Научная статья на тему 'Оценка виброударного нагружения и начальных технологических остаточных напряжений после поверхностного пластического деформирования шатунов форсированных дизелей'

Оценка виброударного нагружения и начальных технологических остаточных напряжений после поверхностного пластического деформирования шатунов форсированных дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
112
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСТАТОЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / ШАТУН / HYDRO FRACTION JET PROCESSING. FACTOR OF DYNAMISM / ПОВЕРХНОСТНОЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДЕФОРМИРОВАНИЕ / ГИДРОДРОБЕСТРУЙНАЯ ОБРАБОТКА / КОЭФФИЦИЕНТ ДИНАМИЧНОСТИ / TECHNOLOGICAL RESIDUAL PRESSURE / SUPERFICIAL PLASTIC DEFORMATION / A ROD

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горшков Е. А.

Расчётно-экспериментальным методом в динамической постановке исследована возможность учёта комплексного критерия – коэффициента динамичности после поверхностного пластического деформирования. Разработан экспериментальный метод определения начальных технологических остаточных напряжений в детали с учётом динамики нагружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIBRATION STRESS AND INITIAL RESIDUAL PRESSURE ESTIMATION AFTER SUPERFICIAL TECHNOLOGIC PLASTIC DEFORMATION OF RODS OF THE FORCED DIESEL ENGINES

Through calculative experimental method in a dynamic state, the article studies possibilities of the account of complex criterion -factor of dynamism after superficial plastic deformation. The experimental method of definition of initial technologic residual pressure in a detail with dynamics account stress is developed here.

Текст научной работы на тему «Оценка виброударного нагружения и начальных технологических остаточных напряжений после поверхностного пластического деформирования шатунов форсированных дизелей»

УДК 621.436-2:620.17

Е.А. Горшков ОЦЕНКА ВИБРОУДАРНОГО НАГРУЖЕНИЯ

И НАЧАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

ПОСЛЕ ПОВЕРХНОСТНОГО ПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ ШАТУНОВ ФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Расчётно-экспериментальным методом в динамической постановке исследована возможность учёта комплексного критерия - коэффициента динамичности после поверхностного пластического деформирования. Разработан экспериментальный метод определения начальных технологических остаточных напряжений в детали с учётом динамики нагружения.

Технологические остаточные напряжения, поверхностное пластическое деформирование, гидродробеструйная обработка, коэффициент динамичности; шатун.

E.A. Gorshkov

VIBRATION STRESS AND INITIAL RESIDUAL PRESSURE ESTIMATION AFTER SUPERFICIAL TECHNOLOGIC PLASTIC DEFORMATION OF RODS OF THE FORCED DIESEL ENGINES

Through calculative experimental method in a dynamic state, the article studies possibilities of the account of complex criterion -factor of dynamism after superficial plastic deformation. The experimental method of definition of initial technologic residual pressure in a detail with dynamics account stress is developed here.

Technological residual pressure, superficial plastic deformation, hydro fraction jet processing. factor of dynamism, a rod.

В настоящее время в машиностроении получают развитие перспективные малоотходные технологии поверхностного пластического деформирования (ППД) путем дифференцированного гидродробеструйного упрочнения [1] и ультразвуковой обработки [2]. В условиях знакопеременного динамического нагружения высоконагруженных деталей транспортных дизелей поверхностный слой подвергается интенсивному физико-химическому влиянию: тепловому, механическому, магнитоэлектрическому, химическому и т.д. В этих условиях разрушения деталей, например, усталостные трещины, фреттинг-коррозии, как правило, начинаются с поверхности, в связи с чем к поверхностному слою предъявляются более высокие требования, чем к основному металлу детали [3].

Поверхностные слои шатунов форсированных дизелей являются особо ответственными, так как в большинстве случаев усталостное разрушение от динамического приложения нагрузок располагается именно в этих поверхностных слоях. Несущая способность шатунов существенно повышается за счёт сжимающих технологических остаточных напряжений, создаваемых в поверхностном слое в процессе поверхностного пластического деформирования, например, гидродробеструйного упрочнения (ГДУ) на установке ГДЭУ-5 (рис. 1).

Рис. 1. Установка ГДЭУ-5 для дифференцированного гидродробеструйного упрочнения шатуна

Исследования элементов привода этой установки в ОАО «Волжский дизель им. Маминых» показали, что наличие в системе смазки гидродинамических колебаний в сочетании с кинетической энергией виброудара шаров является причиной значительного динамического нагружения в процессе ГДУ деталей. Осциллографированием подтверждено, что при ГДУ в системе смазки ГДЭУ-5 имеют место вынужденные гармонические колебания -пульсация давления масла с круговой частотой, пропорциональной частоте вращения вала масляного насоса 0 = яХ/30.

Для комплексной оценки изменения физикомеханического состояния поверхностных слоев при ГДУ в производственных условиях используют контрольные пластины как образцы-свидетели, изготавливаемые из того же материала, что и упрочняемый шатун (рис. 2).

