Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ'

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна

Авторы анализируют проблему построения и организации совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Доказано, что совместная деятельность детей и родителей является необходимой основой для позитивных детско-родительских отношений и позитивной социализации подростка. Целью данной статьи является представление эмпирических результатов оценки и эмпирического исследования уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Были поставлены задачи: выявить показатели и критерии, а также эмпирически исследовать уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Использовались общенаучные и эмпирические методы: обзорно-аналитический метод, метод констатирующего эксперимента, метод экспертного опроса. На основе критериев формирования коллективного субъекта по А.Л. Журавлеву авторами разработаны показатели, критерии и уровни развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим подростком. На основе структурно-содержательной оценки уровней авторы разрабатывают и используют методику экспертной оценки уровней развития совместной деятельности подростков и родителей (О.В. Суворова, И.В. Васина). В эмпирическом исследовании оценивается распределение уровней развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Низкий уровень развития совместной деятельности демонстрируют 28,35% родителей. Более половины родителей (58,20%) выстраивают продуктивную совместную деятельность со своим собственным ребенком на среднем уровне. Высокий/творческий уровень развития совместной деятельности детей и родителей характерен для 13,45% респондентов. Поиск путей развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях позволит оптимизировать социализацию и предотвратить нарушения развития младшего подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Васина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF JOINT ACTIVITIES IN CHILD-PARENT RELATIONS WITH YOUNGER TEENAGERS

The authors analyze the problem of building and organizing joint activities in child-parent relationships. It is proved that the joint activity of children and parents is a necessary basis for positive child-parent relations and positive socialization of a teenager. The purpose of this article is to present the empirical results of the assessment and empirical study of the levels of development of joint activities of parents with younger adolescents. The tasks were set: to identify indicators and criteria, as well as to empirically investigate the levels of development of joint activities of parents with younger adolescents. General scientific and empirical methods were used: the review-analytical method, the method of ascertaining experiment, the method of expert survey. On the basis of criteria for the formation of a collective subject according to A.L. Zhuravlev, the authors have developed indicators, criteria and levels of development of joint activity in child-parent relations with a younger teenager. On the basis of a structural and meaningful assessment of levels, the authors develop and use a methodology for expert assessment of the levels of development of joint activities of adolescents and parents (O.V. Suvorova, I.V. Vasina). The empirical study evaluates the distribution of levels of development of joint activities in child-parent relationships. The low level of development of joint activity is shown by 28.35% of parents. More than half of parents (58.20%) build productive joint activities with their own child at an average level. A high / creative level of development of joint activities of children and parents is characteristic of 13.45% of respondents. The search for ways to develop joint activities in child-parent relations will optimize socialization and prevent developmental disorders of a younger teenager.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ»

как фактор успешности в деятельности. Ключевым выступает именно правильная оценка своего потенциала в достижении трудных целей.

В третьей группе компонентов «Прогнозные оценки деятельности субъекта», у более успешных в службе испытуемых доминантным компонентом является намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности, у менее спешных главным является ожидаемый уровень результатов деятельности.

В четвертой группе у сотрудников более успешных преобладающим компонентом является закономерность результатов, выражается в понимании субъектами собственных возможностей в достижении поставленных целей. У сотрудников, менее успешных в службе приоритетным компонентом выступает инициативность.

На первый взгляд в мотивационной структуре личности сотрудников с разной степенью успешности в службе наблюдается явное различие, однако, статистически значимых различий получено не было.

Полученные нами результаты позволяют судить о том, какое значение имеет мотивационная сфера для профессионального развития сотрудников исправительных учреждений. Определяющим все-таки выступает доминирующий вид мотивации, а не мотивационная структура. Несомненно, мотивация будет способствовать повышению эффективности деятельности учреждений УИС, а хорошо и правильно мотивированный сотрудник будет на много эффективнее выполнять свои служебные обязанности и поставленные перед ним задачи.

