Научная статья на тему 'Оценка уровня вовлеченности России в мировую систему онлайн-платежей в условиях цифровой экономики'

Оценка уровня вовлеченности России в мировую систему онлайн-платежей в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УРОВЕНЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА / УРОВЕНЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ МОБИЛЬНОГО БАНКИНГА / ПОПУЛЯРНОСТЬ СЕРВИСОВ ОПЛАТЫ / DIGITAL ECONOMY / THE LEVEL OF INTERNET PENETRATION / THE LEVEL OF PENETRATION OF MOBILE BANKING / THE POPULARITY OF PAYMENT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добролежа Е. В., Воробьева И. Г.

Современный этап мирового развития характеризуется усиленными темпами процессов цифровизации. В связи с этим авторами был изучен уровень проникновения интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества, вовлеченности граждан и бизнеса в использование цифровых технологий в финансовой сфере, предпочтения интернет-пользователей по техническим средствам, сервисам оплаты и онлайн-платежам в России и зарубежных странах. В статье обосновывается необходимость развития современных сервисов оплаты, изучается популярность онлайн-платежей и уделяется внимание ключевым направлениям повышения уровня интеграции России в мировую систему онлайн-платежей в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF INVOLVEMENT OF RUSSIA IN THE WORLD SYSTEM OF ONLINE PAYMENTS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The modern stage of world development is characterized by increased rates of digitalization processes. In this regard, the authors studied the level of Internet penetration, the involvement of citizens and businesses in the use of digital technologies in the financial sphere, the preferences of Internet users to technical means, payment services and online payments in Russia and foreign countries. The article substantiates the need for the development of modern payment services, examines the popularity of online payments and pays attention to the key areas of increasing the level of integration of Russia into the global online payment system in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня вовлеченности России в мировую систему онлайн-платежей в условиях цифровой экономики»

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Добролежа Е.В., д.э.н., профессор кафедры банковского дела, РГЭУ (РИНХ) E-mail: dobroleja. elena@yandex. ru Воробьева И.Г.,

к.э.н., доцент кафедры банковского дела,

РГЭУ (РИНХ)

E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОССИИ В МИРОВУЮ СИСТЕМУ ОНЛАЙН-ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

JEL classification: E5, Q01

Современный этап мирового развития характеризуется усиленными темпами процессов цифровизации. В связи с этим авторами был изучен уровень проникновения интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества, вовлеченности граждан и бизнеса в использование цифровых технологий в финансовой сфере, предпочтения интернет-пользователей по техническим средствам, сервисам оплаты и онлайн-платежам в России и зарубежных странах. В статье обосновывается необходимость развития современных сервисов оплаты, изучается популярность онлайн-платежей и уделяется внимание ключевым направлениям повышения уровня интеграции России в мировую систему онлайн-платежей в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, уровень проникновения интернета, уровень проникновения мобильного банкинга, популярность сервисов оплаты.

E.V. Dobrolezha, I. G. Vorobyeva

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF INVOLVEMENT OF RUSSIA IN THE WORLD SYSTEM OF ONLINE PAYMENTS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

The modern stage of world development is characterized by increased rates of digitali-

zation processes. In this regard, the authors studied the level of Internet penetration, the involvement of citizens and businesses in the use of digital technologies in the financial sphere, the preferences of Internet users to technical means, payment services and online payments in Russia and foreign countries. The article substantiates the need for the development of modern payment services, examines the popularity of online payments and pays attention to the key areas of increasing the level of integration of Russia into the global online payment system in the digital economy.

Keywords: digital economy, the level of Internet penetration, the level of penetration of mobile banking, the popularity of payment services.

Введение

Переход человечества к информационному обществу с 50-х годов ХХ века на основе использования компьютеров и интернета обусловил эпоху глобальных перемен, благодаря которым появились и стали развиваться новые формы ведения хозяйственной деятельности (интернет-магазины, интернет-банки, платежные системы), искусственный интеллект, социальные сети и мобильные решения, новые виды денежных знаков (виртуальные валюты), что обусловило и развитие нового вида экономики - цифровой экономики. Наиболее ярким трендом ее развития в последние годы является внедрение основных ее достижений во все сферы жизни общества.

