Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВКЛАДА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ'

ОЦЕНКА ВКЛАДА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НКО / МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ВКЛАДА НКО В ВВП / ООН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илюшникова Татьяна Александровна, Сорокин Святослав Олегович, Левашенко Антонина Давидовна, Ермохин Иван Сергеевич, Черновол Кирилл Александрович

В настоящее время в России системным образом не оценивается вклад некоммерческого сектора в экономику. Этому препятствуют как отсутствие в российской системе национальных счетов вспомогательного (сателлитного) счета по вкладу в экономику некоммерческого сектора (методика составления таких счетов разработана ООН еще в 2003 г.), так и недостаточность существующих в России статистических показателей для полноценного анализа такого вклада. В работе на основе мировой практики предложена авторская методология оценки этого вклада и представлены результаты ее применения к доступным данным 2021 г. Общий вклад НКО в ВВП в 2021 г. составляет около 1,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Илюшникова Татьяна Александровна, Сорокин Святослав Олегович, Левашенко Антонина Давидовна, Ермохин Иван Сергеевич, Черновол Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONTRIBUTION OF THE NON-PROFIT SECTOR TO THE RUSSIAN ECONOMY: OPPORTUNITIES FOR FURTHER DEVELOPMENT

Currently, the contribution of the non-profit sector to the economy is not systematically assessed in Russia. This is hindered both by the absence in the Russian system of national accounts of an auxiliary (satellite) account for contributions to the economy of the non-profit sector (the methodology for compiling such accounts was developed by the UN back in 2003), and by the insufficiency of existing statistical indicators in Russia for a full analysis of such a contribution. Based on world practice, the author’s methodology for assessing this contribution is proposed and the results of its application to the available data of 2021 are presented. The total contribution of NGOs to GDP in 2021 is about 1.5%.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВКЛАДА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ»

ОЦЕНКА ВКЛАДА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Т. А. ИЛЮШНИКОВА О. С. СОРОКИН А. Д. ЛЕВАШЕНКО И. С. ЕРМОХИН К. А. ЧЕРНОВОЛ

В настоящее время в России системным образом не оценивается вклад некоммерческого сектора в экономику. Этому препятствуют как отсутствие в российской системе национальных счетов вспомогательного (сателлитного) счета по вкладу в экономику некоммерческого сектора (методика составления таких счетов разработана ООН еще в 2003 г.), так и недостаточность существующих в России статистических показателей для полноценного анализа такого вклада. В работе на основе мировой практики предложена авторская методология оценки этого вклада и представлены результаты ее применения к доступным данным 2021 г. Общий вклад НКО в ВВП в 2021 г. составляет около 1,5%.

Ключевые слова: российская экономика, некоммерческий сектор, некоммерческие организации, НКО, методология оценки вклада НКО в ВВП, ООН. JEL: L31, E20.

Введение

Некоммерческие организации (НКО) являются значимой силой в развитии общества и государства1. Как отмечается в научной литературе, ключевым элементом полезной деятельности НКО является помощь в реализации благотворительных программ наряду с обеспечением занятости сотрудников. Наиболее незащищенная часть общества - инвалиды, сироты, а теперь и безработные пенсионеры - получают частичную поддержку за счет НКО2. При этом в России на государственном уровне в настоящее время отсутствует единая утвержденная методика оценки вклада некоммерческого сектора (суммарно НКО, благотворительности и волонтерского труда) в национальную экономику. Это обусловливает актуальность данной работы.

В настоящем исследовании, на основе опыта зарубежных стран, а также подхода ООН к оценке развития некоммерческого сектора и его учету в рамках вспомогательного счета в системе национальных счетов (СНС), разработана методика оценки влияния некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и волонтерского труда на российскую экономику. Для этого, помимо прочего, проведен анализ российского правового регулирования деятельности НКО, благотворительности и волонтерской деятельности, существующей системы статистических показателей и состава находящихся в распоряжении органов государственной власти данных об указанных объектах. Под вкладом в экономику для целей настоящего исследования понимается стоимостная оценка суммарной доли НКО, благотворительности, волонтерского труда в российском ВВП.

Илюшникова Татьяна Александровна, заместитель министра экономического развития Российской Федерации (Москва), e-mail: [email protected]; Сорокин Святослав Олегович, директор Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России (Москва), e-mail: [email protected]; Левашенко Антонина Давидовна, старший научный сотрудник Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России (Москва), е-mail: [email protected], Ермохин Иван Сергеевич, аналитик Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России (Москва), е-mail: [email protected]; Черновол Кирилл Александрович, научный сотрудник Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития России (Москва), е-mail: [email protected]

1 Баханькова Е.Р. Правовые и организационные аспекты управления НКО: Методические материалы. М.: Московский Дом общественных организаций, ГЭИТИ, 2008. / Bakhankova E.R. Legal and organizational aspects of NGO management: Methodological materials. Moscow: Moscow House of Public Organizations, GEITI, 2008.

2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36817149

Подход ООН к оценке развития некоммерческого сектора

В 1993 г. ООН было разработано Руководство по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов, которое затем было обновлено в 2003 и в 2018 гг. Целью Руководства является создание единого международного подхода к оценке вклада в экономику некоммерческих организаций, т.е. организаций, которые не являются ни рыночными компаниями, ни органами государственного управления, ни частью сектора домашних хозяйств3. К таким организациям относятся: некоммерческие поставщики услуг (больницы, высшие учебные заведения, детские учреждения, дневные центры для престарелых и инвалидов и т.д.), неправительственные организации, организации, действующие в области искусства и культуры, спортивные клубы, правозащитные группы, фонды, общинные или низовые ассоциации, а также политические партии, социальные клубы, союзы, деловые и профессиональные ассоциации.

Методикой ООН установлено, что для целей учета НКО должны быть организационно оформленными, не зависящими от органов государственного управления, не распределяющими прибыль, самоуправляющимися (способными самостоятельно контролировать свои действия) и добровольными, т.е. такими организациями, участие в которых не является следствием принуждения и подразумевает определенную значимую степень добровольности.

Таким образом, не включаются в оценку НКО, организационно зависимые от органов государственного управления (если НКО является частью аппарата правительства и/или самостоятельно не осуществляет правительственные полномочия, и/или оперативную и финансовую деятельность, ее можно на практике полностью интегрировать с финансами правительства), а также НКО, являющиеся дочерними и зависимыми организациями.

Кроме того, не включаются в оценку НКО, если не менее 50% их расходов оплачивается корпорациями или органами государственного управления.

Для классификации НКО по видам деятельности (отраслям) ООН разработан Международный классификатор некоммерческих организаций (!СЫРО), в котором виды деятельности НКО разделены на 12 групп и сопоставлены с видами деятельности, содержащимися в Международном стандарте классификации всех видов деятельности (!Б!С Rev.3)4. Такая классификация может быть использована для исследования вклада НКО в экономику в отраслевом разрезе при условии соответствия национальных классификаторов видов экономической деятельности (в России - ОКВЭД) стандарту !Б!С.

