Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)'

ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТЫ / ДЕФИЦИТ / ПРОФИЦИТ / СУБСИДИИ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET / BUDGET FEDERALISM / BUDGET REVENUES / EXPENDITURES BUDGETS / DEFICITS / SURPLUSES / SUBSIDIES / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / GRATUITOUS TRANSFERS / INTERGOVERNMENTAL TRANSFERS / BUDGET SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остроносова Александра Сергеевна

Бюджетная система действует на основании принципов бюджетного федерализма, который представляет собой определенную систему построения и функционирования бюджетов всех уровней и реализуется при помощи бюджетных пакетов. Межбюджетные отношения Российской Федерации играют решающую роль в обеспечении принятой бюджетно-финансовой политики страны. Основные положения реализации межбюджетных отношений представлены в Бюджетном кодексе РФ. Сложившаяся на данном этапе экономического развития Российской Федерации система межбюджетных отношений по сей день является объектом обсуждения, что объясняет актуальность настоящей темы. Несмотря на особое значение в обеспечении эффективного функционирования бюджетной системы такого инструмента межбюджетного регулирования как финансовая помощь нижестоящим бюджетам субъектов Федерации, его применение еще не имеет должного научного обоснования. Сохраняет дискуссионный характер вопрос определения места, роли и специфики субфедеральных отношений в системе межбюджетного федерализма РФ. Цель исследования - изучить особенности организации межбюджетных отношений на примере Приморского края. Предмет исследования - особенности организации межбюджетных отношений региональных бюджетов. Объект исследования - бюджет Приморского края. При написании работы были использованы такие источники как нормативно-правовые акты, ресурсы сети Интернет, а также научная литература и статьи отечественных и зарубежных авторов. При написании статьи использовались следующие методы исследования: наблюдение, анализ статистических данных, сравнение, а также синтез.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONTRIBUTION OF GRATUITOUS TRANSFERS TO THE FORMATION OF REGIONAL BUDGET REVENUES (FOR EXAMPLE, PRIMORYE TERRITORY)

The budget system operates on the basis of the principles of budget federalism, which is a certain system for building and functioning budgets at all levels and is implemented using budget packages. Inter-budgetary relations of the Russian Federation play a crucial role in ensuring the country's adopted fiscal policy. The main provisions for implementing inter-budget relations are presented in the Budget code of the Russian Federation. The system of inter-budgetary relations that has developed at this stage of economic development of the Russian Federation is still the subject of discussion, which explains the relevance of this topic. Despite the special importance in ensuring the effective functioning of the budget system of such an instrument of inter-budgetary regulation as financial assistance to lower-level budgets of the subjects of the Federation, its use has not yet been properly scientifically justified. The issue of determining the place, role and specifics of sub-Federal relations in the system of inter-budgetary federalism of the Russian Federation remains debatable. The purpose of the study is to study the features of the organization of inter - budgetary relations on the example of the Primorsky territory. The subject of the research is the peculiarities of the organization of inter-budgetary relations of regional budgets. The object of research is the budget of Primorsky Krai. When writing the work, such sources as legal acts, Internet resources, as well as scientific literature and articles by domestic and foreign authors were used. When writing the article, the following research methods were used: observation, analysis of statistical data, comparison, as well as synthesis.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)»

экономические науки

Остроносова Александра Сергеевна ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ...

УДК 336.011

DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0022

ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

© 2020

ORCID: 0000-0001-9358-8293

Остроносова Александра Сергеевна, магистрант

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: sasha.kaapuz@mail.ru)

Аннотация. Бюджетная система действует на основании принципов бюджетного федерализма, который представляет собой определенную систему построения и функционирования бюджетов всех уровней и реализуется при помощи бюджетных пакетов. Межбюджетные отношения Российской Федерации играют решающую роль в обеспечении принятой бюджетно-финансовой политики страны. Основные положения реализации межбюджетных отношений представлены в Бюджетном кодексе РФ. Сложившаяся на данном этапе экономического развития Российской Федерации система межбюджетных отношений по сей день является объектом обсуждения, что объясняет актуальность настоящей темы. Несмотря на особое значение в обеспечении эффективного функционирования бюджетной системы такого инструмента межбюджетного регулирования как финансовая помощь нижестоящим бюджетам субъектов Федерации, его применение еще не имеет должного научного обоснования. Сохраняет дискуссионный характер вопрос определения места, роли и специфики субфедеральных отношений в системе межбюджетного федерализма РФ. Цель исследования - изучить особенности организации межбюджетных отношений на примере Приморского края. Предмет исследования - особенности организации межбюджетных отношений региональных бюджетов. Объект исследования - бюджет Приморского края. При написании работы были использованы такие источники как нормативно-правовые акты, ресурсы сети Интернет, а также научная литература и статьи отечественных и зарубежных авторов. При написании статьи использовались следующие методы исследования: наблюдение, анализ статистических данных, сравнение, а также синтез.