Литература:

1. Зауторова, Э.В. Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы российской федерации. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление / Э.В. Зауторова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 2 (6). - С. 99-105. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-sotrudnika-ohrany-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 14.01.2023)

2. Карачарова, Ю.А. Профессиональная успешность человека и критерии ее оценки / Ю.А.Карачарова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 6-3. - С. 62-68. - https://cyberienmka.ru/artide/n/professionalnaya-uspeshnost-cheloveka-i-kriterii-eyo-otsenki/viewer (дата обращения: 13.01.2023)

3. Огородников, А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России / А.В. Огородников // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - № 5 (79). - С. 219-223. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-sotrudnikov-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-rossii (дата обращения: 14.01.2023)

4. Сперанская, А.В. Трудовая мотивация как условие профессионального развития сотрудников исправительных учреждений / А.В. Сперанская, С.А. Прокопьева, А.С. Чертовикова, Ю.В. Смирнова // Психология экстремальных профессий: материалы II Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Я.В. Корнеевой. -Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. - С. 158-160

5. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия: учебное пособие / Т.В. Яркина. - Москва: Российский гуманитарный интернет-университет (РГИУ), 2005. - 85 с.

Психология

УДК 159.923.5

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Пермь); Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Рязань); Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск); аспирант Васина Ирина Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. Авторы анализируют проблему построения и организации совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Доказано, что совместная деятельность детей и родителей является необходимой основой для позитивных детско-родительских отношений и позитивной социализации подростка. Целью данной статьи является представление эмпирических результатов оценки и эмпирического исследования уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Были поставлены задачи: выявить показатели и критерии, а также эмпирически исследовать уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Использовались общенаучные и эмпирические методы: обзорно-аналитический метод, метод констатирующего эксперимента, метод экспертного опроса. На основе критериев формирования коллективного субъекта по А.Л. Журавлеву авторами разработаны показатели, критерии и уровни развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим подростком. На основе структурно-содержательной оценки уровней авторы разрабатывают и используют методику экспертной оценки уровней развития совместной деятельности подростков и родителей (О.В. Суворова, И.В. Васина). В эмпирическом исследовании оценивается распределение уровней развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях. Низкий уровень развития совместной деятельности демонстрируют 28,35% родителей. Более половины родителей (58,20%) выстраивают продуктивную совместную деятельность со своим собственным ребенком на среднем уровне. Высокий/творческий уровень развития совместной деятельности детей и родителей характерен для 13,45% респондентов. Поиск путей развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях позволит оптимизировать социализацию и предотвратить нарушения развития младшего подростка.

Ключевые слова: младший подросток, детско-родительские отношения, совместная деятельность подростка и родителей.

Annotation. The authors analyze the problem of building and organizing joint activities in child-parent relationships. It is proved that the joint activity of children and parents is a necessary basis for positive child-parent relations and positive socialization of a teenager. The purpose of this article is to present the empirical results of the assessment and empirical study of the levels of

development of joint activities of parents with younger adolescents. The tasks were set: to identify indicators and criteria, as well as to empirically investigate the levels of development of joint activities of parents with younger adolescents. General scientific and empirical methods were used: the review-analytical method, the method of ascertaining experiment, the method of expert survey. On the basis of criteria for the formation of a collective subject according to A.L. Zhuravlev, the authors have developed indicators, criteria and levels of development of joint activity in child-parent relations with a younger teenager. On the basis of a structural and meaningful assessment of levels, the authors develop and use a methodology for expert assessment of the levels of development of joint activities of adolescents and parents (O.V. Suvorova, I.V. Vasina). The empirical study evaluates the distribution of levels of development of joint activities in child-parent relationships. The low level of development of joint activity is shown by 28.35% of parents. More than half of parents (58.20%) build productive joint activities with their own child at an average level. A high / creative level of development of joint activities of children and parents is characteristic of 13.45% of respondents. The search for ways to develop joint activities in child-parent relations will optimize socialization and prevent developmental disorders of a younger teenager.

Key words: younger teenager, child-parent relations, joint activity of a teenager and parents.

