Научная статья на тему 'Оценка уровня развития двигательных качеств детей с нарушениями зрения методами физического воспитания'

Оценка уровня развития двигательных качеств детей с нарушениями зрения методами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
702
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / CHILDREN / VISUAL DISORDERS / MOTOR PROPERTIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дычко Елена Анатольевна

Представлена оценка уровня развития двигательных качеств детей с нарушением зрения методами физического воспитания. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости потбора средств и методов для формирования двигательных качеств с использованием приемов контроля и самоконтроля для развития точности движений, поскольку они являются основными биодинамическими факторами, на которых базируется качество физических упражнений разной формы и содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дычко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Development Level of Motor Qualities of Children with Visual Impairments Methods of Physical Education

In the article the estimation of the development level of motor qualities of children with violation of the terms by the methods of physical education is presented. The results of the research which indicates the need for selections of means and methods for the formation of motor properties with the use of control techniques and self-control for the development of the accuracy of movements are given, since they are the main bio-dynamical factors, which are based on the quality of the exercise of the different form and content

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития двигательных качеств детей с нарушениями зрения методами физического воспитания»

Социальная медицина

УДК 571.9+612.7+614.599.7+315.234+613

Дычко Елена Анатольевна Elena Dychko

Представлена оценка уровня развития двигательных качеств детей с нарушением зрения методами физического воспитания. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости потбора средств и методов для формирования двигательных качеств с использованием приемов контроля и самоконтроля для развития точности движений, поскольку они являются основными биодинамическими факторами, на которых базируется качество физических упражнений разной формы и содержания

Ключевые слова: дети, нарушения зрения, двигательные качества

Работа выполнена в соответствии с Государственным планом научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2005-2012 гг. за темой «Оптимизация физического воспитания студентов на принципах программного подхода»

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональными возможностями организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Одним из важных звеньев сохранения здоровья является своевременное выявление отклонений для наиболее

In the article the estimation of the development level of motor qualities of children with violation of the terms by the methods of physical education is presented. The results of the research which indicates the need for selections of means and methods for the formation of motor properties with the use of control techniques and self-control for the development of the accuracy of movements are given, since they are the main bio-dynamical factors, which are based on the quality of the exercise of the different form and content

Key words: children, visual disorders, motor properties

эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий. Состояние здоровья детей с нарушениями зрения вызывает обеспокоенность многих исследователей [ 1, 2, 5 ]. При патологии зрения у детей обнаружен целый комплекс двигательных нарушений, которые предопределены снижением остроты зрения, нарушением бинокулярности, глазодвигательных функций, поля зрения [3, 4].

Цель работы — изучение двигательной активности детей с нарушениями зрения в возрасте 8...11 лет.

Базами для исследования выступили: специальная общеобразовательная школа-

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT LEVEL OF MOTOR QUALITIES OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS METHODS OF PHYSICAL EDUCATION

интернат 1...3 степеней для слепых и слабовидящих детей г. Славянск Донецкой области, общеобразовательные школы № 12 г. Славянск Донецкой области, кафедра физического воспитания ГВУЗ «Донбасского государственного педагогического университета».

Нами обследовано 129 детей в возрасте 8...11 лет, в том числе 15 слепых, 45 слабовидящих и 69 практически здоровых детей.

Согласно Международной классификации болезней и причин смерти 10-го пересмотра (1СБ-10, раздел Н), параграф «Расстройства зрения и слепота (Н53-Н54)», слепые дети имели остроту зрения на лучший глаз от 0,01 до 0,04 диоптрии (Н54.0 — слепота обоих глаз, Н54.3 — неуточне-на потеря зрения обоих глаз), а слабовидящие дети — острота зрения на лучший глаз при коррекции от 0,05 до 0,2 диоптрии (Н54.1 — слепота одного глаза, снижено зрение второго глаза, Н54.2 — снижено зрение обоих глаз, Н54.4 — слепота од-

ного глаза, Н54.6 — неуточненная потеря зрения одного глаза) . Работа выполнялась в соответствии с биоэтическими нормами с соблюдением законов Украины. Все родители дали письменное согласие на участие их детей в исследовании. Комплексное обследование включало определение уровня двигательных качеств детей.

Анализируя уровень развития физических качеств слепых и слабовидящих детей, прежде всего, следует охарактеризовать степень развития мышечной силы. Проведенные нами исследования направлены на установление двигательных способностей у слепых и слабовидящих мальчиков и девочек; они показывают, что уровень развития основных двигательных способностей (силы) у слепых и слабовидящих детей значительно ниже, чем у их практически здоровых однолетков (табл. 1). Отставание от нормы у слабовидящих детей регистрируется с 9 лет.

