Кислая Т.Н.
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимости поиска подходов к наиболее эффективной интеграции Луганской народной республики, наряду с другими новыми территориями, в социально-экономическое пространство РФ. В статье проведен анализ основных социально-экономических показателей ЛНР за 2014 и 2021 годы с целью выявления экономически опасных условий, что дало возможность наметить основные направления повышения экономической безопасности региона, что, в свою очередь, определяется как фактор повышения эффективности интеграционных процессов в республике. Дополнительно проведен сравнительный анализ демографической ситуации с тремя регионами РФ. Анализ позволил сделать вывод об уровне отставания развития республики, в том числе, от среднероссийских показателей. Для более эффективного мониторинга уровня экономической безопасности необходимо совершенствовать систему региональных статистических показателей. На основе проведенных исследований выявлена необходимость развития нормативной базы обеспечения экономической безопасности региона.
Ключевые слова. Регион, экономическая безопасность, показатели, социально-экономическая ситуация, экономически опасные условия.
Kislaya T.N.
ASSESSMENT OF CONDITIONS FOR THE LUHANSK PEOPLE'S REPUBLIC
ECONOMIC SECURITY ENSURING
Abstract. The relevance of the study is due to the need to find approaches to the most effective integration of the Luhansk People's Republic along with other new territories into the socio-economic space of the Russian Federation. The article analyzes the main socio-economic indicators of the LPR for 20114 and 2021 in order to identify economically dangerous conditions, which made it possible to outline the main directions for improving the economic security of the region, which in turn is defined as a factor in increasing the effective integration processes in the republic. Additionally, a comparative analysis of the demographic situation with three regions of the Russian Federation was carried out. The analysis allowed us to conclude about the level of lag in the development of the republic, including from the average Russian indicators. For more effective monitoring of the level of economic security, it is necessary to improve the system of regional statistical indicators. Based on the conducted research, the need for the development of a regulatory framework for ensuring the economic security of the region has been identified.
Keywords. Region, economic security, indicators, socio-economic situation, economically dangerous conditions.
ГРНТИ 06.61.33 ЕБМ UUCALG © Кислая Т.Н., 2024
Татьяна Николаевна Кислая - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности Луганского государственного университета имени Владимира Даля. ORCID 0000-0002-21607050
Контактные данные для связи с автором: 291034, г. Луганск, квартал Молодежный, 20-а (Russia, Lugansk, Molodezhny quarter, 20-a). Тел.: +7 959-139-03-87. Е-mail: sauertat2021@mail.ru. Статья поступила в редакцию 21.02.2024.
Введение
В современном управлении особое место занимает обеспечение экономической безопасности региона (ЭБР), что невозможно без оценки достигнутого уровня социально-экономического развития. Выявление экономически опасных тенденций помогает определиться с направлениями развития региона. Важное значение имеет оценка условий обеспечения ЭБР и причин экономической опасности. На уровень экономической безопасности влияют не только экономические факторы, но и способность соответствующих региональных институтов реагировать на угрозы экономической безопасности с помощью соответствующего организационно-экономического механизма, который функционирует в соответствии с утвержденной стратегией.
Луганская народная республика (ЛНР) вместе с другими территориями в октябре 2022 г. получила статус субъекта Российской Федерации. Для реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, где определены вызовы и угрозы экономической безопасности страны, сформулированы цели, основные направления и задачи государственной политики, необходима оценка условий обеспечения экономической безопасности республики. Правительством РФ в декабре 2023 г. была утверждена государственная программа восстановления и социально-экономического развития новых территорий. Основной целью Программы определено преодоление социально-экономического отставания новых субъектов, а также достижение к 2030 году уровня среднероссийских показателей качества жизни граждан и уровня социально-экономического развития.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных подходов к повышению эффективности процесса интеграции ЛНР в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России. Материалы и методы
Наиболее перспективным является выбор именно тех направлений развития региона, которые обеспечивают повышение его уровня экономической безопасности. Отечественная теория и методология экономической безопасности разработаны в трудах И.Я. Богданова [2], С.Ю. Глазьева [3], Е.А. Олейникова [6], В.К. Сенчагова [7], А.И. Татаркина [9] и др.
