СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2020. № 2
т _ OPEN ACCESS В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
Юридические науки
УДК 342.95 DOI 10.53039/2079-4401.2020.2.2.005
ББК 67.401
Научная специальность: 12.00.14. Административное право; административный процесс
ОЦЕНКА ВКЛАДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СНИЖЕНИЯ СМЕРТОНОСНОСТИ В ДТП
К.С. Баканов, Т.Ш. Гайнетдинов *
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния реализации федеральных проектов на достижение целевого показателя снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, национальные цели, планирование, снижение смертности, федеральный проект, целевые показатели
ASSESSMENT OF THE CONTRIBUTION OF FEDERAL PROJECTS TO ACHIEVING THE TARGET OF REDUCING THE FATALITY RATE IN ROAD ACCIDENTS
K.S. Bakanov, T.Sh. Gainetdinov *
Abstract. The article is devoted to the study of the impact of the implementation of Federal projects on the achievement of the target indicator of reducing mortality as a result of road accidents.
Keywords: road safety, national goals, planning, mortality reduction, Federal project, targets
Традиционно в науке управления в программно-целевом планировании принято использовать так называемое «древо целей и результатов», которое представляет собой развернутую, распределенную по уровням совокупность целей и результатов, построенных по логической схеме: «цели — программы (проект) — результаты, к которым необходимо прийти для достижения целей — мероприятия, обеспечивающие достижение результата, — ресурсы, необходимые для реализации мероприятий».
Первоначально в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Майский Указ-2018) определены девять целей национального развития Российской Федерации до 2024 года.
Применительно к теме настоящего исследования наибольший интерес представляют цели, определенные пп. «а» и «б» п. 1 Майского Указа-2018:
• обеспечение устойчивого естественного роста численности населения;
• повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет).
В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года достижение этих на-
циональных целей требует работы по двум базовым направлениям -создание условий для повышения рождаемости и дальнейшее снижение смертности.
Таким образом, повышение продолжительности жизни является необходимым условием для обеспечения естественного прироста, что определено Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Стоит отметить, что ожидаемая продолжительность жизни (показатель средней продолжительности предстоящей жизни) является демографическим показателем, характеризующим уровень смертности населения.
В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года снижение смертности планируется по трем основным направлениям:
• снижение младенческой смертности;
• снижение смертности населения в трудоспособном возрасте и старше за счет снижения смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, в том числе злокачественных;
• снижение смертности от внешних причин.
Дорожно-транспортные происшествия являются одним из видов внешних причин смертности (13% от всех внешних причин).
* Кирилл Сергеевич Баканов,
помощник начальника ФКУ «Научный центр БДД МВД России» по правовой работе, кандидат юридических наук Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 E-mail: [email protected] Тел: 8(499)148-85-70
* Тимур Шамилевич Гайнетдинов,
начальник отдела обеспечения проектной деятельности ГУОБДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 E-mail: [email protected] Тел: 8(495)214-09-96
* Kirill S. Bakanov,
assistant to the head of legal work of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», candidate of legal sciences
* Timur Sh. Gainetdinov,
head of Project Support Department GUOBDD of the Ministry of the Interior of Russian Federation
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
м9д
В условиях сложившейся в 2020 году непростой санитарно-эпидемиологической ситуации и ее негативного влияния на социальные и экономические процессы руководством нашей страны принято решение перенести горизонт планирования достижения целей национального развития Российской Федерации с 2024 на 2030 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 (далее - Июльский Указ-2020).
Согласно Июльскому Указу-2020 цели национального развития были укреплены и расширены (теперь их 5).
Повышение безопасности дорожного движения, а особенно сокращение смертности в ДТП, направлено в основном на достижение двух целей национального развития, предусмотренных пп. «а» и «в» п. 1 Июльского Указа-2020, а именно - сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.
В научной литературе отмечают, что при разработке и реализации планов должны использоваться принципы приоритетности, последовательности, верификации, вариантности, диверсификации [1, с. 61].
Для достижения целей исследования остановимся на принципе верификации.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» верификация представляет собой подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, чтобы установленные требования были выполнены.
Успех реализации принципа верификации во многом определяется измеримостью выбранных показателей эффективности и четкостью критериев их оценки. Показатель - это характеристика процесса (объекта, явления), который можно измерить [1, с. 61].
