Научная статья на тему 'Оценка ценностно-смысловой сферы студентов различных профилей обучения'

Оценка ценностно-смысловой сферы студентов различных профилей обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
422
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SPHERES OF LIFE / THE PROFILE OF LEARNING / CREATIVE PROFESSIONS / TERMINAL VALUES / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирсанов Вячеслав Михайлович

В статье анализируются результаты диагностики ценностных ориентаций (терминальные ценности и жизненные сферы) студентов творческих и нетворческих специальностей (профилей обучения). В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов дневного и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Костаная (Республика Казахстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of value orientations of students of different profile learning

The main concern of the research is a value-sense sphere of students of different profiles of education. The research is of current interest as it reflects the rise of the research focusing on individual character traits of students. The study also states the necessity to work out the program of psychological and pedagogical support of educational process as well as a particular interest of psychological and pedagogical science to the issues of competency development.Students of younger and older years of full-time and part-time courses took part in the research from Chelyabinsk, Yekaterinburg, Kostanay (Republic of Kazakhstan). The research involved students of higher education institutions both from faculties of humanities and science. The research employed a method of “Voting terminal values” by I. G. Senin, aimed at identifying major terminal values and vital areas of an individual. The research results can be applied to develop the program of professional guidance and can form a basis for further research into motivation among the students of various educational profiles.

Текст научной работы на тему «Оценка ценностно-смысловой сферы студентов различных профилей обучения»

УДК 378:151.8 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3

В. М. Кирсанов

ОЦЕНКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Введение

Ценностные ориентации, пожалуй, один из немногих психологических терминов, в трактовке которого большинство авторов допускают минимальные расхождения и признают значимую роль данного феномена в жизни человека. Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, определяющих реальную профессиональную мотивацию. Ценностные ориентации могут рассматриваться как внешнее выражение такого компонента структуры личности как направленность. Ценностные ориентации — это не только одна из главных характеристик человека, но и перспектива его жизнедеятельности [1, с. 298].

Ценностно-смысловая сфера человека трактуется рядом исследователей как единое системно-структурное образование, которое включает в себя мотивы, смыслы и ценности. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека имеет иерархическую структуру, включающую в себя три основных вида ценностей (ценности существования, взаимодействия и организации жизни) и формируется в подростковом и юношеском возрастах, а типология психологических механизмов регуляции жизнедеятельности зависит от половозрастных и социо-психологических особенностей [1, 2].

Целью данного исследования являлось изучение личностной сферы студентов, обучающихся по специальностям творческого профиля, и студентов, обучающихся по другим (не относящимся к творческим) специальностям. Основная идея исследования заключалась в сопоставлении показателей ценностно-смысловой сферы студентов различных профилей обучения с целью выявления различий в ценностных ориентациях лиц творческой и нетворческой профессиональной направленности. В свете представленных данных, а также согласно устоявшемуся мнению, что оптимальным в изучении индивидуальных различий людей является сочетание различных методов и подходов [3, с. 118], в рамках комплексной диагностики личностных свойств указанных групп испытуемых, нами было проведено исследование ценностных ориентаций студентов различных профилей обучения.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе научно-исследовательской лаборатории «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В качестве испытуемых нами были выбраны студенты вузов, получающие творче-

Кирсанов Вячеслав Михайлович — канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»; e-mail: slava2877@mail.ru

© В. М. Кирсанов, 2013

ские специальности, и студенты (группа сравнения), обучающиеся не по творческим специальностям (профилям обучения). Тем самым был принят за основу формальный признак творческих личностей — специальность (профиль) обучения и, соответственно, будущая профессия. В группу испытуемых творческой направленности были включены студенты, обучающиеся по профилям «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Народное художественное творчество», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Реклама», «Народная художественная культура», «Педагогическое образование, музыкальное образование», «Педагогическое образование, музыкально-компьютерные технологии», «Педагогическое образование, художественное образование (Дизайн и компьютерная графика)», «Педагогическое образование, руководство хореографическим коллективом», «Искусство костюма и текстиля (Художественное проектирование ювелирных изделий)». В группу испытуемых иной (нетворческой) направленности вошли студенты, обучающиеся по профилям «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия», «Логопедия», «Логопедия с дополнительной специальностью сурдопедагогика», «Специальная психология с дополнительной специальностью специальная дошкольная педагогика и психология», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Дошкольное образование», «Технология и экономика»

