Научная статья на тему 'Оценка условий развития человеческого потенциала через призму развития здравоохранения как фактора уменьшения дифференциации регионального развития в России'

Оценка условий развития человеческого потенциала через призму развития здравоохранения как фактора уменьшения дифференциации регионального развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / НЕРАВЕНСТВО / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ НЕРАВЕНСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / DIFFERENTIATION OF THE LEVEL OF REGIONAL DEVELOPMENT / INEQUALITY / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / HUMAN DEVELOPMENT INDEX TAKING INTO ACCOUNT INEQUALITY / HUMAN POTENTIAL / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федонина Оксана Васильевна

В настоящей статье проведен статистический обзор показателей, отражающих состояние сферы здравоохранения Республики Мордовия как ключевой характеристики отражающей состояние человеческого потенциала региона. Отмечено, что дифференциация уровней регионального развития определенная норма. Однако существует определенный уровень неравенства, после которого оно становится проблемой, и основная задача государственного регулирования заключается в недопущении аномально высокой территориальной дифференциации. Человеческий потенциал является движущей силой прогресса, при этом, только высокий уровень развития здравоохранения сможет обеспечить его стимулирование. В статье обозначены основные проблемы в области здравоохранения и пути нейтрализации выявленных угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF HUMANDEVELOPMENT CONDITIONSTHROUGH THE PRISM OF HEALTH DEVELOPMENT AS A FACTORIN REDUCING REGIONALDEVELOPMENT DIFFERENTIATION IN RUSSIA

This article provides a statistical review of indicators reflecting the state of the healthcare sector of the Republic of Mordovia as a key characteristic reflecting the state of the region’s human potential. It is noted that the differentiation of levels of regional development is a certain norm. However, there is a certain level of inequality, after which it becomes a problem, and the main task of state regulation is to prevent anomalously high territorial differentiation. Human potential is the driving force behind progress, and only a high level of health development can ensure its stimulation. The article outlines the main problems in the field of health and ways to neutralize the identified threats.

Текст научной работы на тему «Оценка условий развития человеческого потенциала через призму развития здравоохранения как фактора уменьшения дифференциации регионального развития в России»

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК ФАКТОРА УМЕНЬШЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

ASSESSMENT OF HUMAN DEVELOPMENT CONDITIONS THROUGH THE PRISM OF HEALTH DEVELOPMENT AS A FACTOR IN REDUCING REGIONAL DEVELOPMENT DIFFERENTIATION IN RUSSIA

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-260-269 ФЕДОНИНА Оксана Васильевна

Доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», к.э.н. Oksana V. FEDONINA

Associate Professor of the department Theoretical Economics and Economic Security, Ogarev Mordovia State University, PhD in economics

Аннотация В настоящей статье проведен статистический обзор показателей, отражающих

состояние сферы здравоохранения Республики Мордовии как ключевой характеристики, отражающей состояние человеческого потенциала региона. Отмечено, что дифференциация уровней регионального развития - определенная норма. Однако существует определенный уровень неравенства, после которого оно становится проблемой, и основная задача государственного регулирования заключается в недопущении аномально высокой территориальной дифференциации. Человече-

ский потенциал является движущей силой прогресса, при этом только высокий уровень развития здравоохранения сможет обеспечить его стимулирование. В статье обозначены основные проблемы в области здравоохранения и пути нейтрализации выявленных угроз.

Abstract This article provides a statistical review of indicators reflecting the state of the

healthcare sector of the Republic of Mordovia as a key characteristic reflecting the state of the region's human potential. It is noted that the differentiation of levels of regional development is a certain norm. However, there is a certain level of inequality, after which it becomes a problem, and the main task of state regulation is to prevent anomalously high territorial differentiation. Human potential is the driving force behind progress, and only a high level of health development can ensure its stimulation. The article outlines the main problems in the field of health and ways to neutralize the identified threats.

