Научная статья на тему 'Оценка уровня качества научноисследовательской деятельности вуза'

Оценка уровня качества научноисследовательской деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление качеством / управление результатами / научные структурные подразделения / система сбалансированных показателей / мониторинг и оценка результатов / quality management / results management / scientific structural units / balanced scorecard / monitoring and evaluation of results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Назаренко, А.Н. Шмелева

Научные структурные подразделения вузов отвечают за проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в различных областях знаний. Успех этой деятельности зависит от эффективного планирования и управления ресурсами, включая человеческие, финансовые и материальные. Говорится о совершенствовании методов планирования и управления результатами деятельности научных структурных подразделений вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the University Research Activities’ Quality Level

How to assess the quality of research activities of a higher educational institution? The issue is urgent, difficult, and requires a systematic approach. We consider it based on the key research methods. And we evaluate the quality of planning and management of performance results on the example of scientific structural units of the university. There are various ways to evaluate quality. We chose the one where the integral indicator is used. The formula takes into account many factors: (a) the number and impact of the department’s scientific publications, (b) the volume and sources of research funding, (c) the development and implementation of innovative projects. Based on their significance and contribution to the overall productivity of the unit, an integral coefficient is considered. It will be a numerical measure of the quality level of the department’s work. We also offer a standard model for managing the results of scientific departments. The main thing that is required is a combination of strategic planning, clear allocation of resources, performance measurement, continuous improvement. In scientific work, it is important to be able to predict the timing of the implementation of innovative projects. The methodology proposed by us, covering the entire life cycle of the project, will help to calculate the required time correctly.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня качества научноисследовательской деятельности вуза»

Компетентность / Competency (Russia) 4/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

МЕНЕДЖМЕНТ 19

Оценка уровня качества научно-исследовательской деятельности вуза

Научные структурные подразделения вузов отвечают за проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в различных областях знаний. Успех этой деятельности зависит от эффективного планирования и управления ресурсами, включая человеческие, финансовые и материальные. Говорится о совершенствовании методов планирования и управления результатами деятельности научных структурных подразделений вузов. УДК статьи 005.6

М.А. Назаренко1

Институт перспективных технологий и индустриального программирования (ИПТИП) РТУ МИРЭА, канд. физ.-мат. наук, nazarenko@mirea.ru

А.Н. Шмелева2

ИПТИП РТУ МИРЭА, shmelyova@mirea.ru

1 заведующий кафедрой, Москва, Россия

2 ассистент кафедры, Москва, Россия

Для цитирования: Назаренко М.А., Шмелева А.Н. Оценка уровня качества научно-исследовательской деятельности вуза // Компетентность / Competency (Russia). — 2023. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

ключевые слова

управление качеством, управление результатами, научные структурные подразделения, система сбалансированных показателей, мониторинг и оценка результатов

ланирование и управление результатами деятельности научных структурных подразделений вузов требует системного подхода, включающего несколько этапов и методов [1]. Некоторые ключевые методы, которые можно использовать для развития и улучшения этого процесса, приведены в таблице. Оценивать управление качеством и результатами деятельности будем на примере научных структурных подразделений вуза.

Оценка качества планирования и управления результатами деятельности

Авторами предложены некоторые возможные параметры оценки качества планирования и управления результатами деятельности научных структурных подразделений вуза, а именно:

► Согласование с целями университета: планирование и управление научными структурными подразделениями долж-

Таблица

Пример ключевых методов системного подхода [An example of a systems approach key methods]

Ключевые методы системного подхода [Systems approach key methods] Подход к реализации методов управления результатами деятельности научных структурных подразделений [Approach to the implementation of methods for managing the results of the scientific structural units activities]

Постановка четких целей и задач Первым шагом в планировании и управлении деятельностью научных структурных подразделений является определение четких целей и задач. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и привязанными ко времени (SMART). Это поможет обеспечить соответствие деятельности подразделения общей миссии и стратегическим целям университета

Создание плана действий После определения целей и задач необходимо создать план действий. В этом плане должны быть изложены конкретные шаги, которые необходимо предпринять для достижения целей и задач. Он также должен включать сроки, требования к ресурсам и показатели эффективности

