учреждений общего образования и педагогами Оренбургского района Оренбургской области, путем прямого опроса педагогических работников в дистанционном формате, через использование платформы «Яндекс.Формы». В результате проведенного опроса были выявлены преимущества и недостатки применения эффективного контракта, как формы организации социально-трудовых отношений с педагогом в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегунова С.В., Петров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF AN EFFECTIVE CONTRACT ON THE EFFECTIVENESS OF ACTIVITIES TEACHING STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article reveals the current issues of improving the procedure for planning budget expenditures for labor remuneration in the field of general education and assessing the impact of an effective labor contract on the quality indicators of educational services provided. In each educational organization, the implementation of an effective contract and the process of its implementation occurs individually and depends on various factors of the internal and external environment of the organization, as well as on decisions made by management. The evaluation of the effectiveness of the contracts concluded between the heads of general education institutions and teachers of the Orenburg district of the Orenburg region was carried out by direct interview of teaching staff in a remote format, through the use of the Yandex platform. Forms". As a result of the survey, the advantages and disadvantages of using an effective contract as a form of organizing social and labor relations with a teacher in general education institutions were revealed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022

321

EDN: GQSNVS

С.В. Бегунова - к.э.н., доцент кафедры финансов,Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, sveta_2612@mail.ru,

S.V. Begunova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance, Orenburg state university, Orenburg, Russia;

А.А. Петров - студент магистрант Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, Россия, arseniypetrov56@gmail.com,

A.A. Petrov - master's student of Orenburg state university,Orenburg, Russia.

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ASSESSMENT OF THE IMPACT OF AN EFFECTIVE CONTRACT ON THE EFFECTIVENESS OF ACTIVITIES TEACHING STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация. Статья раскрывает актуальные на сегодняшний день вопросы совершенствования порядка планирования бюджетных расходов на оплату труда в сфере общего образования и оценки влияния эффективного трудового контракта на показатели качества оказываемых образовательных услуг. В каждой общеобразовательной организации внедрение эффективного контракта и процесс его реализации происходит индивидуально и зависит от различных факторов внутренней и внешней среды организации, а также от решений, принимаемых руководством. Проведена оценка эффективности заключенных контрактов между руководителями учреждений общего образования и педагогами Оренбургского района Оренбургской области, путем прямого опроса педагогических работников в дистанционном формате, через использование платформы «Ян-декс.Формы». В результате проведенного опроса были выявлены преимущества и недостатки применения эффективного контракта, как формы организации социально-трудовых отношений с педагогом в общеобразовательных учреждениях.

Abstract. The article reveals the current issues of improving the procedure for planning budget expenditures for labor remuneration in the field of general education and assessing the impact of an effective labor contract on the quality indicators of educational services provided. In each educational organization, the implementation of an effective contract and the process of its implementation occurs individually and depends on various factors of the internal and external environment of the organization, as well as on decisions made by management. The evaluation of the effectiveness of the contracts concluded between the heads of general education institutions and teachers of the Orenburg district of the Orenburg region was carried out by direct interview of teaching staff in a remote format, through the use of the Yandex platform. Forms". As a result of the survey, the advantages and disadvantages of using an effective contract as a form of organizing social and labor relations with a teacher in general education institutions were revealed.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения; заработная плата, педагогические работники, результативность, эффективный контракт.

Keywords: educational institutions; salary, teaching staff, effectiveness, effective contract.

Актуальность темы обусловлена возрастающим в экономике и обществе интересом к развитию системы общего образования в РФ. Несмотря на то, что школа сегодня является ключевым звеном в формировании будущего поколения, многие проблемы в данной сфере остаются нерешенными, не проработанными, недостаточно уточненными. Одной из таких проблем является формирование бюджетных расходов на оплату труда в учреждениях общего образования и оценка влияния эффективного трудового контракта на результативность деятельности педагогического работника.

Социально-трудовые отношения играют огромную роль в любой организации. Не является исключением и общеобразовательная организация. Регулированием социально-трудовых отношений в общеобразовательной организации занимается непосредственно ее руководитель. При этом руководитель должен постоянно совершенствовать деятельность общеобразовательной организации, т.е. повышать качество образовательного процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет эффективный контракт. Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы следующие элементы (рисунок 1).

