Научная статья на тему 'Оценка устойчивости консалтинговых компаний'

Оценка устойчивости консалтинговых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ФАКТОРЫ / ИНДЕКС / CONSULTING / STABILITY / FACTORS / INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль-нсур Д. А.

В статье представлены направления деятельности консалтинговых организаций и система показателей деятельности. Предложен обобщенный показатель эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STABLITY OF CONSULTING COMPANIES

This article presents directions of activities of consulting companies and the system performance. It is offered the generalize indicator of efficiency.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивости консалтинговых компаний»



ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

\

УДК 338.984

Д.А. Аль-Нсур

аспирант,

НО У «Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ КОНСАЛТИНГОВЫХ КОМПАНИИ

Аннотация. В статье представлены направления деятельности консалтинговых организаций и система показателей деятельности. Предложен обобщенный показатель эффективности.

Ключевые слова: консалтинг, устойчивость, факторы, индекс.

D.A. Al-Nsur, Moscow International higher business school MIRBIS

EVALUATION OF STABLITY OF CONSULTING COMPANIES

Abstract. This article presents directions of activities of consulting companies and the system performance. It is offered the generalize indicator of efficiency.

Keywords: consulting, stability, factors, index.

Понятие «консалтинг» может быть определено как профессиональная помощь организации со стороны в достижении поставленных целей, так и подфункция управления через консультирование в структуре самой организации. Российское рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») определяет консалтинговую деятельность как «деловые услуги по предоставлению независимых советов и рекомендаций по развитию/изменению бизнеса клиента» [10].

Европейская федерация ассоциаций консультантов по управлению (FEACO) консультационные услуги делит на восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление персоналом, маркетинг, производство, информационные технологии, специализированные услуги. В свою очередь, деятельность консалтинговых компаний в России сегментируется по следующим направлениям:

- финансовый консалтинг;

- налоговый консалтинг;

- юридический консалтинг и услуги;

- оценка и стоимостное консультирование;

- консалтинг в управлении персоналом;

- консалтинг в области производства;

- стратегический консалтинг;

- консалтинг в области маркетинга;

- ИТ-консалтинг.

По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в структуре выручки рынка консалтинговых услуг наибольшую долю составляет ИТ-консалтинг (до 57%), далее идет финансовый консалтинг и оценка (до 18%), налоговый и юридический кон-

салтинг (до 14%). Аутсайдерами являются консалтинговые услуги в области производства (4%) и управления персоналом (2%) [7].

В специфике деятельности финансового консалтинга можно выделить такие основные направления, как анализ капиталовложений; организация системы бухгалтерского или управленческого учета; управление капиталом, исследование вопросов инвестиционной и операционной эффективности.

Европейская федерация ассоциаций консультантов по управлению (БЕЛСО) не выделяет консультационные услуги в области юридического консалтинга в отдельную группу. Но на фоне усиления административного давления, роста требования законодательства, востребованность этого вида услуг сформировала в России отдельный сектор в структуре консалтинговой деятельности.

Налоговый консалтинг в России обладает своей спецификой. В условиях дефицита бюджета, секвестирования бюджетных расходов, усиления внимания к сделкам с аффилированными зарубежными компаниями инициирует спрос на услуги юридического консалтинга.

Эти тенденции подтверждаются и результатами рэнкинга рейтингового агентства ЯЛЕХ («Эксперт РА»): выручка в сегменте налогового консалтинга в 2014 году составила 7,4 млрд рублей, а в сегменте юридического консалтинга - 6 млрд рублей; что составило прирост 2% и 15% соответственно, по сравнению с предыдущим периодом [7].

Менее востребованы в России такие сегменты, как стратегический и маркетинговый консалтинг, консалтинг в области управления персонала. Так, суммарная выручка компаний в сфере стратегического и маркетингового консалтинга по итогам 2014 года составила 4,7 млрд рублей, что по сравнению с 2013 годом характеризуется как падение на 28% [7].

Сегмент ИТ - консалтинга занимает наибольшую долю на рынке консалтинговых услуг. ИТ-сфера во многом определяет развитие бизнеса. Каждая трансформация в управлении влечет за собой поправки в ИТ-системе. В современных условиях ИТ являются источником конкурентных преимуществ.