Введение. В современной России усиливается стремление передать будущему поколению культуру отношений сотрудничества в детско-родительской общности как важнейшего условия сохранения ценности семьи, преемственности и солидарности межпоколенных связей в российских семьях [7]. Поэтому развитие детско-родительских отношений - одно из приоритетных направлений государственной образовательной и демографической политики России.

Актуальность данной проблемы определяется существованием противоречия: между приоритетом определяющей роли семьи и соблюдением прав родителей; кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания и отсутствием целостного подхода к развитию детско-родительских отношений в совместной деятельности с детьми младшего подросткового возраста.

С позиций субъектно-деятельностного подхода совместная деятельность и сотрудничество детей и родителей является необходимой основой как позитивных детско-родительских отношений, так и процесс успешного возрастного развития и позитивной социальной адаптации подростков [2], [5]. По исследованиям О.А. Карабановой, позитивные детско-родительские отношения в форме сотрудничества наиболее эффективны для решения возрастных задач и предупреждения проблем развития личности именно в младшем подростковом возрасте [4].

Ориентирующая роль взрослого как носителя образцов деятельности и поведения сохраняет свою роль в развитии детско-родительских отношений с младшим подростком [3]. Ориентирующая роль взрослого в процессе сотрудничества детей и родителей реализуется и принимается подростком, если построена позитивная доверительная эмоциональная связь и безусловное принятие в отношениях подростка родителями [3], [6].

Особое значение для становления личности младшего подростка имеет совместная деятельность с родителями через создание детско-родительской общности по типу коллективного субъекта [6]. Само качество отношений в детско-родительской общности в младшем подростковом возрасте должно рассматриваться с позиции уровней сформированности коллективного субъекта [6]. Критериями сформированности коллективного субъекта по А.Л. Журавлеву являются: степень эмоциональной связности / вовлеченности индивидуальных субъектов; качество совместно выполняемых деятельностей; широта сфер коллективной активности субъектов; степень рефлексивности индивидуальных субъектов к различным аспектам совместной деятельности и активности [1]. Ведущим критерием сформированности коллективного субъекта является его способность к инициированию и организации совместной деятельности и активности в разных сферах жизнедеятельности [1].

Центральная задача развития детско-родительской общности как коллективного субъекта связана с построением адекватного задачам возрастного и субъектного развития младшего подростка стиля воспитания и детско-родительских отношений со стороны родителей [6].

Таким образом, развитие совместной деятельности родителей с младшими подростками в процессе учебной и внеучебной деятельности является ведущим условием построения позитивных детско-родительских отношений и благополучной социализации подростка. Тем не менее, в научном знании недостаточно изучена структура, содержание и уровни развития совместной деятельности родителей с подростком, а также не созданы методики для ее оценки. Поиск показателей, критериев и уровней развития, структурно-содержательная оценка совместной деятельности в детско-родительских отношениях является актуальной проблемой педагогической психологии.

Изложение основного материала статьи. Целью данной статьи является представление результатов оценки и эмпирического изучения уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Ставились следующие задачи: выявить и проанализировать показатели, критерии и уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками; исследовать распределение уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками. Использовались общенаучные и эмпирические методы: обзорно-аналитический метод; метод констатирующего эксперимента; метод экспертного опроса.

В исследовании использовалась авторская методика экспертной оценки уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками (О.В. Суворова, И.В. Васина). Экспертная оценка уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками проводилась с участием педагогов-предметников (ботаника, технологии, математика, пение; русский язык и литература), педагога-психолога и классного руководителя. Совместная деятельность родителей с младшими подростками оценивалась по сферам: учебно-познавательная; исследовательская; творческая; общественно-полезная; культурно-просветительская; физкультурно-оздоровительная и спортивная.