Рисунок 1 - Элементы эффективного контракта

Переход на эффективный контракт с педагогами был предопределен еще в период действия государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которой было указано, что эффективный контракт - один из инструментов повышения заработной платы работников и должен выстраиваться на основе оценивания профессиональных компетенций педагогических работников, а также стимулировать повышение качества работы педагогического коллектива.

Целью введения эффективного контракта являлась увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых образовательных услуг.

В эффективном контракте в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы следующие аспекты (рисунок 2).

Рисунок 2- Конкретизация элементов в эффективном контракте с работником общеобразовательной организации

Эффективный контракт должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Эффективный контракт - это достойная оплата качественного труда.

В целях повышения качества планирования бюджетных расходов на общее образование, нами была проведена оценка эффективности заключенных контрактов между руководителями учреждений общего образования и педагогами, путем прямого опроса педагогов трех общеобразовательных школ Оренбургского района Оренбургской области: МБОУ «Горная СОШ», МБОУ «Степановская СОШ» и МАОУ «Нежинский лицей».

Основные задачи проведения опроса представлены на рисунке 3

Выявление педагогов к процедуре и результатам работы системы эффективных контрактов

Выявление удовлетворенности набором показателей(критериев) для оценки _эффективности_

Выявление влияния внедрения системы эффективных контрактов на повышение _эффективности работы_

Оценка изменения размера оплаты труца после внедрения системы эффективных контрактов

Рисунок 3 - Задачи проведения опроса среди педагогических работников учреждений общего образования Оренбургского района

В опросе приняли участие 79,2 % педагогов МБОУ «Горная СОШ», 70,1 % педагогов МБОУ «Степановская СОШ» и 65,5 % педагогов МАОУ «Нежинский лицей». Косвенно это может служить показателем того, что наиболее неудовлетворенные системой эффективных контрактов педагоги более активно принимают участие в исследовании, т.к. понимают, что их ответ может иметь влияние и значение.

Данные рисунка 4 свидетельствуют о том, что не все педагогические работники внимательно изучали условия, вносимые в трудовой договор в связи с введением системы эффективных контрактов.

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос «Изучали ли Вы условия, вносимые в трудовой договор при внедрении эффективных контрактов?"

Абсолютное большинство педагогов общеобразовательных школ имеют поверхностные знания о величине оценки эффективности их деятельности в баллах (рисунок 5).

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022

323

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы величину оценки эффективности Вашей деятельности по эффективному контракту в баллах?»

Также, необходимо отметить, что педагогические работники слабо представляют себе установленную «стоимость» балла, что представлено на рисунке 6.

Рисунок 6

Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы установленную «стоимость» балла для назначения стимулирующей выплаты?»

Данная ситуация - абсолютное свидетельство того, что педагоги, по сути, слабо представляют взаимосвязь результатов своей деятельности со стоимостным их выражением. Данное обстоятельство не стимулирует педагогов на более качественное выполнение своей деятельности.

Сводные результаты опроса педагогических работников трех общеобразовательных учреждений представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1 - Значимые преимущества применения эффективного контракта как формы организации социально-трудовых отношений с педагогом в общеобразовательном учреждении

Показатель / критерий / преимущество Значимо Значимо достаточно Значимо недостаточно Незначимо

чел. % чел. % чел. % чел. %

Понятные, прозрачные и унифицированные требования к деятельности, обеспечивающие наличие компенсационных и стимулирующих выплат 17 44,7 10 26,3 7 18,4 4 10,5

Возможность выбора критериев, отвечающих индивидуальным профессиональным компетенциям и желаемым зонам развития в профессии педагога 17 44,7 11 28,9 9 23,7 1 2,6

Возможность материальной и нематериальной компенсации и стимулирования в случае выполнения работы на высоком уровне качества оказываемых услуг или в случае исполнения дополнительных обязанностей 21 55,3 11 28,9 3 7,9 3 7,9

