Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ'

ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
917
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОКАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЛАТЕНТНЫЕ ФАКТОРЫ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СЕГМЕНТ РЫНКА / КЛАСТЕР / REGION / TOURIST POTENTIAL / LOCAL TERRITORY / LATENT FACTORS / CLUSTER ANALYSIS / FACTOR ANALYSIS / MARKET SEGMENT / CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна, Цой Марина Евгеньевна, Щеколдин Владислав Юрьевич

Современная ситуация на мировом туристском рынке, спровоцированная эпидемией коронавируса, требует переориентации туристских потоков и пересмотра сложившихся подходов к формированию турпродукта, приему и обслуживанию туристов. В Российской Федерации приоритеты отдаются организации отдыха внутри страны, поэтому все усилия направлены не только на максимальное использование ресурсного потенциала известных туристских центров и курортов Черноморского побережья, Горного Алтая, озера Байкал, Хакасии, Камчатки, Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и др., но и на создание максимального количества туристско-рекреационных кластеров на всей территории России. Это требует использования научного подхода к оценке туристского потенциала, выявления локальных территорий с высокой инвестиционной привлекательностью вложений в объекты инфраструктуры туризма. При оценке потенциала важно учитывать факторы социально-экономического характера, влияющие на туристскую специализацию территорий, устойчивость потребительского спроса, дифференциацию и качество туристского продукта. Статья посвящена оценке туристского потенциала территории с использованием методов факторного и кластерного анализа. Авторская методика основана на экспертном оценивании по методу Т. Саати и ранжировании факторов, влияющих на развитие отдельных видов туризма на локальных территориях. Выявлены латентные факторы, влияющие на туристскую привлекательность территории, оценены факторные нагрузки с повышающими и понижающими значениями. Сформированы кластеры исходных факторов, позволяющие осуществить перспективную сегментацию регионального туристского рынка. Полученные результаты могут использоваться для принятия решений по развитию туризма в регионах страны и разработке долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ушакова Елена Олеговна, Цой Марина Евгеньевна, Щеколдин Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE TOURIST POTENTIAL OF NOVOSIBIRSK REGION TERRITORY BASED ON FACTOR AND CLUSTER ANALYSIS

The contemporary situation in the global tourism market provoked by the coronavirus epidemic requires a reorientation of tourist flows and a revision of the existing approaches to the tourist product formation, the reception and service of tourists. In the Russian Federation priorities are given to the organization of recreation within the country, therefore all efforts are directed not only to the full use of the resource potential of well-known tourist centers and resorts of the Black Sea coast, Mountain Altai, Lake Baikal, Khakassia, Kamchatka, Moscow and St. Petersburg, Kazan, etc., but also to create the maximum number of tourist and recreational clusters throughout Russia. It requires the implementation of a scientific approach to assess the tourism potential and to identify local areas with a high investment attractiveness of investments in tourism infrastructure facilities. When assessing the potential it is important to take into account the socio-economic factors that affect the tourist specialization of territories, the sustainability of consumer demand, the differentiation and quality of the tourist product. The article is devoted to the assessment of the tourist potential of the territory by methods of factor and cluster analysis. The author’s methodology is based on expert assessment by the Saaty’s method, and includes the factor ranking which affecting the development of certain types of tourism in local territories. Latent factors influencing the tourist attractiveness of the territory are revealed, and factor loads with increasing and decreasing values are estimated. Clusters of initial factors have been formed, and it helps to devise a promising segmentation of the regional tourist market. The results obtained can be used to make decisions on the tourism development in the regions of the country and the elaboration of long-term targeted programs and investment projects.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ»

ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФАКТОРНОГО И КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗОВ

Ушакова Елена Олеговна,

к.э.н., доцент кафедры маркетинга и сервиса, Новосибирский государственный технический

университет; 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20

eo_ushakova@mail.ru

Цой Марина Евгеньевна,

к.э.н., доцент, заведующая кафедрой маркетинга и сервиса, Новосибирский государственный технический

университет; 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20

mtsoi@mail.ru

Щеколдин Владислав Юрьевич,

к.т.н., доцент кафедры маркетинга и сервиса, Новосибирский государственный технический университет;

