Научная статья на тему 'Оценка ценностей как один из инструментов управления мотивацией персонала'

Оценка ценностей как один из инструментов управления мотивацией персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / MOTIVATION OF STAFF / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / EFFECTIVE MANAGEMENT / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / QUALIFIED SPECIALISTS / ОЦЕНКА / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушко Анастасия Викторовна

В статье рассматриваются проблемы мотивации персонала организации. Определено место оценки персонала в общей системе управления мотивацией. Представлены результаты анализа ценностных ориентаций работников исследуемого предприятия. Предложены направления совершенствования системы мотивации на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation as one of the tools of employee incentive management

In article there is a problem of personnel motivation organization. Estimates of staff in the general system of motivation. Presents an analysis of the value orientations of employees investigated enterprise. Recommendations to improve the incentive system in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Оценка ценностей как один из инструментов управления мотивацией персонала»

оценка ценностей как один из инструментов управления мотивацией персонала1

__Аннотация

В статье рассматриваются проблемы мотивации персонала организации. Определено место оценки персонала в общей системе управления мотивацией. Представлены результаты анализа ценностных ориентаций работников исследуемого предприятия. Предложены направления совершенствования системы мотивации на предприятии.

_Ключевые слова: мотивация персонала, эффективное управление,

_квалифицированные специалисты, оценка

В последние годы возросла актуальность проблемы мотивации персонала, на что указывают многочисленные работы ученых и специалистов предприятий, в которых разрабатываются теории и концепции. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в этой области сделано уже немало, т.к. эффективное управление организацией невозможно без создания некоей атмосферы, которая бы могла двигать персонал к достижению общей цели.

Суть мотивации

Надежным фундаментом каждого предприятия являются творческие, высококвалифицированные специалисты. Поэтому предприятия заинтересованы в привлечении наиболее конкурентоспособных сотрудников. Успех любого дела является результатом деятельности команды работников. Функции руководителя организации заключаются в координации действий работников, стремлении к их сплоченности, направлении на достижение общей цели, готовности оказать квалифицированную помощь.

1 На примере ОАО «Юргинское полиграфическое производственное объединение».

Сушко Анастасия Викторовна

ассистент кафедры экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт филиал Национального исследовательского Томского политехнического университета sushko.a.v@mail.ru

В деятельности организации нет второстепенной и малозначимой работы. Каждый член коллектива вносит свой вклад в успешность развития организации. И от того, как качественно будет происходить тот или иной вклад, зависит успех любой организации.

На современном этапе общество пользуется высокими технологиями, высочайшими научными открытиями, что повышает потребность человека в самосовершенствовании. В связи с этим руководителю необходимо научиться раскрывать способности работников и мотивировать их на повышение эффективности своего труда. Многие руководители и простые работники предприятий часто в своем лексиконе употребляют термин «мотивация». Но не все понимают суть данного термина. Слово «мотивация» вызывает положительное отношение со стороны общества, а руководители связывают причины неэффективной деятельности предприятий с недостатками в системе мотивации персонала. Вопрос о том, как заставить людей работать продуктивно и привить им это желание беспокоит каждого руководителя. При разработке системы мотивации персонала руководителю необходимо учитывать индивидуальность каждого работника, его потенциал, потребности и знания. Вопросом «мотивации персонала» занимаются уже много лет в области экономики, менеджмента, социологии, психологии. Этому свидетельствует множество теорий мотивации персонала как российских, так и зарубежных ученых. Современные теории мотивации базируются на внутренних факторах каждого отдельного индивида, т.е. его потребностях, которые заставляют его поступать определенным образом. Они представлены в работах Фредерика Герцберга, Дэвида Мак-Клелланда и Абрахама Маслоу, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера. Модель мотивации Портера-Лоулера очень широко распространена среди менеджеров и включает следующие переменные: восприятие, вознаграждение, усилие, результат и степень удовлетворения. По данной модели результат деятельности сотрудников напрямую зависит от затраченных ими усилий, их способностей, личных характеристик, восприятия сотрудником своей роли в коллективе. В итоге результативность сотрудника приведет к его

невозможно без_

создания некоей_

атмосферы,_

которая бы могла_

двигать персонал_

к достижению общей цели_

собственному удовлетворению. Их модель стала базовым элементом в определении мотивации труда (см. рис. 1).

свой вклад

в успешность _развития

организации

Управление мотивацией

Для эффективного управления мотивацией персонала сотрудников обязательно надо оценивать их работу и мотивировать к ней. Измерение мотивации - это сложный и непрерывный процесс, которым не надо пренебрегать, т.к. приходится измерять «неизмеримое».

