Научная статья на тему 'Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ'

Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1762
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ДЕФИЦИТ / FINANCING / PENSION FUND / BUDGET / REVENUE / EXPENSES / DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криулин Виктор Александрович, Босердт Наталия Юрьевна, Халина Виктория Александровна

В работе проводится исследование уровня дефицита в бюджете Пенсионного фонда и проблем его формирования, а также предлагаются пути модернизации пенсионной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ADEQUACY OF FINANCIAL SECURITY OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper deals with the study of the level of budget deficits in the Pension Fund and the problems of its formation, and propose ways of modernization of the pension system

Текст научной работы на тему «Оценка уровня достаточности финансового обеспечения пенсионного фонда РФ»

УДК 336.66

Криулин Виктор Александрович, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: economica@kursksu.ru

Босердт Наталия Юрьевна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ

e-mail: nata.boserdt@yandex.ru

Халина Виктория Александровна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: halinaviktoriaj @rambler.ru

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТАТОЧНОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

Аннотация: в работе проводится исследование уровня дефицита в бюджете Пенсионного фонда и проблем его формирования, а также предлагаются пути модернизации пенсионной системы.

Ключевые слова: финансирование, Пенсионный фонд, бюджет, доходы, расходы, дефицит.

Kriulin Victor Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, the head of the department of economy of faculty of economy and management FGBOU IN KGU

e-mail: economica@kursksu.ru

Boserdt Natalia Yurevna, the student 3 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: nata.boserdt@yandex.ru

Halina Victoria Aleksandrovna, the student 3 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU

e-mail: halinaviktoriaj @rambler.ru

EVALUATION OF ADEQUACY OF FINANCIAL SECURITY OF THE PENSION

FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary: the paper deals with the study of the level of budget deficits in the Pension Fund and the problems of its formation, and propose ways of modernization of the pension system.

Keywords: financing, pension fund, budget, revenue, expenses, deficit.

Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели.

Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета. Он является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него [2].

В своей деятельности Пенсионный фонд выполняет множество социально значимых функций, к числу которых относятся: назначение и выплата пенсий, социальных выплат, социальных доплат к пенсии, выдача государственных сертификатов на материнский капитал и другие. Поэтому Пенсионный фонд выступает наиболее ведущим и эффективным институтом социального обеспечения, позволяющим осуществлять формирование и распределение материальных ресурсов для реализации пенсионного обеспечения граждан РФ [3].

Пенсионный фонд России является исполнительный органом государственной власти, осуществляющий свою деятельность в рамках управления пен-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 сионной системой страны. Пенсионный фонд России осуществляет свою исполнительную деятельность через региональные и местные отделения пенсионного фонда, таким образом, Пенсионный фонд России представляет собой многоуровневую систему с централизованным управлением. Система пенсионного обеспечения в России с точки зрения исполнительных органов управления включает в себя четыре основных уровня:

- федеральный уровень, на котором находится правление Пенсионного фонда России, исполнительная дирекция, а также руководство структурными подразделениями фонда;

- федеральные округа Российской Федерации, на данном уровне находятся структурные подразделения Пенсионного фонда России по федеральным округам;

- уровень субъектов Российской Федерации, на котором располагаются территориальные управляющие органы Пенсионного фонда России по регионам;

- местный и муниципальный уровень управления, на котором находятся органы управления Пенсионного фонда России в районах и городах.

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем финансового сектора Российской Федерации является реформирование системы пенсионного страхования. Серьезная необходимость пенсионной реформы в нашей стране связана не только с неустойчивой экономической ситуации, но и с объективными макроэкономическими факторами и тенденциями.

В настоящее время доходы Пенсионного фонда могут образовываться за счёт страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, за счёт добровольных взносов физических лиц и организаций и других источников, не запрещённых законодательством РФ. На данный момент времени основным источником формирования бюджета ПФ РФ являются обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, то есть лиц, промышляющих индивидуальным предпринимательством [4].

