Научная статья на тему 'Оценка уровня практической подготовки медицинских специалистов'

Оценка уровня практической подготовки медицинских специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистунов А.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Коссович М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня практической подготовки медицинских специалистов»

Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

но выполнение диагностической лапароскопии, изучение и отработка основных оперативных вмешательств в неотложной хирургии (холецистэктомия, аппендэктомия и т.д.) и освоение вмешательств в более специализированных направлениях. Комплекс предполагает обучение с инструктором, элементами самообучения и самоконтроля с оценкой скорости и правильности выполнения изучаемых навыков.

Апробированный комплекс позволяет обучать и тренировать студентов, эндохирургов различного уровня для формирования и поддержания у них устойчивых навыков проведения видеолапароскопических вмешательств в различных клинических ситуациях. Компьютерная система генерации изображений в виртуальном 3-мерном пространстве и использование реальных лапароскопических инструментов обеспечивает процесс обучения без риска для здоровья пациента. В перспективе возможна отработка и проведение репетиций операций с учетом уникальных анатомических особенностей каждого конкретного пациента. Наличие 4 троакаров позволяет отрабатывать операции в составе бригады, что еще более повышает качество обучения. Тренажер обеспечивает обучение хирурга с решением различных задач: обучение навыкам обращения с лапароскопическим инструментарием; изменение конфигурации троакаров; управление камерой с углом обзора 0° и 30°; отработка всех этапов операции; оценка и ликвидация возможных осложнений; изучение 3-мерного анатомического атласа; ведение базы данных по курсантам с записью всех пройденных упражнений. Органы управления и инструментарий располагаются на муляже пациента аналогично тому, как это происходит во время реального вмешательства, они воспроизводят соответствующие усилия, реакции и характеристики. Анатомическая картина соответствует реальным клиническим случаям, визуализация эндоскопической картины соответствует высокой степени реальности.

Выводы. Апробированный виртуальный видеолапароскопический комплекс отечественного производства по своим характеристикам не уступает, а по некоторым позициям даже превосходит зарубежные аналоги. Интеграция тренажера в комплексные системы симуляционного обучения позволяет максимально приблизить степень достоверности внеклинической имитации к реальной клинической обстановке. Нет сомнений в том, что внедрение обучающих симуляторов в многокомпонентную систему подготовки будущего хирурга позволит проводить ее более скоро, эффективно, а самое главное — безопасно для пациентов.

А.А. Свистунов, Д.М. Грибков, Л.Б. Шубина, М.А. Коссович Оценка уровня практической подготовки медицинских специалистов

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова», Москва

Уровень практической подготовки имеет большое значение не только при оценке результатов обучения, но и при оценке деятельности практикующих специалистов в системе здравоохранения. При этом знания — это не самый главный элемент результата обучения, который необходимо оценить. К идее разработки так называемых стандартов

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

м

#

блок МОИПР 3 2012.indd 115 ^^ 03.12.2012 16:35:48

ПРИЛОЖЕНИЕ

обученности, которые позволят объективно оценить уровень подготовленности специалистов, нас подтолкнула необходимость эффективного использования имеющегося в Центре непрерывного профессионального образования (ЦНПО) ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» оборудования для имитационного (симуляционного) обучения. По результатам анализа мировых тенденций было выявлено, что наибольшее распространение обучения медицинских работников в условиях имитации профессиональной деятельности получило на Североамериканском континенте. В США при наличии в целом благожелательного отношения к работе врачей считают, что ее улучшению могут способствовать периодические проверки и применение механизмов обратной связи (изучение отзывов пациентов). Здесь же практикуется подтверждение сертификации врачей при условии выполнения ими необходимых требований (повторная сертификация, ресертификация). Такие системы содействуют выявлению тех немногих врачей, показатели работы которых значительно ниже допустимых стандартов. Существование системы всесторонней оценки компетентности включает в себя также и оценку практической подготовки к различным ситуациям, в том числе и к редко встречаемым в каждодневной практике. Осознание того, что надо быть всегда готовым к таким ситуациям, нацеливает специалиста на регулярные тренинги, которые возможны в условиях имитации профессиональной деятельности. В настоящее время одной из наших проблем организация такого процесса является отсутствие жестких профессиональных стандартов деятельности, но эта работа начата и ведется путем внедрения в работу нашего центра листов экспертной оценки, в основу которых закладываются современные алгоритмы действий. Такие листы всегда могут быть изменены с появлением новых научно доказанных сведений. В основу разработок Центра легли сведения педагогической науки об организации педагогического контроля и теория педагогических измерений. Все известные виды педагогического контроля в конечном счете можно свести к 2 принципиально разным методам: экспертный контроль и тестирование. Каждый из них имеет свои слабые и сильные стороны, причем слабые стороны одного метода компенсируются сильными сторонами второго. Необходимость оценки большого количества параметров затрудняет работу преподавателя-эксперта, которому приходится классифицировать и анализировать огромное количество информации. Это предопределило создание интегральной системы подсчета параметров в штрафных баллах. Максимальное количество штрафных баллов зависит от того, насколько далек уровень подготовленности кандидата от идеального выполнения (за 0 мин, с максимальным результатом и при отсутствии неправильных действий). В этой же системе оцениваются и результаты компьютерного тестирования знаний. За каждую секунду выполнения задания начисляется 1 штрафной балл, за правильный ответ по каждому заданию — 0 баллов, за отсутствие ответа — 100 баллов, за неправильный ответ — 200 баллов по каждому заданию. Использование такой универсальной системы оценки в штрафных баллах помогает не только комплексно регистрировать реальный уровень подготовки, но и стимулирует добиваться постоянного повышения этого уровня участниками непрерывного профессионального образования. Вся эта работа получила высокую оценку участников, что убедительно демонстрирует высокий потенциал в деле повышения качества подготовки медицинского персонала в нашей стране.

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

блок_МОИПР_3_2012.шМ 116

03.12.2012 16:35:48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.