Экономическую ситуацию в республике можно оценить отдельными показателями условий экономической опасности в динамике, так как ни одну из разработанных методик [1-12] применить невозможно из-за отсутствия большего числа необходимой статистической информации. Такой подход даст возможность определить «болевые точки» развития экономической системы республики с целью более эффективной интеграции в экономическое пространство страны. Для анализа возьмем период 20142021 гг., так как позже произошли существенные изменения в статистике и общественно-экономической жизни республики в связи с присоединением новых территорий. Основные результаты
Важными характеристиками экономики являются демография и состояние рынка труда (табл. 1). Демографическая ситуация ЛНР характеризуется снижением общего демографического потенциала, численность населения ЛНР стабильно снижается. Перепись населения в республике проводилась в 2019 году, но ее результаты не были официально опубликованы; в официальной статистике используется показатель «расчетная численность населения», но тем не менее в комплексе демографические показатели достаточно точно отражают ситуацию в регионе.
Общее сокращение численности наличного и постоянного населения за последний отчетный период незначительное и составило 1,7%. За весь исследуемый период сокращение составило 6%. Доля городского населения составляет 93,8% и практически не меняется за весь период. Доля людей старшего поколения за весь период увеличилась на 21,6%. Естественная убыль населения увеличивается с 2016 г., за последний год увеличение составило 38,5%. Такую ситуацию можно охарактеризовать как экономически опасную. Миграционный прирост за последние годы имеет преимущественно положительную динамику. Рынок труда характеризуется увеличением среднесписочной численности штатных работников. Примечательно, что сокращение работающих за последний период на порядок меньше изменения миграционного выбытия. Положительным фактором является увеличение заработной платы работающих за весь отчетный период в 3,8 раза.
На протяжении всего исследуемого периода наблюдается положительная динамика количества предприятий и организаций республики. На 1 января 2022 года в республике количество предприятий и организаций составляет 9035 ед., что на 0,8% больше предыдущего периода и на 19,8% больше 2017 г. Можно отметить в республике некоторую экономическую активность, хотя динамика крайне недостаточная.
Таблица 1
Основные показатели демографии и ситуации на рынке труда ЛНР за 2014-2021 гг.
Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021/ 2014, % 2021/ 2020, %
Наличное население, тыс. чел. 1521,1 1506,5 1504,0 1488,2 1473,0 1457,9 1443,9 1429,1 -6,0 -1,0
Постоянное население, тыс. чел., в т.ч.: 1516,0 1501,5 1499,0 1483,3 1468,0 1452,9 1438,9 1424,2 -6,0 -1,0
население старше 60 лет, % 23,6 24,4 17,4 25,1 25,9 26,6 28,3 28,7 21,6 1,4
Доля городского населения, % 94,1 94,1 93,8 93,8 93,8 93,8 93,8 93,8 - -0,3
Естественный прирост (убыль), чел. -13834 -10791 -10800 -14694 -15899 -16300 -18612 -25769 86,3 38,5
Миграционный прирост, чел. -769 -218 -1040 -534 786 2311 3844 1793 в 3,3 раза -53,4
Среднесписочная численность штатных работников, тыс. чел. 70,0 189,9 197,0 203,3 220,5 216,9 207,7 199,2 в 2,8 раза -4,1
Среднемесячная номинальная заработная плата штатных работников, руб. - 5390 7832 8480 9927 11949 15610 20380 в 3,8 раза 30,6
Индекс реальной заработной платы - - - - - 114,0 122,1 115,1 - -7
Источник: Официальный сайт Госкомстата ЛНР (http://www.gkslnr.su).
Рассмотрим основные количественные показатели результативности экономики по основным отраслям (табл. 2). За весь отчетный период объем реализованной промышленной продукции ЛНР вырос на 85,7%. По отношению к предыдущему в 2021 году превышение объема реализованной промышленной продукции составило 3,6%. Данную динамику можно считать крайне недостаточной для обеспечения экономической безопасности республики. Перерабатывающая промышленность является одной из самых крупных подотраслей промышленности республики (удельный вес 68,2%), имеет неустойчивую динамику роста. Снижение данного показателя в 2021 году составило 15,3%. В сравнении с 2017 годом увеличение показателя составило 175,3%. Более 93% добывающей промышленности это - добыча каменного угля. Причинами недостаточных темпов развития данной отрасли является запредельный физический и моральный износ основных средств, а залежи каменного угля в регионе далеко не исчерпаны.
Значимую роль в экономике ЛНР играет сельское хозяйство, как основа обеспечения продовольственной безопасности республики. В отчетном периоде по сравнению с 2017 годом посевная площадь увеличилась на 7192 га или 17,8%. Выручка от реализации продукции сельского хозяйства ЛНР увеличилась в 2021 году в сравнении с предыдущим годом на 707 млн руб., или на 13,7%, а с 2017 годом -на 78,7%. Условием экономической опасности является снижение урожайности пшеницы за весь период на 20,3%. Состояние животноводческой подотрасли характеризует критическое снижение за весь исследуемый период производства молока - на 22,2%. Производство яйца увеличивается стабильно, но пока недостаточными темпами. Следует отметить, что проблемы в животноводстве республики глубокие, требующие кардинальных действий.
