Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ IQ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ IQ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ / IQ СПОРТСМЕНОВ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Похоруков О.Ю., Маханькова Н.А., Домарева А.А., Ковалёва А.А.

Бытует мнение о том, что спортсмены обладают низким уровнем образованности в связи с нехваткой времени на обучение. В этом есть доля правды, тренировки занимают значительную часть времени и на учёбу просто не хватает времени. Однако есть и такие спортсмены, которым удаётся сочетать в себе высокие спортивные достижения и достижения, например в науке. В данном исследовании изучается уровень IQ студентов, которые занимаются спортом и которые не занимаются спортом. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень IQ у спортсменов достаточно высок, и необходимо пересматривать систему обучения таких людей, для получения максимального образовательного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Похоруков О.Ю., Маханькова Н.А., Домарева А.А., Ковалёва А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IQ LEVEL DEPENDING ON THE LEVEL OFPHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY

There is an opinion that athletes have a low level of education due to lack of time for training. There is some truth in this, training takes up a significant part of the time and there is simply not enough time to study. However, there are also people who manage to combine high achievements in sports and achievements, for example, in science. This study examines the IQ level of students who play sports and those who do not play sports. The data obtained indicate that the IQ level of athletes is quite high, and it is necessary to revise the training system for such people in order to obtain the maximum educational effect.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ IQ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

2. Lavrukhina, G.M. and Bystrova, I.V. (2018), "Development of power endurance by means of crossfit (on the example of servicemen)", Psychopedagogy in law enforcement agencies, No. 2 (73), pp. 7480.

3. Mironov, V.V., Chirgin, A.N., Kozikov, Y.S. and Maksimov, V.N. (2019), "The relevance of the development of physical endurance in servicemen operator profile", Physical Culture. Sports. Tourism. Motor recreation, Vol. 4, No. 4, pp. 15-21.

4. Popov, A.A., Belousov, D.D. and Rodionov, N.I. (2020), "Methods for the development of power abilities in military personnel", Actual scientific research in the modern world, No. 8-2 (64), pp. 113119.

5. Pugachev, S.V. (2021), "Development of power endurance in servicemen through the use of cyclic sports", Innovations. Science. Education, No 28, pp. 6-11.

Контактная информация: kossmos80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2023

УДК 796.011.1

ОЦЕНКА УРОВНЯ IQ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Олег Юрьевич Похоруков, кандидат педагогических наук, директор института, Наталья Александровна Маханькова, кандидат психологических наук, заведующая кафедры, Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк; Анастасия Александровна Домарева, курсант, Анна Андреевна Ковалёва, курсант, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Новокузнецк

Аннотация

Бытует мнение о том, что спортсмены обладают низким уровнем образованности в связи с нехваткой времени на обучение. В этом есть доля правды, тренировки занимают значительную часть времени и на учёбу просто не хватает времени. Однако есть и такие спортсмены, которым удаётся сочетать в себе высокие спортивные достижения и достижения, например в науке. В данном исследовании изучается уровень IQ студентов, которые занимаются спортом и которые не занимаются спортом. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень IQ у спортсменов достаточно высок, и необходимо пересматривать систему обучения таких людей, для получения максимального образовательного эффекта.

Ключевые слова: Интеллектуальные способности спортсменов, IQ спортсменов уровень физической активности, подходы к обучению студентов-спортсменов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p267-270

ASSESSMENT OF THE IQ LEVEL DEPENDING ON THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF THE SIBERIAN STATE INDUSTRIAL UNIVERSITY

Oleg Yurievich Pokhorukov, candidate ofpedagogical sciences, director of institute, Natalya Alexandrovna Makhankova, candidate ofpsychological sciences, head of the department, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk; Anastasia Alexandrovna Domareva, cadet, Anna Andreevna Kovalyova, cadet, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Novokuznetsk

Abstract

There is an opinion that athletes have a low level of education due to lack of time for training. There is some truth in this, training takes up a significant part of the time and there is simply not enough time to study. However, there are also people who manage to combine high achievements in sports and achievements, for example, in science. This study examines the IQ level of students who play sports and those who do not play sports. The data obtained indicate that the IQ level of athletes is quite high, and it is necessary

to revise the training system for such people in order to obtain the maximum educational effect.

