УДК 332.146:330.4 ББК 65.049в631 О 65
М.Е. Ордынская,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (918) 483-31-38, e-mail: marina26577@rambler.ru
Т.А. Силина,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (928) 261-74-58, e-mail: agu_ekonom@mail.ru
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена исследованию уровня использования информационных технологий в Республике Адыгея как фактору развития финансов региона в условиях становления новой информационной экономики, которая получила название «цифровая экономика». Описана ситуация применения информационно-коммуникационных технологий за пять лет с целью выявления общей картины и имеющейся динамики. Анализ состояния информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в регионе проведен по следующим критериям: наличие и оснащенность ИКТ; затраты на ИКТ. Использованы методы вертикального, горизонтального анализа, группировки и сравнения. Оценка данных по Республике Адыгея осуществлена в сравнении как с другими субъектами Южного федерального округа (ЮФО), так и с общероссийским уровнем.
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, ИКТ, информационная среда, анализ, Южный федеральный округ, Республика Адыгея.
M.E. Ordynskaya,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (918) 483-31-38, e-mail: marina26577@rambler.ru
T.A. Silina,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (928) 261-74-58, e-mail: agu_ekonom@mail.ru
EVALUATION OF THE LEVEL OF INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY (ON THE MATERIALS OF THE REPUBLIC OF ADYGEA)
Abstract. The article is devoted to the study of the level of use of information technologies in the Republic of Adygea as a factor in the development of regional
finance in the conditions of the emergence of a new information economy, which was called the "digital economy". The situation of the use of information and communication technologies for five years is described with the aim of identifying the overall picture and the existing dynamics. Analysis of the state of information and communication technologies (ICT) in the region was carried out according to the following criteria: availability and equipment of ICT; ICT costs. Used methods of vertical, horizontal analysis, grouping and comparison. Evaluation of data for the Republic of Adygea was carried out in comparison with other subjects of the Southern Federal District (SFD), and with the all-Russian level.
Keywords: digital economy, information technologies, ICT, information environment, analysis, Southern Federal District, Republic of Adygea.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) все прочнее входят во все сферы деятельности человека. Их эффективное включение в процессы хозяйствования и управления становится одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и экономическую безопасность предприятий, регионов, страны в целом. Это нашло отражение в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года и разработанной во исполнение перечня поручений по его реализации (№ Пр-2346 от 5 декабря 2016 года) [1] государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], которая предполагает активное включение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов власти и хозяйствующих субъектов.
В настоящее время информационные технологии являются центральным звеном эффективного управления любой организацией. С помощью ИКТ организации осуществляют учет и контроль хозяйственных процессов, управление производственной, финансовой и сбытовой деятельностью, устанавливают и поддерживают связь с контрагентами и контролирующими государственными органами, проводят мониторинг информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Это предопределяет все возрастающий интерес к вопросам использования
информационно-коммуникационных технологий не только в сфере государственного управления, но и предпринимательском секторе.
С использованием цифровых технологий изменяются производственные отношения, структура экономики, появляются новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.
Государственная программа предусматривает ряд мер, стимулирующих рост ИКТ. Для корректного определения приоритетов в реализации программы, а также оценки эффективности проводимых мероприятий на региональном и федеральном уровнях необходим предварительный и текущий анализ уровня развития информационных технологий в соответствующих территориальных образованиях на конкретный период времени.
В данной статье представлены результаты оценки уровня развития информационных технологий в Республике Адыгея в сравнении с другими субъектами ЮФО, а также общероссийским уровнем на основе данных Росстата [3].
В табл. 1 представлен удельный вес организаций, применявших персональные компьютеры, в Республике Адыгея в сравнении с другими субъектами Южного федерального округа и в целом России за период, охватывающий 2012-2016 гг.
