48 (255) - 2011
Анализ регионального развития
УДК 614.2:332.142.4
оценка уровня медико-экономического
развития регионов на основе сбалансированной системы показателей
О. В. АРТЁМОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: NA02@yandex. ru
А. В. ИВЛЕВ,
соискатель кафедры финансов и кредита E-mail: Nest_crow@mail. ru Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений, г. Челябинск
В статье предложен подход к оценке уровня медико-экономического развития региона на основе сбалансированной системы показателей. На основе результатов анализа представлен рейтинг регионов РФ за 2009 г, позволяющий позиционировать регионы и выявлять уровень их медико-экономического развития.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, сбалансированная система показателей, рейтинг, оценка.
На современном этапе развития экономики России от решения проблем повышения уровня жизни населения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете социальная и, следовательно, экономическая и политическая стабильность в обществе. Для этого требуется взвешенная государственная политика на федеральном и региональном уровнях, центральным звеном которой должна быть ориентация на человека с его потребностями. Преобразования в стране и регионах, направленные на
повышение уровня жизни, вызывают интерес у всех социальных групп населения.
Оценки развития в международных сопоставлениях длительное время были подчинены экономическому детерминизму и основывались на динамике валового внутреннего продукта, который, как считалось, определяет социальный прогресс [1].
В настоящее время в международной практике наиболее распространены два основных метода оценки социально-экономического развития региона: при помощи системы показателей и в форме комплексных (синтетических) показателей.
Комплексные индексы в международных сопоставлениях используются относительно редко. Выбор методики нормирования, взвешивания компонентов и агрегирования определяется целью исследования. Исследования, нацеленные на представление простой и информативной картины состояния общества или информирование представителей власти, обычно используют сравнительно простые методы, что упрощает расчет показателей и облегчает их восприятие.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
23
Существует большое количество комплексных индексов и для оценки качества и уровня жизни, например, генеральный индекс социального развития, ранг качества жизни, индекс социального прогресса и др.
Уровень жизни населения во многом обусловлен дифференциацией регионов РФ и зависит от таких факторов, как территория проживания человека, социально-экономическая, экологическая ситуации, уровень развития здравоохранения в регионах и др. На уровень жизни влияет демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров и т. д. Все наиболее значимые факторы можно объединить в группы факторов: политические, экономические, социальные, экологические и научно-технические [2]. На этой основе возможно группировать регионы по условиям, влияющим на уровень жизни населения.
Другим подходом к классификации регионов РФ по медико-демографическим признакам является показатель общественного здоровья, измерением которого занимаются в своих исследованиях Б. Б. Прохоров и В. С. Тикунов [3].
Общественное здоровье - основной признак, главное свойство любой человеческой общности (например, населения, проживающего на той или иной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свои социальные задачи (работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т. д.), а также выполнять свои биологические функции: воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения.
Потери общественного здоровья (заболеваемость, инвалидность, временная нетрудоспособность, смертность) приводят к большому экономическому ущербу. По самым скромным подсчетам, потери здоровья населения, занятого в экономике России, ежегодно соразмерны потерям 6,5 % ВВП. С другой стороны, чем выше уровень социально-экономического развития страны, территории, тем больше возможностей для повышения качества и продолжительности жизни. В этом контексте интерес для исследования представляет область пересечения медицинских и экономических аспектов проблемы. Поэтому авторы используют медико-экономический подход к формированию комплексной оценки уровня социально-экономического развития
региона, который предусматривает анализ зависимости уровня здоровья населения, в том числе уровня заболеваемости, ожидаемой продолжительности жизни с величиной затрат на здравоохранение в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, расходов региональных бюджетов на здравоохранение, инвестиций в диагностическое оборудование, обучение, технологии, с мощностями учреждений здравоохранения и обеспеченностью медицинским персоналом.
Констатация высокого уровня заболеваемости ведет к росту инвестиций в здравоохранение, росту уровня пролеченности, росту продолжительности жизни и качества трудоспособного населения и, следовательно, к положительному эффекту в экономике региона - росту ВРП.