С одной стороны, цифровая экономика - это специфический вид хозяйственной деятельности, основанный на цифровых технологиях и характеризующий область электронных товаров и услуг, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме.

С другой стороны, в более широком смысле под цифровой экономикой необходимо понимать систему отношений, базирующуюся на современных цифровых технологиях передачи, хранения и обработки информации для принятия экономических решений и совершения сделок.

Расширение цифровизации открывает для индустрии финансовых услуг новые перспективы, связанные с возможностью формирования особой технологической экосистемы, построенной на принципах открытости и интегрированности, значительно повышающей степень удовлетворенности клиентов за счет роста скорости и простоты обслуживания, расширения охвата клиентов в пространстве и во времени.

В сфере финансовых услуг в числе направлений охвата процессами цифрови-зации в первую очередь особо выделяется рынок электронной коммерции, электронные деньги и электронный банкинг, которые развиваются благодаря высокому уровню проникновения интернета в жизнь граждан.

Цель работы состоит в выявлении ключевых направлений повышения уровня интеграции России в мировую систему он-лайн-платежей в условиях цифровой экономики. В процессе разработки данного вопроса были поставлены следующие задачи: оценить уровень проникновения интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества, вовлеченности граждан и бизнеса в использование цифровых технологий в финансовой сфере; изучить предпочтения интернет-пользователей к техническим средствам, сервисам оплаты и онлайн-платежам в России и зарубежных странах; сформулировать приоритетные направления повышения уровня онлайн-платежей в России.

Материалы и методы

Методологической основой статьи является системно-функциональный подход, обеспечивающий обобщение и синтез различных исследовательских направлений и позволяющий рассматривать экономические процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии. Обоснование выводов и рекомендаций осуществлялось на основе использования общенаучного инструментария, включая абстрактно-логический метод, ретроспективный, сравнительный анализ, что позволило обеспечить репрезентативность результатов исследования.

Результаты

В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р, цифровая экономика в России должна способствовать решению острых социально-экономических задач, чему очень благоприятствует уровень проникновения интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества. Так, по результатам Всероссийского омнибуса GfK, прирост числа пользователей интернета в России за 2018 г. составил 3 млн человек [1], что позволяет говорить об охвате интернет-сетями уже 90 млн человек и в целом соответствует 75,4% пользователей интернета в возрасте от 16 лет и старше. Рост российской аудитории интернета происходит в основном за счет людей старшего возраста, а также более широкого распространения мобильного интернета. Число интернет-пользователей среди молодых жителей (16-29 лет) было максимальным уже два года назад.

По данным отчета, представленного в декабре 2018 г. Международным союзом электросвязи (ITU), в интернет выходят 3,9 млрд человек, или 51,2% населения планеты, в том числе в развитых странах мира - 80,9% (в 2005 г. было 51,3%), в развивающихся - до 45,3% (было 7,7%) [2].

Среди российских пользователей интернета в возрасте 18-55 лет, которые проживают в городах РФ с населением выше 700 тыс. человек, по данным исследования Mediascope [5], популярность онлайн-платежей в 2018 г. по сравнению с 2017-м выросла с 91,5% до 95,8%. Наиболее активно ими оплачивали товары и услуги российские пользователи интернета в возрасте от 35 до 55 лет, среди которых самыми активными пользователями онлайн-услуг являются, как правило, премиальные клиенты. Молодежь активнее пользуется интернетом, уровень подключения к он-лайн-банку близок к 100%, однако эта аудитория пока только развивается. У молодежи есть смартфоны, но, как правило, нет денег.

80

70

70

71

75,4

60

57

53

50

44

40

37

33

30

25

20

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рисунок 1 - Динамика удельного веса пользователей интернета в России в возрасте от 16 лет и старше, % [1]

Большая часть интернет-платежей в 2018 г., как и в 2017 г., приходилась на мобильную связь (67,7%), ЖКУ (61,6%) и заказы в интернет-магазинах (52,4%). Кроме того, этим способом люди переводят друг другу деньги (48,8%), а также платят штрафы, налоги и госпошлины (41,8%). Рост интернет-платежей за мобильную связь в 2018 г. составил более 6%, увеличилось и количество заказов в интернет-магазинах (с 69 до 82,8%), причем 71,8% опрошенных оплачивает покупки в отечественных интернет-магазинах, 63,1% - в зарубежных.

