Научная статья на тему 'Оценка уровня постоянных потенциалов головного мозга в диагностике тревожности у детей'

Оценка уровня постоянных потенциалов головного мозга в диагностике тревожности у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / УРОВЕНЬ ПОСТОЯННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ / THE LEVEL OF PERMANENT CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нехорошкова А. Н.

Целью работы является применение метода регистрации уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга для диагностики тревожности детей младшего школьного возраста. С учетом возрастных особенностей детей в качестве основного показателя выбрано суммарное значение УПП в лобной, височной, затылочной, правой и левой теменной областях. Результаты исследования свидетельствуют об особенностях церебральных энергетических процессов детей с высоким уровнем тревожности, связанных с повышением у них активности модулирующей системы мозга. Валидность метода подтверждена значимой корреляцией его показателей с результатами психологического тестирования тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нехорошкова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF LEVEL OF PERMANENT BRAIN POTENTIAL IN THE DIAGNOSIS OF ANXIETY IN CHILDREN

The aim is to use the method of recording the level of permanent potentials of the brain to diagnose anxiety of primary school age children. Taking into account the age characteristics of children as the main indicator of the total value of the chosen starter in the frontal, temporal, occipital, right and left parietal regions. The study shows the peculiarities of cerebral energy processes of children with high levels of anxiety associated with a modulating system increase in their activity of the brain. The validity of this method has been confirmed a significant correlation with the results of its performance testing of psychological anxiety.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня постоянных потенциалов головного мозга в диагностике тревожности у детей»

УДК 616-072.8 © Нехорошкова А.Н., 2015

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПОСТОЯННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА В ДИАГНОСТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ

Аннотация. Целью работы является применение метода регистрации уровня постоянных потенциалов (УПП) головного мозга для диагностики тревожности детей младшего школьного возраста. С учетом возрастных особенностей детей в качестве основного показателя выбрано суммарное значение УПП в лобной, височной, затылочной, правой и левой теменной областях. Результаты исследования свидетельствуют об особенностях церебральных энергетических процессов детей с высоким уровнем тревожности, связанных с повышением у них активности модулирующей системы мозга. Валидность метода подтверждена значимой корреляцией его показателей с результатами психологического тестирования тревожности. Работа выполнена при поддержке Гранта Президента РФ (№ 14^30.14.2785-МК)

© Nehoroshkova A.N., 2015

EVALUATION OF LEVEL OF PERMANENT BRAIN POTENTIAL IN THE DIAGNOSIS OF ANXIETY

IN CHILDREN

Abstract. The aim is to use the method of recording the level of permanent potentials of the brain to diagnose anxiety of primary school age children. Taking into account the age characteristics of children as the main indicator of the total value of the chosen starter in the frontal, temporal, occipital, right and left parietal regions. The study shows the peculiarities of cerebral energy processes of children with high levels of anxiety associated with a modulating system increase in their activity of the brain. The validity of this method has been confirmed a significant correlation with the results of its performance testing of psychological anxiety. This work was supported by grants from the President of the Russian Federation (№ 14.Y30.14.2785-MK).

Ключевые слова: дети, тре- Key words: children, the anxiety, вожность, уровень постоянных the level of permanent capacity. потенциалов.

На сегодняшний день способы оценки детской тревожности разработаны недостаточно и преимущественно носят тестовый характер, опираясь на субъективные методы диагностики и интерпретации данных. Основным недостатком этих способов является низкая степень гарантии их объективности и подверженность искажениям: ребенок может отвечать социально приемлемыми вариантами. Вместе с тем, необходимость в совершенствовании подходов к диагностике тревожности у детей обусловлена важностью выявления характера воздействия высокой тревожности на детский организм и своевременного предупреждения возможных негативных последствий такого воздействия.

В настоящее время одним из перспективных направлений в изучении функционального состояния центральной нервной системы является исследование энергетического состояния головного мозга с помощью метода регистрации уровня постоянных потенциалов (УПП)[1, 4, 5]. Данные о значительных изменениях энергетического обмена при стрессе [4] позволили предположить, что при высокой тревожности у ребенка существенно меняется распределение УПП головного мозга, а оценка уровня постоянных потенциалов может являться объективным способом определения тревожности у детей.

Нами было проведено исследование УПП головного мозга у 105 детей в возрасте 8-10 лет - учащихся младших классов общеобразовательных школах города Архангельска. На основе оценки уровня личностной тревожности с помощью теста «Многомерной оценки детской тревожности (МОДТ)», школьники были разделены на группу с высоким уровнем личностной тревожности (40 человек) и с нормальным уровнем тревожности - контрольную группу (65 человек). УПП регистрировали монополярно в лобном, центральном, затылочном, правом и левом височных отведениях с помощью 5-ти канального комплекса

для топографического картирования электрической активности мозга «НЕЙРО-КМ» ООО НМФ «СТАТОКИН». Длительность регистрации составляла 15 минут, в местах отведений УПП осуществлялся контроль значений кожного сопротивления - не выше 30 кОм. Полученные характеристики УПП у детей обеих групп сравнивались между собой, а также с нормативными возрастными показателями УПП, встроенными в прибор.

