Научная статья на тему 'Оценка уровня знаний о туберкулезе у лиц, относящихся к группе повышенного риска'

Оценка уровня знаний о туберкулезе у лиц, относящихся к группе повышенного риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня знаний о туберкулезе у лиц, относящихся к группе повышенного риска»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ТУБЕРКУЛЕЗЕ У ЛИЦ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ ПОВЫШЕННОГО РИСКА

Корецкая Н.М., Потехин П.Г.

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, кафедра туберкулеза с курсом ПО, г. Красноярск

Цель исследования: определить уровень санитарной грамотности по туберкулезу среди лиц, относящихся к группе повышенного риска по заболеванию туберкулезом.

Проанкетировано 160 пациентов, имеющих заболевания группы риска: сахарный диабет, хронические неспецифические заболевания легких, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция, длительный прием кортикостероидных гормонов.

Анкета состояла из 22 вопросов, из которых 13 отражали знания больных о путях передачи туберкулезной инфекции, выявлении, частоте обследования с целью выявления туберкулеза, симптоматике, методах диагностики, лечения и профилактики, а также об источниках получения знаний по данным вопросам.

Все анкетированные - городские жители, при соотношении мужчин и женщин - 1:1. Образовательный уровень респондентов был довольно высок: высшее и незаконченное высшее образование имели соответственно 18,7% и 13,1%, среднее - 59,4%. Лица рабочих профессий составили 40,6%, служащие и военнослужащие - 25,5%, предприниматели - 4,4%, учащиеся - 3,2%, не работающие (пенсионеры, инвалиды, безработные и т.д.) - 29,2 %. Несмотря на довольно высокий образовательный ценз, 25,0% не знали, что туберкулез заразен и не могли указать пути его передачи, а 3,8% считали его незаразным заболеванием. Лишь 60,0% респондентов знали, что туберкулез передается через воздух, 6,2% - через продукты питания, 5,0% - от больных животных, 38,7% - через посуду, которой пользовался больной туберкулезом.

Большинство респондентов (95,0%) правильно ответили на вопрос о влиянии образа жизни на развитие, течение и исход заболевания туберкулезом. Среди факторов, способствующих развитию заболевания в ранговом порядке были указаны: нахождение в пенитенциарных учреждениях, курение, неблагоприятные жилищные условия, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, вредные условия труда, низкий материальный уровень.

Основным методом выявления туберкулеза 71,9% респондентов назвали рентгенофлюорографическое обследование, однако 24,2% ответили, что не знают методов выявления заболевания. На необходимость ежегодного прохождения флюорообследования указали 90,6%; один раз в 2 года - 6,9%. Однако, несмотря на принадлежность респондентов к группе риска, по данным анкет более года не обследовалось 28,8%, более 2 лет - 5,0%.

Обращает на себя внимание незнание симптомов туберкулеза каждым третьим респондентом; 85,0% затруднились ответить на вопрос о существовании прививок против туберкулеза, хотя детей имели 72,5%. Туберкулез считали неизлечимым или редко излечивающимся заболеванием по 31,9%.

На вопрос об источниках получения знаний о туберкулезе в ранговом порядке были названы: радио и телевидение, журналы и газеты, медицинские работники, брошюры и санитарные листки в поликлинике, знакомые и родственники, больные туберкулезом, врач поликлинического приема, лекции врача по месту работы, другие источники. Следует отметить, что 13,1% респондентов никакой информации о туберкулезе не получали. Дополнительную информацию о данном заболевании хотели бы получить 41,2% опрошенных, причем приоритетными были названы меры профилактики и причины возникновения заболевания.

На основании проведенного исследования мы пришли к заключению, что знания о туберкулезе лиц, относящихся к группе повышенного риска, недостаточны, что свидетельствует о неудовлетворительной работе общей лечебной сети по санитарному просвещению этой наиболее угрожаемой по развитию заболевания группе населения, что требует организации усиления образовательной работы путем создания и распространения широкого спектра информационных материалов, позволяющих создать у населения адекватное отношение к плановым обследованиям и профилактическим мероприятиям. Данная работа должна быть повсеместной и являться обязательным разделом производственной деятельности не только противотуберкулезной службы, но и общей лечебной сети и ее нельзя недооценивать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12._______

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.