630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20

raix@mail.ru

Современная ситуация на мировом туристском рынке, спровоцированная эпидемией коронавируса, требует переориентации туристских потоков и пересмотра сложившихся подходов к формированию турпродукта, приему и обслуживанию туристов. В Российской Федерации приоритеты отдаются организации отдыха внутри страны, поэтому все усилия направлены не только на максимальное использование ресурсного потенциала известных туристских центров и курортов Черноморского побережья, Горного Алтая, озера Байкал, Хакасии, Камчатки, Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и др., но и на создание максимального количества туристско-рекреационных кластеров на всей территории России. Это требует использования научного подхода к оценке туристского потенциала, выявления локальных территорий с высокой инвестиционной привлекательностью вложений в объекты инфраструктуры туризма. При оценке потенциала важно учитывать факторы социально-экономического характера, влияющие на туристскую специализацию территорий, устойчивость потребительского спроса, дифференциацию и качество туристского продукта. Статья посвящена оценке туристского потенциала территории с использованием методов факторного и кластерного анализа. Авторская методика основана на экспертном оценивании по методу Т. Саати и ранжировании факторов, влияющих на развитие отдельных видов туризма на локальных территориях. Выявлены латентные факторы, влияющие на туристскую привлекательность территории, оценены факторные нагрузки с повышающими и понижающими значениями. Сформированы кластеры исходных факторов, позволяющие осуществить перспективную сегментацию регионального туристского рынка. Полученные результаты могут использоваться для принятия решений по развитию туризма в регионах страны и разработке долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов.

Ключевые слова: регион; туристский потенциал; локальная территория; латентные факторы; кластерный анализ; факторный анализ; сегмент рынка; кластер.

Развитие внутреннего туризма в Российской Федерации в настоящий момент представляется крайне актуальным. Ограничения, вызванные пандемией коронави-руса по всему миру, нанесли серьезный вред мировому туризму, вызвали аннуляцию или перенос туристских путешествий. С другой стороны, такая ситуация должна способствовать созданию отло-

женного спроса, который резко возрастет как только путешествия станут доступными. Предпочтение, в первую очередь, будет отдаваться внутренним поездкам, а также направлениям с высокой степенью безопасности для туристов. Состояние экономики страны в условиях глобального экономического кризиса будет способствовать изменению структуры

и объема спроса на туристские услуги. Пандемия инициировала существенную поддержку туристской сферы со стороны государства как в виде субсидий туристским фирмам, так и в виде федеральных программ и конкурсов, направленных на развитие туристской инфраструктуры и материально-технической базы. Примером может служить конкурс,

объявленный Федеральным агентством по туризму на предоставление субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма.

В силу этого повышается важность проведения оценки туристского потенциала регионов Российской Федерации с учетом факторов социально-экономического и политического характера, влияющих на туристскую специализацию территорий, устойчивость потребительского спроса, дифференциацию и качество туристского продукта. Практически каждый регион нашей страны имеет предпосылки развития туризма для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и оздоровлении. Чтобы расширить состав туристских дестина-ций в стране, важно выявить новые перспективные и готовые к освоению территории,которые помогут туристской отрасли восстановиться после кризиса.

В современных условиях экономике Российской Федерации необходимы «точки роста» для развития внутреннего туризма, что актуализирует вопрос оценки туристского потенциала регионов страны. Особый интерес представляют отдельные локальные территории — административно-территориальные образования регионов Сибирского федерального округа, в том числе находящиеся на территории Новосибирской области.

Следует отметить, что наличие богатых и недостаточно освоенных природных и историко-культурных ресурсов предопределяет формирование развития турист-ско-рекреационных комплексов и кластеров на территории Сибирского федерального округа. Однако туристская привлекательность территорий определяется не только потенциалом имеющихся природных и историко-культурных ресурсов, но также и сформи-рованностью инфраструктуры, государственной поддержкой со стороны региональных органов власти, инвестиционной активностью малого и среднего бизнеса, экологичностью, безопасностью и т.д. [1, 2]. Стратегия развития туризма в России требует трансформации от масштабного и комплексного освоения регионов к формированию локальных дестина-ций, ориентированных на определенные виды туризма и имеющих особую туристскую специализацию*. Для многих Сибирских регионов наряду с традиционными видами рекреационного, лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма в контексте межрегиональных путешествий могут стать перспективными и привлекательными различные виды активного и экстремального туризма, экологический, сельский, индустриальный и др.

