Научная статья на тему 'Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию'

Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / младший школьный возраст / учебная деятельность / умение учиться / начальное образование / self-regulation / primary school age / educational activity / learning ability / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Станкевич Ольга Александровна

Актуальность. Быстрый темп изменений, происходящих в современном мире, включая увеличение объема информации, скорость обновления системы научных знаний, рост предъявляемых к человеку требований, ставит задачу подготовки учащихся к вызовам современности, когда необходимо адекватно оценивать происходящее, действовать в ситуации неопределенности с учетом множества условий, т.е. осуществлять саморегуляцию. Цель. Целью настоящего исследования является оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию на уровне представлений и в результате решения задач компьютерной диагностики. Выборка. В исследовании приняли участие 78 учащихся первых классов, средний возраст которых составил 6–7 лет на момент диагностики. Методы. В исследовании применялись такие методы, как опрос (опросник «Стиль саморегуляции поведения детей (2) — ССПД-М2» (В.И. Моросанова)), методы компьютерной диагностики (методики «Двухцветные таблицы Шульте» (адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) и «Точки DOT (Сердечки и цветочки)» (Davidson M.C., Diamond A., адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева)), статистический анализ данных. Результаты. Выявлены различия в представлениях учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию и их умениях ее осуществлять при решении предложенных заданий. Выводы. Формирование системы саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста является актуальной психолого-педагогической задачей современного образования. Перспективы использования полученных результатов связаны с их внедрением в образовательный процесс (организация учебной деятельности учащихся, проведение учебных и поддерживающих занятий и др.), в т.ч. при подготовке будущих учителей начальных классов, использованием в научно-методическом обеспечении образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станкевич Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the skills of first-grade students to carry out self-regulation

Background. The rapid pace of change in the modern world, including the increase in the volume of information, the speed of updating the system of scientific knowledge, the growth of requirements imposed on a person, set the task of preparing students for the challenges of modernity, when it is necessary to adequately assess what is happening, act in a situation of uncertainty taking into account a variety of conditions, i.e. to carry out self-regulation. Objective. The purpose of this study is to assess the skills of first-grade students to carry out self-regulation at the level of representations and as a result of solving computer diagnostic problems. Sampling. The study involved 78 first-grade students, whose average age was 6–7 years old at the time of diagnosis. Methods. The study used such methods as a survey (questionnaire “Style of self-regulation of children’s behavior (2) SSPD-M2” (V.I. Morosanova)), computer diagnostics methods (methods “Two-color Schulte tables” (adapted by A.R. Agris, T.V. Akhutina, A.A. Korneev, E.Yu. Matveeva) and “DOT points (Hearts and Flowers)” (Davidson M.C., Diamond A., adapted by A.R. Agris, T.V. Akhutina, A.A. Korneev, E.Yu. Matveeva). Results. Differences in the ideas of first-graders to carry out self-regulation and their skills to carry it out when solving the proposed tasks are revealed. Conclusions. The formation of a self-regulation system in primary school students is an urgent psychological and pedagogical task of modern education. The prospects for using the results obtained are related to their implementation in the educational process (organization of students’ educational activities, conducting educational and support classes, etc.), including in the training of future primary school teachers, and use in scientific and methodological support of education.

Текст научной работы на тему «Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию»

������ ������ �������� ������

������� ������������ �������������

�.�. ��������� .

����������� ��������������� �������������� ����������� ����� ������� �����,

�����, ���������� ��������

. shavluykevich@mail.ru

������

������������. ������� ���� ���������, ������������ � ����������� ����, ������� �����-

����� ������ ����������, �������� ���������� ������� ������� ������, ���� �������������

� �������� ����������, ������ ������ ���������� �������� � ������� �������������, ����� ��-

�������� ��������� ��������� ������������, ����������� � �������� ���������������� � ������

��������� �������, �.�. ������������ �������������.

����. ����� ���������� ������������ �������� ������ ������ �������� ������ ������� ���-

��������� ������������� �� ������ ������������� � � ���������� ������� ����� ������������

�����������.

�������. � ������������ ������� ������� 78 �������� ������ �������, ������� ������� ����-

��� �������� 6�7 ��� �� ������ �����������.

������. � ������������ ����������� ����� ������, ��� ����� (�������� ������ �������������

��������� ����� (2) � ����-�2� (�.�. ����������)), ������ ������������ ����������� (������-

�� ������������ ������� ������� (��������� �.�. �����, �.�. �������, �.�. �������, �.�. ���-

�����) � ������ DOT (�������� � ��������)� (Davidson M.C., Diamond A., ��������� �.�. �����,

�.�. �������, �.�. �������, �.�. ��������)), �������������� ������ ������.

����������. �������� �������� � �������������� �������� ������ ������� ������������

������������� � �� ������� �� ������������ ��� ������� ������������ �������.

������. ������������ ������� ������������� � �������� �������� ��������� ��������

�������� ���������� ���������-�������������� ������� ������������ �����������. ���������-

�� ������������� ���������� ����������� ������� � �� ���������� � ��������������� �������

(����������� ������� ������������ ��������, ���������� ������� � �������������� �������

� ��.), � �.�. ��� ���������� ������� �������� ��������� �������, �������������� � ������-��-

���������� ����������� �����������.

�������������. ����� ���������� �� ������ � ����� ������ ��� ������������ ��������������

��������� ��� �������� ����� � 210 �. ������� � ��� �������� ����� � 226 �. �������.

��� �����������: ���������, �.�. (2024). ������ ������ �������� ������ ������� ������������ ����-

���������. �����������

���������� �����������, 18(4), 57�69. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-

4124-57-69

� ���������, �.�., 2024

�������� �����:

�������������, �������

�������� �������,

������� ������������,

������ �������,

��������� �����������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-57-69

���/UDC 159.9.07

��������

������� �������� ������� �������� ������ ��-

������ � �������� ��������. �������� � �����, ��-

����� ����������� ����� ���������� ���� �������,

���������� ����� ����� ������������ � �������,

������� �������� ������� � ���������� ��������

����������� ������������ ��������. � �������

�������� �������� � ������� ����������� ���-

������ ����������� ��������������� � ���������-

����� �������������� ���������, ���������� ����

��������, ���������, ����� ����������� ������

�������, ������� �������� ������ ��� �������-

���� ��������, ������������, ���������� ������

����� ������������ (������� � ��., 1992; ��������,

1996). ���, ������� �������� ������� ��������

����������� �������� ��� �������� ����������-

��� �������� ������������ (�������, 1976).

�� ������ �.�. ���������, ������������� ����

�������� �������������� ����������� ������� ��

���������, ����������, ����������� � �����-

����� ����� ������ � ������� ������� � ����-

������ ���������� ��������, ��������������� ��-

���������� �� ���������� ����������� �/���

����������� ����� (��������, 1995).

� ��������� ������� ������������, ��������-

���� ����������� � �������� �������� ������,

� �.�. �������� ���������, ������� ��������� ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

57

Assessment of the skills of first-grade

students to carry out self-regulation

Olga A. Stankevich .

