Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ / БАКАЛАВРИАТ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ФОНДОВОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Бурханова Ирина Юрьевна, Тараканов Александр Александрович

В статье рассматривается проблема оценки сформированности компетенций бакалавров педагогического образования в рамках итогового государственного экзамена. Авторами предлагается новый подход к оценке уровня сформированности компетенций у выпускников, сущность которого заключается в разработке универсальных фондовых заданий для оценки общепрофессиональных компетенций. В качестве примера рассматривается пример конкретизированного фондового задания, построенного для оценки компетенции ОПК -7. Описано содержание организационно-методической части, содержательной, в которой представлено описание контекстной задачи, в а также критериальной части, с разработанными критериями и показателями сформированности компетенций бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеева Анастасия Владимировна, Бурханова Ирина Юрьевна, Тараканов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF COMPETENCE FORMATION OF UNDERGRADUATE GRADUATES IN THE PROCESS OF THE FINAL STATE EXAM

The article deals with the problem of assessing the formation of competencies of bachelors of pedagogical education in the framework of the final state exam. The authors propose a new approach to assessing the level of competence formation among graduates, the essence of which is to develop universal stock tasks for evaluating general professional competencies. As an example, we consider an example of a specified stock task built to assess the competence of the defense industry-The content of the organizational and methodological part, the content part, which describes the context task, as well as the criteria part, with the developed criteria and indicators of the formation of bachelor's competencies, is described.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Бурханова Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

директор Тараканов Александр Александрович

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и

талантов у детей и молодежи «Вега» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки сформированности компетенций бакалавров педагогического образования в рамках итогового государственного экзамена. Авторами предлагается новый подход к оценке уровня сформированности компетенций у выпускников, сущность которого заключается в разработке универсальных фондовых заданий для оценки общепрофессиональных компетенций. В качестве примера рассматривается пример конкретизированного фондового задания, построенного для оценки компетенции ОПК -7. Описано содержание организационно-методической части, содержательной, в которой представлено описание контекстной задачи, в а также критериальной части, с разработанными критериями и показателями сформированности компетенций бакалавров.

Ключевые слова: итоговая государственная аттестация выпускников, бакалавриат, оценка сформированности компетенций, фондовое задание.

Annotation. The article deals with the problem of assessing the formation of competencies of bachelors of pedagogical education in the framework of the final state exam. The authors propose a new approach to assessing the level of competence formation among graduates, the essence of which is to develop universal stock tasks for evaluating general professional competencies. As an example, we consider an example of a specified stock task built to assess the competence of the defense industry-The content of the organizational and methodological part, the content part, which describes the context task, as well as the criteria part, with the developed criteria and indicators of the formation of bachelor's competencies, is described.

Keywords: final state certification of graduates, bachelor's degree, assessment of the formation of competencies, background task.

Введение. В настоящее время, в вузах, в качестве формы проведения итоговой государственной аттестации принята форма итогового государственного экзамена. Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ориентируют на оценку уровня сформированности компетенций выпускников бакалавриата, что должно обеспечивать готовность бакалавров к осуществлению профессиональной деятельности. Однако. Существующий подход проведения экзамена в форме опроса по билету, не решает такой задачи, и позволяет выявить лишь знания и некоторые умения у выпускников [1; 3; 41.

Таким образом, сформулированная проблема требует разработки нового концептуального подхода в оценке уровня сформированности компетенций бакалавров в рамках итоговой государственной аттестации.

Целью исследования явилось разработка новых подходов к оценке уровня сформированности компетенций у выпускников бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».

Изложение основного материала статьи. Нами, в рамках работы проектной группы «Создание банка оценочных средств для оценки образовательных результатов», осуществляющей свою деятельность в Мининском университете, была предпринята попытка разработать новую концепцию оценки образовательных результатов у бакалавров педагогического направления в рамках итогового государственного экзамена. В качестве основной формы для оценки компетенций была принята форма фондового задания, суть которого заключалась в разработке универсальных заданий для проверки общекультурных компетенций выпускников. Под фондовым заданием понимается задание, направленное на оценку готовности выпускника бакалавриата к профессиональной деятельности, построенное в соответствии с требованиями ФГОС ВО к сформированности общепрофессиональных (ОПК) и универсальных (УК) компетенций, а также, с учетом требований профессионального стандарта к молодому педагогу на этапе входа в профессиональную деятельность [5].