Ключевые слова Дифференциация уровня регионального развития, неравенство, индекс человеческого развития, индекс человеческого развития с учетом неравенства, человеческий потенциал, здравоохранение.

Keywords Differentiation of the level of regional development, inequality, human development

index, human development index taking into account inequality, human potential, health care.

Одной из основных проблем устойчивого развития становятся возрастающие масштабы пространственной дифференциации, усиление социально-экономического неравенства в развитии территорий [3]. Различия проявляются в валовом региональном продукте, экономическом развитии, уровнях жизни населения, диспропорциях в бюджетной обеспеченности регионов. Такие тенденции прослеживаются на различных территориальных уровнях стран, регионов и муниципальных образований.

Объектом исследования является дифференциация уровня регионального развития как фактор, тормозящий экономический рост в контексте оценки человеческого потенциала территории.

Методологические основы исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция и др.) и специальные методы (наблюдение экономических показателей и сравнение их с соответствующими значениями).

Уровень развития экономики страны в целом определяется состоянием социально-экономического развития ее субъектов, которое во многом зависит от пространственного расположения и имеющихся ресурсов. Так, теория П. Кругмана опирается на идею о том, что региональная дифференциация непосредственно связана с наличием конкурентных преимуществ территорий [17]. Соответственно, детерминанты развития региона:

■ факторы «первой природы»: природные ресурсы и выгодное географическое положение (способствуют формированию конкурентных преимуществ и снижению транспортных издержек);

■ факторы «второй природы»: человеческий потенциал, агломерационный эффект и институциональная инфраструктура.

Для современной постиндустриальной эпохи характерны в большей степени факторы «второй природы».

Кроме того, необходимо отметить, что определенную роль в степени неравенства развития регионов играет прогнозируемость тех или иных процессов как эндогенного, так и экзогенного характера. К таким можно отнести, несомненно, пандемию COVID-19, которая несет отрицательный внешний эффект.

Стоит отметить, что устранить полностью неравенство развития регионов невозможно и, по моему мнению, это является нецелесообразным. Абстрактное равенство в условиях современной экономики будет означать потерю конкурентоспособности экономики, приведет к отсутствию стимулов развития. Однако существует определенный уровень неравенства, после которого оно становится не только экономической, но и политической проблемой, и основная задача государственного регулирования заключается в недопущении аномально высокой территориальной дифференциации [2, с. 217].

Современный уровень развития регионов Российской Федерации характеризуется высокой степенью дифференциации. По ключевым индикаторам - состояние бюджета региона и бизнеса, благосостояние население - продолжает существовать разрыв в уровне развития регионов с высоким и низким темпами.

Условно можно выделить тип успешного региона: обязательное наличие либо сырьевой или институциональной ренты, либо высокодиверсифицированного обрабатывающего сектора (в том числе обрабатывающего добываемое в регионе сырье). Наличие природных, производственных, ресурсов, а также высокоплатежеспособного населения способствует высокой активности, повышает привлекательность региона для инвесторов. Для региона характерен высокий уровень индекса человеческого развития. Индекс человеческого развития (ИЧР) используется для того, чтобы выявить, насколько уровень данного показателя отличается между странами, находящимися на разном уровне развития (развитые, развивающиеся и недостаточно развитые страны). Также используется для оценки проводимой государством социально-экономической политики и ее воздействия на качество жизни [4].

Тип отстающего региона: отсутствие ренты, слабый корпоративный сектор, зависимость регионального бюджета от финансирования из «центра», отток населения в более развитые регионы [8, с. 121]. Такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы, но обычно в течение короткого промежутка времени. Наличие большого количества таких регионов оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики и других регионов.

