Научная статья на тему 'Оценка транспортного спроса к объектам сервиса на примере салонов-парикмахерских г. Иркутска'

Оценка транспортного спроса к объектам сервиса на примере салонов-парикмахерских г. Иркутска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
121
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
УДЕЛЬНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЙ / КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ / ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА / ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ И ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / SPECIFIC TRIP GENERATION / CULTURAL AND SOCIAL TRIPS / TRANSPORT DEMAND ESTIMATION / REPURPOSING AND INFILL DEVELOPMENT OF THE AREA / QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF THE URBAN AREA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бурков Дмитрий Германович, Казимиров Александр Олегович

ЦЕЛЬ. Установление транспортного спроса к предприятиям сферы услуг, а именно, предприятиям, предоставляющим населению косметические услуги. Оценке транспортного спроса были подвергнуты три парикмахерские города Иркутска. МЕТОДЫ. Позиции объектов по территориальному признаку выбирались заведомо неодинаково. Функционирование парикмахерских существенно отличается по показателям удаленности от центра города и магистральной улицы. Режим работы парикмахерских примерно одинаков с 10:00 до 20:00 ч. Натурные исследования проводились в рабочие дни, для повышения точности измерений объекты исследований отбирались на основе монотерриториального признака. Для объективной оценки транспортного спроса необходимо было определить основные количественные характеристики функционирования рассматриваемых объектов в течение рабочего дня. Ключевым показателем является конкретная генерация корреспонденций, которая позволяет установить количество посетителей на единицу площади объекта. Данный показатель в сочетании с продолжительностью паркирования позволяет рассчитать необходимое количество парковочных мест для посетителей, прибывающих на индивидуальном транспорте. РЕЗУЛЬТАТЫ. Установлено, что пик активности посетителей по прибытию для всех рассматриваемых парикмахерских находится в одном и том же диапазоне с 12:00 до 18:00 ч. Основным результатом работы служат полученные распределения активности посетителей по часам рабочего дня и общее число корреспонденций, генерируемое парикмахерскими. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. В целом характер генерирования парикмахерскими посетителей оказался неодинаков. К значимым факторам, от которых зависит генерация посетителей, относятся площадь объекта и его удаленность от центра города и магистральной улицы. Для выявления дополнительных факторов необходимо большее число исследований подобных объектов городской территории. Тематика дальнейших исследований может быть направленна на установление зависимостей числа корреспонденций к объектам тяготения от факторов городской территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бурков Дмитрий Германович, Казимиров Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TRANSPORT DEMAND TO SERVICE OBJECTS ON EXAMPLE OF IRKUTSK HAIR STUDIOS

THE PURPOSE of research is estimation of transport demand to the service objects engaged in providing cosmetic services for the population. The transport demand to three hair studios of the city of Irkutsk has been evaluated. METHODS. The territorial location of the objects under investigation were chosen designedly dissimilar. The operation of hair studios differ significantly depending on their remoteness from the city center and the main street. The operation hours of the considered hairdressers are approximately the same from 10:00 to 8 p.m. Field investigations have been carried out on weekdays. In order to increase measurement accuracy the objects of the study were selected on the basis of a mono-territorial feature. The objective assessment of transport demand requires the identification of the major quantitative characteristics of the operation of studied facilities by the hours of the day. The key indicator is the specific trip generation which allows to determine the number of visitors per unit of the object area. This indicator in combination with the parking duration allows to calculate the required number of parking spaces for the visitors arriving by personal transport. RESULTS. It is found that the peak of visitor arrival activity is in the same range from 12.00 to 6 p.m. for all hair studios under investigation. The main study result is the received distributions of visitor activity by the hours of the day and the total number of trips generated by hair studios. MAIN CONCLUSIONS. In general, the nature of hair studio visitor generation is nonuniform. The main factors influencing visitor generation are the area of the object and remoteness of the latter from the city center and the main street. Identification of additional factors requires further studies of similar objects of the urban area. The subject-matter of further researches can be aimed at the determination of dependences of the number of trips to the objects of attraction on the factors of urban areas.

