Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ ИМИДЖА / ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перепелов А.С., Горбова О.Ю.

В последние годы удовлетворенности деятельностью государственных служащих и государственных органов уделяется особое внимание. Подтверждением этому является появление все новых показателей и методик, оценивающих эти параметры. В рамках исследования сделана попытка оценить удовлетворенность деятельностью государственных служащих с помощью инструментов электронного анкетирования. На примере Рязанского региона анализируется мнение населения, и делаются выводы о факторах, влияющих на имидж госслужащего, а также выявляются проблемы, препятствующие формированию благоприятного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF SATISFACTION WITH THE ACTIVITIES OF CIVIL SERVANTS ON THE EXAMPLE OF THE RYAZAN REGION

In recent years, special attention has been paid to the satisfaction with the activities of civil servants and State bodies. This is confirmed by the appearance of new indicators and methods that evaluate these parameters. Within the framework of the study, an attempt was made to assess the satisfaction with the activities of civil servants using electronic survey tools. On the example of the Ryazan region, the opinion of the population is analyzed, and conclusions are drawn about the factors that affect the image of a civil servant, as well as problems that prevent the formation of a favorable image are identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

А.С. Перепелов, студент

О.Ю. Горбова, канд. экон. наук, доцент

Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина (Россия, г. Рязань)

Б01:10.24412/2411-0450-2021-3-2-104-108

Аннотация. В последние годы удовлетворенности деятельностью государственных служащих и государственных органов уделяется особое внимание. Подтверждением этому является появление все новых показателей и методик, оценивающих эти параметры. В рамках исследования сделана попытка оценить удовлетворенность деятельностью государственных служащих с помощью инструментов электронного анкетирования. На примере Рязанского региона анализируется мнение населения, и делаются выводы о факторах, влияющих на имидж госслужащего, а также выявляются проблемы, препятствующие формированию благоприятного имиджа.

Ключевые слова: имидж государственного служащего, удовлетворенность населения, факторы имиджа, опрос населения, электронное анкетирование.

В современных условиях развития государственной службы ключевым аспектом является имидж самих государственных служащих, олицетворяющих аппарат государственной власти. Понимание текущего уровня удовлетворенности работой государственных служащих является залогом стабильности и развития общественных отношений.

Удовлетворенность работой госслужащих оказывает значительное влияние на настроение граждан конкретного муниципалитета, субъекта РФ или страны в целом. Этот фактор предопределяет состояние общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно получить научно-обоснованную оценку нынешнего статуса государственных служащих в общественной среде.

В ряде исследований удовлетворенность работой государственных служащих определяется как достаточно простой феномен, то есть некоторая оценка, способная охарактеризовать нынешний уровень развития отношений государственной власти и общества. Анализ существующих теоретических исследований показывает, что в настоящее время большинство работ повествует о наборе качеств, которые

должны быть присущи госслужащим [1, 2, 3 и др.]. Однако работы, посвященные изучению степени удовлетворенности деятельностью государственных служащих, на сегодня отсутствуют.

Целью данной статьи является оценка степени удовлетворенности работой современных государственных служащих. В силу субъективности взглядов на данную проблему оптимальным способом исследования представляется опрос населения, в котором приняли участие 126 жителей города Рязани, разделенных на пять категорий: работающие, безработные, студенты, предприниматели, пенсионеры.

По составу выборки наибольшую часть респондентов составили студенты (57 человек) и работающие граждане (52 человека). Также в опросе приняли участие два пенсионера, восемь предпринимателей и 7 безработных.

Характеризуя ассоциации, возникающие при упоминании государственных служащих, большинство респондентов оценивают их как «скорее отрицательные» (36%) и «скорее положительные» (33%) (рис. 1). У 18% опрошенных ассоциации не возникают, что может быть вызвано превалирующим большинством студентов, принявших участие в опросе.

Ассоциации, возникающие при упоминании государственных служащих

I Положительные Скорее положительные Скорее отрицательные Отрицательные I Ассоциации не возникают

Рис. 1. Оценка ассоциаций, возникающих при упоминании госслужащих

Следующий вопрос анкеты затрагивал личный опыт респондентов. Так, большинство опрошенных (47%) осталось скорее удовлетворено работой государственных служащих, в то время как количество респондентов, выбравших ответы «неудовлетворен» и «скорее неудовлетворен» составило 10% и 25% соответственно (рис. 2).

Характеризуя проблемы взаимодействия с госслужащими, большинство опрошенных видят главную из них в слабой ориентации работы государственных служащих на результат и решение проблемы граждан (36%) (рис. 3). При этом оставшиеся варианты ответа распределены примерно поровну.

В своей работе или личных вопросах Вы, вероятно, сталкивались с работой госслужащих. Какую оценку этой работе Вы можете дать?

¡Удовлетворен

I Скорее удовлетворен

I Скорее неудовлетворен

I Неудовлетворен

I Затрудняюсь ответить / не сталкивался

Рис. 2. Оценка работы государственных служащих

Какие проблемы Вы видите в процессе взаимодействия госслужащего и гражданина?

I Недостаток квалификации госслужащего, что не позволяет ему ответить на вопрос / корректно решить проблему I Недостаток этических качеств

I Недостаток доверия к госслужащим

I Фактор коррупции

I Слабая ориентация работы госслужащих на результат / решение проблемы

Рис. 3. Оценка проблем взаимодействия госслужащих с населением

Отдельное внимание заслуживает мнение части опрошенных, предложивших свои варианты проблем в работе государственных служащих. В первую очередь, часть респондентов указывает на всю совокупность недостатков. Еще одним интересным вариантом ответа служит несоблюдение сроков оказания услуг. Таким образом, граждане проявляют явный интерес к теме опроса.