Таблица 1

Показатели уровня развития физических качеств детей за тестом динамометрия, см

Возраст, лет Рука Слепые дети Слабовидящие дети Практически здоровые дети

Мальчики

8 Левая 2,72±0,05* 6,5±0,06* 9,96±0,62

Правая 3,37±0,03* 6,0±0,01 8,33±0,09

9 Левая 6,79±0,34* 9,8±0,5 11,35±0,53

Правая 5,97±0,29* 8,5±0,41* 10,6±0,6

10 Левая 5,8* 22,0±0,6* 37,07±1,81

Правая 7,3* 5,0±0,3* 2,7±0,08

11 Левая 12,5* 16,5±0,1* 20,1±0,8

Правая 11,6* 16,5±0,8* 20,56±0,06

Девочки

8 Левая 3,2±0,07* 7,7±0,05* 11,8±0,2

Правая 4,49±0,03* 8,0±0,08* 11,1±0,81

9 Левая 5,48±0,03* 7,5±0,05* 9,4±0,03

Правая 5,84±0,09* 8,3±0,06* 10,4±0,02

10 Левая 7,67±0,02* 22,0±1,63* 35,2±1,2

Правая 8,09±0,03* 5,0±0,43* 1,66±0,07

11 Левая 8,03±0,37* 11,0±0,7* 13,42±0,79

Правая 9,3±0,2* 13,3±0,8* 16,5±0,59

Примечание. * - р<0,05 в сравнении с показателями практически здоровых детей

Исследовав уровень развития нервно- мышечной силы у слепых и слабовидящих

мышечной системы, мы отмечаем ее слабое детей 8 лет составляет 6,9 %, 9 лет — 10,9 %,

развитие по сравнению с практически здоро- 11 лет — 11,9 %. Особенно следует отметить

выми однолетками. Отставание в развитии низкий уровень мышечной силы у девочек.

В возрасте 8...11 лет разница с практически здоровыми сверстницами составляет 7,0 %.

Ограничение моторной деятельности отражается и на функциональных возможностях мышц и двигательного аппарата в целом. Скоростную выносливость у слепых, слабовидящих детей и практически здоро-

вых однолетков определяли по показателям бега с интенсивностью 70 % от максимальной (табл. 2). В наших исследованиях показатель бега с интенсивностью 70 % от максимальной у детей с нарушениями зрения был статистически достоверно ниже, чем у практически здоровых однолетков.

Таблица 2

Показатели бега с интенсивностью 70 % от максимальной, мальчики (по методике Б.В. Сермеева, В.О. Шекурова)

Возраст, лет Слепые и слабовидящие дети Практически здоровые дети t

8 23,0±0,4 38,6±1,9 4,4*

9 26,5±0,7 36,4±1,9 2,6*

10 28,3±1,1 37,4±1,8 2,1*

11 35,1±1,6 53,8±2,8 3,8*

Примечание. * - р<0,05 в сравнении с показателями практически здоровых детей

В табл. 3 показано сравнение результа- у слепых и слабовидящих девочек и прак-тов определения скоростной выносливости тически здоровых однолетков.

Таблица 3

Показатели бега с интенсивностью 70 % от максимальной, девочки (по методике Б.В. Сермеева, В.О. Шекурова)

Возраст, лет Слепые и слабовидящие дети Практически здоровые дети t

8 25,9±0,7 32,5±1,5 2,1*

9 26,4±0,9 40,2±1,8 4,0*

10 26,8±0,6 42,2±2,6 2,6*

11 30,2±1,1 43,8±2,6 31*

Примечание. * - р<0,05 в сравнении с показателями практически здоровых детей

В наших исследованиях этот показатель у детей с нарушениями зрения был статистически достоверно ниже, чем у практически здоровых однолетков.

Для полной характеристики компонентов, которые формируют двигательные способности слепых и слабовидящих детей, изучен уровень развития точности движений.

Нарушение физического развития и двигательной подготовленности обусловило снижение уровня точности движений у слепых и слабовидящих детей. Нами определялось умение детей с нарушениями зре-

ния контролировать точность двигательных действий по пространственным, часовым и силовым параметрам (определять расстояние от ближайшей ноги к центру круга при движении на 10 м в коридоре 1 м, а также оценивать пространственную точность угловых движений — двигать руками в сторону на 90 ° и отводить ногу назад с наклоном туловища на 90 °).

Лучшие результаты зарегистрированы у слепых, они превосходят в своих показателях слабовидящих и практически здоровых однолетков (табл. 4).