В исследовании приняли участие студенты младших (I, II; 17-19 лет) и старших (IV, V; 20-22 года) курсов как дневного, так и заочного отделений. База исследования включала студентов, обучающихся в вузах городов Челябинска, Екатеринбурга, Ко-станая, в частности:

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ», г. Челябинск);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск, представительство ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» в Республике Казахстан, г. Костанай);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «УрГПУ», г. Екатеринбург);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный горный университет» (ФГБОУ ВПО «УГГУ», г. Екатеринбург).

Общая выборка испытуемых составила 472 человека (400 девушек, 72 юноши).

В возрастном аспекте все испытуемые могут быть отнесены к юношескому возрасту. Период юности, согласно устоявшимся в психологии развития представлениям, длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни [2].

С целью изучения ценностных ориентаций испытуемых использовалась методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И. Г. Сенина [4].

Полученные данные проверялись с помощью методов математической статистики, в частности с помощью критерия (критерий Пирсона) [5].

Результаты и их обсуждение

Методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И. Г. Сенина основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности личности. Методика «ОТеЦ» позволяет определить преобладание тех или иных терминальных ценностей (терминальные ценности — убеждения человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими целями), которые индивид пытается реализовать в своей жизни, а также диагностировать значимость для индивида какой-либо жизненной сферы (сфер) как источника реализации имеющейся системы ценностей.

Перечень терминальных ценностей, диагностируемых в опроснике, включает восемь наименований, соответствующих концепции М. Рокича:

собственный престиж — завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;

высокое материальное положение — обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования;

креативность — реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;

активные социальные контакты — установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;

развитие себя — познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;

достижения — постановка и реализация определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;

духовное удовлетворение — руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;

сохранение собственной индивидуальности — преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости [3].

На рис. 1 представлены полученные данные относительно распределения средних значений по показателям терминальных ценностей согласно методике «ОТеЦ».

Приоритетной в сравниваемых группах является ценность «достижения» (I место по значимости), причем в группе студентов, обучающихся по специальностям, не относимым к творческим, эта ценность по значимости на 0,13 стена выше. Схожее распределение терминальных ценностей было выявлено нами ранее при изучении личностных свойств студентов педагогических вузов городов Екатеринбурга и Челябинска (Кирсанов В. М., 2004) [6].

стены

О Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим

□Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим

Рис. 1. Распределение средних значений (в стенах) по показателям методики «ОТеЦ» (терминальные ценности, п = 472)

В группе студентов, обучающихся по специальностям нетворческого характера, второе место по значимости занимает «высокое материальное положение». В группе студентов творческих специальностей (профилей обучения) эта ценность также занимает ведущее место (III), но уступает второе место по значимости ценности «сохранения собственной индивидуальности». Интересен тот факт, что значимость данной ценности на 0,76 стена выше в группе студентов, обучающихся по творческим специальностям. На наш взгляд, это связано с ориентированностью обучения студентов творческих специальностей (профилей обучения) на раскрытие индивидуальности, самореализацию личности, что, в свою очередь, способствует формированию приоритета ценности «сохранение собственной индивидуальности».

Ценность «развитие себя» также занимает ведущую позицию (IV место по значимости в обеих группах). Следует отметить, что в группе студентов нетворческой направленности обучения эта ценность незначительно уступает ценности «сохранение собственной индивидуальности» (разница составляет 0,01 стена). Ценность «развитие себя» на 0,34 стена выше в группе студентов, обучающихся по творческим специальностям, что, скорее всего, также связано с большей ориентацией обучения по данным специальностям на индивидуальность, творческое раскрытие себя.