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus

. shavluykevich@mail.ru

Abstract

Background. The rapid pace of change in the modern world, including the increase in the volume of information,

the speed of updating the system of scientific knowledge, the growth of requirements imposed

on a person, set the task of preparing students for the challenges of modernity, when it is necessary to

adequately assess what is happening, act in a situation of uncertainty taking into account a variety of

conditions, i.e. to carry out self-regulation.

Objective. The purpose of this study is to assess the skills of first-grade students to carry out self-regulation

at the level of representations and as a result of solving computer diagnostic problems.

Sampling. The study involved 78 first-grade students, whose average age was 6�7 years old at the time

of diagnosis.

Methods. The study used such methods as a survey (questionnaire �Style of self-regulation of children�s

behavior (2) - SSPD-M2� (V.I. Morosanova)), computer diagnostics methods (methods �Two-color

Schulte tables� (adapted by A.R. Agris, T.V. Akhutina, A.A. Korneev, E.Yu. Matveeva) and �DOT points

(Hearts and Flowers)� (Davidson M.C., Diamond A., adapted by A.R. Agris, T.V. Akhutina, A.A. Korneev,

E.Yu. Matveeva).

Results. Differences in the ideas of first-graders to carry out self-regulation and their skills to carry it out

when solving the proposed tasks are revealed.

Conclusions. The formation of a self-regulation system in primary school students is an urgent psychological

and pedagogical task of modern education. The prospects for using the results obtained are related

to their implementation in the educational process (organization of students� educational activities, conducting

educational and support classes, etc.), including in the training of future primary school teachers,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and use in scientific and methodological support of education.

Acknowledgements. The author expresses gratitude to the teaching staff of the state educational

institutions: �Secondary School � 210 in Minsk� and �Secondary School � 226 in Minsk� for their

assistance in collecting data for the study.

For citation: Stankevich, O.A. (2024). Assessment of the skills of first-grade students to carry out self-regulation.

Preschool Education Today, 18(4), 57�69. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-57-69

� Stankevich, O.A., 2024

Keywords:

self-regulation, primary

school age, educational

activity, learning ability,

primary education

������������, ������������ ������� �����������-

������ �������. ��������� ���������� ��� ������-

������� ���������� ���������, ������������ �

��������������� ���������� ������������ �����-

��� ����, � ������������ ��������� �����������

��������������� ��������, ��� ������������ � ��-

����������� ���������� ���� ���������, ��� ����-

�� ������������ �������� ����������� ���������

�������� ������� ������������, ��� �������������

�������� ������� � ��������� �������� �������

(����, 2004). �.�. ���������� � ��������� ��� ����-

������� ������������ � ��������������� � ������-

������� ���������� ������� � ��������� ����� �

���������� �� ����������� �� ������ ���������-

���� ������������� �������������� ��������� ��-

�������� ������� ���������� ������������� ����-

��� ������������ (���������� � ��., 2017).

� ���� ������� ������������� ������� ��-

���������� �������������� ��������������� ���-

���, ������� ��������������� ���������� ������-

��������� �� ������� ����������, ����������� �

������������������ ��� �������� � ����������

������, ���������� �������� ���������� ��-

���������� (�������, 1983). �������� ������� ��-

����������, ������� �������� ���������� �����

�������� ������� �����, �������� ���������� �

����������, �������� ���������� ���� ��������

� ������ ��������� �� � ������������ � �������-

�� ��� ���������, ��������� ����������� ���-

����� ������� ��� ���������� �������� �/���

���������� �������������� ����, �.�. ����������

����������� ��������������, � �.�. ������������-

�� ������ ����������� �������, ��� ��������

�� ������������ (��������������) � ���������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

58

��� (����������, ������������) ����� ��������

(��������, 1990; ���������, �������� 1986). � ��-

�������� �������� �������� �������������� ���-

������� � �������-������� ���� (��������, 2015).

������� ������������� � �������� ������

����������� ������� (�� ��������������, ����-

�������� ����������������), ������� ���� ���-

������� �.�. ��������� (���������, 1983), ��-

��� ����������� � ���������� �������������

�.�. �����, �.�. ���������, �.�. �������������,

�.�. �������, �.�. �������� � ��. � ����� ���-

�������������� �����������, ��� ����������-

�����. � ��������������� ������ �����������

������� ��������������� ��� ��������� ����-

�������, ������ ��������� ������� ���������

�� ������ ������������� ������� ��������� ���-

��. �.�. ����� ������ � ������ � ������� ����

�������� ����������-�������������� ������

��������� �����, �������������� �����������

������������ (�����, 2022). ���������� �������

� ��������� ������� ������������ ������������

III ����, �������������� ����������������,

��������� � �������� ���������� ������������

������������.

�������� ������� ���������������� � ���-

����� ������������ � ���������� ����������

������� � �������� �executive functions � ����-

��������/����������� ��������, ������� ���-

�� ����������� � � ������������� �����������-

��. ������ ��������, ��� ������������ �������

������������� ���������� � �������� ��������

� ������������ ����� �������� ��������� � ���-

���� �������, ���������� � ����������� ����-

���, �������� �� �������������� ������ � ����-

��� (������� � ��., 2020) � ���������� ��������

���������� �������� ��� ��������� ��������-

��� �������, ���������� ����� ���� ���������

� ��������� � ����� ��������� (�������, 2014).

���, � ��������������� ����� ���������� ��-

������� �������, ������������ ������ ��������

������������ ���� ������������ � �����������-

����, ����������������, �������������/�������-

���� ��������, � ������� ������������ ����-

������������ ��������, ������ ����� ����������

�������� � ����� �������������� ��� ������-

������. � ��������� ������������ �� ���������

�� ������� ������������� � ������������ � ����-

�� �.�. ��������� � ��� ��������������.

����������-�������������� ������ ������-

������� �������� � ���� ��������� ����������:

������������ �����, ������������� ��������

������� ��� �� ����������, ����������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������������ � �������� ��������, �����-

����� � ��������� ����������� (��������, 2011).

���� �.�. ��������� ����� ���� �����������

� ������� �.�. ����������� � ������ (�.�. ����-

������, �.�. �������, 2007�2023), �������� ��-

����� ������� ������������� �������� � ����

�����������-���������� �������� (���������-

���, �������������, ����������������, ������

����������) � �������� (��������, ������������-

�����, ���������������).

� ������� �������� �������� �����������-

���������� �������� � �������� ����� ���� ��-

������ � ���������. ������ ����������� ����

������������ ����������� � ���, ����� �� ����-

��� ��������/��������� ������������������ ����-

���� (�����) ��� ���������� ��������/�����-

����� ����. ����������� ��������� ��������

�������� � ������� �/��� ���������� ��������

������� � ���������� ��������� �������������.

��, ����� ������� ������� ���������� �������-

����������� ����� �������� ��� ���������� ��-

���������� ����������, ����� ������� ��� ���-

�� ���������� (������� �� ����������, ����� ��

�������������� ��������� ���� ����� ��������

��� ������������ ����������� ����� ���� � ���-

���), ���������� ������ ���������� ���������

����� ��������. ��������� ���������� ��������-

��� � �������� �� ������ ����� � � ���������� ��-

����� ������������ ������, ����������� �������

��������������� � ��������� ��� �������� ����-

�������� ������ ��������� ���� ������������.

