Научная статья на тему 'Оценка уровня физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска с использованием индексов'

Оценка уровня физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска с использованием индексов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
811
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ / МЕТОД ИНДЕКСОВ / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / PHYSICAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT HARMONY / INDEX METHOD / CONSTITUTIONAL TYPE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирилова Ирина Анатольевна

Обследовано 189 детей в возрасте от 3 до 6 лет г. Иркутска, посещающих ДОУ. Оценка уровня физического развития детей с помощью центильных таблиц позволила подразделить дошкольников на три группы: гармоничные, дисгармоничные за счет дефицита массы тела и дисгармоничные за счет избытка массы тела. Выявлены достоверные отличия дошкольников в различных группах по индексу массы тела (Кетле II), Рорера, Пинье и Вервека. Метод индексов позволяет оценить не только отклонения в росте и развитии детей, но и их тип телосложения, конституцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT LEVEL OF IRKUTSK PRESCHOOL CHILDREN USING INDICES

189 children aged from 3 to 6 years old who attend a pre-school educational institution of Irkutsk have been inquired. With a help of centile tables assessment of children's physical development level allowed to divide preschool children into three groups: harmonious, disharmonious due to weight deficit and disharmonious due to overweight. Significant differences of preschool children in different groups according to body mass index (Quetelet II), Rohrer's, Pignet's and Vervek's have been defined. Index method enables to evaluate not only deviations in growth and development of children but also their constitutional type.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня физического развития детей дошкольного возраста г. Иркутска с использованием индексов»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Г. ИРКУТСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНДЕКСОВ

Кирилова Ирина Анатольевна

аспирант, Восточно-сибирской государственной академии образования, РФ,

г. Иркутск E-mail: kirilova-i@mail. ru

ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT LEVEL OF IRKUTSK PRESCHOOL CHILDREN USING INDICES

Irina Kirilova

post graduate student of East Siberian Educational Academy, Russia, Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Обследовано 189 детей в возрасте от 3 до 6 лет г. Иркутска, посещающих ДОУ. Оценка уровня физического развития детей с помощью центильных таблиц позволила подразделить дошкольников на три группы: гармоничные, дисгармоничные за счет дефицита массы тела и дисгармоничные за счет избытка массы тела. Выявлены достоверные отличия дошкольников в различных группах по индексу массы тела (Кетле II), Рорера, Пинье и Вервека. Метод индексов позволяет оценить не только отклонения в росте и развитии детей, но и их тип телосложения, конституцию.

ABSTRACT

189 children aged from 3 to 6 years old who attend a pre-school educational institution of Irkutsk have been inquired. With a help of centile tables assessment of children's physical development level allowed to divide preschool children into three groups: harmonious, disharmonious due to weight deficit and disharmonious due to overweight. Significant differences of preschool children in different groups according to body mass index (Quetelet II), Rohrer's, Pignet's and Vervek's have been defined. Index method enables to evaluate not only deviations in growth and development of children but also their constitutional type.

Ключевые слова: физическое развитие; гармоничность развития; метод индексов; тип телосложения.

Keywords: physical development; development harmony; index method; constitutional type.

Физическое развитие (ФР) растущего организма является основным показателем состояния здоровья ребенка. Чем значительнее отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний [6, с. 4]. Простота и доступность методов изучения ФР и высокая информативность полученных данных придают показателям ФР значение объективного критерия благополучия детского населения и находят свое место при характеристике региональной эколого- гигиенической ситуации [8, с. 71]. Для характеристики ФР информативными являются три основных антропометрических показателя: масса тела (кг), длина тела (см), окружность грудной клетки (см) [8, с. 71; 9, с. 352].

В последнее время получил широкое распространение метод индексов. Использование его в практике требует больших временных затрат, поэтому лучше его применять для индивидуальной, в виде дополнительной методики, оценки ФР детей [5, с. 29]. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.

Разные индексы включают разное число признаков. Наиболее простые включают два признака: весо-ростовые и грудно-ростовые индексы [1, с. 125]. К весо-ростовым относятся индекс массы тела (ИМТ) и индекс Рорера. К грудо-весовым — индекс Пинье, Бругша и

Вервека [1, с. 130; 2, с. 39; 3, с. 216; 5, с. 29; 7, с. 40]/

Индекс массы тела (ИМТ) или индекс Кетле II определяется путем деления массы тела (кг) на квадрат длины тела (м2): 1= МТ (кг)/ ДТ (м2) .

Индекс Рорера используется как групповой росто- весовой показатель и рассчитывается по формуле: I = МТ (кг)/ ДТ (м3). Он является групповым показателем долихо- и брахиморфии, причем природу этих особенностей экологи объясняют адаптацией к географо-климатическим условиям

жизнедеятельности различных популяций. При значении индекса от 10,7 до 13,7 кг/м2 диагностируют гармоничное физическое развитие детей, при индексе менее 10,7 кг/м физическое развитие оценивают как низкое, а при значении индекса более 13 кг/м ,7 — свидетельствует об избыточном физическое развитие детей.

