Научная статья на тему 'Оценка уровня доходов населения через социально-экономические нормативы'

Оценка уровня доходов населения через социально-экономические нормативы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ДОХОДЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянов Ю. А.

Рассматриваются вопросы оценки уровня доходов населения через сопоставление доходов с потребительскими бюджетами, которые выступают в качестве социально-экономических нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня доходов населения через социально-экономические нормативы»

УДК 330.564.2-044.3

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Ю. А. Емельянов

Ключевые слова: уровень жизни, доходы, потребительский бюджет, социально-экономический норматив, население Key words: standard of living, incomes, consumer budget, socio-economic standard, population

Рассматриваются вопросы оценки уровня доходов населения через сопоставление доходов с потребительскими бюджетами, которые выступают в качестве социально-экономических нормативов.

Assessing the level of income through socio-economic standards. Emelyanov Y. A.

The author considers the issues of assessment of income levels through a comparison of income from consumer budgets which act as the socio-economic standards.

Как известно, основное предназначение доходов общества состоит в удовлетворении физических и духовных потребностей его членов. Благодаря доходам граждане также обеспечивают свои расходы на обязательные платежи и сборы, формируют сбережения. Общепринятым показателем, характеризующим уровень доходов населения, является показатель среднедушевых денежных доходов. В данном показателе синтезируются такие важные показатели как среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, средний размер назначенных месячных пенсий, а также доходы населения из других источников.

Для более детальной характеристики уровня доходов населения можно использовать дополнительные показатели. К ним относятся доходы в различных группах населения, структура расходов на потребление и сбережение, объем сбережения и т.д.

В связи с тем, что цены на товары и услуги находятся в постоянной динамике и дифференцированы территориально, использовать среднедушевые доходы населения для сопоставления уровня доходов в различных регионах и даже в одном регионе в разные периоды времени нецелесообразно. Мы предлагаем для этих целей использовать не абсолютный показатель, а относительный, где в качестве базы сравнения должен выступать социально-экономический норматив. Таким показателем может быть потребительский бюджет. В исследованиях Всероссийского центра уровня жизни обоснована система потребительских бюджетов разного уровня материального достатка, которая включает следующие бюджеты [4]:

• прожиточный минимум;

• восстановительный потребительский бюджет;

• бюджет высокого достатка.

Прожиточный минимум является потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности. Данный показатель закреплен в России законодательно во время кризиса и характеризует именно уровень прожиточного минимума в кризисной ситуации. В долгосрочной перспективе человек не может осуществлять даже простое воспроизводство при таком уровне доходов.

Именно поэтому Всероссийским центром уровня жизни введено понятие «восстановительного потребительского бюджета».

Восстановительный потребительский бюджет представляет бюджет простого воспроизводства. Он позволяет удовлетворять основные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека, обеспечивает нормальное развитие детей и подростков, поддерживает активное состояние пенсионеров [4].

Восстановительный потребительский бюджет предполагает для человека возможность выживания в долгосрочной перспективе. Однако он не предназначен для его развития, удовлетворения качественно более высоких потребностей.

Для характеристики более высокого уровня потребления Всероссийским центром уровня жизни введен «Бюджет высокого достатка», предусматривающий наличие рационального набора благ и услуг, обеспечивающего полное и обоснованное удовлетворение человеческих потребностей, а также расходы на обязательные платежи и сборы, формирование сбережений, необходимых для поддержания данного уровня бюджета. Бюджет высокого уровня включает следующие группы

расходов: питание, непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования, обязательные платежи и сборы, сбережения. Бюджет высокого достатка определяет нижнюю границу высокого уровня жизни и ориентирован на удовлетворение более высоких потребностей людей (поддержание здоровья, получение качественного образования и самообразования, комфортабельный отдых и активный досуг, а также транспортную мобильность и имущественную обеспеченность). Этот бюджет позволяет получать платные услуги по уходу за детьми и домом, значительно сократить домашний труд и пользоваться благами, обеспечивающими всестороннее развитие личности, долгую, здоровую и достойную жизнь, расширение выбора обучения [4].

