Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностический скрининг / подростки / пограничные психические расстройства. / psychodiagnostic screening / adolescents / border-line mental disorders.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Злоказова М.В. Семакина Н.В. Вишняков А.В., Семакина Н.В., Вишняков А.В.

Публикация посвящена описанию психодиагностического скрининг-анкетирования, созданного сотрудниками кафедры психиатрии им. профессора В.И. Багаева Кировского государственного медицинского университета для выявления группы риска подростков, имеющих признаки пограничных психических расстройств. Целью являлось изучение валидности, надежности, точности измерений и согласованности результатов психодиагностического скрининг-анкетирования подростков в возрасте 14–17 лет. Апробация анкеты проводилась на 10 198 школьниках общеобразовательных организаций города Кирова (средний возраст – 15,62±0,84 года). В статье представлены результаты практического применения анкетирования при проведении профилактических психиатрических осмотров подростков и обоснована важность использования его для ранней диагностики депрессивных состояний. Полученные результаты показали соответствие психодиагностического скрининг-анкетирования критериям валидности содержания, внешней валидности, надежности-согласованности, высокой разделительной способности. Применение анкеты показало высокую эффективность для выявления депрессивных состояний. В связи с чем можно рекомендовать данную анкету для внедрения в клиническую практику при проведении подготовительного этапа профилактического психиатрического осмотра подростков с 14 лет с целью выявления группы риска по пограничным психическим расстройствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Злоказова М.В. Семакина Н.В. Вишняков А.В., Семакина Н.В., Вишняков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF VALIDITY AND RELIABILITY OF THE RESULTS OF PSYCHODIAGNOSTIC SCREENING QUESTIONNAIRE OF ADOLESCENTS

The paper is devoted to the description of a psychodiagnostic screening questionnaire created by the staff of the Psychiatry Department named after Professor V.I. Bagaev of Kirov State Medical University to identify a risk group of adolescents with signs of border-line mental disorders. The aim was to study the validity reliability, accuracy of measurements and consistency of the results of a psychodiagnostic screening questionnaire of adolescents aged 14–17 years. The questionnaire was tested on 10,198 schoolchildren of educational institutions of the city of Kirov (average age – 15.62 ± 0.84 years). The results of practical application of the questionnaire during regular psychiatric assessment of adolescents are presented and the importance of using it for early diagnosis of depression is substantiated. The results obtained showed the compliance of the psychodiagnostic screening questionnaire with the criteria of content validity, external validity, reliability-consistency, high separation ability. The application of the questionnaire has proved its high efficiency for detection of depression. Thus, we can recommend this questionnaire for use in clinical practice during the preparatory stage of the psychiatric assessment of adolescents from the age of 14 to identify a risk group for border-line mental disorders.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

10. Lotto M., Strieder A. P., Ayala Aguirre P. E. et al. Parental perspectives on early childhood caries: A qualitative study. Int. J. Paediatr. Dent. 2020; 30: 451-458: https:// doi.org/10.1111/ipd.12622.

11. Patil S. S., Sarode S. C., Sarode G. S. et al. A bibliometric analysis of the 100 most cited articles on early childhood caries. Int. J. Paediatr. Dent. 2020; 30: 527-535: https://doi.org/10.1111/ipd.12641.

12. Комарова М. О., Сметанина О. С., Громова С. Н., Макарчук О. А. Сравнительный анализ интенсивности и распространенности кариеса зубов у двухлетних детей в г. Кирове // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, IV Форума медицинских и фармацевтических вузов России «За качественное образование», посвященные 100-летию со дня рождения ректора Свердловского государственного медицинского института, профессора Василия Николаевича Климова. Екатеринбург. 2019. (2). C. 1106-1110. [Komarova M. O., Smetanina O. S., Gromova S. N., Makarchuk O. A. Sravnitel'nyi analiz intensivnosti i rasprostranennosti kariesa zubov u dvukhletnikh detei v gorode Кшэте // Aktual'nye voprosy sovremennoi meditsinskoi nauki i zdravookhraneniya: Materialy

IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, posvyashchennye 100-letiyu so dnya rozhdeniya rektora Sverdlovskogo gosudarstvennogo meditsinskogo instituta, professora Vasiliya Nikolaevicha Klimova. Ekaterinburg. 2019. (2). P. 1106-1110. (In Russ.)]

