Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)'

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагитова Г.Р., Антонова А.А., Середа В.М., Фараджова Д.М., Крупнова Ю.О.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой удовлетворенности медицинской помощью пациентов первичного звена здравоохранения. Работа включала анкетный опрос, в котором участвовало 111 пациентов. Свыше 68,5% опрошенных респондентов отметили корректность, доброжелательность, вежливость и внимательность в общении врачей с пациентами. Больше половины опрошенных пациентов - 79,3% - полностью удовлетворены условиями оказания медицинской помощи в поликлинике. Только 69,4% респондентов удовлетворены качеством и полнотой информации, размещенной на официальном сайте медицинской организации. Медицинскую помощь у врача, менее чем за семь дней с момента обращения в медицинскую организацию, получили более половины опрошенных (61,3%). Удовлетворенность пациентов доступностью медицинской помощи на дому составила более 63,9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагитова Г.Р., Антонова А.А., Середа В.М., Фараджова Д.М., Крупнова Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF SATISFACTION WITH MEDICAL CARE OF PRIMARY CARE PATIENTS (BASED ON THE DATA OF A SOCIOLOGICAL SURVEY)

The article examines the issues related to the evaluation of satisfaction with medical care of primary care patients. The work included a questionnaire survey in which 111 patients participated. Over 68.5% of the respondents noted tactfulness, friendliness, politeness and attentiveness in doctors' communication with patients. More than half of the patients surveyed -79.3% - are fully satisfied with the conditions of medical care in the outpatient clinic. Only 69.4% of respondents are satisfied with the quality and completeness of information posted on the official website of the medical organization. More than half of respondents (61.3%) received medical care from a doctor in less than seven days from the moment of applying to a medical organization. Satisfaction of patients with the accessibility of medical care at home was more than 63.9%.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE ORGANIZATION, SOCIOLOGY AND HISTORY OF _MEDICINE_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.128.88

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ПАЦИЕНТОВ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

Научная статья

Сагитова Г.Р.1, Антонова А.А.2' *, Середа В.М.3, Фараджова Д.М.4, Крупнова Ю.О.5, Фолионова Т.А.6, Золотовская

Е.А.7, Розымурадов Д.8

1 ORCID : 0000-0002-8377-6212;

2 ORCID : 0000-0003-2581-0408;

3 ORCID : 0000-0001-8593-8601;

4 ORCID : 0000-0001-5613-4225;

5 ORCID : 0000-0002-7270-2269;

6 ORCID : 0000-0001-9462-9632;

7 ORCID : 0000-0002-5176-4647;

8 ORCID : 0000-0001-5137-2048;

i, 2, 5, 6, 7, 8 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Российская Федерация 3 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Российская

Федерация

4 Санкт-Петербургский государственный университет, Астрахань, Российская Федерация * Корреспондирующий автор (fduecn-2010[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой удовлетворенности медицинской помощью пациентов первичного звена здравоохранения. Работа включала анкетный опрос, в котором участвовало 111 пациентов. Свыше 68,5% опрошенных респондентов отметили корректность, доброжелательность, вежливость и внимательность в общении врачей с пациентами. Больше половины опрошенных пациентов - 79,3% - полностью удовлетворены условиями оказания медицинской помощи в поликлинике. Только 69,4% респондентов удовлетворены качеством и полнотой информации, размещенной на официальном сайте медицинской организации. Медицинскую помощь у врача, менее чем за семь дней с момента обращения в медицинскую организацию, получили более половины опрошенных (61,3%). Удовлетворенность пациентов доступностью медицинской помощи на дому составила более 63,9%.

Ключевые слова: удовлетворенность медицинской помощи, качество медицинской помощи, социологический опрос.