ИЧР с учетом неравенства (ИЧРН) рассматривает дифференциацию с позиции гендерной принадлежности, диспропорций в доходах и места жительства. Данное негативное социально-экономическое явление является опасным, так как может стать источником девиантного поведения населения, тем самым замедлить развитие человеческого потенциала. О равенстве в стране можно говорить, когда уровень ИЧР и ИЧРН совпадают, но чем ниже уровень ИЧРН и разница с ИЧР, тем выше неравенство и велика вероятность перехода из группы с высоким уровнем человеческого развития в группу со средним уровнем. Также между субъектами с разными уровнями человеческого развития существует огромное неравенство в области здоровья, в сфере образования.

Республика Мордовия (РМ) относится к регионам 2-го типа. Среди факторов «первой природы» обладает только выгодным географическим положением. Поэтому большую роль в росте экономики региона играют факторы «второй природы», в частности человеческий потенциал.

Сравнивая Россию и Республику Мордовию, можно отметить, что по ключевым показателям регион отстает: ВРП на душу населения РМ ниже общероссийских значений, что говорит о низких доходах региона, причиной которых является отсутствие средств регионального бюджета и высокая долговая нагрузка региона; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума РМ превышает общероссийский и имеет отрицательную динамику роста; уровень Индекса Джини как по России, так и по Мордовии выходит за пороговое значение (8 раз), что говорит о неравномерном распределении доходов; коэффициент депопуляции находится в зоне риска, так как количество умерших превышает родившихся человек в 1,6 раза, что снижает воспроизводство человеческого потенциала в регионе [15].

Представим соответствующие риски в табл. 1.

Таблица 1. Реестр возможных рисков в сфере развития человеческого потенциала

Категория риска Описание риска и последствий его Возможный Вероятность Уровень риска

реализации ущерб

Низкий уровень ■ низкий темп экономического роста Высокий Высокая Требует

инвестиций ■ низкий уровень образования немедленного

в человеческий населения реагирования

потенциал ■ низкий уровень культуры

населения

■ высокий уровень смертности

населения

Снижение ■ снижение уровня и качества жизни Высокий Высокая Требует

средней ■ неспособность населения немедленного

начисленной к накапливанию человеческого реагирования

заработной потенциала

платы ■ рост доли бедного населения

Высокий уровень ■ сокращение численности рабочей Высокий Высокая Требует

коэффициента силы немедленного

депопуляции ■ высокая нагрузка на социальное реагирования

обеспечение и медицинское

обслуживание пожилых людей

Хочется отметить, что основным и приоритетным показателем в оценке качества населения является здоровье, от которого зависит не только благополучие общества, но и экономические успехи государства. Данный показатель в значительной степени зависит от множества факторов, таких как уровень экологической ситуации, проводимой социально-экономической политики, целого ряда демографических характеристик. Здоровье населения в текущих условиях пандемии COVID-19 подвергается серьезным воздействиям. Существует сильная взаимосвязь между здо-

ровьем, измеряемым через ожидаемую продолжительность жизни при рождении, и доходами на душу населения. Высокий уровень здоровья, значительных инвестиций в здравоохранение и его доступность положительно воздействует на уровень доходов населения. Это в первую очередь выражается через высокую производительность труда работников и качество выполненных работ, что ведет к повышению показателей экономического роста страны.

Рассмотрим основные показатели здравоохранения в табл. 2.

Таблица 2. Основные показатели здравоохранения Республики Мордовия

Показатели здравоохранения РМ 2014 2015 2016 2017 2018

Число больничных организаций 39 34 33 33 32

Число больничных коек - всего 7525 6580 6511 6272 6282

на 10000 человек населения 93 82 81 78 79

Число фельдшерско-акушерских пунктов 492 489 488 486 485

Число коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин и рожениц 380 318 308 281 295

Численность врачей всех специальностей - всего, человек 4364 4340 4330 4290 4258

на 10000 человек населения 54,0 53,7 53,6 53,3 53,5

Численность среднего медицинского персонала, всего, человек 9498 9317 9115 9170 8918

на 10000 человек населения 117,4 115,4 112,7 113,9 112,1

На начало 2019 года в Республике Мордовии функционировали 32 врачебные больничные организации. Кроме того, насчитывалось 77 врачебных амбулаторно-поликлинических организаций (самостоятельных и входящих в состав других организаций) и 485 фельдшерско-акушерских пунктов. Мощность амбулаторно-поли-клинических организаций Минздрава РМ составляла 17,3 тыс. посещений в смену. В 2019 году на 10000 человек населения в Мордовии приходилось: 53,5 врачей, 112,1 средних медработников и 79,0 больничных коек [5].