����������� ������������� ������������������

����� ��������, �������������� � ���������

������� �/��� ���������� ������� (�����-

���, ����������, ��������� ��������), ������-

���� ���������� ���������� � ��� ��� �������-

��� �������� � ������� �������������. ��������

������������ ������������ � �������� �������

������������ ������ ����������� � ���������-

�� ������� �������������� �������������� ����

������, �������������� ��� �� ����������, ���-

������ ������������� ���������� �, ��� ��-

�����������, ������������ ��������� ����� �

��������� �������� �� ���� ���������� ���-

�����/���������� ����. ����� ��������, ��� ��,

��� ������� �������� � ���������� ���� (���-

��������������, ��������������, �������� ��

��������� ������, ��������� ����� ���������

� ��������� �������, ��������), �������� ����-

������� ��� ���������������.

� ������� �������� �������� ������ ���-

��������� ������������� ����� �����������

� ���, ��������� ������� �������� �����������

� ������������ � ����������� ������� ��� ����-

��� ������� �����, �������� �� ��������� ��-

������� ��������, ����� �� ����������� �����-

������ �������������� �� ������������, � �.�. ���

���������� ������������ ���������� (��� ������

� ������, ���������� ����������� �������, � ����

� �.�.), ����� �� ������� ������������� ������-

������� �������� (��������, �� ����������� �� ��-

����� �� ����� ���������� ��������� �������),

��������� �������� ������� � �������� �����-

��� �������������� ��� �����������, �������-

����� �������� ��� ������ ����������, � �����

������� ������ � �.�.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

59

�� ��� ������, ����������� �������� ��, ���

���������� ������ ������������ ����������-

��� ������������ ������� ����� �� ����������

��������

������ �������, ������� �����������

� ������� �������� �������� (��������, 1998).

�������������, �������� � �������� �������-

�� ������ �������, ���������� ������������ ���

������ ������������ ������������� (� �.�. ����-

��� ���� ������ � ������ ����� �����) �, �����-

���, ��� ������������ ������ ������������ ��-

����������� ���������� ������������ ������

�������.

������������ �������� ������� ���������� ��-

����������� �� �������� ��������. � ��������-

��� ����������� ������������, ������������,

��������-���� ������ �������� �����������

������ �������� ����������� ��������������, ��-

��������� ��������� �������� (� �.�. ��� ������-

����� ������� �������� � ��������� �������),

������������ �������� �� �� �����������, � ���

������������� ��������. ������ ��������, ���

������������� ��������� �������������, ����-

���������� ��������� ��������, �����������

��� ������������ ���� ���������� � ��������-

��� �����������, ����������� ��� �����������

�������, ��� ���������� ����������� ��������-

�� � ���������� � ���������� ��������� ��-

��� ������������������ (���������� � ��., 2017).

������ �������� ���������� ������������� ��-

������� � ������� ��������. �. ���������� ��-

������, ��� ���������� � ������������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� �� ���������� ��������-����, ���������

��������� ������������ � ����������� �������-

���� ���������� ������������, ������� �� ���-

�� ����������� �� ���� ������ ����������������

�������� (2040 ���: � ����� ��� ������.., 2024).

�������������� ������� �����������, ��� ��-

����������� �������� �������� ���������� ����-

��� � ���������������� �����, ���������� ��-

��� ����������� ������������ � ��������������,

����������������� ���������������, ��������-

��� � ��������� ���������������� ���������-

��� (����������, 2021; 2023). ��������� ��������

��������� ������������� ���������� �������

���������� (����������, ������, 2023; ��������-

�� � ��., 2017). ������� �������� ������� ������

����������� ������������� ������������ � ����-

������ �������������, ����������� ��������-

����� ����� ����������� ���������� � �����-

��������� ������������ � ������� ��������

�������� (������, ����������, 2019). ���������-

���, ����������� ����������� ��������, ����-

������ ������������� ������� ���� �� ��������

������������� � ����� (����������� � ��., 2021;

������� � ��., 2020).

� ���������� ���������� ������������ ����

������������� � ��������������� �������� ��-

������ � ��������� ����������� �self-regulated

learning� (SRL). ������������� ����� ����������-

�� ��� ������������ ������������� �����, ����-

��������� � ����� ���� � ������� ����������

���������� ������������/�������� ���� (Zimmerman,

Schunk, 2001; Schunk, 2008). �������� ��-

���� �. ������� (2000), ������������� ��������-

���� ����� ���������������� ���������������

����������� ������������, ������������, ���-

����� � ������. ����� ������ ������ ��������,

��� ������������ ���������� ����� ���������

��������������� �� ��������� ���� � �����

(Pintrich, 2000), ��� ����� ����� �������������

� ������������� �.�. �����������. ������� ���-

������������ � �������� ������������� � �����

����������� �������� �������� �������������

������ �. ����� � ������, � ������� ������ ����-

���� ��� �������� ����������: ������� ������,

����������� �������� (����������� � ���������-

���) � ������������ �������� (Miyake, 2000).

������ ����������� ������������ ��������-

��, ��� ������������� ������ ��������� � ������-

��� ������������, ����� �� ������� �������� ��

����� � �������� �������� �� ������ ��������

� ������� �����������. ����������� ������� ��-

����������� ���������� �� ���������� ����� ��-

����� �������� � ��������� ����� (���������,

2024). ����� ��������� �������, ��� ������������

�������������� �� �������� ��������� ��������-

������ �������, ������ �� ������� ��������� ����

������������ � ������������, ��� �� ������ ���-

����� � ��������� �������� ��������, �������

���������� �� ������� ������� ����������, ���

���������� ������������ �������� � ���������-

��� ������������ ��������� � ������� (������

� ��., 2022).

����������� ���� ����� ����� �������� ��-

����������� �������� 1�4 ������� �� �������

��������� ������ ������� ���������� ���-

��������� ������������� �������� ������� ���-

������ (Stankevich, 2024). �������� ��������, ���

������� ������������� ������������� ������

� ���������������� � �������� ����� ��������.

������� ��������� ��� ������� ������� �����

����� �������� ������������������ ��������, ��-

���������� ������ ������������ ����� ��� ��-

����� �����, ������� ���������� � ����������

������� � ��������� ������; ���������� ����-

�� �� ������ ���������; �������� �������� � ��-

������ �������, �� ��������� ����������� ��-

�������, � � ����� ������� ����� �����������

������� ������� ��� �����������. ����� ���-

����� �� ������ ��������� ����������� ����-

�� �� ������� ������, ���� ����� �����������

�������, ��������� ������ �� ��������������-

��. �������� ������������ ��������, ��� �����

������� ��������� �� ������� ���������� ��-

������� �������, �� ���������� ��� (���� �����

����������). ��� ������ ����� �������� ������-

������� ���������� ��������� ������� �� ������

��������, �� � ���������, ��� �������� ������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

60

�� �� �������� � ���������� ������������ ����-

����� � ������� ������������ ����� ����� ���, ���

����������������� ������� �����. �������� ��

��� ���� ��������, ������� ��������� �� ����-

�� ����������� �����������, �� ��������, ���

��� ����� ������ � ��������� ������. ����� ����-

����, ��� �� ��� �������� ����� ��������������

������ ����: ������ �������, ������� ��� ����,

���������� ����� � �����, ������ �� �����, �����

���������, ����� �� ����, �������. ����������,

���������� ����� ������ �������� ����������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���, ���������� ������������� ������ ��������

������������ ������������� ������������, � �.�.