Что касается волонтеров, в оценку вклада некоммерческого сектора в экономику включается условно исчисленная стоимость труда добровольцев. Под таким трудом понимается труд без оплаты в денежной форме или юридического обязательства, осуществляемый в интересах лиц, проживающих за пределами домашнего хозяйства самого добровольца. Раскрытие понятия «доброволец» или «волонтер», а также круга лиц, которые должны включаться в оценку в качестве добровольцев, в указанном Руководстве не приводится.

Для целей оценки ООН выделяет следующие виды данных по источникам, которые могут использоваться в расчетах:

• данные, собираемые для целей статистики. Такие данные собираются в соответствии со статистическими стандартами;

• административные данные (административные записи), т.е. данные, собираемые для целей выполнения административных функций, таких как сбор налогов. ООН отмечает, что такие данные являются эффективным с точки зрения затрат способом

3 Ш1_: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesf/seriesf_91r.pdf

4 Там же.

получения сведений при ограниченных статистических ресурсах;

• подборки данных, составляемых ассоциациями отдельных групп НКО о своих членах;

• данные из общих архивов социальных наук. В Руководстве отмечается, что для вклада

любой отрасли или вида организации (в том числе НКО) в ВВП может использоваться расчет «промежуточное потребление + добавленная стоимость», или, более детально, «промежуточное потребление + оплата труда + прочие налоги (за вычетом субсидий) на производство + прибыль и приравненные к ней доходы».

Для стоимостной оценки волонтерского труда используется следующий алгоритм:

1. Сведения, получаемые из различных обследований населения, обеспечивают получение двух ключевых видов данных: число добровольцев в выборке и количество часов, затраченных на добровольную деятельность в расчете на одного добровольца.

2. Пропорциональная доля добровольцев экстраполируется на все взрослое население, для того чтобы получить общее число добровольцев, которое, в свою очередь, умножается на среднее количество часов, затрачиваемых на добровольную деятельность.

3. Общее количество отработанных добровольцами часов делится на среднее количество часов, определенное из расчета занятости на полный рабочий день на каждый вид деятельности в каждой стране.

Подходы зарубежных государств к оценке развития некоммерческого сектора, благотворительности, добровольчества

Для анализа зарубежных подходов к оценке вклада НКО в экономику был отобран ряд стран, в число которых вошла Канада как страна с одним из наиболее высоких показателей вклада

НКО в экономику в мире (8,3% в 2021 г.)5, несколько стран ОЭСР (Австралия, Норвегия, Франция, Великобритания), а также Индия как пример страны, в которой отсутствует специальная методика статистического учета вклада НКО в экономику.

В рамках обзора подходов зарубежных государств к оценке вклада НКО в экономику анализируется прежде всего субъектный состав организаций, включаемых в оценку. ООН рекомендует учитывать организационно независимые, самостоятельные в принятии решений относительно органов власти и коммерческих организаций НКО, которые не могут распределять прибыль между своими участниками на каком-либо основании (не считая оплаты труда работников и аналогичных выплат). Анализ показывает, что страны в целом учитывают подход ООН; вместе с тем отдельно может оцениваться вклад в экономику, например, государственных или деловых НКО -такой подход применяется, в частности, в Канаде. Также оцениваются подходы стран к оценке труда волонтеров и его вклада в экономику. Наконец,анализируются переменные и источники данных, используемые для оценки вклада НКО в экономику.

Проведенный обзор показывает, что оценка вклада некоммерческого сектора в экономику может проводиться как в рамках вспомогательного счета ООН, так и в рамках самостоятельных исследований. Так, в Канаде оценку вклада в экономику осуществляет государственная статистическая служба Statistics Canada: оценка проводится здесь в рамках составления вспомогательного счета для Системы национальных счетов, в открытом доступе находятся данные по оценкам с 2003 г.6. Этот счет разработан для измерения вклада некоммерческого сектора в экономику Канады. В этой стране вклад НКО и волонтерской деятельности в экономику оценивается как вклад в ВВП и количество созданных рабочих мест.

5 URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/211004/dq211004d-eng.htm

6 URL: https://www23.statcan.gc.ca/imdb/p2SV.pl?Function=getInstanceList&Id=1405162

Так, например, в 2020 г. вклад НКО в ВВП Канады составил 8,9% ВВП, при этом вклад НКО, обслуживающих домашние хозяйства и бизнес, составил 2,2% ВВП. НКО в Канаде в 2020 г. включали 788 000 рабочих мест (4,5% всех рабочих мест в Канаде)7.

В Норвегии оценка вклада НКО в экономику производится Статистическим управлением Норвегии. Управление подчиняется Министерству финансов и осуществляет сбор данных на национальном, региональном и местном уровнях. Первый вспомогательный счет по НКО был опубликован в 2010 г., затем счет публиковался ежегодно до 2019 г. На данный момент на официальном сайте Управления сообщается, что вспомогательный счет для НКО не рассчитывается с 2019 г. в связи с отсутствием актуальной базы данных8. Управление рассчитывает вклад НКО в экономику как процент от ВВП - в 2018 г. (в соответствии с последним отчетом) процент добавленной стоимости НКО в общей доле ВВП составил 1,7%9. Помимо вспомогательного счета НКО в Норвегии в национальных счетах оцениваются расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ) (по итогам первого квартала 2022 г. такие расходы составили 24 587 млн норвежских крон (2541 млн. долл. США)) для расчета ВВП на основе расходов10.

В Австралии оценка вклада НКО в экономику осуществляется Комиссией по благотворительным и некоммерческим организациям,

которая является независимым национальным регулятором деятельности благотворительных организаций. Комиссия использует методологию из публикаций Австралийского бюро по статистике («Вспомогательный счет по некоммерческим организациям»11, «Австралийская система национальных счетов: концепции, источники, методы»12) и Комиссии по производительности («Вклад некоммерческого сектора»13). В соответствии с последними данными вклад НКО в экономику Австралии, рассчитанный на основе национальных счетов, составил 54 796 млн австралийских долларов, или 3,8% от общей валовой добавленной стоимости (валовая добавленная стоимость НКО, рассчитанная на основе вспомогательного счета НКО, в 2012-2013 гг. составила 79 193 млн австралийских долларов). НКО вносят значительный вклад в занятость - на их долю в стране приходится 1081 900 работающих и почти 3,9 млн волонтеров14.

Во Франции также оценивается вклад в экономику НКООДХ в национальных счетах (отдельно от домашних хозяйств). Вклад НКООДХ рассчитывается в национальных счетах как валовая добавленная стоимость. Так, за 2021 г. ВДС НКООДХ составила 40,167 млрд евро15. Оценку показателя производит Французский национальный институт статистики и экономических исследований (1п5ее), который подведомствен Министерству экономики, промышленности и занятости16.