Планирование ресурсов Необходимо выделить достаточные ресурсы для поддержки деятельности научных структурных подразделений. Это включает в себя финансирование, персонал и оборудование. Ресурсы должны распределяться таким образом, чтобы максимизировать их влияние на достижение целей и задач

Мониторинг и оценка Мониторинг и оценка являются важнейшими компонентами планирования и управления деятельностью научных структурных подразделений. Следует проводить регулярный мониторинг для оценки прогресса в достижении целей и задач. Оценка должна проводиться для определения эффективности деятельности отдела и определения областей, требующих улучшения

Коммуникация и сотрудничество Эффективная коммуникация и сотрудничество необходимы для успеха научных структурных подразделений. Подразделение должно установить регулярные каналы связи с заинтересованными сторонами, включая руководство университета, преподавателей, студентов и внешних партнеров. Сотрудничество с другими подразделениями и департаментами университета также может помочь использовать ресурсы и опыт

Непрерывное улучшение Подразделение должно быть привержено постоянному совершенствованию. Это включает в себя регулярный пересмотр и обновление целей, задач, планов действий и показателей эффективности. Это также включает изучение успехов и неудач и внедрение изменений для повышения эффективности деятельности подразделения

20 МЕНЕДЖМЕНТ

Компетентность / Competeпcy (Russia) 4/2023 DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

Эффективное управление результатами деятельности требует сочетания стратегического планирования, распределения ресурсов, измерения эффективности, обратной связи и оценки постоянного совершенствования

ны быть согласованы с общими целями и приоритетами университета, такими как продвижение знаний, научных исследований, достижение академических успехов [1].

► Достаточность ресурсов: научные структурные подразделения должны иметь достаточные ресурсы, включая финансирование,персонал, оборудование и средства, для эффективного осуществления своей деятельности.

► Ясность целей и результатов: цели и результаты научных структурных подразделений должны быть четко определены и доведены до сведения заинтересованных сторон, включая преподавателей, студентов и внешних партнеров.

► Реализация и исполнение: планирование и управление научными структурными подразделениями должны быть эффективно реализованы и выполнены, включая разработку и реализацию планов мероприятий, контроль за ходом выполнения и корректировку планов по мере необходимости [2].

► Воздействие и результаты: научные структурные подразделения должны продемонстрировать влияние и результаты своей деятельности, включая генерацию новых знаний, научных публикаций, интеллектуальную собственность, патенты и сотрудничество с промышленностью и государством.

► Качество исследований: научные структурные подразделения должны проводить высококачественные исследования, отвечающие стандартам научного совершенства и способствующие развитию знаний в соответствующих областях.

► Взаимодействие с заинтересованны-

ми сторонами: научные структурные подразделения должны взаимодействовать с заинтересованными сторонами, включая преподавателей, студентов, отраслевых партнеров и государственные органы, чтобы их исследования и деятельность отвечали потребностям более широкого сообщества [3].

► Этическое и профессиональное поведение: научные структурные подразделения должны придерживаться этических и профессиональных норм поведения во всей своей деятельности, включая ответственное проведение исследований, управление данными и защиту людей и животных в исследованиях.

► Непрерывное совершенствование: научные структурные подразделения должны проводить постоянную самооценку и постоянное совершенствование для повышения качества и результативности своей деятельности, что включает в себя сбор и анализ показателей производительности, отзывы заинтересованных сторон и сравнение с лучшими практиками в этой области [3].

Интегральный коэффициент для оценки

Существуют различные способы оценки уровня качества планирования и управления результатами деятельности научных структурных подразделений вуза, но одним из возможных подходов является использование интегрального коэффициента, учитывающего множество факторов или показателей [4].

Конкретные факторы или индикаторы, которые имеют значение, могут различаться в зависимости от контекста и целей оценки, вот некоторые возможные примеры:

► количество и влияние научных публикаций;

► объем и источники финансирования исследований;

► участие в международном сотрудничестве или сетях;

► разработка и внедрение инновационных проектов или технологий;

► оперативность получения патентов или лицензий;

Компетентность / Сотре1епсу (Russia) 4/2023 DOl: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

МЕНЕДЖМЕНТ 21

► качество и актуальность последипломного образования и обучения.

