Научная статья на тему 'Оценка уровня физической подготовленности учащихся с использованием компьютерных технологий'

Оценка уровня физической подготовленности учащихся с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
414
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бойко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня физической подготовленности учащихся с использованием компьютерных технологий»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.В. БОЙКО

Научные исследования на стыке педагогики и информатики применяются в качестве инструментария, позволяющего анализировать происходящие процессы, прогнозировать перспективы деятельности, разрабатывать и применять на этой основе управленческие решения и являются достаточно эффективной системой физического образования в дошкольных образовательных учреждениях. Однако наличие разрыва между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования, слабое использование передовых информационных технологий, обеспечивающих систему управления, настоятельно требует поиска эффективных подходов решения педагогических задач и научного подтверждения выбранных способов. Необходим целый комплекс организационно-методических условий и расчетно-практических исследований, на основе которых может быть сформирована информационно-аналитическая база сферы физического воспитания дошкольного образования. На современном этапе концепцию программного обеспечения этого процесса следует рассматривать как чрезвычайно важный элемент всей системы исследований.

В своем исследовании мы предположили, что использование статистического моделирования в определении и оценке уровня физической подготовленности дошкольников будет способствовать уточнению закономерностей развития моторики у детей 3-7 лет, конкретизации педагогических задач в подборе средств для целенаправленных занятий физической культурой и оздоровительно-профилактических мероприятий, дифференциации развития физических качеств и методов обучения двигательным действиям. С этой целью был проведен анализ известных тестов, которые использовали авторы в разные годы для определения уровня физической подготовленности ребенка - дошкольника на предмет их информативности и популярности. В основе тестирования лежат двигательные задания, а в качестве результатов могут выступать либо двигательные достижения (время прохождения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические показатели.

Если рассматривать тестирование ребенка в дошкольном образовательном учреждении как один из разделов физического воспитания, входящий в целостную систему, то оно должно подчиняться также ряду определенных требований (схема 1). Большинство авторов (Вавилова Е. Н., 1970, Тимофеева Е. А., 1984, Осокина Т.И., 1984, Вильчковский Э. С., 1983 и др.) изучающих физическую подготовленность дошкольника, являются сторонниками комплексного подхода к оценке, при этом имеют расхождения относительно количества и качества необходимых показателей. Анализ доступных нам теоретических и практических данных по исследованию оценки физической подготовленности дошкольников позволил выявить 25 разнообразных тестов.

Как показал анализ полученных данных, строгой закономерности в выборе тестов нет. Присутствует субъективный фактор как со стороны инструкторов г. Орла, так и литературных данных, нет достаточного обоснования выборов с точки зрения комплексности, многие тесты не отвечают требованиям, указанным на схеме 1.

Используя универсальный пакет статистических программ анализа данных SPSS, версия 13.0, определим объективную необходимость в использовании батареи тестов для оценки физической подготовленности дошкольников с помощью кластерного анализа. Для кластеризации с помощью автоматизированных средств обработки данных были выбраны организационно-педагогические условия, которые на наш взгляд позволят повысить объективность данных тестирования. Они могут быть

представлены следующим образом: способность вбирать в себя максимум

информации, точно реагируя на незначительные изменения состояния детей; доступность и простота выполнения всеми детьми, соответственно физиологическим возможностям детей; индифферентность (безразличие) к факторам образовательного процесса, не являющимся предметом изучения на данный момент; измеримость -объективные показатели (количественные или качественные, преобразованные в количественные), конечность и наглядность; исключение влияния имеющегося двигательного опыта и морфофункциональных особенностей развития детей; доступность проведения в массовом объеме; популярность у авторов.

Схема I. Общие требования при оценке физической подготовленности

дошкольников

Кластеризация тестов разбила их на 3 кластера (3 группы), которые характеризуют близость тестов между собой. В первый попали тесты (16), отвечающие с 1 по 6 условиям, и имеющие значения выше среднего, но не пользующиеся популярностью у авторов (данные ниже среднего). Второй кластер составили тесты (6), которые имеют наибольшую популярность у авторов, а по остальным условиям имеют низкие значения. В третий - попали всего 4 теста, которые имеют высокие значения в доступности в массовом объеме и популярности у авторов, а по остальным - значения минимальные.