Индекс Пинье — это показатель характеризующий тип телосложения человека. У детей он определяется на основании разницы между значением длины тела (см) и суммой показателей массы тела (кг) и окружности грудной клетки (см): I = ДТ (см) - (МТ (кг) + ОГК (см)). Разница меньше 10 является показателем высокого физического развития и говорит о крепком телосложении, 11—15 выше среднего, 16—20 среднего, 21—25 ниже среднего, 26—30 низкого. Чем меньше показатель, тем крепче телосложение.

Индекс Бругша является индексом пропорциональности между ростом и окружностью грудной клетки. Расчет производится путем вычисления отношения величины показателя окружности грудной клетки (см) к величине роста (см): I = ОГК (см)*100/ДТ (см). Величина индекса выражается в процентах. В норме он равен у детей до 1 года 65—68 %, в возрасте 2—3 лет — 64—60 %, у детей до 7 лет — 63—52 %, в более старшем возрасте — 50—55 %. Снижение показателя говорит о узкогрудости, повышение — о широкогрудости.

Индекс Вервека используется для определения конституционного типа телосложения и рассчитывается по формуле: I = ДТ (см)/(2МТ(кг)+ОГК (см)). Величина индекса свыше 1,35 единиц свидетельствует о выраженном вытягивании — высоком росте (долихоморфии). Значения индекса, лежащие в интервале 1,35—1,25 ед. — об умеренной долихоморфии; от 1,25—0,85 ед. о мезоморфии (отражает гармоничное развитие ребенка). Величины 0,85— 0,75 ед. говорят об умеренном отставании в росте (умеренной брахиморфии), а значения, лежащие ниже 0,75 ед. свидетельствуют о выраженной брахиморфии (низкорослости), то есть преобладание поперечных размеров над продольными. Мезоморфный тип телосложения — средний вариант размеров тела,

занимающий промежуточное положение между брахиморфным и долихоморфным типами. Брахиморфный тип характеризуется широким туловищем и короткими конечностями, а долихоморфный- узким туловищем и длинными конечностями.

Цель исследования — оценка физического развития у детей дошкольного возраста 3—6 лет методом индексов.

Материалы и методы. Обследовано 189 детей в возрасте от 3 до 6 лет, посещающих ДОУ г. Иркутска. У дошкольников были измерены основные антропометрические показатели: масса тела (кг), длина тела (см), окружность грудной клетки (см). Изначально оценку гармоничности физического развития проводили с использованием «Межрегиональных нормативов для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет» [4]. В зависимости от соотношения длины и массы тела дети поделены на три группы: гармоничное ФР, дисгармоничное низкое за счет дефицита массы тела и дисгармоничное высокое за счет избытка массы тела.

Далее по группам гармоничности рассчитывали уровень физического развития дошкольников с помощью весо-ростовых (индекс массы тела (ИМТ), Рорера) и грудо-ростовых (Пинье, Бругша, Вервека) индексов.

Для статистического анализа использовали программу 81аЙ81;1са 6.1 81а1БОЙ (США). Применяли различные методы параметрической статистики (вычисление М-взвешенной средней арифметической, средней ошибки (т), средне-квадратичного отклонения (о), достоверности различий средних величин по ^критерию Стьюдента и Б-критерию Фишера).

Результаты исследования.

Сравнительный анализ (см. таблицу) показателей физического развития детей, обследованных центильным методом, показал, что масса тела детей с гармоничным ФР (18,80±2,98 кг) достоверно значимо выше, чем масса тела дошкольников с дисгармоничным развитием обусловленным сниженной массой тела (16,11±3,65 кг) в среднем на 2,69 кг. По таким показателям, как

длина тела и окружность грудной клетки достоверных различий не выявлено (Р>0,05).

Дети с избыточной массой тела (23,46±3,87 кг) с высокой степенью достоверности (0,000) по данному показателю превышали характеристики дошкольников с гармоничным ФР (18,02±2,98 кг). Кроме того они имели достоверно значимо большие значения окружности грудной клетки (60,81±4,28 см), чем гармоничные (55,94±2,81 см). По длине тела достоверных отличий не выявлено.

Также в таблице представлены данные, рассчитанные методом весо-ростовых (индекс массы тела (ИМТ), Рорера) и грудо-ростовых (Пинье, Бругша, Вервека) индексов.

Соотношение длины и массы тела обследованных детей оценивали с помощью индекса массы тела (ИМТ). Достоверное отличие по ИМТ наблюдалось среди детей с гармоничным ФР (15,37±0,88 кг/м) и дисгармоничным ФР дошкольников с избыточной массой тела (18,24±0,97 кг/м). Причем, согласно нормативам, последние имели нормальную массу тела, а гармоничные (по центильному методу) дети считались дисгармоничными за счет дефицита массы тела. Дети с низким развитием (13,14±0,61 кг/м ) не имели достоверных отличий.