Keywords: Intellectual abilities of athletes, IQ of athletes, level of physical activity, approaches to teaching student athletes.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. [1, 4].

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний. В широком смысле интеллект - это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле - ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. Понятия «интеллект» и «интеллектуальные особенности» личности близки к более часто употребляемым понятиям - способности, общие и специальные способности [2]. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Во время соревнований, а иногда и тренировочного процесса спортсмену приходится решать различные прикладные задачи, решение данных задач способствует развитию интеллекта, иногда его называют спортивный интеллект. Американский психолог Б. Дж. Кретти считает, например, что существует некоторый минимальный уровень интеллектуального развития - обычно около 110-120 баллов по IQ - ниже которого совершенствование спортивного мастерства становится затруднительным. Спортивный интеллект решает практические задачи: распределения своих сил, тактика решения спортивной задачи, способы показа высокого результата. Е.П. Ильин в своей книге описывал такой пример дзюдоисты, показавшие высокие результаты на соревнованиях, имели лучшие показатели логического и оперативного мышления, чем борцы, выступившие неудачно. Очевидно, не случайно американский психолог Оглви с коллегами выявил, что члены олимпийской команды США имели способности в мышлении, равные таковым у лучших студентов. Среди бывших учеников знаменитого тренера по легкой атлетике В.И. Алексеева более 50 человек стали докторами и кандидатами наук, и не только в области спорта [3].

Существует мнение, что студенты, занимающиеся спортом очень много времени, тратят на тренировки, что отрицательно сказывается на уровне их интеллектуального развития.

Цель работы - оценить уровень IQ студентов Сибирского Государственного индустриального университета с разным уровнем физической активности.

Задачи:

1. Провести оценку уровня IQ студентов Сибирского Государственного индустриального университета с разным уровнем физической активности;

2. Проанализировать полученные результаты.

Для изучения уровня IQ был использован тест Г.Ю. Айзенка в модификации Р.С. Немова. Ганс Юрген Айзенк, немецко-британский психолог-учёный, разработал одну из самых популярных в России вариаций IQ-теста [1]. Тестирование состоит из 50 вербальных и невербальных вопросов и заданий, с помощью которых оцениваются математические способности, умение размышлять логически, пространственное мышление, вербальный интеллект. В нашем исследовании тест состоял из двух шкал, для выявления уровня развития математических и лингвистических способностей. Каждый тест состоял из 50 вопросов, время на выполнения каждого теста 30 минут. После выполнения теста

подсчитывалось количество правильных ответов и по графику определялся результат в развитии математических и лингвистических способностей [4].

Исследование проводилось в марте 2023 года в Сибирском государственном индустриальном университете. В исследовании приняло участие 30 студентов, которые были разделены на три группы по уровню их физической активности, студенты, которые не занимаются спортом 10 человек (группа I), студенты, которые занимаются спортом 2 - 3 раза в неделю 10 человек (группа II), студенты, занимающиеся спортом более 3 раз в неделю входящие в сборные команды университета по видам спорта 10 человек (группа III). Все студенты были мужского пола возраст от 18 до 22 лет. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики, вычислялись среднее арифметическое и среднеквадратичное отклонение. В ходе исследования были получены следующие результаты:

Таблица - Показатели уровня математических и лингвистических способностей студентов с различным уровнем физической активности__

Группа Показатель математических способностей Показатель лингвистических способностей

I студенты, не занимающиеся спортом 106.6±5.2 96.2±6.4

II студенты, занимающиеся спортом 2-3 раза в неделю 107.4±4.4 105.8±7.6

III студенты члены сборных команд по видам спорта 107.2±6.5 102.5±8.2

Уровень развития математических способностей во всех трёх группах оказался примерно одинаковым, если сравнивать со средними значениями для данного возраста, то они находятся в верхних границах нормы. Это объясняется следующими факторами. Во-первых, Сибирский государственный университет - это технический ВУЗ, для поступления в который результаты экзамена по математике важны, что также подтверждается результатами исследования. Во-вторых, несмотря на снижение качества преподавания математики в школах, студенты, готовясь к поступлению в ВУЗ посещали репетиторов, что помогло им в освоении математики на хорошем уровне.