В авторском исследовании в качестве предмета исследования выделяются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе управления медико-экономическим развитием региона. Для оценки уровня социально-экономического развития региона (медико-экономический аспект) предлагаются использование сбалансированной системы показателей (ССП) и определение на этой основе интегрированного показателя уровня медико-экономического развития региона.
Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющие, отражающие стратегически важные аспекты деятельности:
- финансы - в контексте того, как выбранная стратегия функционирования и развития повлияет на финансово-экономическое состояние региональной экономики;
- клиенты - потребители товаров, продукции, услуг, производимых совокупностью предприятий региона с учетом того, как регион должен позиционироваться перед клиентами для максимально возможной реализации своей стратегии функционирования и развития;
- внутренние социально-экономические процессы, определяющие, какие социально-экономические процессы стратегически важны;
- обучение и развитие - поддержание способности к изменению и совершенствованию в целях реализации стратегии функционирования и развития региональной экономики.
Таким образом, сбалансированная система показателей дает возможность объединить стратегию функционирования и развития региональной
24
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
экономики с набором показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой.
Предложенная авторами ССП медико-экономического состояния региона включает четыре составляющие (финансы, клиенты, бизнес-процессы, персонал), которые представлены статическими (за определенный период) и динамическими (индексы роста) относительными показателями.
Предлагается в части исследования финансовой составляющей ССП медико-экономического состояния региона использовать следующие статические (за определенный период) и динамические (индексы роста) относительные показатели:
- доля расходов на здравоохранение и спорт в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, %;
- процент расходов на здравоохранение в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с Классификатором индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ).
В части исследования клиентской составляющей ССП предлагается использовать статические (за определенный период) и динамические (индексы роста) абсолютные показатели:
- заболеваемость на 1 000 чел. населения (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни);
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет.
В части исследования составляющей бизнес-процессов ССП предлагается использовать статические (за определенный период) и динамические (индексы роста) абсолютные показатели:
- число больничных коек на 10 000 чел. населения;
- мощность врачебных амбулаторно-поликлини-ческих учреждений на 10 000 человек населения (посещений в смену).
В части исследования составляющей персонала ССП предлагается использовать статические (за определенный период) и динамические (индексы роста) абсолютные показатели:
- численность врачей на 10 000 чел. населения;
- численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения.
Проведение рейтинговой оценки уровня медико-социального развития регионов РФ на основе сбалансированной системы показателей включает следующие этапы:
1) подбор и внесение в программу абсолютных значений статических значений показателей за 2003-2009 гг.;
2) расчет индексов роста показателей (по ценовому принципу) - динамический показатель за период;
3) разработка критериев оценки статических и динамических показателей на основе сопоставления их со средним по РФ уровнем показателей (балльной системы оценок);
4) определение значимости статических и динамических показателей сбалансированной системы экспертным путем;
5) оценка абсолютного значения показателя базового периода (предыдущего года) путем умножения балла на вес показателя;
6) оценка абсолютного значения показателя проектного периода (текущего года) путем умножения балла на вес показателя;
7) оценка индекса роста показателя путем умножения балла на вес индекса роста;
8) определение итоговой оценки показателя путем суммирования оценок, полученных на этапах 5-7;
9) определение весов показателей внутри каждой составляющей по критерию значимости на основе экспертного подхода;
10) определение итоговой оценки каждой составляющей ССП посредством суммирования произведений итоговых оценок показателей составляющей на их вес внутри составляющей;
11) определение весов четырех составляющих ССП по критерию их значимости в системе показателей экспертным путем;
12) определение оценки региона по ССП путем суммирования произведений итоговых оценок составляющих на их вес;
13) составление рейтинга регионов РФ на основе интегрированной оценки по ССП (начиная с максимального и заканчивая минимальным значениями);
14) группировка регионов по интегрированному показателю ССП:
- регионы с высоким рейтингом - от 2,333 до 3 баллов;
- регионы со средним рейтингом - от 1,667 до 2,333 балла;
- регионы с низким рейтингом - от 1 до 1,667 балла.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
25
Для определения весов показателей и четырех составляющих сбалансированной системы экспертным методом проводится анкетирование специалистов в области медицины, образования, регионального управления. Необходимо отметить, что в разные периоды показатели ССП и ее составляющие могут иметь различные веса, учитывая степень их важности для реализации стратегических региональных программ в области здравоохранения.