Ключевые слова: бюджет, бюджетный федерализм, доходы бюджета, расходы бюджеты, дефицит, профицит, субсидии, межбюджетные отношения, безвозмездные перечисления, межбюджетные трансферты, бюджетная система

ASSESSMENT OF THE CONTRIBUTION OF GRATUITOUS TRANSFERS TO THE FORMATION OF REGIONAL BUDGET REVENUES (FOR EXAMPLE, PRIMORYE TERRITORY)

© 2020

Ostronosova Alexandra Sergeevna, undergraduate

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St., 41, e-mail: sasha.kaapuz@mail.ru)

Abstract. The budget system operates on the basis of the principles of budget federalism, which is a certain system for building and functioning budgets at all levels and is implemented using budget packages. Inter-budgetary relations of the Russian Federation play a crucial role in ensuring the country's adopted fiscal policy. The main provisions for implementing inter-budget relations are presented in the Budget code of the Russian Federation. The system of inter-budgetary relations that has developed at this stage of economic development of the Russian Federation is still the subject of discussion, which explains the relevance of this topic. Despite the special importance in ensuring the effective functioning of the budget system of such an instrument of inter-budgetary regulation as financial assistance to lower-level budgets of the subjects of the Federation, its use has not yet been properly scientifically justified. The issue of determining the place, role and specifics of sub-Federal relations in the system of inter-budgetary federalism of the Russian Federation remains debatable. The purpose of the study is to study the features of the organization of inter - budgetary relations on the example of the Primorsky territory. The subject of the research is the peculiarities of the organization of inter-budgetary relations of regional budgets. The object of research is the budget of Primorsky Krai. When writing the work, such sources as legal acts, Internet resources, as well as scientific literature and articles by domestic and foreign authors were used. When writing the article, the following research methods were used: observation, analysis of statistical data, comparison, as well as synthesis.

Keywords: budget, budget federalism, budget revenues, expenditures budgets, deficits, surpluses, subsidies, intergovernmental relations, gratuitous transfers, intergovernmental transfers, budget system

ВВЕДЕНИЕ.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, а также органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Под бюджетным федерализмом понимают форму организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. Система межбюджетных отношений включает в себя не только отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, но и на территории Российской Федерации - между региональными органами власти и муниципалитетами [1].

Межгосударственные отношения субъектов реализуются на основании следующих принципов:

- взаимная ответственность между сторонами отношений;

- использование унифицированной методологии для всех субъектов с учетом их индивидуальных показателей;

- компенсация в разрыве доходов муниципалитетов

[2];

- максимально возможное устранение финансовых проблем;

- уменьшение или увеличение доходов местных бюджетов;

- повышение интереса местных органов власти к увеличению собственных доходов от местных бюджетов;

- проведение рекламной кампании для продвижения межбюджетной финансовой политики [3].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что финансовая поддержка из федерального бюджета может быть предоставлена для бюджетов учредителей Российской Федерации путем предоставления льгот, указанных на рисунке 1.

Дотации Финансовая помощь

1

Субсидии Бюджетные кредиты

Ostronosova Alexandra Sergeevna ASSESSMENT OF THE CONTRIBUTION .

economic sceinces

Рисунок 1 - Формы предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов

В экономической теории неоднократно возникал вопрос о разногласиях финансовой поддержки в области межбюджетных отношений. Следует отметить, что субсидии, субвенции и дотации в качестве методов распределения ресурсов для территориального бюджета до сих пор являются несовершенными. Эти источники бюджетных средств не имеют стимулирующих свойств, они создают зависимость среди местных администраций. Такая практика передачи средств не способствует развитию предпринимательских инициатив со стороны местных органов власти, чтобы уменьшить их влияние на экономические процессы в этом регионе. На основании этой ограниченной возможности можно потерять много денежных средств от перерасхода своих доходов бюджета и финансового контроля [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Далее рассмотрим оценим вклад финансовой помощи в бюджет Приморского края. На первом этапе определим долю финансовой помощи в общей сумме доходов консолидированного бюджета Приморского края. На рисунке 2 представлена структура доходов консолидированного бюджета Приморского края за 2015-2019 годы.