При этом считается [4-6], что статическая стрела прогиба пластины служит мерой интенсивности и стабильности процесса ГДУ. Вместе с тем известно, что виброударное нагружение шатуна и контрольных пластин при ГДУ, в отличие от статического, «вызывает более сложные процессы в металле, которые связаны с изменением диаграммы деформирования во время нагружения с различной степенью циклического упрочнения или разупрочнения материала, а при повышенной частоте циклов, по-видимому, и с перемещением атомов кристаллической решётки за счёт подводимой энергии при вибрировании» [7].

Данные об учёте динамики нагружения при ГДУ шатунов в технической литературе отсутствуют. Вместе с тем, если не учитывать характер нагружения указанных деталей и его влияния на уровень технологических остаточных напряжений, это может привести к существенной ошибке при оценке запасов несущей способности и неверному представлению о прогнозируемом ресурсе, долговечности и эксплуатационной надёжности шатунов транспортных дизелей. Следовательно, нужны новые подходы к оценке начальных технологических остаточных напряжений в контрольных пластинах-свидетелях при вибро-ударном динамическом нагружении в камере ГДЭУ-5.

Для оценки динамической напряженности и связи показателей виброударного нагружения при ГДУ с конструктивными параметрами консольно-закрепленной пластины как об-разца-свидетеля примем комплексный критерий - коэффициент динамичности нагрузки Кд. Чтобы определить, как зависит уровень начальных технологических остаточных напряжений от этого критерия, используем принцип Сен-Венана - заменим распределенную виброударную нагрузку на консольно закрепленную пластину при ГДУ равнодействующей гармонически меняющейся сосредоточенной вибрационной силой Р-8т М (рис. 3), полагая при этом, что пульсирующий характер движения масла в системе ГДЭУ-5 близок к гармоническому.

Рис. 2. Образцы для исследования сопротивления усталости материала шатунов

Используем уравнение амплитуды динамического прогиба для консольной пластины, подверженной действию вынужденных гармонических колебаний [8]

^ = ^0А1 + фоВг ~ + М0С, о + 0>ДI----

К

+ -

1

1

EJK 02

+

z М с +-z Pi Д*-02 z Ji vC +—z M Y да

K

К

Приняв начало координат в точке приложения силы Р^т та, запишем граничное условие на левом конце (в заделке) консольной пластины

y, = Y■ A +ф„ ■ в, ■!-РД,

1

0.

(1)

^ ‘ Е I-^3

Решение (1) дает амплитуду динамического прогиба консольной пластины в точке приложения гармонической силы

Р - Л ' Д1 + В1' С1

e■ I ■ к3 А2-В, ■ Д,

(2)

где К = ^Цв^/^/Е; 0 - частота внешней пульсирующей нагрузки; ц - прогонный вес пластины; Р - пульсирующая сосредоточенная сила; I - момент инерции поперечного сечения пластины; ,Се и Де - функции влияния, вычисляемые по выражениям табл. 6 [8].

При статическом действии силы Р стрела прогиба для консольно-закрепленной пластины [9]

Ус = Р1Ъ/3Ш.

Коэффициент динамичности нагрузки

Кд = Yo Yc =

3 Г - a ■ д + в, ■ с, ^

3 /3

А, - Bi ■Д,

(3)

Изгиб / консольно-закрепленной пластины на расстоянии I от заделки в условиях гидродробеструйного упрочнения образца - свидетеля под действием осевой силы Рн выражается зависимостью

Рн (Н - Н) 12 -12 _3Нон/2(Н - Н)

f =

2

2EbH3

(4)

Отсюда начальные технологические остаточные напряжения в поверхностном слое образца

E

о., = —■

fH3

(5)

3 hi 2( H - И)'

По исходным данным для консольно-закрепленной пластины q = 0,994 Н-м-1, 0 = 303,5 с-1, K = 0,0378, А1 = 1, В1 = 0,04, С1 = 0,008, Д = 0,00001, I = 0,03 м, J = 17,3-10-9 м4, h = 2,82-10-4 м, f = 0,4-10-3 м (принято по экспериментальным данным табл. 3 [10] для стали 40ХНМА-Ш - материала шатуна) расчетное значение Кд = 1,22 и он = -139,8 МПа. Указанное значение он удовлетворительно согласуется с экспериментальными данными, полученными для консольно-закрепленного образца-свидетеля (он = -125 МПа).

Рис. 3. Схема исследования динамического нагружения и технологических остаточных напряжений

Для экспериментальной оценки коэффициента динамичности Кд и его влияния на уровень начальных технологических остаточных напряжений в контрольной пластине после ГДУ в ОАО «Волжский дизель им. Маминых» проведены специальные исследования, блок-схема которых приведена на рис. 3. Консольная пластина 1 односторонне обрабатывалась виброударно шариками из сопла 2 в камере установки ГДЭУ-5. На противоположной - не-упрочнённой стороне посредине пластины наклеивались рабочий Я и компенсационный К тензорезисторы, включённые в усилитель 3 тензостанции 8 АНЧ-ТМ. Преобразованный сигнал динамической деформации пластины регистрировался на шлейфовом осциллографе 4 марки Н-115. Схема питалась от блока питания П-131 (5). Перед проведением исследований рабочий тензорезистор тарировался статически на специальном приспособлении с заданием прогиба пластины микрометром и контролем его по индикатору.