Также опрошенным был задан вопрос относительно факторов, способствующих формированию имиджа государственных служащих. В качестве вариантов ответа

были предложены три группы факторов (рис. 4):

- профессиональные (ответственность, уровень образования, мобильность в принятии решений, трудовой потенциал, опыт в принятии решений);

- социально-культурные (дисциплинированность, внешний вид, национальная принадлежность, возраст, место рождения, порядочность, качество речи);

- моральные (восприимчивость к критике, эмпатичность, внимательность к проблемам граждан, открытость).

Как Вы считаете, какие факторы способствуют формированию положительного имиджа государственных

служащих?

I Профессиональные Социально-культурные I Моральные

I Совокупность группы факторов

Рис. 4. Факторы положительного имиджа госслужащего

В результате наибольшей популярностью среди респондентов пользовался ответ, включающий совокупность группы факторов. При этом всего 5% опрошенных выбрали социально-культурные факторы, что, вероятно всего, не является связующим элементом при формировании имиджа государственных служащих. Таким образом, уже на данном этапе мы можем прийти к мнению, что формирование

имиджа государственного служащего -это, прежде всего, совокупность факторов, взаимодействие которых способно изменить взгляды общества на деятельность госслужащих.

В заключительной части исследования было предложено предложить инструменты, способствующие формированию положительного имиджа государственных служащих (рис. 5).

Какие инструменты Вы бы могли предложить для формирования положительного имиджа госслужащего в современных условиях?

23%

60%

■ Продвижение в социальных сетях, интернет-отчеты о деятельности и результатах работы

■ Более плотное взаимодействие с населением

■ Развитие моральных и этических норм поведения

Рис. 5. Инструменты формирования положительного имиджа госслужащего

Большая часть респондентов выделила необходимость более плотного взаимодействия с населением. Таким образом, на современном этапе мы можем заключить, что работа с электоральными группами, выяснение общественного мнения в период до окончательного принятия решения, открытое обсуждение актуальных проблем, систематическое оперативное информирование людей о принятых решениях и предполагаемых действиях, обеспечение прозрачности процедуры принятия решений, являются действенными методами формирования положительного имиджа государственных служащих.

Следующим по значимости ответом стало развитие моральных и этических норм госслужащих, что отмечается 23% респондентов. Остальные 17% респондентов выделили необходимость продвиже-

ния государственных служащих в социальных сетях, что, учитывая развитие современных технологии, является неотъемлемой частью работы с электоральными группами.

В качестве дополнения некоторые респонденты отметили необходимость повышения персональной ответственности государственных служащих. Действительно, учитывая вес полномочий, необходимо осознавать ответственность, которая влечет за собой неминуемые последствия за принятие неудачного решения. На любом уровне жизнедеятельности привлечение к ответственности несет за собой увеличение не просто качества, но и осознанности каждого действия. Если говорить про государственных служащих, любое решение, получившее негативный отклик от общества, должно нести за собой определенный

набор санкций к лицам, непосредственно принявшим участие в разработке и реализации неверного решения.

Кроме того, четверо опрошенных выделили совокупность факторов, непосредственно влияющих на формирование положительного имиджа госслужащих.

Подводя итог, стоит выделить основные направления работы по формированию имиджа государственных служащих, основанных на исследовании текущей степени удовлетворенности населения:

1. Работа над формированием имиджа госслужащего понимается как комплекс инструментов и технологий, применение которых позволит повысить удовлетворенность населения работой госслужащих.

2. Необходимо развивать инструменты взаимодействия госслужащих и населения, привлекая современные технологии, в том

числе социальные сети и Интернет-ресурсы в целях выяснения общественного мнения и отчетности о проделанной работе, создавая тем самым открытость системы.

3. На формирование имиджа оказывают влияние не только профессиональные, но также моральные и социально-культурные группы факторов, что вновь говорит о необходимости комплексной работы в данном направлении.

В заключении стоит отметить, что удовлетворенность работой государственных служащих является основным средством развития отношений между аппаратом государственной власти и обществом. В связи с чем, разработка механизма оценки этой удовлетворенности становится ключевой задачей в рамках повышения имиджа госслужащих.

Библиографический список

1. Розанова Н.Н. Чиновник или государственный гражданский служащий: образ исполнительной власти (на уровне региона) // Век качества. - 2014. - №4. - С. 18-21.

2. Гусева М.Н., Синепупова О.С. Имидж государственного служащего как фактор социально-экономического развития территории // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2015. - №1. - С. 1-5.

3. Огнева В.В., Дорохова Ю.В. Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1. - С. 1-12.

ASSESSMENT OF SATISFACTION WITH THE ACTIVITIES OF CIVIL SERVANTS ON THE EXAMPLE OF THE RYAZAN REGION

A.S. Perepelov, Student

O.Yu. Gorbova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ryazan State Radio Engineering University named after V.F. Utkin (Russia, Ryazan)

Abstract. In recent years, special attention has been paid to the satisfaction with the activities of civil servants and State bodies. This is confirmed by the appearance of new indicators and methods that evaluate these parameters. Within the framework of the study, an attempt was made to assess the satisfaction with the activities of civil servants using electronic survey tools. On the example of the Ryazan region, the opinion of the population is analyzed, and conclusions are drawn about the factors that affect the image of a civil servant, as well as problems that prevent the formation of a favorable image are identified.

Keywords: image of a civil servant, population satisfaction, image factors, population survey, electronic survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.