Хочется обратить внимание на отрицательную динамику всех рассмотренных показателей.

Число больничных учреждений в результате оптимизации системы здравоохранения сократилось с 39 до 32 единиц, число ФАП - с 492 до 485 единиц. В результате сократилась и численность врачей и среднего медицинского персонала, как в абсолютном выражении, так и на 10 тыс. человек.

В 2018 году обеспеченность населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в целом по Российской Федерации составила 20,8 (на 10 тыс. населения), при этом наибольшие показатели обеспеченности врачами отмечаются в городе Санкт-Петербурге (31,4), в Чукотском автономном округе (30,2), в Ханты-Мансийском автономном округе (29,5), Республике Северная Осетия— Алания (28,4) и Ненецком автономном округе (27,3), а самые низкие - в Курганской (12,1) и Псковской (14,2) областях, Чеченской Республике (14,6), Костромской области (14,9) и в Еврейской автономной области (15,3) [5].

С 2014-2018 годов наблюдается снижение на 1,3% по всем составляющим. Это можно связать с оптимизацией здравоохранения 2010 года, которая привела к массовому закрытию больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и прежде всего в районах региона. Она заключалась в оптимизации расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений. При этом можно заметить, что количество больниц и коек уменьшается, но доступность медицинской помощи растет.

Перечень мер социальной поддержки врачей устанавливается субъектами Российской Федерации, исходя из финансовых возможностей конкретного субъекта Российской Федерации, которые включают мероприятия, направленные на улучшение положения и социального статуса медицинских работников, в том числе:

■ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений врачам и специалистам с высшим профессиональным образованием, работающим в медицинских организациях;

■ решение жилищных вопросов (предоставление жилья по договорам социального и служебного найма, предоставление безвозмездной единовременной субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, субсидии на компенсацию части платежа по кредитному договору (договору займа), безвозмездное предоставление земельных участков).

При этом отсутствует единообразный подход к установлению размеров указанных компенсаций. К примеру, компенсация оплаты за жилое помещение и услуг жилищно-коммунального хозяйства предоставляется в следующих субъектах Российской Федерации: в Тверской, Тульской, Ульяновской областях, Республике Мордовии. Сумма указанной компенсации варьируется от 300 до 745 рублей [5].

Остаются проблемы и в значительной дифференциации заработной платы медицинских работников по различным медучреждениям [14].

В 2013-2014 годах в структуре заработных плат в большинстве регионов выплаты по окладам (гарантированная часть) не превышали 30% [16]. Следствием этого являлись внутрирегиональные различия в размерах заработных плат специалистов одинаковой специальности и квалификации в однотипных учреждениях (в некоторых регионах более чем в три раза), в том числе из-за возможности субъективного решения работодателя при назначении стимулирующих выплат. Низкая доля гарантированных выплат отражается на интересах в первую очередь молодых специалистов, поскольку в первые годы работы стимулирующие выплаты минимальны, а они в структуре достигали более 50%.

