Научная статья на тему 'Оценка устойчивости государственных финансов'

Оценка устойчивости государственных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1769
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Е. А.

В статье отмечается, что основная проблема проведения полноценного финансового анализа государственных финансов заключается в отсутствии четких критериев и системы показателей, позволяющих оценить финансовое состояние государства. Основываясь на традиционной теории финансового менеджмента, предложена комплексная система показателей финансовой устойчивости государства. Проанализированы предложенные показатели в динамике развития российских государственных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка устойчивости государственных финансов»

УДК 336.14

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ*

Е. А. ЕРМАКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: eae13@mail. ru Саратовский государственный социально-экономический университет

Эффективность управления государственными финансами во многом зависит от обоснованной системы показателей, характеризующих состояние и устойчивость государственных финансов. Основываясь на традиционной теории финансового менеджмента, оценка состояния государственных финансов включает в себя два направления: оценку ликвидности и платежеспособности государства и оценку финансовой устойчивости государства. Причем оценка ликвидности и платежеспособности государства показывает состояние государственных финансов с позиции краткосрочной перспективы, а оценка устойчивости государственных финансов характеризует стабильность финансовой деятельности государства с позиции долгосрочной перспективы.

Финансовая устойчивость позволяет государству быть стабильным, эффективным и развитым, т. е. государством благосостояния. Развитие экономики является существенным признаком эффективного функционирования любой социально-экономической системы и системы благосостояния. Страна, опирающаяся на внутренние источники финансирования, имеет более устойчивые и высокие долгосрочные темпы роста. Составляющие системы взаимно поддерживают и усиливают друг друга, основные рычаги управления экономическим развитием находятся внутри страны; только при такой системе можно говорить о финансовом суверенитете страны в длительной перспективе. Развитие экономики России может быть устойчивым, если его основу

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. № 37 (517).

будет составлять внутренний спрос, создаваемый богатым собственным населением, а его финансовая система будет опираться на внутренние сбережения также собственного населения, причем благосостояние должно быть всеобщим. В свою очередь это возможно, если доходы широких слоев населения будут формироваться в секторах экономики, которые имеют высокую добавленную стоимость и ориентированы на внутренний спрос. Положительная конъюнктура сырьевых рынков и дешевые вешние финансовые ресурсы должны быть использованы для создания устойчивых, самовоспроизводящихся систем жизнеобеспечения и экономического развития России.

Для поддержания финансовой стабильности страны целесообразно придерживаться взвешенных стратегий управления долгом и наилучшей практики по управлению рисками, по осуществлению правильной политики раскрытия данных, с тем чтобы свести до минимума риски, связанные с будущими обязательствами и требованиями частного сектора, а также возможными условными обязательствами этого сектора.

Проблема государственного долга подробно обсуждается в течение значительного числа лет и на национальном, и на международном уровнях, потому что помимо доходов от налогов поступления от заимствований являются для правительств самым важным источником доходов. Государственный долг в той или иной степени затрагивает все страны: и промышленно развитые, и слаборазвитые, и развивающиеся страны. Однако государственный долг может стать и причиной экономической нестабильности, что неоднократно подтверждалось на практике многих стран.

Международные финансовые организации МБРР и МВФ и страны - члены Парижского клуба кредиторов применяют долговые индикаторы для классификации стран-дебиторов, а международные рейтинговые агентства — при оценке качества (надежности) долговых обязательств и присвоении суверенных кредитных рейтингов. В мировой практике индикаторами для оценки финансового воздействия государственного долга могут служить следующие коэффициенты, которые характеризуют:

1) непогашенный государственный долг (включая задолженность по процентам) в % к ВВП;

2) долг на душу населения, характеризующий бремя, приходящееся на каждого гражданина;

3) отношение дефицита к ВВП;

4) долю процентных платежей в ВВП;

5) долю новых заимствований в общественно-государственных расходах;

6) долю платежей по процентам в общих общественно-государственных расходах;

7) соотношение между расходами на платежи по процентам и общим количеством налоговых поступлений.

По мнению экспертов международных финансовых организаций, для обеспечения адекватной оценки финансовой устойчивости страны следует использовать все коэффициенты, анализируя их изменение в течение как минимум 4—5 лет. Если с учетом проведенных прогнозов рассчитанные значения коэффициентов признаются как опасно высокие, необходимо принятие мер, направленных на снижение соответствующих значений. В наиболее общем виде такие меры должны способствовать уменьшению зависимости национальной экономики страны-дебитора от импорта, стимулированию экспорта, улучшению условий внешних заимствований.