Зная источники формирования бюджета Пенсионного фонда, проанализируем доходность бюджета ПФР в таблице 1.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 На основании данных, представленных в таблице 1, можно сказать, что общие доходы Пенсионного фонда с 2014 г. по 2016 г. увеличились, абсолютное изменение составило 1467 млрд. руб., темп роста общего числа доходов составил 123,82 %, а это значит, что темп прироста составляет 23,82 %. Количество поступающих страховых взносов с каждым годом увеличивается так же, как и количество межбюджетных трансфертов. При этом страховые взносы имеют наибольший удельный вес в общей структуре доходности Пенсионного фонда и находятся в пределах 53,04 -59,98 %, что составляет больше половины всех доходов. Но несмотря на это, их удельный вес с каждым годом уменьшается, и это уменьшение с 2014 г. по 2016 г. составило 6,94 %. Межбюджетные трансферты составляют 39 - 45 % от общей доходности бюджета ПФР, их относительное изменение с 2014 г. по 2106 г. составило 5,56 % в сторону увеличения.

Таблица 1 - Доходы бюджета ПФР за 2014 - 2016 года [1], [5]

Показатель Доходы всего Межбюджетные трансферты Страховые взносы Другие

Кол-во, млрд. руб. % Кол-во, млрд. руб. % Кол-во, млрд. руб. % Кол-во, млрд. руб. %

2014 6159 100 2410 39,13 3694 59,98 55 0,89

2015 7127 100 3089 43,34 3864 54,22 174 2,44

2016 7626 100 3408 44,69 4045 53,04 173 2,27

Абсолютное изменение, млрд. руб. 1467 998 351 118

Относительное изменение, % 0 5,56 -6,94 1,38

Темп роста, % 123,82 141,41 109,50 314,55

Все расходы государственных внебюджетных фондов направлены исключительно на осуществление целей, определённых законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в соответствии с бюджетами указанных фон-

дов, утверждёнными федеральными законами и законами субъектов РФ. Также в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджета государственного внебюджетного фонда могут предоставляться дотации и другие межбюджетные трансферты бюджету бюджетной системы РФ.

Проанализируем расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в таблице 2.

Таблица 2 - Расходы бюджета ПФ РФ за 2014 - 2016 года [1], [5]

Показатель 2014 2015 2016 Изменения

млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу млрд. руб. % к итогу Абсолют-ное, млрд. руб. Относи-тельное, % Темп роста, %

Расходы всего, в том числе: 6190,1 100 7670,3 100 7800,8 100 1610,7 0 126,02

Расходы на пенсионное обеспечение 5400 87,24 6221,9 81,12 6613,4 84,78 1213,4 -2,46 122,47

Межбюджетные трансферты 1,07 0,02 1,08 0,01 1,08 0,01 0,01 -0,01 100,94

Другие 789,03 12,74 1447,32 18,87 1186,32 15,21 397,29 2,47 150,35

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно прийти к выводу о том, что количество расходов бюджета ПФР за 2016 г. по сравнению с 2014 г. возросло и составило 7800,8 млрд. руб. Абсолютное изменение в количественном выражении составило 1610,7 млрд. руб., при этом темп роста составил 126,02 %, следовательно, темп прироста составил 26,02 %. В наибольшей степени расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации направлены на пенсионное обеспечение и составляют более 80 % от общей суммы всех рас-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 ходов. Наглядно изменение доходов и расходов можно рассмотреть на рисунке 1.

Изменение доходов и расходов бюджета ПФ РФ

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

0

Рисунок 1 - Изменение доходов и расходов бюджета ПФ РФ за 2014 -2016 гг.

Сравнив данные по доходам и расходам (таблица 1 и 2) можно прийти к выводу о том, что в бюджете Пенсионного фонда РФ в период 2014 - 2016 гг. образовался дефицит денежных средств, так как расходы бюджета значительно превысили доходы бюджета ПФР [2]. Дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Дефицит бюджета ПФР в период 2014 - 2016 гг. [1], [5]

Показатель 2014 2015 2016 Абсолютное изменение, млрд. руб.

млрд. руб. млрд. руб. млрд. руб.