�������.

������������ ������ ������������ ������-

������� � �������� ����� ���������� ������-

������� ���������� ��� ������� �����������

������� �����. ������������� ������ ����-

��� ���������� ������������ �������������

����� ����� �������� ��������� ���������� �

��������� ������� �������� ��������, �������

��������� � ��������� �� ��������� �������

�������� (������, 2013), � ����� �������� ������-

������� ���������� � �������� (������, ������-

�����, 2023; ��������, 1992), �����������������

��������������� (��������, 1992).

�� ��� ������, ����� ��������, ��� ��������-

��� ������� ����� ��������� ������� �� ���-

�������������� �����. � ������ ����� �������-

���� ������������ (����� ����������� ��������

������������ � ��������� ������) ���� ���� ���-

������ ������ � ���������� (��������� ����-

�����������) ������� ���������� �� �������

��������� ������������ ���������� � �����. ���,

������ �������� ��������, ��� �� ������ �����-

���� ������� ���� ���������������, ��� �� �����

� ������ ���� �������������� ��������� � ����-

��� ����� ��������� �� ����� �������. �������-

��� �������� �� ������� ��������� �����������

� ���, ��� ��� ������������ ������� �/�� �����

(�������� �� ��������������� �������� � ����);

�������� ������ � ������ ������ �����, �����

������� ���� ����� � � ���� ���� ���������� ��-

��������; ���������� ������� �������� �����

�����: ����������� ���������� � ������������-

��� (�������� ����� ������������ � ����� ���

������ �������), ������������ ���������� � ��-

���������� ������ ���������� ���������� ��-

�����, ��������, ��� ������������� ����� ��-

��� �������� ����� ������ � �������, ��� ������

�� ������� �� ����� ������� �������, ��� �, ���

�������������, ������������ � ��� ������������;

����� ������� ������� ���������� ������� ��

���������� �� ����� ��� �� �����, ��� �� ����-

����� � �������� ����������� ��� ���������,

��� � �������. ������ �������� ��������, ���

������������ ���������� ��������� ������� ��

���������� ����� ������� �������� � ���������

�����. ���, ������������ ����� ���������� ���-

�� � ��������� �������� �������, �������������

�������� ��������� ��������, �.�. ������� ����-

���� ���������� �������� �������� ���������

������������ ����������� ������������ �����-

�� � ����� ����� �� [��������] ��������������

�� �������� ������ �������������� ������������

���� ��������� � ������������.

������� �������������, ����� ������� ��-

���, ��� ������������ ������ ������������

������������� � ������� �������� ��������

�������� ������ ���������-�������������� ��-

����� ������������ �����������. ��������, ���

������ �������� ������� ����� ������� ���-

�� ������� � ������ ������. ������ ��� �����-

��� � �����, ������, �������� �������������,

� ������� ������������ ������������ ������

���������, �� �� � ������ ���� ����� �������-

����� �������� ������ ��������� � ����������-

��, ��������� �� [�������] ����������� �� ����-

����� ������������� � ������������ � �������

��������. ������ ������������ �������� ��-

������� ������������� � �������� ������ ���-

��������� ������������� ��� �����������

���������� �������� �� ������������.

���� ���������� ������������ � ������� ����-

������� ������������� �������� ������ ����-

��� � ����� ������� ������������ �������������

� �� �������� ������ ������������ ���������-

������� � �������� � ������� ������������� ���

������� �����.

������ ������������

� ������������ ����������� ����� ������, ���

�����, ������������ �����������, �����������-

��� ������ ������. ���������� ������������ ��-

���� �������������� ��������.

��������� ������ ������������ ��������-

����� �������� ������ ������� �����������

� �������������� ��������� ������ ��������-

����� ��������� ����� (2) � ����-�2� (�.�. ��-

��������) (����������, ����������, 2015). ���-

��� �������� ��������� ������� �������������

������������ �� ������ ���������������� � ���

����������� ������� �������������. � �����-

������� ��������� ������� ��������, ����-

��� ������. ��� ������������� ��������������

����������� ������ ������������. ����������

��������, ��� ������������� �������� �������

� ����������� ������������� � ������� �����-

��� ��������, � ������ � ������ ������, �����

���� ���������������, ������ �� ��������, ���

������������� ���������� ��������� �����-

�����, �.�. ������� �������� � ������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ���������������� �������� � ��������� ��-

����� ������������� � ����� ������� �������-

����� �������������, ��� �� ��������� ����-

����� ����������� �������, ������ ��� ������

������ �������� ���������� ����������� ���-

���� ���������������� ��������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

61

��� ��������� �������������� ����������

�� ������� �������� ������ ������� �������-

����� ������������� � �������� ������� ��-

��� ���� ��������� ������������ �����������

� �������������� ������� ������������ �����-

�� ������� (��������� �.�. �����, �.�. �������,

�.�. �������, �.�. ��������) � ������ DOT (���-

����� � ��������)� (Davidson M.C., Diamond A.,

��������� �.�. �����, �.�. �������, �.�. �����-

��, �.�. ��������) (������� � ��., 2017), �������

��������� ������� ����� � ����������������

��������� ����������� ������� �������������

(���������������� � ��������, �����������

� ������������/����������� ��������). ���-

��� �������� �������� � ���� ���� �������, ���-

���� ��������� ������� ������������� �� �������

� ������, ������ � ���, ���������� ������ ����-

����� ������� ���������� �� ������� � ��������.

���������� �������, ������������ ���������-

��� ���������, ��������� ������� ������ ���-

����� ������ ������� ��������� ����������, ��-

��������� ��������������� ��������� ��������

� ������������ �� �������� � �������� �������

������� ������������ �����.

��� ��������� ����������� ����� ��������-

���� ����������� ��� ����������� ���������-

����� ������ ��������.

�������

� ������������ ������� ������� 78 ��������

������ �������, ������� ������� ������� �����-

��� 7,2�0,4 ��� �� ������ �����������. �������

��������� ��������� ������� � ������������

����������� ��� ��������������� �������� ��-

������ �������������� (���������).

���������� ������������

1. ������������� �������� ������

������� � ����� ������� ������������

�������������

���������� ����� ������ ������ ����������,

��� ����������� �������� ������� ������ �� ���-

��� ������ ��������� ���� ������ �����������

������������ � ���������� ��������� �� �������-

������, ��� ����� ����������� � ������ �����

�����������/����������� �����, ����������-

���� ���������� ����������� ��������� � ��-

������, ����� �������, ��������� �����, �������-

�� ������� ���� � ������ �, ��������, �� ������

����� ��������������� �� ���������� ����������.

������ ������� ����� �������� ��������, ���

����� �������� �������� ������� ��� �������-

��� ��������� ����������.

����� ������������ ����������� ����� ����

������� � �������������� �������� ���������-

������ �������������� ����������� ���� � ���-

������ ����� ��������, �� �������� �����������

�� ��������� ��������� (��������, ����������

�������). ����������� ���������� ���������-

��� ��������, ��� ����� ��������� ��������� ��-

�������� ����� ������������, ���������� �� � ��-

������, ��������� ��������������� ����������

����������� �, ��� �������������, ������� ����-

����� (������� 1).