Актуальность исследования определена необходимостью проведения сравнительной оценки потенциала районов Новосибирской

области для выбора наиболее перспективных для развития туризма. Новосибирская область занимает особое место на туристской карте региона в силу своего удачного расположения на пересечении важных транспортных магистралей и статуса центра Сибирского федерального округа. Область расположена в географическом центре Российской Федерации, имеет площадь 178 тысяч кв. км, территория области простирается более чем на 600 км с запада на восток и на 400 км с юга на север. Регион граничит на севере с Томской областью, на юго-западе — с Республикой Казахстан, на западе — с Омской областью, на юге — с Алтайским краем, на востоке — с Кемеровской областью. Административным центром является город Новосибирск, расположенный на двух берегах реки Обь, рядом с Новосибирским водохранилищем (в 3 191 км к востоку от Москвы). Население Новосибирской области составляет 2 798,2 тыс. чел. (на 01.01.2020 г.). Регион высоко урбанизирован, около 79% — городское население. В области выделяются 490 муниципальных образований, среди которых 30 муниципальных районов и пять городских округов. Туристская индустрия Новосибирской области на сегодняшний день включает в себя 342 туристских предприятий, в том числе 27 туроператоров, которые занимаются как выездным, так и внутренним туриз-мом3*. На территории области расположено более 350 гостиниц

* Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.18г. № 872-р. [Электронный ресурс] // Сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ (дата обращения: 18.09.2020).

** Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/accounts (дата обращения: 24.09.2020).

3* Сайт Министерства экономического развития Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://econom.nso.ru/news/3094 (дата обращения: 21.09.2020).

и отелей, предприятий санаторно-курортного комплекса, туристских баз и др. с емкостью номерного фонда более 34 тыс. мест4*. Природный и историко-культурный потенциал региона также богат и разнообразен, на территории области насчитывается около 2 500 озер и 430 рек общей протяженностью 12 тыс. км. Наиболее известными туристско-рекреаци-онными объектами являются: курорт «Озеро Карачи», санатории «Красноозерский» и «Доволен-ский». Туристско-рекреационный комплекс Новосибирской области составляет 72 музеев, 26 театров, планетарий, зоопарк, океанариум, дельфинарий, аквапарк, детская железная дорога, 11 горнолыжных комплексов. На территории области насчитывается 2 268 памятников истории и культуры, 26 заказников и 54 памятника природы5*.

По мнению авторов, современная оценка туристского потенциала территорий должна базироваться на учете множества факторов, определяющих не только размер потенциала, но и характер его использования при формировании туристского продукта. В данном исследовании оценка туристского потенциала районов Новосибирской области выполнена с использованием факторного и кластерного анализа. Она проводилась по административно-территориальным образованиям (30 муниципальным районам и 5 городским округам), входящим в состав Новосибирской области. Следует отметить, что туристский потенциал региона используется недостаточно эффективно, основная часть инфраструктурных и объектов туристского пока-

за сосредоточена в региональном центре — городе Новосибирске. Большинство сельских районов, имеющих высокий природный и историко-культурный потенциал, пока остаются без должного внимания [3]. В связи с этим можно обозначить одну из основных проблем развития туризма в Новосибирской области — неэффективное использование потенциала локальных территорий, вследствие его недостаточной и неполной оценки, что влечет за собой потерю возможностей социально-экономического развития муниципальных образований и региона в целом.

Известно, что принятие экономически обоснованных решений в области развития туризма опирается на комплексные методики оценки отдельных элементов туристского потенциала территории (природно-климатических, историко-культурных и социально-экономических ресурсов). Совокупный туристско-рекреационный потенциал региона, как правило, образуется из суммы потенциалов ресурсов локальных территорий с учетом их доступности и привлекательности.