Оценка вклада НКО в экономику может проводиться и в отсутствие вспомогательно-

7 URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/45-28-0001/2021001/article/00042-eng.htm

8 URL: https://www.ssb.no/en/nasjonalregnskap-og-konjunkturer/nasjonalregnskap/statistikk/satellittregnskap-for-ideelle-og-frivillige-organisasjoner

9 Там же.

10 URL: https://www.ssb.no/en/nasjonalregnskap-og-konjunkturer/nasjonalregnskap/statistikk/nasjonalregnskap

11 URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/national-accounts/australian-national-accounts-non-profit-institutions-satellite-accounts/latest-release

12 URL: https://www.ausstats.abs.gov.au/ausstats/subscriber.nsf/0/930F0CF385EC166FCA257AD8000EE7CA/$File/ 52160_2012_edition3_v2.pdf

13 URL: https://www.pc.gov.au/inquiries/completed/not-for-profit/report/not-for-profit-report.pdf

14 URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/national-accounts/australian-national-accounts-non-profit-institutions-satellite-accounts/latest-release

15 URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/6438769?sommaire=6438793

16 URL: https://www.insee.fr/fr/accueil

го счета или специальных исследований. Так, в Великобритании Национальная статистическая служба Великобритании (ОЫБ) рассчитывает долю валовой добавленной стоимости НКООДХ ежегодно и публикует отчет в «Голубой книге» (Национальные счета Великобритании)17. Служба не подчиняется ни одному министерству, но через Статистическое управление Великобритании отчитывается перед парламентом. Для целей статистики ОЫБ включает в НКООДХ благотворительные организации, профсоюзы, религиозные организации, политические партии, университеты и учреждения дальнейшего обучения. При оценке учитываются организации, более 50% затрат которых покрывается доходами из нерыночных источников в течение двух лет18.

Для оценки вклада НКО в экономику ОЫБ рассчитывает рыночную и нерыночную стоимость предоставленных (реализованных) НКО товаров и услуг. При этом в расчет нерыночной стоимости включаются затраты на сырье, на рабочую силу и расходы на амортизацию основных средств, таких как оборудование.

В Индии в 2004 г. был проведен пилотный проект по оценке вклада в экономику НКОДХ19. Проект осуществлялся Целевой группой для составления вспомогательных счетов НКО под руководством Центральной статистической службы (СБО) и Правительства Индии. По итогам проведения исследования валовая добавленная стоимость НКООДХ была оценена в 19 475 крор (2531 750 млрд. долл. США - 6,8% от общей ВДС). Сбор данных был осуществлен по шести штатам, в свою очередь, в каждом штате было выбрано по два округа. При оценке

вклада НКО в экономику CSO также ориентируется на United Nations Handbook on NonProfit Institutions in the System of National Accounts. В настоящее время рекомендации ООН по ведению вспомогательных счетов НКО в Индии не выполняются, а вклад НКО косвенно и неполно учитывается в секторе домашних хозяйств в национальных счетах20.

Данные о волонтерском труде в странах анализируются по единой методике стоимостной оценки замещающих издержек, утвержденной МОТ. При этом различаются практики сбора данных. Так, данные о волонтерском труде в Канаде анализируются раз в пять лет в рамках исследования Giving, Volunteering and Participating21. Целевая группа включает всех лиц в возрасте 15 лет и старше, проживающих в 10 провинциях Канады. Данные собираются путем опроса (анкетирования) респондентов на добровольной основе. Так, опросник содержит вопросы, касающиеся неоплачиваемой деятельности респондента за последние 12 месяцев, - в частности, то, занимался ли он бесплатно перечисленными в опросе видами деятельности, такими как обход населения (агитация, опросы, сбор подписей и т.д.), сбор средств, преподавание/ менторство, организация/координация мероприятий и др.22.

Отмечаются число групп или организаций, в которых волонтер осуществлял деятельность за прошедшие 12 месяцев (от 0 до 99), а также частота неоплачиваемой деятельности (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц, 3-4 раза за 12 месяцев, 1-2 раза за 12 месяцев). Отмечаются также детали о деятельности организации в форме ключевых слов (например, «церковь»

17 URL: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/compendium/unitedkingdomnationalaccountsthebluebook/ 2021

18 URL: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/compendium/unitedkingdomnationalaccountsthebluebook/ 2021/householdsandnonprofitinstitutionsservinghouseholds

19 Проект осуществлялся как проба для дальнейшей разработки вспомогательного счета НКО. Однако на данный момент данные о дальнейших исследованиях отсутствуют.

20 https://pib.gov.in/newsite/erelcontent.aspx?relid=91303

21 URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/210126/dq210126h-eng.htm

22 URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/45-25-0001/index-eng.htm

или «спортивная организация»). Детали о времени, посвященном волонтерской деятельности (в часах), спрашиваются в разбивке по месяцам.

Информация, собранная в ходе опроса, сопоставляется с личными налоговыми записями респондентов и налоговыми записями всех членов домохозяйства. Информация о домохозяйстве (адрес, почтовый индекс и номер телефона), информация о респонденте (номер социального страхования, фамилия, имя, дата рождения, возраст, пол) и информация о других членах домохозяйства (фамилия, имя, возраст, пол и родственные связи) является ключевым переменным для такого сопоставления. За счет сопоставления дополняются данные по доходам (личным и домохозяйства), поскольку респонденты часто отказываются отвечать на вопросы, касающиеся доходов23.

В Норвегии оценка волонтерской работы основана на опросе, разработанном Департаментом социальных исследований (ISF) и проводимом Статистическим управлением Норвегии. Опрос, проводимый в Норвегии, разработан на основе шаблона, разработанного в руководстве ООН, но адаптированного к норвежским условиям. Опрос показывает, какой процент населения занимается добровольной работой и сколько часов население тратит на волонтерство. В процессе исследования охватывается население в возрасте от 16 до 79 лет24. Следует также отметить, что опросы проводились в стране в разные годы с некоторыми отличиями относительно классификации деятельности по ICNPO (International Classification of Nonprofit Organizations - Международная классификация некоммерческих организаций).

Так, в процессе первых опросов исследователи самостоятельно определяли, к какой категории отнести тот или иной вид деятель-

ности - тогда как в опросе 2004 г. респондентам предоставили возможность самим отнести свою деятельность к той или иной отрасли ICNPO. Такой способ привел к некоторым неточностям в данных по отраслям, так как респонденты не всегда верно определяли отрасль своей деятельности. Однако исследователями ISF отмечено, что НКО может заниматься несколькими видами деятельности и волонтер лучше может определить, в какую именно сферу он сделал вклад.

Кроме того, для оценки труда волонтеров используется метод «рыночной стоимости», т.е. труд волонтера оценивается по объему денежных средств, которые пришлось бы выплатить в случае замены волонтера оплачиваемой рабочей силой.