Как руководителю определить, насколько компетентны его сотрудники? Как и каким образом оценить выполненную работу отдельного сотрудника и всего коллектива? Как при подборе персонала не ошибиться в выборе сотрудника? Рано или поздно ряд таких вопросов возникает у многих руководителей, заинтересованных в развитии бизнеса. Ответы на все эти вопросы можно получить с омощью процедуры, которая носит название нка персонала предприятия». Оценка персо-организации является неотъемлемой частью работы руководителя организации и, в соответствии с изменяющимися в условиях рынка требованиями, позволяет ему вовремя отреагировать и ешить многие проблемы. которые исследователи (А.П. Егоршин, А.О. Блинов и др.) выделяют оценку персонала как отдельную подсистему управления. Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что данная оценка осуществляется на каждом уровне управления персоналом вне зависимости от структуры и формы предприятия. Очень наглядно, на взгляд автора, место системы оценки персоналом представлено в работе М.И. Магура (см. рис.2) В процессе оценки эффективности работы персонала руководителю необходимо четко сформулировать задачу исследования, разработать метод оценки, сформулировать понимание важности полученных результатов, т.е. каким образом руководитель сможет их использовать. Оценка работы каждого отдельного работника призвана повысить эффективность использования человеческого потенциала и является основанием для совершенствования системы мотивации персонала организации.

№ 7(253)/апрель 2014

Характеристика исследуемого предприятия и персонала

В архивах юргинского района не сохранены данные о создании Юргинской типографии.

Рис.1. Модель Портера-Лоулера [4, 7]

Рис. 2. Место системы оценки в общей системе управления персоналом

_и простые работники

_предприятий часто

все понимают суть данного термина

фи!

тру =

пов нов--, напря

ищер е

сонал; вации

В виде Полиграфического Производственного Объединения предприятие существует с 18 октября 1973 г., в соответствии с приказом начальника управления издательств, полиграфии и книжной торговли Кемеровского облисполкома № 183 «Об образовании полиграфических производственных комбинатов, объединений» и решением исполкома Кемеровского областного совета депутатов трудящихся [5].

Предприятие ОАО «Юргинское Полиграфическое Производственное Объединение» (ОАО«ЮППО») является крупнейшим производителем полиграфической продукции в Юрге и Юргинском районе. Численность работающих на предприятии составляет порядка 100 человек. Миссия компании - «руководствуясь высокими стандартами качества в работе и управлении, мы добиваемся успеха и создаем безупречные комплексные решения в сфере полиграфии, с высокой степенью надежности» [6].

одня на предприятии работает несколько круп-х самостоятельных производств, каждое из торых требует определенного подхода в плане повышения квалификации и обучения персонала новым профессиям, т.к. успех всего производства напрямую зависит от постоянного совершенство-ссиональных знаний каждого работ-

эффективности системы мотивации персонала ОАО «ЮППО» показал, что уровень мотивации работников является низким. Это связано с тем, что в 2013 г. произошла реорганизация предприятия и неэффективность управления со стороны руководства снизила экономические показатели деятельности. Этому свидетельствует ряд признаков, таких как:

- высокая текучесть кадров;

- низкий уровень заработной платы;

- отказ от выхода бумажного носителя газеты;

- сокращение числа клиентов и т.д.

На предприятии был проведен опрос 80 сотрудников с целью выявления «узких мест» в системе мотивации. Возрастная категория опрашиваемых сотрудников следующая:

- от 23 до 33 лет - 27,47%;

- от 45 до 55 лет - 72,43%.

Опрашиваемым сотрудникам задали вопрос о

характере их работы. Анализ результатов опроса показал, что у 12% опрошенных работа носит полностью творческий характер, у 40% - работа совмещает технический и творческий характер, у 28% - работа носит технический характер, а у 20% - работа частично связанная с творчеством.