�����

�������

������� ������� ������

% n % n % n

������������ 21,8 17 8,9 7 69,3 54

������������� 53,9 42 42,3 19 21,8 17

���������������� 30,8 24 21,8 17 47,4 37

������ ���������� 43,6 34 19,2 15 37,2 29

�������� 39,7 31 20,6 16 39,7 31

����������������� 51,3 40 20,6 16 28,1 22

��������������� 37,2 29 16,7 13 46,1 36

Scale

Level

high average low

% n % n % n

Planning 21.8 17 8.9 7 69.3 54

Modeling 53.9 42 42.3 19 21.8 17

Programming 30.8 24 21.8 17 47.4 37

Evaluation of the result 43.6 34 19.2 15 37.2 29

Flexibility 39.7 31 20.6 16 39.7 31

Independence 51.3 40 20.6 16 28.1 22

Responsibility 37.2 29 16.7 13 46.1 36

������� 1

������������� �������� ������ ������� �� ������ ���������������� � ���

����������� ������� �������������

Table 1

The representations of first grade students about the level of formation of their

components of the self-regulation system

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ������ �������� ������ �������

������������ �������������

� �������� ������� �����

�������������� ������������ ������ ����-

��� ���������� ������������ �������������,

� ������ ���������������� � �������� ��������

� �������� ������� ����� ������������ �������-

����, ��������� ������� ���������.

���������� ������� �������� ������������

������� ������� ��������, ��� ������� ����� ��-

����, ������� ��������� ���������������, ������-

���� 3,9�1,6 �., ��� ���� ����� ����� ������ �

33,1�25,9 (��� ��������� ���������� ����������

������� ������ 60), ����� ����� ������ �� ���-

�� � 13,04�12,2, ����� ����� ��������� � 4,01�3,6.

��� ���� � ��������� �������, ��� ���������� ��

������ �������������� ���������� ����������,

�� � ��������� �������� ������������������ ���

�������, ������� ����� ������ ���������� 3,5�1,4 �.

� ����� ����� ������ 9,2�10 (��� 20 ����������

������� � �������).

����������, ���������� � ���������� �����-

����� ������� �������� ������ DOT (��������

� ��������)�, ����������, ��� ��� ����������

��������� ������� ����������� ���������� ���-

������� �������, ������ ����� ��� �������� ��-

����� ����������� �� ���������� (������� 1).

���������� ���������� ����������, ��� ���

���������� ������� ������������ ������� ���-

����������� ���������� ������� ��������� ��

���� ���������� ��������� �������. ����� ����-

����, ��� �����, ������� ��������� ����� ��� ���-

����� �������, ����������� �� ���������� ���

���������� ��������� �������, ��� ����� ����

����������� ����, ��� ��������� ������������ ��

� ������ ���� ��������� ���������� �������

�, ��������������, �� ����� ��������� ���������

�������� � ������������ �������� �� �� �������-

����, ��� ������� �������������� �� [�������]

����������.

3. �������������� ������ ������

�������� �������������� ����� ����� ����-

��� ������������� �������� ������ �������

� ����� ������� ������������ �������������

� �� ��������� �������� ������������ �������-

��������� � �������� � ������� �������������

��� ���������� ������� ������������ �������-

���� �� ��������. ���, ������������� �������

���������� � ����������� ������� ���������

����������, ����������� ���� � ��������� ��������,

�������������� �������� �� ��� ��������-

����� �� ������������� �������� �����������-

����� ������ ������.

���������� �����������

����� ���������� ������������ �������� ������-

����� ������ �������� ������ ������� �������-

����� �������������. ���������� ����������

����������, ��� ������� ��������� ����������

������ ��������� ���� ������ �������� �����-

��� ������� ��� ���������� ��������/������-

������ ����, ��������� ���������� ����� ��������

�, ��� �������������, ������� ���������

� ��������� ��������. ������ ������ �������-

����� ����������, ����������� � ���������� ��-

����������� �� �������������� ��� ������� ��-

��� ������������ �����������.

�������������� ���������� ������ �����

���� ����������� ����� ������. ������� �� ���-

. ������� 1

���������� ���������� �������

��������� ������ ������� �������� ������ DOT

(�������� � ��������)�

. Figure 1

The results of the tasks completed

by the students of the first grades of the tasks

�DOT points (Hearts and flowers)�

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

63

���� ���������, �������������� ����� ������-

���������� ������������ ������ � ������� ��,

������� ������������� ��������� � �������

�������� � ��������� (��������, ��� ����� �����-

��� � ���������������, ��� ������ � �����!�,

��� ������ ��������� ������ ��������, ���

���������� �������� �������� � �.�.). ������

���������� ����� ���� ����������� �� �������-

���� �������� ���� ����������, �������������,

���������������, ���������� ��������� ����-

��� � ����� ��������������� �� ��� �������, ���

������������� ������������� ����������������

� ��� ���������� ������������� � ����� ������-

������ � ���������� �� ������� ������ (�����

������������) ���������, ������� ��� �� ����-

������ �� ����������.

����������, ���������� � ���� ������������,

���������� ������������ ���������� ��������

������� ������������� � ������� �������� ���-

�����, �������� �� ������������ ��� �������-

��� �����������. ������� ������� �������, ��

��� ������, ������ ������ ��������� ��������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �������� ��������������� ���������� ������-

�������� ����������, � �.�. ����������� ������-

�����.

���������� ������ �������� ������� ������-

�� ������ ������ �� ���� ������������ ������

������������ ������������� � �������, ��� ��� �

������� ������������ ����������� � ���� � ���-

�������� ��������, �������������� �����������

���������, ����� ������������� ��������������

�� ��������� � ���������� �����, ��� ������-

�� ����������� ������������� � �� �����������

������������. ���, ����� �������������� �����-

��� ������������� ����� ����������� ��������

� ���� (����������� � ��., 2024), ��� ����� �����

������������ ����������, ���������������, ���-

���������-����������, ���������������� � ��-

�������� ���������� ����� � �������� � �����.

� ������� �������� � ����� ������������

������� ������������� ����������� ��������

������������ ����� ������������ �������-

��� ������������ � ����������� ������ �� ���-

��������� (�������, 1980). ��������, ��� ���-

����������� �������� � ��������� � �������

����������� � ����� ���������� �����������

� ������������ � ��������-�������������� ���-

�����, ���������� �� ���� �������������� ��-

����� � �������� � ���� ���������� ��������,

��� ����� �������� ������������� � ��������-

���� ����������� ���������� � ��������. ���-

����������� ������ ���� ��������� ������� ��-

������������ ���������� � ���������� �����

��������� ����� �������� ��������, ����������

����������� � ��������� ������������� ��-

����������� (������ � ��., 2023) �, ������������-

��, ����� �������������� ������������ �����-

��������� ������ �������, � �����, ����������

� �������� ����������� ��������.

