Научная статья на тему 'Оценка транспортного спроса жителей малоэтажной застройки (на примере коттеджного поселка «Шведская деревня» г. Иркутска)'

Оценка транспортного спроса жителей малоэтажной застройки (на примере коттеджного поселка «Шведская деревня» г. Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДЕЛЬНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / КОЭФФИЦИЕНТЫ СУТОЧНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ / SPECIFIC GENERATION OF CORRESPONDENCE / INDEXES OF DAILY INEQUALITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Павлов Б.А., Бурков Д.Г.

Рассматривается режим функционирования коттеджного поселка «Шведская деревня», расположенного в черте города, в будний день в течение суток. Получены данные об объемах генерации корреспонденций рассматриваемого жилого поселка, а также неравномерности его посещения в течение суток. Общее число посетителей поселка составило 426 человек, кроме того, пики активности чередуются между собой на протяжении всего дня, отведенного для исследований. Выявлено распределение посетителей между индивидуальным и общественным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Павлов Б.А., Бурков Д.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of transport demand of low-rise building residents at the example of «Sweedish village» in Irkutsk city

In the article we consider regime of functioning of the residential village «Sweedish village» which is situated in the city centre during the week, within 24 hours. We received data about the volume of generation of correspondence of the residential village under consideration and inequality of its attendance within 24 hours. The whole number of village attendants is 426 people, what is more, peaks of activity interchange during the day which is spent for the research. We found out the allocation of visitors between private and public transport.

Текст научной работы на тему «Оценка транспортного спроса жителей малоэтажной застройки (на примере коттеджного поселка «Шведская деревня» г. Иркутска)»

6. What makes a successful urban interchange? Results from an evidence review // Transport Research Arena. Paris, 2014. 10 р.

Информация об авторах

Михайлов Александр Юрьевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: (3952) 40-50-84, e-mail: mikhaylovay@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Копылова Татьяна Александровна, аспирант, заместитель начальника управления научной деятельности, тел.: (3952) 40-50-70, e-mail: kopylovaT.irkutsk@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 83.

Information about the authors

Mikhailov A.Iu., Doctor of Technical Sciences, Professor, Automobile Transportation Management Department, tel.: (3952) 40-50-84, e-mail: mikhaylovay@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Kopylova T.A., Post-graduate, Deputy of the head of scientific management, tel.: (3952) 40-50-70, e-mail: kopylovaT.irkutsk@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 623.3

ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА ЖИТЕЛЕЙ МАЛОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ КОТТЕДЖНОГО ПОСЕЛКА «ШВЕДСКАЯ ДЕРЕВНЯ» Г. ИРКУТСКА)

Б.А. Павлов, Д.Г. Бурков

Рассматривается режим функционирования коттеджного поселка «Шведская деревня», расположенного в черте города, в будний день в течение суток. Получены данные об объемах генерации корреспонденций рассматриваемого жилого поселка, а также неравномерности его посещения в течение суток. Общее число посетителей поселка составило 426 человек, кроме того, пики активности чередуются между собой на протяжении всего дня, отведенного для исследований. Выявлено распределение посетителей между индивидуальным и общественным транспортом.

Ключевые слова: удельная генерация корреспонденций; коэффициенты суточной неравномерности.

EVALUATION OF TRANSPORT DEMAND OF LOW-RISE BUILDING RESIDENTS AT THE EXAMPLE OF «SWEEDISH VILLAGE» IN IRKUTSK CITY

B.A. Pavlov, D.G. Burkov

In the article we consider regime of functioning of the residential village «Sweedish village» which is situated in the city centre during the week, within 24 hours. We received data about the volume of generation of correspondence of the residential village under consideration and inequality of its attendance within 24 hours. The whole number of village attendants is 426

people, what is more, peaks of activity interchange during the day which is spent for the research. We found out the allocation of visitors between private and public transport.

Key words: specific generation of correspondence; indexes of daily inequality.

В районе г. Иркутск, в жилом поселке «Шведская деревня», было проведено исследование, рассматривающее активность посещения людей на индивидуальном и общественном транспорте в будний день.

Общие характеристики объекта исследовования:

- месторасположение - в пределах города;

- период обследования - с 7:00 до 23:00;

- дата проведения обследования - 10 декабря 2013 года (вторник);

- погодные условия - без осадков;

- удаленность остановочного пункта - в пешеходной доступности;

- площадь поселка 34461 кв. м.