Важно отметить, что широко используемые в мировой практике «пороговые» значения коэффициентов являются достаточно условными индикаторами состояния внешнего долга и позволяют лишь сориентироваться в отношении того, что является приемлемым (безопасным) уровнем долга для конкретной страны: чем дальше фактические уровни показателей от этих значений, тем меньше риск возникновения в стране долгового кризиса, тем больше у страны потенциальных возможностей успешно (без ущерба социально-экономическому развитию) выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема долга перед внешними кредиторами и тем самым повысить уровень кредитных рейтингов, установленных международными агентствами.

Можно констатировать, что ни один из применяемых долговых коэффициентов не охватывает

всех аспектов долгового положения страны-дебитора и, следовательно, не может рассматриваться в качестве критерия, дающего всестороннюю (исчерпывающую) характеристику состоянию ее финансовой устойчивости. По причинам, связанным со спецификой макроэкономической ситуации и условиями обслуживания долга конкретного заемщика, опасные значения по одним из индикаторов его долгового бремени могут «сочетаться» с вполне удовлетворительными значениями по другим долговым коэффициентам.

Несмотря на то, что в России используются принятые в международной практике отдельные показатели, характеризующие состояние государственного долга, их состав нельзя назвать представительным. Для оценки финансовой устойчивости автор считает целесообразным рассчитывать и анализировать комплекс показателей, включая структурные коэффициенты состава внешнего и внутреннего долга: объемы рыночной и нерыночной долей, структуру долга по времени возникновения обязательств, по инструментам и по срокам погашения обязательств (табл. 1).

Вместе с тем удовлетворительные значения фактических и прогнозных показателей не гарантируют отсутствия долговых проблем. Некоторые страны-должники «выдерживали» имеющийся график платежей при существенном превышении «пороговых» значений по некоторым из долговых коэффициентов, другие — «срывали» график и прибегали к реструктуризации внешнего долга, далеко не дойдя до опасной черты. Практически все страны для финансирования государственных расходов привлекают заемные средства, что является источником формирования государственного долга. Причем зачастую, чем богаче страна и выше в ней уровень жизни, тем большие объемы государственного долга она имеет. И это вполне объяснимо — выполнение социальных обязательств и реализация масштабных макроэкономических программ требуют дополнительных финансов, которые не вписываются в рамки бюджетов, и привлечь их можно только на долговом рынке. Поэтому само по себе наличие госдолга в той или иной стране с этих позиций не является чем-то экстраординарным.

В последние годы у многих развитых стран показатель отношения государственного долга к ВВП увеличивается и превышает уровень 60 %, считающийся критическим для долговой устойчивости. Показатель отношения госдолга к объему ВВП страны отражает то, в какой степени соотносится долг с размерами экономики страны. Лидирует по

Таблица 1

Показатели финансовой устойчивости государства

Показатель Формула расчета Нормативное значение

Коэффициент долговой зависимости экономики Кд э = Д / ВВП, где Д — сумма долга (внутреннего и внешнего) < 0,6

Коэффициент реальной долговой зависимости экономики Кд э = Др / ВВП, где Др — сумма всех будущих обязательств по обслуживанию долга (погашение основной суммы и процентов), дисконтированных по рыночной ставке < 0,6

Коэффициент внешней долговой зависимости государства Квн г = Двн г / ВВП, где Двн г — сумма государственного внешнего долга < 0,43

Коэффициент долговой зависимости бюджета К б = Д / Р (ф), д. б ' ' пл (ф)' где Д — сумма государственного долга (внутреннего и внешнего); Рпл (ф) — общий объем расходов бюджета (плановый или фактический) < 0,3

Коэффициент долговой нагрузки бюджета К б = Дб / Р (ф), д. н. б ' 'обсл пл (ф)' где Добсл — расходы на обслуживание государственного долга (внутреннего и внешнего), предстоящие к уплате в отчетном году; Рпл (ф) — общий объем расходов бюджета (плановый или фактический) < 0,2

Коэффициент долговой внешней нагрузки К = Дб ( ) /Д, д. в. н обсл (вн) э где Д обсл — расходы на обслуживание внешнего государственного долга; Дэ — доходы от экспорта

Коэффициент долговой нагрузки гражданина К = Д / Ч, д. н. г н где Д — сумма государственного долга (внутреннего и внешнего); Ч — численность населения

Коэффициент неурегулированной задолженности К = З / ВВП, н. з пр где Зпр — просроченная задолженность по долговым обязательствам ^ 0

Коэффициент долгового предела (только для субъектов РФ и муниципальных образований) К( )=Дб - БП, д (мах) ' 'б где долг не должен превышать доходы бюджета Дб без учета безвозмездных перечислений (БП) < 1

Коэффициент предела обслуживания долга (только для субъектов РФ и муниципальных образований) К б ( ) = Д б / Рб - Р б , д. облс (мах) ' ' обсл б суб. с' где Добсл - расходы бюджета по обслуживанию долга; Рб — объем расходов бюджета; Рсуб. с - объем расходов, которые осуществляются за счет субвенций < 0,15

Источник: [2].