В целом по показателю «терминальные ценности» в обеих сравниваемых группах наблюдается сходное распределение средних значений. Проверка достоверности расхождения между распределениями средних значений по данному показателю с помощью критерия х2 не выявила статистически достоверных отличий (Х2эмп. < х2кр.; р < 0,05). Это позволяет утверждать, что ценностные ориентации студентов различных профилей обучения (творческой и нетворческой направленности) сходны и соответствуют устоявшимся представлениям о развитии личности (ее ценностно-смысловой сферы) на данном возрастном этапе [2].

Реальная жизнь человека очень неоднородна. Одному и тому же индивиду приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определенные социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. Методика «ОТеЦ» позволяет выделить приоритетную (-ные) жизненную сферу для человека из общего списка наиболее типичных для большинства людей: сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни и сфера увлечений.

Как отмечает И. Г. Сенин, терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех выше названных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей. Поэтому сферы, способствующие реализации в наибольшей степени в системе ценностей, приобретают для индивида наибольшую значимость [4].

На рис. 2 представлены полученные данные относительно распределения средних значений по показателям приоритета жизненных сфер согласно методике «ОТеЦ».

10

6 ' 4 '

25

2 '

_1

£2=7

¿Ж

*

□Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), относящимся к творческим

□Студенты, обучающиеся по специальностям (профилям обучения), не относящимся к творческим

Рис. 2. Распределение средних значений (в стенах) по показателям методики «ОТеЦ» (жизненные сферы, п = 472)

Первое место по значимости в группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, занимает сфера увлечений. Это может быть объяснено совпадением личных интересов, увлечений у испытуемых данной группы с выбранной специальностью, профилем обучения. В группе студентов нетворческих профилей обучения — сфера общественной жизни. Это, в свою очередь, может быть объяснено тем, что в данную группу попали студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям (дошкольное образование, коррекционная педагогика), способствующим развитию общественной направленности личности. Интересен тот факт, что сфера профессиональной жизни занимает предпоследнее и последнее место соответственно в первой и второй группе.

Проверка достоверности расхождения между распределениями средних значений по показателю «жизненные сферы» с помощью критерия х2 не выявила статистически достоверных отличий (х2эмп. < х2кр.; р ^ 0,05) между сравниваемыми группами испытуемых.

Выводы

1. Для обеих групп испытуемых характерно сходное распределение средних значений по показателям методики «ОТеЦ» (терминальные ценности, жизненные сферы). Это позволяет предположить, что различия в системе ценностных ориентаций наиболее ярко могут проявляться не на этапе обучения по выбранной профессиональной направленности, а в ходе дальнейшей профессионализации. Это предположение требует дальнейшей экспериментальной проверки.

2. Первое место по степени приоритетности в сравниваемых группах занимает ценность «достижения». В группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, второе место занимает ценность «сохранение собственной индивидуальности», третье — «высокое материальное положение», четвертое — «развитие себя». В группе студентов нетворческих профилей обучения второе место занимает ценность «высокое материальное положение», а третье — «сохранение собственной индивидуальности» и «развитие себя».

3. Среди жизненных сфер распределение по степени значимости в сравниваемых группах выглядит следующим образом. В группе студентов, обучающихся по специальностям творческой направленности, первое место занимает сфера увлечений, второе — сфера общественной жизни, третье — сфера обучения и образования, четвертое — сфера профессиональной жизни, пятое — сфера семейной жизни. В группе студентов нетворческих профилей обучения первое место занимает сфера общественной жизни, второе — сфера обучения и образования, третье — сфера увлечений, четвертое — сфера семейной жизни, пятое — сфера профессиональной жизни.

Исследование выполнено при поддержке гранта Ректората ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (№ УГ-13/12/МУ).

Литература

1. Шаров А. С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... доктора психол. наук. Новосибирск, 2000. 383 с.

2. Актуальные проблемы возрастной психологии. URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 16.10.2012).

3. Голубева Э. А. Опыт сравнения типологии В. Оствальда и И. П. Павлова в свете различных подходов к анализу индивидуальных различий. Художественный тип человека. Комплексные исследования / науч. ред. В. П. Морозов, А. С. Соколов. М.: Московская гос. Консерватория, 1994. 234 с.

4. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. 21 с.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. 350 с.

6. Кирсанов В. М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 153 с.

Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.