Результаты исследования свидетельствуют об особенностях церебральных энергетических процессов детей с высоким уровнем тревожности, связанных, вероятно, с выраженным повышением у них активности модулирующей системы мозга. Так, суммарные показатели уровня постоянного потенциала головного мозга тревожных детей превышают показатели их сверстников с нормальным уровнем тревожности почти вдвое: 103,6 мВ и 64,1 мВ соответственно, р< 0,001.При этом увеличение суммарного УПП у детей при тревожности происходит за счет повышения значений потенциалов в каждой из пяти областей головного мозга. Абсолютные значения УПП детей с тревожностью достоверно выше показателей группы контроля по всем отведениям: лобному (16,6 мВ у детей с тревожностью и 8,1 мВ у детей контрольной группы, р< 0,001), центральному (24,1 мВ и 17,5 мВ соответственно, р = 0,01), затылочному (24,3 мВ и 16,7 мВ соответственно, р < 0,001), правому височному (18,7 мВ и 14,3 мВ соответственно, р = 0,05) и левому височному (20,1 мВ и 12,6 мВ соответственно, р = 0,001).Подобные особенности, вероятно, могут объясняться несбалансированным отношением регуляторных подкорково-стволовых структур у детей с тревожностью [2, 3]. Очевидно, при высоком уровне тревожности формируется состояние перевозбуждения в центральной нервной системе. В силу того, что медленные сдвиги постоянного потенциала являются отражением процесса возбуждения [5], наблюдается увеличение показателей УПП головного мозга у тревожных детей.

В целом, результаты проведенного исследования свидетельствовали об особенностях церебральных энергетических процессов у детей с высоким уровнем тревожности по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Это, в свою очередь, подтвердило перспективность использования показателей УПП для оценки детской тревожности.

Основной целью разработки нового способа оценки детской тревожности являлось повышение объективности, воспроизводимости, точности определения состояния тревожности и выделение физиологических маркеров тревожности для детского организма.

Сущность способа заключается в определении у детей суммарного значения УПП головного мозга по совокупности показателей в лобной, височной, затылочной, правой и левой теменной областях. Выбор в качестве основного показателя именно суммарного значения УПП был обусловлен структурно-функциональными особенностями мозговой организации в младшем школьном возрасте. Совершенствование нейронной организации корково-таламических связей, активное формирование механизма межсистемной интеграции головного мозга, обеспечивающего сбалансированность в работе основных интегратив-ных центров, не позволяет использовать показатель УПП отдельно взятой области в качестве объективного диагностического маркера для возрастного диапазона 7-10 лет.

Полученные показатели УПП суммируются и анализируются количественные значения уровня постоянных потенциалов для мозга в целом. Суммарные значения УПП, находящиеся в пределах средних показателей (52-76 мВт), свидетельствуют о нормальном уровне тревожности ребенка. Показатели УПП, находящиеся в интервале выше среднего (77-100 мВт), позволяют предполагать повышенную тревожность ребенка. Высокие показатели суммарных значений УПП (от 100 мВт и выше) отражают высокую тревожность ребенка.

В случае регистрации у ребенка высоких суммарных значений УПП полученные показатели каждой области сравниваются с соответствующими значениями нормативной шкалы. При высокой тревожности у детей возрастает активность модулирующей системы мозга за счет нарастания вклада подсистемы непродуктивной активации, связанной с оборонительным поведением и поиском источников тревоги [2]. Поэтому вклад значений потенциалов каждого из пяти регистрируемых отведений в суммарную величину УПП при тревожности будет высоким - показатели тревожных детей по каждому отведению при сравнении их с нормативными значениями не опускаются ниже отметки «выше среднего».

Убедительным аргументом валидности способа оценки детской тревожности по суммарным значениям УПП следует считать его корреляцию с опросником «Многомерная оценка детской тревожности». Коэффициент корреляции Спирмена составил 0,748 при р<0,001, что свидетельствует о перспективности разработанного способа.

Таким образом, представленный способ оценки тревожности по уровню постоянных потенциалов может использоваться для объективной диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста. Разработанный способ расширяет арсенал средств для диагностики тревожности у детей, позволяет сократить время тестирования без заметного утомления испытуемого при повышении точности и объективности оценки тревожности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грибанов А.В., Депутат И.С. Характеристика энергетического обмена головного мозга у мужчин и женщин пожилого возраста, проживающих в Приполярном регионе // Вестник уральской медицинской академической науки. 2014. №2 (48). С.124-126.

2. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Взаимосвязь качественных параметров интеллектуальных и зрительно-моторных тестов у тревожных детей // Вестник САФУ. Серия «Медико-биологические науки». 2013. № 1. С. 46-54.

3. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления // Экология человека. 2014. № 6. С. 47-54.

4. Фокин В. Ф., Пономарева Н. В. Энергетическая физиология мозга. М.: Антидор, 2003. 288 с.

5. Шмырев В.И., Витько Н.К., Миронов Н.П., Соколова Л.П. и др. Нейро-энергокартирование (НЭК) - высокоинформативный метод оценки функционального состояния мозга: Методические рекомендации. М., 2010. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.