13. Детская терапевтическая стоматология / Под ред. Леонтьева В. К., Кисельниковой Л. П. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 382 с. [Leont'yev V. K., Kisel'nikova L. P., editors. Detskaya terapevticheskaya stomatologiya. Moscow: GEOTAR-Media; 2021. 382 p. (In Russ.)] Доступно по: https:// www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970461730.html. Ссылка активна на 27.07.2023.

14. Шаковец Н. В., Антоненко Н. В. Эпидемиология, этиология, оценка риска, профилактика и лечение кариеса зубов у детей раннего возраста // Современная стоматология. 2019. № 3 (76). С. 14-19. [Shakovets N. V., Antonenko A. N. Epidemiology, etiology, risk assessment, prevention and treatment of dental caries in young children. Modern Dentistry. 2019;3-76:14-19. (In Russ.)]

15. Казеко Л. А., Абаимова О. И., Сулковская С. П. Коммунальная стоматология. Учебное пособие. Минск, 2022. 152 c. [Kazeko L. A., Abaimova O. I., Sulkovskaya S. P. Kommunal'naya stomatologiya. Textbook. Minsk; 2022. 152 p. (In Russ.)]

УДК 616.89-053.6:159.9.072 DOI 10.24412/2220-7880-2023-4-73-78

ОЦЕНКА ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГ-АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Злоказова М. В., Семакина Н. В., Вишняков А. В.

ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России, Киров, Россия (610027, г. Киров, ул. К. Маркса, 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru

Публикация посвящена описанию психодиагностического скрининг-анкетирования, созданного сотрудниками кафедры психиатрии им. профессора В.И. Багаева Кировского государственного медицинского университета для выявления группы риска подростков, имеющих признаки пограничных психических расстройств. Целью являлось изучение валидности, надежности, точности измерений и согласованности результатов психодиагностического скрининг-анкетирования подростков в возрасте 14-17 лет. Апробация анкеты проводилась на 10 198 школьниках общеобразовательных организаций города Кирова (средний возраст - 15,62±0,84 года). В статье представлены результаты практического применения анкетирования при проведении профилактических психиатрических осмотров подростков и обоснована важность использования его для ранней диагностики депрессивных состояний. Полученные результаты показали соответствие психодиагностического скрининг-анкетирования критериям валидности содержания, внешней валидности, надежности-согласованности, высокой разделительной способности. Применение анкеты показало высокую эффективность для выявления депрессивных состояний. В связи с чем можно рекомендовать данную анкету для внедрения в клиническую практику при проведении подготовительного этапа профилактического психиатрического осмотра подростков с 14 лет с целью выявления группы риска по пограничным психическим расстройствам.

Ключевые слова: психодиагностический скрининг, подростки, пограничные психические расстройства.

EVALUATION OF VALIDITY AND RELIABILITY OF THE RESULTS OF PSYCHODIAGNOSTIC SCREENING QUESTIONNAIRE OF ADOLESCENTS

Zlokazova M. V., Semakina N. V., Vishnyakov A. V.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610027, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kf28@kirovgma.ru

The paper is devoted to the description of a psychodiagnostic screening questionnaire created by the staff of the Psychiatry Department named after Professor V.I. Bagaev of Kirov State Medical University to identify a risk group of adolescents with signs of border-line mental disorders. The aim was to study the validity,

reliability, accuracy of measurements and consistency of the results of a psychodiagnostic screening questionnaire of adolescents aged 14-17 years. The questionnaire was tested on 10,198 schoolchildren of educational institutions of the city of Kirov (average age - 15.62 ± 0.84 years). The results of practical application of the questionnaire during regular psychiatric assessment of adolescents are presented and the importance of using it for early diagnosis of depression is substantiated. The results obtained showed the compliance of the psychodiagnostic screening questionnaire with the criteria of content validity, external validity, reliability-consistency, high separation ability. The application of the questionnaire has proved its high efficiency for detection of depression. Thus, we can recommend this questionnaire for use in clinical practice during the preparatory stage of the psychiatric assessment of adolescents from the age of 14 to identify a risk group for border-line mental disorders.