Основные направления ИТ-консалтинга можно определить следующими четырьмя группами услуг:

- построение процессов управления ИТ-сервисами;

- проведение ИТ-аудита;

- разработка ИТ-стратегии;

- консультирование при внедрении бизнес-приложений.

Консалтинг в области построения процессов управления ИТ-сервисами направлен на автоматизацию процессов принятия управленческих решений, в том числе управление уровнями обслуживания и финансами, управление непрерывностью предоставления услуг. В свою очередь, проведение ИТ-аудита помимо непосредственно аудита самой системы включает аудит процессов управления ИТ-службы и ее структуры, аудит систем безопасности и резервирования данных. К предмету разработки ИТ-стратегии относится реорганизация ИТ-системы, оптимизация затрат, бюджетирование

и инвестирование в ИТ-систему. Поставка и внедрение программного обеспечения, инфраструктурных решений сопровождается обучением пользователей и технической поддержкой.

Разнообразие задач определяет разнообразие инструментов и приемов, используемых консультантами, а также разнообразие форм сотрудничества между консультантами и клиентами [6].

В условиях ухудшения экономической коньюктуры, сохранения высокого уровня неопределенности, диспаритета между доходностями инвестиций в реальные для консалтинговых компаний наиболее острой проблемой является сохранение устойчивости деятельности.

Очередной ежегодный рэнкинг ведущих консалтинговых групп, подготовленный рейтинговым агентством ЯЛЕХ («Эксперт РА»), выявил снижение базовых показателей. Так, прирост суммарной выручки крупнейших консалтинговых групп - участниц рэнкинга по итогам 2014 года составил, по сопоставимым данным, 9%, а ее совокупный объем достиг 116,4 млрд рублей. Это меньше показателя 2013 года (+14%) и ниже инфляции (11,4%, по данным Росстата).

По определению Е.В. Корчагиной: «Устойчивость хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность отдельных, единичных и частных равновесий» [4].

То есть устойчивость можно характеризовать, как стремление организаций сохранить достигнутый уровень деятельности, получить конкурентные преимущества, укрепить свой экономический потенциал, противостоять негативному воздействию внешней среды и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. А эффективность управленческих решений определяется надежностью и своевременностью предоставления информации об устойчивом состоянии компании [3].

Оценивая специфику деятельности консалтинговых организаций можно выделить два наиболее существенных обстоятельства, влияющих на функционирование бизнеса:

- институциональная неопределенность, которая вытекает из отсутствия формальных институциональных стандартов, например, стандарт на услуги (продукт) консалтинговой компании;

- трансакционная неопределенность, которая вытекает от конфиденциальности информации, неосязаемости услуг (продукта), взаимосвязи и взаимодействия консультантов и консультантов и клиентов [8].

В свою очередь, независимо от сегмента консалтинговой деятельности, управление консалтинговой компании зависит главным образом от двух ключевых факторов: степени адаптивности самой компании и степени взаимодействия с заказчиками. Важным моментом является и индивидуальность производимых консалтинговыми компаниями услуг, а также высокое значение деловой репутации на рынке. Последнее принципиально как в силу высокого значения доверия к консалтинговой фирме уже на стадии выбора клиентом потенциального консультанта, так и в силу того, что ошибка или недобросовестность в оказании отдельной консалтинговой услуги может стать причиной формирования негативного представления о компании.

Независимо от сегмента консалтинговой деятельности, компании сильно зависимы от клиентов и от работников. В связи с чем, консалтинговая компания вынуждена активно конкурировать на двух рынках одновременно: «на выходе» - рынок своих услуг, а «входе» - рынок своих производственных ресурсов, профессиональной рабочей силы. Эта необходимость создает особую проблему структурирования и управления в консалтинговой компании.

Для оценки стабильности функционирования предлагается использовать ряд экономических показателей, характеризующих состояние деятельности. К основным и наиболее общим показателям деятельности консалтинговой компании следует отнести уровень рентабельности, показатель финансовой устойчивости, текучесть кадров.