THE EVALUATION OF SATISFACTION WITH MEDICAL CARE OF PRIMARY CARE PATIENTS (BASED ON

THE DATA OF A SOCIOLOGICAL SURVEY)

Research article

Sagitova G.R.1, Antonova A.A.2' *, Sereda V.M.3, Faradzhova D.M.4, Krupnova Y.O.5, Folionova T.A.6, Zolotovskaya

Y.A.7, Rozimuradov D.8

1 ORCID : 0000-0002-8377-6212;

2 ORCID : 0000-0003-2581-0408;

3 ORCID : 0000-0001-8593-8601;

4 ORCID : 0000-0001-5613-4225;

5 ORCID : 0000-0002-7270-2269;

6 ORCID : 0000-0001-9462-9632;

7 ORCID : 0000-0002-5176-4647;

8 ORCID : 0000-0001-5137-2048;

1 2, 5, 6, 7, 8 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russian Federation 3 St. Petersburg State Pediatric Medical University, Saint-Petersburg, Russian Federation 4 St. Petersburg State University, Astrakhan, Russian Federation

* Corresponding author (fduecn-2010[at]mail.ru)

Abstract

The article examines the issues related to the evaluation of satisfaction with medical care of primary care patients. The work included a questionnaire survey in which 111 patients participated. Over 68.5% of the respondents noted tactfulness, friendliness, politeness and attentiveness in doctors' communication with patients. More than half of the patients surveyed -79.3% - are fully satisfied with the conditions of medical care in the outpatient clinic. Only 69.4% of respondents are satisfied with the quality and completeness of information posted on the official website of the medical organization. More than half of respondents (61.3%) received medical care from a doctor in less than seven days from the moment of applying to a medical organization. Satisfaction of patients with the accessibility of medical care at home was more than 63.9%.

Keywords: satisfaction with medical care, quality of medical care, sociological survey.

Введение

В последние годы в результате сложных социально-экономических процессов, оказавших негативное влияние на здоровье населения, повысилась смертность, особенно в трудоспособном возрасте. Одной из приоритетных задач современного здравоохранения является снижение уровня заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний. Несмотря на непрерывный рост объема и возможностей медицинской помощи, интенсификации и индустриализация лечебно-диагностического процесса, часть населения продолжает испытывать трудности в доступе и качестве медицинской помощи [1], [3], [4], [5].

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности услуг в сфере здравоохранения являются приоритетными направлениями федеральных и региональных программ развития здравоохранения [6], [8], [9], [10].

Совершенствование многоплановой работы лечебно-профилактической службы по управлению и диагностики становится возможным и эффективным в результате использования автоматизированной системы [4], [6], [7], [8].

Это актуализирует необходимость проведения оценки качества медицинских услуг пациентами. Именно социологический опрос потребителей медицинских услуг является каналом обратной связи, взаимодействия врача и пациента с результатом реальной медицинской помощи.

Цель исследования: оценка удовлетворенности медицинской помощью пациентов первичного звена здравоохранения.

Методы и принципы исследования

Работа включала анонимный социологический опрос, в котором участвовало 111 пациентов, старше 18 лет, обратившиеся в поликлиники в период ноября-декабря 2022 года, г. Астрахани. Для сбора данных применяли метод анонимного анкетирования. Отбор респондентов носил случайный характер. Данный раздел научного исследования включал в себя анализ удовлетворенности по вопросам качества и доступности медицинской помощи пациентов первичного звена здравоохранения.

Статистическую обработку проводили с использованием Microsoft Excel и методов описательной статистики.

Основные результаты

Анализ полученного материала показал, что среди респондентов 79,3% были женщины, 20,7% - мужчины. Преобладание числа женщин-респондентов, по-видимому, объясняется большой активностью последних при социологических опросах. Больше всего проявили интерес к опросу лица в возрасте от 21 до 30 лет (58,6%), от 31 до 40 лет - 27% и от 41 до 50 лет - 14,4%. По уровню образования опрошенных около 60% имели высшее, среднее специальное - 40%. По социальному положению наибольший удельный вес имели служащие, студенты, пенсионеры.