����������� ������� ������������ �������

����������, �� ��� ������, ������ �������� ���-

������� ������ ��������, ��� ����� ����������-

���� �������� � �������� ������������ � �����-

���������� ������������, ���������� � ������

����������������� � ������������ � ����������-

��. ����������� �������������� ���������������

�� ������ �������� �� ��������� ��� ��������-

������ ������ � ������ � ���� �� ����� �������

������� ������������.

� �������� ���������� ������� �������

������ �������� ����� ������� �������� ���-

����������� ���������, � ���������, �����-

�������� �������� ��� ��������� ��������

� ������� ������������� (���������, ������-

������, 1974; �������� � ��., 1990; ������,

1998; ���������, 2012), �������������� �����-

��������� ��������� � ��������� �������-

����� (������, 1998).

���������� ������� ������������ � ���������

����� � ����������� �� �������� ������� ������-

�������� �� ������������ � ���������, �����-

��������� � �������������� ����������, �����-

��� �������������� ��������� �������� �������

���������� � �������������� ���������������

����������� (����, 2009; ��������������� ����-

���� ���������� �����������, 2018) �� ������ ��-

�������� ����������� � ����������� ������� ��-

����������� � �������� �������� ���������

��������. ��������� ����������� � ������� ��-

���������� � ������� ���������� �/��� �����-

����, � ����� ��������� ���� � ������ �������-

�����, ���� �� ����������, ������� �����������,

��������������, ��������� ������� ��������,

��� ������������� ������� ��������� � ��������-

���� � ������������ ������� � ��������� �� ��-

��������; �������������� � ������������� �����

� ������� � �������� ��������������, �������-

����� �������� �������� � ���������� �������-

�����, ��������� ��������� � ������������ �����������

� ����������.

������������ ����������

���������� ���������� ������������ ����� ����

������������ � ��������������� ��������: ���

���������� �������� ������� ������������ ��-

����������� � �������� �������������� ������-

��� � �������� ������ �������, � ����� �����-

������� ������������� ���������� � ��������,

��� ���������� ��������� ��������������; � ���-

����� ���������������� ���������� ������� ��-

������� ���������� �����������; � ������-����-

�������� ����������� �����������.

������

����������� ������������ ��������� ������� ���-

������ ������.

1. �������� ������ ������� ������ ���������

���� ������ ������������ �������������, ��� ��

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

64

�������������� � ���� ���������� ������� ���-

��������� �����������.

2. ������������ ������� �������������, ���-

�������� ����� ������, � ������� �������� ���-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ������� �������� � �������������� ����

������� ����������� ����� ���������� ������-

���� ���������� ������������� ������� �����-

����� � ����� ������������ � �������, ��� �����

�������� ���������� ������������.

3. ������������ ������� �������������

� ������� �������� �������� �������� ��������

������������ �� �������� � ���������� ��������.

4. �������� ������������ ������ �������

���������� ������������ ������������� ����-

���� �������� ������� �������������� �� �����-

���� � ������������, � ��������� ���������-

������ ��� �������� ��������� �������������

������ �� ���� � ������� ������������.

5. ������ ������������ ������� ����������-

��� � ������� �������� �������� �������� ���-

������������ ��������������� ������� �������

�������� � �������������� �������������� ���-

������, ���������� ���� ��������, ���������,

������ �������.

������ ����������

2040 ���: � ����� ��� ������ ����������� �������������? (2024). ����������� ����������

�����������: ������ � ��������, (10), 38�40. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/2040-god-vkakoj-

mir-vyjdet-segodnyashnij-pervoklassnik.html (���� ���������: 15.06.2024).

�������, �.�., �������, �.�., �������, �.�., ��������, �.�., �����, �.�. (2017). ���������� ���-

��������� ������� ��������������������� ������������. �: ����������� ����� � ������: �����

������������. ��. ����. (15 ����, 2017 �.). ��� ���. �.�. ����������, �.�. ��������. (�. 486�490).

������: �����; ���� ����.

�������, �.�. (1976). ��������������� �������������� ������������ �������� � ����������.

������� ����������, (6). URL: https://pedlib.ru/Books/2/0275/2_0275-2.shtml (���� ���������:

03.06.2024).

����������, �.�., ������, �.�. (2023). ���������� ������������� � ��������������� ���������-

��� ��� ������ ������������� ���������� ������� ����������: ����������� ������. ���������-

�������������� ������������, 15(3), 23�37. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150302

�����������, �.�., �����, �.�., �������, �.�. (2021). �������� ������������� � ����: �� ���

� ��� ������ � �������������? ����������� ���������� �����������, (1), 8�16. https://doi.

org/10.24411/1997-9657-2021-10091

�������, �.�. (2014). ������������ ������� ��� ���������� ��������������� �������� �����-

��. ������������� �����������, (3), 65�70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornyefunktsii-

kak-pokazatel-poznavatelnogo-razvitiya-rebenka (���� ���������: 03.07.2024).

�������, �.�., ��������, �.�., �����������, �.�. (2020). ����������� ������������ ������� �

������� ���������� ��������: ������� �������. ��������������� ������, 41(6), 108�118. https://

doi.org/10.31857/S020595920012593-8

�������, �.�., ��������, �.�., �����������, �.�., ���������, �.�. (2020). ����������� ������-

������� ������� ����� ��� ���������� ������������ ������� � ������������. ���������-������-

������ ����������, 16(1), 111�121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111

���������, �.�. (1983). �������� �������� �������. ������: ����������.

���������, �.�., ������������, �.�. (1974). ����������������� ������������ ��������. ����-

��: ���-�� ����������� ������������.

�������, �.�. � ��. (1983). ��������������� �������. ������: ����������.

�������, �.�., �����������, �.�., ��������, �.�. (1992). ������� �������� ��� ������� �������

������������. ������� ����������, (3�4), 14�19. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.

htm (���� ���������: 27.05.2024).

���������, �.�., ��������, � �. (1986). �������� �������� �������-�����������. ������: ���-

��������.

����, �.�. (2004). ���������������� ������ ��� ���������-������������� ���������� �������-

����� ����������� � ���������. ��������������� ����� � �����������, 9(3), 5�11. URL: https://

psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n3/Zeer (���� ���������: 02.07.2024).

������, �.�. (2013). ���������� ������������� ������� ������������: ����������. ��������:

���-�� ����.

��������, �.�. (1995). ����������� ������������� ������������ ���������� ��������: �����-

�����-�������������� ������. ������� ����������, (1), 5�13.

��������, �.�. (2011). ��������������� ��������� ��������� ������������. ������: ������.

�����, �.�. (2022). ������ �������� ������� ��������. �����-���������: �����.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

65

����������, �.�. (2021). ���������� ������������� ��� ���������� ���������� ����� � �����-

����� ������� �����������������. ������� ����������� ������������. ����� 14. ����������, (1),

3�37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

����������, �.�. (2023). ������������� ��� ������ ���������� ����� � �������� ������������

�����������. ��������������� ������. URL: https://psy.su/feed/11334/#article__comments (���� ��-

�������: 12.06.2024).

����������, �.�., ����������, �.�. (2015). ����������� ������������� ��������. ������: ����-

��-�����.

����������, �.�., ������, �.�., �������, �.�. (2017). ���������� ������������� � ��������� �

������ � ���������� ������� �����. ������; �����-���������: ������-�������.