Система критериев оценки статических и динамического показателей по трехбалльной шкале на основе сопоставления со средним по РФ уровнем показателей представлена в табл. 1.
Оценка медико-экономического состояния региона на основе ССП проведена на примере Челябинской и Свердловской областей за 2005 и 2007 гг. Результаты представлены в табл. 2-4.
Данные табл. 2 использованы для оценки показателей медико-экономического развития Челябинской области (табл. 3).
Результаты расчетов показывают, что оценка медико-экономического развития Челябинской области по ССП следующая: по составляющей «финансы» - 0,5, по составляющей «клиенты» - 1,5, по составляющей «бизнес-процессы» - 2,75, по составляющей «персонал» - 1,375. Итоговая оценка по ССП Челябинской области - 1,923.
Данные табл. 2 использованы для оценки показателей медико-экономического развития Свердловской области (табл. 4).
Таким образом, по составляющей «финансы» оценка Свердловской области - 2,2 (ниже на 0,025, чем в Челябинской области); по составляющей «клиенты» - 2,4 (выше, чем в Челябинской области на 0,27 в основном за счет меньшего уровня заболеваемости на 1 000 чел); по составляющей «бизнес-процессы» - 2,5 (меньше, чем в Челябинской области на 0,05); по составляющей «персонал» оценка Свердловской области - 2,5 (выше, чем в Челябинской области на 0,277, что связано с большим
Таблица 1
Показатели медико-экономического развития и их балльные оценки для регионов Рф на основе сопоставления со среднероссийским уровнем показателей
Показатель Оценка региона
1 балл 2 балла 3 балла
Доля расходов на здравоохранение и спорт в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, %:
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
Процент расходов на здравоохранение в структуре потребительских расхо-
дов домашних хозяйств в соответствии с КИПЦ-ДХ:
- абсолютное значение > ~(+/-2 %) <
- индекс роста > ~(+/-2 %) <
Заболеваемость на 1 000 чел. населения:
- абсолютное значение > ~(+/-2 %) <
- индекс роста > ~(+/-2 %) <
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет):
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
Число больничных коек на 10 000 чел. населения:
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 000
чел. населения (посещений в смену):
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
Численность врачей на 10 000 чел. населения:
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения:
- абсолютное значение < ~(+/-2 %) >
- индекс роста < ~(+/-2 %) >
26
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Таблица 2
Показатели ССП Челябинской и Свердловской областей в сравнении с общероссийскими значениями
Показатель Регион Абсолютное значение Индекс роста
2005 г. 2007 г.