Показатели, критерии и уровни совместной деятельности родителей с младшими подростками по методике О.В. Суворовой, И.В. Васиной приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели, критерии и уровни совместной деятельности родителей с младшими подростками:

Уровни СД Показатели СД Критерии СД

Низкий/обязательный - степень творческого характера деятельности и продукта/ результата совместной деятельности; - уровень сотрудничества (степень систематического опыта совместной деятельности в семье); - соотношение активности, инициативности детей и помощи родителей на всех этапах совместной деятельности (формулирование общей задачи, планирование деятельности; совместные и разделенные действия; - атрибуция результата; - позиция родителей как качество взаимодействия, помощи и поддержки подростка: доминантная / субъект-объектная; - развивающая / субъект-субъектная; - партнерская / диалогическая. - репродуктивный характер деятельности (выполнение обязательных заданий); - ситуативное сотрудничество и партнерство (сосредоточенность на обязательных заданиях для совместной деятельности); - преобладание родительской инициативы; - доминантная родительская позиция.

Средний/продуктивный - продуктивный характер деятельности (выход за пределы требований и заданий школы); - систематическое сотрудничество (семейная практика совместной деятельности); - баланс инициативы подростка и родителей; - развивающая родительская позиция.

Высокий/творческий - творческий характер деятельности и продукта (социальное признание результатов совместной - деятельности в конкурсах, соревнованиях); - позитивно-развивающее сотрудничество (семейная практика стратегического планирования совместной деятельности); - преобладание инициативы подростка; - партнерская родительская позиция.

Каждый из участников экспертного опроса оценивал качество совместной деятельности детей и родителей по сферам совместной деятельности, по показателям (таблица 1). Далее подсчитывались самые высоко частотные оценки по показателям. Учитывая своеобразный профиль предпочтений подростков и родителей, оценка уровней развития совместной деятельности производилась с учетом как минимум трех предпочитаемых сфер.

В исследовании принимали участие 67 младших подростков, обучающихся в пятом классе, их них 32 девочки и 35 мальчиков. Возраст испытуемых: 11 12 лет. Взрослая выборка испытуемых (67 человек) включала родителей младших подростков, возрастной диапазон составил 29-52 года. Выборка включала преимущественно матерей младших подростков (69 %). Констатирующий эксперимент проводился в СОШ № 187 Советского района г. Нижнего Новгорода с сентября по октябрь в 2020-2021 учебном году.

Результаты исследования уровней развития совместной деятельности родителей с младшими подростками представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни развития совместной деятельности родителей с младшими подростками

Уровни развития совместной деятельности чел. %

Низкий/обязательный 19 28,35

Средний/продуктивный 39 58,20

Высокий/творческий 9 13,45

Итого 67 100

Из таблицы 2 следует, что более, чем половина родителей (58,20%) строят продуктивную совместную деятельность с собственным ребенком на среднем / продуктивном уровне. Построение совместной деятельности с собственным ребенком является для них важным направлением самореализации в родительстве, что соответствует задачам развития ребенка в младшем подростковом возрасте. Данная группа родителей уделяет значительное внимание решению воспитательных и развивающих задач, хорошо контактирует с педагогами, демонстрирует активную вовлеченность в школьные дела, участвует в совместных мероприятиях класса. Поскольку данная группа родителей понимает проблемы и риски подросткового возраста, осознанно структурирует личное время для того, чтобы ребенок не только успевал в школе и готовился к ЕГЭ, но развивался и социализировался полноценно, во всех отношениях, совершенствовался как в естественных и гуманитарных дисциплинах, так и в культурно-просветительских мероприятиях, в социальных проектах, в спортивной деятельности. Как правило, эти родители принимают активное участие в воспитательных и образовательных мероприятиях школы. Прежде всего, в учебно-познавательной и исследовательской совместной деятельности в рамках изучения дисциплин, предполагавших в условиях пандемических ограничений совместные дополнительные задания в рамках учебной деятельности (домашние задания со *). Именно в период пандемических ограничений в 2020 2021 учебном году социальная ситуация развития поставила перед школой задачи организации совместной деятельности детей и родителей, педагогами по всем учебным предметам, включая физкультуру, педагогами были разработаны задания для совместной деятельности в семье. Так, в рамках изучения ботаники необходимо было выполнять исследовательские эксперименты по совместному выращиванию растений, включая цикл подбора и покупки необходимой по свойствам почвы, лотков для посева, проращивания семян, прореживания и ухода за растением, получения плодов. В процессе выращивания растений решались учебные задачи по изучению генетических закономерностей, процессов скрещивания и опыления. Так, например, детям в школе выдавались два комплекта семян трех видов перца: желтого, синего и красного. Их необходимо было вырастить вместе и по отдельности, чтобы проверить возможность скрещивания. В конце цикла исследования необходимо представить отчет по проекту или фотоотчет экспериментов, решенных задач. По предмету «Технологии» дети