В целом состояние сельскохозяйственной отрасли ЛНР показывает преимущественно положительные темпы развития, но для обеспечения экономической безопасности региона необходимы значительно большие темпы развития. В 2022 году земельный фонд республики за счет присоединения освобожденных территорий увеличился более чем 4 раза, в 2023 году она составила уже более 26 тыс. км2.
Показатели развития оптовой и розничной торговли в республике представлены в табл. 3. Как видно из таблицы, оборот оптовой торговли в 2021 году в сравнении с 2020 году вырос на 16,7%, а с 2017 годом -
на 31691 млн руб., или на 90,1%. Примерно в таких же пропорциях увеличился оптовый товарооборот. Что касается распределения реализуемых товаров по подгруппам, то объем продаж непродовольственных товаров увеличивался быстрее, в 2021 году в сравнении с 2020 году он вырос на 19%, а в сравнении с 2017 годом - на 78,97% (11008 млн руб.). Оптовый товарооборот продовольственных товаров в 2021 году в сравнении с 2020 годом увеличился на 9,1%, а в сравнении с 2017 годом - на 65,8%.
Таблица 2
Анализ производства основных видов продукции ЛНР за 2017-2021 гг.
Показатели 2017 2018 2019 2020 2021 2021/ 2017, % 2021/ 2020, %
Объем реализованной промышленной продукции (товаров, услуг), всего, в т.ч.: 43128 93286 111135 77344 80093 85,7 3,6
перерабатывающая промышленность, в т.ч.: 14547 52332 76913 47290 40047 175,3 -15,3
добывающая промышленность и разработка карьеров 12630 19360 14466 14675 20220 60,1 37,8
Выручка от реализации с/х продукции (товаров, услуг), млн руб. 3264,9 3660,6 4523,3 5132,7 5833,7 78,7 13,7
Производство, зерновые и зернобобовые культуры, тыс. ц 2784,2 1681,9 2284,3 2340,4 2674,8 -3,9 14,3
Урожайность пшеницы, ц с 1 га 30,1 19,1 22,5 24,6 24,0 -20,3 -2,5
Реализация скота и птицы на убой в живом весе, т 14637 16400 22206 24793 23683 61,8 -4,5
Молоко всех видов, т 4762,2 4741 5063 4309 3705 -22,2 -14,1
Яйца, млн шт. 152,8 175,7 157,1 186,4 210,8 37,9 13,1
Источник: Официальный сайт Госкомстата ЛНР (http://www.gkslnr.su).
Таблица 3
Показатели торговой деятельности в ЛНР за 2017-2022, млн руб.
Показатели 2017 2018 2019 2020 2021 2021/ 2017, % 2021/ 2020, %
Оборот оптовой торговли 35179 44076 47587 57314 66870 90,1 16,7
Оптовый товарооборот предприятий, в т.ч.: 29532 35594 37523 44656 50805 72,0 13,8
продовольственные товары 15591 17777 19428,8 23697 25857 65,8 9,1
непродовольственные товары 13940 17817 18094 20959 24948 78,97 19,0
Оборот розничной торговли 28266 43966 51073,9 65628 84898 200,4 29,4
Розничный товарооборот предприятий, в т.ч.: 14919,8 17829,8 21471,5 27469 35820 140,1 30,4
продовольственные товары 8852,6 9906,2 11756,4 14807 19051 115,2 28,6
непродовольственные товары 6067,2 7923,6 9715,1 12662 16769 176,4 32,4
Источник: Официальный сайт Госкомстата ЛНР (http://www.gkslnr.su).
В структуре продовольственной группы наиболее продаваемыми являются алкогольные напитки, табачные изделия, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия. Оборот розничной торговли увеличивался за исследуемый период большими темпами. В 2021 году показатель увеличился на 29,4%, а в сравнении с 2017 годом он вырос более чем в 2 раза. По непродовольственным товарам также увеличение показателей значительней, чем по продовольственным.
В целом можно сделать вывод о наличии в республике условий, формирующих экономическую опасность региона. Основными количественными показателями, подтверждающими данный вывод, яв-
ляются демографические показатели и показатели состояния сельскохозяйственной отрасли. Обеспечение экономической безопасности ЛНР целесообразно осуществлять, в том числе, на основе опыта решения данных проблем и на примере других регионов Российской Федерации.
