Научная статья на тему 'Оценка уровня надежности газотранспортной системы в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов'

Оценка уровня надежности газотранспортной системы в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
549
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ НАДЕЖНОСТИ / ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ / СИСТЕМА / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ЛИНЕЙНАЯ ЧАСТЬ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД / ПЕРЕИЗОЛЯЦИЯ / ЧАСТОТА АВАРИЙ / RELIABILITY LEVEL / GAS TRANSMISSION SYSTEM / CAPITAL REPAIR / LINE PART / TRUNK GAS PIPELINE / RE-INSULATION / ACCIDENT RATE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мелехин Олег Николаевич, Грязин Владимир Евгеньевич

Для оценки уровня надежности ГТС в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части МГ методом переизоляции разработана вероятностная модель аварийности; приведена плотность распределения частоты аварий на линейных участках МГ без учета капитального ремонта. Получена зависимость аварийности от объемов планируемого капитального ремонта. Исходя из анализа статистических данных показано, что, несмотря на общее старение объектов линейной части ГТС за счет проведения выборочного ремонта, включая переизоляцию, частота аварий на ЛЧ МГ уменьшается. При разработке статистической модели распределения аварийности на участках ЛЧ МГ принято, что частота аварий на конкретном линейном участке является случайной величиной. Она определяется техническим состоянием участка и может существенно отличаться от среднестатистического значения частоты аварий ГТС в целом. Для описания распределения случайной величины был принят закон распределения Релея, что обосновано следующими факторами: частота аварий на линейном участке МГ не может быть отрицательной величиной; наибольшее число линейных участков МГ имеют частоту аварий, близкую к среднестатистической для всей ГТС; частота аварий на наиболее дефектных участках может во много раз превышать среднестатистическую величину. На основе разработанной модели проведены расчеты ожидаемой частоты аварий в зависимости от объемов планируемого капитального ремонта. Результаты показали, что для достижения на ЛЧ МГ ОАО «Газпром» аварийности, сопоставимой с уровнем требований международного стандарта ISO/DIS 16708 (приемлемым уровнем считается интенсивность аварий, равная 0,1 аварии на 1000 км/год), необходимо в 2011-2015 гг. вывести в капитальный ремонт в среднем 29 тыс. км ЛЧ МГ. При расчетах учитывалось, что на отремонтированных линейных участках частота аварий будет значительно ниже среднестатистической, но не равна нулю, так как сохраняется вероятность аварий, обусловленных воздействием третьих лиц, природными воздействиями, нарушениями режимов эксплуатации. По статистическим данным, доля таких аварий составляет около 25 % от всех аварий на ЛЧ МГ ОАО «Газпром».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Мелехин Олег Николаевич, Грязин Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the reliability level of the gas transmission system depending on planned volumes of capital repair of the trunk gas pipeline line part

A probabilistic emergency model was developed for evaluation of the GTS reliability level depending on planned volumes of TGP line part capital repair with the re-insulation method; the density of accidental rate at TGP line parts is given without account of capital repair. The dependence of the accident risk on the planned capital repair volumes was received. The analysis of statistic data shows that the accident rate at TGP line parts falls despite general aging of TGP line part facilities by means of selective repair, including re-insulation. It was assumed for development of the statistic model of accident risk distribution at TGP LP sites that the accident rate at a specific line part is an accidental value. It is defined by the technical condition of the site and can differ significantly from the statistic mean value of the GTS accident rate in general. The Rayleigh distribution law was assumed for description of accidental value distribution. This is justified by the following factors: the accident rate at the TGP line part cannot be a negative value; the highest number of TGP line parts have the accident rate close to the statistic mean one for the GTS in general; the accident rate at most defective sites can many times exceed the statistic mean value. Calculations of the expected accident rate depending on the volumes of planned capital repair were made on the basis of the developed model. The results showed that in order to achieve the accident risk at Gazprom JSC TGP LP, comparable with the level of requirements of the international standard ISO/DIS 16708 (the accident rate equal to 0,1 accident per 1,000 km/year is assumed an acceptable level), it is necessary to perform capital construction of 29,000 km of TGP LP on average in 20112015. In the calculations it was taken into account that the accident rate at the repaired line parts will be significantly lower than the statistic mean one but not equal to zero because the probability of accidents preconditioned by the impact of third parties, natural impacts and operating mode violations is preserved. According to statistic data, the share of such accidents is about 25 % of all accidents at Gazprom JSC TGP LP.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня надежности газотранспортной системы в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов»

УДК 622.691.4.053

О.Н. Мелехин, В.Е. Грязин

Оценка уровня надежности газотранспортной системы в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов

Для оценки уровня надежности газотранспортной системы (ГТС) в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов (ЛЧ МГ) методом переизоляции необходимо:

• разработать вероятностную модель аварийности на ГТС;

• определить зависимость аварийности на ГТС от объемов планируемого капитального ремонта;

• рассчитать объемы капитального ремонта ЛЧ МГ, необходимые для поддержания показателей надежности ГТС на уровне требований ISO/DIS 16708 [1].

Аварийность на линейной части ГТС принято оценивать по частоте аварий X (число аварий в год х 1000 км ЛЧ МГ) - случайной величине, распределение которой имеет нестационарный временной характер, что обусловлено изменением технического состояния ЛЧ МГ из-за старения (увеличение аварийности) и проводимых ремонтных работ (уменьшение аварийности). Следовательно, использование значений X, отражающей аварийность одного года эксплуатации ЛЧ МГ, для оценки уровня надежности ГТС и его прогнозирования является некорректным; необходимо выявление среднего значения частоты аварий за несколько лет (X ).