Из данных табл. 1 видно, что в большинстве регионов Южного федерального округа наблюдается снижение числа организаций,
Таблица 1
Удельный вес организаций, применяющих персональные компьютеры
Субъекты ЮФО 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Адыгея 98,3 99,8 100,0 95,4 96,3
Республика Калмыкия 94,1 96,9 94,3 92,3 89,0
Республика Крым - - 98,1 99,4 99,3
Краснодарский край 96,1 96,4 93,5 87,3 89,8
Астраханская область 90,4 89,8 88,9 88,2 94,8
Волгоградская область 84,8 89,4 84,7 78,4 86,0
Ростовская область 90,2 89,5 89,6 89,5 87,0
г. Севастополь - - 92,7 85,5 82,6
Южный федеральный округ 90,8 92,0 90,1 86,5 88,9
Росси йскаяФедерауит 94,0 94,0 9 3,8 92,3 92,4
использующих информационно-коммуникационные технологии. В Республике Адыгея, например, удельный вес таких организаций за анализируемый период снизился на 2%. Наиболеевысокийудель-ный весзаиасаадуемыйпериод наблюдается вследнющих региинах ЮФО:РезпублдкаКрым, Республика Адыиеяе Асереванекня область. Самьшнизеийпаказатела удельного веса н сравнении с другими регионами ЮФО отмечен а ее Севисто-поль -8е,6% в 201Н г.Необходемв отметить е^еэт факт, чтазв 2л16 е.
ЮФО имеет наименьший удельный в ее орган изаций, использую щих ПК (894,9%) из всех федеральных округов России. Наибольший же показатель у Северо-Западного федерального округа - 95,9%.
Общее снижение удельного веса органиоарив Адыпеи, применяю-щех перроналаныс компьютеры, составило о%. Такаяжединамика п]эосееживастся во многех субъек-оах ЮФО (снижение за пять лет в среднемпо ЮФ—схставялое,9%) и р целомпоРосгии- снижевсе за ис-слодуомошпоррод но1,6% (рте. 1).
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
■ РФ < Южный федеральный округ И Республика Адыгея
Рьсс. С.Диоаосоаауделлногс ве—оорраоисаций, применяющих персональные компьютеры
Большой интерес представляет оснащенность персональными компьютерами в разрезе видов деятельности. Такая информация по Республике Адыгея за 2016 г. представлена в табл. 2.
Из данных табл. 2 следует, что наименьший уровень оснащенности персональными компьютерами, по состоянию на 2016 г., имел место в строительной отрасли.
Таблица 2
Удельный вес организаций в Республике Адыгея, использовавших персональные компьютеры, в разрезе видов деятельности в 2016 г.
Виды деятельности 2016 г.
Лесное хозяйство и лесозаготовки 100,0
Добыча полезных ископаемых 100,0
Высшее профессиональное образование 100,0
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 100,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 100,0
Гостиницы и рестораны 100,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 98,1
Обрабатывающие производства 98,0
Транспорт и связь 96,2
Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 94,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 94,1
Финансовая деятельность 92,6
Строительство 83,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 90,2
Эффективную работу ИКТ в условиях функционирования локальной сети позволяет обеспечить использование сервера, способствующего созданию общей базы данных
по всей организации. В табл. 3 представлены данные, характеризующие удельный вес организаций, использующих серверы.
Таблица 3
Удельный вес организаций, использующих серверы
Субъекты ЮФО 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Адыгея 18,0 18,0 22,6 46,1 48,7
Республика Калмыкия 14,6 18,6 25,6 40,9 39,7
Республика Крым - - 28,5 66,9 46,7
Краснодарский край 21,4 21,3 25,2 45,4 50,0
Астраханская область 19,8 20,0 33,9 46,4 50,9
Волгоградская область 16,2 18,2 23,6 35,0 40,6
Ростовская область 23,5 19,4 29,7 44,0 44,6
г. Севастополь - - 25,5 41,0 30,9
Южный федеральный округ 20,4 19,6 26,9 43,0 45,7
Российская Федерация 18,9 19,7 26,6 47,7 50,8
Больше всего организаций, использующих серверы, среди субъектов ЮФО в Астраханской области
- более половины всех исследуемых организаций. В целом по ЮФО удельный вес организаций, использующих серверы, за пять лет значительно вырос - на 25,3%. При этом наибольший рост отмечен в Астраханской области и в Республике Адыгея (на 31,1% и 30,7%, соответственно). Наименьшее распространение серверов, по данным Росстата, в 2016 г. имелось в г. Севастополь
- 30,9%, что меньше среднероссийского показателя на 19,9%. Таким образом, по данному показателю в Республике Адыгея, несмотря на отставание от среднероссийского уровня, достаточно высокие показатели в ЮФО (третье место) и положительный тренд.