Keywords: psychodiagnostic screening, adolescents, border-line mental disorders.

Важным аспектом превентивной психиатрии является ранняя диагностика психических расстройств. С 2017 года в РФ проводится профилактический психиатрический осмотр декретированных групп несовершеннолетних 14-17 лет (Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н). Но, как показывают результаты, в условиях рутинного массово -го клинического осмотра выявляются клинически оформленные психические расстройства, а субклинические и донозологические психопатологические состояния пропускаются специалистами [1, 2]. Поэтому имеется необходимость в проведении подготовительного психодиагностического этапа перед профилактическим осмотром.

В связи с этим сотрудниками кафедры психиатрии им. профессора В. И. Багаева Кировского государственного медицинского университета М. В. Злоказовой и Н. В. Семакиной (2017) было разработано психодиагностическое скрининг-анкетирование (ПСА), направленное на выявление группы риска подростков, имеющих признаки пограничных психических расстройств (ППР).

Для использования ПСА в практических целях нами была проведена оценка валидности (соответствия теста заявленной цели), надежности, точности

Анкета психодиагностического скрининг-анкетирования (ПСА)

(Злоказова М. В., Семакина Н. В., 2017)

измерений и согласованности результатов, получаемых при тестировании.

Цель: изучение валидности, надежности, точности измерений и согласованности результатов психодиагностического скрининг-анкетирования подростков 14-17 лет.

Материал и методы

ПСА для выявления группы риска подростков по ППР составлено на основании опросников для исследования: тревожности у старших подростков и юношей Ч. Д. Спилбергера, адаптирован А. Д. Андреевой (1988); депрессии (CDI) М. Ковача, валиди-зирован А. Б. Холмогоровой и соавт. (2011); астении ^1-20) Е. М. Сметс (1994).

В анкету были включены группы вопросов (рис. 1), направленные на выявление: тревожности (10 вопросов); депрессии (27 вопросов для диагностики негативного настроения, ангедонии, межличностных проблем, негативной самооценки, школьной неэффективности); астении (8 вопросов); риска суицидальных мыслей (1 вопрос); взаимодействия с родителями в семье (4 вопроса).

Были разработаны ключи для подсчета балльных оценок по каждому критерию (рис. 2).

23. Я часто бываю нерешительным. ДА, НЕТ

24. Я выгляжу некрасиво. ДА, НЕТ

25. Мне все время приходится заставлять себя выполнять школьные задания, поручения по дому, посещать общественные мероприятия. ДА, НЕТ

26. Я часто сплю плохо. ДА, НЕТ

27. Я часто устаю. ДА, НЕТ

28. У меня часто отсутствует аппетит. ДА, НЕТ

29. Меня часто беспокоят различные боли (головные, в животе и др.). ДА, НЕТ

30. Я часто чувствую себя одиноким. ДА, НЕТ

31. Общение с друзьями не приносит мне удовольствие. ДА, НЕТ

32. У меня нет друзей. ДА, НЕТ

33. Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше шли хорошо. ДА, НЕТ

34. Я никогда не стану таким хорошим, как другие сверстники. ДА, НЕТ

35. Меня никто по-настоящему не любит и не уважает. ДА, НЕТ

36. Я часто не делаю того, что мне говорят. ДА, НЕТ

37. Я чувствую себя одиноким с людьми. ДА, НЕТ

38. Все, что я делаю, доставляет мне удовольствие. ДА, НЕТ

39. Я часто чувствую себя усталым. ДА, НЕТ

40. Когда я занимаюсь чем-либо, я могу сконцентрироваться на этом. ДА, НЕТ

41. Я могу хорошо концентрировать внимание. ДА, НЕТ

42. Мне требуется много усилий для концентрации внимания. ДА, НЕТ

43. Физически я чувствую себя в плохом состоянии. ДА, НЕТ

44. Я быстро устаю. ДА, НЕТ

45. Я чувствую себя активным. ДА, НЕТ

46. С детства меня часто наказывают за плохое поведение или учебу. ДА, НЕТ.

