Научная статья на тему 'Оценка устойчивости приконтурного массива борта разреза "Ангренский"'

Оценка устойчивости приконтурного массива борта разреза "Ангренский" Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОЛЗНЯ / ДЕФОРМАЦИЯ / СХОД / БОРТ / УСТУП

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Баймирзаев Бахтиёр Жуманазарович, Баратов Бахтиёр Нусратович

В статье приводится анализ выхода оползней на разрезе «Ангренский», которые опасны для использования транспортных средств на уступах разреза, описывается метод определения выявлений оползня по участкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивости приконтурного массива борта разреза "Ангренский"»

Рекомендации Необходимые мероприятия Возможные результаты

1. Разработать кадровую политику предприятия 1.1 Разработка инструкций по поиску и найму персонала. 1.2 Разработка инструкций по оформлению, адаптации и обучению новых сотрудников. 1.3 Разработка положения о продвижении по службе. 1. Рост удовлетворенности трудом 2. Рост производительности труда. 3. Снижение текучести 4. Улучшение психологического комфорта. 5. Сокращение затрат на персонал

2. Разработка доступной для персонала системы материального и нематериального стимулирования 2.1 Разработка положения по оценке результатов работы сотрудников 2.2. Разработка положения о начислении заработной платы 2.3 Разработка положения о нематериальном стимулировании 1. Снижения текучести 2. Улучшение психологического климата 3. Снижение количества конфликтов

2. Разработка организационной культуры предприятия 2.1. Формирование миссии предприятия 2.2. Определение целей предприятия. 2.3. Разработка положения о социально-трудовых отношениях персонала 1. Улучшение психологического климата. 2. Снижение количества конфликтов.

3. Улучшение условий труда 3.1. Создания благоприятных условий на рабочем месте. 3.2. Разработка инструкций по работе с техникой 1. Рост удовлетворенности трудом. 2. Сокращение потерь от нетрудоспособности. 3. Снижение текучести

4. Введение организационной политики предприятия 4.1. Разработка должностных инструкций, согласно профессиональным стандартам 4.2 Разработка регламентов бизнес-процессов 1. Рост производительности труда 2. Улучшение психологического состояния 3 .Снижение напряженности в коллективе

Литература

1. Епишкин И. А. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие для бакалавров направления 080200. «Менеджмент». М.: МИИТ, 2013. 157 с.

2. Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика. Автореферат. М., 2008. 40 с.

Оценка устойчивости приконтурного массива борта разреза «Ангренский» Баймирзаев Б. Ж.1, Баратов Б. Н.2

'Баймирзаев Бахтиёр Жуманазарович / Вауш1г2аеу БаккПуот .1ишапа2аггтск — начальник,

учебно-методическое управление; 2Баратов Бахтиёр Нусратович / ВатаЮу ВаккИуот Nusтatovich — старший преподаватель, кафедра горной электромеханики, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, РеспубликаУзбекистан

Аннотация: в статье приводится анализ выхода оползней на разрезе «Ангренский», которые опасны для использования транспортных средств на уступах разреза, описывается метод определения выявлений оползня по участкам.

Ключевые слова: оползня, деформация, сход, борт, уступ.

На разрезе «Ангренский» в настоящее время произошёл сход нескольких оползней. Однако развитие деформаций в районах схода оползней продолжается, несмотря на образовавшиеся пригрузки в виде тела оползня. Таки же процессы возникают и при образовании новых оползней. То есть образуется оползень, происходит его развитие, трещины отрыва раскрываются и при этом параллельно образуется еще более мощный оползень.

Для безопасного ведения горных работ потребовалось изучение этих процессов в сочетании с конфигураций бортов разреза.

Физико-механические свойства пород и физические параметры для исследования получены на основе анализа материалов старых отчетов и публикаций, так как, к сожалению, в более ранний период никаких исследований в этой области на разрезе не проводилось [1, 2].

Порода Тип Мощность, м

Глина серая 3 12

Галечник/лес 1 32

Известняк 4 10

Глина серая 3 28

Известняк 4 15

Каолин 5 43

Каолин/Уголь 7 41

Итог 181

Расчет устойчивости проводился по методике, предложенной ВНИМИ, - «Откос на слабом основании», по которой производится расчет с автоматизацией вычислений по программе slabmp.