Динамика изменений точности часо- ми зрения к оценке времени имеет стойкую вого параметра позволяет отметить, что с тенденцию к улучшению (табл. 5). возрастом способность детей с нарушения-

Таблица 5

Показатели допущенной ошибки (с) при воссоздании часового параметра движений

Таблица 4

Показатели развития воссоздания пространственного параметра, %

Дети Пол Возраст, лет

8 9 10 11

Слепые мальчики 30,3 27,6 20,2 17,5

девочки 31,5 28,7 25,4 23,3

Слабовидящие мальчики 26,0 22,1 19,8 18,9

девочки 26,4 23,3 22,5 19,3

Практически здоровые мальчики 16,3 15,4 13,9 13,0

девочки 16,0 15.1 14,2 12,9

Дети Пол Возраст, лет

8 9 10 11

Слепые мальчики 5,6 5,3 5,0 4,9

девочки 5,5 5,4 5,1 4,8

Слабовидящие мальчики 6,4 6,1 5,9 5,6

девочки 6,5 6,2 6,0 5,8

Практически здоровые мальчики 5,9 5,8 5,5 5,3

девочки 6,0 5,9 5,6 5,4

Мы считаем, что эти данные подтверждают компенсаторную природу навыков самоконтроля и лежат в основе ее единственных закономерностей. Следовательно, тотально слепые дети имеют лучшие навыки оценки времени, чем их слабовидящие и практически здоровые однолетки, что свидетельствует о том, что слепота не тормозит развитие ощущения времени. Время слепым ребенком используется в качестве

меры движения и пространства через получение информации от мышечно-суставных рецепторов.

Кроме того, исследовалось умение детей с нарушениями зрения контролировать точность двигательных действий по силовым (динамическим) параметрам (табл. 6). Анализируя полученные данные, можно отметить, что слепые дети допускают самые значительные ошибки (69...70 %).

Таблица 6

Показатели допущенной ошибки (%) при оценке степени мышечных усилий

Дети Пол Возраст, лет

8 9 10 11

Слепые мальчики 69 65 63 62

девочки 70 66 64 61

Слабовидящие мальчики 64 60 58 57

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

девочки 63 61 59 55

Практически здоровые мальчики 48 46 44 40

девочки 49 47 45 41

С возрастом наблюдается тенденция к улучшению способностей детей с нарушениями зрения различать степень мышечных усилий. В дальнейшем темпы изменения этих показателей снижаются у всех категорий обследованных детей.

Таким образом, низкий уровень развития силы, быстроты, ловкости и гибкости, а также низкий уровень точности у детей с нарушениями зрения приводят к тому, что эти дети отстают от своих практически

здоровых однолетков в развитии жизненно важных умений и навыков. Способность детей с нарушениями зрения анализировать свои движения за тремя параметрами (пространственным, часовым, динамическим) в своих показателях уступает практически здоровым однолеткам. Поэтому существует острая необходимость разработки комплексной методики коррекционной работы со слепыми и слабовидящими детьми с целью их физической реабилитации.

Литература

1. Демирчоглян Г.Г. Детское зрение. Советы по профилактике близорукости. М., 1998. С.

5-25.

2. Дичко В.В. Педагопчш засади корекцшного навчання руховим дiям школярiв з порушен-ням зору [навчальний поабник]. К., 2007. С. 6-112.

3. Дичко О.А. Ощнка розвитку порушень психомоторики дггей з вадами зору з урахуванням психофiзичного статусу та шдивщуальних особливостей // Загальна патолопя та патолопчна фь зюлопя. 2011. Т. 6. № 2. С. 158-163.

4. Дычко Е.А., Дычко В.В., Флегонтова В.В., Пикинер Д.С. Психофизический и психомоторный статус детей с нарушениями зрения // Вестник Читинского государственного университета. Чита: ЧитГУ, 2011. № 9. С. 123-129.

5. бвтухова Т.А. Оптимiзацiя корекцшно-виховно"' роботи зi школярами з глибокими пору-шеннями зору на основi рухливих нор професшно-побутового характеру. Одеса, 1996. 22 с.

Коротко об авторе_

Дычко Е.А. канд. биол. наук, ст. преподаватель каф. «Физическое воспитание», Донбасский государственный педагогический университет, г. Сла-вянск, Украина dichko @ list. ru

_Briefly about the author

E. Dychko candidate of biological sciences, senior teacher, physical education department, Donbass State Pedagogical University, Slavyansk, Ukraine

Научные интересы: психомоторика и психофизиологический статус детей с нарушением зрения; иммунный, метаболический и микробиологический статус спортсменов

Science interests: psycho-motor and psychophysiological status of bad-sighted children, and also similarly immune, metabolic and microbiological status of sportsmen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.