совместно с родителями практически осваивают основы безопасных и эффективных алгоритмов совместного домашнего труда: приготовление пищи, безопасность кухонного инвентаря, домашнего ремонта, безопасного поведения на дороге и движения по правилам дорожного движения (знаки жилой зоны, скорости движения). Так, осваивалась точность скоростного режима движения на самокате в жилой зоне. Большой интерес у подростков вызывает уход за домашними животными и развитие у них поведенческих навыков.

Совместная деятельность данной категории родителей с детьми носит продуктивный характер, то есть выходит за пределы требований и заданий школы. Так, если дети получают задание вырастить лук, укроп, петрушку, дерево, то данная категория семей по инициативе детей выращивает гриб из кусочка грибницы, финиковое дерево из косточки финика, лимоннное и апельсиновое дерево. Как правило, по большей части сфер совместной деятельности наблюдается выход за пределы заданного как критерий данного уровня. Так, в совместных творческих проектах такие семьи совместно находят интересные творческие решения (совершенствуют конструкцию и дизайн изделий); в общественно-полезной совместной деятельности (расширяют социальные проекты помощи бездомным животным, ходят с мастер-классами и концертами в детские дома и дома престарелых, посещают мастер-классы «Город мастеров»); в физкультурно-оздоровительной и спортивной совместной деятельности (принимают активное участие в школьных конкурсах «Мама, папа, Я - спортивная семья»; используют всей семьей спортивные сооружения и оборудование на территории школы; разучивают различные физкультурные комплексы, делают домашние разминки всей семьей, играют в шашки, шахматы и традиционные спортивные игры. То есть, имеет место систематическое сотрудничество, семейная практика совместной деятельности с детьми.

Эксперты подчеркивают важность критерия баланса инициативы подростка и родителей в данных семейных общностях. Каждый отчет о проектной и творческой деятельности в школе сопровождается сообщением о роли родителей и самих подростков в создании общего продукта. Поддержка инициативы подростков особенно важна для переживания чувства взрослости и позитивного самоутверждения важнейших новообразований и задач развития. Данная категория родителей, как правило, осознает важность детской инициативы и самостоятельности, поэтому имеет место ритмичное чередование действий детей и родителей. Инициатива детей не подавляется, а поддерживается.

Развивающая родительская позиция связана с пониманием и стремлением родителей важности поддержки и обеспечения постоянного познавательного, социального, культурного и нравственного развития ребенка, поиска возможности чему-то научить ребенка в процессе совместной деятельности.

Низкий уровень развития совместной деятельности характерен для 28,35% родителей. Мы также называем его «обязательный уровень», поскольку в рамках образовательного процесса в школе процесс сотрудничества контролируется, и без участия в обозначенных сферах совместной деятельности детей и родителей невозможно получить аттестацию.

Эта группа детей и родителей, для которых не характерно стремление выходить за пределы заданного в совместной деятельности. Делать все задания педагогов они стремятся точно в соответствии с объемом задания. Поэтому совместная деятельность носит преимущественно репродуктивный характер и ограничивается выполнением обязательных заданий школы. Эта сосредоточенность на обязательных заданиях для совместной деятельности проявляется в ситуативном сотрудничестве и партнерстве, когда необходимо «срочно» подготовить работу или поучаствовать в мероприятиях.

