ЭКОНОМИКА АПК
УДК 338.431 (1-87):321.01
Ю.А. Бугай Yu.A. Bugay
ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
EVALUATION OF THE LEVEL OF GOVERNMENT SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN ECONOMICALLY DEVELOPED COUNTRIES
Ключевые слова: государственная поддержка, рынок сельскохозяйственной продукции, финансовые ограничения в рамках ВТО.
Рассматриваются вопросы государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах. Обобщены свойства рынка сельскохозяйственной продукции, обосновывающие необходимость государственного регулирования данной сферы. Обобщаются узловые точки в деятельности государства, требующие государственных регуляторов и инструментов. Приводится сравнительный анализ уровня государственной поддержки в экономически развитых странах. Анализируется разрешенный ВТО уровень поддержки сельского хозяйства в различных странах мира. Приводится оценка уровня государственной поддержки в РФ с учетом требований ВТО. Классифицируются формы государственного воздействия на развитие сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах.
Keywords: government support, agricultural commodities market, financial restrictions within the WTO.
The issues of government support of agricultural production in economically developed countries are discussed. Those features of the agricultural commodities market are summarized which give grounds for the need for government regulation in that field. The key points in the government action which require state regulators and tools are discussed. The levels of government support in economically developed countries are compared. The WTO approved level of agriculture support in different countries is analyzed. The level of the Russian Federation Government support of agriculture taking into account the WTO requirements is evaluated. The forms of state impact on the development of agricultural production in economically developed countries are classified.
Бугай Юрий Александрович, к.э.н., доцент, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: yrbugai@mail.ru.
Bugay Yuriy Aleksandrovich, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Altai State Agricultural University. E-mail: yrbugai@mail.ru.
Введение
Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует о необходимости регулирования экономики АПК. «Невидимая рука» рынка не сможет поддержать условия функционирования предприятий агропромышленного комплекса. Необходима целенаправленная государственная политика по перераспределению значительной части национального дохода на поддержание и развитие сельского хозяйства. Исследования показывают, что во всех экономически развитых странах, где наблюдается высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, даже при условии различий в осуществлении аграрной политики,
отсутствуют страны, где такое развитие обеспечивается без участия государства и где бы господствовала рыночная стихия.
Аналитическая часть
Мировой опыт подтверждает, что в связи с тем, что сельскохозяйственному производству присущи свои особенности, обобщенные в таблице, оно не может эффективно развиваться без государственной поддержки [1]. В сельском хозяйстве товаропроизводители не могут за счет реализации своей продукции получить доход, достаточный для возмещения издержек производства, сохранения земель и социального развития села. Требуется прове-
Кроме того, развитие села, его социальная сфера, инфраструктура также требуют поддержки и вмешательства. Сегодня развитие сельской инфраструктуры (состояние дорог, объектов социально-культурного назначения, уровень доступности газоснабжения и т.п.) в значительной степени сдерживают уровень аграрного производства, не обеспечивая инвестиционную привлекательность территории. Тем более, что в условиях членства России во Всемирной торговой организации поддержание и финансирование мероприятий, которые направлены на развитие сельской инфраструктуры, носят неограниченный характер в рамках требований и условий государственной поддержки [3].
По нашему мнению, если сегодня в достаточной степени инвестировать финансовые ресурсы в сельскую социальную инфраструктуру, то завтра в сельскую местность будет наблюдаться приток населения, в первую очередь, людей, желающих и умеющих вести сельскохозяйственный бизнес. Все это автоматически будет стимулировать развитие других материальных и нематериальных сфер общественного производства, прежде всего, первой и второй сферы АПК, а также научно-образовательных учреждений, финансовых и консультационных операторов рынка и т.д.
Таблица
Особенности рынка сельскохозяйственной продукции
Факторы, признаки Характеристика
Ресурсная база производства Основными ресурсами сельскохозяйственного производства являются нерукотворные ресурсы природы: растения, животные, земля, климат, погода. Такие ресурсы развиваются на основе биологических законов, которые первичны по отношению к рыночным
Ограничение по товарному использованию продукции Часть созданной в сельском хозяйстве продукции становится ресурсом для дальнейшего процесса производства, то есть минует рынок, не становится объектом купли-продажи. Это посадочный материал, корма, поголовье скота, предназначенное для восстановления и расширения стада, продукция, распределяемая между работниками в форме оплаты труда, и т.п.
