Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ'

ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ЧИСЛЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова А.

В статье автор рассматривает потенциал рынка автономного округа, проводит анализ качества труда, уровня жизни. Проводится изучение состояния трудового потенциала рынка в части численности, сбалансированности трудовых ресурсов и количества рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LABOUR POTENTIAL OF LABOUR MARKET IN KHMAD-YUGRA

The author considers the potential market of the autonomous region, conducts quality analysis of labor and living standards. Is carried out to study the state of the labor market potential in terms of population, the balance of labor resources and the number of jobs.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ»

3) Майстер, Д. Геймификация: три способа использования игр HR-службой: [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru/ library/exclusive/?id= 14803. (Дата обращения: 17.10.14).

4. Тарасенко. И. Если «хикаморн» еще нет у вас в офисе...то скоро появятся. ..[Текст] И. Тарасенко. О. Мелкишева Управление персоналом. 2013. - № 6. - с. 78.

5. Эстевес, X. Геймификация в действии — Ступеньки-фортепиано в метро интереснее эскалатора!!! [Текст] X. Эстевес, А. Чепайкин // Управление персоналом. 2013. - № 22. с. 11.

6. Геймификация что за зверь?: [Электронный ресурс]. URL: http://surgut.rabota.ru/issledovanija/rezultaty_oprosov/gejmifikatsija_

chtojM_zver_.html. (Дата обращения: 17.10.14).

7. Игрофикапия: Свободная энциклопедия Википедия. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения: 17.10.14).

8. Топ 10 примеров геймнфикании на рабочем месте, которые повысили продуктивность сотрудников: [Электронный ресурс]. URL: http://gamemotiv.ru/top-IO-primerov-geymifikatsii-na-rabochem-meste-kotoryie-povyisili-produktivnost-sotrudnikov/. (Дата обращения: 26.10.14).

9.Чернопятов A.M. Теория организации: учебное пособие/А.М. Чсрнопятов, В.В. Попова.-VI.: Издательство "Папеотип". 2015.

УДК 65.01

ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ

Коновалова А., студентка БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье актор рассматривает потенции! рынка автономного округа, проводит анализ качества труда, уровня .жизни. Проводится изучение состояния трудового потенциала рынка в части численности, сбалансированности трудовых ресурсов и количества рабочих мест.

Ключевые слова: трудовой потенциал, рынок, анализ, оценка, численность, качество, экономика, производство.

ASSESSMENT OF LABOUR POTENTIAL OF LABOUR MARKET IN KHMAD-

YUGRA

Konovalova A., student. Bl HE KhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

The author considers the potential market of the autonomous region, conducts quality analysis of labor and living standards. Is carried out to study the state of the labor market potential in terms of population, the balance of labor resources and the number of jobs.

Keywords: labor potential, market, analysis, evaluation, strength, quality, economy, production.

Между трудовым потенциалом, качеством труда и уровнем жизни человека существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующее изменение всех остальных. Трудовой потенциал человека имеет свои рамки, которые определяются его умственными и физическими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами, и другими личными характеристиками.

Изучение состояния трудового потенциала рынка груда имеет важное практическое значение для сбалансирования трудовых ресурсов и количества рабочих мест с учбтом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов. совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

Последовательность действий по поиску, найму, увольнению

Таблица I 11ортрет безработного

работника, смене вида пли места работы представляет собой постоянный оборот трудовых ресурсов на рынке. Различные стороны и моменты функционирования рынка труда используются при решении самых разных вопросов как макроэкономического, так и микроэкономического характера. Изучение рынка труда позволяет говорить и о вопросе реализации трудового потенциала в системе отношений занятости. "В этой связи необходимо отметить, что население Ханты-Мансийского автономного округа-Югры увеличилось более чем на 27% по сравнению с 1990 годом. Это означает систематический приток рабочей силы в регион, на все возрастающие потребности в ней для промышленности"^].

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует но ряду основных экономических показателей [2]:

I - по добыче нефти;

I по производству электроэнергии:

II по объему промышленного производства;

II - по добыче газа;

II - по поступлению налогов в бюджетную систему.

