Если взять параметры известной машины тг = 1,02кгс2/см , сх - 860кг/см , с2 =680кг/см, с3=160кг/см, а =0,84, то после вычислений можно построить следующие зависимости (рис. 2).
см/с2 1560 780
°0 5 10 15 20
оУо, см
Рис. 2. Зависимости среднеквадратичных ускорений от среднеквадратичной неровности: 1 - на переднем мосте; 2 -на конце стрелы; 3 - на задем мосте
Дисперсии ускорений соответствующих точек погрузчика определим по следующей формуле:
оо
= | (ю)</ю, ... у = 1,2,3,
где — ± 2; 1= 1,2; /ъ = с[ъ - ускорения на передней и задней осях трактора и ускорение груза на стреле соответственно.
Выводы
Из трех рассматриваемых случаев динамического нагружения наибольшую
опасность представляет преодоление неровностей передними колесами трактора.
Наибольшее влияние на динамическую нагруженность погрузчика оказывают следующие параметры: жесткость стрелы с3, жесткость передних шин (жесткость подвески) с , относительный вылет стрелы а .
Полученные зависимости динамической нагруженности несущих конструкций погрузчика и трактора от конструктивных параметров могут быть использованы при проектировании новых конструкций погрузчиков.
1. Мелиоративные и строительные машины / Б. А. Васильев [и др.]. - М.: Агропромиздат, 1986. - 431 с.
2. Болотин В. В. Случайные колебания упругих систем. - М.: Наука, 1979. - 335 с.
3. Перов В. А. Стохастические задачи оптимизации параметров и оценки надежности нелинейных упругих систем (узлов) машин. - М.: ФГОУ ВПО МГУП, 2000. - 232 с.
Материал поступил в редакцию 10.05.12. Перов Виктор Александрович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика и теория машин и механизмов» Тел. 8 (499) 976-05-75
УДК 502/504 : 629.113
С. А. ТИШКИН, В. А. ЕВГРАФОВ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет природообустройства»
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА АГРОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЧВЫ В РАЙОНЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ
Рассмотрены проблемы и степень влияния антигололедных мероприятий на экологическую обстановку в районе расположения источников природопользования.
Предельно допустимая концентрация, степень влияния, концентрация загрязняющих веществ, объем выбросов.
There are considered problems and degree of influence of anti-rime ice measures on the ecological environment in the area of location of nature management sources.
Maximum permissible concentration, degree of influence, concentration of polluting matters,volume of emissions.
№ 4' 2012
юо)
ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
Для нормального функционирования при параметрах автотранспортного загрязнения компонента «почва - растение» необходимо достаточное содержание в почве элементов питания в доступной форме, нейтральная реакция среды и отсутствие токсичных веществ. Почвы, примыкающие к автомагистралям, подвергаются техногенному воздействию, связанному как с работой автотранспорта, так и с эксплуатацией самой дороги [1].
В условиях транспортного загрязнения сельскохозяйственных земель вблизи
автодорог возможно снижение интенсивности поглощения подвижного калия для растений, что может стать причиной нарушения физиолого-биохимических процессов в системе «почва - растение».
С целью выявления изменений химических показателей почв, находящихся в зоне воздействия автомагистралей, сотрудники ГУП «Экотехпром» совместно с представителями государственного природоохранного учреждения «Мосэкомони-торинг» провели исследования по определению агрохимического состава К20, рН почв придорожных территорий (таблица).
Зависимость показателей кислотности и солевых включений от интенсивности движения автотранспорта
Расстояние от автомагистрали, м Показатель
РНы К20 мг/на 100 г почвы
Интенсивность движения - менее 2 тыс. автомобилей в сутки
10 50 100 Контроль (фон) НС Р05 5,9 5,35 5,2В 5,0Д 0,137 33,4 18,0 15,3 12,0 0,151
Интенсивность движения - 10.16 тыс. автомобилей в с утки
10 50 100 НС Р05 5,67 5,10 4,50 0,426 19,26 12,1 5,76 0,275
Интенсивность движения - более 16 тыс. автомобилей в сутки
10 50 100 НСР05 6,36 5,7 5,0 2,98 18,13 15,1 10,16 0,906
Данные таблицы свидетельствуют о том, что под влиянием транспортного загрязнения почвы на придорожных территориях происходит изменение агрохимических показателей. Так, вблизи автотрассы Москва - Дмитров (интенсивность движения 10... 16 тыс. авт./сут) значения рН и К2О увеличиваются по сравнению с фоновыми на 9 % и 22,3% соответственно. Это связано с проведением на дорогах противогололедных мероприятий с использованием солей, обогащенных ионами К+ и № [2].
Изменение значения рН в сторону щелочной реакции является серьезным фактором техногенного загрязнения почв вдоль автомагистралей, поскольку противогололедные смеси содержат до 97 % хлористого Ка и К, а, это легкорастворимые соли. Создается угроза засо-
ления почвы, ухудшения ее физических свойств: влагопроницаемости, плотности. Повышенная плотность горизонтов в сухом состоянии и вязкость во влажном затрудняют проникновение растений и влаги в низлежащие горизонты. Этот фактор необходимо учитывать при выращивании сельскохозяйственных культур в придорожной зоне, а также для развития древесных фитоценозов защитных лесополос [3].
Зависимость показателей кислотности у1 и у2 от расстояния до дороги: у1 -на дорогах средней (менее 2 тыс. авт./сут) и у2 - сильной интенсивности движения (10...16 тыс. авт./сут): у1 = 4,7373 + 0,3475х1; у2=4,0195+0,08652х2,
где хг и х2 - соответственно расстояние до дороги средней и сильной интенсивности движения.
№ 4' 2012
Зависимость показателей рН от расстояния до источника выбросов на дорогах показана на рис. 1.
Зависимости подвижных форм калия от расстояния до автомагистрали:
на дорогах сильной интенсивности движения -
у/ = 6,49...0,01507х2,
где у2 - значение К2О;
средней интенсивности движения -у 1 = 5,781...0,0129хх.
Содержание подвижных форм калия снижается по мере удаленности от автомагистрали (рис. 2).
Расстояние от автомагистрали, м
Рис.1. Зависимость рН от расстояния на дорогах: □ сильной и ■ средней интенсивности движения
Выводы
Полученные зависимости могут быть использованы при планировании использования земель в сельскохозяйственном производстве.
1. Устойчивое развитие агроландшаф-тов / Н. З. Милащенко [и др.]. - Пущино: ОНТИ ПНУРАН, 2000. - Т. 1. - 316 с.
2. Микулайте А., Масилюна Л., Эйтма-навичене Н. Бенз(а)пирен в придорожной экосистеме // Географический ежегодник. - 1985. - Т. 22. - С. 191-196.
3. Гришина Л. Г., Макаров М. И.,
„ 10 50 100
Расстояние от автомагистрали, м
Рис. 2. Содержание подвижного калия на дорогах различной интенсивности движения, мг/100 г почвы: □ - 10... 16 тыс. авт./сут; ■ - более 16 тыс. авт./сут
Сапегина И. В. Влияние промышленного загрязнения на органическое вещество почв: монография. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 254 с.
Материал поступил в редакцию 11.05.12. Евграфов Владимир Алексеевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Технология ремонта машин» Тел. 8 (499) 976-21-61
Тишкин Сергей Александрович, аспирант
Тел. 8-903-061-93-60 E-mail: [email protected]
Е-
№ 4' 2012