Свобода производителя Свобода ограничена его зависимостью от непредсказуемых и постоянно меняющихся естественных условий, что отражается в следующем. Результаты сельскохозяйственного производства в большой степени зависят от количества осадков, наличия солнечных дней и других природных факторов
Многоотраслевой характер производства Огромное разнообразие товарной продукции сельского хозяйства являются причиной того, что потребность в обмене посредством купли-продажи в условиях сельского хозяйства ниже
Конкурентоспособность Конкурентоспособность продукции, производимой в сельском хозяйстве, ниже, чем в других сферах экономики. Обусловлено особенным характером продукции, который проявляется в следующем: объемность, низкий уровень сохранности, колебания качества и т.д. Низкая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции свидетельствует о такой особенности сельскохозяйственного рынка, как отсутствие рыночной власти. Рыночные позиции сельскохозяйственного производителя слабы: как правило, это «ценополучатель», который не может влиять на величину предложения и цену своего товара
дение специфической аграрной политики, где государственное регулирование играет более значительную роль, чем в других отраслях экономики.
В. Иванченко говорит о роли государства в обеспечении целенаправленной жизни общества, реформировании его экономики, что она не может быть всеобъемлющей. В мировой практике давно найдены узловые точки в деятельности государства при проведении реформ и использовании государственных регуляторов экономики, нацеленных на достижение определенной стабилизации и повышение эффективности использования ресурсной базы. Среди этих узловых точек первым выделяется сельское хозяйство как основа общего благополучия общества и развития производства предметов потребления, без которого невозможно поддержать устойчивость темпов развития производства. Это давно усвоили развитые капиталистические страны и вывели сельское хозяйство из сферы влияния рыночной конъюнктуры, рыночной стихии. Здесь определяющую роль берет на себя государство. В таких странах государство опекает сельское хозяйство по всем направлениям, включая эквивалентный обмен с другими секторами и внешнеэкономические отношения [2].
По мнению Л. Гришаевой, Т. Полушкиной, Б. Пошкуса, Х. Таймасханова и других отечественных ученых, государственное регулирование сельского хозяйства — приоритетное направление аграрной политики большинства развитых стран [4-6].
Основной целью государственного регулирования в зарубежных странах является создание стабильных экономических, социальных и правовых условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, содействие соблюдению рыночными субъектами принципов «зеленой» экономики.
В развитых странах мира аграрной сфере уделяется особое внимание, существуют различные меры и формы государственной поддержки, а существенная доля дохода сельхозпроизводителя формируется за счет государственных источников.
Уровень господдержки сельского хозяйства (в расходной части бюджета) составляет: Япония — 65%, страны ЕС — от 33 до 49, США — 24, Канада — 20, Белоруссия — 20, Казахстан — до 18, Украина — до 10, Россия — менее 1 % [7].
По оценке В. Милосердова, сельскохозяйственное производство в нашей стране всегда было рискованным занятием. Биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2,2 раза, чем в Западной Европе. Вегетационный период существенно короче, радиус доставки продукции до предприятий переработки и потребителя длиннее, качество нашей сельскохозяйственной техники уступает зарубежной, по большинству позиций парк машин изношен до 70%. Наблюдается неразвитость инфраструктуры. Половина валовой продукции отрасли производится в личных подсоб-
ных хозяйствах преимущественно с помощью ручного труда. Производство продукции обходится нам дороже, чем западным фермерам: энергоемкость — в 4 раза, металлоемкость в 5, а производительность труда — в 11 раз ниже, чем в США, и в 7 раз — чем в Германии [8].
В соответствии с требованиями ВТО каждой стране-участнице согласован агрегированный уровень государственной поддержки. Предельно допустимый размер такой поддержки представлен на рисунке.
