Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Леонидова Екатерина Георгиевна
младший научный сотрудник, ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий РАН»,
РФ, г. Вологда E-mail: leo_leg_8509@,mail. ru
ESTIMATION OF THE LEVEL OF FORMATION OF EVENT TOURISM IN THE REGION
Ekaterina Leonidova
junior scientific researcher, Institute of socio-economic development
of territories of Russian academy of sciences,
Russia, Vologda
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена определению уровня сформированное™ событийного туризма в регионе. В статье описано состояние сферы туризма Вологодской области, а также представлены результаты оценки уровня сформированности событийного туризма в Вологодской области.
ABSTRACT
The article proposes a method to identify the level of formation of event tourism in the region. We analyzed quantitative characteristics of event tourism. It also contains the current situation in tourism in Vologda Region.
Ключевые слова: туризм, событийный туризм, экономика, территория, событийный.
Леонидова Е.Г. Оценка уровня сформированности событийного туризма в регионе // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2465
Keywords: tourism, event tourism, economic, territory, event.
Одной из актуальных задач российской экономики является преодоление ее моноструктурности. В настоящее время одной из отраслей, способных диверсифицировать структуру экономики, является туризм. Туризм способен внести значительный вклад в формирование внутреннего регионального продукта, создавая новые рабочие места и повышая уровень и качество жизни населения.
В Российской Федерации одной из проблем развития туризма является однообразие предоставляемого туристского продукта (доминирование культурно-познавательного туризма), а также неэффективное использование имеющегося ресурсного потенциала. В последнее время большим спросом среди российских туристов пользуется такое направление, как событийный туризм. Данный сегмент является новым для туристского рынка РФ и представляет собой вид туризма, связанный с посещением туристами и экскурсантами места проведения события, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события.
В настоящее время доля событийного туризма на внутреннем туристском рынке Российской Федерации невелика (рис. 1).
Рисунок 1. Виды туризма и их доля на российском рынке в 2012 г.
Однако, согласно оценкам экспертов Федерального агентства по туризму, к 2015 г. туристский поток событийного туризма увеличится в 1,4 раза и составит 0,5 млн человек [6].
Актуальность развития событийного туризма отмечена на правительственном уровне. Так, в 2013 г. министр культуры В. Мединский заявил, что «без событий нет современного туризма», и объявил о начале помощи регионам по созданию специальных событий и соучастию в их проведении [11].
Для стратегического планирования и эффективного управления событийным туризмом необходимо определение сложившегося уровня его развития на территории региона. Целью данной статьи является оценка сформированности событийного туризма в регионе. В научной литературе отсутствуют методики, позволяющие решить данную задачу в отношении событийного туризма. Поэтому в статье определение уровня сформированности событийного туризма в регионе будет основано на методике Ж.А. Ермаковой и Ю.Е. Холодилиной, апробированной авторами в отношении научного туризма [3]. Данная методика основана на количественной оценке результативных показателей формирования системы научного туризма и состоит из трех этапов:
I. Расчет показателей сформированное™ локализованной системы научного туризма.
II. Построение диаграммы, демонстрирующей профиль сформированности локализованной системы научного туризма.
III. Определение уровня сформированности локализованной системы научного туризма.
К достоинствам указанной методики можно отнести простоту расчетов, наглядность результатов, универсальность (возможность интерпретации методики для любого вида туризма). Кроме того, данный подход предоставляет возможность оценки уровня сформированности видов туризма при проведении межрегиональных сравнений. При этом вместо показателя «среднегодовая численность постоянного населения субъекта РФ» целесообразно производить расчеты на 1000 человек населения. Также применение данного подхода позволяет определить не только текущий уровень сформированности вида туризма в регионе, но и обозначить направления, где требуются улучшения.
В качестве объекта исследования выступила Вологодская область, в которой сфера туризма признана региональными властями приоритетной для развития. На протяжении последних лет данное направление показывает устойчивое развитие и приносит доход в бюджет региона (табл. 1).
Таблица 1.
Основные показатели развития туризма в Вологодской области в 2009—2013 гг.
№ Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2010 г, в %
1 Въездной туристский поток (тыс. посетителей) 1360 1480 1800 1940 2100 154,4
2 Средняя численность работников турфирм (чел.) 536 643 598 724 647 120,7
3 Среднесписочная численность работников коллективных средств размещения (чел.) 3174 2901 2697 2636 2610 82,2
4 Вклад туризма в валовой региональный продукт (%) 4 3,8 4 4,2 4,4 110
5 Объем инвестиций в туризм Вологодской области, млн. руб. 560 625 710 760 730 130,4
Анализ имеющейся информационной базы Вологодской области [7, с. 50—73] позволил интерпретировать данную методику в отношении событийного туризма, не меняя логику исследования и дополнив количество показателей, имеющих отношение к событийному туризму (показатели 5—7). При этом показатели 1 —4 рассматриваются как общие для туризма в целом и событийного туризма в частности. Следует отметить, что расчет показателей проводился по итогам 2013 г., исходя из наличия соответствующих статистических данных.
Состав показателей, характеризующих сформированность событийного туризма, был определен исходя из его ресурсных составляющих (рис. 2).
Ресурсы событийного туризма
Информаци Инфрастру Кадровые онные ктурные Культурные Природные Организационно- управленческие
Туристская инфраструктура (предприятия питания, средства размещения, транспорт)
Сопутствующая инфраструктура (услуги связи, банков, предприятий торговли и т.п.)
Специализированная инфраструктура событийного туризма (спортивные сооружения, концертные площадки, деловые центры, культурно-досуговые учреждения и т.п.)
Рисунок 2. Ресурсный состав событийного туризма
Адаптация методики оценки уровня сформированности событийного туризма в регионе представлена в таблице 2.
Адаптация методики уровня сформированности локализованной системы научного туризма для определения уровня развития событийного туризма
в регионе
Показатели сформированности событийного туризма Комментарий
1. Показатель, характеризующий кадровое обеспечение событийного туризма
КО=ТВ * 100%, где КО — показатель кадрового обеспечения туризма; ТВ — количество выпускников соответствующего профиля, выпущенных всего; ЧВ — общая численность специалистов с высшим профессиональным образованием. Отражает обеспеченность специалистами с высшим профессиональным образованием по программам подготовки: • гуманитарные науки; • экономика и управление; • сфера обслуживания; • культура и искусство.
2. Показатель участия коммерческих структур в процессе формирования событийного туризма
ВИ КС=ВИ*100%, где КС — показатель участия коммерческих структур; ВИ — общее количество внебюджетных инвестиций в формирование и развития туризма (за отчетный период); И — общее количество инвестиций в формировании туризма (за отчетный период). Отражает вклад частных инвесторов в развитие туризма.
3. Показатель участия органов власти в процессе формирования туризма
БИ ОВ = БИ * 100%, где ОВ — показатель участия органов власти; БИ — количество бюджетных средств (различных уровней), направленных на развитие туризма (за отчетный период); И — общее количество инвестиций в туризм (за отчетный период). Демонстрирует степень расходов бюджетов всех уровней на развитие туризма.
4. Показатель обеспеченности туристской инфраструктурой
Ои-Чкф+Чпит+Чавт * 100%, где Чср Оук — обеспеченность туристов объектами туристской инфраструктуры; Чкср — коллективных средств размещения; Чпит — число предприятий общественного питания; Чавт — число автобусов общего пользования; Чср — среднегодовая численность постоянного населения области согласно статистическим данным ТО ФСГС по Вологодской области. Отражает наличие туристской инфраструктуры в регионе.
5. Показатель востребованности событийного туризма
СТ П =-* 100%, где П — показатель востребованности событийного туризма; СТ —количество событийных туристов, посетивших регион за отчетный период; Т — общее количество туристов, посетивших регион за отчетный период. Отражает фактический спрос на событийный туризм в регионе.
6. Показатель обеспеченности населения специализированной инфраструктурой событийного туризма
Чбибл.+Чукд+Чмузей+Чтеатр+Чкино+Чспорт ук Чср % где Оук — обеспеченность населения объектами событийного туризма; Чбибл. — число библиотек; Чмузей — число музеев; Чтеатр — число театров; Чкино — число киноустановок; Чспорт — число спортивных сооружений; Чср — среднегодовая численность постоянного населения области согласно статистическим данным ТО ФСГС по Вологодской области. Отражает наличие объектов событийного туризма в регионе.