Текст научной работы на тему «Оценка транспортного спроса к объектам сервиса на примере салонов-парикмахерских г. Иркутска»

Оригинальная статья / Original article УДК: 623.3

DOI: 10.21285/1814-3520-2016-9-162-167

ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА К ОБЪЕКТАМ СЕРВИСА НА ПРИМЕРЕ САЛОНОВ-ПАРИКМАХЕРСКИХ г. ИРКУТСКА

л __ о

© Д.Г. Бурков1, А.О. Казимиров2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Установление транспортного спроса к предприятиям сферы услуг, а именно, предприятиям, предоставляющим населению косметические услуги. Оценке транспортного спроса были подвергнуты три парикмахерские города Иркутска. МЕТОДЫ. Позиции объектов по территориальному признаку выбирались заведомо неодинаково. Функционирование парикмахерских существенно отличается по показателям удаленности от центра города и магистральной улицы. Режим работы парикмахерских примерно одинаков - с 10:00 до 20:00 ч. Натурные исследования проводились в рабочие дни, для повышения точности измерений объекты исследований отбирались на основе монотерриториального признака. Для объективной оценки транспортного спроса необходимо было определить основные количественные характеристики функционирования рассматриваемых объектов в течение рабочего дня. Ключевым показателем является конкретная генерация корреспонденций, которая позволяет установить количество посетителей на единицу площади объекта. Данный показатель в сочетании с продолжительностью паркирования позволяет рассчитать необходимое количество парковочных мест для посетителей, прибывающих на индивидуальном транспорте. РЕЗУЛЬТАТЫ. Установлено, что пик активности посетителей по прибытию для всех рассматриваемых парикмахерских находится в одном и том же диапазоне - с 12:00 до 18:00 ч. Основным результатом работы служат полученные распределения активности посетителей по часам рабочего дня и общее число корреспонденций, генерируемое парикмахерскими. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. В целом характер генерирования парикмахерскими посетителей оказался неодинаков. К значимым факторам, от которых зависит генерация посетителей, относятся площадь объекта и его удаленность от центра города и магистральной улицы. Для выявления дополнительных факторов необходимо большее число исследований подобных объектов городской территории. Тематика дальнейших исследований может быть направленна на установление зависимостей числа корреспонденций к объектам тяготения от факторов городской территории. Ключевые слова: удельная генерация корреспонденций, культурно-бытовые корреспонденции, оценка транспортного спроса, перепрофилирование и точечная застройка территории, количественные характеристики городской территории.

Формат цитирования: Бурков Д.Г., Казимиров А.О. Оценка транспортного спроса к объектам сервиса на примере салонов-парикмахерских г. Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. Т. 20. № 9. С. 162-167. DOI: 10.21285/1814-3520-2016-162-167

ESTIMATION OF TRANSPORT DEMAND TO SERVICE OBJECTS ON EXAMPLE OF IRKUTSK HAIR STUDIOS D.G. Burkov, A.O. Kazimirov

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

ABSTRACT. THE PURPOSE of research is estimation of transport demand to the service objects engaged in providing cosmetic services for the population. The transport demand to three hair studios of the city of Irkutsk has been evaluated. METHODS. The territorial location of the objects under investigation were chosen designedly dissimilar. The operation of hair studios differ significantly depending on their remoteness from the city center and the main street. The operation hours of the considered hairdressers are approximately the same - from 10:00 to 8 p.m. Field investigations have been carried out on weekdays. In order to increase measurement accuracy the objects of the study were selected on the basis of a mono-territorial feature. The objective assessment of transport demand requires the identification of the major quantitative characteristics of the operation of studied facilities by the hours of the day. The key indicator is the specific trip generation which allows to determine the number of visitors per unit of the object area. This indicator in combination with the parking duration allows to calculate the required number of parking spaces for the visitors arriving by personal transport. RESULTS. It is found that the peak of visitor arrival activity is in the same range from 12.00 to 6 p.m. for all

1

Бурков Дмитрий Германович, аспирант, e-mail: [email protected] Burkov Dmitry, Postgraduate, e-mail: [email protected]

2Казимиров Александр Олегович, студент, e-mail: [email protected] Kazimirov Aleksandr, Student, e-mail: [email protected]

hair studios under investigation. The main study result is the received distributions of visitor activity by the hours of the day and the total number of trips generated by hair studios. MAIN CONCLUSIONS. In general, the nature of hair studio visitor generation is nonuniform. The main factors influencing visitor generation are the area of the object and remoteness of the latter from the city center and the main street. Identification of additional factors requires further studies of similar objects of the urban area. The subject-matter of further researches can be aimed at the determination of dependences of the number of trips to the objects of attraction on the factors of urban areas.

Keywords: specific trip generation, cultural and social trips, transport demand estimation, repurposing and infill development of the area, quantitative characteristics of the urban area

For citation: Burkov D.G., Kazimirov A.O. Estimation of transport demand to service objects on example of Irkutsk hair studios. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2016, vol. 20, no. 9, pp. 162-167. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2016-162-167

Введение

Il L1J11 1 Транспорт

LhÉÉÉriJ Transport

Следуя мировым тенденциям, малые формы предпринимательства уверенно внедряются в подавляющее большинство экономических сфер России. В ногу с предприятиями розничной торговли, сферы отдыха и развлечений идут предприятия сферы услуг.