Потребительский бюджет может выступать в качестве социально-экономического норматива, характеризующего определённый уровень доходов. Выделяют оптимальный социальноэкономический норматив - показатель, характеризующий оптимальное состояние социальноэкономического явления, и минимальный социально-экономический норматив - показатель, характеризующий критическое (пороговое) состояние социально-экономического явления. Мы предлагаем в качестве минимального социально-экономического норматива, который характеризует приемлемый уровень жизни, позволяющий осуществлять простое воспроизводство населения в долгосрочной перспективе, использовать восстановительный потребительский бюджет, разработанный Всероссийским центром уровня жизни населения. Это соответствует, по нашему мнению, политике социального государства, которая «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что закреплено в Конституции Российской Федерации. В свою очередь, в качестве оптимального норматива доходов населения, целесообразно использовать бюджет высокого достатка как уровня доходов, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека.

Существует определенная проблема в определении размеров бюджета высокого достатка и восстановительного потребительского бюджета, поскольку органами государственной статистики данные показатели не рассчитываются. Однако специалистами Всероссийского центра уровня жизни предложена методика расчёта данных бюджетов на основе прожиточного минимума. Установлено, что бюджет высокого достатка примерно в семь раз превышает уровень прожиточного минимума, а восстановительный потребительский бюджет примерно в два раза.

Следует также отметить, что в Приложении к концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации - «Основные параметры прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020-2030 годов» в качестве одного из основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу выделяют уровень доходов. При этом к среднему классу отнесены лица со среднедушевым доходом свыше шести прожиточных минимумов [5].

Несмотря на то, что в данной концепции установлены менее высокие требования к уровню доходов населения, очевидно, что подход к определению социально-экономического норматива уровня доходов схож с подходом, использовавшимся Всероссийским центром уровня жизни. Кроме того, не следует забывать, что этот показатель является одним из целевых ориентиров в долгосрочной социально-экономической политике Российской Федерации до 2020 года.

Итак, мы предлагаем для большей части населения в качестве норматива доходов использовать бюджет высокого достатка. Однако в некоторых случаях по объективным причинам (потеря трудоспособности, отпуск по уходу за ребёнком, низкие требования к личным доходам и др.) достижение подобного уровня доходов невозможно. В этом случае государство должно стремиться обеспечивать соответствие уровня доходов минимальному социально-экономическому нормативу, в качестве которого может быть использован восстановительный потребительский бюджет.

Таким образом, для расчёта индекса уровня доходов населения (ИУД) необходимы следующие статистические показатели:

• среднедушевые месячные денежные доходы населения, р.;

• величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, р.;

• среднедушевые месячные денежные доходы населения по группам с разными уровнями дохода, р.

Ниже представлена методика расчёта индекса доходов населения:

п

иуд=^1дп,

(=1

где /( - доля населения >й группы в общей численности населения;

п

Ё л = 1 :

(=1

11 - скорректированный уровень доходов 1-й группы населения;

£ д, если £д < 1

1, если £ д > 1 ’

где £ I - уровень доходов 1-й группы населения;

■д Д 4 н1'

где - к-й социально-экономический норматив месячных душевых денежных доходов населения, р. Д - месячные среднедушевые денежные доходы населения 1-й группы населения, р.

Приведённый показатель входит в состав индекса уровня жизни населения, использующегося в качестве интегрального показателя оценки реализации стратегии деятельности Тюменской областной думы четвёртого созыва [6].

Результаты оценки уровня доходов населения Российской Федерации за 2000-2009 годы представлены на рисунке.

Уровень, соответствующий нормам социального государства

Уровень, приемлемый для социального государства

Низкий уровень

Рисунок. Динамика уровня доходов населения Российской Федерации

Уровень доходов населения в России является низким, хотя и наметилась определенная тенденция к повышению уровня доходов. Данный показатель (см. рисунок) позволяет оценить, насколько уровень доходов в стране соответствует нормам современного социального государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 года. - Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2008.

3. Статистический ежегодник (1990-2008) Тюменская область. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2009.

4. Бобков В. Н. Уровень социального неравенства // Экономист. - 2006. - №3.

5. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации. - Министерство экономического развития Российской Федерации. - М., 2008.

6. Распоряжение председателя областной думы №169-рп от 29.11.2010 «Об утверждении Перечня основных и интегральных показателей реализации Стратегии деятельности Тюменской областной думы четвертого созыва».

7. URL: http://www.gks.ru (Официальный сайт Росстата).

Сведения об авторе

Емельянов Ю. А., ассистент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел: 89123819792

Emelyanov Y. A., postgraduate student, Department of Commodity Markets Economy, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89123819792

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.