47. Мои родители слишком строгие. ДА, НЕТ.

48. Родители меня не поддерживают и не уважают. ДА, НЕТ.

49. В моей семье напряженная обстановка, в которой я не чувствую себя спокойно. ДА, НЕТ.

Предназначена для диагностики группы риска по пограничным психическим расстройствам подростков с 14 лет.

Фамилия Имя Отчество_

Возраст_

Школа_

Класс_

Инструкция: подчеркните подходящие ответы к следующим утверждениям:

1. Обычно Я спокоен. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

2. Обычно Я доволен собой. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

3. Я нервничаю и беспокоюсь. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

4. Меня волнуют возможные неудачи. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

5. Я неудачник ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

6. Мне бывает не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

7. Я спокоен, хладнокровен и собран. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

8. Мне не хватает уверенности в себе. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

9. Я чувствую, что не приспособлен к жизни. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

10. Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода. ПОЧТИ ВСЕГДА, ЧАСТО, НИКОГДА

11. В последнее время у меня постоянно грустное настроение. ДА, НЕТ

12. В последнее время у меня никогда ничего не получается. ДА, НЕТ

13. Я многое делаю неправильно. ДА, НЕТ

14. В последнее время меня ничего не радует. ДА, НЕТ

15. Я часто бываю плохим по отношению к другим людям. ДА, НЕТ

16. Я часто беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое. ДА, НЕТ

17. Я не люблю себя. ДА, НЕТ

18. Все плохое происходит в результате моих ошибок. ДА, НЕТ

19. В последнее время я утратил интерес и смысл жизни. ДА, НЕТ

20. В последнее время я часто плачу. ДА, НЕТ

21. Я часто испытываю беспокойство. ДА, НЕТ

22. В последнее время мне скучно быть с людьми. ДА, НЕТ

Рис. 1. Бланк с вопросами психодиагностического скрининг-анкетирования

Обработка результатов ПСА выполняется при помощи сложения баллов за утвердительные ответы по следующим группам вопросов:

Тревожность

1. почти всегда-

2. почти всегда -

3. почти всегда -

4. почти всегда -

5. почти всегда -

6. почти всегда -

7. почти всегда -

8. почти всегда -

9. почти всегда -

10. почти всегда

1 балл, часто - 2, никогда - 4 1, часто - 2, никогда - 4 4, часто - 3, никогда - 1 4, часто - 3, никогда - 1 4, часто - 3, никогда -1 4, часто - 3, никогда - 1 1, часто - 2, никогда - 4 ■ 4, часто - 3, никогда - 1 4, часто - 3, никогда - 1 - 4, часто - 3, никогда - 1

Оценка результатов:

- имеются признаки депрессии, если сумма баллов на вопросы №№ 11 -37 — больше 15;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- признаки негативного настроения — сумма баллов вопросов № 11, 16, 19, 20, 21, 23 — больше 4;

- признаки межличностных проблем — сумма баллов вопросов № 15, 22, 36, 37 - больше 3;

- признаки неэффективности е шкапе — сумма баллон вопросов № 13, 25, 33. 34 — больше 3;

- признаки ангедонии — сумма баллов вопросов № 14, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 — больше 5;

- признаки негативкой самооценки - сумма баллов вопросов № 11, 17, 19. 24. 35 — больше 3;

- признаки суицидальной настроенности (потеря интереса к жизни) — положительный ответ на вопрос Ха 19 — 2 балла.

Оценка результатов:

признаки тревожности имеются, i

• депрессия

11. да - 2, нет -О

12. да-2, нет-0

13. да I, нет - О

14. да - 2, Hei" - О

15. да |.иет-0

16. да 1. нет-0

17. да - 1. нет-0

18. да - 2, нет-0

19. да-2, нет-0

20. да I. нет-0

21. да 1. нет-0

22. да - I. иет-0

23. да - 2, нет - О

24. да-2, нет-0

25. да - 2, нет - О

26. да-I. нет

27. да - I. нет „

28. да - 1. нет-0

29. да - I. нет-0

30. да - I. нег-0

31. да-2, нет-0

32. да - 2, нет—0

33. да - 2, нет —О

34. да - 2, нег-0

35. да - I. нет —О

36. да-2, нет-0

37. да - 2, нет —О

и сумма баллов по вопросам JVüJVe 1 -10 больше 17.