В хозяйственной деятельности организаций возрастает роль интернет-технологий. Доступ к сети Интернет нужен для поиска нормативно-справочной информации, обеспечения оперативной связи с поставщиками и производителями оборудования, покупателями продукции, контролирующими орган ами. Именно доступность Интернет-соединении и интнрнит-технолог й является одни из
важнейших факторов в развитии цифровой экономики. Анализ уровня подключения к сети Интернет организациями Республика Адыгея показал, что не все их персональные компьютеры имеют доступ к глобальной сети (рис. 3). Отметим, что по данному показателю организации ЮФО имеют наименьший удельный вес - 85,5%, наряду с организациями Сибирского федерального округа - 85,3%, наибольший (93,4%) - Северо-Западного федерального округа.
Как свидетельствуют данные Росстата, только половина компьютеров имеет доступ к сети Интернет. В ЮФ, по данным за 2016 г., только 28 компьютеров из 45 имели доступ к Интернету. Сравнение с данными других регионов показало, что статистика подключений к Интернету примерно одинакова. Таким образом, тенденция незначительного роста количества подключений к Интернету характерна не только для ЮФО, а является общероссийской.
Более детальный анализ удельного веса организаций ЮФО, ис-пользующ их Интернет, пр едставлен в табл. 4.
Отметьеи, чтонаименынийуце ль-ный веь но даеному покаиателю имеют орьаннзации °ибир сотого фе-дцрульногтокруеа- 85,3% от ЮФО
■ РФ —Южный федеральный округ Я Республика Адыгея
Рис. 2. Динамика удельного веса организаций, применяющих серверы
- 86 -
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
■ РФ —•— Южный федеральный округ Ш Республика Адыгея Рис. 3. Динамика удельного веса организаций, использующих Интернет
Таблица 4
Удельный вес организаций, использующих Интернет
Субъекты ЮФО 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Адыгея 92,2 95,3 96,2 92,5 92,5
Республика Калмыкия 87,1 93,9 89,4 86,8 83,4
Республика Крым - - 95,8 98,9 98,2
Краснодарский край 89,3 90,4 89,2 83,7 86,4
Астраханская область 85,2 85,2 86,0 85,3 91,6
Волгоградская область 77,0 82,4 79,2 74,2 81,5
Ростовская область 83,8 83,9 86,0 85,9 83,8
г. Севастополь - - 85,5 83,7 61,5
Южный федеральный округ 84,1 86,2 85,9 82,9 85,5
Российская Федерация 86,9 88,1 89,0 88,1 88,7
- 85,5%, наибольший (93,4%) - Северо-Западного федерального округа. В целом по ЮФО удельный вес организаций, использующих Интернет, за пять лет вырос на 1,4%. При этом наибольший рост отмечен в Астраханской и Волгоградской областях (на 6,4% и 4,5%, соответственно). Однако не во всех регионах ЮФО наблюдается рост данного показателя. Например, в Республике Калмыкия данный показатель за анализируемый период снизился на 3,7%, в Краснодарском крае - на 2,9%.
В табл. 5 представлен удельный вес организаций в Республике Адыгея, использовавших Интернет, в разрезе видов деятельности за 2016 г.
По данным табл. 5 можно сделать вывод, что меньше всего Интернет используют организации, осуществляющие деятельность в сфере лесозаготовки и высшего профессионального образования - всего 75%.
В последнее время все большую актуальность приобретает создание организациями своих веб-сайтов (рис. 4). С помощью этого инструмента развития
Таблица 5
Удельный вес организаций в Республике Адыгея, использовавших сеть Интернет, в разрезе видов деятельности в 2016 г.