Необходимо отметить, что одним из условий удовлетворенности пациентов, является соблюдение вопросов медицинской этики и деонтологии. Свыше 68,5% опрошенных респондентов отметили корректность, доброжелательность, вежливость и внимательность в общении врачей с пациентами (37,8% - хорошее и 30,7% -отличное). 26,1% пациентов отмечают удовлетворительное поведение медицинских работников, 5,4% - некорректное поведение по отношению к пациентам (3,6% - плохое и 1,8% - крайне плохое). Также, 6,3% пациентов недовольны обращением медицинских сестер с пациентами (1,8% - плохое и 4,5% - крайне плохое) (рис. 1). Все это свидетельствует о проблемах между пациентом и врачом, а также между пациентом и средним медперсоналом. Необходимо проведение систематической работы с персоналом поликлиник по этике и деонтологии общения.

Рисунок 1 - Оценка обращений медицинских сестер с пациентами DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.128.88.1

Доверие к врачу напрямую связано с обследованием и лечением пациента, открытостью врача, объемом информирования пациента, доходчивостью разъяснений, рекомендаций и назначений. Как видно из диаграммы (рис. 2, 3, 4), только более половины опрошенных пациентов удовлетворены объемом информирования, доходчивостью разъяснений, рекомендаций и назначений.

Рисунок 2 - Оценка уровня удовлетворенности рекомендованными исследованиями DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.128.88.2

КРАЙНЕ ПЛОХО

ПЛОХО — 1

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ХОРОШО ОТЛИЧНО

Г 31,53%

Г 30,6356

Рисунок 3 - Оценка уровня удовлетворенности проведенными исследованиями DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.128.88.3

КРАЙНЕ ПЛОХО ПЛОХО

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ХОРОШО

отлично

Рисунок 4 - Оценка уровня удовлетворенности назначенным лечением DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.128.88.4

Проводилась оценка условий ожидания приема пациента в поликлинике (наличие свободных мест ожидания возле кабинетов, чистота помещения, наличие туалета, питьевой воды (кулера)): 31,5% - полностью удовлетворены, 40,6% -частично удовлетворены, 10,8% - полностью не удовлетворены и 17,1% - скорее не удовлетворены.

Больше половины опрошенных пациентов 79,3% полностью удовлетворены условиями оказания медицинской помощи в поликлинике. Только 69,4% респондентов удовлетворены качеством и полнотой информации, размещенной на официальном сайте медицинской организации.

Свыше половины опрошенных пациентов 76,6% отметили, что при обращении к врачу, удалось записаться на прием при первом обращении в медицинскую организацию.

Свыше 51,4% пациентов отметили, что записывались на прием к врачу по телефону в течение дня, а 2,7% удалось записаться в течение двух дней. К сожалению 19,8% респондентам не удалось записаться на прием к врачу по телефону.

При этом участники опроса заявили, что они знают об иных способах записаться дистанционно. 49,6% не используют данную услугу, 19,8% - не удалось записаться и только 30,6% опрошенным удалось записаться на прием к врачу через интернет (19,8% - записались в течение 30 минут, 7,2% - в течение часа и 3,6% - в течение дня).

В то же время, 47,7% пациентам удалось записаться на прием к врачу через лечащего врача в течение 15 минут, 8,1% - не удалось записаться и 44,2% не пользовались данной услугой.

Медицинскую помощь у врача, менее чем за семь дней с момента обращения в медицинскую организацию, получили более половины опрошенных (61,3%) и только 38,7% - более семи дней.

Положительная динамика наблюдается в отношении критерия «длительности ожидания приема врача»: 36,9% респондентов отметили, что ожидали приема не более 10 минут, 17,2% - не более 15 минут, 12,6% - не более 20 минут, 10,8% - не более 30 минут, 22,5% - более 30 минут.

Ожидание очереди на проведение, рекомендуемых лечащим врачом, консультаций специалистов, лабораторно-инструментальных исследований является элементом, характеризующим доступность медицинской помощи. В среднем, 69,4% респондентов поликлиник смогли пройти диагностические исследования в недельный срок, 30,6% -более недели.