Доля расходов на здравоохранение и спорт в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, %. Челябинская область 18,37 18,48 1,006
Свердловская область 21 21,25 1,012
РФ 15,77 15,76 0,999
Процент расходов на здравоохранение в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с КИПЦ-ДХ Челябинская область 2,5 3,3 1,32
Свердловская область 3,5 4,8 1,371
РФ 2,5 3,1 1,24
Заболеваемость на 1 000 чел. населения Челябинская область 754,3 819,8 1,087
Свердловская область 711,1 735,9 1,035
РФ 745,9 771 1,034
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Челябинская область 64,77 67,14 1,037
Свердловская область 64,55 67,5 1,046
РФ 65,3 67,51 1,034
Число больничных коек на 10 000 чел. населения Челябинская область 119,6 117,4 0,982
Свердловская область 107,8 106,4 0,987
РФ 111,3 107,2 0,963
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10 000 человек населения (посещений в смену) Челябинская область 276 280,3 1,016
Свердловская область 260,1 278,3 1,07
РФ 256,9 258,7 1,007
Численность врачей на 10 000 чел. населения Челябинская область 40,4 41,4 1,017
Свердловская область 41,8 43,8 1,048
РФ 48,8 49,8 1,02
Численность среднего медицинского персонала а 10 000 чел. населения Челябинская область 107,2 106 0,989
Свердловская область 110,1 112,1 1,018
РФ 108 108,6 1,006
Таблица 3
Оценка по составляющим ССП Челябинской области
Вес, % Оценка Вес Сводная Ито-
Показатель Тип оценки Балл показа- показа- оценка по- говая
теля теля, % казателя оценка
Составляющая «финансы» (вес от всех составляющих ССП-25 %)
Доля расходов на здравоох- Абсолютное значение за 2005 г 3 25 0,75 60 1,8 2,3
ранение и спорт в расходах Абсолютное значение за 2007 г 3 25 0,75
консолидированных бюд- Индекс роста 3 50 1,5
жетов субъектов РФ, %. Общая оценка показателя 3
Процент расходов на здра- Абсолютное значение за 2005 г 2 25 0,5 40 0,5
воохранение в структуре Абсолютное значение за 2007 г 1 25 0,25
потребительских расходов Индекс роста 1 50 0,5
домашних хозяйств в соот- Общая оценка показателя 1,25
ветствии с КИПЦ-ДХ
Составляющая «клиенты» (вес от всех составляющих ССП-30 %)
Заболеваемость на 1 000 Абсолютное значение за 2005 г 1 25 0,25 60 0,6 1,5
чел. населения Абсолютное значение за 2007 г 1 25 0,25
Индекс роста 1 50 0,5
Общая оценка показателя 1
Ожидаемая продолжитель- Абсолютное значение за 2005 г 1 25 0,25 40 0,9
ность жизни при рождении, Абсолютное значение за 2007 г 2 25 0,5
лет Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 2,25
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР*?жг(Ъ4
27
Окончание табл. 3
Вес, % Оценка Вес Сводная Ито-
Показатель Тип оценки Балл показа- показа- оценка по- говая
теля теля, % казателя оценка
Составляющая «бизнес-процессы» (вес от всех составляющих ССП-20 %)
Число больничных коек на Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 50 1,25 2,75
10 000 чел. населения Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
Индекс роста 2 50 1
Общая оценка показателя 2,5
Мощность врачебных амбу- Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 50 1,5
латорно-поликлиниче ских Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
учреждений на 10 000 чел. Индекс роста 3 50 1,5
населения, посещений в Общая оценка показателя 3
смену
Составляющая «персонал» (вес от всех составляющих ССП-25 %)
Численность врачей Абсолютное значение за 2005 г. 1 25 0,25 50 0,75 1,375
на 10 000 чел. населения Абсолютное значение за 2007 г. 1 25 0,25
Индекс роста 2 50 1
Общая оценка показателя 1,5
Численность среднего Абсолютное значение за 2005 г. 2 25 0,5 50 0,625
медицинского персонала на Абсолютное значение за 2007 г. 1 25 0,25
10 000 чел. населения Индекс роста 1 50 0,5
Общая оценка показателя 1,25
Итого оценка по ССП: 0,25 х 2,3 + 0,3 х 1,5 + 0,2 х 2,75 + 0,25 х 1,375 = 0,575 + 0,45 + 0,55 + 0,348 = 1,923
Таблица 4
Оценка по составляющим ССП Свердловской области
Показатель Тип оценки Балл Вес, % Оценка показателя Вес показателя, % Сводная оценка показателя Итоговая оценка