Виды деятельности 2016 г.
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 100,0
Добыча полезных ископаемых 100,0
Гостиницы и рестораны 100,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 98,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 95,9
Обрабатывающие производства 95,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 94,1
Финансовая деятельность 88,9
Транспорт и связь 88,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8 6,3
Строитеннотео 8 3,3
Деятелькосгьио организацииеттыхд,развлеч ений,нмльнурык спорта 78,9
Л есноехозяйхтоои катггаготов к и 75,0
Высшее профессиональное образование 75,0
§ 55 50 45 40 35 30
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
I РФ —Южный федеральный округ Ш Республика Адыгея
Рис. 4.Динамикауделъногооеса организаций, использующих веб-сайты
-д8-
бизнеса можно привлечь новых кли- Рассмотрим, насколько популяр-ентов и наладить более эффективную но создание веб-сайтов в Южном фе-работу с уже существующими. деральном округе (табл. 6).
Таблица 6
Удельный вес организаций, имеющих веб-сайт
Субъекты ЮФО 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Республика Адыгея 40,9 51,5 51,0 50,2 53,2
Республика Калмыкия 23,9 31,2 28,5 31,2 33,7
Республика Крым - - 45,4 57,8 44,9
Краснодарский край 36,5 39,6 21,9 40,8 44,0
Астраханская область 37,5 37,7 34,7 35,6 44,4
Волгоградская область 26,7 35,1 33,0 32,0 37,6
Ростовская область 33,0 35,3 34,6 38,2 41,5
г. Севастополь - - 38,2 43,6 32,4
Южный федеральный округ 32,7 37,0 30,9 38,0 41,8
Российская Федерация 37,8 41,3 40,3 42,6 45,9
В целом по ЮФО удельный вес организаций, имеющих веб-сайты, вырос на 9,1%. Наибольший удельный вес этот показатель имеет в Республике
Удельный вес организаций в Республике
в разрезе видов дез
Адыгея - 53,2%, наименьший - г. Севастополь (всего 32,4%).
В табл. 7 представлены данные по организациям Республики
Таблица 7
дыгея, имевших веб-сайты в Интернете, ельности в 2016 г.
Виды деятельности 2016 г.
Высшее профессиональное образование 100,0
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 63,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 63,0
Обрабатывающие производства 61,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 60,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 52,9
Финансовая деятельность 51,9
Лесное хозяйство и лесозаготовки 50,0
Гостиницы и рестораны 48,2
Деятельность по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 47,8
Транспорт и связь 38,5
Добыча полезных ископаемых 33,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 26,5
Строительство 16,7
Адыгея, имевшим веб-сайты в Интернете, в разрезе видов деятельности за 2016 г.
Из данных табл. 7 следует, что наименьший удельный вес имеют организации, осуществляющие свою деятельность в сфере строи-тел ства - 16,7% и управления недвижимым имуществом - 26,5%.
Также к важным показаеелям развития информационно-комму-никационн ыхтехнологийотносится количество персональных компьютеров на 100 работников (табл. 8, рис. 5).
Таким образом, очевидно, что в Республике Адыгея, как и практически во всех регионах ЮФО, менее половины работников имеют рабочие места, оснащенные персональными компьютерами. Иная ситуация наблюдается только в Республике Калмыкия и в г. Севастополь. Общероссийский показа -ель такжент повысил пятидесятипроцентную отметку. При этом след ует отметить, чторазвитие мифровых хехнолосий в настоящее время по-зсоляет ряд операций решать без использования персональных
Таблица 8
Количествоперсональныхкомпьютеров на 100 работников, шт.
СубъектыЮФО 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
РеспубликаАдыгея 40 42 45 46 43
Республика Калмыкия 49 49 49 51 52
Республика Крым - - 26 34 39
Краснодарский край 46 45 39 42 44
Астраханская область 42 41 44 46 47
Волгоградская область 39 41 43 40 43
Ростовская область 40 41 43 46 46
г. Севастополь - - 43 46 52
Южныйфедеральныйокруг 42 43 41 43 45
Российская Федерация 43 44 47 49 49
Рис. 5. Динамика количества персональных компьютеров на 100 работников,шт.