Выявлена высокая удовлетворенность (более 63,9%) пациентов доступностью медицинской помощи пациентам на дому. 44,1% респондентов указали, что помощь была оказана на дому вовремя, в течение часа; 19,8% - помощь была оказана, но только позже, чем это требовалось. Одна четверть респондентов (28,8%) хотят перейти на обслуживание в другую медицинскую организацию и 38,7% пациентов ответили «пока не знаю».

Респондентам предлагалось высказать свои пожелания по улучшению качества медицинской помощи в поликлинике. В основном это были предложения по улучшению кадрового обеспечения учреждения, расширение перечня оказываемых медицинских услуг и совершенствование организационных аспектов, таких как длительное ожидание в очереди, вопросы записи на исследования и др.

Заключение

Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует о существенной проблеме в удовлетворенности пациентов уровнем доступности медицинских услуг. Существует необходимость определенных преобразований в организации медицинской помощи. Постоянный мониторинг и контроль оценки удовлетворенности пациентов качеством и доступностью медицинской помощи, позволит провести своевременную корректировку по совершенствованию медицинского обслуживания.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Микерова М.С. Разработка и стандартизация критериев оценки удовлетворенности пациента как компонента качества медицинской помощи / М.С. Микерова, Е.А. Каровайкина, А.С. Гараева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2019. — 5-6. — с. 24-29.

2. Панкратова Е.С. Оценка удовлетворенности качеством оказания амбулаторной медицинской помощи в Кировском клинико-диагностическом центре / Е.С. Панкратова, Д.С. Зюзева, П.Д. Ерофеева и др. // Студенческий вестник. — 2019. — 47-4(97). — с. 53-55.

3. Кулешова А.Н. Оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в государственной и частной медицинской сети / А.Н. Кулешова, М.В. Смоляков // Неделя науки. — 2019. — с. 12-13.

4. Петряхин Д.Н. Оценка удовлетворенности военных пенсионеров некоторыми видами медицинской помощи / Д.Н. Петряхин, В.В. Иванов // Известия Российской военно-медицинской академии. — 2019. — Т. 38. — 4. — с. 102104.

5. Романов А.С. Оценка удовлетворенности пациентов медицинской помощью: методические и практические подходы / А.С. Романов // Главврач. — 2020. — 5. — с. 69-74.

6. Ситникова Т.Н. Оценка удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи на терапевтическом участке / Т.Н. Ситникова // Университетская медицина Урала. — 2019. — Т. 5. — 2(17). — с. 87-89.

7. Захарова Е.В. Социологические исследования удовлетворенности пациентов в комплексной оценке качества медицинской помощи (на примере города Абакана) / Е.В. Захарова, И.Л. Сизикова // Современные исследования социальных проблем. — 2011. — Т. 5. — 1. — с. 227-229.

8. Жуковская М.С. Оценка степени удовлетворенности пациента качеством оказания медицинской помощи / М.С. Жуковская // Главврач. — 2018. — 2. — с. 56-59.

9. Олейник А.В. Состояние социальной эффективности здравоохранения (по данным оценки удовлетворенности пациентов оказанной помощью) / А.В. Олейник, Н.А. Садовникова, Д.Л. Мушников и др. // Образовательный вестник Сознание. — 2020. — Т. 22. — 2. — с. 10-15.

10. Сандаков Я.П. Оценка удовлетворенности пациентов / Я.П. Сандаков, А.В. Кочубей, В.В. Кочубей и др. // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. — 2019. — 3. — с. 84-91.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Mikerova M.S. Razrabotka i standartizacija kriteriev ocenki udovletvorennosti pacienta kak komponenta kachestva medicinskoj pomoshhi [Development and Standardization of Criteria for Assessing Patient Satisfaction as a Component of the Quality of Medical Care] / M.S. Mikerova, E.A. Karovajkina, A.S. Garaeva // Problemy standartizacii v zdravoohranenii [Problems of Standardization in Healthcare]. — 2019. — 5-6. — p. 24-29. [in Russian].

