Научная статья на тему 'Оценка требований, предъявляемых к качеству подготовки педагогов-психологов, по результатам изучения мнения работодателей'

Оценка требований, предъявляемых к качеству подготовки педагогов-психологов, по результатам изучения мнения работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / REQUIREMENTS TO QUALITY OF PREPARATION OF TEACHERS-PSYCHOLOGISTS / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST / TWO-LEVEL SYSTEM OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диденко Наталья Алексеевна

В статье на основании проведенного анкетирования руководителей образовательных учреждений рассматривается проблема определения требований к выпускникам педагогических вузов по специальности «педагогика и психология». Установлено, что требования к профессиональным компетенциям выпускников носят практико-ориентированный характер с обязательным знанием нормативно-правовых основ деятельности педагога и необходимыми теоретическими знаниями по педагогике и психологии. При переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов необходимо сформировать четкий профиль требований в рамках профессиональных компетенций выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE REQUIREMENTS MADE TO QUALITY OF PREPARATION OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IN ACCORDANCE WITH THE RESULTS OF STUDYING OF OPINION OF EMPLOYERS

In article on the basis of the questioning of the heads of educational establishments the problem of definition of requirements to graduates of pedagogical high schools on a specialty «pedagogics and psychology» is considered. It is determined, that requirements to professional competence of graduates have practical-guided character with obligatory knowledge of rule-legal bases of activity of the teacher and necessary theoretical knowledge on pedagogics and psychology. While passing to two-level system of preparation of experts it is necessary to generate a precise structure of requirements within the framework of professional competence graduates.

Текст научной работы на тему «Оценка требований, предъявляемых к качеству подготовки педагогов-психологов, по результатам изучения мнения работодателей»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

УДК 378.213.062

Н. А. Диденко

ОЦЕНКА ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В статье на основании проведенного анкетирования руководителей образовательных учреждений рассматривается проблема определения требований к выпускникам педагогических вузов по специальности «педагогика и психология». Установлено, что требования к профессиональным компетенциям выпускников носят практико-ориентированный характер с обязательным знанием нормативно-правовых основ деятельности педагога и необходимыми теоретическими знаниями по педагогике и психологии. При переходе на двухуровневую систему подготовки специалистов необходимо сформировать четкий профиль требований в рамках профессиональных компетенций выпускников.

Ключевые слова: требования к качеству подготовки педагогов-психологов, профессиональные компетенции педагога-психолога, двухуровневая система подготовки.

Как утверждают многие авторы [1—3], система подготовки педагогов-психологов связана с тремя основными аспектами деятельности:

- планированием образовательного процесса и разработкой образовательных программ;

- реализацией образовательных программ в учебном процессе;

- оценкой качества результатов учебного процесса и оценкой качества учебных достижений.

Результатом образовательного процесса является подготовка специалиста, способного действовать в реальных педагогических ситуациях, самостоятельно мыслить и принимать решения. Работодатель, получая такого специалиста, хочет знать, соответствуют ли возможности конкретного выпускника и учебного заведения требованиям общества к образованию. Актуальность данной проблемы определяется еще и отсутствием систем оценки и контроля сформированных профессиональных и личностных компетенций. Некоторые авторы заявляют, что для оценки компетенций выпускников практически невозможно использовать какие-либо тестирующие и контролирующие материалы [4]. С другой стороны, работодатели не всегда формируют отчетливые представления о выпускнике вуза и его профессиональных возможностях, предъявляя завышенные или заниженные требования.

Для изучения специфических требований, предъявляемых работодателями к качеству подготовки специалистов по педагогике и психологии, было проведено анкетирование 35 руководителей (заместителей руководителей) средних и средних специальных образовательных учреждений г. Том -ска. Изучение участников анкетирования показало,

что средний возраст респондентов составил 38.5 года. Средний стаж в должности руководителя (заместителя руководителя) образовательного учреждения составил 10.5 года. Разработанная анкета включала в себя 12 вопросов, касающихся специфики приема выпускника на работу, тестирования знаний, соответствия знаний требованиям к профессиональной деятельности в школе.