компьютеров посредством смартфонов и иных аналогичных устройств, что обеспечивает более высокий уровень фактической оснащенности рабочих мест ИКТ. Однако на данный момент этот показатель остается статистически неоцененным.
удельный вес в затратах на ИКТ приходится на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ - 44,4%, а также на приобретение программного обеспечения - 23,2. Наименьшая доля затрат приходится на приобретение телекоммуникационного оборудования - 5,03%. По ЮФО также наибольший удельный вес приходится на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ - 29,1% и на приобретение программного обеспечения - 21,3%. Наименьший же удельный вес имеет статья «Расходы на оплату доступа к сети Интернет» - 7,6%. Та же тенденция характерна и для РФ: на статью «Оплата услуг сторонних организаций и специалистов»
Затраты организаций, находящихся в ЮФО, на информационные и коммуникационные технологии в 2016 г. показаны в табл. 9.
Анализ данных, представленных в табл. 9, свидетельствует о том, что в Республике Адыгея наибольший
приходится большая часть расходов - 39,8%, «Приобретение программного обеспечения» - 22,4%, а наименьший удельный вес имеет статья «Расходы на оплату доступа к сети Интернет» - 5,5%.
Структуру затрат на ИКТ в целом по РФ, по ЮФО и по Адыгее можно наглядно увидеть на рис. 6.
О развитии цифровых технологий свидетельствуют и растущие затраты организаций на информационно-коммуникационные технологии. Например, в Республике Адыгея в сравнении с 2012 г. такие затраты выросли в 1,8 раза -с 309,1 млн руб. до 557,2 млн руб. (рис. 7).
Таким образом, динамика всех показателей свидетельствует о
Таблица 9
Затраты на информационные и коммуникационные технологии, млн руб.
Субъекты ЮФО На приобретение На оплату доступа к сети Интернет Прочие затраты Всего
вычислительной техники и оргтехники телекоммуникационного оборудования программного обеспечения
Республика Адыгея 68,0 28,0 129,1 60,1 272,0 557,2
Республика Калмыкия 91,8 32,9 189,0 90,9 74,2 478,8
Республика Крым 1469,7 3311,8 637,2 385,5 1396,3 7200,5
Краснодарский край 2730,3 2749,0 3040,2 1253,1 5833,7 15606,3
Астраханская область 439,4 328,7 599,2 159,6 1249,5 2776,4
Волгоградская область 894,6 699,7 1188,9 358,5 2626,1 5767,8
Ростовская область 1408,6 902,5 2639,2 822,8 2645,5 8418,6
г. Севастополь 589,9 73,6 616,6 67,5 226,3 1573,9
Южный федеральный округ 7692,2 8126,3 9039,4 3197,9 14325,6 42381,4
Российская Федерация 249407,9 145129,4 279897,0 69251,9 505538,6 1249224,8
а) Республика Адыгея
б)ЮФО
в) Российская Федерация
х
,17%| л 1
к у, 55^
I На приобрееениевычислительнон техники и оргтехники
На приобретение программного обеспечения I Прочие затраты
К; ир1ч I.'. ик\м| \г,и.и,\и н ■■■■I) [.ч<,.-и.'Я
I На оплату доступа к сети Интернет
Ри.с.6. Затраты на информационно-коммуникационные технологии
в 2016 г.0 млнруб.
600
500
400
300
200
100
2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г.
Рис. 7.Динамика звтрат нк ИКТвРлнпуУликеАдыгея, млнрбб.
-
о
том, что н Адыгве, как и во всех оввальнб1х регионах РФ, идмт поо степвнный перехон к цдфроввй экономике.