В контексте практик оценки волонтерского труда важно обратить внимание на то, что Австралийское бюро статистики (ABS) подвергает критике один из подходов к оценке труда волонтеров, разработанный ООН. Так, ABS отмечает, что для соответствующей оценки целесообразнее использовать не альтернативную стоимость оказанных волонтером услуг, а ценность самого волонтерства для гражданина. Так как волонтерская деятельность зачастую является не основной для лица, оно, вероятно, будет отказываться от свободного времени ради волонтерской деятельности. Таким образом, необходимо рассчитывать ценность свободного времени для лица, а именно - от чего оно отказывается взамен волонтерской деятельности. ABS не сформулировало альтернативного метода, однако следует обратить внимание на Исследование использования времени ABS, в котором составляется статистика проводимого людьми времени по трем категориям: бытовая деятельность (еда, сон), договорная деятельность (рабочее время) и свободное время25. Представляется, что указанный анализ мог бы послужить основной для

23 URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/75-006-x/2021001/article/00002-eng.htm

24 URL: https://national-policies.eacea.ec.europa.eu/sites/default/files/2021-09/Norway_2020.pdf

25 URL: https://www.abs.gov.au/websitedbs/d3310114.nsf/home/time+use+survey

разработки альтернативного подхода к оценке труда волонтеров. В целом ABS считает, что данный метод не подходит для целей вспомогательного счета, так как не позволяет оценить труд волонтеров, которые вышли на пенсию или являются безработными, а также содержит неверные параметры для расчета.

Однако ABS в своем собственном анализе придерживается другого метода «рыночной стоимости», также разработанного ООН и представленного в документе United Nations Handbook on Non-Profit Institutions in the System of National Accounts. В соответствии с данным подходом труд волонтера оценивается по объему денежных средств, которые пришлось бы выплатить в случае замены волонтера оплачиваемой рабочей силой26.

Вместе с тем, вследствие отсутствия конкретных данных о часах работы волонтеров по видам деятельности, ABS применяло единую ставку заработной платы к каждому часу во-лонтерства. Годовое количество часов волонтерства было рассчитано ABS в его Общем социальном исследовании на основании проведенного опроса среди граждан27. Единая ставка была рассчитана в два этапа:

1. Так как имеются данные о видах волонтерской деятельности, они сопоставляются с категориями деятельности по Стандартной отраслевой классификации Австралии и Новой Зеландии (ANZSIC) с целью определения ставки заработной платы для каждого вида деятельности (на основании расчета средней почасовой ставки обычного рабочего времени сотрудников, занимающих неруководящие должности по соответствующим отраслям). Расчеты проводятся отдельно для мужчин и женщин. При этом некоторые виды волонтерской деятельности относятся к более чем одной категории деятельности по классифика-

ции ANZSIC, и в этих случаях использовалось среднее значение по соответствующим видам деятельности.

Для расчета средней почасовой ставки ABS основывается на данных своего исследования «Заработок и рабочее время сотрудников»28. При этом средняя недельная заработная плата в указанном исследовании рассчитывается исходя из Стандартной классификации профессий Австралии и Новой Зеландии (ANZSCO). В ANZSCO представлено несколько ключевых групп, отличающихся друг от друга на основании навыков и задач сотрудника (менеджеры, водители, работники физического труда и т.д.). Каждая группа, в свою очередь, подразделена на подгруппы - например, специалисты подразделены на специалистов в области искусства и средств массовой информации; в области бизнеса, управления персоналом и маркетинга; в области дизайна, инженерии, науки и транспорта; в области образования; медицинских работников; специалистов в области ИКТ; специалистов в области права, социальной защиты и социального обеспечения. Подгруппа делится также на малые группы. Оценки общего недельного заработка и количества сотрудников рассчитываются для штата или территории в разбивке по секторам и отраслям29.

Оценка среднего недельного заработка получается путем деления оценок валового недельного заработка на количество сотрудников. При этом такая оценка производится для каждой указанной выше группы отдельно.

2. Расчет единой средневзвешенной ставки заработной платы.

После расчета все часы работы волонтеров умножаются на средневзвешенную ставку. Помимо этого в оценке используются такие параметры, как фактическое количество во-

26 URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesf/seriesf_91e.pdf

27 URL: https://www.abs.gov.au/statistics/people/people-and-communities/general-social-survey-summary-results-australia/ latest-release

28 URL: https://www.abs.gov.au/methodologies/employee-earnings-and-hours-australia-methodology/may-2021

29 URL: https://www.abs.gov.au/statistics/microdata-tablebuilder/available-microdata-tablebuilder/employee-earnings-and-hours-australia

лонтеров, осуществляющих конкретный вид деятельности, и среднее число волонтеров, вовлеченных в волонтерскую деятельность. Данные параметры используются в пропорции для расчета вклада в экономику НКО, занимающихся определенным видом деятельности - например, НКО в сфере образования и исследования внесли наибольший вклад в валовую добавленную стоимость (30,9% - из вклада всех НКО в 2012-2013 гг.).

Во Франции в 2004 г. Insee было проведено исследование оценки волонтерского труда. Исследование проводилось на основании опроса 2002 г. среди людей старше 15 лет об их участии в общественной жизни. При этом в предисловии к статье о проведенном исследовании Insee отмечает, что его результаты подходят, в том числе, для разработки вспомогательного счета НКО. Однако до сих пор вспомогательный счет НКО так и не разрабо-

тан30.

Если, в рамках данного исследования, респондент сообщал о ежедневном осуществлении волонтерской деятельности и заявлял, что осуществляет ее в течение часа в день, то ему засчитывалось 200 часов в год.

Следует отметить, что при оценке учитывается также характер волонтерской деятельности - регулярный или случайный. Эти данные -на уровне каждой НКО. Таким образом, месячная продолжительность деятельности взвешивается более обстоятельно по указанным параметрам.

В исследовании критикуется метод оценки волонтеров, в соответствии с которым исчисляется альтернативная стоимость оказанных волонтерских услуг для волонтера. Insee отмечает следующие недостатки подхода: не учитывается то, что все люди имеют разные альтернативные доходы от основной деятельности; не учитываются уплаченные субъектом

налоги и взносы; не учитывается необходимость волонтерской деятельности для будущей карьеры волонтера, а также сложности с учетом ее альтернативной стоимости для людей, которые не занимаются профессиональной деятельностью (пенсионеры, студенты). Insee также отмечает необходимость учитывать ценность времени для конкретного волонтера. Одновременно в исследовании отмечается, что в случае с пенсионерами и безработными можно учитывать замещающие издержки в соответствии с другими доходами лица, но только в случае, если эти доходы превышают ту заработную плату, на которую оно может претендовать на рынке труда31.

Кроме того, Insee отмечает, что предпочтительнее использовать метод, при котором труд волонтера оценивается по объему денежных средств, которые пришлось бы выплатить в случае замены волонтера оплачиваемой рабочей силой. В исследовании указано два способа такого расчета: 1) классифицировать задачи, выполняемые волонтерами, и в соответствии с этими задачами рассчитывать стоимость наемного работника, который мог бы выполнить конкретную задачу; 2) рассчитать стоимость найма рабочих общего профиля, при этом при расчете платы за соответствующий труд можно использовать оценку этого труда НКО (какое вознаграждение НКО готово заплатить за деятельность).