Рассмотрим ИЧР РФ в сравнении с РМ, так же показатели финансирования здравоохранения.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ в % по отношению к ВВП

и республиканского бюджета Республики Мордовии в % к ВРП

Название индикатора Уровень 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Отношение государственных РФ 1,08 0,74 0,65 0,51 0,59 0,68

расходов на здравоохранение РМ н. д. н. д. 2,84 2,72 1,25 1,32

к ВВП, %

Название индикатора Уровень 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Ожидаемая продолжительность РФ 69,3 70,7 71,4 72,3 73,4 73,7

жизни при рождении, лет РМ 68,9 70,2 70,9 71,9 72,7 72,9

Индекс развития человеческого РФ 0,781 0,798 0,807 0,815 0,816 0,816

потенциала РМ 0,810 0,832 0,848 0,853 0,863 0,867

Индекс развития человеческого потенциала с учетом неравенства РФ 0,617 0,713 0,714 0,731 0,741 0,743

Пороговое значение: Отношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП (ВРП), % - 5; Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет - 75; Индекс развития человеческого потенциала - 0,8; Индекс развития человеческого потенциала с учетом неравенства - 0,8.

Хочется отметить, что отношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП - показатель, отражающий выполнение государством важнейшей социальной функции, связанной с обеспечением здоровья граждан. Пороговое значение должно составлять не менее 5%. Согласно табл. 3 на 2018 год данный показатель по РФ составляет 0,68%, по РМ - 1,32%.

Можно заметить, что ИЧР как по России, так и по Мордовии имеет положительную динамику, рост данного показателя за 9 лет составил: по РФ - 104%, по РМ -107%, а рост ИЧРН по РФ составил 120%.

Отметим отдельные задачи государственной программы в области здравоохранения: [12]

■ снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) к 2025 году до 185 на 100 тыс. населения;

■ снижение смертности населения в трудоспособном возрасте к 2025 году до 380 на 100 тыс. населения;

■ повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи к 2025 году до 54%;

■ увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении к 2025 году до 76 лет;

■ снижение смертности от болезней системы кровообращения к 2025 году до 500 на 100 тыс. населения.

На территории Республики Мордовии также действует ряд постановлений и программ, регламентирующих основные направления развития человеческого потенциала. Среди основных можно отметить: программу развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013-2020 годы; программу Республики Мордовии «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы и другие. Особая роль в развитии человеческого потенциала отводится в стратегии развития региона [13, 11].

Но проанализированные индикаторы свидетельствуют об определенных проблемах развития человеческого потенциала с позиции состояния здравоохранения: сокращение учреждений здравоохранения, количества больничных коек, недофинансирование здравоохранения и др. Анализ сферы здравоохранения Республики Мордовии позволил выявить следующие угрозы экономической безопасности. Реальные угрозы: рост общей заболеваемости, в т.ч. по сердечно-сосудистым заболеваниям; сокращение финансирования сферы здравоохранения, недостаточное для эффективного формирования человеческого капитала. Потенциальные угрозы:

нехватка медицинского персонала; сокращение количества ЛПУ; недостаточные темпы внедрения инноваций в здравоохранении региона и др.

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время значительные надежды и ожидания ускорения развития экономики территории в целом связаны с поиском и реализацией возможностей, в том числе социально-экономического развития ее субъектов, хотя совершенно очевидно, что развитие их происходит неравномерно.

Развитие человеческого потенциала становится приоритетной стратегической задачей региона, а уровень человеческого развития определяет степень развития страны. Человеческий потенциал является движущей силой прогресса, при этом только высокий уровень развития здравоохранения сможет обеспечить его стимулирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимым мероприятием по нейтрализации угрозы недостаточного финансирования сферы здравоохранения должно быть перераспределение бюджетных средств путем увеличения расходов бюджета по направлению «Здравоохранение» [7]. По величине бюджетных расходов в процентах ВВП Россия уступает развитым странам и странам Центральной и Восточной Европы более чем на 1% ВВП. Этого недостаточно для страны, которая хочет конкурировать со странами - лидерами в области инноваций и технологий. Однако в финансовом обеспечении отрасли имеется еще множество нерешенных проблем. За последние три года реализован перечень мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи и повышению ее эффективности, проведены модернизация системы обязательного медицинского страхования, внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи - за законченные случаи лечения, классифицированные по кли-нико-статистическим группам, обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услуг, дополнительное медицинское страхование «ОМС+» и др. Необходимо повысить эффективность отрасли без увеличения государственного финансирования. Для этого нужны существенные преобразования в организации оказания медицинской помощи и механизмах ее финансирования. Но ликвидация структурных диспропорций в отрасли идет медленно [1, с. 74].

