способностью фильтрующего слоя грунта, которая при толще грунта 1 м, концентрации возбудителей до .1 млрд. в 1 л и гидравлических нагрузках 30 л на 1 погонный метр оросительной сети не гарантирует санитарной охраны грунтовых вод от загрязнения их S. typhi murium.
В дальнейшем, когда в результате биологического созревания фильтрующего слоя грунта происходит интенсивное развитие биоценоза с резко выраженными антагонистическими свойствами по отношению к кишечной микрофлоре человека (Е. И. Гончарук), возможность поступления сальмонелл в грунтовые воды исключается. О том, что к этому моменту имеет место довольно выраженное биологическое созревание фильтрующего слоя, свидетельствуют и данные химического анализа фильтрата. Так, на 15—17-е сутки эксплуатации установок содержание азота аммиака в фильтрате уменьшилось до 0,2 мг/л, появилось значительное количество нитратов (40 мг в 1 л), БПК5 уменьшилась до 0,2 мг/л 02 и т. д.
По мере биологического созревания установок резко уменьшались также микробное число и коли-индекс фильтрата.
Следует, однако, отметить, что количество сальмонелл, обнаруживаемых нами в фильтрате сточных вод в период биологического созревания полей подземной фильтрации, оказалось в сотни и даже тысячи раз больше, чем возбудителей брюшного тифа. Так, если, по данным Е. И. Гончарука, в 1 л фильтрата обнаруживалось 2—3 брюшнотифозные палочки, то в наших исследованиях при таких же условиях эксплуатации установок обнаруживалось от 100 до 2100 сальмонелл в 1 л. Это явление вполне согласуется с данными литературы о большей устойчивости во внешней среде S. typhi murium по сравнению с брюшнотифозными палочками.
Прошедшие через экспериментальные установки S. typhi murium характеризовались измененными биохимическими культуральными, морфологическими свойствами, а также значительно пониженной вирулентностью (гибель мышей наступала лишь на 2—3-й сутки). Однако нельзя допустить попадания в поток грунтовых вод даже единичных ослабленных возбудителей кишечных инфекций. Необходимо создать такие условия на площадках подземной фильтрации, при которых исключались бы даже отдельные йх проскоки.
Для поиска таких условий были проведены II и III серии исследований. Во 11 серии установки эксплуатировались при гидравлических нагрузках сточных вод 20 л/сутки, а в III серии — 15 л/сутки на 1 погонный метр подземной оросительной сети. Содержание сальмонелл в сточных водах было таким же, как в I серии.
Анализ полученных данных показал, что полное отсутствие сальмонелл в фильтрате наблюдается лишь при очистке сточных вод с нагрузкой до 15 л/сутки на 1 погонный метр подземной оросительной сети. При таких нагрузках ни в одной порции фильтрата не удалось обнаружить даже измененных сальмонелл на протяжении ^/г-месячной эксплуатации установок.
Выводы
1. При очистке на полях подземной фильтрации сточных вод, содержащих до 1 млрд. сальмонелл в 1 л жидкости, заражение потока грунтовых вод сальмонеллами исключается при высоте фильтрующего слоя среднезернистого песка 1 м, если нагрузка не превышает 15 л/сутки на 1 погонный метр оросительной сети полей подземной фильтрации.
2. После биологического созревания полей подземной фильтрации увеличение норм нагрузки сточных вод до 30 л на 1 погонный метр оросительной сети не приводит к загрязнению грунтовых вод сальмонеллами.
ЛИТЕРАТУРА
Гончарук Е. И. Гиг. и сан., 1962, № 9, с. 100.
Поступила 23/11 1970 г.
УДК 613.6:613.961-07:612.161
ОЦЕНКА ТРУДА ПОДРОСТКОВ-СТАНОЧНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РАДИОТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТЫ ПУЛЬСА
\Л. Н. ЧерноусоваЛ. Д. Доброчасова, Т. М. Филько
Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда
и профессиональных заболеваний
Данное исследование было предпринято для выяснения профессиональных возможностей, определения работоспособности и времени возникновения утомления у подростков станочных профессий, в частности имеющих Искривление позвоночника.