Стоит отметить, что в рамках первых лет реализации Государственной программы на 2013-2014 гг. РФ разрешается использовать на поддержку сельского хозяйства около 9 млрд долл. США, однако в бюджете (Государственной программы) на 2013 г. заложено финансирование в размере 158,9 млрд руб. (5,2 млрд долл. США), что почти в 2 раза ниже согласованного с ВТО на этот год.
В последующие годы, когда проектом Государственной программы предусмотрен рост поддержки, начнут действовать ограничения (предельные размеры) поддержки ВТО. Объем государственной поддержки должен будет к 2018 г. постепенно снижаться и фиксироваться в размере 4,4 млрд долл. Кроме того, меры продуктово-специфической поддержки должны составлять не более 30% всех разрешенных субсидий.
В то же время надо учитывать, что разрешенный уровень поддержки для ряда ранее вступивших стран с учетом сходного масштаба сельскохозяйственного производства многократно превышает российский уровень.
Рис. Разрешенный ВТО уровень поддержки сельского хозяйства в странах мира, млн долл. США
Выводы
Обобщая опыт государственного регулирования аграрной сферы в экономически развитых странах, следует отметить, что все формы государственного воздействия можно классифицировать по следующим группам:
1. Меры общего регулирования деятельности рыночных субъектов.
2. Направления воздействия на уровень цен и контроль за ними.
3. Меры воздействия на производственный процесс.
4. Регулирование сбыта продукции.
5. Регулирование земельных отношений.
6. Содействие развитию рыночной инфраструктуры.
7. Регулирование экспортно-импортных операций.
8. Содействие развитию инноваций в товарах, технике, технологии, организационно-экономическом механизме.
Библиографический список
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков: курс лекций. - М.: ТАНДЕМ; ЭКМОС, 1998. -448 с.
2. Иванченко В. К новой парадигме государственного регулирования и планологии // Вопросы экономики. — 1993. — № 11. — С. 72-79.
3. Бугай Ю.А., Кореннов С.А. Проблемы устойчивого развития сельских территорий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 1 (99). — С. 142-145.
4. Гришаева Л. Концептуальные основы аграрного рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2002. — № 1. — С. 20-23.
5. Полушкина Т.М. Развитие теории и методологии государственного регулирования аграрной сферы экономики: автореф. дис. ... докт. экон. наук. — Саранск, 2010. — 39 с.
6. Таймасханов Х.Э. Государственная поддержка как механизм обеспечения устойчивого развития АПК депрессивного региона (теория, методология, практика): автореф. дис. ... докт. экон. наук. — М., 2011. — 46 с.
7. www. Агробизнес.Ру.
8. Милосердов В. Что ожидает сельское хозяйство от вступления России в ВТО? // http://www.miloserdov.name.
References
1. Kovalenko N.Ya. Ekonomika sel'skogo khozyaistva s osnovami agrarnykh rynkov. Kurs lektsii. — M.: Assotsiatsiya avtorov i izdatelei TANDEM: Izdatel'stvo «EKMOS», 1998. — 448 s.
2. Ivanchenko V.K novoi paradigme gosudarstvennogo regulirovaniya i planologii // Voprosy ekonomiki. — 1993. — № 11. — S. 72-79.
3. Bugai Yu.A., Korennov S.A. Problemy ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. — № 1 (99). — S. 142-145.
4. Grishaeva L. Kontseptual'nye osnovy agrarnogo rynka // Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal. — 2002. — № 1.
— S. 20-23.
5. Polushkina T.M. Razvitie teorii i metodologii gosudarstvennogo regulirovaniya agrarnoi sfery ekonomiki: avtoref. diss. ... dokt. ekon. nauk. — Saransk, 2010. — 39 s.
6. Taimaskhanov Kh.E. Gosudarstvennaya podderzhka kak mekhanizm obespecheniya ustoichivogo razvitiya APK depressivnogo regiona (teoriya, metodologiya, praktika): avtoref. diss. ... dokt. ekon. nauk. — M., 2011.
— 46 s.
7. www.Agrobiznes.Ru.
8. Miloserdov V. Chto ozhidaet sel'skoe khozyaistvo ot vstupleniya Rossii v VTO? // http://www.miloserdov.name.
+ + +