л_

1 " і \ /

Рис. 4. Осциллограмма динамического нагружения образца-свидетеля при ГДУ

На рис. 4 представлена осциллограмма динамических напряжений в консольной пластине в процессе ГДУ. Анализ показывает, что напряжения образованы сложением двух вынужденных колебаний первой и второй гармоник. При этом динамическое вибрационное нагружение действует с частотой кратковременных, периодически повторяющихся пиков, близких к затухающим синусоидальным колебаниям. Уровень динамики нагружения консольной пластины в процессе ГДУ, оцениваемый коэффициентом динамичности Кд, определяется из соотношения Кд = 1+// Г, где / - относительное динамическое изменение напряжений в пластине - разность между средними значениями пиков амплитуды I и II гармоник; Г - среднее относительное значение амплитуды I гармоники напряжений в пластине. Согласно осциллограмме Кд = 1+6,6/33 = 1,2. Начальные технологические остаточные напряжения а„ в пластине при виброударном нагружении 1 определяются между двумя нулевыми линиями 2 и 3, отмеченными на осциллограмме до и после гидродробеструйного упрочнения. Зависимость а„ от величины Кд представлена графически на рис. 5.

Выводы

1. В динамической постановке расчётно-экспериментальным методом исследована возможность учёта комплексного критерия - коэффициента динамичности при виброудар-ном нагружении ГДУ консольно-закреплённой пластины. Показано, что изменение амплитуды вибрационного нагружения в консольной пластине достигает 22%, что необходимо учитывать при оценке уровня технологических остаточных напряжений после поверхностного пластического деформирования шатунов.

2. Использован экспериментальный способ измерения начальных технологических остаточных напряжений в детали путём учёта динамики нагружения, согласно которому начальные технологические остаточные напряжения определяют между двумя нулевыми линиями, отмеченными на осциллограмме динамической напряжённости образца-свидетеля до и после гидродробеструйного упрочнения.

3. Так как при ГДУ происходит локальная пластическая деформация сжатия поверхностных слоев шатуна, особенно в зонах концентрации напряжений, несущая способность конструкции существенно зависит от технологических остаточных напряжений, которые при сложении с рабочими технологическими напряжениями могут привести к возникновению разрушающих технологических напряжений. Влияние технологических остаточных напряжений в расчётах на усталостную долговечность и эксплуатационную надёжность должно учитываться при определении предела выносливости материала конструкции.

1. Косырев С.П. Безотходные технологические методы повышения работоспособности элементов КШМ высокофорсированных дизелей / С.П. Косырев. Балаково: Вирма, 1997.

2. Патент России № 2133282 Способы стабилизации остаточных напряжений в поверхностном слое детали / В.Г. Кочерэхенко, Б.Н. Степанов, С.П. Косырев, В.В. Петухов, Д.В. Аникин.

3. Косырев С.П. Остаточные напряжения - резерв прочности нагруженных деталей высокофорсированных дизелей / С.П. Косырев, Л. А. Сорокина, Р.М. Рафиков // Современные технологии в машиностроении - 2003: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003. С. 306-308.

4. Петросов В.В. Гидродробеструйное упрочнение деталей и инструмента / В.В. Петросов. М.: Машиностроение, 1977. 180 с.

5. Рыковский Б.П. Местное упрочнение деталей поверхностным наклёпом / Б.П. Рыковский, В.А. Смирнов, Г.М. Щетинин. М.: Машиностроение, 1985. 160 с.

6. Саверин М.М. Дробеструйный наклёп / М.М. Саверин. М.: Машгиз, 1955. 312 с.

7. Ряхин В.А. Долговечность и устойчивость сварных конструкций строительных и дорожных машин / В.А. Ряхин, В.Н. Мошкарёв. М.: Машиностроение, 1984. 69 с.

8. Безухов Н.И. Устойчивость и динамика нагружения в примерах и задачах / Н.И. Безухов, О.В. Лужин, Н.В. Колкунов. М.: Изд-во литературы по строительству, 1969.

9. Тимошенко С.П. Механика материалов / С.П. Тимошенко, Дж. Гере. М.: Мир, 1976.

10. Пульцин Н.М. Влияние дробеструйной обработки на остаточные напряжения и предел выносливости деталей / Н.М. Пульцин // Тр. Ленинградской военно-воздушной академии, 1949. С. 68.

ЛИТЕРАТУРА

48 с.

320 с.

380 с.

Горшков Евгений Александрович -

кандидат технических наук, ассистент кафедры «Высшая математика и механика» Балаковского института техники, технологии и управления (филиала) Саратовского государственного технического университета

Gorshkov Evgeniy Aleksandrovich -

Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor of the Department of «High Mathematics and Mechanics» of Balakovo Institute of Techniques, Technologies and Management (branch) of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 15.09.09, принята к опубликованию 14.01.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.