Составляющая «финансы» (вес от всех составляющих ССП-25 %)
Доля расходов на здравоохранение и спорт в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ, %. Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 60 1,8 2,2
Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 3
Процент расходов на здравоохранение в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в соответствии с КИПЦ-ДХ Абсолютное значение за 2005 г. 1 25 0,25 40 0,4
Абсолютное значение за 2007 г. 1 25 0,25
Индекс роста 1 50 0,5
Общая оценка показателя 1
Составляющая «клиенты» (вес от всех составляющих ССП-30 %)
Заболеваемость на 1 000 чел. населения Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 60 1,5 2,4
Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
Индекс роста 2 50 2,5
Общая оценка показателя 1
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Абсолютное значение за 2005 г. 1 25 0,25 40 0,9
Абсолютное значение за 2007 г. 2 25 0,5
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 2,25
Составляющая «бизнес-процессы» (вес от всех составляющих ССП-20 %)
Число больничных коек на 10 000 чел. населения Абсолютное значение за 2005 г. 1 25 0,25 50 1 2,5
Абсолютное значение за 2007 г. 1 25 0,25
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 2
Мощность врачебных амбу-латорно-поликлинических учреждений на 10 000 чел. населения, посещений в смену Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 50 1,5
Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 3
28
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА
Окончание табл. 4
Показатель Тип оценки Балл Вес, % Оценка показателя Вес показателя, % Сводная оценка показателя Итоговая оценка
Составляющая «персонал» (вес от всех составляющих ССП-25 %)
Численность врачей на 10 000 чел. населения Абсолютное значение за 2005 г. 1 25 0,25 50 1 2,5
Абсолютное значение за 2007 г. 1 25 0,25
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 2
Численность среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения Абсолютное значение за 2005 г. 3 25 0,75 50 1,5
Абсолютное значение за 2007 г. 3 25 0,75
Индекс роста 3 50 1,5
Общая оценка показателя 3
Итого оценка по ССП: 0,25 х 2,2 + 0,3 х 2,4 + 0,2 х 2,5 + 0,25 х 2,5 = 0,55 + 0,72 + 0,5 + 0,625 = 2,395
количеством среднего медицинского персонала в расчете на 10 000 чел. и положительной динамикой этого показателя). Итоговая оценка Свердловской области - 2,395.
Челябинская область попадает в класс регионов с оценкой от 1,67 до 2,33 балла, а Свердловская область в класс регионов с оценкой от 2,33 до 3 баллов, что требует дифференциации управленческих воздействий для повышения уровня социально-экономического развития, в том числе в части его медико-экономического аспекта.
Методика рейтинговой оценки регионов РФ по уровню медико-экономического развития позволяет выделить три типа регионов, характеризующихся различными диапазонами результирующего балла по ССП: 2,33-3 балла - регионы с высоким рейтингом; 1,67-2,33 балла - регионы со средним рейтингом; 1-1,67 балла - регионы с низким рейтингом (табл. 5).
Проведенная оценка позволяет выявить место конкретного региона в рейтинге и сгруппировать регионы для разработки типовых управленческих воздействий на уровень медико-экономического развития по каждой группе регионов.
В частности, для регионов с высоким уровнем, занимающим в рейтинге первые четыре позиции, рекомендуется сохранять стабильно высокую долю расходов на здравоохранение и спорт в расходах бюджетов субъектов РФ. Достаточно высокие доходы населения предопределяют высокую долю расходов на здравоохранение в структуре потребительских расходов, следовательно, сокращение уровня заболеваемости. Уровень развития учреждений здравоохранения в данных регионах также превышает среднероссийский, что предопределяет доминирование регионов по мощности учреждений здравоохранения и численности медицинского персонала на душу населения.
Таблица 5
Результаты рейтинговой оценки регионов РФ в 2009 г.