■О

да-1, нет-5 да-5, пет-1 да-1, нет-5 да-1, нет-5 да-5, нет-1 да-5, нет-1 да-5, нет-1 да-1, нет-5

Оценка результатов:

- имеются признаки астении, если сумма баллов на вопросы .№№ 38-45 — больше 20. Тип ппспитаиия и пзаимоотпшненин и семье

46. да-2, нет-0

47. да-2, нет-0

48. да-2, нет-0

49. да-2, нет-0

Оценка результатов:

- признаки присутствия чрезмерных наказаний ребенка в семы; — сумма баллов на вопросы № 46,47 — больше 2;

- признаки дисгармоничных отношений с ребенком в семье — сумма баллов на вопросы № 48,49 — больше 2,

Рис. 2. Ключ для оценки баллов психодиагностического скрининг-анкетирования

Для обработки результатов анкетирования коллективом кафедры систем автоматизации управления Вятского государственного университета под руководством Ю. В. Ланских (2018) создана компьютерная программа, позволяющая провести быстрый анализ данных и оформить персональное заключение для каждого респондента. Программированное тестирование осуществлялось с помощью многопользовательского веб-приложения с распределенными ресурсами, серверная часть которого находится под управлением менеджера. Защищенное веб-приложение реализует технологию «клиент - сервер»: на сервере сохраняется база данных, производятся различные вычисления, формируются веб-страницы и отправляются на сторону клиента. При разработке приложения была использована технология Ajax, позволяющая обновлять по запросу отдельные элементы пользовательского интерфейса без перезагрузки всей веб-страницы. Серверная часть разработана на языке программирования Python с использованием фреймворка Django. Для хранения данных используется SQLite - встраиваемая система управлениями базами данных.

Перед началом тестирования менеджер должен создать учетные записи пользователей. Пользователь вводит в браузере свой логин и пароль, после чего получает доступ к тестированию. Менеджер может просматривать результаты тестирования по каждому респонденту, формировать индивидуальные заключения, обрабатывать статистические сведения.

Уникальность данной компьютерной программы заключается в поддержании совокупной связной структуры ответов пользователей, с последующим взвешенным оцениванием с помощью модели семантической сети, содержащей продукционные правила.

Валидизация анкеты ПСА проводилась по алгоритму А. В. Журавлева и соавт. (2014), представленному на рис. 3.

Разработка анкеты —> Обоснование валидности —> Обоснование внешней валидности

Оценка

Обоснование Обоснование разделительной

надежности- —> надежности- —> способности

устоичивости согласованности (концептной валидности)

Стандартизированная анкета

Рис. 3. Алгоритм стандартизации анкеты (Журавлев А. В. и соавт., 2014)

Оценка содержательной валидности анкеты ПСА осуществлялась методом экспертных оценок. В качестве эксперта в 2019 году выступила доцент кафедры управления в образовании КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», к. п. н., внештатный психолог Кировской области М. В. Прозорова (от 26.09.2019).

Внешняя валидность анкеты ПСА проверялась путем интервьюирования. Обоснование надежности-устойчивости результатов анкетирования во времени не проводилось, поскольку анкета предполагает ситуативную оценку риска по ППР. В апробации анкеты приняло участие 10 198 школьников общеобразовательных организаций города Кирова (№»№ 8, 10, 11, 14, 16, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 37, 40, 42, 47, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 70) на основании ежегодно утверждаемого с 2019 года Постановления городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) «Порядок проведения психодиагностического скрининг-анкетирования среди несовершеннолетних 15-17 лет и работы по профи-

лактике психических нарушений» (Порядок). Средний возраст респондентов составлял 15,62±0,84 года, соотношение юношей и девушек - 1:1,2. Респонденты давали информированное согласие на участие в психодиагностике.