����������, �.�., ������, �.�., �������, �.�. (2017). ���������� ������������� � ��������� �

������ ��� ������� ������������� ����������. ������� ����������, (4), 64�75.

��������������� �������� ���������� �����������. URL: https://www.adu.by/images/2019/01/

obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (���� ���������: 22.05.2024).

�������, �.�. (1988). ��������������� ����������� ������������ ������� ������������� ��-

���������� � ������� ����������: ���. ����. ������. ����. ����.

��������, �.�. (1992). ������ ������������� � ���������������� ��������������� ��������.

������� ����������, 1(2), 52�59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921052.htm (���� ��-

�������: 03.06.2024).

������, �.�. (1998) ������������ ������������� � ������� ���������� � ������� ����������-

��: ���. ����. ������. ����. ������ ��������.

������, �.�. (���.), ������, �.�., ��������, �.�. �����, �.�., ���������, �.�., ����������, �.�.

(2023). �������� ��������������-������������ ������������ � ����� 6�10 ��� � ����������� �� ���-

����� ����������� ������� ��������������: ������������ ����������. ������: ���-�� �����.

���������, �.�. (2012). ����������������� �������� ��������� � ���������� �� ��������. ��-

�������� ���������, (6), 28�31.

������, �.�., �����������, �.�. (2023). ��������������� ��������� � �������� �������

����������. ��������������� ����� � �����������, 28(5), 142�153. https://doi.org/10.17759/

pse.2023280511

��������, �.�. (1990). �������� ���� � �������������� � ������ ����������. ������� �����-

�����, 3(5�6), 49�58. URL: http://voppsy.ru/issues/1990/903/903049.htm#a14 (���� ���������:

03.07.2024).

��������, �.�. (2015). � �������� ���� � �������������� � ���������-������������ ����������.

���������-������������ ����������, 11(3), 9�15. https://doi.org/10.17759/chp.2015110302

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������, �.�. (2024). ������������� �������� �������� ��������� �������� � ����������-

��� � ������� ������������ � ������ �� ������������ � �������� ������������� ������������.

����i ����. ����� 1. ����������. ����������. Գ�������, (1), 42�45. URL: https://elib.bspu.by/handle/

doc/62843 (���� ���������: 29.05.2024).

���������, �.�. (2024). �������� ������ ������������ ������������� � �������� ��������

��������� ��������. ������� ���������� ���������������� ��������������� ������������, (59),

18�23. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-18-23

��������, �.�. (1998). �������������� ����������. ������: ��������.

����������� ��������������� ��������������� �������� ���������� ������ �����������. URL:

https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (���� ���������: 22.05.2024).

������, �.�., ����������, �.�. (2019). ����������� ����������� ���������� �������������,

������������� ������������ � ������������� ������������ � ������� ����������. ����������-

������� ����������, 12(3), 164�175. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120313

������, �.�., ���������, �.�., ����������, �.�. (2022). ������������ � ���������� �������

���������������� ������������ � ������������� ������������ ������� ����������: ����������-

�����-��������������� ������. ���������-�������������� ������������, 14(2), 32�47. https://doi.

org/10.17759/psyedu.2022140203

��������, �.�. (1996). �� ������ ������������ � ������ ����� ����. ��������������� ����� �

�����������, 2(1), URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Tsukerman (���� ����-

�����: 22.05.2024).

��������, �.�. (1990). �������������� �������� � ����������� � ��������. ������: ������-

�����.

Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T.D. (2000). The Unity

and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex �Frontal Lobe� Tasks: A Latent

Variable Analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49�100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

66

Pintrich, P.R. (2000). The role of goal orientation in self-regulated learning. Academic Press.

Schunk, D.H. (2008). Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research

recommendations. Educational Psychology Review, 20(4), 463�467.

Stankevich, O. (2024). The skills of primary school students to exercise self-regulation an interview

of classroom teachers. Child in a Digital World. URL: https://digitalchildhood.org/programme/

materials/40909/ (access date: 12.06.2024).

Zimmerman B.J., Schunk D.H. (2001). Reflections on the theories of self-regulated learning and

academic achievement. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theoretical Perspectives,

(2), 289�307.

References

2040: what kind of world will today�s first grader enter? (2024). Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie:

Theoria I Praktika = Preschool Education Today: Theory and Practice, (10), 38�40. (In

Russ.). URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/2040-god-v-kakoj-mir-vyjdet-segodnyashnij-pervoklassnik.

html (accessed: 15.06.2024).

Akhutina, T.V., Kremlev, A.E., Korneev, A.A., Matveeva, E.Yu., Gusev, A.N. (2017). Development

of computer techniques for neuropsychological examination. In: Collection of the conference Cognitive

Science in Moscow: New research (15 June, 2017). E.V. Pechenkova, M.V. Falikman (Eds.) (��. 486�490).

Moscow: IPPiP; Buki Vedi. (In Russ.).

Bondarenko, I.N., Fomina, T.G. (2023). Conscious Self-Regulation and Psychological WellBeing

as Resources for Academic Success in Young Adolescents: A Structural Model. Psikhologopedagogicheskie

Issledovaniya = Psychological Studies, 15(3), 23�37. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/

psyedu.2023150302.

Bozhovich, L.I. (1976). Psychological patterns of personality formation in ontogenesis. Voprosy

Psikhologii, (6). (In Russ.). URL: https://pedlib.ru/Books/2/0275/2_0275-2.shtml (accessed:

03.06.2024).

Bukhalenkova, D.A., Sukhikh, V.L., Yakupova, V.A. (2021). The development of self-regulation in

the game: what and how to play with preschoolers? Sovremennoe Doshkol�noe Obrazovanie = Preschool

Education Today, (1). 8�16. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091.

Davydov, V.V. et al. (1983). Psychological dictionary. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Davydov, V.V., Slobodchikov, V.I., Tsukerman, G.A. (1992). The younger student as a subject of

educational activity. Voprosy Psikhologii, (3�4), 14�19. (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/

1992/923/923014.htm (accessed: 27.05.2024).

Federal State Educational Standard of Primary General Education. (In Russ.). URL: https://fgos.

ru/fgos/fgos-noo/ (accessed: 22.05.2024).

Fomina, T.G., Filippova, E.V., Zhemerikina, Yu.I. (2022). Regulatory and Personality Resources of

Psychological Well-being and Academic Achievement of Elementary School Students: Differential Psychological

Aspect. Psikhologo-Pedagogicheskie Issledovaniya = Psychological-Educational Studies,

14(2), 32�47. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140203.

Fomina, T.G., Morosanova, V.I. (2019). Specifics of relationship between conscious self-regulation,

subjective well-being, and academic achievement of primary schoolchildren. Eksperimental�naya

Psikhologiya = Experimental Psychology, 12(3), 164�175. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/

exppsy.2019120313.

Gal�perin, P.Ya., Kabyl�nitskaya, S.L. (1974). Experimental formation of attention. Moscow: Moscow

University Publishing House. (In Russ.).

Konopkin, O.A. (1995). Mental self-regulation of voluntary human activity: structural and functional

aspect. Voprosy Psikhologii, (1), 5�13. (In Russ.).

Konopkin, O.A. (2011). Psychological mechanisms of activity regulation. Moscow: LENAND.