Результат в исследовании уровня лингвистических способностей во всех группах также примерно одинаковый, у студентов, занимающихся спортом, он немного выше, но не значительно. Результат соответствует верхней границе нормы для данного возраста. Это объясняется тем, что для студентов русский язык является родным с одной стороны, а с другой, студенты для успешной коммуникации студенты должны владеть русским языком. Всё это и выявило наше исследование.

ВЫВОДЫ

1. Результаты математических способностей во всех группах оказались примерно одинаковыми и соответствующими современным тенденциям.

2. Результаты лингвистических способностей незначительно выше у студентов, занимающихся спортом в отличии от студентов, не занимающихся спортом, и соответствуют верхней границе нормы для данного возраста.

3. Как показывает изучение успеваемости студентов спортсменов, она ниже, чем у студентов, не занимающихся спортом, однако данные об интеллектуальном развитии говорят о том, что способности к обучению у студентов спортсменов ничуть не меньше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Для их реализации необходим индивидуальный подход в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методики изучения интеллекта : метод. рекомендации. Ч. 1 / И.Н. Агафонова, А.К. Коле-ченко, Г.А. Погорелов, Л.Ф. Шеховцова. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гор. ин-та усовершенствования учителей, 1991. - 221 с.

2. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта / П.К. Анохин // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах. - Москва : Наука, 1985. - 176 с.

3. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин // - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 352 с.

4. Немов Р.С. Психология : учебник. [В 3 кн.] Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

REFERENCES

1. Agafonova, I.N., Kolechenko, A.K., Pogorelov, G.A. and Shehovtsova, L.F. (1991), Methods of studying intelligence, methodological recommendations, Part 1, publishing house of St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg.

2. Anokhin, P.K. (1985), "Philosophical meaning of the problem of natural and artificial intelligence", Cybernetics of the living: Man in different aspects, Science, Moscow.

3. Ilyin, E.P., (2008), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg.

4. Nemov, R.S. (1995), Psychology, textbook, in 3 books, Book 3: Experimental pedagogical psychology and psychodiagnostics, VLADOS, Moscow.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2023

УДК 796.011.3

ЭКСПРЕСС-ТЕСТЫ И ИНДЕКСЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Сергеевич Дома-щенко, кандидат педагогических наук, доцент, Евгений Васильевич Мамышев, старший преподаватель, Нина Васильевна Терехова, старший преподаватель, Государственный университет управления, Москва

Аннотация

В статье представлены экспресс-методы для оценки достоверности сдвигов по данным физического развития, функционального состояния, функционально-двигательной подготовленности студентов. Для анализа полученных результатов тестирования рассматривались индексы и шкалы измерений вышеперечисленных показателей. Применяемые методики опроса для выявления субъективных критериев жизнедеятельности, в процентном соотношении, позволили наиболее точно охарактеризовать себя и с помощью самооценки стать более собранным и организованным человеком.

Ключевые слова: физическое развитие, тренинги, индексы, тестирование. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p270-274

EXPRESS TESTS AND INDEXES OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT

AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS Dmitry Aleksandrovich Rayevsky, candidate of pedagogical sciences, docent, Vadim Petrovich

Chicherin, candidate of pedagogical sciences, docent, Valery Sergeevich Domashchenko, candidate of pedagogical sciences, docent, Evgeny Vasilyevich Mamyshev, senior teacher, Nina Vasilyevna Terekhova, senior teacher, State University of Management, Moscow

Abstract

In the article presents express methods for assessing the reliability of shifts according to the data of physical development, functional state, functional and motor readiness of students. To analyze the test results obtained, the indexes and measurement scales of the above indicators were considered. The survey methods used to identify subjective criteria of vital activity, as a percentage, allowed us to characterize ourselves most accurately and with the help of self-assessment to become a more collected and organized person. Keywords: physical development, trainings, indexes, testing

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль физического воспитания как необходимого критерия достижения высокой работоспособности и укрепления здоровья имеет большое значение для будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.