долговой нагрузке Япония — 230 % по отношению к ВВП, на 2-м месте Греция со 161 %, Россия в этом списке занимает 161-е место (из 168 стран) с показателем 9,6 % (табл. 2, рис. 1).

На одного россиянина в 2011 г. приходилось 1 247 долл. государственного долга (рис. 2). Уровень госдолга в России не слишком высокий, что связано с тем, что государство не испытывает необходимости в привлечении денежных ресурсов при сохранении благоприятной мировой ценовой конъюнктуры и продолжающейся сырьевой зависимости экономики [1].

Наибольшая сумма государственного долга на одного жителя приходится в Японии — 105,5 тыс. долл. Данный пример является наглядной иллюстрацией того, что большой государственный долг для страны не является однозначным свидетельством проблем и многое зависит от способности экономики государства платить по долгам и от возможностей привлекать новые кредиты. Кроме

того, на мировом уровне работает принцип too big to fall (слишком большой, чтобы упасть), когда способность платить по долгам в большей степени проблема кредиторов, а не должников.

Подобное наблюдается и в США, занявших в рейтинге 3-е место вслед за Ирландией: на одного американца приходится 49,8 тыс. долл. госдолга страны.

Важно отметить, что отсутствие госдолга совсем не всегда свидетельствует об успешности страны, скорее наоборот: на Мадагаскаре на 1 чел. приходится 26 долл. госдолга, в Либерии — 41 долл. Низкий госдолг в этих странах связан со слабостью их экономик, не имеющих больших возможностей по привлечению заемных средств.

Важной особенностью экономики России является ускорение роста совокупного национального долга России, включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерези-

Таблица 2

Показатели долговой нагрузки в 2011 г.

Страна % к ВВП Долг на одного жителя, долл. на 1 чел. Место по отношению долга к ВВП

Япония 229,8 105 512 1

Греция 160,8 43 536 2

Италия 120,1 43 559 7

Ирландия 105 49 865 10

США 102,9 49 808 11

Исландия 99,2 42 737 13

Франция 86,3 37 962 19

Канада 85,0 42 846 20

Великобритания 82,5 31 837 22

Германия 81,5 35 652 24

Испания 68,5 22 157 45

Индия 68,1 945 46

Нидерланды 66,2 33 351 47

Бразилия 66,2 8 464 48

Китай 25,8 1 399 131

Россия 9,6 1 247 161

Среднее значение по миру (168 стран) 49,8 8 284 -

Источник: авторская разработка на основании данных рейтинга стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 г. URL: http://ria. ru/research_rating/20120529/659910452.html.

Предельный уровень — 60%j

среднее по миру

Китай Индия Россия Исландия Сингапур Ирландия Канада Франция Нидерланды Германия Великобритания Испания Бразилия Ливан Греция Италия США Япония

Источник: авторская разработка на основе данных рейтинга стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 г URL: http://ria. ru/research_rating/20120529/6 59910452.html.

Рис. 1. Государственный долг стран по отношению к ВВП, %

дентами. Совокупный внешний долг РФ, включая корпоративные долги (500 млрд долл.), — около 30 % ВВП, что практически на 98 % сопоставимо с объемами международных валютных резервов РФ. Сумма долгов российских корпораций превышает объем золотовалютных резервов страны. При этом в общем объеме корпоративной задолженности

велика доля компаний и банков, где значительная часть акций принадлежит государству. В результате, российский корпоративный долг в своей значительной части является квазигосударственным, поэтому определенные финансовые затруднения могут принести серьезные неприятности государственным финансам. Из суммарной внешней задолженности частного сектора около половины приходится на 28—30 крупнейших компаний. Наблюдаемый рост корпоративного внешнего долга ухудшает международную инвестиционную позицию России и увеличивает риски трансграничного характера.

Объем государственного долга России составляет около 5,5 трлн руб., в том числе государственный внутренний долг — 4 190,45 мрлд руб. (по состоянию на 01.01.2012), государственный внешний долг (по состоянию на 01.06.2012) — 41,6 млрд долл. (эквивалентно 1,2 трлн руб.). В перспективе планируется ежегодный рост объема государственного долга до 12 трлн руб., или 17 % ВВП к концу 2014 г. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн руб., внутренних — в 2,8 раза, достигнув почти 10 трлн руб. (рис. 3).