Данная категория родителей, как правило, не входит в инициативные родительские группы и родительский комитет. Для семьи характерно преобладание родительской инициативы над инициативой ребенка, а также доминирование родительской позиции («над ребенком»). Целевой основой сотрудничества является мотивация успеваемости ребенка.

Для третьей группы детей и родителей характерен высокий / творческий уровень сотрудничества. Эта группа самая малочисленная (13,45%). Основной критерий выделения группы - творческий характер деятельности и продукта как результата совместной деятельности. Результат совместной деятельности имеет социальное признание. Дети совместно с родителями результативно принимают участие в районных, городских, областных мероприятиях, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В спортивных мероприятиях «Мама, папа, я - спортивная семья»; в творческих, культурно-просветительских и познавательных конкурсах, выставках, посещают интерактивные музеи, где актуализируется совместная деятельность и творчество родителей с детьми. Продукты совместной деятельности детей и родителей отмечены дипломами, призами, благодарственными письмами.

Для них типично позитивно-развивающее сотрудничество. Вся семья или родитель вместе с ребенком целенаправленно планируют участие в конкурсах и мероприятиях. Они заранее, на протяжении нескольких месяцев и даже года, осуществляют совместную подготовку, то есть, отмечается семейная практика стратегического планирования совместной деятельности. Это могут быть совместные спортивные тренировки к массовым забегам и иным соревнованиям, разработка и изготовление сложной модели, совместный поиск и решение задач для подготовки к олимпиадам, создание творческих работ. Во многом длительная спланированная совместная работа дает высокие результаты сотрудничества. В совместной деятельности преобладает инициатива подростка. Он, как правило, сам проявляет интерес и желание представить работу, поучаствовать в соревнованиях за пределами школы, реализовать значимый для района и города социальный или творческий проект. Родители данной категории в меньшей степени вмешиваются в процесс, доверяя и опираясь на интерес ребенка, при этом «ведут» и поддерживают ребенка, поощряя и безусловно принимая его решения. Определенные материальные затраты, например, материалы и оборудование часто приобретают родители. Поэтому имеет место партнерская родительская позиция, когда взрослый откликается с энтузиазмом на желание и потребность подростка, предоставляя максимально инициативу ему.

Выводы. Таким образом, совместная деятельность родителей с младшими подростками в процессе учебной и внеучебной деятельности является ведущим условием построения позитивных детско-родительских отношений и благополучной социализации подростка.

Более половины родителей (58,20%) строят продуктивную совместную деятельность с собственным ребенком на среднем / продуктивном уровне. Для данного коллективного субъекта в детско-родительских отношениях свойственен продуктивный характер деятельности, выход за пределы требований и заданий школы; систематический характер сотрудничества; баланс инициативы подростка и родителей; развивающая родительская позиция.

Низкий уровень развития совместной деятельности показывают 28,35% родителей. В данной общности детей и родителей преобладает репродуктивный характер деятельности, связанный с выполнением обязательных заданий; ситуативное сотрудничество и партнерство, сосредоточенность на обязательных заданиях для совместной деятельности; преобладает родительская инициатива и доминантная родительская позиция.

Для третьей группы детей и родителей характерен высокий / творческий уровень развития совместной деятельности (13,45%). Это сложившийся коллективный субъект совместной деятельности в семье, для которого характерны: творческий характер деятельности и продукта, социальное признание результатов совместной деятельности в конкурсах, соревнованиях; позитивно-развивающее сотрудничество, семейная практика участия и стратегического планирования совместной деятельности; преобладание инициативы подростка; партнерская родительская позиция.

Поиск путей развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях позволит оптимизировать социализацию и предупредить нарушения развития младшего подростка.

Литература:

1. Журавлев, А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 5. - С. 72-80

2. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков / О.А. Карабанова // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина; ред. коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. - М.: МГППУ, 2007. - 336 с. -С. 90-100

3. Карабанова, О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П. Я. Гальперину / О.А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82

4. Карабанова, О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005). В 3-х частях. - 3 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. -560 с.