ку темпов роста безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края: за 2016-2019 годы. Так, за 2016-2017 годы безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет Приморского края возросли на 19,4%, за 2017-2018 годы - на 25,3%, но в 2019 году наблюдается незначительное замедление темпов роста и прирост составил 15% к величине 2018 года.

Рисунок 4 - Динамика темпов роста безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края за 2015-2019 годы, %

На третьем этапе оценим структуру безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края за 2019 год - рисунок 5. Львиную долю безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края составляют дотации бюджетам бюджетной системы - 59%. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственных программ составляют 17,6%, субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации - 5,3% и межбюджетные трансферты - 18,1%.

Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета Приморского края за 2015-2019 годы, %

По данным рисунка 1 можно отметить, что с 2016 года увеличение доли безвозмездных перечислений в формировании доходов консолидированного бюджета Приморского края за 2015-2019 годы. На втором этапе рассмотрим динамику безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края за 20152019 годы - рис. 3.

Рисунок 3 - Динамика безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края за 2015-2019 годы, млрд. руб.

Согласно представленным данным, с 2016 года наблюдается ежегодный прирост безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края. Данный вывод можно подтвердить представленной на рисунке 4 динамикой темпов роста безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края.

С 2016 года стоит отметить положительную динами-

Рисунок 5- Структура безвозмездных перечислений в консолидированный бюджет Приморского края за 2019 год, %

Касательно анализа межбюджетных отношений Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в стране отсутствует принцип бюджетной целостности. Большинство средств федерального бюджета ежегодно затрачивается на оборону, а также социальную политику. Затраты на военные нужды снижаются, поэтому можно говорить о смене вектора бюджетной политики. На здравоохранение, образование и физкультуру затрачивается малая часть средств, хотя данные категории входят в план развития национальной экономики Российской Федерации. Показатели исполнения бюджетов местных органов самоуправления напрямую зависят от количества муниципальных образований страны и на данный момент являются профицитными, что уменьшает нагрузку на бюджет в целом [5].

ВЫВОДЫ.

Межбюджетные отношения играют решающую роль

72

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

экономические науки

Остроносова Александра Сергеевна ОЦЕНКА ВКЛАДА БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ...

в обеспечении принятой бюджетно-финансовой политики Приморского края. Федеральный бюджет страны по-прежнему затрачивает огромное количество средств на оборону страны и социальную политику [6], хотя затраты на военные цели снижаются, что говорит о благоприятной политике по отношению к населению. Для реализации беспрерывной и эффективной работы всех муниципальных бюджетов Приморского края используются различные механизмы и способы регулирования, к которым относятся дотации, субвенции, субсидии и различные виды кредитов. У данной системы, как и у любой другой, существуют свои недостатки и преимущества. Преимущества, тем самым, являются акселератом развития бюджетной системы Приморского края и межбюджетных отношений с муниципалитетами, а недостатки требуют соответствующей доработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мусаев Р. А., Малахов А. А. Влияние бюджетных расходов на динамику внутреннего спроса в экономике России // Вестник Института экономики РАН. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-byudzhetnyh-rashodov-na-dinamiku-vnutrennego-spro-sa-v-ekonomike-rossii 5

2. Федеральный закон РФ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: [принят Гос. Думой 16 сен. 2003 г.: по состоянию на 6мар. 2018 г.].

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июл. 1998 г.: по состоянию на 28 дек. 2017г.].

4. Распоряжение Правительства РФ №2593 Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [по состоянию на30 дек. 2013 г.].

5. АжогинаН.Н., Иванова Д.Е. Бюджетно-налоговая политика в сужающейся экономике: варианты трансформации //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetno-nalogovaya-politika-v-suzhayuscheysya-ekonomike-varianty-transformatsii

6. Левкина Е.В., Лялина Ж.И., Титова Н.Ю. Оценка исполнения и финансирования мероприятий государственной подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства приморского края на 2013-2020 годы» //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 228-231.

Статья поступила в редакцию 05.04.2020

Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.