Согласно статистическим данным за 2000-2009 гг. (рис. 1), при общем старении ГТС частота аварий на ЛЧ МГ уменьшилась за счет выборочного ремонта по итогам диагностирования, а также выполнения капитального ремонта по Программе ремонта изоляционных покрытий линейной части магистральных газопроводов на 20042010 гг. На начало 2010 г. Хср (за пять лет - 2005-2009 гг.) на ГТС ОАО «Газпром» составило 0,12.

При разработке статистической модели распределения аварийности на отдельных участках ЛЧ МГ учитывалось, что частота аварий на конкретном линейном участке является случайной величиной, определяемой техническим состоянием участка, и может существенно отличаться от Хср для ГТС. Вследствие того, что X на линейном

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Год

Рис. 1. Статистика аварийности на ЛЧ МГ ГТС в 2000-2009 гг.

Ключевые слова:

уровень

надежности,

газотранспортная

система,

капитальный

ремонт,

линейная часть, магистральный газопровод, переизоляция, частота аварий.

Keywords:

reliability level, gas transmission system, capital repair, line part,

trunk gas pipeline, re-insulation, accident rate.

№ 1 (17) / 2014

14

Научно-технический сборник • ВЕСТИ ГАЗОВОЙ НАУКИ

участке МГ не может иметь отрицательное значение; на большинстве линейных участков МГ X близка к Хср для ГТС; X на наиболее дефектных участках может во много раз превышать Хср, для описания распределения случайной величины X был использован закон Релея. В соот-вествии с ним плотность вероятности частоты аварий (f(X)) на ЛЧ МГ определяется по формуле

f (X) =-K-exp(—К—),

X2 2X2

ср ср

где Хср - средняя частота аварий на ГТС ОАО «Газпром» за последние пять лет эксплуатации.

Распределение f(X) на линейных участках МГ без учета планируемого объема ремонтных работ с использованием закона Релея приведено на рис. 2.

При расчете зависимости аварийности на ГТС от объемов планируемого капитального ремонта учитывается, что при формировании пообъектных планов капитального ремонта ЛЧ МГ в план в первую очередь будут вклю-

чены наиболее дефектные участки с наибольшей ожидаемой частотой аварий.

Распределение f(X) на линейных участках МГ с учетом объема ремонтных работ отражено на рис. 3, где X^ - это граничное значение частоты аварий на линейных участках МГ после выполнения ремонта по Программе комплексного капитального ремонта линейной части магистрального газопровода на 2011-2015 гг. (после капитального ремонта наиболее дефектных участков с наибольшей частотой аварий), определяемое по формуле

X* =X J-2ln(L -Lp2004-2010 1Г ),

где Xср = 0,12 (при сохранении объемов ремонтных работ на уровне 2004-2010 гг.); Хр - отношение протяженности планируемых к ремонту участков МГ за период 2011-2015 гг. к общей протяженности ЛЧ МГ ОАО «Газпром» (Гр > Хр2004-2010 IT ); Lр2004-2010 1Т- = 0,09 - отношение протяженности отремонтированных участков МГ за 2004-2010 гг. к общей протяженности ЛЧ МГ ОАО «Газпром».

ч

С

Рис. 2. Плотность распределения частоты аварий на линейных участках МГ без учета капитального ремонта

Рис. 3. Плотность распределения частоты аварий на ЛЧ МГ с учетом объемов

капитального ремонта

№ 1 (17) / 2014

Управление техническим состоянием и целостностью газопроводов

15

Объем капитального ремонта, тыс. км.

Рис. 4. Зависимость Хгр от планируемого объема капитального ремонта

На рис. 4 приведены результаты расчета Хгр на линейных участках МГ в зависимости от объемов ремонтных работ, планируемых в 2011-2015 гг.

Значение средней частоты аварий на ЛЧ МГ ГТС в зависимости от планируемого в 2011-2015 гг. объема капитального ремонта (Кр) определялось по формуле

Ч = j f (К X d X

0

При расчетах учитывалось, что на отремонтированных линейных участках X будет значительно ниже X , но не равна нулю, так как сохраняется вероятность аварий, обусловленных воздействием третьих лиц, природными воздействиями, нарушениями режимов эксплуатации. По статистическим данным, доля таких аварий составляет в среднем 25 % от всех аварий на ЛЧ МГ ОАО «Газпром» [2].

Результаты расчета XjJp показали, что для достижения на ЛЧ МГ ОАО «Газпром» аварийности, приемлемой требованиями ISO/DIS

16708 [1] (согласно которым интенсивность аварий не должна превышать значения 0,1), в 2011-2015 гг. необходимо вывести в капитальный ремонт около 29 тыс. км ЛЧ МГ (рис. 5).

Предложенная вероятностная модель аварийности позволяет оценивать уровень надежности ГТС в зависимости от планируемых объемов капитального ремонта методом переизо-ляции.

Список литературы

1. ISO/DIS 16708. Нефтегазовая промышленность - Транспортировка

по трубопроводам - Методы предельного состояния, основанные на надежности.

2. Рекомендации по учету влияния техникотехнологических, природно-климатических и других факторов при прогнозировании аварийности на МГ ОАО «Газпром»

(утв. начальником Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Б. В. Будзуляком 27.03.2007 г.).

№ 1 (17) / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.