Согласно результатам таблицы 1 очевидно, что наиболее значимым преимуществом заключения эффективного контракта является возможность материальной и нематериальной компенсации и стимулирования в случае выполнения работы на высоком уровне качества оказываемых услуг. Кроме того, у педагогов обычно большая нагрузка, поэтому для них эффективный контракт служит средством получения компенсации за дополнительный объем работы. В то же время педагогам было предложено оценить недостатки применения эффективного контракта как формы организации социально-трудовых отношений с педагогом в общеобразовательной организации. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Значимые недостатки применения эффективного контракта как формы организации социально-трудовых отношений с педагогом в общеобразовательной организации

Показатель / критерий / преимущество Значимо Значимо достаточно Значимо недостаточно Незначимо

чел. % чел. % чел. % чел. %

Несоответствие значимых критериев эффективности деятельности специфике работы конкретной организации 10 26,3 14 36,8 11 28,9 3 7,9

Отсутствие специфичных критериев деятельности, отвечающих за вовлеченность по узкой специализации 11 28,9 14 36,8 9 23,7 4 10,5

Требования к повышенной педагогической нагрузке, обеспечивающей реальное достижение критериев эффективности 12 31,6 14 36,8 10 26,3 2 5,3

Требования к излишнему повышению квалификации, участию в профессиональных конкурсах 10 26,3 14 36,8 10 26,3 4 10,5

Недостаточное финансирование фонда оплаты труда 19 50,0 10 26,3 8 21,1 1 2,6

Главным недостатком эффективного контракта опрошенные педагоги считают отсутствие достаточного финансирования фонда оплаты труда. Иными словами, даже самый лучший эффективный контракт на бумаге, составленный по всем правилам и критериям достижения эффективности, в реальности может «не сработать» из-за отсутствия должного уровня финансирования из бюджета.

Педагогам также было предложено выбрать группы значимых для них критериев, которые бы они включили в эффективный контракт. Так, самой значимой группой критериев (73,7 % ответов) стали критерии, которые обеспечивают достойную и соответствующую оплату труда в условиях возрастающей дополнительной нагрузки (рисунок 7).

Рисунок 7 - Оценка возможного положительного влияния эффективного трудового контракта на результативность деятельности конкретного педагогического работника, процентов респондентов

Самыми востребованными критериями для включения в эффективный трудовой контракт для педагогических работников стали умеренная нагрузка (18 часов) и достойная заработная плата.

Таким образом, по результатам исследования, очевидно, что эффективный контракт в той форме, в которой он есть сейчас, для педагогов не является стимулирующим фактором в полной мере. Система эффективного контракта многим является непонятной, нелогичной, непоследовательной, ввиду чего требуется принципиально иной подход к построению данной формы взаимоотношений с работниками сферы общего образования.

Основными рекомендациями по повышению эффективности деятельности педагогических работниковв рамках внедрения эффективного контракта могут быть:

- создать благоприятные условия и позитивные возможности для повышения квалификации работников общеобразовательной организации;

- значительное расширение компетенций, как предметных, так и методических, широкая практика обмена знаниями и опытом педагогической деятельности;

- мотивирование педагогических работников через эффективную систему стимулирования.

Источники:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Об утверждении Положения об установлении системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений города Оренбурга от 12.08.2020 N° 1299-п.

3. «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год» (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11).

4. Гафуров, Г.Т. Сравнительный анализ организационных и финансовых условий деятельности автономных и бюджетных учреждений в контексте результативности бюджетной политики / Г.Т. Гафуров, Г.Н. Нотфуллина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2022. - № 2(530). - С.20-34.

5. Официальный сайт Администрации Оренбургского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orn.orb.ru/.

6. Официальный сайт МБОУ «Горская СОШ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gornayaschool.ucoz.ru/

7. Официальный сайт МАОУ «Нежинский лицей» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.neglicei.ru/.

8. Официальный сайт МБОУ «Степановская СОШ» [Электронный ресурс]. -http://xn--80aafk1aqhdcsgcd9gwe.xn--p1ai/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.