Особенность данного исследования заключалась в определении числа вошедших и вышедших посетителей за рассматриваемый период времени (рис. 1). За весь период исследования общее число вошедших и вышедших составило 426 человек. Соотношение числа входящих и выходящих посетителей находится в пределе 0,96, что может свидетельствовать об отсутствии грубых ошибок при учете посетителей садоводства, поскольку люди остались ночевать в своих домах [1, 4].

а)

б)

Рис. 1. Распределение числа входящих и выходящих посетителей: а - 10-ти минутный интервал;

б - часовый интервал

Следует особо отметить, что на основе данных, полученных в результате исследования числа посетителей по часам суток, можно выявить наиважнейшие количественные и качественные характеристики функционирования жилых поселков. Прежде всего, это показатели привлекательности рассматриваемого жилого поселка - удельная генерация кор-респонденций, коэффициенты суточной неравномерности и др.

Стоит отметить устойчивую динамику изменения числа посетителей в течение суток. В частности, стоит акцентировать внимание на том, что распределение между въезжающим и выезжающим транспортом внутри часового периода остается примерно одинаковым, за исключением начала и конца рабочего дня, где наблюдается чуть более высокая активность (рис. 2, б). А вот число посетителей, прибывших на общественном транспорте, внутри часового периода активно меняется на протяжении всего времени, отведенного для исследования (рис. 2, а).

«Прибыло □ Убыло

600 ЙОО ЮЯО "00 12 00 13 00 14 00 15В(МвЛ0 1700 1800 19 0 0 20 0 0 21 00

%

га Прибыло

□ Убыло

100 ... —

80

60 64 64

40

1

20 36 V 32

0 №

П п п п п п

55

1 45

45

I

55

53 55 55 56 54

48 п п п п п

41 40

40 40

47 45 45 44 46

60 60

I

^ # # # # # ^ ч# ^

Щ

Рис. 2. Распределение доли в рамках часового периода: а - входящих и выходящих; б - въезжающего и выезжающего транспорта

Удельная генерация корреспонденций учитывает количество посетителей, приходящихся на единицу площади данного типа использования территории (в рассматриваемом случае это жилой поселок малоэтажной застройки). Как правило, за единицу площади принимается 1 или 100 кв. м. Полученные результаты по исследуемому объекту приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели генерации жилого комплекса

Площадь основания, кв. м Число этажей Общая площадь, кв. м Генерация, ед./сут. Удельный объем генерации, чел/ кв. м Удельный объем генерации, кв. м/чел

ИТ ОТ

34461 1 34461 258 168 0,012372519 80,82428635

В практике транспортных расчетов часто приходится оперировать данными об объеме корреспонденций между транспортными расчетными районами, приходящимися на суточный период, однако при расчете прогнозных значений необходимы данные, позволяющие делать расчеты за пиковые часы (матрица межрайонных корреспонденций утреннего и вечернего часа пик). Для связи этих двух массивов данных необходимы коэффициенты суточной неравномерности, отражающие связь между суточным и часовым значениями (табл. 2) [2].

Таблица 2

Коэффициенты суточной неравномерности

Час суток Коэффициенты суточной неравномерности

Входящие Выходящие

7:00 0,0600351 0,0841504

8:00 0,0673313 0,0630659

9:00 0,0537796 0,0559375

10:00 0,0663563 0,0546696

11:00 0,0641323 0,0683816

12:00 0,0765009 0,0696495

13:00 0,0758764 0,0746647

14:00 0,0452344 0,0418028

15:00 0,0440513 0,0488091

16:00 0,0535714 0,0605301

17:00 0,1150635 0,0871088

18:00 0,1031113 0,0915793

19:00 0,0687883 0,1031782

20:00 0,0491236 0,0534017

21:00 0,0570443 0,0430707

Данные таблицы представлены в виде графика на рис. 3.

о

р

& £

О О, <1>

ф

0,15 0,1 0,05 0

ш ГО

-0,05

т I

о

* -01

-0,15 -1

промышленные зфы

' „ '' ____ С ' ■ 0' / >4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/!!!!! 1 \ \ ' '

-а' ! ! * V ! V 1 V / 1 1

: Г-о«в- ^^ / ? *

-г^—Прибыло: -е-Убыло Чайы с^ок

¿$> ^ ^ ^ ^ ^ ^ > ^ <0' Л' V Ч>- к$>' <У к^' ^ ф ^ ({V й-

Рис. 3. Коэффициенты суточной неравномерности функционирования жилого поселка

В рамках исследования производилось фиксирование части номерных знаков транспортных средств, что позволило оценить не только число прибывающих транспортных средств по часам суток (рис. 4 а, б), но и выявить ряд важнейших характеристик функционирования дачного кооператива. К таким характеристикам, прежде всего, относят среднюю продолжительность нахождения на территориях парковок данного поселка, среднее наполнение индивидуального транспорта и долю посетителей на индивидуальном транспорте [3].