Исследование отечественного и зарубежного опыта в области изучения подходов к оценке туристского потенциала территорий позволяет сделать вывод, что большинство существующих методик базируется на построении специальных интегральных показателей, объединяющих разнородные и разнонаправленные факторы, характеризующие состояние и привлекательность туристской дестинации [4]. В частности, при оценке туристско-рек-реационного потенциала необхо-

димо учитывать территориальные предпосылки формирования туристских дестинаций (например, природно-климатические условия, сформированность и современность инфраструктуры, уровень социально-экономического развития и т.д.) [5].

В экономических исследованиях, посвященных анализу туристского потенциала территорий, используются простейшие варианты экспертного оценивания на основе методов суммирования оценок и Черчмена—Акофа, что имеет хорошо известные недостатки [6], связанные с невозможностью учета специфики объединяемых показателей (размерность, единицы измерения, способы вычисления численных оценок и др.) и требующих оценивания качества привлекаемых экспертов организаторами исследования, что приводит к повышению конформизма и субъективизма получаемых результатов. Выход из этой ситуации видится в привлечении современных методов машинного обучения и обработки данных [7].

В данной работе для того, чтобы определить наиболее перспективные и инвестиционно привлекательные для развития туризма локальные территории Новосибирской области, был использован экспертный метод построения интегрального показателя, предполагающего формирование системы факторов, оказывающих наибольшее влияние на туристский потенциал. Одним из наиболее известных методов построения интегрального показателя является подход, основанный на анализе иерархий, предложенный Т. Саати [6].

Гостиничная инфраструктура, отдых и туризм в Новосибирской области: Статистический сборник. - Новосибирск: Новосибирскстат, 2019. - 78 с.

5* Туристический портал Новосибирской области [Электронный ресурс]. - иШ: https://turizm.nso.ru/ru (дата обращения: 25.09.2020).

Исходной информацией для оценки потенциала послужили данные официальной статистики, а также результаты проведенных ранее исследований туристско-рекреационного потенциала Новосибирской области6*- 7*. В результате были собраны данные по 35 административно-территориальным образованиям по 56 факторам, характеризующим ресурсный потенциал для развития туризма. Такое число факторов является избыточным для проведения анализа, во-первых, в силу того, что экспертам будет крайне сложно оценивать влияние большого количества факторов на туристский потенциал районов. Во-вторых, для обработки факторов и обеспечения статистической надежности получаемых результатов обычно требуется соблюдение эмпирического правила [8], состоящего в том, что на каждый фактор должно приходиться по 4—5 наблюдений, что означает необходимость наличия в выборке не менее 224 наблюдений, что существенно больше, чем количество обследуемых локальных территорий. В-третьих, при определении весов 56 исходных факторов может сложиться ситуация, при которой важность каждого из факторов не превышает уровня статистической значимости в 2 — 3%. В связи с этим потребовалось сокращение числа исходных факторов, которое в исследовании было проведено в два этапа.

В ходе реализации методики оценки туристского потенциала на первом этапе проводился отбор необходимых факторов, определяющих туристскую привлека-

тельность территории. Авторами на этапе отбора на основе экспертного анализа из 56 факторов были выбраны 25, 8 из которых характеризуют природно-климатические ресурсы, 2 — историко-культурные и 15 — социально-экономические. Природно-климатические и историко-культурные факторы создают естественные предпосылки для развития туристской деятельности на определенной территории, но только их наличия недостаточно для программного туризма. Социально-экономические ресурсы, в частности, инфраструктурные, показывают готовность принимать и обслуживать туристов на определенной территории и предопределяют ее инвестиционную привлекательность. Именно по этой причине эксперты выделили наибольшее количество факторов из группы социально-экономических ресурсов.

На втором этапе была проведена оценка важности каждого из отобранных 25 факторов для оценивания туристского потенциала локальных территорий. С этой целью 20 экспертам в области внутреннего и международного туризма было предложено по 9-балльной шкале Ликерта оценить важность каждого из факторов [6]. В качестве экспертов выступали представители туристской индустрии — директора и ведущие специалисты туристских фирм и гостиничных предприятий, представители управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма Министерства экономического развития Новосибирской области и высших учебных заведений, осуществляю-

щих подготовку специалистов для туристской индустрии Новосибирска, Горно-Алтайска, Томска, Кемерово и др. [5].