№ n/ii Наименование показателя IIa 1 января 2014 года lia 1 января 2015 года Динамика (i р.4 к гр.З) %

1 2 3 4 5

1. Численность зарегистрированных безработных, человек 4 229 4 000 94.6

2. Уровень регистрируемой безработицы. % 0.46 0,45 -0,01

3. Коэффициент напряженности, человек- рабочее место 0,5 0,5 0

4. 11з строки 1 по полу :

4.1. женщины, человек 2401 2258 94,0

доля женщин. % 56.Х 56.5 X

4.2. мужчины, человек 1828 1742 95.3

доля мужчин. % 43.2 43.5 X

5. 11 ) строки 1 по возрасту:

5.1. Молодежь 16-29 лет. человек 1248 1239 99.3

Доля молодежи. % 29,5 30.9 ,Y

5.2. Предпенсионный возраст (за два года до наступления пенсионного возраста), человек 382 227 59.4

Доля безработных предпенсионного возраста. "о

9.0

5.7

X

5.3.

Остальные возраста. человек

2599

2534

97.5

Доля безработных других возрастов, %

61.5

63.4

6.

6.1.

И) строки I по образованию:

Имеющие высшее профессиональное образование, человек

916

915

99.9

Доля безработных. имеющих высшее профессиональное образование, %

21.7

22.9

X

6.2. ~бХ

Имеющие среднее профессиональное образование, человек

1334

1264

94.8

Доля безработных. имеющих среднее профессиональное образование. %

18.1

31.6

Не имеющие профессионального образования, человек

1979

1821

92,5

До.ш безработных, не ¡смеющих профессионального образования. %

46.fi

45.5

1.

7.1.

И з строки I по отдельным категориям:

Инвалиды, человек

389

418

107,5

До.ш инвалидов в общем числе безработных. %

9.2

10.5

X

7.2.

Выпускники образовательных учреждений профессионального образования -всего, человек

149

99

66.4

До т выпускников образовательных учреждений профессионального образования в общем числе безработных, %_

3.5

2.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

7.3.

Из строки 5.2.выпускники образовательных организаций высшего образования, человек

68

30

44.1

7.4.

Из строки 5.2.профессиональных образовательных организаций, человек

81

69

85.2

7.5.

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, человек

1637

1579

96.5

Доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей в общем числе безработных, %_

38.7

39.5

7.6.

Из строки 5.3. родители, воспитывающие детей-инвалидов, человек

28,6

Доля родителей, воспитывающих детей-инвалидов « общем чис ле безработных.

%

0.2

0.1

X

7.7.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), человек

337

307

91.1

До. 1Я безработных, впервые ищущих работу (ранее не работавших) в общем числе безработных. %_

8.0

7.7

7.8.

Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, человек_

420

340

81.0

Доля безработных, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в общим числе безработных. %_

9.9

8.5

7.9.

Безработные, состоящие на учете более года, человек

158

173

109.5

Доля безработных, состоящих на учете более года

3.7

4.3

8. 8.1.

Из строки I по причинам увольнения:

Уволившиеся по собственному желанию, человек

1717

1943

113,2

Доля безработных, уволившихся по собственному желанию. %

40.6

48.6

X

8.2.

Уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращения численности или штата работников организации, человек_

606

436

72

Доля уволенных к свя зи с ликвидацией органа зачни, либо сокращения чис. /енности или штата работников организации в общем числе безработных. %_

14.3

10.9

8.3.

ÜT

Уволенные с государственной службы, человек

31

26

83,9

Доля уволенных с военной служ бы в о<~нцсм числе безработных. %

0.7

0.7

X

Освобожденные из учреждении, исполняющих наказание, человек

18

17

94.5

Доля безработных, освобож денных и i учреждений, исполняющих наказание к оби/ему числу безработных, "/о_

0.4

0.4

X

9.

9.1.

Из строки I в профессиональном разрезе:

Имеющие рабочие профессии (квалифицированные)

1380

1328

96.2

Доля безработных, имеющих профессии рабочих.

32.6

33.2

X

9.2.

Имеющие должность служащего, человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1438

1445

100,5

Доля безработных, имеющих должности служащих. %

34.0

36.1

9.3.

Имеющие низкоквалифицированные профессии рабочих, человек

1323

1150

86,9

Доля безработных, имеющих низкоквалифицированные профессии рабочих. %

31.3

28.8

9.4.

Не имеющие профессии, человек

88

77

87,5

Доля безработных, не имскнцих профессии в общем числе безработных.

2.1

1.9

10.

Из строки I в отраслевом разрезе:

10.1.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

117

133

113.7

Доля в общем числе безработных. %

2.8

3.3

X

10.2.

Рыболовство, рыбоводство

33

23

69.7

До ля в общем числе безработных. %

0.8

0.6

10.3.