Сущность фондового задания была основана на идее оценки общепрофессиональной компетенции бакалавра, выбранной из семи компетенций (ОПК-1 - ОПК-7) ФГОС ВО [6]. Методической основой создания нового формата итогового государственного экзамена выпускников бакалавриата педагогического образования в виде фондовых заданий выступают компетентностный и деятельностный подходы и адекватные им принципы: практико-ориентированной и исследовательской направленности обучения, а также принцип конкретизации [2]. Принцип конкретизации предусматривает учет условий и требований профиля подготовки выпускника при построении универсальных фондовых заданий.

В результате работы над структурой и содержанием подготовки оценочных средств для оценки итогового государственного экзамена была разработана следующая методика, которая определила последовательность и содержательную основу в разработке фондовых заданий.

В процессе разработки содержания итоговой государственной аттестации бакалавров, нами были выделены типы фондовых заданий, которые целесообразно использовать для оценки профессиональных компетенций выпускников, такие как составление и (или) анализ конспекта урока, с указанием конкретного типа, он-лайн урока, разработка программ, анализ проверочных работ с акцентом на выявление эффективности оценки учебных достижений обучающихся, выявления трудностей в обучении и составления плана коррекции и выстраивания индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для оценки общекультурных компетенций, предусматривающих воспитательный аспект деятельности учителя, были предложены такие типы как, разработка содержания и методического сопровождения внеурочных занятий с решением воспитательных или образовательных задач, направленных на формирование мотивации у обучению, духовно-нравственных ценностей, отбор психолого-педагогических технологий для обеспечения индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающегося и другие.

Рассмотрим пример такого конкретизированного фондового задания, построенного для оценки компетенции ОПК-7. В первой, организационно-методической части, указываются конкретные компетенции выбранные для оценки и индикаторы их достижения и конкретное трудовое действие из профессионального стандарта. В нашем примере разрабатываемая оценочная форма направлена на проверку освоения компетенции ОПК-7: способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

В профессиональном стандарте педагога названной компетенции соответствует трудовое действие 1.1.3: участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. Относительно данного трудового действия определили соответствующий индикатор ОПК-7.2: проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ. Также определили индикатор универсальной компетенции УК 3, в нашем случае это УК.3.2: планирует последовательность шагов для достижения заданного результата и УК 4, УК 4.7: осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров. Для оценки сформированности ОПК, определили соответствующий индикатор ОПК.8.5: владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.

Во второй (содержательной) части представляется конкретная профессиональная ситуация (контекстная задача). В рассматриваемом примере задача сформулирована следующим образом: «К Вам, как выпускнику педагогического университета, обратилась администрация образовательного учреждения с предложением создать проект информационной среды для реализации образовательной программы в рамках урочной или внеурочной деятельности и (или) коррекционной работы». В рамках разработки такого проекта, выполните следующие задания:

1. Выберите интерактивную форму взаимодействия с обучающимися (форум, стена, чат, блог, лента, портфолио, учебный курс и т.п), определите участников данного взаимодействия, определите ее цели, задачи (ОПК-7.2).

2. Разработайте контент (проект информационной среды). В содержании представьте графические материалы - фотографии, инфографики и др.; видеоматерилы - рекламные ролики, развлекательные ролики, описательные ролики, обзоры и др.; текстовые материалы - статьи, посты на сайтах, в социальных сетях и блогах; аудиоматериалы - подкасты, рекламные ролики и др. (УК-3.2; УК-4.7).

3. Разработайте форму для оценки контента с точки зрения решения педагогических задач, выделите критерии и показатели оценки (ОПК-8.5).

В третьей, критериально-оценочной части формулируются критерии, показатели и шкала оценивания. Применительно к рассматриваемому примеру для оценки могут быть предложены следующие критерии и показатели оценки. Оценка выполнения задания 1 определяется на основе следующих критериев: степень полноты и правильности выполнения задания. Повышающий коэффициент равен 5 (таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки выполнения задания №1

Показатели Баллы

Приведено корректное обоснование выбора формы взаимодействия с обучающимися. Верно определены цели и задачи, а также участники данного взаимодействия. 4

Верно выбрана форма взаимодействия с обучающимися, но обоснование недостаточно аргументировано. Есть неточности в формулировке цели и задач и определении участников взаимодействия обучающихся. 3

Нет обоснования выбора формы взаимодействия с участниками образовательного процесса. Цели и задачи сформулированы не корректно. Есть неточности в определении участников. 2