Для анализа возьмем Белгородскую, Воронежская и Свердловскую области. Сравнительный анализ экономических показателей за исследуемый период затруднен неидентичностью форм статистической отчетности ЛНР и РФ, показатели подбирались по экономическому смыслу, а некоторые пришлось рассчитать. Важным сравниваемым уровнем выступают средние показатели по регионам РФ. Рассмотрим некоторые сравнимые показатели оценки демографической ситуации выбранных регионов, результаты приведены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ количественных показателей оценки демографической ситуации Свердловской (1), Белгородской (2), Воронежской (3) областей и ЛНР (4) за 2017, 2021 гг.
Показатели РФ (1) (2) (3) (4) (1) (2) (3) (4) 2021 / 2017, (-,+)
2021 2017 2021 (4)/(1) (4)/(2) (4)/(3)
Площадь территории, тыс. км2 17125,2 194,3 27,1 52,2 8,1 194,2 27,1 52,2 8,1 -186,1 -19 -44,1
Численность насел. на конец года, млн чел. 145,56 4,33 1,55 2,33 1,47 4,26 1,53 2,29 1,41 -2,859 -0,127 -0,883
Плотность населения, чел./км2 8,5 22,3 57,2 44,7 181,5 21,9 56,5 43,8 73,2 151,3 116,7 129,4
Естественный прирост (убыль), на 1000 чел. населения, чел. -7,1 -1,0 -3,8 -5 -9,9 -11,6 -10,2 -12,2 -18,2 -6,6 -8,0 -6,0
Доля городского населения, % 74,4 84,8 67,4 67,5 93,8 85,2 67,7 68,1 93,9 8,7 26,2 25,8
Число родившихся на 1000 чел. населения, чел. 9,6 12,3 11,5 9,7 4,9 10,1 8,0 8,1 3,5 -6,6 -4,6 -4,7
Число умерших на 1000 чел. населения, чел. 16,7 13,3 13,5 14,6 14,8 17,9 18,2 20,3 21,7 3,8 3,5 1,4
Общие коэффициенты брач-ности на 1000 чел. насел. 6,3 7,6 7,3 7,3 2,0 6,9 6,3 6,5 3,5 -3,4 -2,8 -3,0
Общие коэффициенты разво-димости на 1000 чел. насел. 4,4 4,6 4,4 4,1 0,4 5,2 4,3 4,2 2,6 -2,6 -1,7 -1,6
Миграционный прирост (убыль), на 10000 чел. населения, чел. 30 0,5 18 43 -3,8 19 42 44 12 -7 -30 -32
Численность пенсионеров в расчете на 1000 чел. населения, чел. 294,0 308,9 328,7 319,9 290 310,7 328,7 319,8 288 -22,7 -40,7 -31,8
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников организаций, руб. 57244 34760 29066 28007 8480 48590 41775 40830 20380 -28210 -21395 -20450
Источники: Официальный сайт Госкомстата ЛНР (http://www.gkslnr.su); официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (https://rosstat.gov.ru/regional_statistics).
Данные табл. 4 свидетельствуют о значительном отличии демографической ситуации ЛНР от сравниваемых регионов. По плотности населения показатели ЛНР намного выше сравниваемых регионов. Основным фактором является значительная доля городского населения в республике. Доли городского населения по исследуемым российским регионам практически равны и выше общероссийского уровня, и в сравнении с 2017 годом отмечается увеличение показателя. По плотности населения ЛНР больше
сравнима с Белгородской областью. Следует отметить, что данный показатель по всем трем регионам значительно выше общероссийского уровня.
Уровень рождаемости по всем регионам уменьшается, наибольшее отклонение отмечается по Белгородской области (-3,5 чел.). По количеству умерших наибольшие показатели по ЛНР (21,7 чел.). Естественная убыль населения в расчете на 1 тыс. чел. в ЛНР значительно выше, чем по сравниваемым регионам и в среднем по РФ. Главным фактором остается военный конфликт на территории ЛНР с 2014 года. Наибольшее отклонение показателя в сравнении с 2017 годом отмечается по Белгородской области (-8 чел.). Общим для исследуемых регионов является уменьшение численности населения и увеличение его естественной убыли за весь исследуемый период, что отрицательно влияет на формирование трудового потенциала и соответственно данную ситуацию можно отнести к условиям экономической опасности регионов. Необходимость изменения отрицательной динамики демографических показателей крайне важно для сохранения российской идентичности, национальной безопасности, стабильного развития экономики ЛНР [9].