Для оценки тяжести работы очень важно проведение непрерывных физиологических наблюдений на протяжении всего периода ее. Такая возможность представилась с появлением радиотелеметрической аппаратуры, позволяющей на значительном расстоянии от исследуемого регистрировать ряд физиологических показателей.
Мы применяли аппаратуру, разработанную Свердловской биотелеметрической группой (В. В. Розенблат и соавт.). Для усиления и передачи биопотенциалов сердца пользовались приемно-передаточными устройствами, в качестве передатчика — радиолульсофоном типа КРП с приемом сигналов от радиостанции типа АРС. Приемник располагал звуковой сигнализацией и прием частоты пульса производился на слух. Устойчивый прием радиосигналов обеспечивался на расстоянии 15—20 м. Пульс подсчитывали в течение 15 сек., в 1-ю и 3-ю четверть каждой минуты на протяжении всей рабочей смены. Совпадающие цифры при повторных подсчетах в течение 1 мин. мы не регистрировали.
Полученный материал дал возможность оценить максимальную интенсивность нагрузки при выполнении слесарных, токарных и фрезерных работ, общую интенсивность и объем нагрузки. Проведенные при этом хронометражные исследования выявили распределение времени на выполнение основных, вспомогательных операций и на отдых подростками, имеющими правильную осанку, и подростками с функциональными или начальными структурными искривлениями позвоночника. Для более правильной оценки состояния гемодинамики при осуществлении работы параллельно исследовали производительность труда наблюдаемых подростков. При наших предыдущих исследованиях было установлено наличие значительного статического напряжения при выполнении токарных и слесарных работ, что позволило разделить производственные операции токаря и слесаря в зависимости от наличия статического компонента в работе на 3 категории: I — с наибольшим динамическим мышечным и статическим напряжением, II — с менее выраженным статическим напряжением и III —без статического компонента в работе.
Исследования были проведены в производственных мастерских училища на протяжении 42 рабочих смен у 42 подростков. Полученные данные свидетельствуют, что уже в исходном состоянии пульс здоровых подростков с искривлениями позвоночника различался. Следует отметить, что при наложении воспроизводящей звуковую сигнализацию аппаратуры пульс всех без исключения подростков был более редким, чем до работы, но уже в условиях цеха. У слесарей контрольной группы в покое в условиях цеха пульс равнялся 82 в минуту, с функциональными искривлениями позвоночника — 84,5 в минуту, с начальным структурным сколиозом —92 в минуту. У токарей такой отчетливой разницы в уровне частоты пульса мы не выявили, у фрезеровщиков в контрольной группе пульс уже в покое отличался от такового при сколиотической осанке и сколиозе на 19 ударов в минуту.
При выполнении одинаковой по характеру и времени работы разница в частоте пульса у подростков всех профессий с искривлением позвоночника отчетливо увеличивалась по мере нарастания патологического процесса. Так, например, у здоровых слесарей из контрольной группы пульс при осуществлении основной работы составлял 93,4+5 в минуту, функциональным Искривлением —103+2,64 в минуту, с начальным структурным — 109±3,99 в цинуту.
Пульс подростков-фрезеровщиков с порочной осанкой был на 10,7 удара чаще, чем в контроле. Такая же закономерность выявлена в частоте пульса при выполнении вспомогательных и производственных операций, разделенных нами в зависимости от степени статического напряжения. Обращают на себя внимание пределы колебаний пульса у подростков 3 изучаемых групп всех профессий при выполнении различных операций. У здоровых подростков диапозон колебаний частоты пульса был, как правило, меньшим, чем у подростков, имеющих сколиотическую осанку или сколиоз. Подобным же образом отличался максимальный пульс, характеризующий реакцию организма на максимальную интенсивность нагрузки. На максимальную нагрузку слесари Из контрольной группы отвечали частотой пульса, в среднем равной 111,2+2,9 в минуту, Из группы со сколиотической осанкой — 122,7+4,45 в минуту, с начальным сколиозом —126+1 в минуту. Аналогичная закономерность наблюдалась у токарей И фрезеровщиков с той, однако, разницей, что наиболее высокие цифры уровня пульса, значительно выше, чем у подростков других профессий, были обнаружены у фрезеровщиков. Пульс у ферезеровщиков с функциональным искривлением позвоночника на 23 удара в минуту был чаще, чем у подростков в контрольной группе. Анализ показателей частоты пульса в среднем за смену характеризовался теми же закономерностями: у подростков всех станочных профессий пульс при выполнении равнозначной работы учащался по мере нарастания Искривления позвоночника (см. таблицу).