Дефицит 31,1 543,3 174,8 143,7

На основании представленных данных в таблице 3, можно заключить, что в 2015 году наблюдается резкое увеличение дефицита в бюджете ПФР в сравнении с 2014 годом, но при этом в 2016 году данный дефицит был уменьшен.

Доходы, млрд. руб. Расходы, млрд. руб.

■ 2014 год ■ 2015 год ■ 2015 год

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 Не смотря на уменьшение дефицита в 2016 г., его абсолютное изменение по сравнению с 2014 г. составило 143,7 млрд. руб.

На рисунке 2 представим распределение отчислений в Пенсионный фонд России [3].

Рисунок 2 - Распределение отчислений в Пенсионный фонд России

Далее в таблице 4 представим динамику средней величины пенсий в России и Курской области.

Таблица 4 - Динамика средней величины пенсий [1], [5]

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год 2016 год в % к 2014 году

Размер пенсии в среднем по России, рублей 13609,7 14854,3 15308,2 112,48

Размер пенсии в среднем по Курской области, рублей 8257,8 8929,1 9919,9 120,13

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018

Из расчетов в таблице 4 можно сделать вывод о том, что средний размер пенсий в целом по России имеет тенденцию к росту. Расчеты показали, что величина данного показателя в 2016 году выросла по сравнению с 2014 годом на 12,48%. Аналогичная динамика прослеживается при изучении среднего размера пенсий по Курской области. Средний размер пенсий по Курской области в 2016 году вырос по сравнению 2014 годом на 20,13%. Данный факт с одной стороны говорит об индексации размера пенсий в России со стороны государства, но с другой стороны темпы индексации пенсий отстают от темпов роста инфляции, что снижает её покупательную способность.

На основе материалов публикации С.О. Новосельского [2], можно отметить, что пенсионная система в настоящее время является финансово несбалансированной, а значит, она не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем. Поэтому пенсионная система РФ нуждается в совершенствовании, чтобы в дальнейшем в его бюджете образовывался не дефицит, а профицит денежных средств. Для осуществления модернизации пенсионной системы необходимо оптимизировать и рационализировать нормы и условия пенсионного обеспечения, увеличить взаимодействие ПФ РФ с субъектами РФ для увеличения эффективности администрирования страховых взносов, формировать пенсионную культуру у молодого поколения, а также необходимо четко определить круг лиц, которые нуждаются в гарантиях пенсионного обеспечения, с целью снижения экономической нагрузки на трудоспособное население.

Таким образом, тема исследования носит неоспоримый актуальный характер, так как имеет важную значимость для четкого понимания как текущей ситуации в пенсионной системе России, так и оценки основных векторов ей развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Вопросы организации и проведения пенсионной реформы в России достаточно широко представлены в материалах научной литературы, особенно в последнее время. Значимость исследования основных механизмов проведения и реализации современной пенсионной реформы в России неоспорима, так как с одной стороны пен-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 сионная реформа является финансово-экономической проблемой, так как бюджет пенсионного фонда в больше своей части является дефицитным и правительству в силу негативной «пенсионной» структуры населения необходимо искать резервы для покрытия дефицита, которые в первую очередь кроются в реализации ряда мероприятий пенсионной реформы, в том числе и увеличении пенсионного возраста. С другой стороны данная проблематика является социально-политической, так как реализация любого аспекта пенсионной реформы затрагивает каждого россиянина, без исключения, либо на данный момент времени, либо в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе [4].

Список источников:

1. Федеральный закон от 05.10.2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 - 2016 гг.» [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы консультант-плюс / http://www.consultant.ru

2. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, Д.В. Зюкин. // Наука и практика регионов. -2016. - №1 (2). - С.16-24

3. Новосельский С.О. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне / С.О. Новосельский, С.С. Железнякова, Е.Ю. Подосинников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - №7. - С.96-107

4. Новосельский С.О., Разумова А.С. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии [Электронный документ] // Auditorium. -2014. - Т.3. - № 3 (3). URL: http://auditorium.kursksu.ru/pdf/003-012.pdf

5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // [электронный ресурс]. - режим доступа http://pfrf.ru (дата обращения 15.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.