Опрос по оценке популярности покупок с мобильного телефона среди жителей ряда европейских стран, в числе которых оказались Франция, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Польша, Россия, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания, проведенный осенью 2018 г. компанией Innofact по заказу Mastercard, показал разные преимущества совершения покупок с помощью смартфона, отмеченные респондентами [3]. Самыми популярными среди них выступают: «высокая скорость» (44%), «покупки в один клик» (33%), «простая навигация» (30%) и «безопасность» (14%). Для жителей Великобритании (22%), Ирландии (21%), Испании и Франции (20%) безопасность мобильных платежей играет ключевую роль, тогда как жители Польши (63%), Германии (59%) и Швейцарии (56%) среди

всех преимуществ выше оценили быстроту такого шопинга.

Для определения степени ментальной готовности населения использовать удаленные каналы доступа к финансовым услугам в 2018 г. Банком России впервые была измерена доля взрослого населения, готового начать регулярно пользоваться дистанционными каналами доступа к финансовым услугам при наличии такой возможности, которая составила 54,3%.

Итоги 9 месяцев 2018 года свидетельствуют о том, что уже более половины взрослых россиян стали использовать сервисы интернет-банкинга и/или мобильного банкинга как каналы дистанционного доступа к своим банковским счетам для перевода денежных средств: доля этой группы потребителей финансовых услуг возросла с 40,8 до 59,7%.

В то же время снизилась доля представителей малого и среднего бизнеса (далее -МСБ), осуществляющих дистанционный доступ к банковским счетам для проведения платежей с помощью интернет-банкинга и/или мобильного банкинга, с 79,6% на 01.01.2017 г. до 77,2% на 01.01.2018 г.

Самым популярным способом оплаты в РФ в 2018 г. являлись банковские карты - ими рассчитывались 89% респондентов, что на 10% больше, чем в 2017 г. Интернет-банкинг (87%) и электронные кошельки (71%) в 2018 г. занимают 2-е и

3-е место соответственно. В 2017 г. первое место среди методов онлайн-оплаты занимал интернет-банкинг, затем с отрывом в

1% шли банковские карты, а на долю оплат с помощью е-кошельков приходилось лишь 58% [3] (рис. 2).

Рисунок 2 - Использование современных видов платежей, % россиян, которые минимум раз в полгода платят за различные товары и услуги с компьютера или смартфона [4]

Если в 2015 г. 63% всех операций приходилось на интернет-банк и 37% - на смартфоны, то по прошествии двух лет, в 2017 г., клиенты банков уже 60% операций совершали с использованием смартфонов. Однако по объему платежей в 2015 г. на долю мобильных телефонов приходилось лишь 20%, а в 2018 г. - уже 59% [1].

Другими словами, люди, переводящие большие суммы и работающие с вкладами на крупную сумму, предпочитают осуществлять крупные трансакции именно с помощью web-версий компьютеров, а не «на бегу», что обычно подразумевают мобильные устройства.

Набирает популярность еще один способ онлайн-оплаты - мобильные бесконтактные платежи. Аудитория таких сервисов в 2018 г. выросла в 2,5 раза, ими пользуются 36,3% респондентов.

На растущую популярность мобильного банкинга влияет несколько факторов. Во-первых, как и в случае с интернет-банком, через мобильное приложение банка можно быстро выполнять несложные операции -проверку баланса, перевод с карты на карту, пополнение счета телефона. Во-вторых, на тенденцию влияет диджитализация общества: увеличивается число смартфонов и рас-

тет цифровая грамотность граждан. Клиенты уже не воспринимают мобильное приложение как преимущество банка, а по умолчанию считают его наличие необходимостью. При этом число пользователей мобильных банковских приложений в России в последние годы превышает число клиентов, пользующихся банковскими веб-приложениями. Так, доля пользователей интернет-версий в два раза ниже (27%), чем приверженцев мобильного банка. В целом же, по результатам Всероссийского омнибуса GfK, число пользователей интернета в России за 2018 г. на мобильных устройствах (планшетах - 14%, смартфонах - 59%) оставило 73 млн человек, то есть 61% россиян в возрасте от 16 лет являются активными пользователями этого канала доступа к информации [1].

В топ-3 сервисов для совершения он-лайн-платежей входят Яндекс.Деньги и WebMoney, но наиболее популярным платежным сервисом является Сбербанк-онлайн, которым пользуются 81,7% россиян в 2018 г. (в 2017 г. - 73,4%) [4].

По ряду формальных признаков Россия демонстрирует в целом высокий уровень цифровизации и достаточно высокий уровень использования интернета населением и бизнесом.

70 60 50 40 30 20 10 0

59

аяйЙ

2013

2014

2015

2016

2017

2018

I Пользуются интернетом на смартфонах ■Пользуются интернетом на планшетах

Рисунок 3 - Динамика числа российских пользователей интернетом посредством планшетов и смартфонов, % [1]

Рисунок 4 - Использование интернета населением за последние 3 месяца по странам по итогам 2017 г., % взрослого населения [6]

Но по итогам 2017 г. Россия занимает лишь 25-е место (из 193) в рейтинге ООН по уровню развития государственных он-лайн-сервисов (37-е место в 2016 г.). Так, доля россиян, использующих интернет для осуществления покупок, финансовых операций, поиска работы и дистанционного обучения, в 2 раза меньше, чем в странах ЕС. В 1,5 раза меньше доля россиян, использующих интернет для поиска товаров и услуг, и в 3 раза - скачивающих программное обеспечение.

Основные достижения, связанные с цифровизацией, - это формальные показатели касательно доступности интернета (интернет в России остается дешевле, чем в ЕС), использования социальных сетей, а также использования бесплатных сервисов («просмотр ТВ и скачивание видео», «поиск информации о товарах и услугах через интернет», «телефонные звонки или видеоразговоры населения через интернет»).

Рисунок 5 - Уровень проникновения цифровых технологий в жизнь населения,

% населения [5]

В свою очередь, платные сервисы и финансовые услуги, наоборот, не пользуются популярностью у россиян. Так, в сделки купли-продажи и иные финансовые операции через интернет вовлечена в 2 раза меньшая доля населения, чем в ЕС. Электронные книги и журналы скачивают и читают всего 25% россиян против 72% жителей ЕС. При этом ряд параметров качества вовлеченности населения в цифровую экономику не оценивается в России. Так, в странах ЕС используются показатели «Наличие у населения базовых цифровых навыков» - 57% (в 2017 г.), «Число выпускников с образованием в области науки, технологий, инженерного дела или математики (STEM) на 1000 человек населения в возрасте 20-29 лет» - 19%.

По показателю использования интернета населением для осуществления финансовых операций Россия еще значительно уступает развитым странам.

Отстает пока Россия от развитых стран и по уровню проникновения мобильного банкинга. Так, банком ING было опрошено весной 2018 г. 1000 респонден-

тов из 15 стран мира, в том числе из ряда европейских государств, США и Австралии. Результаты показали, что 32% своих ежедневных трат европейцы оплачивают наличными деньгами с помощью банковских карт - 60%, причем с помощью кредитной карты (31%) или дебетовой карты (29%).

32% европейцев для проверки сделок или баланса счета используют настольный компьютер или ноутбук, в то же время 65% респондентов из стран Европы используют мобильные устройства для выполнения этих действий. Несколько лет назад это соотношение было противоположным, что подчеркивает ценность мобильного банкинга как поля для дальнейшего развития онлайн-платежей. Но в условиях развития передовых технологий люди все чаще пользуются мобильными устройствами на работе, в пути, на отдыхе для выполнения платежных операций, а следовательно, организациям, предоставляющим такие продукты, необходимо совершенствовать и расширять их функционал.