Выбор предпринимателей, решивших заниматься сферой услуг, обусловлен следующими причинами:

- уплотнение городской территории ввиду интенсивной точечной застройки. Обеспечение нормального функционирования жилого комплекса неразрывно связно с обустройством инфраструктуры сопутствующей хозяйственно-бытовой деятельности. В рассматриваемую инфраструктуру входят преимущественно объекты сервиса и розничной торговли (охраняемый паркинг, продуктовый магазин, парикмахерская и

др.);

- перепрофилирование городской территории. Для типичных городов России исторически сложилось, что подавляющее большинство объектов торгово-бытовой направленности сосредоточено в центральной части города, при этом редкий маршрут общественного транспорта не проходит через центр, отсюда - высокая генерация посетителей. По мере развития и планомерного роста города к централь-

ной части начинают относиться территории, которые ранее считались периферией (как правило, селитебная или промышленная зона). Интенсивность транспортных и пешеходных потоков, проходящих через эти территории, возрастает, что закономерно вызывает интерес у представителей малого бизнеса. Под мелкую торговлю и предприятия сферы услуг занимаются первые этажи жилых зданий, территории промышленных предприятий перестраивают под многофункциональные торговые центры и т.п.;

- развитие сети автомобильных дорог от местного до федерального значения3. В этой сфере сопутствующие предприятия сервиса имеют стабильно высокий спрос (заправочные комплексы, станции технического обслуживания, автомойки и

др.)

Установление транспортного спроса к конкретному объекту сервиса является одним из приоритетов транспортного инженера. Игнорирование этой проблемы приводит к неприятным последствиям. Например, не редко случается, что улично-дорожная сеть, имеющая удовлетворительную пропускную способность, начинает перегружаться после обустройства нового объекта тяготения в зоне ее обслуживания, что уже отмечалось исследователями [1].

3СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. 56 с. / Construction rules and regulations 2.05.02-85. Motor roads. Moscow, Central institute of typical designs of the State Construction Committee of the USSR Publ., 1986, 56 p.

Оценка транспортного спроса

Среди множества объектов сервиса особый интерес у исследователей вызывают предприятия, занимающиеся косметическим обслуживанием населения, к данным предприятиям относятся салоны красоты и парикмахерские. Со времен образования общества существовала потребность в услугах парикмахера. Согласно данным исследователей, парикмахерское дело начинает свою историю около пяти тысяч лет назад. На первых этапах своего становления в России (30-е - 40-е годы прошлого века) парикмахерские предоставляли достаточно скромный набор услуг. В наше же время парикмахерские являются объектами повышенной конкуренции, а потому спектр их услуг значительно расширился: парикмахерские реализуют косметические средства, а также предлагают услуги косметолога, что в целом способствует сохранению и привлечению клиентов.

По существующим нормам4 парикмахерские устраиваются из расчета 2 места на 1000 жителей. Под расположение парикмахерской в большинстве случаев используют помещения в первых этажах жилых домов либо специально построенные павильоны. Парикмахерским, работающим на 2-3 места, достаточно площади около 25 м2 (примерно одна комната в жилом помещении). В среднем на одного мастера приходится 12 клиентов в день. Парикмахерскую или салон красоты располагают в центре города или района, чаще всего рядом со станцией метро, магазинами и другими местами, где проходят потенциальные клиенты. Как правило, парикмахерские и салоны красоты функционируют ежедневно с 9:00 до 20:00 ч. Рассматриваемые объекты тяготения, расположенные в центральной части города, рассчитаны на более состоятельные слои населения. Не редки случаи (согласно современным тенденциям глобализации) интегрирования салона красоты или парикмахерской в мно-

гофункциональный торговый центр.

Оценка транспортного спроса проводилась по трем парикмахерским города Иркутска. Объекты для исследования выбирались по принципу монофункциональности территории, для повышения точности замеров [2].

Салон-парикмахерская «Estell» имеет площадь 50 м2, на которой располагается ресепшен и два зала. На прилегающей территории - 3 парковочных места. Исследование проводилось 18 ноября 2015 г. с 10:00 до 18:00 ч. Следует отметить, что вблизи рассматриваемого салона расположен остановочный пункт отделенной от магистрали ветки трамвая. У салона-парикмахерской «Эльза» (общая площадь также 50 м2) имеется 5 парковочных мест. Исследование данного салона проводилось 14 октября 2015 г. В салоне-парикмахерской «Gentelman's house» на площади в 70 м2 располагается ресепшн и 3 места для мастеров. На прилегающей территории имеется 5 парковочных мест (рис. 1). Исследование проводилось 7 мая 2016 г. с 12:00 до 20:00 ч.