а)

б)

в)

Рис. 4. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств на территорию жилого поселка: а - 10-ти минутный интервал; б - часовый интервал; в - распределение числа припаркованных автомобилей парковках по часам суток

Следует особо отметить, распределение посетителей жилого поселка, прибывших на индивидуальном транспорте, разнится с периодами прибытия пешком (на общественном транспорте), а доля прибывающих и убывающих транспортных средств местами существенно отличается от доли посетителей в соответствующем часе (рис. 2).

Мы можем четко наблюдать ситуацию, при которой число посетителей на индивидуальном транспорте в период времени с 7:00 до 9:00 ч. убывает, а в период с 17:00 до 21:00 ч. - прибывает (рис. 6).

(D

с

(D

Щ о

о с о сц

О

"I—I—Г~1—1—1—Т_Т_Т~Т—Г—Г—Г —Г —I—1" I I I I I I I I I I I I I I I I

-I--I--\--\---I---I---1---1---1---1---1- — 4.-1---f _ _| _ _| -

I I I I I I I I I I I >ГД I I I I

I I I I I I I I I I I / I V I I I

Прибыло пешком

'Прибыло на ИТ

Убыло пешком

Убыло на ИТ

Рис. 5. Распределение числа посетителей на индивидуальном транспорте и общественном транспорте,

часовой интервал

Дальнейшие исследования могут быть направлены на определение основных показателей и характеристик других жилых поселков малоэтажной застройки, находящихся в отличных условиях функционирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурков Д.Г., Муковкина В.Е., Зедгенизов А.В. Оценка емскости по прибытию жилого района средней этажности // Молодежный вестник ИрГТУ. 2012. № 2.

2. Справочник проектировщика. Градостроительство // под общ. ред. В.Н. Белоусо-ва. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1978. 367 с.

3. Лобанов Е. М. Транспортная планировка городов: учебник для студентов вузов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.

4. Бурков Д.Г., Зедгенизов А.В. Оценка объема генерации корреспонденций к офисным зданиям в центральной части города // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12. С. 156-161.

Информация об авторах

Павлов Борис Александрович, студент, кафедры «Архитектура и строительство», тел.: 89500500470; e-mail: igranom@ya.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Бурков Дмитрий Германович, аспирант кафедры «Менеджмент и логистика на транспорте», тел.: 89041100583, e-mail: dimichherman@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Pavlov B.A., Student, Architecture and Urban Development Department, tel.: 89500500470; e-mail: igranom@ya.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Burkov D.G., Post-graduate, Automobile Transportation Management Department, tel.: 89041100583, e-mail: dimichherman@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 627.6:728.98

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЛОКИРОВАНИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ЗДАНИЙ И КУЛЬТИВАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ

А.В. Педченко

Рассмотрены пути экономии энергетических ресурсов при работе энерго биологического комплекса блокированных животноводческих зданий и культивационных сооружений за счет использования отходов производства. Обоснован расчет по методу определения рациональных размеров зданий и сооружений комплекса на основе эффективного использования энергоресурсов. Полученные результаты предназначены для расчета эффективности блокировки животноводческих зданий и культивационных сооружений при формировании энергобиологического комплекса за счет уменьшения площади застройки и использования отходов производства.

Ключевые слова: животноводческое здание; культивационное сооружение; эффективность; блокирование; энергобиологический комплекс.

EFECTIVENESS OF BANNING THE CATTLE-BREEDING BUILDINGS AND CULTIVATIONAL CONSTRUCTIONS

A.V. Pedchenko

We considered the ways to economize energy resources during the work of energy biological complex of banned cattle-breeding buildings and cultivational constructions at the expense of using production wastes. We proved the calculation according to the method of defining rational building and construction sizes on the basis of effective use of energy resources. The received results are used to calculate the effectiveness of banning the cattle-breeding buildings and cultivational constructions while creating the energy biological complex at the expense of decreasing the building area and usage of production waste.

Key words: cattle-breeding building; cultivational construction; effectiveness; banning; energy biological complex.

Сейчас агропромышленный комплекс, как отрасль экономики страны, остается ресурсоемким по причине использования устаревшего оборудования и медленного внедрения энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции. На государственном и региональном уровнях действуют программы содействия развитию и укреплению сферы АПК в условиях установления рыночных отношений [1, 8]. Проводятся исследования в направлении уменьшения затрат ресурсов в сельском хозяйстве за счет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.