Согласно данному подходу к оценке деятельности волонтеров применяется минимальный размер оплаты труда, суммированный со средней ставкой взносов работодателей на социальное обеспечение на рынке труда. При определении вида деятельности используется Французская классификация деятельности (NAF rev. 2)32.

Другой способ расчета, предлагаемый в исследовании, - это расчет средней почасо-

30 URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/

1376446?sommaire=1376452&q=Compte+satellite+pour+les+institutions+%C3%A0%20but+non+lucratif+en+France

31 URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1376446?sommaire=1376452&q=Compte+satellite+pour+les+institutions+%C3%A0%20but+non+lucratif+en+France

32 URL: https://www.insee.fr/fr/metadonnees/nafr2/section/A?champRecherche=false

вой заработной платы, выплачиваемой ассоциациями соответствующего сектора деятельности, плюс сумма взносов работодателей в этом секторе на всю выплаченную валовую заработную плату. Этот вариант сопоставляет среднюю заработную плату по сектору с часами волонтерства независимо от выполняемых задач и их сопоставимости с задачами, выполняемыми сотрудниками ассоциаций.

Для избежания завышения результатов предлагается применить к труду в отраслях здравоохранения и образования базовую заработную плату за помощь на дому.

Что касается используемых в разных странах переменных и данных для оценки и их источников, то в этой части практики стран также различаются. Так, в Канаде оценки во вспомогательном счете строятся на основе широкого круга источников данных, включая административные файлы (налоговые отчеты), обследования Статистического управления Канады и информацию государственных счетов. Используются такие переменные, как заработная плата и дополнительные трудовые доходы экономики, структура сателлитного счета в соответствии с методикой ООН, а также ВВП сектора по доходному методу (общая стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории страны или региона в течение определенного периода, рассчитанная как сумма оплаты труда работников, валовой прибыли, валовых смешанных доходов, налогов на производство, налогов на импорт за вычетом субсидий на производство, а также субсидий на импорт).

В Норвегии при оценке вклада НКО рассчитывается стоимость рыночного и нерыночного выпуска НКО. Стоимость нерыночной продукции и услуг рассчитывается как произведенные затраты организации, а именно оплата труда, промежуточное потребле-

ние, затраты основного капитала, а также возможные налоги на производство. Кроме того, рассматриваются такие переменные, как производство, добавленная стоимость и количество оплачиваемых работников с полной занятостью. Так, за 2018 г. количество работников, трудоустроенных НКО, составило в стране 3,6% от общего числа наемных работников (занятых полный день), а добавленная стоимость НКО исчислялась 61 526 млн норвежских крон. Добавленная стоимость представляет собой реализованные (переданные) товары - промежуточное потребление, в которое включены субсидии на продукты и исключены НДС и другие налоги на продукты. В секторе государственного управления и других нерыночных видах деятельности добавленная стоимость представляет собой сумму оплаты труда, налогов на производство (за вычетом субсидий на производство) и потребления основного капитала. Используются бухгалтерские данные и данные годовых отчетов, поданных в налоговый орган; взяты сведения о доходах от продаж и услуг, затратах на оплату труда, а также данные от Министерства культуры Норвегии по возмещенному НКО НДС33 и учетные данные по образовательным организациям от Совета по высшему образованию (Folkehojskoleradet)34.

В Австралии вспомогательный счет составляется на основе различных источников, включая сборники экономических и социальных данных ABS. Какой-либо формулы для оценки вклада НКО в экономике нет. Используемые при оценивании переменные можно разделить на следующие три группы35:

1) данные относительно доходов: сюда входят данные о доходах, об использовании доходов, капитальных затратах и запасах активов, а также показатели национального учета

33 Компенсация части расходов, которые несут НКО при приобретении товаров и услуг.

34 URL: https://www.ssb.no/en/nasjonalregnskap-og-konjunkturer/nasjonalregnskap/statistikk/satellittregnskap-for-ideelle-og-frivillige-organisasjoner

35 URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/national-accounts/australian-national-accounts-non-profit-institutions-satellite-accounts/latest-release

производства товаров и услуг и валовой добавленной стоимости;

2) данные о сотрудниках НКО и волонтерах: данные о постоянных сотрудниках НКО, занятых полный и неполный рабочий день, о временных оплачиваемых работниках, а также о количестве работающих волонтеров;

3) оценка вклада волонтерских услуг: информация о годовом количестве часов, отработанных волонтерами, и определение ставки заработной платы, взятой из обследования заработков и рабочего времени сотрудников.

Вклад НКО и волонтерской деятельности в экономику в Австралии измеряется как стоимость предоставленных НКО продукции и услуг, включая налоги на такую продукцию и услуги НКО, и количество созданных рабочих мест (неоплачиваемый труд волонтеров также учитывается в статистике). Под доходом от услуг понимаются соотношение денежных средств, полученных от государства, и объема услуг, оказанных НКО, например на одного студента, пациента и др., а также доход от аренды, членские взносы и спонсорство.

Обзор российского подхода к оценке вклада НКО, волонтерского труда в экономику

В настоящее время российская система статистических показателей, характеризующих деятельность некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и волонтерского труда, включает в себя сбор сведений о волонтерской деятельности в рамках выборочных обследований рабочей силы. Росстат проводит расчеты числа граждан в возрасте 15 лет и старше, осуществляющих волонтерскую деятельность. Данные собираются посредством опросов; в период каждого обследования опрашиваются около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста). Выборка строится таким образом, что в каждом месяце все единицы наблюдения (респонденты) заменяются новыми36. В рамках

исследования представлены данные о численности населения, участвовавшего в волонтерской деятельности в течение последних 12 месяцев, в том числе по типам населения (городское/сельское), по полу и по видам выполняемых работ.

Помимо этого, для оценки вклада НКО могут использоваться данные по формам статистической налоговой отчетности (форма № 5-П). Указанные данные публикуются ФНС раз в три месяца в целом по РФ и в региональном разрезе. В рамках отчетности по данной форме организации, среди прочего, отчитываются об имуществе (в том числе денежных средствах), работах, услугах, полученных в результате благотворительной деятельности, целевых поступлениях, целевом финансировании (раздел М), в том числе о средствах и ином имуществе и имущественных правах, полученных на осуществление благотворительной деятельности, и о пожертвованиях, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Для оценки деятельности социально ориентированных НКО может использоваться форма Росстата 1-СОНКО. Росстат ежегодно по этой форме собирает данные о видах деятельности, которые социально ориентированная некоммерческая организация (СОНКО) осуществляла в отчетном году в соответствии с ее уставом; всего перечислено 30 сфер деятельности, а также иные виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, установленные законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания некоммерческих организаций социально ориентированными, и оказание социальных услуг населению РФ в данных сферах деятельности. Также Росстат в составе данных об источниках и объемах формирования денежных средств и иного имущества СОНКО собирает информацию о доходах (выручке)

36 Ш1_: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf

от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала); отдельно выделяются доходы от поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. Собираются также данные о численности волонтеров, осуществляющих деятельность в СОНКО.