Рентабельность деятельности консалтинговой компании зависит от большого количества факторов: уникальности консалтингового продукта, уровня затрат, наличия опыта в предоставлении этого вида услуг, платежеспособности заказчика и многого другого.

К специфике бизнеса относится и структура затрат. Так, консалтинговые компании вынуждены инвестировать значительные средства в обучение сотрудников, развитие товарного знака или укрепление взаимоотношений с клиентами, в создание внутренних банков данных. В тоже время в данных компаниях, как правило, не используется специальное оборудование, нет потребности в высококачественном сырье. Поэтому любое снижение затрат в условиях падения рентабельности является крайне болезненным. Вопросы экономии сосредотачиваются, в первую очередь, на административно-хозяйственных расходах.

Следует отметить, что рентабельность проектов и рентабельность деятельности самой компании - это принципиально разные вещи. На практике рентабельность проектов должна составлять около 30-50%, в то время как рентабельность самой компании может быть в интервале 15-20%.

Временной период работы над проектами, особенно в сфере ИТ-консалтинга, может занимать в среднем - от шести месяцев для более простых решений (например, моделирование) и до 18 месяцев - для комплексных решений в области управления. В расчетах с клиентами, таким образом, увеличивается временной лаг и превалирует на стадии проектирования дебиторская задолженность. На этом фоне важным фактором сохранения устойчивости является наличие собственных финансовых ресурсов.

Особое место в деятельности консалтинговой компании занимает персонал. Во-первых, работники обладают высоким квалификационным уровнем. И, во-вторых, длительное функционирование компании зависит от эффективного использования профессионализма работников.

Консультанты, как правило, обладают разносторонним практическим опытом. В свою очередь, компании-конкуренты и компании-клиенты готовы перекупать опытных специалистов консалтинговой сферы, как только они достигают определенных результатов в своей специализации. В результате, консалтинговые компании в большинстве своем сталкиваются с высоким уровнем текучести кадров. В среднем показатели теку-

чести кадров находятся в диапазоне 20-25% в год, а среднее время стажа высокопрофессионального консультанта в компании составляет порядка 2,5-3 года. Каждая компания самостоятельно определяет приемлемый для себя уровень текучести кадров. Мнения специалистов по поводу того, какой уровень считать нормальным, очень разнятся.

Для оценки устойчивости предлагается определить систему показателей и представить ее в виде общего показателя следующим образом:

Кэ = 01 х Рд + 02 х Пфу + в3 х Тк, (1)

где Кэ - обобщенный показатель эффективности;

вп - вес ключевого показателя эффективности (сумма весов равна 1);

Рд - рентабельность деятельности;

Пфу - показатель финансовой устойчивости;

Тк - показатель текучести кадров.

Для обеспечения сопоставимости показатели должны быть представлены в формате относительных величин. Рентабельность деятельности может быть представлена показателем чистой прибыли в процентах к обороту. Финансовая устойчивость может быть рассчитана как удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования деятельности. Показатель текучести кадров - как отношение разности числа уволившихся к среднесписочной численности работников.

Непосредственно факторы можно проранжировать с присвоением весового коэффициента по степени значимости. По результатам опроса представителей ряда консалтинговых компаний предлагаются следующие весовые коэффициенты:

Таблица 1 - Показатели и весовые значения для оценки устойчивости

№ п/п Наименование показателей Весовые значения

1 Рентабельность деятельности 0,38

2 Текучесть кадров 0,32

3 Показатель финансовой устойчивости 0,30

Итого 1,00

Алгоритм расчета комплексного показателя будет выглядеть следующим образом:

К = 0,38 х Рд + 0,32 х Тк + 0,30 х Пфу. (2)

Для последующего агрегирования данных необходимо выбранные величины перевести в индексы путем сравнения двух одноименных показателей, при исчислении которых следует определить числитель индексного отношения (сравниваемый или отчетный уровень) и знаменатель индексного отношения (базисный уровень, с которым производится сравнение). С помощью индексов можно проследить роль выбранных факторов при формировании показателя деятельности. В этом случае основной задачей, решаемой с помощью индексных показателей, будет характеристика общего изменения многофакторного показателя деятельности [2].