Добыча полезных ископаемых

227

217

95.6

Доля в общем числе безработных, "ь

5.4

5.4

10.4. Обрабатывающие производства 150 189 126

Доля в общем числе безработных, "ъ 3.5 4.7 X

10.5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 182 156 85.7

Доля в общем числе безработных. 4.3 3.9 X

10.6. Строительство 328 310 94,5

Доля к общем числе безработных. 7.8 7.8 X

10.7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 383 463 120.9

Доля в общем числе безработных. % 9.1 11.6 X

10.8. Гостиницы и рестораны 84 104 123,8

Доля к общем числе безработных. % 2.0 2.6 X

10.9. Транспорт и связь 316 257 81.3

Доля н общем числе безработных. % 7.5 6.4 X

10.10. Финансовая деятельность 101 114 112,9

Доля в общем числе безработных. % 2.4 2.9 X

10.11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 351 403 114,8

Доля « общем числе безработных. % 8.3 10.1 .V

10.12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности: обязательное социальное обеспечение 515 434 84.3

Доля в общем числе безработных. % 12.2 10.9 X

10.13. Образование 371 333 89,8

Доля я общем числе безработных, "о 8.8 8.3 X

10.14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 396 252 63,6

Доля в общем числе безработных. % 9.4 6.3 X

10.15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 335 304 90.8

Доля в общем числе безработных. % 7.9 7.6 X

10.16. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства 2 0 X

Доля в общем числе безработных. % 0.05 0 X

III - по объёму инвестиций в основной капитал;

В данном округе проживает 1 625 501 чел. Из них к работоспособному населению относится 1048,41 тысяч человек, что составляет 65.6% от общей численности населения.

В таблице I представлена информация о наличии и характеристике безработицы в данном округе.

На основании данной таблицы, можно сделать вывод, что доля безработицы в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 44,6 %, что говорит об улучшении качества трудовой жизни, а так же

о хорошей работе специалистов службы занятости населения.

В Таблице I представлена информация о числе вакансий в той или иной отрасли экономики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. [ 1 ]

Исходя из данной таблицы видно, что в 2015 год произошел большой скачок в нехватке персонала, (что составляет увеличение на 261,2 %) а именно, работников в строительной и финансовой сферах, а так же вакансий по профессиям квалифицированных рабочих. Возможно это связан с миграцией персонала, а так же

Таблица 2. «Паспорт рынка |руда муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры»

л» Il/il Наименование показателя lia 1 января 2014 года На 1 января 2015 года Динамика, % (к началу года)

1. Число вакансий, заявленных работодателями в Сургутский центр занятости населения (г.Сургут), единиц 1 684 4 398 261,2

по видам экономической деятельности:

1.1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6 0 0.0

1.2. Рыболовство, рыбоводство 0 0 -

1.3. Добыча полезных ископаемых 22 12 54,5

1.4. Обрабатывающие производства 110 III 100,9

1.5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 30 10 33.3

1.6. Строительство 311 3005 966,2

1.7. Оптовая и розничная торговля 34 270 794.1

1.8. Гостиницы и рестораны 81 34 42.0

1.9. Транспорт и связь 210 55 26,2

1.10. Финансовая деятельность 41 235 573.2

1.11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 170 133 78.2

1.12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности 24 6 25.0

1.13. Образование 231 249 107.8

1.14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 364 254 69,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 50 24 48,0

1.16. 11редоставление услуг по ведению домашнего хозяйства 0 0 -

1.17. Деятельность экстерриториальных организаций 0 0

1.18. От физических лиц 0 0 -

2. по профессиям:

2.1. Вакансии по должностям служащих 792 944 119,2

2.2. Вакансии по профессиям квалифицированных рабочих 436 3040 697,2

2.3. Вакансии по профессиям неквалифицированных рабочих 456 414 90,8

развитием бизнеса в определенных сферах.

Таким образом, можно сделать вывод о том. что уровень качества жизни увеличился, рынок труда улучшился, трудовые ресурсы нашего округа способны развиваться, а. следовательно, трудовой потенциал нашего общества растет.

Литература:

I. Государственная служба занятости департамент труда и за-

нятости населения Ханты-Мансийского автономного округа -http://job.dznhmao.m/home/information/pasrintrud.aspx

2. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / общие ння - http://www.admhmao.ro/ob-okruge/obshchie-svedeniya

3. Инновационное развитие России: возможности, п~ перспективы: Монография: [под ред. J1.А. Толстолесовой] сибпрск: Изд. AMC "СибАК", 2015.