5. Суворова, О.В. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в свете возрастных задач и проблем современных подростков / О.В. Суворова, И.В. Васина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№76 (2). - С.283-286

6. Чернов, Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста // Психология и психотехника. - 2019. - № 3. - С. 92-107

7. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). - 671 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Было выявлено, что уровень развития креативности младших подростков средний. Дети могут воспроизводить образы, создавать идеи, находить способы воспроизведения. Но образы имеют несовершенный вид, идеи скудны, нет развернутого объяснения своих фантазий и представлений. Большой потенциал для развития креативности младших подростков содержат техники арт-терапии. В ходе дальнейшей работы была внедрена программа развития креативности с использованием технологии фототерапии. Повторное исследование показало, что учащихся со средним и высоким уровнем креативности стало больше изменились ее показатели: учащиеся стали проявлять стремление к познанию неизведанного и интересного, стали более открыты разнообразным путям решения проблем и задач, меньше стеснены рамками бытового и привычного, им было проще фантазировать и воображать, они лучше представляли себя в различных ситуациях, которые раньше вызывали у них затруднения.

Ключевые слова: креативность, показатели креативности, креативный потенциал, арт-терапия, фототерапия.

Annotation. In the course of the study, it was revealed that the level of creativity development of younger adolescents is average. Children are able to reproduce images, create new ideas, and look for ways to reproduce. But the images have an imperfect appearance, ideas are scarce, there is no detailed explanation of their fantasies and ideas. Art therapy techniques contain a great psychological and pedagogical potential for the development of creative thinking of younger adolescents. A phototherapy program was developed and implemented in order to develop creative thinking in adolescents. Repeated research has shown that students with an average and high level of creativity have become more and the indicators of creativity have changed: students have become more eager to learn the unknown and interesting, have become more open to various ways of solving problems and tasks, are less constrained by the framework of everyday and familiar, it was easier for them to fantasize and imagine, they better imagined themselves in various situations that previously caused them difficulties.

Key words: creativity, indicators of creativity, creative potential, art therapy, phototherapy.

Введение. Нескончаемые проблемные задачи, требующие нестандартных решений, постоянно встают перед современным человеком. В мире новейших технологий, меняющихся условий труда и быта, особое место уделяется человеку с хорошо развитыми креативными способностями, умеющему нестандартно и продуктивно решать поставленные жизнью новые задачи.

В связи с вышеизложенным перед современной системой образования встает вопрос о необходимости воспитать личность не только образованную, способную решать разноплановые задачи, но самодостаточную, лабильную, способную к самоактуализации, способную к нестандартным способам решения проблемных ситуаций.

Изложение основного материала статьи. Термин «креативность» не имеет четкого определения, ему присущи противоречивость, многоплановость.

«Креативность» в психологии рассматривается как «способность генерировать новые и оригинальные идеи», находя для их осуществления нетрадиционные способы решения [1].

П. Торренсом креативность была определена следующим образом: это процесс, в котором проявляется чувствительность к возникающим проблемам, возникшему дефициту знаний, к дисгармонии знаний и их несообразности. Проблема становится фиксированной, происходит поиск ее решений, выдвигаются гипотезы и формулируются решения данной проблемы [9].

Р. Стенберг и Т. Любарт отмечают, что основным понятием в теории креативности должно стать решение проблем [8].

Дж. Гилфорд, отождествлял дивергентное мышление и креативность. В то же время, Д.Б. Богоявленская считает, что дивергентное мышление - это способность мыслить шире, видя другие атрибуты объекта [5].

М.А. Холодной креативность отождествлялась с дивергентым мышлением. Автор считала, что главная характеристика данного явления - это способность человека создавать множество различных идей, которые будут правильными, по отношению к одному и тому же объекту [10].

Е.В. Бочкиной в след за М.А. Холодной было предложено, отождествлять креативность со способностью видеть ситуацию из вне. Ребенок должен «встать над пространством и временем в заданной ситуации и создать как можно больше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.