Предлагается использовать обобщающий подход путем представления индекса

как показателя среднего изменения уровня исследуемого параметра.

Так как планируется рассматривать изменения в динамике, то за базисную величину необходимо взять показатель в периоде, предшествующем отчетному. За базу сравнения могут приниматься плановые показатели, если необходимо использовать индексы как показатели выполнения плана.

Практически это может выглядеть следующим образом: Индекс рентабельности определяется по формуле:

/ (3)

р Е р £ Е Р0 £о

где П0 и П1 - чистая прибыль в базисном и отчетном периодах; Ер0£0 и Ер1£1 - оборот в базисном и отчетном периодах. Индекс текучести кадров

/ = ЕЧу^. (4)

тк ЕЧср1: ЕЧсро ' ()

где Чу0 и Чу1 - число уволенных работников в базисном и отчетном периодах;

ЕЧср0 и ЕЧср1 - среднесписочная численность работников в базисном и отчетном периодах.

Индекс финансовой устойчивости может быть представлен в виде формулы:

/ _ ^п : 0 (5)

фу Е Иф Е Ифо'

где Сс0 и Сс1 - собственные средства в базисном и отчетном периодах;

ЕИф0 и ЕрИф1 - объем источников финансирования в базисном и отчетном периодах.

Агрегирование в сводный индекс всех этих трех частных индексов можно представить в виде средней геометрической величины.

Таким образом, сводный индекс показателя деятельности будет представлен в виде формулы (5):

/д =у1/Р х /фу х /тк . (6)

Результат данного индекса позволит получить совокупный результат изменения устойчивости в деятельности компании. Если его величина превышает 1, то это свидетельствует об увеличении показателя устойчивого развития консалтинговой компании.

В дополнении необходимо заметить, что для крупной консалтинговой компании, реализующую широкую специализацию, реализация данной модели должна быть модифицирована по направлениям деятельности. Так, в частности, оценка текучести кадров не может быть построена на средней величине коэффициента. В этом случае необходим анализ по отдельным подразделениям для выявления конкретных причин, которые могут существенно различаться.

Предлагаемая модель поможет сформулировать чёткие и измеримые стратегические цели, подготовит основу для транспарентной оценки текущей деятельности.

Список литературы:

1. Васильев, Р.Б. Вопросы определения критических факторов успеха в ИТ-консалтинге / Р.Б. Васильев, Г.А. Левочкина // Бизнес-информатика. - 2014. - № 2 (28).

- С. 15-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Васнев, В. А. Статистика: учебное пособие / В.А.Васнев. - М.: Изд-во МГУП, 2001. - 170 с.

3. Кокин, А.С. Показатели устойчивости организации / А.С. Кокин, Г.Н. Яковлева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 3(1).

- С. 256-261.

4. Корчагина, Е.В. Экономическая устойчивость предприятия: виды и структура / Е.В. Корчагина // Проблемы современной экономики. - 2005. - № 3/4 (15/16). - С. 23-30.

5. Рушайло, П. Технический нокаут. Тенденции. / П. Рушайло // Коммерсант. Аудит и Консалтинг. Приложение № 202 от 02.11.2015. - С. 13.

6. Управленческое консультирование: введение в профессию / под ред. Милана Кубра. - 4-е изд. - М.: Планум, 2004. - 976 с.

7. Ханферян, В. Консультант в стране советов / В. Ханферян // Российская газета. Федеральный выпуск № 6677 (106). - 2015. - 20 мая.

8. Glückler J. Bridging Uncertainty in Management. Consulting: The Mechanisms of Trust and Networked Reputation / Johannes Glückler, Thomas Armbrüster // Organization Studies. - 2003. - № 24 (2). - P. 269-297.

9. European Federation of Management Consultancies Associations [Электронный ресурс]. - URL: http://www.feaco.org (дата обращения: 02.04.2016).

10. Эксперт РА [Электронный ресурс]. - URL: http://raexpert.ru/ratings/consulting/ (дата обращения: 02.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.