Полученные данные были использованы для проведения факторного анализа [8, 9], позволяющего выявить так называемые латентные (или скрытые) характеристики, которые определяют истинные свойства изучаемых объектов на основе показателей, выявленных и оцененных экспертами на предыдущем этапе. Результаты факторного анализа приведены в таблице.

В таблице показатели РС1—РС4 представляют группы факторов, среди которых присутствуют латентные, выраженные в определенных значениях факторных нагрузок. Объясненная дисперсия, приходящаяся на каждый из выделенных факторов (чем больше процент дисперсии, тем больше объясняющая сила соответствующего латентного фактора, тем сильнее он связан с изучаемым явлением), распределилась следующим образом: РС1 — 36%, РС2 - 18%, РС3 - 14%, РС4 -10% (в сумме — 7-8% объясненной дисперсии). Остальные факторы имеют слабую статистическую значимость (менее 5%), поэтому не рассматриваются. Следует отметить, что замыкающие список пять факторов слабо влияют на формирование туристского потенциала, и соответствующие им факторные нагрузки близки к нулю. Но при проведении кластерного анализа они не были исключены из рассмотрения для понимания полной картины изучаемого процесса.

6* Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/accounts (дата обращения: 24.09.2020).

7*Сайт Министерства экономического развития Новосибирской области [Электронный ресурс]. - URL: http://econom.nso.ru/news/3094 (дата обращения: 21.09.2020).

Положительное значение факторной нагрузки указывает на положительное влияние исходного фактора на значение латентного, т.е. увеличение значения латентного показателя при увеличении значения исходного. Например, фактор «инфраструктура размещения» (ее вместимость) предопределяет объем туристских услуг, и поэтому данный фактор имеет наиболее высокую положительную факторную нагрузку. Фактор «экологичность территории» (общая экологическая обстановка, отсутствие загрязнений атмосферы, водных объектов, отсутствие несанкционированных свалок и т.д.) также имеет высокое значение факторной нагрузки, поскольку является одним из решающих факторов при выборе места путешествия для рекреационного туризма.

Фактор «возможность путешествовать водным транспортом» соответствует отрицательной факторной нагрузке по причине недостаточно благоприятных природно-климатических условий и небольшого периода навигации, отсутствия современных судов для круизного туризма. Фактор «наличие ООПТ и охотничьих угодий» также имеет отрицательную факторную нагрузку в силу ограниченности использования для программного туризма на территории заповедных зон (например, научный, экологический и охотничий туризм). Фактор «удаленность от железнодорожной станции» не получил высокой оценки факторной нагрузки, так как при наличии разветвленной сети автодорог, объекты туризма будут доступны для осмотра автовладельцами. Площадь территории муниципального образования не имеет решающего значения, но при проектировании туристских маршрутов

важно учитывать не только местоположение объектов показа, но и расстояния между ними, сконцентрированность на локальной территории.

На третьем этапе методики оценки туристского потенциала территории был проведен кластерный анализ факторов, который позволил в пространстве двух самых значимых латентных показателей (РС1—РС2) изобразить исходные факторы и сгруппировать их (рис.).

На основе кластерного анализа проведена группировка факторов

по степени их важности при формировании туристской дестинации и ее специализации. Данная группировка позволяет осуществить перспективную сегментацию регионального туристского рынка, использовать дифференцированный подход при принятии решений по развитию туризма в регионе и разработке долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов.

На рисунке отмечены кластеры исходных факторов (С1—С4): ♦ кластер С1 (синий) — сегмент

«Самостоятельный отдых на

Таблица

Результаты факторного анализа элементов туристского потенциала

территории

Наименование фактора РС1 РС2 РС3 РС4

Инфраструктура размещения 4.236

Возможность путешествия водным транспортом -3.258

Экологичность территории 2.780

Наличие ООПТ и охотничьих угодий -2.752

Насыщенность водными объектами -2.179

Наличие лесов -1.997

Спортивная инфраструктура -1.565

Земли рекреационного назначения 2.258 2.334

Насыщенность автодорогами 2.331 -1.724 2.233

Площадь территории муниципального образования -2.711 -1.623 1.528

Современные музеи 2.194

Горнолыжные комплексы 2.099

Инфраструктура летнего детского отдыха 1.738

Федеральные и региональные автотрассы -1.633

Удаленность от ж/д станции -2.087

Наличие крупных водных объектов 2.843 -1.844

Санаторно-курортная инфраструктура 2.080

Значимые объекты культурного наследия 1.703 1.551

Культурно-досуговая инфраструктура -1.655

Места для организованного отдыха -1.867

Памятники природы

Удаленность от областного центра

Железнодорожное сообщение

Природные ландшафты

Инфраструктура питания

природе» для населения, проживающего на территории муниципального образования;