УДК 378

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО|

СПЕЦИАЛИСТА

Семенова А.Н., воспитатель первой категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа.

(дошкольное отделение)

Акторам статьи рассматривается вопрос о наставничестве, как одной из прогрессивных форм введения в строй прибывших, специалистов. Преимуществом наставничества является обучение молодого специалиста непосредственно на рабочем месте

Ключевые слова: педагог, специалист, наставник, компетентность, обучение

MENTORING AS A FACTOR OF FORMATION OF THE YOUNG SPECIALIST

Semcnova A„ the teacher of the first category. Municipal budgetary educational institution school .N537 (preschool division)

The author of the article considers the issue of mentorship as one of the most progressive forms of commissioning of young professionals came The advantage of mentoring is the training of young specialist directly in the workplace.

Keywords: teacher, specialist, mentor, competence, training.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический ВУЗ. как бы он не был талантлив, если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Я сам учился у более опытных педагогов». А. С. Макаренко.

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и вновь прибывший воспитатель должен «войти» в профессию при поддержке людей более опытных педагогов - наставников.

Детство - это пора открытий, когда каждый день дарит радость и возможность узнавать что-го новое, необычное. Дети смотрят на мир широко открытыми глазами, горящими огнем любознательности и чтобы нс погасить тго огонек воспитатель должен смотреть на мир глазами ребенка. Ребенок -это не сосуд, который нужно наполнить, а огонек, который нужно «зажечь». А получить ответ на вопрос «Смог у ли я зажечь этот огонек?». «Ту ли профессию я выбрал?», приобрести уверенность, не дать усомниться и не растеряться вновь прибывшему педагогу поможет взаимодействие и сотрудничест во с более опытным, мудрым, твердо стоящим в своем выборе педагогом, который, в свою очередь, может повести за собой. Для этого и существует система наставничества. "Функционирование современных организаций с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решеннй"[4].

I {аставничество - это одна из форм адаптации и обучения молодого специалиста. при котором более опытный сотрудник делится имеющимся у него богатейшим опытом с молодым педагогом. Наставничество необходимо для того, чтобы поддержать «ученика», способствовать его профессиональному росту и педагогической компетентности. Ведь мудрость и мастерство приходят не сразу, и задача более опытных педагогов, не смотря повседневные заботы, рутины и проблемы, передать этот багаж профессионализма, для того чтобы «ученик превзошел своего учителя».

Преимуществом наставничества является обучение молодого специалиста прямо на рабочем месте. И это актуально, так как в

современных условиях реформирования образования, м специалист вчерашний выпускник ВУЗа, должен в макеиг короткое время адаптироваться в новых для него условиях ческой деятельности.

11ернод адаптации начинающего педагога, на этапе вх его в образовательную среду, пройдет более успешно и плод если профессиональная деятельность молодого специалиста на с непрерывным процессом, личностного и профессионал роста и развития. И от того как пройдет процесс вхождени* профессию, зависит, состоится ли новоявленный воепитате-а профессионал, останется ли он в сфере дошкольного обра или выберет другую сфсру деятельности. Так как у многих специалистов, приступая к работе, взывает тревогу чувств*: ственной несостоятельности во взаимодействии с воспитан у них возникает «боязнь» совершения педагогических оши" опасаются критики со стороны более опытных педагогов.

Чтобы избежать всех этих негативных чувств в нашем вагелыюм учреждении была апробирована и успешно реал гакая модель работы с молодым специалистом, как модель скажи Покажи - Сделай».

«Расскажи» - Наставник делится теоретическим зн о приемах и методах организации и проведения ООД. о работы во время режимных моментов, о способах взаимодс и сотрудничества с детьми и их законными представит Параллельно идет пошаговый «разбор» используемых ме приемов организации сотрудничества со всеми участника разовательного процесса.

«Покажи» - Наставник показывает: способы орган и проведения ООД, режимных моментов, использование технологий, нетрадиционных форм взаимодействия с ро.и воспитанников (их законными представителями). После чего исходит поэтапный анализ деятельности (рефлексия).

«Сделай» - Молодой специалист самостоятельно п~ внедрить полученные знания в процессе профессионал деятельности, под контролем наставника. Затем проводится

Наставник +

молодой ciiciiiia.iiici

«Расскажи»

«Покажи»

«Сделай»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.