В этой связи стоит отметить, что для качественного и контролируемого достижения целей национального развития он должен быть декомпозирован на составные цели, а также конкретные измеримые показатели.
В этой связи Июльский Указ-2020 также закрепил основные целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году.
Хотя в прямой постановке показатель смертности в ДТП в Указе обозначен не был, составной частью он входит в целевые показатели такой национальной цели, как «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и изложен следующим образом: «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет».
Установленные в рамках цели «комфортная и безопасная среда для жизни» показатели не позволяют отнести к ним смертность в результате ДТП, вместе с тем, поскольку они также характеризуют безопасность дорожной среды, обновленный Единый план достижения целей национального развития установил необходимую взаимосвязь сокращения летальности в ДТП с целью национального развития.
Опускаясь ниже по древу целей и декомпозиции показателей и переходя непосредственно к показателю «количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (кол-во человек на 100 тысяч населения)», стоит отметить, что он является одним из целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - национальный проект).
Стоит отметить, что данный целевой показатель национального проекта нашел свое отражение только в одном федеральном проекте «Безопасность дорожного движения».
В целях установления обеспеченности древа целей на всех его уровнях необходимыми результатами паспортами национального проекта предусмотрена оценка вклада национального проекта в достижение целей национального развития.
В паспорте федерального проекта, в свою очередь, предусмотрена оценка1 вклада результатов федерального проекта в достижение показателей национального проекта в процентах от их планового значения, что разъяснено в письме Аппарата Правительства РФ от 13.06.2018 № П6-29821.
Таким образом, для оценки вклада результатов федерального проекта «БДД» в достижение целевого показателя социального риска смертности в ДТП первоначально необходимо оценить вклад всех федеральных проектов национального проекта «БКАД» в достижение этого показателя.
При этом следует учесть, что показатель социального риска смертности в ДТП неразрывно связан с достижением следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 и 2030 года:
• обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
• повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет).
В соответствии с паспортом национального проекта «БКАД» доля вклада каждого из федеральных проектов в достижение указанных выше национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года составляет:
1 Указанная оценка осуществляется экспертным путем. При оценке следует учитывать, что достижение одного результа-
та федерального проекта может оказывать влияние на несколько показателей национального проекта. На основании приведенной оценки определяется сводный рейтинг каждого результата федерального проекта.
Моаегп Баепсе . 2020; (2)
19
nQA
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
№ п/п Наименование федерального проекта Оценка вклада федеральных проектов в достижение указанных национальных целей 2
1. Дорожная сеть 35%
2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства 10%
3. Безопасность дорожного движения 35%
4. Автомобильные дороги Минобороны России 20%
Представленные данные позволяют экстраполировать указанные значения на оценку вклада федеральных проектов в достижение целевого показателя социального риска смертности в ДТП.
Вместе с тем необходимо учитывать, что протяженность автомобильных дорог, подведомственных Министерству обороны России, составляет 5 тыс. км, что не превышает 0,3% от общей протяженности дорожной сети страны, при этом в 2019 году погибших в ДТП и самих ДТП, подлежащих учету на территории этих дорог, зарегистрировано не было3.
В этой связи, учитывая фактическое достижения целевого показателя снижения смертности в ДТП, а также долю подведомственных дорог среди всей дорожной сети Российской Федерации, оценка вклада указанного федерального проекта в достижение рассматриваемых национальных целей и целевого показателя социального риска смертности в ДТП заслуживает пересмотра.
Одновременно необходимо акцентировать внимание, что указанный федеральный проект вносит вклад в достижение других целей национального-развития Российской Федерации и целевых показателей национального проекта «БКАД».
Считаем необходимым перераспределить часть доли вклада федерального проекта «Автомобильные дороги Минобороны России» в достижение целевого показателя снижения смертности в ДТП
в пользу федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», поскольку данный федеральный проект предусматривает:
1. Мероприятия по устранению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
2. Мероприятия по улучшению системы фото-видеофиксации нарушений ПДД, которая уже доказала свою и эффективность и имеет значительный потенциал развития.
3. Совершенствование технического регулирования в области безопасности дорожного движения.
4. Внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем.