В результате изучения данных анкетирования было установлено, что собеседование при приеме на работу проводится большинством руководителей, за исключением четырех. Составление резюме при приеме на работу считается обязательным всеми анкетируемыми. При беседе с претендентами обязательным является изучение профессиональных планов на будущее. Результаты изучения основных параметров соответствия специалистов профессиональным требованиям работодателя представлены на рис. 1.

1-І

П 1

А ті У И

Возраст Внешность Квалификация Опыт Коммуникация Активность □ 1-е место □ 2-е место □ 3-е место □ 4-е место ■ 5-е место □ 6-е место

Рис. 1. Предпочитаемые качества претендента при проведении работодателем собеседования

5

0

Из рис. 1 видно, что значимыми качествами, получившими наибольшее количество выборов анкетированных и выдвинутых ими на первое место, являются квалификация и опыт работы. На третье место в списке значимых качеств претендента была выдвинута профессиональная коммуникация, на четвертое -качество претендента, связанное с настойчивостью и активностью в работе, умением брать на себя ответственность. Пятое и шестое места при выборе значимых качеств претендента на должность занимают возраст и внешность претендента соответственно.

Большую часть руководителей (23 человека -65.7 %) интересуют результаты обучения в вузе претендента на должность. По мнению большей

По мнению респондентов, наименее востребованными знаниями для претендентов являются сведения о российском законодательстве в области прав и свобод граждан. Акцентированы знания, связанные с изучением Конвенции по правам ребенка, а также связанные с практической деятельностью пе-дагога-психолога, включающие в себя проверку практических навыков работы, применение современных методов коррекции. Кроме этого, актуальны практические навыки, связанные с оказанием доврачебной помощи и противопожарной безопасностью.

В представленном списке значимых параметров оценки специалиста при приеме на работу руководителями учебных заведений выделены качества, представленные на рис. 2. Руководителям образовательных учреждений было предложено расставить в порядке значимости следующие параметры: предметы специализации, педагогика, психология, средний балл по всем предметам, оценки по практике, темы курсовых и дипломных работ.

части практических работников (26 человек -74.2 %), наиболее важно знание претендентами психологических наук, тем не менее 9 человек считают, что современная подготовка педагогов-пси-хологов неэффективна и не соответствует современным требованиям к профессии. Однако при этом предварительного тестирования уровня знаний, умений и навыков при приеме на работу претендентов на должность не проводилось.

Выделяемые аспекты знаний, востребованные руководителями образовательных учреждений для проведения тестирования, представлены в таблице в виде количества выборов, произведенных респондентами.

Как следует из рис. 2, по результатам анкетирования, на первом месте предпочтительны знания по психологии, на втором месте - знания педагогических дисциплин, третье место разделили дисциплины специализации и педагогические дисциплины, четвертое место заняли оценки за комплексную психолого-педагогическую практику, пятое и шестое места заняли средний балл по всем предметам и тематика курсовых работ.

По мнению работодателей, определяющим фактором при приеме специалиста на работу является наличие опыта профессиональной деятельности (22 человека - 62.8 %) и сочетание хороших успехов в обучении с опытом профессиональной деятельности (13 человек - 37.2 %).

В связи с переходом отечественной образовательной системы на двухуровневую подготовку специалистов было изучено мнение руководителей образовательных учреждений о необходимом уровне педагога-психолога для работы в средней школе

Соотношение количества выборов профессиональных знаний, произведенных респондентами

и необходимых для тестирования

Профессиональные знания Количество выборов

Конституция Российской Федерации 4

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образования по вопросам образования 4

Декларация прав и свобод человека 5

Конвенция о правах ребенка 31

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты 17

Психологические науки: общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология труда 26

Основы дефектологии, психогигиены, профориентации, психодиагностики, психологическое консультирование и психопрофилактика 13

Методы активного обучения, социально-психологический тренинг общения 22

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка 13

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты 21

Основы доврачебной медицинской помощи 22

1. Работодатели предъявляют к подготовке специалистов в вузах практико-ориентированные требования, связанные со знаниями, умениями и навыками, необходимыми в консультативно-диагностической работе с учащимися, что нашло свое отражение в результатах анкетирования, при выборе предметов, знания которых являются предпочтительными при приеме на работу.