С 2018 г. Росстатом проводится обследование некоммерческих организаций по форме 1-НКО. Такие данные собираются раз в пять лет, респондентами являются все некоммерческие организации, кроме следующих:

• жилищные потребительские кооперативы;

• кредитные потребительские кооперативы граждан;

• кредитные кооперативы второго уровня;

• сельскохозяйственные потребительские животноводческие кооперативы;

• фонды проката;

• садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

• неправительственные международные организации;

• негосударственные пенсионные фонды;

• отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

По данной форме учитываются источники и объемы формирования денежных средств и иного имущества, использование денежных средств и иного имущества, численность участников деятельности организации, в том числе работников и волонтеров.

Преимуществами данной формы являются охват ею всех НКО и представленность данных о финансах, расходах, средней численности работников и волонтеров НКО. Недостаток формы - проведение исследования раз в пять лет, что не позволяет получать актуальные данные о вкладе НКО и волонтерской деятельности в российскую экономику.

Данные Росстата о вкладе НКО в экономику формируются и в рамках системы нацио-

нальных счетов (СНС). В СНС некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), выделяются в отдельный сектор национальной экономики.

В соответствии с подходом Росстата для оценки сектора НКООДХ расчеты производятся в отношении счетов производства, образования доходов, распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, операций с капиталом для сектора коммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Основу выборки составляют НКО, обслуживающие домашние хозяйства. Единицами наблюдения и отбора являются соответственно эти организации.

В СНС оценка вклада НКО в российскую экономику измеряется как добавленная стоимость произведенной такими организациями рыночной продукции. В этом состоит важнейшее отличие оценки российского подхода к оценке вклада некоммерческого сектора от международных: из-за отсутствия в российской СНС вспомогательного счета по некоммерческому сектору в ней отсутствует и специальная система учета производимой НКО нерыночной продукции. При этом Росстат отмечает, что большинство НКО являются нерыночными производителями, которые предоставляют большую часть своего выпуска другим субъектам бесплатно или по экономически незначимым ценам, т.е. по ценам, не влияющим на спрос и предложение товаров, работ и услуг37. В системе СНС - например, в рамках счета производства, который отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства, - учитываются в качестве отдельных институциональных единиц рыночные и нерыночные НКО38.

Исходя из изложенного оценка вклада некоммерческого сектора в российскую экономику возможна с использованием международных подходов на основе имеющихся в Рос-

37 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139192/ceea056233cd6cff695008b1bac8bb21612a2fcd/

38 URL: https://www.gks.ru/bgd/free/meta_2010/IssWWW.exe/Stg/d1996/i000330r.htm

сии показателей статистической отчетности, в частности собираемой в рамках исследования по форме 1-НКО. Вместе с тем использование таких данных не позволит проводить ежегодную оценку такого вклада, поскольку обследование по форме 1-НКО проводится только раз в пять лет. Таким образом, при наличии цели организации оценки вклада НКО в российскую экономику на ежегодной основе существует необходимость повышения частоты проведения указанного исследования до одного раза в год. С учетом таких ограничений для целей оценки используются данные бухгалтерской отчетности НКО, находящиеся в открытом доступе в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности («Ресурс БФО»).

Методика оценки вклада некоммерческого сектора в российскую экономику

С учетом зарубежного опыта, подхода ООН к оценке вклада некоммерческого сектора в экономику сформирована авторская методика такой оценки применительно к российской экономике. В качестве объектов исследования отбираются НКО, в отношении которых будет проводиться оценка вклада в экономику в соответствии с Руководством ООН по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов.

Согласно Руководству ООН по некоммерческим организациям в Системе национальных счетов в оценку не включаются НКО, учредителем или собственником имущества которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. В связи с этим из оценки исключаются государственные, муниципальные и бюджетные учреждения, публично-правовые компании, государственные корпорации и компании, а также неком-

мерческие организации, являющиеся дочерними организациями или учредителем которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, федеральная территория или муниципальное образование.

Также не включаются в оценку НКО, учредителем или собственником имущества которых являются коммерческие организации и НКО, фактически осуществляющие распределение средств, в том числе прибыли, между участниками. В связи с этим из оценки исключаются потребительские кооперативы и их объединения. Из выборки в соответствии с методикой ООН должны исключаться организации, учредителем которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, коммерческие организации, а также организации, прекратившие деятельность. В рамках данного исследования такое исключение не производилось ввиду отсутствия достаточных данных для отбора.

Следует также отметить, что в настоящее время корректная оценка вклада религиозных организаций в российскую экономику не представляется возможной, поскольку такие организации в соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 23 части первой НК РФ и п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе не подавать бухгалтерскую (налоговую) отчетность, в том числе составляющую обязательный экземпляр отчетности для государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности («Ресурс БФО»). Кроме того, данные по религиозным организациям, которые подают такую отчетность, не представлены в используемых источниках данных бухгалтерской отчетности («Ресурс БФО»)39.

Что касается используемых для оценки вклада некоммерческого сектора в экономику переменных, то здесь необходимо сделать

39 Таким образом, из исследования исключены потребительские кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, жилищные или жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, кредитные кооперативы второго уровня, потребительские общества, общества взаимного страхования, сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы, сельскохозяйственные потребительские сбытовые (торговые) кооперативы, сельскохозяйственные потребительские обслужи-

ряд оговорок, принимаемых в рамках настоящего исследования.

Во-первых, для целей формирования методики оценки вклада некоммерческого сектора в российскую экономику в отсутствие доступных систематизированных данных было сделано следующее допущение: поскольку основной целью существования НКО является достижение социально значимых целей и такие организации существуют, в том числе, за счет пожертвований, добровольных взносов и т.д., в качестве стоимости произведенной нерыночной продукции принят объем поступлений в пользу НКО, кроме целевых поступлений, включающих в себя субсидии, гранты и т.п., получаемые НКО из бюджетных средств.

Во-вторых, хотя при подсчете вклада в ВВП по методу добавленной стоимости обычно не учитываются объемы конечного потребления организаций, в контексте НКО включение такой переменной представляется корректным, поскольку в некоммерческом секторе конечное потребление должно учитываться как вклад в рамках перераспределения доходов. НКО существуют в первую очередь за счет взносов и пожертвований, а значит, что на достижение НКО социальных целей идут деньги, которые иначе люди сберегли бы, т.е. изъяли бы их из оборота либо потратили на что-то еще, причем обычно жертвуются излишки, не средства на первичные нужды. Таким образом, если эти деньги тратятся на конечное потребление НКО, то результат для экономики будет лучше. НКО направляют свою деятельность на решение проблем, которые обычно решаются в рамках социальной функции государства, и, по сути, деньги, которые НКО тратит на свою деятельность, минус их рыночная прибыль

(расходы на конечное потребление) - это деньги, которые выполняют функцию, аналогичную налогам/бюджетным средствам. За счет этих денег снижается социальная напряженность, происходят процессы солидаризации в обществе - эти средства распределяются на цели здравоохранения, образования, защиты окружающей среды и т.д.