Для расчета интегрального коэффициента каждому из этих факторов или показателей можно присвоить вес или показатель важности на основе их относительной значимости и вклада в общую производительность подразделения. Затем баллы для каждого фактора могут быть объединены по формуле

и = 1 Вп + оп,

где В представляет собой оценку веса или важности, присвоенную каждому фактору;

О — фактическую оценку или уровень, достигнутый разделением каждого фактора.

Полученный интегральный коэффициент будет численной мерой общего уровня качества планирования и управления отдела своей деятельностью и результатами.

Модель управления результатами деятельности

Типовая модель управления результатами деятельности научных структурных подразделений вуза будет включать несколько ключевых компонентов.

Первым шагом в управлении результатами научных структурных подразделений является постановка четких целей и задач. Это должно быть сделано в консультации с научным персоналом, принимая во внимание исследовательские приоритеты университета, возможности финансирования и потребности академического сообщества [5].

Распределение ресурсов — второй шаг, важный для поддержки достижения поставленных целей. Он может включать финансирование исследований, оборудования, персонала и помещений.

Измерение эффективности. Для обеспечения достижения научными структурными подразделениями своих целей необходимо измерять эффективность их деятельности. Это можно сделать с помощью различных методов, таких как показатели публикаций,

грантовое финансирование и влияние исследований.

Обратная связь и оценка. Регулярная обратная связь и оценка необходимы для обеспечения оптимальной работы научных структурных подразделений. Это должно включать регулярные встречи между научным персоналом и руководством университета для обзора прогресса в достижении поставленных целей, выявления проблем и внесения необходимых корректировок.

Непрерывное совершенствование. Завершающим этапом управления результатами деятельности научных структурных подразделений является постоянное совершенствование их деятельности. Это может включать реализацию новых исследовательских программ, расширение сотрудничества между различными подразделениями и инвестиции в новые технологии и оборудование [5].

В целом эффективное управление результатами деятельности научных структурных подразделений требует сочетания стратегического планирования, распределения ресурсов, измерения эффективности, обратной связи и оценки постоянного совершенствования.

Прогнозирование сроков реализации инновационных проектов

Прогнозирование сроков реализации инновационных проектов деятельности научных структурных подразделений вуза требует системного подхода [5]. Авторы предлагают потенциальную методологию, ориентированную на все этапы жизненного цикла проекта, их семь, — от его создания до закрытия:

► Этап 1. Идентификация проекта — определение инновационных проектов, которые должны быть реализованы научными структурными подразделениями университета. Надо убедиться, что каждый проект четко определен, имеет конкретную цель и набор результатов.

► Этап 2. Планирование проекта: разработка плана проекта, который вклю-

мм куц—i il—[-IXIXK yii—I |~p Компетентность / Competency (Russia) 4/2023

22 МСПЕДЖМЕп! doi: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

Статья поступила в редакцию 6.03.2023

чает временную шкалу для каждого проекта. В этом плане должны быть указаны ресурсы, необходимые для каждого проекта, такие как персонал, оборудование и финансирование.

► Этап 3. Оценка рисков: определение потенциальных рисков, которые могут повлиять на реализацию каждого проекта, таких как бюджетные ограничения, кадровые проблемы и непредвиденные проблемы. На данном этапе важно разработать план управления рисками для снижения этих рисков.

► Этап 4. Планирование графика проекта: разработка графика для каждого проекта с учетом требуемых ресурсов, потенциальных рисков и любых зависимостей между проектами.

► Этап 5. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Привлечение заинтересованных сторон, включая спонсоров проекта, руководителей и членов команды, чтобы убедиться, что все согласны с целями и сроками проекта.

► Этап 6. Установка показателей для отслеживания хода выполнения проекта и обеспечения его выполнения. Не-

обходим регулярный мониторинг прогресса в соответствии с планом проекта и при необходимости корректировка сроков.

► Этап 7. На этапе закрытия необходимо провести оценку успешности проекта и определить области для улучшения в будущих проектах.

Следуя этой методике, вузы могут эффективно прогнозировать сроки реализации инновационных проектов по деятельности своих научных структурных подразделений. Таким образом, планирование и управление результатами деятельности научных структурных подразделений вузов требуют системного подхода, предполагающего постановку четких целей и задач, создание плана действий, распределение ресурсов, контроль и оценку, коммуникацию и сотрудничество, постоянное совершенствование. Используя эти методы, университеты могут гарантировать, что их научные структурные подразделения эффективно выполняют свою миссию и способствуют развитию знаний. ■

Список литературы

1. Яновская О.А., Шакуликова Г.Т., Имангожина О.З. Система управления качеством образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 8.