(In Russ.).

Luria, A.R. (2022). Higher cortical functions of humans. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T.D. (2000). The

Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex �Frontal Lobe� Tasks: A

Latent Variable Analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49�100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734

Morosanova, V.I. (2021). Conscious self-regulation as a metaresource for achieving goals and solving

the problems of human activity. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya =

Moscow University Psychology Bulletin, (1), 3�37. (In Russ.). https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01.

Morosanova, V.I. (2023). Self-regulation as a resource for achieving goals in the context of digitalization

of education. Psikhologicheskaya Gazeta = Psychological Newspaper. (In Russ.). URL:

https://psy.su/feed/11334/#article__comments (accessed: 12.06.2024).

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

67

Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N. (2015). Diagnosis of human self-regulation. Moscow: Kogito-

Tsentr. (In Russ.).

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Tsyganov, I.Yu. (2017). Conscious self-regulation and attitude to

learning in achieving educational goals. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Tsyganov, I.Yu. (2017). Conscious self-regulation and attitude to

learning as resources for academic success. Voprosy Psikhologii, (4), 64�75. (In Russ.).

Osad�ko, O.Yu. (1988). Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya sistemy samoregulyatsii

deyatel�nosti u mladshikh shkol�nikov: dis. kand. psikhol. nauk. (Psychological features of the formation

of a system of self-regulation of activity in younger schoolchildren: Diss. Cand. Sci. (Psychology),

Kyiv. (In Russ.).

Osnitskii, A.K. (1992). Self-regulation skills in students� professional self-determination. Voprosy

Psikhologii, 1(2), 52�59. (In Russ.). URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921052.htm (accessed:

03.06.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pintrich, P.R. (2000). The role of goal orientation in self-regulated learning. Academic Press.

Rosina, N.L. (1998) Formirovanie samoregulyatsii u mladshikh shkol�nikov v uchebnoi deyatel�nosti:

Dis. kand. psikhol. nauk. (Formation of self-regulation in younger students in educational activities:

Diss. Cand. Sci. (Psychology), Nizhniy Novgorod. (In Russ.).

Rubtsov, V.V. (Ed.), Nechaev, N.N., Zaretskii, V.K. Isaev, E.I., Konokotin, A.V., Ulanovskaya, I.M.

(2023). The development of communicative and reflexive abilities in children aged 6�10 years, depending

on the ways of organizing educational interactions: a collective monograph. Moscow: Publishing

house MSUPE. (In Russ.).

Sanina, S.P., Rastorgueva, M.D. (2023). Communicative Learning Difficulties of Primary School

Student�s. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie = Psychological Science and Education, 28(5),

142�153. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2023280511.

Savel�eva, T.M. (2012). The independence of the younger student and the indicators of its development.

Pachatkovae Navuchanne = Primary Education, (6), 28�31. (In Russ.).

Schunk, D.H. (2008). Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research recommendations.

Educational Psychology Review, 20(4), 463�467.

Shadrikov, V.D. (1990). Cognitive processes and learning abilities. Moscow: Prosveshchenie.

(In Russ.).

Smirnova, O.E. (1990). The development of will and arbitrariness in early ontogenesis. Voprosy

Psikhologii, 3(5-6), 49-58. (In Russ.). URL: http://voppsy.ru/issues/1990/903/903049.htm#a14 (accessed:

03.07.2024).

Smirnova, O.E. (2015). On the problem of Will and Arbitrariness in cultural and historical psychology.

Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 11(3), 9�15. (In Russ.).

https://doi.org/10.17759/chp.2015110302

Stankevich, O. (2024). The skills of primary school students to exercise self-regulation an interview

of classroom teachers. Child in a Digital World. (In Russ.). URL: https://digitalchildhood.org/

programme/materials/40909/ (accessed: 12.06.2024).

Stankevich, O.A. (2024). Development of self-regulation skills in primary school students. Vestnik

Altaiskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta = Bulletin of Altai State Pedagogical

University, (59), 18�23. (In Russ.). https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-18-23.

Stankevich, O.A. (2024). The ideas of primary school age students about self-regulation in educational

activities and the skills to carry it out in a modeling experiment. Vestsi BDPU. Seryya 1.

Pedagog�ka. Ps�khalog�ya. F�lalog�ya = News of the BDPU. Series 1. Pedagogy. Psychology. Philology,

(1), 42�45. (In Russ.). URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/62843 (accessed: 29.05.2024).

Talyzina, N.F. (1998). Educational psychology. Moscow: Academy. (In Russ.).

The Educational Standard of Primary Education. (In Russ.). URL: https://www.adu.by/images/

2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (accessed: 22.05.2024).

Tsukerman, G.A. (1996). From the ability to cooperate to the ability to teach yourself. Psikhologicheskaya

Nauka i Obrazovanie = Psychological Science and Education, 2(1). (In Russ.). URL:

https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Tsukerman (accessed: 22.05.2024).

Veraksa, A.N. (2014). Regulatory functions as an indicator of a child�s cognitive development.

Nizhegorodskoe Obrazovanie = Nizhny Novgorod Education, (3), 65�70. (In Russ.). URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/regulyatornye-funktsii-kak-pokazatel-poznavatelnogo-razvitiya-rebenka

(accessed: 03.07.2024).

Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A. (2020). Diagnosis of regulatory functions in

older preschool age: a battery of techniques. Psikhologicheskii Zhurnal = Psychological Journal, 41(6),

108-118. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

68

Veraksa, A.N., Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., Gavrilova, M.N. (2020). The ability to use

game roles to train regulatory functions in preschoolers. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya = Cultural-

Historical Psychology, 16(1), 111�121. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2020160111.

Vygotskii, L.S. (1983). Problems of mental development. Moscow: Pedagogy. (In Russ.).

Zaporozhets, A.V., El�konin, D B. (1986). Personality development of a preschool child. Moscow:

Prosveshchenie. (In Russ.).

Zeer, E.F. (2004). Self-regulating teaching as a psychological and didactic technology for the formation

of students� competence. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie = Psychological Science

and Education, 9(3), 5�11. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n3/

Zeer (accessed: 02.07.2024).

Zimmerman B.J., Schunk D.H. (2001). Reflections on the theories of self-regulated learning and

academic achievement. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theoretical Perspectives,

(2), 289�307.

Zobkov, A.V. (2013). Acmeology of self-regulation of educational activity: monograph. Vladimir:

VlSU Publishing House. (In Russ.).

���������� �� ������

����� ������������� ���������, ������� ����������, ������������� � ������� ���������-

������ ����, ������������� ������� ���������������� ����������� ���������������� �������-

����� ��������� ���������� ������������ ���������������� ��������������� ������������ �����

������� �����, �����, ���������� ��������, shavluykevich@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-

1718-9223

Abo ut the author

Olga A. Stankevich, Master of Psychology, Researcher in the field of Psychology, Teacher at

the Department of Psychological Support of Professional Activity of the Institute of Psychology of

the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Republic of Belarus,

shavluykevich@mail.ru, https://orcid.org/0009-0000-1718-9223

���������: 25.06.2024; �������� ����� ���������: 18.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 25.06.2024; revised: 18.07.2024; accepted: 30.07.2024.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.