С учетом методики ООН и зарубежных государств для оценки вклада некоммерческого сектора в экономику в рамках разработанной методики использованы следующие переменные:

• Оплата труда - совокупное вознаграждение (наличными или в натуральной форме), выплачиваемое предприятием работнику за работу, выполненную им в течение отчетного периода.

• Потребление основного капитала - снижение в течение отчетного периода стоимости используемых в процессе производства основных фондов в результате физического износа, нормального устаревания или нормальных случайных повреждений.

• Налоги на производство (нетто) - налоги (за вычетом субсидий), которые предприятия платят в результате участия в производстве (могут облагаться земля, основные фонды или рабочая сила, используемые в процессе производства или в определенных видах деятельности или операциях).

• Прочие текущие трансферты - трансферты, которые непосредственно влияют на уровень располагаемого дохода, и поэтому можно предположить, что они сказываются на потреблении товаров и услуг.

• Расходы на конечное потребление -товары и услуги, используемые НКО для удовлетворения своих индивидуальных или кол-

вающие, снабженческие, животноводческие и растениеводческие кооперативы, фонды проката, ассоциации (союзы) экономического взаимодействия субъектов РФ, советы муниципальных образований субъектов РФ, союзы (ассоциации) кредитных кооперативов, союзы (ассоциации) кооперативов, союзы потребительских обществ, негосударственные пенсионные фонды, публично-правовые компании, государственные корпорации, государственные компании, учреждения, созданные Российской Федерацией, федеральные государственные автономные бюджетные, казенные учреждения, учреждения, созданные субъектом РФ, государственные автономные, бюджетные, казенные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения, политические партии и религиозные организации.

лективных потребностей или нужд. Расходы на конечное потребление НКО состоят из их нерыночной продукции, которая эквивалентна их расходам на основную деятельность минус любые рыночные доходы, которые они могут получать. Для целей исследования были проведены расчеты вклада НКО в экономику на основе данных Росстата за 2018 г. Полученные расчеты показывают, что вклад НКО в 2018 г. по выборке Росстата для статистического наблюдения по форме 1-НКО составил 1—1,4%, а аналогичный расчет на основе данных бухгалтерской отчетности - 0,82%. Таким образом, разница в оценке вклада НКО в зависимости от выбранных источников данных составляет 0,18-0,58%. Различие в оценке объясняется разными источниками данных, предоставлением различных данных НКО для Росстата и ФНС, кроме того, различаются показатели для расчета вклада по данным Росстата и бухгалтерской отчетности.

На основе данных бухгалтерской отчетности также были проведены расчеты оценки вклада НКО, волонтерства, благотворительности за 2021 г. По их результатам вклад НКО в ВВП по авторской выборке некоммерческих организаций составил за этот период 1,46%, вклад СОНКО, находящихся в реестре Минэкономразвития РФ, - 0,59%. Вклад благотворительности в экономику за 2021 г. составил 0,6%, а волонтерства - 0,4%.

Таким образом, формула оценки вклада НКО в ВВП (в %) выглядит следующим образом:

(Ш + Я)Кс ВВП

X 100,

где Ш - оплата труда работников НКО; Я -прибыль НКО без учета субсидий; Кс - коэффициент потребления основного капитала НКО; ВВП - общий размер ВВП за 2021 г.

Формула оценки вклада благотворительности в экономику (в %) выглядит следующим образом:

Б

X 100,

ВВП

где Б -объем пожертвований в пользу НКО за 2021 г.; ВВП - общий размер ВВП за 2021 г.

Формула оценки вклада волонтерства в экономику выглядит следующим образом:

12 X 0,5Шв X ЫУ,

где Шв -среднемесячная номинальная начисленная заработная плата социальных работников; Ыу -годовая численность добровольцев в пересчете на полную занятость.

С использованием приведенных формул рассчитан вклад некоммерческого сектора в российскую экономику в 2018, 2020 и 2021 гг. В результате проведенных расчетов были получены основные результаты, приведенные в табл. 1.

Таким образом, общий вклад НКО в ВВП (по авторской методике) в 2021 г. составляет около 1,5%. Тогда как по оценкам Росстата доля НКООДХ в ВВП РФ в первом квартале 2021 г. равняется 0,5% ВВП40.

Таблица 1

Вклад некоммерческого сектора в российскую экономику в 2018, 2020 и 2021 гг., в %

Группы НКО 2018 г. 2020 г. 2021 г.

Все НКО (без исключений) 0,82 1,34 1,64

НКО (выборка с исключениями) 0,66 1,15 1,46

Благотворительность 0,3 0,4 0,6

Волонтерский труд 0,29 0,31 0,44

Источник: составлено авторами.

1 1т1_: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/i1RlgJuR/osn-06-2021.pdf

В рамках исследования была также проведена оценка вклада НКО в ВВП в региональном и отраслевом разрезах. Для оценки вклада НКО по отраслям и регионам была взята авторская методика выборки НКО. Перечни «лидеров» и «аутсайдеров» по вкладу НКО в ВВП среди регионов и отраслей приведены соответственно в табл. 2 и 3. В табл. 3 приведены оценки вклада НКО в ВВП по укрупненным до двузначных кодам ОКВЭД. При этом не учитываются коды ОКВЭД, по которым в базах данных бухгалтерской отчетности ФНС отсутствовали данные.

Отраслевая оценка показывает, что в настоящее время наибольший вклад в российскую экономику вносят НКО, осуществляющие деятельность по коду ОКВЭД 94 «Деятельность общественных организаций» и ОКВЭД 64 «Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению». Необходимо отметить, что в настоящее время большинство НКО при регистрации указывают в качестве основного вида деятельности код ОКВЭД 94.99 «Дея-

тельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», поскольку не уверены в том, какой вид деятельности выбрать корректно. Из-за этого данные о вкладе НКО в российскую экономику в отраслевом разрезе могут быть искажены. Что касается ОКВЭД 64, то данный код для основного вида деятельности могут выбирать благотворительные фонды.

Необходимо обозначить проблему отсутствия данных, которые отвечали бы требованиям точности и периодичности для целей регулярного (ежегодного) измерения вклада НКО в ВВП. Так, имеющиеся данные Росстата, данные бухгалтерской отчетности НКО не позволяют определить объемы уплаченных НКО других налогов на производство, потребления основного капитала НКО, а также раздельно учитывать пожертвования, полученные от физических и юридических лиц. Для оценки вклада НКО в ВВП могут использоваться статистические данные, собираемые Росстатом по форме 1-НКО, однако такие данные не могут быть использованы для оценки вклада НКО

Таблица 2

Вклад НКО в ВВП в региональном разрезе в 2021 г.