2. Pankratova E.S. Ocenka udovletvorennosti kachestvom okazanija ambulatornoj medicinskoj pomoshhi v Kirovskom kliniko-diagnosticheskom centre [Assessment of Satisfaction with the Quality of Outpatient Care in the Kirov Clinical Diagnostic Center] / E.S. Pankratova, D.S. Zjuzeva, P.D. Erofeeva et al. // Studencheskij vestnik [Student Bulletin]. — 2019. — 47-4(97). — p. 53-55. [in Russian].

3. Kuleshova A.N. Ocenka udovletvorennosti pacientov kachestvom okazanija medicinskoj pomoshhi v gosudarstvennoj i chastnoj medicinskoj seti [Assessment of Patient Satisfaction with the Quality of Medical Care in the State and Private Medical Network] / A.N. Kuleshova, M.V. Smoljakov // Nedelja nauki [In the Collection: Week of Science]. — 2019. — p. 1213. [in Russian].

4. Petrjahin D.N. Ocenka udovletvorennosti voennyh pensionerov nekotorymi vidami medicinskoj pomoshhi [Satisfaction Assessment of Military Pensioners with Some Types of Medical Care] / D.N. Petrjahin, V.V. Ivanov // Izvestija Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii [Proceedings of the Russian Military Medical Academy]. — 2019. — Vol. 38. — 4. — p. 102104. [in Russian].

5. Romanov A.S. Ocenka udovletvorennosti pacientov medicinskoj pomoshh'ju: metodicheskie i prakticheskie podhody [Assessment of Patient Satisfaction with Medical Care: Methodological and Practical Approaches] / A.S. Romanov // Glavvrach [Chief Physician]. — 2020. — 5. — p. 69-74. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sitnikova T.N. Ocenka udovletvorennosti pacientov kachestvom okazanija medicinskoj pomoshhi na terapevticheskom uchastke [Assessment of Patient Satisfaction with the Quality of Medical Care in the Therapeutic Area] / T.N. Sitnikova // Universitetskaja medicina Urala [University Medicine of the Urals]. — 2019. — Vol. 5. — 2(17). — p. 87-89. [in Russian].

7. Zaharova E.V. Sociologicheskie issledovanija udovletvorennosti pacientov v kompleksnoj ocenke kachestva medicinskoj pomoshhi (na primere goroda Abakana) [Sociological Studies of Patient Satisfaction in a Comprehensive Assessment of the Quality of Medical Care (on the example of the city of Abakan)] / E.V. Zaharova, I.L. Sizikova // Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern Studies of Social Problems]. — 2011. — Vol. 5. — 1. — p. 227-229. [in Russian].

8. Zhukovskaja M.S. Ocenka stepeni udovletvorennosti pacienta kachestvom okazanija medicinskoj pomoshhi [Assessment of the Degree of Patient Satisfaction with the Quality of Medical Care] / M.S. Zhukovskaja // Glavvrach [Chief Physician]. — 2018. — 2. — p. 56-59. [in Russian].

9. Olejnik A.V. Sostojanie social'noj jeffektivnosti zdravoohranenija (po dannym ocenki udovletvorennosti pacientov okazannoj pomoshh'ju) [The State of Social Efficiency of Healthcare (according to the assessment of patient satisfaction with the care provided)] / A.V. Olejnik, N.A. Sadovnikova, D.L. Mushnikov et al. // Obrazovatel'nyj vestnik Soznanie [Educational Bulletin Consciousness]. — 2020. — Vol. 22. — 2. — p. 10-15. [in Russian].

10. Sandakov Ja.P. Ocenka udovletvorennosti pacientov [Assessment of Patient Satisfaction] / Ja.P. Sandakov, A.V. Kochubej, V.V. Kochubej et al. // Vestnik Vserossijskogo obshhestva specialistov po mediko-social'noj jekspertize, reabilitacii i reabilitacionnoj industrii [Bulletin of the All-Russian Society of Specialists in Medical and Social Expertise, Rehabilitation and the Rehabilitation Industry]. — 2019. — 3. — p. 84-91. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.