Для оценки надежности-согласованности анкеты рассчитывался а-коэффициент Кронбаха. Проверка распределения результатов анкетирования проводилась при помощи критерия Колмогорова -Смирнова, рекомендованного при п>50. Для описания нормально распределенных данных рассчитывались среднее и стандартное отклонение (M±SD). Данные, распределенные отличным от нормального образом, описывались при помощи медианы и ин-терквартильного интервала (Ме ^1; Q3]). Для оценки разделительной способности анкеты ввиду отличного от нормального распределения результатов использовался критерий Вилкоксона. Достоверными считались результаты, полученные при р<0,05. Также

Оценка результатов психодиагнос

использовались описательная статистика и критерий Фишера. Статистический анализ проводился в программах MS Excel и STATISTICA 10 (StatSoft).

Результаты и их обсуждение

Обоснование содержательной и внешней валид-ности

Содержательная валидность анкеты ПСА была подтверждена в результате экспертной оценки. Внешняя валидность была достигнута после пробного тестирования 15 чел. (средний возраст 15±0,5 - годас; 8 чел. - мужского пола, 7 чел. - женского). Формулировки некоторых вопросов были дополнительно скорректированы так, чтобы они стали более понятны школьникам.

Описание результатов анкетирования Медианные (Me) баллы всех участников исследования по всем субшкалам анкеты ПСА приведены в табл. 1.

Таблица 1

ческого скрининг-анкетирования

Субшкалы анкеты Me Q1 Q3 Интерпретация

Тревожность 19 15 23 Выраженная тревожность

Депрессия 9 5 14 Отсутствие признаков депрессии

Негативное настроение 2 0 4 Негативное настроение не выявлено

Межличностные проблемы 0 0 1 Отсутствие межличностных проблем

Неэффективность в школе 2 0 3 Достаточная эффективность в школе

Ангедония 2 0 3 Отсутствие ангедонии

Негативная самооценка 1 0 3 Адекватная самооценка

Риск суицидальный 0 0 0 Отсутствие суицидального риска

Астения 16 12 24 Отсутствие астении

Наказание в семье 0 0 0 Нормальные взаимоотношения с родителями

Дисгармоничность воспитания 2 0 2 Признаки дисгармоничного воспитания

Обоснование надежности-согласованности При вычислении значение а-коэффициента Кронбаха составило 0,81, это превышает достаточный уровень, равный 0,71, что свидетельствует о том, что вопросы субшкал анкеты направлены на измерение одного и того же признака (риск ППР) и соответствовали критериям надежности-согласованности [3, 4, 5]. Оценка концептной валидности анкеты Для проведения сравнительной оценки разделительной способности анкеты участники исследо-

Оценка разделительной способности псих«

вания были проранжированы по сумме набранных баллов [6, 7]. Из 10 198 чел. в каждой субшкале были выделены две подгруппы, каждая по 2550 чел. (25,0% от выборки). В 1-ю подгруппу включались лица, имеющие низкий суммарный балл по одной из шкал, во 2-ю - лица, имеющие высокий суммарный балл по этой же субшкале. Далее по каждой субшкале между подгруппами проводилось сравнение результатов по критерию Уилкоксона (табл. 2).

Таблица 2

тгностического скрининг-анкетирования

Подгруппы Низкий суммарный балл Высокий суммарный балл р

Ме Q1 Q3 Ме Q1 Q3

Дисгармоничность воспитания 0 0 0 2 2 2 <0,01

Наказание в семье 0 0 0 2 2 2 <0,01

Астения 8 8 8 28 28 36 <0,01

Риск суицидальный 0 0 0 0 0 2 <0,01

Негативная самооценка 0 0 0 5 4 6 <0,01

Ангедония 0 0 0 5 4 6 <0,01

Неэффективность в школе 0 0 0 5 4 5 <0,01

Межличностные проблемы 0 0 0 2 2 3 <0,01

Негативное настроение 0 0 0 6 4 7 <0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Депрессия 3 2 4 17 15 23 <0,01

Тревожность 13 12 14 27 24 30 <0,01

Сравнение подгрупп показало, что по всем субшкалам анкеты ПСА наблюдались статистически значимые различия (при р<0,01) между высоким и низким суммарным баллом, поэтому можно утверждать, что анкета имеет высокую разделительную способ-

ность и соответствует критериям концептнои ва-лидности. Таким образом, с помощью ПСА можно выявить школьников, попадающих в группу риска по ППР. Результаты оценки риска ППР среди школьников представлены на рис. 4.