Приведение слоистого массива к однородному массиву осуществляется по известной методике ВНИМИ, реализованной в программе [2]:

Приведение плотности получают путем усреднения по формуле:

Рр =

Рт + Рт + ... + Рт

11 2 2 п п

т, + т + т

12 п

г=1 п

(1)

Приведение сцепления выполняют в два этапа.

п

ЕЕ к1 .,

Кср =

Е ^

к =

к

1 + ^К^п )

(2)

где К - сцепление для ьго слоя, определяемое по значению К0 «в куске». Приведение угла внутреннего трения определяется выражением (градусы):

( п \

Е 1

Рср = агсгё

Е ь

(3)

Итоговые - расчетные значения характеристик:

Хер

К =

Рр =

Г>ЯРсР Л V KЬ у

(4)

Результаты приведения к массиву механических свойств пород слагающих борта и основания показаны в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Свойства пород борта

Свойство Нерабочий борт Рабочий борт

Сухо Влажно Сухо Влажно

Р, кг/м3 2485,9 2485,9 2485,9 2485,9

К, МПа 0,219 0,186 0,23 0,195

Р, ° 31,61 27,55 32,81 28,65

=1

г=\

1=1

V

/

Свойство Нерабочий борт Рабочий борт

Сухо Влажно Сухо Влажно

Р, кг/м3 2600 2600 2600 2600

К, МПа 0,137 0,116 0,144 0,122

Р, ° 24,48 21,1 24,5 22

Далее приведены основные алгоритмы, реализованные в программе slabmp для исследования борта на слабом основании.

Базовая расчетная схема и ее параметры представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Призма сдвижения откоса на слабом основании

Наклоны плоскости скольжения в конечных точках дуги, ее верха и основания, радиус дуги и ее координаты:

£ = 45°-Р, о = 45° +Р

Н

к

н 90 = 2 — tgо

хп = хв + 2

Ур

СОВ в- С08Ю

Уп = Н - Н 90 -- Я =

хь = хв -Я^то-81пв) в = о-р £=в Х0 = хь - Я^тв У0 = Я^в

хь - Ь 2

Я =

0

хь - х1

81П £

У1 = Я С08 £

(5)

Схема имеет два независимых параметра а и Ь, подбором которых находится минимум коэффициента запаса устойчивости п.

Нагрузки на элемент дуги плоскости скольжения

dq = у-Ау ■ dx,

йС = dq 8т (, dT = dq 008 (■ 1%р.

89

2

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

хв =

У

х1 =

Интегральные суммы удерживающих и сдвигающих сил по методу алгебраического сложения:

a

Fy\ = Fy + FyD, q = y Ay, ® = --

2 cos®

Fy = кхЬ\ + k(L + la) + gP\ Jqcos Jdx + tgp0(Q cos m + Jqcos J3dx)

L\ L0 (7)

FyD = T\+ tgp\ ■ N\ + To +1® • cos(m + в3) + tgp0(l® • sin(m + в3) + N0) Fc = | q sin Jdx + Q sin m + J q sin Jdx.

L\ L0

Для верхней и нижней дуг плоскости скольжения, уравнение дуги и угла наклона имеют вид:

x - x

y = yc-RcosJ sin J = —-°

R (8)

x- x

y = y - RjCosJj sin J = ■ 1

Нормальные и касательные силы по двум дугам плоскости скольжения выражаются: на нижней дуге: ¿1= К^р, (-е1<в< е)

N = ^^ | + ^ )д.

T = RJ J cos(J + вj )dJ,

L\

на верхней дуге: dl= Rgdfi, (в<Р<т).

N0 = R0 J J sin( J + ej dJ.

(9)

(10)

Т = К 310С8(Д + е} уд

10

Величина тектонического напряжения

ах =&т + 7' Н • либо

ат + 7' 50 'Х = 2.57' 50.

7 = р • g = 2485.9 • 9.81 = 24387«/м3,

^ 0.27

г =-=-= 0.315. тогда:

1 0.73

аТ = 24387(125 -15.75) = 2.664-106Па = 2.66МПа. (11)

С применением программного комплекса Solidworks исследовалось распределение тектонического напряжения за плоскостью скольжения призмы сдвижения борта, рисунок 2.