2. В структуре необходимых с точки зрения руководителей образовательных учреждений профессиональных знаний выделяются три основных блока: нормативно-правовой, связанный со знанием действующего законодательства в области охраны прав и свобод граждан, детей, регуляции профессиональной деятельности, нормативной регуляции трудовых отношений; теоретический блок знаний, связанный с психологическими и педагогическими науками; и практический блок, связанный с консультативной деятельностью, педагогической коррекцией поведения, использованием методов активного обучения, в том числе и проведением игр, тренингов.

3. Руководители, проявляя интерес к подбору специалистов, проводя собеседования при приеме на работу, заинтересованы также и в более высоком уровне подготовки специалистов, предпочитая, по данным анкетирования, уровень магистратуры, нежели бакалавриата. Учитывая преобладание прак-тико-ориентированных требований к выпускникам вуза, целесообразны для работы в учреждениях среднего образования педагоги-психологи с уровнем подготовки бакалавра. Предъявление таких завышенных требований к уровню подготовки педа-гогов-психологов является следствием недостаточного информирования руководителей образовательных учреждений о специфике подготовки при переходе на двухуровневую систему.

Список литературы

1. Стародубцев В. А., Фёдоров А. Ф., Чубик П. С. Проблемы и возможности модернизации образования // Устойчивое развитие непрерывного образования в условиях его модернизации: материалы Международной научно-методической конференции (14-17 апреля 2003 г.). Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. Т. 1. С. 10-13.

2. Смышляева Л. Г., Титова Г. Ю. Практико-ориентированность образовательной программы как условие качества профессиональной подготовки социального педагога в педагогическом вузе // Совершенствование качества образования в педагогическом университете: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (19-21 февраля 2004 г.): в 3 т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. Т. II. С. 141145.

3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М., 2006. 55 с.

4. Боев О. В., Коростелева Е. Н., Чучалин А. И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / под ред. проф. А. И. Чучалина. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 63 с.

Диденко Н. А., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

E-mail: did-natasha@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 14.05.2010.

0 5 10 15 20 25 30 35 40

□ Предметы специализации □ Педагогика

□ Психология □ Средний балл по всем предметам

□ Оценки по практике □ Темы курсовых и дипломных работ

Рис. 2. Значимость некоторых дисциплин и параметров оценки при приеме на работу

и в учреждениях среднего профессионального образования. Так, предпочитаемым уровнем подготовки явилась магистратура, которую выбрал 31 респондент (88.6 %). Остальные респонденты выбрали бакалавриат. При мотивировке своих ответов респондены отмечали, что средней школе необходим высокий уровень специалистов, и высказывали свое негативное отношение к бакалавриату, не подтверждая какими-либо фактическими доказательствами. Однако при ответе на последний вопрос анкеты, связанный с необходимостью изменения требований к специалисту, большинство анкетируемых высказались за необходимость освоения новых информационных технологий, поскольку процесс модернизации российского образования требует изменений педагогических подходов к обучению.

Подводя итоги по материалам исследования можно сделать следующие выводы:

N. A. Didenko

ESTIMATION OF THE REQUIREMENTS MADE TO QUALITY OF PREPARATION OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IN ACCORDANCE WITH THE RESULTS OF STUDYING OF OPINION OF EMPLOYERS

In article on the basis of the questioning of the heads of educational establishments the problem of definition of requirements to graduates of pedagogical high schools on a specialty «pedagogics and psychology» is considered. It is determined, that requirements to professional competence of graduates have practical-guided character with obligatory knowledge of rule-legal bases of activity of the teacher and necessary theoretical knowledge on pedagogics and psychology. While passing to two-level system of preparation of experts it is necessary to generate a precise structure of requirements within the framework of professional competence graduates.

Key words: requirements to quality of preparation of teachers-psychologists, professional competence of the teacher-psychologist, two-level system of preparation.

Tomsk State Pedagogical University.

Kiyevskaya Street, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

E-mail: did-natasha@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.