Сравнение показателей по индексу Пинье выявило достоверное отличие (0,000) между детьми с гармоничным ФР (37,04±10,73) и с более высокими показателями физического развития (28,77±3,50). Поскольку индекс Пинье характеризует тип телосложения и чем меньше его показатель, тем крепче, плотнее телосложение ребенка. Но, следует отметить, что показателями нормы по индексу Пинье являются значения от 10 до 25 единиц. Показатели же физического развития дошкольников превышают значения нормы и считаются, как дети со слабым и очень слабым телосложением.

Морфометрические показатели детей, которые по центильным таблицам характеризуются, как дисгармоничные за счет дефицита массы тела, по индексу Рорера (12,05±1,36 кг/м3) укладывается в показатели нормы 10,7—13,7 кг/м3. А

дети с гармоничным ФР (14,01±1,33 кг/м3) и дисгармоничным ФР за счет избыточной массы тела (16,18±1,11 кг/м3) по данному индексу имеют высокое физическое развитие, связанное с избыточной массой тела. Все данные в сравниваемых группах имеют высокую степень достоверности (0,000).

Таблица 1.

Показатели уровня физического развития детей 3—6 лет, рассчитанные

методом индексов

Индексы гармоничное п=153 дисгармоничное (низкое) п=10 дисгармоничное (высокое) п=26 Рекоменд-е значения индексов

Х±о Х±о Х±о

Масса тела, кг 18,80±2,98* 16,11±3,65* 23,46±3,87*

Длина тела, см 110,31±8,07 110,05±11,53 113,04±7,56

Окружность грудной клетки, см 55,94±2,81*# 54,80±3,16 60,81±4,28*#

ИМТ, кг/м2 15,37±0,88* 13,14±0,61* 18,24±0,97* 18—24,9

Пинье 37,04±10,73*# 39,14±5,79 28,77±3,50*# 10—25

Рорера, кг/м3 14,01±1,33* 12,05±1,36* 16,18±1,11* 10,7—13,7

Бругша, % 50,95±2,61 50,08±3,50 53,84±2,48 63—52

Вервека, ед. 1,18±0,05* 1,27±0,04* 1,05±0,05* 1,25—0,85

Примечание: *— коэффициент Стьюдента (Р<0,05); #— коэффициент Фишера (Р<0,05)

Показатели расчетов дошкольников, полученные по индексу Бругша, выявили, что дети с высоким ФР (53,84±2,48 %) имели нормальную грудную клетку, а гармоничные (50,95±2,61 %) и дисгармоничные за счет дефицита массы тела (50,08±3,50 %) дошкольники по данному индексу считались узкогрудыми. Однако полученные показатели по коэффициенту Стьюдента были Р>0,05, поэтому не имели достоверных различий.

Согласно вычислениям по индексу Вервека, который используется для определения конституционного типа телосложения, дети с гармоничным (1,18±0,05 ед) и дисгармоничным (высоким) (1,05±0,05 ед) физическим

развитием имели мезоморфный тип телосложения, то есть средние размеры тела и гармоничное ФР. Дети с низкими значениями ФР (1,27±0,04 ед), согласно расчетам, имели достоверно значимо умеренную долихоморфию, то есть узкое туловище и длинные конечности.

Также была сделана попытка расчета индексов при учете гендерных особенностей детей. Однако достоверных отличий не выявлено, мальчики и девочки данной группы не отличались.

Выводы. Таким образом, проведенные исследования показали, что оценка физического развития дошкольников может проводиться с помощью расчетных индексов, как дополнение к другим методикам, так как данный метод позволяет в полной мере выявить те или иные отклонения в росте и развитии детей, выявить их тип телосложения, конституцию.

Список литературы:

1. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. Изд. Московского университета. 1962. — 339 с.

2. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3—7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Современные наукоемкие технологии. — 2006. — № 4. — С. 39.

3. Клименко Е.А. Методика оценки физического развития детей и подростков/ Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV / Под ред. М.Н. Симоновой и С.К. Алексеева. Калуга: Изд- во КГПУ им. К.Э. Циолковского. 2008. — С. 208—228.

4. «Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет». М.: Министерство здравоохранения СССР, 1990. — 37 с.

5. Олонцева Г.Н. Комплексная диагностика физического развития ребенка: учебное пособие. Иркутск: Изд- во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. — 152 с.

6. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. М: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.

7. Региональные показатели физического развития детей и подростков Иркутской области: Методические рекомендации. 2004. — 44 с.

8. Савватеева В.Г., Кузьмина Л.А., Шаров С.В. и др. Физическое развитие детей раннего возраста г. Иркутска // Сибирский медицинский журнал. — 2003. — Т. 40. — № 5. — С. 71—77.

9. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М./ Гигиена и экология человека. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.