При этом установлено, что за плоскостью скольжения призмы сдвижения форма эпюры тектонических напряжений может быть принята линейной, с максимальной погрешностью 9%.

Рис. 2. Распределение тектонических напряжений за плоскостью скольжения призмы сдвижения

Результирующая тектонической силы и ордината точки ее приложения определяются выражениями:

/т = (ак +а0) Н /2

Н а (12)

¥т = Н (1 + ( )

3 ак +ао

Приведение к плоскости скольжения (по формуле для FyD, см. выше) создает дополнительный момент вращения относительно нижней точки дуги плоскости скольжения: (Д+YT), который «вращает» призму по плоскости скольжения в направлении удержания. Величину этой силы можно оценить выражением:

У +Л

4■ _ УТ ^ 41т у =-—-Л (13)

Результаты исследования устойчивости борта по фактическому положению приведены в таблицах 4, 5.

Таблица 4. Устойчивость нерабочего борта

Параметры По а, м Ь, м Оо, МПа Ок, МПа П Пос ас, м Пс

Сухой 1,182 1 98 0,49 2,72 1,127 1,682 1 1,17

Влажный 0, 93 1 93 0,49 2,72 0,963 1,436 18 0,85

Таблица 5. Устойчивость рабочего борта

Параметры По а, м Ь, м Оо, МПа Ок, МПа П Пос ас, м Пс

Сухой 1,187 1 92 0,49 2,72 1,161 1,779 1 1,171

Влажный 0,965 1 88 0,49 2,72 0,991 1,476 5 1,002

Как видно из полученных результатов, при фактической конфигурации борта находится в предельно устойчивом положении, при сухих породах. При обводнении массива устойчивость бортов резко снижается, и борта теряют свою устойчивость. При тех же исходных данных были проведены расчёты при прямолинейном и ступенчатом профилях бортов. Полученные результаты при прямолинейном профиле карьера приведены в таблицах 6 и 7, а ступенчатого профиля в таблицах 8 и 9.

Параметры По а, м Ь, м во, МПа вк, МПа П

Сухой 1,0973 1 100 0,713 2,86 1,063

Влажный 0,932 1 105 0,713 2,86 0, 81

Таблица 7. Устойчивость рабочего борта

Параметры По а, м Ь, м в0, МПа вк, МПа П

Сухой 1,23 1 101 0,713 2,86 1,074

Влажный 1,19 1 110 0,713 2,86 0, 9

Таблица 8. Устойчивость нерабочего борта ступенчатого профиля

Параметры По а, м Ь, м во, МПа вк, МПа П

Сухой 1,2973 1,5 103 1,218 2,7 1,22

Влажный 1,1932 1,5 115 1,218 2,7 1,181

Таблица 9. Устойчивость рабочего борта

Параметры По а, м Ь, м во, МПа вк, МПа П

Сухой 1,289 1,5 103 1,213 2,7 1,21

Влажный 1,1818 1,5 115 1,213 2,7 1,19

На основании полученных результатов расчетов устойчивости бортов, можно сделать вывод, что наиболее устойчивым, даже при обводненных породах, является ступенчатый профиль бортов разреза [4].

На основании исследований моделей и расчетов выявлено, что действие тектонических сил происходит до образования подвижек. Они являются одной из основных причин образования плоскостей скольжения и дальнейшего развития деформаций массива. После начала подвижек тектонические силы перераспределяются вглубь массива за плоскость сдвижения и дальнейшая деформация оползневых участков происходит уже за счет веса пород между плоскостью сдвижения и поверхности откоса.

Вследствие наличия слабого основания, образовавшаяся призма обрушения, в связи с отсутствием сил сцепления, своим весом деформирует слабое основание. Поэтому плоскости сдвижения выходит за нижнюю бровку борта на величину Ь, вследствие деформации пород на этом участке происходит дальнейшее развитие оползня.

Наличие пригрузки на этом участке в виде внутреннего отвала частично стабилизирует оползень и исключает возможность его мгновенного схода.

В процессе развития деформаций, так как горизонтальные напряжения, в сочетании с другими факторами создают условия для развития новых плоскостей скольжения, образуются новые трещины отрыва. Таким образом, за первоначальной призмой обрушения возникает система вторичных плоскостей скольжения.