Рисунок 6 - Использование интернета населением для осуществления финансовых операций по странам по итогам 2017 г. (в процентах от численности населения в возрасте 15-74 лет,

использующего интернет) [6]

Для российского бизнеса, так же как и для населения, наблюдается не такое сильное отставание от стран ЕС по формальному показателю «доступа к интернету» (по данным Росстата России, интернетом пользуются 86% предпринимателей), при этом вовлеченность в использование

интернета у компаний значительно ниже -почти в 2 раза ниже по каждому параметру, чем в ЕС (в частности - в вопросах наличия сайтов в сети интернет, использования информационных систем, использования систем закупок и т.д.).

Рисунок 7 - Проникновение цифровых технологий в бизнес, % предприятий (предпринимательский сектор, без финансовых организаций) [5]

Российские предприятия в меньшей мере присутствуют онлайн и используют цифровые системы автоматизации бизнес-процессов по сравнению с европейским бизнесом.

По сравнению со странами ЕС в России в 2 раза меньше доля организаций, использующих системы планирования ресурсов (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и радиочастотную идентификацию (RFID). При этом ряд параметров качества вовлеченности бизнеса в цифровую экономику в России не оценивается. Так, в странах ЕС используются показатели «Малые и средние предприятия, продающие онлайн» -17,2% (в 2017 г.), «Выручка в секторе электронной коммерции (% выручки МСП)» - 10,3%, «Интернет-продажи малых и средних предприятий за границу (% МСП)» - 8,4%.

Обсуждение

Несмотря на ряд высоких показателей цифровизации (проникновение интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества, развитие государственных онлайн-сервисов, реализация масштабных цифровых проектов), Россия значительно отстает в развитости цифровой экономики по качественным показателям вовлеченности граждан и бизнеса.

Такое отставание России определяется множеством факторов. Во-первых, невысоким уровнем доверия к финансовым институтам. По этой причине многие граждане в России не доверяют пластиковым картам, а предпочитают надежность бумажных денег. Во-вторых, степенью развития соответствующей инфраструктуры. Далеко не везде в России можно расплатиться банковской картой в отличие от наличных платежей. В-третьих, надо учитывать временной фактор - в России современные финансовые технологии появились намного позже, и поэтому нужно дополнительное время на полноценное внедрение в обществе таких новшеств. Несмотря на эти факторы, как мы уже отмечали, и в России достаточно быстро растет популярность платежей банковскими картами.

Финансовая сфера все активнее использует результаты развития цифровиза-ции, и в сфере онлайн-платежей в том числе. Однако в этом направлении и государству, и банковскому сообществу еще предстоит реализовать довольно серьезные усилия, возможно, до полного перехода к безналичным платежам, учитывая выгоды и преимущества этого процесса.

Очевидно, что широкое использование достижений цифровизации в экономике и финансовой сфере способно стимулировать экономическое развитие, сокращать издержки участников рынка и повышать степень удовлетворенности потребителей финансовых услуг. Поэтому развитию платежных систем, технологий и сервисов должно уделяться пристальное внимание как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества. В свою очередь, ключевым направлением, за счет которого будет наблюдаться повышение уровня интеграции России в мировую систему онлайн-платежей, должно быть максимальное внимание к безопасности всех участников таких трансакций, в большей степени основанном на предупреждении возможных мошеннических действий.

Заключение

На основе изложенного необходимо отметить, что, несмотря на высокие показатели цифровизации (проникновение интернета в финансово-хозяйственную жизнь субъектов общества, развитие государственных онлайн-сервисов,

реализация масштабных цифровых проектов), Россия еще значительно отстает в развитости цифровой экономики по качественным показателям вовлеченности граждан и бизнеса. В то же время в России, как и за рубежом, самым быстрорастущим и наиболее популярным каналом онлайн-платежей является мобильный банкинг, однако уровень использования банковских карт для снятия наличных средств в сравнении с развитыми зарубежными странами еще достаточно высок.