7. Показатель участия населения в событиях
У Н= - * 100%, где Чср Н — доля населения, участвующего в праздниках, выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках, фестивалях, концертах и иных мероприятиях; У — количество участников культурно-массовых мероприятий; Чср — среднегодовая численность постоянного населения области согласно статистическим данным ТО ФСГС по Вологодской области. Отражает долю населения, участвующего в культурномассовых мероприятиях.
Анализ показателей, характеризующих уровень сформированности событийного туризма в Вологодской области, позволил получить профиль сформированности данного направления, представленный на рисунке 3.
Рисунок 3. Итоговый профиль сформированности событийного туризма
в Вологодской области
Уровень сформированности событийного туризма в регионе определяется по следующей шкале:
• от 0 до 40 % — низкий уровень сформированности событийного туризма;
• от 41 до 70 % — средний уровень сформированности событийного туризма;
• от 71 до 100 % — высокий уровень сформированности событийного туризма.
Таким образом, использование данной методики позволило определить, что событийный туризм в Вологодской области находится на низком уровне сформированности и составляет 30,4 %. Прежде всего, данный факт обусловлен низкой обеспеченностью населения туристской и специализированной инфраструктурой событийного туризма. При этом следует отметить, что количество и качество туристской инфраструктуры является общей проблемой как Вологодской области, так и сферы туризма России в целом. Кроме того, крайне низкой является степень участия местных органов власти в отношении финансирования объектов туристской привлекательности.
Вместе с тем перспективы дальнейшего развития событийного туризма в регионе определяются интересом к туристской отрасли со стороны частных инвесторов, а также наличием большого кадрового резерва, обладающего высокой квалификацией для работы в данной сфере.
Таким образом, применение методики для оценки сформированности событийного туризма позволило определить уровень его развития в Вологодской области. Однако следует отметить, что для исчерпывающей характеристики функционирования данного направления в регионе необходима более полная информационная база.
Список литературы:
1. Василенко В.А. Основы теории и практики спортивно-событийного
туризма [Текст]: монография / В.А. Василенко, Вань Мяо. —
Симферополь. КРП «Издательство «Крымучпедгиз», 2011. — 242 с.
2. Груздева М.А. Региональные особенности социокультурного развития / М.А. Груздева // Проблемы региональной экономики. — 2014. — № 28. — С. 3—14.
3. Ермакова Ж.А. Методический подход к определению уровня сформированности региональной системы научного туризма [Текст] / Ж.А. Ермакова, Ю.Е. Холодилина // Вестник СамГУ. — 2014. — № 6. — С. 74—78.
4. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление российского
туристского рынка // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. — 2015. — № 7 (18) / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //7 universum.com/ru/economy/archive/item/2307 (дата
обращения: 01.07.2015).
5. Постановление Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1139
(ред. от 29.04.2013) «О долгосрочной целевой программе «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области на 2011—2014 годы» // Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
ЬОр://ёерсиН:35.ги/тёех.рЬр?1ё=174(дата обращения: 01.07.2015)
6. Сирченко А.А. О перспективах развития событийного туризма
в Российской Федерации // Информационно-аналитический портал «Предпринимательство и право» — 13.11.2012 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=1313 (дата
обращения: 01.05.2015).
7. Транспорт и связь Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Вологодской
области. — Вологда, 2014. — 45 с.
8. Туризм в Вологодской области: стат. сб. / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Вологодской
области. — Вологда, 2014. — 106 с.
9. Ускова Т.В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — 182 с.
10. Шарафанова Е.Е. Спортивно-событийный туризм и развитие
территорий [Текст]: монография / Е.Е. Шарафанова, Е.В. Печерица,
А.М. Житлов. — СПб.: Изд-во СПбГиЭУ, 2014. — 155 с.
11. Эффект события // Электронный журнал Эксперт online / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/south/2013/33/effekt-sobyitiya/ (дата обращения 01.04.2015).