При отсутствии горизонтальных тектонических сил происходит объединение нескольких плоскостей скольжения, что создает условия к увеличению верхней площадки призмы обрушения «а», это приводит к относительной стабилизации массива.

Таким образом объясняется возникновение оползневых явлений в массиве с относительно небольшими углами откосов уступов.

Однако по мере увлажнения массива в местах образования плоскостей скольжения происходит процесс дальнейшего деформирования пород, вплоть до схода призмы обрушения.

В связи с этим необходимо принять меры по уменьшению горизонтальных составляющих напряжений и осушению приконтурного массива.

Литература

1. Гальперин А. М. Геомеханика открытых горных работ. М: Издательство МГГУ, 2003.

2. Цитович Н. А. Механика грунтов. Изд. Москва, Высшая школа, 1983.

3. Общие правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях; ВНИМИ. Л., 2011.

4. Раимжанов Б. Р., Морозов В. В., Бекмурзаев Б. Б. Исследование устойчивости бортов разреза Ангренский. Жур. Горный Вестник. Узбекистан. № 3, 2013.

Современное экономическое состояние ЕАЭС: перспективы развития организации Гапонов А. В.

Гапонов Артем Вячеславович / Gaponov Artem Vyacheslavovich — аспирант, кафедра международных экономических отношений, экономический факультет, Российский университет дружбы, народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье будет описано современное экономическое состояние интеграционной организации ЕАЭС. Будут затронуты положительные и отрицательные факторы взаимодействия стран данной организации и проведен поверхностный анализ действия ЕАЭС на международном пространстве. Помимо прочего, будут рассмотрены основные перспективы развития ЕЭАС в контексте современного экономического развития.

Ключевые слова: ЕАЭС, Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, интеграция, товарооборот, экономическое сотрудничество.

Предпосылкой создания ЕАЭС, которая существует на данный момент, является интеграционная модель сотрудничества в лице ЕврАзЭс. Идея о создании общей интеграционной модели между Россией и странами бывшего СССР появилась давно. В 2001 году была создана ЕврАзЭс. Изначально в её состав входили1:

- Россия;

- Беларусь;

- Казахстан;

- Кыргызстан;

- Таджикистан.

В 2006 году Узбекистан вступил в ЕврАзЭс, однако спустя два года приостановил сотрудничество. С вступлением в силу договора от 1 января 2015 года, когда ЕврАзЭс была преобразована в ЕАЭС, возрос авторитет интеграционной организации, чем объясняется желание многих государств материка вступить в её ряды для улучшения интеграции между странами-участницами ЕАЭС.

Таким образом, на данный момент существует несколько категорий государств, которые либо уже являются членами ЕАЭС, либо изъявили своё желание вступить в объединение:

1. Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

2. Египет, Таиланд, Иран, Сингапур, Пакистан, Израиль, Индия, КНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая ситуация, которая с каждым годом ставит все больше проблем для авторов мировой арены, побуждает создавать в отдельных регионах интеграционные модели взаимодействия. Одной из таких интеграционных организаций является ЕАЭС, созданная на постсоветском пространстве.

Главными целями данной организации являются:

• создание интеграционного пространства, в котором будет обеспечиваться свобода движения товаров государств, входящих в объединение, и услуг, рабочей силы и капитала;

• обеспечение проведения согласованной и единой политики в различных областях экономики;

• обеспечение всесторонней модернизации и укрепление конкурентоспособности национальных экономик;

• создание благоприятных условий для развития уровня жизни населения.

Исходя из экономических положений договора о создании ЕАЭС, разделение общего макроэкономического эффекта от интеграции подразделяется на несколько пунктов [2]:

• снижение ценовой категории товаров путем уменьшения издержек на услуги перевозов сырья или же, наоборот, на экспорт своего готового товара;

• стимулирование «здоровой» конкуренции на взаимном рынке организации и путем удерживания равного экономического уровня развития;

• с помощью игроков международного сообщества, увеличивается конкуренция на общем рынке стран-членов Таможенного Союза;

1 http://mg1mo.ru/files2/y11_2014/262142Ла^Ьпуак_(^.р(К

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.