2. Адамкулова Ч.У. Оценка экономической эффективности деятельности вуза в совершенствовании механизма управления // Университетское управление: практика и анализ. — 2017. — Т. 21. — № 6(112).

3. Nazarenko M.A., Shmeleva A.N. Assessing the performance of quality management systems in the context of enterprise information security policy during the pandemic // Components of Scientific and Technological Progress. — 2022. — № 5(71).

4. Лукина В.Л., Телегина И.К. Математические методы в оптимизации результатов деятельности организации на основе комплексной оценки затрат // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы Межд. науч.-практ. конф. — 2014.

5. Назаренко М.А., Шмелева А.Н. Анализ возникновения дефектов на предприятии на всех этапах жизненного цикла продукции // Наука и бизнес: пути развития. — 2021. — № 11(125).

Как подготовить статью для журнала «Компетентность»

Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте komp@asms.ru). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:

► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);

► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.

К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.

Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2023

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

MANAGEMENT 23

Evaluation of the University Research Activities' Quality Level

M.A. Nazarenko1, Institute of Perspective Technologies and Industrial Programming (IPTIP) of MIREA — Russian Technological University (RTU MIREA), PhD (Phys.-Math.), nazarenko@mirea.ru A.N. Shmeleva2, IPTIP of RTU MIREA, shmelyova@mirea.ru

1 Head of Department, Moscow, Russia

2 Assistant of Department, Moscow, Russia

Citation: Nazarenko M.A., Shmeleva A.N. Evaluation of the University Research Activities' Quality Level, Kompetentnost / Competency (Russia), 2023, no. 4, pp. 19-23. DOI: 10.24412/1993-8780-2023-4-19-23

How to assess the quality of research activities of a higher educational institution? The issue is urgent, difficult, and requires a systematic approach. We consider it based on the key research methods. And we evaluate the quality of planning and management of performance results on the example of scientific structural units of the university. There are various ways to evaluate quality. We chose the one where the integral indicator is used. The formula takes into account many factors: (a) the number and impact of the department's scientific publications, (b) the volume and sources of research funding, (c) the development and implementation of innovative projects. Based on their significance and contribution to the overall productivity of the unit, an integral coefficient is considered. It will be a numerical measure of the quality level of the department's work.

We also offer a standard model for managing the results of scientific departments. The main thing that is required is a combination of strategic planning, clear allocation of resources, performance measurement, continuous improvement.

In scientific work, it is important to be able to predict the timing of the implementation of innovative projects. The methodology proposed by us, covering the entire life cycle of the project, will help to calculate the required time correctly.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Yanovskaya O.A., Shakulikova G.T., Imangozhina O.Z. Sistema upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze [Education quality management system at the university], Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2016, no. 8, pp. 38-42.

2. Adamkulova Ch.U. Otsenka ekonomicheskoy effektivnosti deyatel'nosti vuza v sovershenstvovanii mekhanizma upravleniya [Evaluation of the economic efficiency of the university in improving the management mechanism], Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2017, vol. 21, no. 6(112), pp. 41-48.

3. Nazarenko M.A., Shmeleva A.N. Assessing the performance of quality management systems in the context of enterprise information security policy during the pandemic, Components of Scientific and Technological Progress, 2022, no. 5(71), pp. 5-10.

4. Lukina V.L., Telegina I.K. Matematicheskie metody v optimizatsii rezul'tatov deyatel'nosti organizatsii na osnove kompleksnoy otsenki zatrat [Mathematical methods in optimizing the results of the organization's activities on the basis of a comprehensive cost estimate], Aktual'nye voprosy razvitiya ekonomiki. Materialy Mezhd. nauch.-prakt. konf., 2014, pp. 310-318.

5. Nazarenko M.A., Shmeleva A.N. Analiz vozniknoveniya defektov na predpriyatii na vsekh etapakh zhiznennogo tsikla produktsii [Analysis of the occurrence of defects in the enterprise at all stages of the product life cycle], Nauka i biznes: puti razvitiya, 2021, no. 11(125),

pp. 135-138.

key words

quality management, results management, scientific structural units, balanced scorecard, monitoring and evaluation of results

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.