Рис. 4. Частота риска пограничных психических расстройств по субшкалам ПСА среди подростков, в %

Использование ПСА в общеобразовательных организациях (школах) позволило выделить группу риска по депрессии. Из 10 198 обследованных подростков в ГР были включены 1575 чел. (15,4%). Дополнительная диагностика лиц из ГР по тесту М. Ковач подтвердила повышенные показатели депрессии у 530 чел. (33,7% от ГР, или 5,2% от всех обследованных).

Сравнение клинических профилактических осмотров при использовании результатов ПСА (10 198 чел.) и без данных анкетирования (17 541 чел.) показало, что достоверно (ф=21,б82, при р<0,01) чаще, в 5,6 раза, выявлялись подростки с признаками ППР при использовании данных ПСА - 531 чел. (5,2%), чем без его использования - 159 чел. (0,9%).

Выводы

1. Психодиагностическое скрининг-анкетирование для выявления группы риска по ППР соответствует критериям валидности содержания, внешнеи валидности и надежности-согласованности, а также демонстрирует высокую разделительную способность.

2. Применение ПСА показало высокую эффективность для выявления депрессивных состоянии, и его использование в качестве первого этапа психиатрического осмотра значительно улучшает выявление подростков с признаками ППР.

3. Следовательно, можно рекомендовать данную анкету для применения в клинической практике при проведении подготовительного этапа профилактического психиатрического осмотра подростков с 14 лет.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Литература/References

1. Злоказова М. В., Семакина Н. В. О результатах скрининг-анкетирования подростков при проведении профилактических психиатрических осмотров для выявления пограничных психических расстройств // Медицинский альманах. 2018. № 5 (56). С. 174-176. [Zlokazova M. V., Semakina N. V. On the results of screening questionnaires of adolescents during preventive psychiatric examinations to identify borderline mental disorders. Meditsinskii al 'manakh. 2018;5 (56):174-176. (In Russ.)]

2. Злоказова М. В., Семакина Н. В., Ланских Ю. В., Наумкина Е. С. Сравнительный анализ результатов профилактических психиатрических осмотров и скрининг-анкетирования подростков // Вятский медицинский вестник. 2019. № 1 (9). С. 48-54. [Zlokazova M. V., Semakina N. V., Lanskikh Yu. V., Naumkina E. S. Comparative analysis of the results of preventive psychiatric examinations and screening questionnaires of adolescents. Vyatskii meditsinskii vestnik. 2019;1-9:48-54. (In Russ.)]

3. Журавлев А. В., Кочубей А. В., Казаков А. С. Стандартизация анкеты для проведения опроса врачей в рамках научно-исследовательской работы // Вестник Росздравнад-зора. 2014. № 6. С. 33-36. [Zhuravlev A. V., Kochubey A. V., Kazakov A. S. Standardization of the questionnaire for conducting a survey of doctors in the framework of research work. VestnikRoszdravnadzora. 2014;6:33-36. (In Russ.)]

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688 с. [Anastazi A.,

Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie. St-Petersburg: Piter; 2001. 688 p. (In Russ.)]

5. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая диагностика. СПб.: Речь, 2006. 438 с. [Bodalev A. A., Stolin V. V., Avanesov V. S. Obshchaya psikhodiagnostika. St-Petersburg: Rech'; 2006. 438 p. (In Russ.)]

6. Гессманн Х. В. Конструирование психологических тестов. Дуйсбург: Издательство Психотерапевтиче-

ского института Бергерхаузен, 2013. 576 с. [Gessmann H. V. Konstruirovanie psikhologicheskikh testov. Duisburg: Izdatel'stvo Psikhoterapevticheskogo instituta Bergerkhauzen, 2013. 576 p. (In Russ.)]

7. Lance Charles E., Butts Marcus M., Michels Lawrence C. The Sources of Four Commonly Reported Cutoff Criteria (англ.). Organizational Research Methods. 2006; 2 (9): 202-220. DOI: 10.1177/1094428105284919.

УДК 616.981.21/.958.7 DOI 10.24412/2220-7880-2023-4-78-82

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ВИЧ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

12Ласеева М. Г.,2Власова Т. И., 2Ледяйкина Л. В., 2Безбородова А. П., 2Карасев Н. В., 2Гулина А. С.

'ГБУЗ Республики Мордовия «Мордовский республиканский центр профилактики и борьбы со СПИД»,

Саранск, Россия (430019, г. Саранск, ул. Щорса, 35), e-mail: mrcpbs@e-mordovia.ru

2ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», медицинский институт, Саранск, Россия (430032, г. Саранск, ул. Ульянова, д. 26а)

Цель: проанализировать эпидемиологическую и социально-демографическую ситуацию и перинатальное инфицирование ВИЧ в Республике Мордовия. В статье рассмотрены особенности распространения ВИЧ-инфекции среди женщин в Республике Мордовия в 2018-2022 гг., представлены основные тенденции эпидемиологического процесса, социальные и демографические особенности ВИЧ-инфицированных пациенток. Отдельно проведена оценка эффективности организации проведения химиопрофилактики перинатального инфицирования ВИЧ в республике. В Республике Мордовия в период с 2018 по 2022 год отмечена тенденция к снижению показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Среди женщин главенствующим остается половой путь инфицирования, более половины ВИЧ-инфицированных пациентов -женщины репродуктивного возраста. Все это имеет значение в организации химиопрофилактики перинатального инфицирования ВИЧ. Важным достижением организации профилактики перинатального инфицирования ВИЧ в Мордовии является достижение в 2022 году 100%-ного охвата трехэтапной ХП всех ВИЧ-инфицированных беременных и новорожденных.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, профилактика перинатального инфицирования ВИЧ, химиопрофилактика.

IMPLEMENTATION FEATURES OF PERINATAL HIV-INFECTION PREVENTION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

12LaseevaM. G., 2Vlasova T.I., 2Ledyaikina L. V., 2Bezborodova A. P., 2Karasev N. V., 2Gulina A. S.

'Mordovian Republican Center for AIDS Prevention and Control, Saransk, Russia (430019, Saransk, Shchors St., 35), e-mail: mrcpbs@e-mordovia.ru

2Ogarev Mordovia State University, Medical Institute, Saransk, Russia (430032, Saransk, Ulyanov St., 26а)

The purpose of the research is to analyze the epidemiological and socio-demographic situation and perinatal HIV infection in Mordovia Republic. The article discusses the spread of HIV infection among women in Mordovia in 2018-2022, presents the main trends in the epidemiological process, social and demographic characteristics of HIV-infected patients. Assessment of effectiveness of chemoprophylaxis of perinatal HIV infection in the republic was made. In Mordovia, in the period from 2018 to 2022, there was a constant decrease in the incidence of HIV infection. Among women, the sexual route of infection remains dominant, more than half of HIV-infected patients are women of reproductive age. All this is important in the organization of chemoprophylaxis of perinatal HIV infection. An important achievement in the prevention of perinatal HIV infection in Mordovia is three-stage CP for all HIV-infected pregnant women and newborns in 2022.

Keywords: HIV-infection, prevention of perinatal HIV-infection, chemoprophylaxis, HIV-infected pregnant women.

Введение

В Российской Федерации (РФ) отмечается увеличение числа ВИЧ-инфицированных женщин, что в первую очередь, связано с главенствующим половым путем передачи и распространением заболевания во всё более широкие слои населения [1]. Так, в 2021 году, 37,6% среди всех живущих с ВИЧ рос-

сиян составляли женщины, а по новым данным, процент зараженных женщин вырос до 40,5% [2]. Рост инфицирования женщин и, как следствие, серьезное медицинское, социальное и демографическое значение данной проблемы, определяет возрастающий интерес к данному вопросу [3]. Женщины, живущие с ВИЧ-инфекцией, нуждаются в оказании им эффек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.