Развитив информацоонных грга-нологвш ннсно связаЕО с економи-ческим в>аовиткем региона. Более развитые в экономическом пданс регионы демонвдрируют л^^п-и^^ показатели уровня {жзвития информационно- колму никациовных технологий, наоборот - более широкое вандрввив цифоовых тедно-логий в рнятеалностьоргдниоодий спосЕД^(отк^рьот ^^е^^с^^е^иювнонокес^тв^-скогароста е1 вкюсоокавдинальныо изменнния со всо
го хоояйствв роеиона - финансы,
оортовлю, обраюввние. здравоокра-ненил и др.
]с наключснсе отметнм, что анфррлационнык тсхнокоеии яв-ляютcт составной частью веизне-деятелононти pоливнa[ а развитие информационных технологий - одной изгеавных задач нго социаль-нл-экдномичecкoгв рвдзвитдя. Этот пдоцссс споно^твуот повышению оффективноеди ас кенкурснноспо-собн ст бизнеса, управленческой даятвльеалти, рвспровтрднению информаави. Рационааьнд применяемые инфopмтциoнныт технологии cпoттбcттyютccтдaниюодuного вквнтмикo-инфдpмaциoннoва про-странствв сераны вцолом, а также
отдельных федеральных округов и регионов.
Реализуемые в настоящее время в Республике Адыгея мероприятия в рамках программы развития цифровой экономики направлены на устранение отставания региона от других субъектов ЮФО. Так, прокладываются современные оптоволоконные линии во все районы республики, в том числе в отдаленные населенные пункты, что обеспечит доступ к скоростному Интернету населения и организаций ряда населенных пунктов республики, а значит и расширение возможностей получения и оказания цифровых услуг.
При этом, с одной стороны, нужно обеспечить развитие конкуренции на рынке ИКТ, а с другой - целесообразно оказывать поддержку местным ИТ-компаниям, осуществляющим разработку и внедрение программных продуктов, автоматизацию деятельности организаций сектора государственного и муниципального управления, здравоохранения, образования, коммерческих предприятий и т.д. Поскольку использование собственных разработок и отказ от приобретения зарубежных технологий и программного обеспечения являются стратегически важным фактором в обеспечении безопасности и охраны государственной и коммерческой тайны.
Действующая в настоящее время государственная программа Республики Адыгея «Развитие информатизации на 2014-2020 годы» не работает в полном объеме, ее мероприятия недостаточны для создания цифровой экономики в республике. Для концентрации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, здравоохранения, бизнеса, населения на реализацию задач по формированию и реализации основ цифровой экономики необходимо разработать и утвердить государственную программу Республики Адыгея «Цифровая экономика Республики Адыгея». При этом важно обеспечить ее тесную корреляцию с одноименной федеральной программой. При разработке новой республиканской программы необходимо использовать зарубежный опыт и опыт передовых субъектов РФ, ведущих компаний страны, привлекать на консультации региональных операторов связи, ИТ-компании, вузы, ведущих специалистов-экспертов в области цифровых технологий, экономики и управления.
Дальнейшее развитие цифровой экономики в Республике Адыгея должно стать мощным драйвером экономического развития республики, ускорить экономический рост, улучшить качество структуры экономики и, в итоге, повысить благосостояние жителей.
Примечания:
1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию № Пр-2346 от 5 декабря 2016 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/53425.
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р. URL: http://static.govemment.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLV uPgu4bvR7M0.pdf.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1402 с.
4. О государственной программе Республики Адыгея «Развитие информатизации на 2014-2020 годы»: Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 07 ноября 2013 года № 256 (с изм. от 30 октября 2017 года) // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/460207694.
References:
1. The list of instructions on the implementation of the Presidential Address to the Federal Assembly No. Pr-2346 of December 5, 2016. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/53425.
2. On approval of the program "Digital economy of the Russian Federation" Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-p. URL: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
3. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2017: Statistical compendium. M.: Rosstat, 2017. 1402 p.
4. On the state program of the Republic of Adygea "Development of informatization for 2014-2020": Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated November 7, 2013 No. 256 (as amended on October 30, 2017) // Codex. URL: http:// docs.cntd.ru/document/460207694.