Главными приоритетами политики в сфере здравоохранения в ближайшие годы должны стать: снижение нагрузки на участковую службу (обеспечение притока врачей в этот сектор и разукрупнение участков), обеспечение более тесных медико-технологических связей между отдельными медицинскими службами, укрепление первичной медико-санитарной помощи в целом и повышение квалификации, социального статуса и уровня трудовой мотивации медицинских работников. В политике в области финансирования здравоохранения в сложившейся ситуации приоритетами должны стать обеспечение максимально возможной стабильности финансирования медицинских организаций и прозрачности правил распределения ресурсов.

Направления минимизации рисков в развитии человеческого потенциала территории в целом:

■ Увеличение доли расходов государства в образование, здравоохранение и культуру.

■ Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых слоев населения.

■ Принятие национальных программ демографического развития, увеличение материального поощрения при рождении ребенка, возрождение традиционных семейных ценностей.

Библиографический список

1. Баранов Д.Н. Современное состояние и направления трансформации здравоохранения в Российской Федерации /Д.Н. Баранов //Bестник Mосковского университета имени С.Ю. Bитте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. - № 2 (25). - С. 69-76.

2. Бирюкова M.B. Критерий оценки региональной дифференциации регионов /M.B. Бирюкова, A.B. Ефремов //Поиск. - 2016. - № 1 (3). - С. 216-218.

3. Глазьев С.Ю. О стратегии устойчивого развития экономики России /С.Ю. Глазьев, Г.Г. Фетисов //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2013. - № 1. - С. 23-35.

4. Доклад ПРОООН - Индексы и индикаторы человеческого развития. - 2019. - 111 с.

5. Здравоохранение в России: Стат. сб. /Росстат. - M., 2018.

6. Королюк E.B. Сокращение межрегиональной дифференциации как элемент сбалансированного пространственного и регионального развития России / E.B. Королюк // Экономика и парадигма нового времени. - 2017. - № 1. - С16-22.

7. Кривенко KB. Эффективность финансирования здравоохранения для обеспечения экономической безопасности региона/Н£. Кривенко, А.И. Цветков//Экономика региона. - 2018. - № 14 (3). - С. 970-986.

8. Кузнецова О£. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов / О£. Кузнецова // Bопросы экономики. - 2013. - № 2. - С. 121-131.

9. Любимов И£. От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? / И£. Любимов // Bопросы экономики. - 2017. - № 8. - С. 5-23.

10. Mаслиxина BM. Приемлемый уровень межрегиональной дифференциации в России для обеспечения устойчивого развития/ BM. Mаслиxина//Теория и практика общественного развития. - 2017. -№ 12. - С 93-96.

11. О Стратегии социально-экономического развития Республики Mордовия до 2025 г. [Электронный ресурс]: Закон Республики Mордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З. - Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254. - Доступ из справ-правовой системы «Консультант Плюс».

13. Портал госпрограмм РФ [электронный ресурс]: официальный сайт. - режим доступа: https:// programs.gov.ru/portal.

14. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ BШЭ по проблемам развития системы здравоохранения /рук. авт. колл. С£. Шишкин; Нац. исслед. ун-т «Bb/сшая школа экономики». - M.: Изд. дом Bb/сшей школы экономики, 2017. - 84 с.

15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. -Режим доступа: http://www.gks.ru.