По уровню заключенных браков по сравниваемым регионам ситуация практически не отличается. Немного лучше ситуация в Свердловской области (6,9 за 2021 год). По ЛНР показатели почти в два раза ниже. Главной причиной является снижение актуальности института семьи в условиях военного конфликта. Количество разводов в 2017 году по сравниваемым регионам также незначительно отличается. По ЛНР столь малый показатель 0,4 сложился в большей степени за счет сложности расторжения брака с гражданами Украины и пр. В 2021 году по ЛНР показатель разводимости составил 3,5 случаев. По сравниваемым регионам наибольший показатель отмечается по Свердловской области (5,2), что выше среднероссийского уровня на 0,8. Только по Белгородской области отмечается незначительно снижение данного показателя (-0,1). Также следует отметить, что уровни разводимости по всем регионам и в среднем по России ниже показателей брачности. Выявленные тенденции можно отнести к отрицательным, так как укрепление института семьи в обществе выступает фактором развития человеческого капитала.
Общая демографическая ситуация логично приводит к старению населения. По показателю численность пенсионеров в расчете на 1000 чел. населения увеличение за период 2017-2021 гг. отмечается по Свердловской области (+1,8). По Белгородской области показатель не изменился. Скорее всего это связано с существенно выросшим уровнем миграции (+24 чел.). По Воронежской области отмечается незначительное уменьшение показателя (-0,1 чел.). При этом миграционный прирост также был незначительным. По всем регионам отмечается превышение среднероссийского показателя. В целом ситуация оценивается как экономически опасная. По ЛНР уровень показателя численности пенсионеров несколько ниже и также видим незначительную спадающую динамику.
Дополнительно следует отметить резкое увеличение миграционного прироста населения за исследуемый период в Свердловской области с 0,5 чел. до 19,0 чел. и в ЛНР с -3,8 чел. до 12,0 чел. Во втором случае скорее всего повлияло возвращение ранее выехавших граждан. Экономически опасным в миграционном приросте не в мирное время является незначительная доля трудовых мигрантов. Рассмотрим стоимость труда по регионам. Наибольшие показатели за весь исследуемый период отмечаются по Свердловской области. В Воронежской области среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2021 году составила 40830 руб., что выше уровня ЛНР более чем в 2 раза. Анализ позволил определить условия, угрожающие экономической безопасности регионов: снижение человеческого потенциала; недостаточные темпы экономического развития.
Заключение
Для ЛНР необходимы существенные усилия с целью ликвидации выявленного разрыва в экономическом развитии. Сложная демографическая ситуация в ЛНР с одной стороны - это результат процессов, происходящих в обществе, а с другой - условие формирования и развития человеческого капитала региона. Сегодня ЛНР существует в условиях военного конфликта, социальной напряженности и одновременно значительной финансово-экономической поддержки государственных и негосударственных структур РФ. Проблемой является недостаточно развитая нормативно-законодательная база в сфере экономической безопасности региона, а именно, отсутствие региональной концепции, стратегии и программы, регламентирующих соответствующие процессы.
Увеличение количества субъектов хозяйствования, особенно среднего и малого бизнеса будет способствовать повышению уровня экономической безопасности региона. За 2023 год существенно улучшилась инфраструктура республики (дороги, объекты ЖКХ, учреждения образования и культуры и др.) и в целом условия жизни населения; как результат, ожидается рост рождаемости. Таким образом, в перспективе ожидается значительное снижение отрицательных социально-экономических показателей республики и увеличение сложившейся позитивной динамики.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Аленкова И.В., Лапаева О.Н. Безопасность регионов Центрального федерального округа в экономико-инновационном аспекте // Развитие и безопасность. 2023. № 1. С. 74-83.
2. Богданов И.Я. Бедность как образ жизни в современной России: монография. М.: Норма, 2015. 224 с.
3. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С. 22-41.
4. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2022. Том 5. № 1. С. 155-174.
5. МитяковЕ.С., ЛадынинА.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. 2022. Том 5. № 2. С. 473-490.
6. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2011. 766 с.
7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, 2016. 71 с.
8. Федоров Г.М. Оценка уровня экономической безопасности эксклавного региона России - Калининградской области // Балтийский регион. 2020. Т. 12, № 3. С. 40-54.
9. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / под. ред. В. А. Черешнева, А.И. Та-таркина, М.В. Федорова. Т. 1. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 1312 с.
10. Denoon DavidP.H. Economics and National Security: The Dangers of Overcommitment Globalization and National Security, Vol. I. 2001. Р. 241-257.
11. DuncanE. What Is Economic Security Of The State? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://communitylit-eracy.org/what-is-economic-security-of-the-state (дата обращения 09.02.24).
12. Mohamed S. Economic Security. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.politics-dz.com/en/eco-nomic-security (дата обращения 09.02.24).