№ Регион Вклад МКО в ВВП, в %

Регионы с самым высоким вкладом НКО в ВВП

1 г. Москва 0,48

2 Ямало-Ненецкий автономный округ 0,48

3 Ненецкий автономный округ 0,44

4 Чукотский автономный округ 0,31

5 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 0,11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Республика Татарстан 0,09

7 Краснодарский край 0,05

8 Псковская область 0,05

9 г. Санкт-Петербург 0,05

10 Московская область 0,05

Регионы с самым низким вкладом НКО в ВВП

1 Пензенская область 0,0007

2 г. Севастополь 0,0007

3 Кабардино-Балкарская Республика 0,0003

4 Республика Северная Осетия-Алания 0,0003

5 Республика Алтай 0,0001

Источник: составлено авторами.

в ВВП в соответствии с разработанной методикой, поскольку они собираются раз в пять лет, охватывают круг НКО, отличающийся от определенного методикой, а также не содержат детальных данных по видам уплаченных НКО налогов и иным обязательным платежам и по объемам потребления основного капитала НКО.

Одним из вариантов решения указанных проблем может стать совершенствование процесса сбора данных Росстатом по форме 1-НКО. Для этого необходимо обеспечить ежегодный сбор данных по форме 1-НКО, добавить в перечень ОКОПФ НКО, которые предоставляют такие данные, новые коды -ОКОПФ 40002 «Неправительственные международные организации» и ОКОПФ 71610 «Отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций», обеспечить

возможность отбора данных по отдельным НКО, а также детализировать форму 1-НКО с обязательным сбором дополнительных видов данных, а именно данных об уплаченных НКО налогах на производство, данных об амортизации основных средств, о расходах НКО на конечное потребление, а также данных о сумме часов, фактически отработанных в течение года наемными работниками, в том числе внешними совместителями, лицами, привлеченными по гражданскому договору, и добровольцами (волонтерами).

Заключение

Исходя из проведенного анализа, приходим к заключению, что существующие в России источники статистической информации позволяют производить оценку вклада некоммер-

Таблица 3

Вклад НКО в ВВП в отраслевом разрезе в 2021 г.

№ Регион Вклад НКО в ВВП, в %

Отрасли с наибольшим вкладом НКО в ВВП

1 ОКВЭД 94 «Деятельность общественных организаций» 0,38

2 ОКВЭД 64 «Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению» 0,33

3 ОКВЭД 70 «Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления» 0,13

4 ОКВЭД 88 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания» 0,12

5 ОКВЭД 93 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений» 0,1

6 ОКВЭД 85 «Деятельность в области образования» 0,1

7 ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета» 0,07

8 ОКВЭД 63 «Деятельность в области информационных технологий» 0,04

9 ОКВЭД 66 «Деятельность вспомогательная в сфере финансовых услуг и страхования» 0,04

10 ОКВЭД 87 «Деятельность по уходу с обеспечением проживания» 0,03

Отрасли с наименьшим вкладом НКО в ВВП

1 ОКВЭД 92 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей» 0,000002

2 ОКВЭД 50 «Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт» 0,0000019

3 ОКВЭД 98 «Деятельность недифференцированная частных домашних хозяйств по производству товаров и предоставлению услуг для собственного потребления» 0,0000014

ОКВЭД 46 «Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными ^ 000001

средствами и мотоциклами»

ОКВЭД 32 «Производство прочих готовых изделий» 0,0000005

Источник: составлено авторами.

ческого сектора (НКО, благотворительности, волонтерского труда) в экономику в соответствии с принятыми в мировой практике подходами. Безусловно, предпочтительным с точки зрения полноценности таких измерений было бы создание в рамках российской системы национальных счетов вспомогательного счета по некоммерческим организациям в соответствии с Руководством ООН 2006 г. В отсутствие такого счета оценка может быть проведена с учетом общих для зарубежных стран практик, а именно путем измерения добавленной стоимости НКО с учетом производимой ими нерыночной продукции, затрат на оплату труда, потребления основного капитала, налогов на производство.

Вклад волонтерского труда измеряется по методу замещающих издержек - такой подход, при его признаваемом экспертами разных стран несовершенстве, является в настоящее время общепринятым в мире и рекомендуется МОТ. Что касается благотворительности, то вклад данного вида деятельности может измеряться посредством анализа админи-

стративных данных (документов бухгалтерского учета) организаций в части их затрат на благотворительность, а также статистических данных НКО о полученных в виде благотворительности средствах.

Разработанная методика нуждается в доработке с точки зрения используемых данных. По результатам проведенного исследования выявлен ряд проблем, связанных с возможностями оценки вклада НКО, волонтерства, благотворительности в экономику России. Прежде всего это проблема доступности и полноты данных: не все необходимые для измерения вклада НКО данные собираются, учет волонтерского труда является неполноценным (выборка в рамках обследования рабочей силы слишком мала для анализа на региональном уровне), учет благотворительности отдельно от физических и юридических лиц в настоящее время не ведется. Вместе с тем перечисленные проблемы вполне решаемы путем совершенствования форм сбора данных Росста-том, например в рамках обследований по форме 1-НКО. ■

Assessment of the Contribution of the Non-profit Sector to the Russian Economy: Opportunities for Further Development

Tatyana A. Ilyushnikova - Deputy Minister of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Svyatoslav O. Sorokin — Director of Department for Social Services and Non-Profit Sector Development, Ministry of Economic Development of the Russian Federation (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Antonina D. Levashenko — Senior Researcher of the Institute of International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development of the Russian Federation (Moscow Russia). E-mail: [email protected]

Ivan S. Ermokhin — Researcher of the Institute of International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development of the Russian Federation (Moscow Russia). E-mail: [email protected]

Kirill A. Chernovol — Researcher of the Institute of International Economics and Finance, Russian Foreign Trade Academy under the Ministry for Economic Development of the Russian Federation (Moscow Russia). E-mail: [email protected]

Currently, the contribution of the non-profit sector to the economy is not systematically assessed in Russia. This is hindered both by the absence in the Russian system of national accounts of an auxiliary (satellite) account for contributions to the economy of the non-profit sector (the methodology for compiling such accounts was developed by the UN back in 2003), and by the insufficiency of existing statistical indicators

in Russia for a full analysis of such a contribution. Based on world practice, the author's methodology for assessing this contribution is proposed and the results of its application to the available data of 2021 are presented. The total contribution of NGOs to GDP in 2021 is about 1.5%.

Key words: Russian economy, non-profit sector, non-profit organizations, NGOs, methodology for assessing the contribution of NGOs to GDP, UN. JEL-codes: L31, E20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.