16. Федонина О£. Состояние человеческого капитала (капитал здоровья) как фактор инновационного развития территории /О£. Федонина //Общество: политика, экономика, право. 2015. - № 1. С. 33-35.

17. Fujita M. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade. / Fujita M, rugman P., Venables A. -Cambridge: MIT Press, 1999. - 367р.

References

1. Baranov D.N. Sovremennoe sostoyanie i napravleniya transformatsii zdravookhraneniya v Rossiiskoi Federatsii/D.N. Baranov//Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2018. - № 2 (25). - S. 69-76.

2. Biryukova M. V Kriterii otsenki regional'noi differentsiatsii regionov /M. V Biryukova, A. V Efremov//Poisk. -2016. - № 1 (3). - S. 216-218.

3. GlazevS.Yu.OstrategiiustoichivogorazvitiyaekonomikiRossii/S.Yu.Glaz'ev,G.G.Fetisov//Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. - 2013. - № 1. - S. 23-35.

4. Doklad PROOON - Indeksy i indikatory chelovecheskogo razvitiya. - 2019. - 111 s.

5. Zdravookhranenie v Rossii: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2018.

6. Korolyuk E.V. Sokrashchenie mezhregional'noi differentsiatsii kak element sbalansirovannogo prostranstvennogo i regionalnogo razvitiya Rossii /E.V. Korolyuk // Ekonomika i paradigma novogo vremeni. - 2017. - № 1. - S. 16-22.

7. Krivenko N.V. Effektivnost' finansirovaniya zdravookhraneniya dlya obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti regiona/N.V. Krivenko, A.I. Tsvetkov//Ekonomika regiona. - 2018. - № 14 (3). - S. 970-986.

8. Kuznetsova O.V. Piramida faktorov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov/ O.V. Kuznetsova // Voprosy ekonomiki. - 2013. - № 2. - S. 121-131/

9. Lyubimov I. V. Ot chelovecheskogo kapitala k ekonomicheskomu rostu: pryamaya doroga ili dolgoe bluzhdanie po labirintu? / I.V. Lyubimov// Voprosy ekonomiki. - 2017. - № 8. - S. 5-23.

10. Maslikhina V.Yu. Priemlemyi uroven' mezhregional'noi differentsiatsii v Rossii dlya obespecheniya ustoichivogo razvitiya /V.Yu. Maslikhina //Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2017. -№ 12. - S. 93-96.

11. O Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Mordoviya do 2025 g. [Elektronnyi resurs]: zakon Respubliki Mordoviya ot 1 oktyabrya 2008 g. № 94-Z. - Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus».

12. O Strategii razvitiya zdravookhraneniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyi resurs]: ukaz Prezidenta RF ot 06.06.2019 № 254. - Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus»

13. Portal gosprogramm RF [elektronnyi resurs]: ofitsialnyi sait. - rezhim dostupa: https://programs.gov.ru/ portal.

14. Rossiiskoe zdravookhranenie v novykh ekonomicheskikh usloviyakh: vyzovy i perspektivy: Doklad NIU VShE po problemam razvitiya sistemy zdravookhraneniya / ruk. avt. koll. S. V. Shishkin; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2017. - 84 s.

15. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]: ofitsialnyi sait. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru.

16. Fedonina O.V. Sostoyaniye chelovecheskogo kapitala (kapitalzdorovia) kak faktor innovatsionnogo razvitiya territorii/O.V. Fedonina//Obshchestvo: politika. ekonomika. pravo. 2015. - № 1. S. 33-35.

17. Fujita M. The Spatial Economy: Cities, Regions and International Trade./Fujita M, rugman P., Venables A. -Cambridge: MIT Press, 1999. - 367 r.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева», 430005, РФ, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68.

Ogarev Mordovia State University, 68, Bolshevistskaya Street, Saransk 430005, Russia

Федонина Оксана Васильевна / Oksana V. Fedonina

+7 (927) 177-39-35, oks_fedon@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.