Ценностные ориентации сотрудников

В процессе исследования также ставилась задача изучить ценностные ориентации работников. Результаты исследования представлены в таблице. По результатам опроса можно сделать следующий вывод:

- во-первых, работники ценят свой труд и требуют соответствующего вознаграждения для поддержания достойного уровня жизни. Вместе с тем предприятие обеспечивает социальные гарантии и дополнительные выплаты. Однако премиальная часть выплат для сотрудников непрозрачна и непонятна;

- во-вторых, работниками высоко ценится стабильность предприятия, т.к. это позволяет им планировать свои расходы. Но на данном предприятии этот показатель достаточно низок и составляет 16%;

- в-третьих, повышение по служебной лестнице и имеющийся уровень квалификации взаимосвязаны и рассматриваются вместе. Данные показатели сотрудники связывают с высоким уровнем жизни, поэтому они готовы пожертвовать другими ценностными показателями, такими как социальные льготы, интересная работа, которая приносит пользу и удовлетворение, расположение предприятия вблизи дома и хорошие условия труда;

- в-четвертых, наблюдается неэффективное планирование в управлении затратами на персонал, т.к. на предприятии существует кадровый дефицит, особенно в административном секторе. В настоящее время недоукоплектованность персонала составляет около 75%.

В целом, система мотивации ОАО «ЮППО» персонала не способствует повышению эффективности труда сотрудников, что ухудшает общие экономические показатели организации, а, следовательно, требует доработки.

По мнению автора, на ОАО «ЮППО» необходимо применить рекомендации Э. Лоулера, т.е. денеж-

измерение_

мотивации -_

это сложный_

и непрерывный процесс, которым не надо пренебрегать,

т.к. приходится_

измерять_

«неизмеримое»_

Таблица

Ценностные ориентации сотрудников ОАО «ЮППО»

Элементы мотивации Наличие элемента моти- Важность элемента мо-

вации на данном пред- тивации в общей системе

приятии, ценностных ориентаций,

% респондентов % респондентов

Высокооплачиваемая работа 24 68

Работа на стабильном предприятии 16 44

Есть возможность сделать карьеру 38 42

Работа с хорошими деловым климатом 20 34

Работа, предшествующая повышению ква- 28 22

лификации

Работа приносит пользу и удовлетворение 18 48

Интересная работа 20 16

Работа, которая обеспечивает социальные 66 52

гарантии

Хорошие условия труда 36 38

Расположение предприятия вблизи с домом 16 10

выпо

:тру -а

рассч Въш

'йПШ ж

гр

ный эквивалент в виде заработной платы разделить на три составляющие. Одна часть (основная) выплачивается работнику за добросовестное выполнение должностных обязанностей, вторая ыслугу лет на данном предприятии (ее вели-ежегодно варьируется), третья - зависит от езультатов деятельности в прошедшем периоде и рассчитывается индивидуально.

Выводы

ультате обзора литературы и проведенного ледования на ОАО «ЮППО» можно предположить, что для сотрудников одними из важнейших элементов мотивации являются денежное вознаграждение и социальные гарантии. Возможно, это вызвано относительно нестабильной социально-экономической ситуацией в г. Юрга, возникшей из-за реорганизации масштабного предприятия ООО «Юргинский машиностроительный завод» и банкротства ОАО «Юргинский гормолзавод». Учитывая, что 40% опрашиваемого персонала имеют смешанный (творческий и технический) характер работы, то при совершенствовании системы мотивации работников руководству предприятия этот показатель необходимо обязательно учитывать.

Литература

1. Верещагина JI.A., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. - Харьков: Гуманитарный центр, 2002. - 152 с.

2. Дресслер Г. Управление персоналом. / Пер. с англ. - М.: Изд-во БИНОМ, 1997. - 432 с.

3. Лобанов А.А. Стратегия перемен: научное издание. - М.: ВЗФЭИ, 2008. - С. 127-273.

4. Мескон М. Основы менежмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело», 1992. - 702 с.

5. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Минго Дж. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010.

6. ОАО «Юргинская полиграфическое производственное объединение». Философия компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// yppo.ru/about-us/company-philosophy.html.

7. ОАО «Юргинская полиграфическое производственное объединение». История компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// yppo.ru/about-us/company-history.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Luman W.Porter and E.Lawler. Managerial Altitudes and Performahce (Homerwood, III: Irwin,1968) - p. 165.

оценка работы каждого отдельного

работника_

призвана повысить

эффективность_

использования_

человеческого_

потенциала_

Anastasia V. Sushko

Assistant of the Chair of Economics and Automated Control System,

Yurga Technological Institute, Branch of Tomsk National Research Polytechnic

University

Evaluation as one of the tools of employee incentive management

_Abstract

The article touches upon the problems of the employee incentive. It defines the place of the personnel assessment in the general system of the incentive management. Here are the results of the employees' values analysis of the enterprise studied. The areas of the employee incentive system improvement are proposed here.

Keywords: employee incentive, efficient management, skilled specialists, evaluation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.