5. Создание условий для внедрения и развития беспилотных транспортных средств.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» проведена корректировка национальных проектов, в результате которой национальный проект «БКАД» дополнен двумя новыми федеральными проектами «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети».
В этой связи требуется перераспределение оценки вклада федеральных проектов в достижение целевого показателя национального проекта (социальный риск смертности в ДТП).
1 Произведена на основе экспертного метода.
2 Согласно информации, полученной в рабочем порядке из Минобороны России.
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
OPEN fjt ACCESS
При оценке стоит учитывать, что в 2019 году на федеральных дорогах погибло 3 645 человек, а в целом в течение последних 10 лет на федеральные дороги приходится чуть более 20% всех погибших в ДТП в Российской Федерации.
Кроме того, в 2019 году только в ДТП с участием автобусов погибло 749 человек, что составило 4,4 % от всех погибших в ДТП.
Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях позволит создать условия, способствующие возникновению конкурентной альтернативы личному автомобильному транспорту, в том числе более безопасным видам транспорта.
Представляется, что оценку вклада федеральных проектов в достижение показателя смертности в ДТП необходимо перераспределить следующим образом:
№ п/п Наименование федерального проекта Оценка вклада федеральных проектов в достижение указанных национальных целей 4
1. Региональная и местная дорожная сеть 25%
2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства 19%
3. Безопасность дорожного движения 35%
4. Автомобильные дороги Минобороны России 1%
5. Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях 5%
6. Развитие федеральной магистральной сети 15%
Превалирующая доля вклада инфраструктурных мероприятий, предусмотренных федеральными проектами и соответствующими региональными проектами, в достижение целевых показателей снижения смертности в ДТП согласуется с соответствующими международными подходами.
Так, в основу Плана осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2010-2020 годах положен подход, нацеленный на создание системы дорожного транспорта, которая более «терпима» к ошибкам людей и учитывает уязвимость человеческого тела.
Его отправным пунктом является признание возможности человеческой ошибки и, таким образом, осознание идеалистичности идеи полностью избежать ДТП. Целью системы безопасности является обеспечение того, чтобы аварии не влекли
серьезных последствий для здоровья людей. В соответствии с этим подходом пределы возможностей человека - того, что тело человека способно выдержать в плане кинетической энергии, - являются важной основой для построения дорожно-транспортной системы, на основе которой необходимо гармонизировать все аспекты ее функционирования (например, разработку мероприятий по совершенствованию дорожной среды и конструкции транспортных средств).
Всемирная организация здравоохранения указывает, что «Безопасный системный подход» к дорожному движению направлен на создание безаварийной системы передвижения для всех пользователей дорог. Такой подход учитывает уязвимость людей к получению тяжелых травм в результате дорожно-транспортных аварий и исходит из того, что
4 Произведена на основе экспертного метода.
Modern science . 2020; (2) 21
nQA
система должна проектироваться с допуском на человеческую ошибку. Важнейшими аспектами такого подхода являются безопасные дороги и обочины, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные пользователи дороги.
Основой шведской работы по безопасности дорожного движения является Vision Zero - стратегический подход к безопасной системе, при которой никто не рискует получить смертельные или тяжелые травмы при использовании автомобильного транспорта. При этом важно, чтобы инфраструктура была более адекватно адаптирована для уязвимых участников дорожного движения.
Кроме того, учитывая планируемый срок кардинального снижения смертности в ДТП и признавая неизбежность человеческих ошибок в оценке дорожно-транспортной ситуации, следует отметить, что максимальный эффект обеспечивают мероприятия по созданию безопасной дорожной инфраструк-
В ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ SOVNAUKA.COM
туры и своевременному и качественному оказанию помощи пострадавшим.
Далее можно определить надзорные мероприятия, которые с точки зрения пресечения несут в себе временный и разовый характер, а превентивное воздействие от этих мероприятий носит отложенный эффект.
Образовательные мероприятия, направленные на формирование соответствующего правосознания или его изменение, также имеют первостепенное значение для качественного изменения системы в целом, характеризуются более долгим и устойчивым эффектом, но при этом требуют наибольших временных затрат.
Литература:
1. Целеполагание и планирование в инновационных проектах. Конспект лекций. Финансовый университет. Москва. 2020.