В оценке уровня общей физической подготовленности ребенка - дошкольника имеет смысл брать тесты из 1-го кластера, т.к. наиболее ценными являются те тесты, которые ближе всех к центру кластера и имеют минимальное цифровое значение. Далее, следуя общим требованиям тестирования дошкольников необходимо сократить количество тестов до оптимального минимума. Объективная оценка батареи тестов позволила выделить из них 7, охватывающих широкий спектр физиологических систем, механизмов и двигательных возможностей ребенка, уровень функционирования которых в значительной степени определяет уровень его физической подготовленности.

На следующем этапе исследования мы включили эти тесты в разработанную нами компьютерную программу Диагностика V. 1.18. При ее разработке мы полагали, что данная программа будет являться той отправной точкой, которая будет способствовать выявлению основных тенденций, сильных и слабых сторон подготовленности, от которой надо выстраивать педагогических процесс. Именно в дошкольные годы у ребенка должен быть создан широкий фонд разнообразных движений. Учитывая сензитивность этого периода, необходимо максимально использовать его для обогащения детей различными формами двигательной деятельности.

На основании программы Диагностика V. 1.18 в течение пяти лет, начиная с 2000 года в сентябре месяце ежегодно проводили фестиваль «Надежды Орловского спорта», с целью обследования физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. В обследовании приняли участие 1993 ребенка (девочек 935, мальчиков 998), имеющих 1, 2 группу здоровья и основную физкультурную группу. Анализ полученных данных позволил обследуемую группу детей разнести по степени их общей физической подготовленности в разные уровни подготовленности. С низким и высоким уровнем подготовленности количество мальчиков и девочек приблизительно одинаково, в то время как мальчиков со средним уровнем подготовленности, а девочек с оптимальным уровнем подготовленности было больше. Так, данные исследования по отдельным показателям, в частности в беге свидетельствуют о том, что дошкольники, у которых сформирован правильный навык бега, развивают более высокую скорость. При этом соотношение количества детей, имеющих недостатки в технике бега, практически одинаков (32,2% - мальчики, 34,1% - девочки). По скорости бега мальчики превосходят девочек на короткие дистанции. В беге на выносливость девочки превосходят мальчиков.

Анализируя становление навыка метания предметов на дальность способом «из-за спины через плечо», следует отметить, что качественный результат в метаниях у девочек как правой, так и левой рукой хуже, чем у мальчиков. По-видимому, это можно объяснить большей тренированностью мальчиков в данном виде движений в период прогулок, в подвижных играх с элементами метаний, самостоятельных бросках различных предметов и, которые пользуются у них большой популярностью.

Степень обученности мальчиков и девочек также имеет отличия. У девочек он выше, то есть можно говорить о том, что девочки в этом возрасте овладевают техникой выполнения упражнения лучше, чем мальчики. В возрасте от 6 до 7 лет (за исключением выносливости у детей обоего пола и ловкости у мальчиков) темп прироста двигательных качеств несколько замедляется. Данное положение объясняется тем, что в этот возрастной период перестраиваются регуляторные механизмы двигательной деятельности детей. Это приводит, по-видимому, к снижению показателей ряда двигательных качеств. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Использование статистического моделирования в выборе оптимальной батареи тестов для оценки уровня физической подготовленности дошкольников позволил определить и уточнить закономерностей развития моторики у детей 3-7 лет.

Разработка и внедрение в повседневную педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений компьютерной программы Диагностика V. 1.18. обеспечивает анализ динамики физической подготовленности детей и коррекции педагогических задач в подборе средств для целенаправленных занятий физической культурой и оздоровительно-профилактических мероприятий.

У девочек прирост показателей двигательных качеств происходит скачкообразно, в различном темпе Девочки в этом возрасте овладевают техникой выполнения двигательных действий лучше, чем мальчики.

Результаты тестирования в период с 2000 по 2005 год детей 6 лет показали, что третья часть детей имеет низкий уровень физической подготовленности. На наш взгляд такое положение определяется различным уровнем двигательной активности детей в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям и подвижным играм. Несущественные различия в становлении двигательных качеств у мальчиков и девочек указанного возраста позволяют не принимать во внимание половую принадлежность при реализации дифференцированного физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.