В таблице представлены данные хронометража рабочего времени подростков станочных профессий.
Из представленных данных видно, что среднее время, используемое слесарями трех исследуемых групп на основные операции, при выполнении сменной работы приблизительно было одинаковым, но пределы колебаний времени у отдельных подростков из каждой группы оказались различными.
При анализе времени самопроизвольного отдыха было выявлено совершенно определенное нарастание времени отдыха с увеличением степени выраженности патологического процесса опорно-двигательного аппарата. Для более правильного анализа времени, используемого на трудовые операции И самопроизвольный отдых, мы изучили показатели производительности труда тех же подростков.
Оказалось, что здоровые подростки работали с максимальными затратами сил и времени и производительность их труда была очень высокой. Очевидно, именно этим следует
I
9S
Распределение рабочего времени подростков-станочников по характеру производственных
операций (в %)
- Производственная операция (в % от общего времени)
Профессия Группа исследуемых основная вспомогательная самопроизвольный отдых
М±т
Слесари Здоровые 79,0± 5,62 (87,0—57,6) 9,0± 1,86 (16,2-5,9) 7,0± 3,78 (10,2-1,0)
Со сколиотической осанкой 87,0± 5,13 (99,0—59,0) 5,0± 1,13 (11,0-1,0) 8,0±3,87 (34,0-1,4)
% Со сколиозом I степени 77,2± 5,38 (79,0—75,6) 7,0±2,15 (9,0-4,7) 15,8± 5,44 (19,7-12,0)
• Токари Здоровые 78,2± 3,27 (89,0—70,0) 16,1±2,26 (23,0—9,0) 5,7± 1,65 (11,3-2,0)
Со сколиотической осанкой 79,2± 3,39 (95,0—69,0) 13,3± 2,48 (27,0-3,0) 7,5± 1,69 (23,0-1,0)
Со сколиозом I степени 77,5± 5,57 (83,3—71,6) 15,0±5,35 (20,4-9,7) 7,5±0,5 (8,0-7,0)
• Фрезеровщики Здоровые 83,9± 2,93 (87,5—68,0) 14,0±4,65 (26,5-4,0) 2,1 ±2,13 (5,5-1,0)
Со сколиотической осанкой 74,0±6,1 (98,0—53,6) 21,0± 7,03 (42,0-1,0) 5,0± 1,52 (10,0-1,0)
• Со сколиозом I степени 82,2± 14,4 (96,0—68) 1 15,0± 12,2 (27,0-2,4) 3,0± 1,72 (5,0-1,6)
объяснить несколько более высокий уровень максимального пульса у токарей и фрезеровщиков, среднего пульса при выполнении вспомогательных операций и малое количество времени отвлечений от работы (самопроизвольного отдыха). Подростки со сколиотической осанкой выполнили 100% нормы, но достигли этого с большей затратой сил, у них были зарегистрированы значительно выраженные признаки утомления (выше частота пульса и продолжительный самопроизвольный отдых). Подростки с начальным сколизом и находящиеся в тех же производственных условиях не выполнили нормы выработки. В результате <5олее быстро наступившего общего утомления (учащенный пульс, более длительный и чаще повторяющийся самопроизвольный отдых) у этих подростков производительность труда была снижена.
#
Выводы
1. Подростки, имеющие функциональное или начальное искривление позвоночника, при работе в станочных профессиях быстрее утомляются, что проявляется в напряжении состояния сердечно-сосудистой системы (по показателям пульса), более частых и длительных самопроизвольных перерывах, снижении производительности труда.
2. Полученные материалы свидетельствуют о необходимости введения в режим для подростков-станочников физкультурных пауз с включением в них дифференцированных комплексов упражнений, рассчитанных на разгрузку наиболее напряженных при каждом виде станочных работ мышечных групп.
3. Радиотелеметрический метод определения степени трудовой нагрузки подростков — объективный и информативный метод оценки напряженности труда, приобретающий особую ценность, так как дает возможность в течение всей рабочей смены регистрировать состояние организма работающего, не отрывая его от работы.
V Поступила 21/1V 1969 г.