Среднее по миру Китай Индия Россия Исландия Ирландия Канада Франция Нидерланды Германия Великобритания Испания Бразилия Греция Италия США Япония

] 1 399,00 ] 945,00

51,00

652,00

31 83 7,00

22 157,00

Источник: авторская разработка на основе данных рейтинга стран по уровню долговой нагрузки по итогам 2011 г. URL: http://ria. ru/research_ratmg/20120529/659910452. html.

Рис. 2. Государственный долг на одного жителя, долл. на 1 чел.

25%

20

PC

ра

■Я о

15

10

23.2%

3 166

779

14.2%

2 201

875

9,0%

1 371

1 065

7.2%

6.5%

1 102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 301

1 192

1 500

8.3%

1 138

2 095

9.3%

11 j2%

1 21К

2 940

1242

4 732

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Внешний долг, долларовый эквивалент, млрд руб.

Внутренний долг, млрд руб.

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.

Рис. 3. Динамика объема государственного долга России (2004—2014 гг.)

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, значения показателей долговой устойчивости, оцениваемых Минфином

России, находятся вне опасных зон (табл. 3).

Результаты расчетов и сравнительная динамика основных показателей устойчивости государственных финансов на примере России представлены на рис. 4.

Можно наблюдать высокие темпы роста не только самого государственного долга, но и расходов на его обслуживание: по сравнению с 2008 г. в 2011 г. расходы на обслужи -вание государственного долга России выросли в абсолютном выражении в 2,3 раза, или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам бюджета. При этом коэффициент долговой зави -симости рассчитан как отношение совокупного (всех публично-правовых образований) государственного долга (внутреннего и внешнего) к общему объему расходов консолидированного бюджета России (он показывает долю расходных обязательств, финансируемых за счет привлеченных источников). Данный показатель не должен превышать 0,3. В то же время в 2001 г. отмечалось небольшое его превышение, хотя и не такое значительное, как в 2005 г., что является негативной тенденцией. Остальные же анализируемые показатели не выходят за установленные критические нормативные значения. Вместе с тем настораживает рост показателей долговой нагрузки бюджета и долговой зависимости экономики и бюджета.

Кроме того, в кризисный период 2009-2010 гг. темпы роста государственного долга опережали темпы роста ВВП (рис. 5). Однако если такая тенденция может быть оправдана в кризисные годы, то существенно больший рост государственного долга в 2011 г., который нельзя назвать кризисным, вызывает опасения и является индикатором

14.1? < 1 4 87

6 627

1" 77К

8 467

17,0% 1 974

9 977

I

8 284,00

1 247,00

42 737,00

49 865,00

42 846,00

8 464,00

43 536,00

43 559,00

49 808,00

20 000,00

40 000,00

60 000,00

Таблица 3

Плановые показатели долговой устойчивости России, %

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Пороговое значение

Отношение государственного долга России к ВВП 9,6 14,1 16,1 17,0 25

Доля расходов на обслуживание государственного долга России в общем объеме расходов федерального бюджета 3,2 3,6 4,0 4,5 10

Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга России к доходам федерального бюджета 8,2 9,7 10,4 11,8 10

Отношение государственного долга России к доходам федерального бюджета 58,0 76,3 87,7 94,5 100

Отношение государственного внешнего долга России к годовому объему экспорта товаров и услуг 8,7 10,9 12,5 13,2 220

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга России к годовому объему экспорта товаров и услуг 0,6 0,6 0,6 0,7 25

Источник: Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.

0,7п 0,6 -0,5 -0,4 0,3 0,2 -0,1 -0

S

ж

0,3

m N м CD О О о" о" о"

<N ГП О О

£ZZ

0,2 и

У в

Коэффициент Коэффициент внешней Коэффициент Коэффициент

долговой зависимости долговой зависимости долговой зависимости долговой нагрузки экономики государства бюджета бюджета

□ 2005 I

□ 2006 I

□ 2007i

□ 2011 г.

Норматив

Источник: рассчитано на основе статистической и оперативной информации Министерства финансов РФ (URL: http://minfin. ru) и Федеральной службы государственной статистики (URL: http://www. gks. ru).

Рис. 4. Динамика основных показателей устойчивости государственных финансов

121

127

126

155

120

98

77 79

112

129

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

_ Темпы роста госдолга И Темпы роста ВВП Рис. 5. Темпы роста ВВП и государственного долга России (2005—2011 гг.), %

нарушения финансовой устойчивости государства.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012—2014 годы государственная политика в области государственного долга России направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований. Одновременно будет решаться задача совершенствования системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

Список литературы

1. Ермакова Е. А. Формирование нефтегазовых доходов России: налоговый аспект // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 9.

2 . Ермакова Е. А. Основы государственного финансового менеджмента в России. Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.