Очень хочется быть уверенными, что проводимая политика и Банка России, и Правительства Российской Федерации по

повышению уровня финансовой

грамотности и навыков цифровых технологий среди российских граждан обеспечит дальнейший рост популярности онлайн-платежей за товары и услуги, а также качественные результаты, которые принесут значительный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

макроэкономический эффект для страны в целом и каждого гражданина в отдельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Семенюта О.Г. Экономические подходы к разработке системы цифровых денег центрального банка // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2018. - № 1 (61). - С. 143-149.

2. Рябченко А.А., Шапиро И.Е. Использование информационных технологий в банковском обслуживании корпоративных клиентов // Оценка социально-экономического развития: опыт и перспективы Тезисы докладов и выступлений III Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / общ. ред. О.Н. Голови-нова. - 2019. - С. 149-151.

3. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issl edovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 14.03.2019).

4. Интернет-аудитория в мире. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.m/index.php/%D0%A1% D1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D1%8 F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D 1%80%D0%BD%D0%B5%D 1%82-%D0%B4%D0%BE%D 1%81 %D1%82%D1 %83%D0%BF_(%D0%BC%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_% D1%80%D 1%8B%D0%BD%D0%BE%D0% BA) (дата обращения: 14.03.2019).

5. Исследование Mastercard: 8 из 10 европейцев совершают покупки через мобильные устройства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://newsroom.mastercard.com/ru/news-briefs/%D0%B8%D1%81%D 1%81 %D0%B B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-

mastercard-8-%D0%B8%D0%B7-10-%D0%B5%D0%B2%D1 %80%D0%BE%D0 %BF%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B5 %D0%B2-%D1%81%D0%BE%D0%B2% D0%B5%D1%80%D1%88/ (дата обращения: 16.03.2019).

6. Онлайн-платежи в регионах России: 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://money.yandex.ru/i/ forms/mediascope_2018_reg.pdf (дата обращения: 16.03.2019).

7. Россия: от цифровизации к цифровой экономике. Институт экономики роста им. Столыпина П.А. Октябрь 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/09/issledovanie_tsifrov aya-ekonomika-14-09-18-1.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

6. Цифровая экономика. Краткий статистический сборник. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/12/26/1143130 930/ice2019kr.pdf1 (дата обращения: 17.03.2019).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. O.G. Semenyuta Economic approaches to the development of a digital bank central bank system. // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). 2018. № 1 (61). Pp. 143-149

2. A. Ryabchenko, I.E. Shapiro Use of information technologies in banking services for corporate clients. // In the collection: Assessment of socio-economic development: experience and prospects Abstracts and presentations of the III International Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists. General editorship ON Golovinova. 2019. pp. 149-151.

3. GfK study: Internet Penetration in Russia [Electronic resource] // URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (accessed 14.03.2009)

4. Internet audience in the world. 2018 [Electronic resource] // URL: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1% D1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D1%8 F:%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D 1%80%D0%BD%D0%B5%D 1%82-

%D0%B4%D0%BE%D 1%81 %D1%82%D1 %83%D0%BF_(%D0%BC%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_% D1%80%D 1%8B%D0%BD%D0%BE%D0% BA) (accessed 14.03.2009)

5. MasterCard research: 8 out of 10 Europeans make purchases via mobile devices [Electronic resource] // URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/news-briefs/%D0%B8%D1%81%D 1%81 %D0%B B%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D 0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-mastercard-8-%D0%B8%D0%B7-10-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0 %BF%D0%B5%D0%B9%D1%86%D0%B5 %D0%B2-

%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D 1 %80%D1%88/ (accessed 16.03.2009)

6. Online payments in Russian regions: 2018 [Electronic resource] // URL: https://money.yandex.ru/i/forms/mediascope_ 2018_reg.pdf (date of application 16.03.2009).

7. Russia: from digitalization to digital economy. Institute of growth Economics. Stolypin P.A. October 2018 [Electronic resource] // URL: http://stolypin ahhh!institute/wp-content/uploads/2018/09/ issledovanie_tsifrovaya-ekonomika-14-09-18-1ahhh!pdf (accessed 17.03.2009).

8. Digital economy. Summary of statistics. 2019 [Electronic resource] // URL: https://www.hse.ru/data/2018/12/26/1143130 930/ice2019kr.pdf1 ahhh! (Accessed 17.03.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.