♦ кластер С2 (зеленый) — сегмент «Экотуризм»;

♦ кластер С3 (красный) — сегмент «Культурно-познавательный туризм»;

♦ кластер С4 (желтый) — сегмент «Инфраструктурный туризм и рекреация».

На основе результатов кластерного анализа можно сделать следующие выводы. Сформированные кластеры отражают потребности и желания разных групп потребителей туристских услуг, характеризуют различные сегменты организованного и самостоятельного (самодеятельного) туризма и рекреации.

Как показано на рисунке, кластер С1 «Самостоятельный отдых на природе» объединяет факторы, влияющие на развитие рекреационного туризма, в большинстве случаев организуемого туристами самостоятельно — отдых на берегу водных объектов, пеше-

ходные прогулки в лесу, осмотр памятников природы и др. Например, прогулки местных жителей в Караканский бор, отдых на неорганизованных пляжах Обского водохранилища и др. Данный сегмент туристского рынка не требует развитой инфраструктуры, но он не интересен бизнесу и не приносит доходов в региональный бюджет, так как поездки организуются индивидуально. Однако данный сегмент удовлетворяет потребности значительной части населения Новосибирской области в малобюджетной кратковременной рекреации и организации досуга в выходные и праздничные дни.

В кластере С2 «Экотуризм» выделены факторы, влияющие на развитие «зеленого» (экологического) туризма. Решающими показателями при его организации являются экологичность и статус земель рекреационного назначения. Для данного сегмента рынка важно наличие мест размещения в экозонах для более качественного отдыха (туристские базы, го-

стевые дома, глэмпинги). В регионе имеется устойчивый спрос на посещение памятников природы и местных достопримечательностей (Пихтовый гребень, Бердские скалы, живописные места Обского водохранилища, Озерного кластера и т.д.) Поездки туристов могут быть как однодневными, так и длиться несколько дней, в силу чего сегмент «Экотуризм» высоко привлекателен для организации программного туризма.

В свою очередь, кластер С3 «Культурно-познавательный туризм» демонстрирует ориентацию на самостоятельные кратковременные поездки. Это могут быть путешествия при помощи железнодорожного транспорта, в частности, на пригородных электричках или личном автотранспорте. Для данного сегмента туристов приоритетна транспортная доступность. Поскольку путешествия имеют самостоятельный характер, то для туристов также важным является наличие пунктов питания. Целью путешествия может стать посещение культурно-

н Соврем»**« музеи элите крулньк водных объектов Ос1 • с2 • сЭ О с4

Горн ^^фрастр^кгура п ныжные комплеиы гтнего детского отдька места дпя оргажэоеатого отдыха

£ Наличие ОСЛТ и охотна Спортивная инфраструктура ьих угодий Санате|*10-кнзсртнаА инфрас груктура © о

мчие лесов Отэы енность еодныт объектами ГИЛЫ природы юв сообщение природные ландшафты Земли рекреационного назначения

Ятлощадь тер мтС£т куьидитагькго образования ^■едерагъмь« ц ^нфраарукту регисиагюные эвтотрк га питания сы# Насым&якть автодерегами

I аленностъ от ж/д станци *

Рис. Результаты кластерного анализа элементов туристского потенциала территории

досуговых объектов, например, новосибирских достопримечательностей — аквапарка, зоопарка, дельфинария, океанариума, планетария или объектов, расположенных в районах области — Сузунского монетного двора, Ум-ревинского острога, деревни За-волокиных и др. В путешествиях данного типа, как правило, не предполагается ночевок, поэтому в данный кластер не включен фактор инфраструктуры размещения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кластер С4 «Инфраструктурный туризм и рекреация» основан на группе факторов, необходимых для развития программного туризма и рекреации. Основные показатели здесь — наличие инфраструктуры санаторно-курортного комплекса, средства размещения, детские оздоровительные лагеря и др. Выбор фактора «наличие крупных водных объектов» также логичен, так как основные инфраструктурные объекты расположены рядом с ними (Обское водохранилище, р. Обь, оз. Карачи и др.) Виды туризма данного сегмента различные — лечебно-оздоровительный, детский, рекреационный с элементами по-