Место Регион Результи-
рующий
в рейтинге балл
I группа с высоким рейтингом
1 г. Москва 2,42500
2 Смоленская область 2,38875
3 г. Санкт-Петербург 2,33500
4 Волгоградская область 2,33000
II группа со средним рейтингом
5 Астраханская область 2,32750
6 Томская область 2,31500
7 Тюменская область 2,30000
8 Калужская область 2,25500
9 Республика Мордовия 2,24000
10 Амурская область 2,20000
11 Республика Калмыкия 2,19375
12 Воронежская область 2,19000
13 Магаданская область 2,18000
14 Республика Северная 2,15500
Осетия - Алания
15 Республика Саха (Якутия) 2,15500
16 Кабардино-Балкарская 2,13000
Республика
17 Республика Коми 2,09250
18 Ярославская область 2,09000
19 Новосибирская область 2,08375
20 Республика Башкортостан 2,08250
21 Краснодарский край 2,07750
22 Республика Адыгея 2,06875
23 Чувашская Республика 2,06000
24 Алтайский край 2,05500
25 Липецкая область 2,05000
26 Рязанская область 2,05000
27 Оренбургская область 2,04375
28 Пензенская область 2,04000
29 Карачаево-Черкесская Республика 2,02500
30 Чукотский автономный округ 2,00500
31 Тульская область 1,99250
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4
29
Окончание табл. 5
Продолжение табл. 5
Место в рейтинге Регион Результирующий балл
32 Республика Ингушетия 1,98000
33 Приморский край 1,97750
34 Чеченская Республика 1,97500
35 Забайкальский край 1,96500
36 Архангельская область 1,96250
37 Московская область 1,95000
38 Челябинская область 1,93000
39 Республика Хакасия 1,92750
40 Мурманская область 1,92500
41 Республика Татарстан 1,92375
42 Пермский край 1,91500
43 Сахалинская область 1,91250
44 Свердловская область 1,90500
45 Республика Тыва 1,90500
46 Республика Бурятия 1,90000
47 Иркутская область 1,89375
48 Белгородская область 1,89250
49 Еврейская автономная область 1,89000
50 Омская область 1,88000
51 Саратовская область 1,87500
52 Ленинградская область 1,86250
53 Псковская область 1,84250
54 Нижегородская область 1,84000
55 Кировская область 1,83500
56 Красноярский край 1,82750
Место в рейтинге Регион Результирующий балл
57 Брянская область 1,82500
58 Хабаровский край 1,82500
59 Тамбовская область 1,81000
60 Курская область 1,80000
61 Ставропольский край 1,78750
62 Тверская область 1,75500
63 Ростовская область 1,75000
64 Ульяновская область 1,72000
65 Калининградская область 1,69750
66 Орловская область 1,68500
67 Удмуртская Республика 1,67000
68 Республика Алтай 1,67000
III группа с низким рейтингом
69 Республика Карелия 1,64500
70 Камчатский край 1,63750
71 Республика Марий Эл 1,62500
72 Ивановская область 1,62250
73 Курганская область 1,61000
74 Новгородская область 1,58750
75 Республика Дагестан 1,56250
76 Самарская область 1,53750
77 Кемеровская область 1,51625
78 Вологодская область 1,44000
79 Костромская область 1,42500
80 Владимирская область 1,28500
Регионам со средним рейтингом рекомендуется в первую очередь повышать уровень доходов населения, что позволит в перспективе за счет роста доли расходов на здравоохранение в структуре потребительских расходов прогнозировать и развитие учреждений здравоохранения, которое, несомненно, зависит и от роста объемов и доли расходов на здравоохранение и спорт в расходах бюджетов данных субъектов РФ.
Каждому региону с низким рейтингом необходимо выявить ту составляющую ССП, значение оценки которой привело к такой позиции в рейтинге, и прилагать максимальные усилия к изменению ситуации в одной из наиболее слабых
сфер. Достижение прогресса в показателях одной составляющей неизбежно приведет к росту оценок прочих. Например, рост финансирования сферы здравоохранения в части инвестиций в основные фонды приведет к росту мощностей учреждений здравоохранения, а рост заработной платы врачей и медицинского персонала - к повышению их числа на 1 000 чел. населения (данная мера призвана остановить отток квалифицированных кадров из сферы здравоохранения в другие сферы экономической деятельности). Это в свою очередь окажет положительное воздействие на уровень диагностики и профилактики заболеваемости и рост ожидаемой продолжительности жизни населения.
Список литературы
1. ГолышевМ. А. Методика измерения уровня регионального социально-экономического развития // Власть. 2010. № 5.
2. Михайлова Н. С. Формирование спроса на социальные услуги // Регион: экономика и социология. 2007. № 2.
3. Прохоров Б. Б. Медико-демографическая классификация регионов России / Б. Б. Прохоров, В. С. Тикунов // Проблемы прогнозирования. 2005. № 5.
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА