среды / Под ред. Г. И. Сидоренко, Ю. А. Рахманина.— М„ 1985.— С. 47—51. 12. Федосеева В. Н., Пинегин Б. В., Орадовская И. В. и др. // Гиг. и сан,— 1989,— № 3,— С. 17—19.
Поступила 28.03.94
Summary. Immune system state of children born in 1987—1988 and 1981 — 1982 was studied. Syndromes of immune system violations correlated with levels of ambient air pollution. Efficacy of scheme for assessment - of immune status was shown.
© Г. В. КИРЕЕВ. 1994 УДК 615.47.03:614.72-07
Г. В. Киреев
ОЦЕНКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Онкологический научный центр Республики Узбекистан, Ташкент
Основными загрязнителями атмосферы в городах являются грузовые автомобили и автобусы с дизельными двигателями. Один из путей оздоровления атмосферы городов — снабжение автомобилей очистителями на выхлопных трубах. В связи с этим предлагается устройство для очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС), которое может быть использовано в автомобилях с дизельным двигателем.
Известно устройство для очистки отработавших газов ДВС от сажи [2], состоящее из' корпуса с размещенными в нем электродами высокого напряжения, выполненными в виде полуколец, изолированных друг от друга. Электронная схема питания электродов по мере накопления сажи между электродами включает подачу окислителя для сжигания сажи. Недостатком этого устройства является сложность и отказ электронной системы управления режимом работы.
Также известен глушитель-сажеосадитель [4], состоящий из корпуса с торцовыми стенками, впускным соосным и выпускным на боковой поверхности патрубками. Корпус разделен поперечной перегородкой на активную и успокоительную части. Недостатком этого решения, на наш взгляд, является гладкостенный выпускной патрубок глушителя. На гладких стенках патрубка за счет повышенного трения частицы сажи замедляют скорость и оседают (прилипают) на стенках. По мере утолщения слоя сажи происходят срыв частиц со стенок в виде уплотненных комочков и выброс их в окружающую среду, что снижает общую эффективность очистки газов ДВС.
В связи с этим ранее предложенное устройство [3] усовершенствовано путем снабжения выбросной трубы средством для сбора частиц, концентрирующихся в пристеночном потоке, и отвода их в сборный стакан. В отличие от прототипа корпус устройства снабжен боковым выходным патрубком, на выходе которого укреплена насадка, выполненная в виде усеченного конуса, расширение которого направлено к выходу, а сужение — внутрь патрубка. На выходном патрубке корпуса закреплена коаксиально с зазором между стенками патрубка и стенками гофрированной трубы.
Гофрированная труба на входном конце снабжена расширителем для облегчения забора (входа) выхлопных газов ДВС. На выходе из гофрированной трубы насадка, обращенная суже-
нием навстречу потоку газа, отсекает часть потока газа, наиболее обогащенного частицами сажи, и направляет в зазор между гофрированной трубой и боковым патрубком в обратную сторону и далее в корпус устройства, где частицы сажи теряют скорость и оседают в крышке-стакане. Выделение частиц сажи из потока выхлопных газов и возврат их в сборник (стакан) повышают общую эффективность очистки газов.
Устройство для очистки газов (см. рисунок) состоит из корпуса / с входным отверстием 2 и крышкой-стаканом 3. На боковой поверхности корпуса / выполнен патрубок 4 с насадкой 5 в виде усеченного конуса, сужение которого направлено навстречу потоку газа. В патрубке 4 укреплена гофрированная труба 6 с зазором. Между трубой 6 и патрубком 4 установлены распорки 7. Гофрированная труба 6 на входе газа снабжена расширителем 8 при вводе его в корпус / выполнен вырез 9
Конструктивная схема устройства по очистке отработавших газсв грузового автомобиля.
а — лицевой разрез; б — боковой разрез по оси А—А. Остальные обозначения см. в тексте.
Содержание БП в отработавших газах и атмосферном воздухе
Концен- Концен-
трация трация
Обороты двигателя БП, нг/м3 без устройства Число проб БП. нг/м3 с устройством Число проб
Отработавшие газы Минимальные (500) 500 24
Средние (1500) Максимальные (2500)
340 500
25 28
Атмосферный воздух*
Минимальные (500) 130 28 Средние (1500) 550 26
Максимальные (2500) 220 23
125 265 400
7,3 2,8 6,1
24
25 28
28 26 23
Примечание. Звездочка — отбор проб проводили на расстоянии 3 м от глушителя на уровне 1,5 м от земли.
и укреплена ручка 10. Корпус 1 крепится к выхлопной трубе 11 надеванием ее через отверстие 2.
Принцип работы заключается в следующем. Корпус 1 через отверстие 2 устанавливают на выхлопной трубе 11 автомобиля. Газы из выхлопной трубы 11 попадают в полость корпуса /, в которой скорость и давление их резко уменьшаются. При этом из газа выделяются частицы сажи и оседают под собственной массой в крышке-стакане 3. Газы через расширитель 8 поступают в гофрированную трубу <5, устанавливаемую вертикально. При продвижении газа по трубе 6 оставшиеся в нем частицы сажи движутся преимущественно около стенок, но благодаря гофрам турбулизируются и не оседают на стенках. На выходе газа из трубы 6 пристеночный слой, обогащенный сажей, отсекается насадкой 5 и заворачивается в зазор между" трубой 6 и патрубком 7, уходит обратно в полость корпуса 1 и оседает в крышке-стакане 3. Отделенный от сажи и сорбированного в ней 3,4-бенз(а)пирена (БП), других полиароматиче-
ских углеводородов газ выбрасывается из насадки 5 в атмосферу и рассеивается.
С целью оценки эффективности устройства определяли содержание БП в выхлопных газах автомобиля ЭИЛ-133ГЯ и атмосферном воздухе [3]. Отбор проб и определение БП производили по известной методике [1]. Полученные результаты приведены в таблице.
Анализ полученных данных о содержании БП в выхлопных газах и атмосферном воздухе вокруг испытуемого автомобиля показал, что в большинстве проб концентрация БП меньше там, где использовалось очистительное устройство, причем примерно на 10 % меньше, чем в ранее предложенном устройстве [3]. Наибольший эффект получен при минимальных оборотах двигателя (холостой ход) и в пробах воздуха, отобранных в непосредственной близости от выхода выхлопных газов (3 м от глушителя).
Таким образом, конструкция устройства способствует не только выбросу ' отработавших газов намного выше зоны дыхания человека, но и обеспечивает более полное осаждение сажистых частиц, адсорбирующих БП. На основании полученных данных можно рекомендовать использование настоящего устройства на грузовом автомобильном транспорте с дизельными двигателями.
Литература
1. Димант И. Н., Киреев Г. В., Татарский В. П. и др. // Гиг. и сан,— 1982,— № П.— С. 60—62.
2. Карташевич А. Н., Кожушко В. К. Устройство для очистки отработавших газов ДВС от сажи: А. с. 1456617 СССР.
3. Киреев Г. В., Татарский В. П., Ясиновая Л. Ю., Коле-сов В. И. И Гиг. и сан,— 1989,— № 12.— С. 81—82.
4. Шиндин А. А., Валиев А. Г. Глушитель-сажеосадитель: А. с. 1460367 СССР.
Поступила 10.03.94
Summary. A device for purification oí gases exhausted by lorry with diesel engine was improved. The device decreases the quantity of soot and benzo(a(pyrene in exhaust and is recommended for the use.
Гигиена воды, санитарная охрана водоемов и почвы
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 614.777:579.842.1/.21-078
А. Е. Недачин, Т. В. Доскина, Р. А. Дмитриева, Э. А. Сухарева, В. С. Шеверев
САНИТАРНО-ВИРУСОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УДАЛЕНИЯ ЭНТЕРОВИРУСОВ ИЗ ВОДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦЕОЛИТА
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
Проблема повышения эффективности обеззараживания питьевой воды от микробного и особенно вирусного загрязнений — одна из актуальных задач в Системе водоохранных мероприятий и в профилактике заболеваний населения кишечными инфекциями вирусной этиологии. Одним из
ответственных этапов в водоподготовке является фильтрация воды через различные системы фильтров, где основным загрузочным материалом остается кварцевый песок. Известно, что эффективность очистки воды от вирусного загрязнения на этапе фильтрации невелика и колеблется от 1