знавательного, деловой, событийный, спортивный, в том числе горнолыжный и др. Сегмент «Инфраструктурный туризм и рекреация» охватывает значительную долю туристского рынка Новосибирской области, и именно он интересен для туроператоров, региональных и муниципальных органов власти, а также инвесторов.

Важно отметить, что результаты кластерного и факторного анализов хорошо коррелируют со статистическими данными и группировками, полученными Министерством экономического развития Новосибирской области в части устойчивости и особенностей туристского спроса, на основе чего выделяются сложившиеся сегменты туристского рынка и новые, формирующиеся на основе современных трендов.

Таким образом, проведенная оценка туристского потенциала территории Новосибирской области, выполненная с использованием комбинации факторного и кластерного анализа, позволила выявить латентные факторы, влияющие на туристскую привле-

кательность территории, определить факторные нагрузки с повышающим и понижающим значениями. При помощи кластерного анализа проведена группировка факторов по степени важности для формирования туристской дестинации и ее специализации, сформированы группы факторов (кластеры), качественно определяющие туристскую специализацию территорий.

В результате оценки туристского потенциала Новосибирской области выделены перспективные сегменты туристского рынка, которые смогут обеспечить региональной экономике новые «точки роста». Результаты исследования могут быть использованы для развития туристско-рекреацион-ного комплекса Новосибирской области, формирования локальных туристских кластеров различной специализации (экотури-стские, рекреационные, автотуристские и др.). Выявление приоритетных факторов развития различных сегментов туристского рынка чрезвычайно важно при территориальном планировании и управлении развитием туризмом в регионе.

ИСТОЧНИКИ

1. ЦойВ.А., ЦойМ.Е. Теоретические и методологические аспекты формирования регионального рынка туристских услуг в субъектах Сибирского федерального округа: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. — 142 с.

2. Al Mamun A, Mitra S.A. Methodology for Assessing Tourism Potential: Case Study Murshidabad District, West Bengal, India // International Journal of Scientific and Research Publications, Volume 2, Issue 9, September, 2012. — Pp. 1—8.

3. Комарова Л.К., Феденева И.Н. Туристское зонирование территории Новосибирской области как основа развития регионального туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2014. — № 2. — С. 17—23.

4. Ушакова Е.О., Цой М.Е. (2017) Разработка методического подхода к оценке туристско-рекреационного потенциала региона // Сервис в России и за рубежом. — Т. 11. — No. 4 (74). — 2017. — С. 18—35.

5. UshakovaE.O., Tsoy M.Y., Shchekoldin V.Y. Estimation of the Tourism Potential of the Municipal Divisions in Novosibirsk Region on the Basis of Classification Methods, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2018. P. 012046.

6. Saaty T.L. (1980) The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw Hill.

7. Demsar J., Curk T, Erjavec A., Gorup C., Hocevar T, Milutinovic M, Mozina M, Polajnar M, Toplak M., Staric A., Stajdohar M, UmekL, Zagar L, Zbontar J., ZitnikM., Zupan B. (2013) Orange: Data Mining Toolbox in Python // Journal of Machine Learning Research 14(Aug): p. 2349-2353.

8. Тимофеев ВС, ФаддеенковА.В., ЩеколдинВ.Ю. Эконометрика. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 328 p.

9. Иберла К. Факторный анализ: пер. с нем. — М.: Статистика, 1980. — 398 с.

DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10041

Estimation of the Tourist Potential of Novosibirsk Region Territory Based on Factor and Cluster Analysis Ushakova Elena Olegovna,

Candidate of Science (Ph.D.) in Economics, Associate Professor of Marketing and Service Department, Novosibirsk State Technical University, 20 K. Marx Avenue, Novosibirsk, Russia, 630073 (eo_ushakova@mail.ru)

Tsoy Marina Evgenievna,

Candidate of Science (Ph.D.) in Economics, Associate Professor, Head of Marketing and Service Department, Novosibirsk State Technical University, 20 K. Marx Avenue, Novosibirsk, Russia, 630073 (mtsoi@mail.ru)

Shchekoldin Vladislav Yurievitch,

Candidate of Science (Ph.D.) in Engineering, Associate Professor of Marketing and Service Department, Novosibirsk State Technical University, 20 K. Marx Avenue, Novosibirsk, Russia, 630073 (raix@mail.ru)

The contemporary situation in the global tourism market provoked by the coronavirus epidemic requires a reorientation of tourist flows and a revision of the existing approaches to the tourist product formation, the reception and service of tourists. In the Russian Federation priorities are given to the organization of recreation within the country, therefore all efforts are directed not only to the full use of the resource potential of well-known tourist centers and resorts of the Black Sea coast, Mountain Altai, Lake Baikal, Khakassia, Kamchatka, Moscow and St. Petersburg, Kazan, etc., but also to create the maximum number of tourist and recreational clusters throughout Russia. It requires the implementation of a scientific approach to assess the tourism potential and to identify local areas with a high investment attractiveness of investments in tourism infrastructure facilities. When assessing the potential it is important to take into account the socio-economic factors that affect the tourist specialization of territories, the sustainability of consumer demand, the differentiation and quality of the tourist product. The article is devoted to the assessment of the tourist potential of the territory by methods of factor and cluster analysis. The author's methodology is based on expert assessment by the Saaty's method, and includes the factor ranking which affecting the development of certain types of tourism in local territories. Latent factors influencing the tourist attractiveness of the territory are revealed, and factor loads with increasing and decreasing values are estimated. Clusters of initial factors have been formed, and it helps to devise a promising segmentation of the regional tourist market. The results obtained can be used to make decisions on the tourism development in the regions of the country and the elaboration of long-term targeted programs and investment projects.

Keywords: region; tourist potential; local territory; latent factors; cluster analysis; factor analysis; market segment; cluster. REFERENCES

1. Tsoi, V.A.; Tsoi, M.E. (2019) Theoretical and methodological aspects of the formation of the regional market of tourist services in the subjects of the Siberian Federal district, monograph. Novosibirsk: NSTU publishing House, 2019, 142 p.

2. Al Mamun, A.; Mitra, S.A. (2012) Methodology for Assessing Tourism Potential: Case Study Murshidabad District, West Bengal, India. International Journal of Scientific and Research Publications, Volume 2, Issue 9, September, 2012, pp. 1—8.

3. Komarova, L.K.; Fedeneva, I.N. (2014) Tourist zoning of the territory of the Novosibirsk region as the basis for the development of regional tourism. Bulletin of the Association of tourism and service universities, 2014, No. 2, pp. 17—23.

4. Ushakova, E.O.; Tsoi, M.E. (2017) Development of a methodological approach to assessing the tourist and recreational potential of the region. Service in Russia and abroad, Vol. 11, No. 4, 2017, pp. 18—35.

5. Ushakova, E.O.; Tsoy, M.Y.; Shchekoldin, V.Y. (2018) Estimation of the Tourism Potential of the Municipal Divisions in Novosibirsk Region on the Basis of Classification Methods. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2018.

6. Saaty, T.L. (1980) The Analytic Hierarchy Process. New York: McGraw Hill.

7. Demsar, J.; Curk, T.; Erjavec, A.; Gorup, C.; Hocevar, T.; Milutinovic, M.; Mozina, M.; Polajnar, M.; Toplak, M.; Staric, A.; Stajdohar, M.; Umek, L.; Zagar, L.; Zbontar, J.; Zitnik, M.; Zupan, B. (2013) Orange: Data Mining Toolbox in Python. Journal of Machine Learning Research, 14 (Aug), pp. 2349—2353.

8. Timofeev, V.S.; Faddeenkov, A.V.; Shchekoldin, V.Yu. (2013) Econometrica. Moscow: YURAYT Publ., 2013, 328 p.

9. Iberla, K. (1980) Factor analysis. (Trans. from German). Moscow: Statistics Publ., 1980, 398 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.