Максимальная оценка за задание 1 составляет 20 баллов. Задание считается выполненным успешно, если результат его выполнения составляет не ниже 10 баллов. Оценка выполнения задания 2 определяется на основе следующих критериев: степень полноты и правильности выполнения задания и степень соответствия профессиональному стандарту. Повышающий коэффициент равен 10 (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки выполнения задания №2

Показатели Баллы

Верно разработан контент информационной среды. В полном объеме представлено содержание контента (текстовые, графические и аудиоматериалы материалы, формы взаимодействия). 3

Верно разработан контент информационной среды. В содержании контента учтены не все необходимые материалы, необходимые для взаимодействия участников образовательного процесса. 2

Контент разработан не корректно. Содержание не включает необходимые формы взаимодействия частников образовательного процесса или эти формы представлены не точно. 1

Максимальная оценка за задание 2 составляет 30 баллов. Задание считается выполненным успешно, если результат его выполнения составляет не ниже 20 баллов. Оценка выполнения задания 3 определяется на основе следующих критериев: степень полноты и правильности выполнения задания и степень соответствия профессиональному стандарту. Повышающий коэффициент равен 5 (таблица 3).

Таблица 3

Критерии оценки выполнения задания №3

Показатели Баллы

Верно и полностью разработана форма для оценки контента с точки зрения решения педагогических задач. Корректно и обоснованно представлены критерии и показатели оценки контента. 4

Верно разработана форма для оценки контента с точки зрения решения педагогических задач. В обосновании критериев и показателей оценки контента имеются некоторые неточности. 3

Форма для оценки контента не разработана или разработана с существенными ошибками. Показатели оценки контента сформулированы не корректно. 2

Максимальная оценка за задание 3 составляет 20 баллов. Задание считается выполненным успешно, если результат его выполнения составляет не ниже 10 баллов.

На завершающем этапе конструирования критериально-оценочной части фондового задания осуществляется сопоставление баллов за выполненные задания со шкалой оценки сформированности компетенций выпускника представленной нами в таблице 4. Таким образом, для оценки ответа выпускника выстраивается шкала оценки в баллах по каждой компетенции (таблица 4).

Таблица 4

Шкала оценки сформированности компетенций выпускника в процессе выполнения фондового

задания

Компетенции Границы в баллах

ОПК 2.3 20-30

ОПК 8.2 10-20

УК 4.4. 10-20

Итого 40-70

Полученные баллы суммируются с баллами, полученными выпускником в результате тестирования знаний и соотносятся со шкалой оценки, представленной в рейтинговой системе оценки результатов ИГА в Мининском университете.

Выводы. Анализ научной и методической литературы по вопросам оценки компетенций у выпускников бакалавриата позволил сделать заключение, что существующие модели позволяют оценить только предметные знания, что не удовлетворяет требованиям ФГОС и современным требованиям и изменениями в оценке профессиональной квалификации учителя.

Предлагаемая нами форма оценки уровня сформированности общекультурных компетенций в виде фондовых универсальных заданий позволяет проверить готовность выпускника к решению профессиональных задач, а разработанные критерии и показатели оценки определить степень сформированности общепрофессиональных и универсальных компетенций. Приведенный пример универсального фондового задания для оценки компетенции ОПК-7 раскрывает подробный алгоритм разработки такого задания может быть использован для примера для разработки заданий для оценки других общепрофессиональных компетенций.

Литература:

1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Синюшина И.В. и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании. М.: Издательство ООО «Мэйлер», 2015. 228 с.

2. Кочнева, Е.М., Гришина, А.В. Воложанин С.Е. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sozdanii-modeli-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-pozitivnogo-roditelstva (дата обращения: 09.07.2020).

3. Перевощикова Е.Н. Разработка фондовых заданий для оценки компетенций выпускников бакалавриата педагогического образования на государственном экзамене // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе: материалы V Международной заочной научной конференции, г. Москва, 18-22 декабря 2019 г. / под ред. М.В. Егуповой, Л.И. Боженковой. - Москва: МПГУ, 2020. С. 43-49.

4. Поначугин А.В. Практика использования интерактивных технологий для подготовки бакалавров прикладной информатики в период пандемии covid-19 // Вестник Мининского университета. 2020. Том 8. №4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1150

5. Профстандарт Педагога 2020, утвержденный Правительством РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_standarty/profstandart-pedagoga-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/ (дата обращения: 19.12. 2020 г.).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://fgosvo.ru/440305 (дата обращения: 19.12. 2020 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.