В отличие от вышерассмотренных салонов-парикмахерских салон «Gentelman's house» находится в центральной части города, характеризуемой плотной застройкой, при этом доля жилой застройки, а также ее этажность, значительно ниже, чем в районе, на территории которого располагаются два исследованных ранее объекта. Для исследования были выбраны именно эти объекты ввиду несхожести характеристик их территориального функционирования (табл. 1).

Как видно из табл. 1, парикмахерские существенно различаются по удаленности от центра города и от магистральных улиц. Режим работы рассматриваемых парикмахерских лежит примерно в одном интервале - с 10:00 до 20:00 ч.

СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М.: ЦНТИ Госстроя СССР, 1989. 56 с. / Construction rules and regulations 2.07.01-89. Urban planning and development of urban and rural settlements. Moscow, Central institute of typical designs of the State Construction Committee of the USSR Publ., 1989, 56 p.

гшш Транспорт

LÛÉMJ ■II 4« Transport

Рис. 1. Расположение и режим работы салона-парикмахерской «Gentelman's house» Fig. 1. Location and operation hours of the barber shop "Gentleman's house"

Территориальная характеристика исследуемых объектов

Таблица 1 Table 1

Territorial ch iaracteristic of the studied objects

Наименование объекта / Object name Удаленность от центра города, м / Remoteness from the city center, m Удаленность от магистральной улицы, м / Remoteness from the main street, m Площадь объекта, м2 / Object area, m2

Салон-парикмахерская «Эльза» / Hairdresser "Elsa" 3250 50 50

Салон-парикмахерская «Estell» / Hairdresser "Estell" 3350 150 50

Мужская парикмахерская «Gentelman's house» / Barber shop "Gentelman's house" 643 10 70

Натурные исследования салонов-парикмахерских проводились в будние дни. Для объективной оценки транспортного спроса необходимо было выявить основные количественные характеристики функционирования данных объектов за их суточный период работы. Ключевой характеристикой является удельная генерация корреспонденций, поскольку она позволяет установить число посетителей, приходящихся на единицу площади рассматриваемого объекта. Не менее значимой характеристикой являются пиковые значения по прибытию посетителей. В совокупности с

продолжительностью паркирования данные характеристики позволят рассчитать требуемое число парковочных мест для посетителей, прибывающих на индивидуальном транспорте (ИТ). Эта информация в комплексе с данными по другим объектам рассматриваемого транспортного расчетного района (ТРР) позволит адекватно спрогнозировать инфраструктуру общественного транспорта, к которой относят число и расположение остановочных пунктов, расположение маршрута общественного транспорта, а также пассажировместимость подвижного состава, эксплуатируемого на

маршруте. Для установления искомых характеристик фиксировались следующие показатели: время прибытия/убытия автомобиля посетителя, наполнение данного автомобиля; время прибытия/убытия совокупного числа посетителей, прибывающих к парикмахерской как на общественном, так и на индивидуальном транспорте.

Из полученных данных было установлено, что для всех рассматриваемых парикмахерских пики активности по прибы-

Основной итог проделанной работы - получение данных о распределении активности посетителей по часам суток и выявление объема генерации, создаваемой

тию посетителей лежат в одном интервале - с 12:00 до 18:00 ч (рис. 2).

В то же время число посетителей и соотношение прибывающих на общественном (ОТ) и индивидуальном транспорте (ИТ) для рассматриваемых случаев разнятся (рис. 3). Следует отметить, что к мужской парикмахерской посетители прибывали исключительно на индивидуальном транспорте.

Выводы

парикмахерскими. Результаты полученной для парикмахерских удельной генерации корреспонденций сведены в табл. 2.

Рис. 2. Активность посетителей по прибытию

Fig. 2. Visitor arrival activity

73%

.27%

57%.

.43%

□ В Л-

*» мИ>>|1<ци«|1> atMKHtpn» NfiMlMiafriUM tmr*4 àf ¿ю*ш1 royi о* rttta*! iffvW ^ййг fretwfvrt

Рис. 3. Распределение посетителей, прибывающих на ИТ и ОТ Fig. 3. Distribution of visitors arrived by personal and public transport

Таблица 2

Генерация корреспонденций к парикмахерским

Table 2

_Trip generation to hairdressers_

Объекты / Objects Этажность / Number of storeys Генерация, ед./сут. / Generation, units / day Количество о м2 на 1 чел. / о Number of m2 per 1 person Количество чел. о на 1 м2/ Number of persons per 1 m2

на ИТ / by personal transport пешком / on foot

«Эльза» / "Elsa" 1 14 37 0,98 1,02

Estell» 1 3 4 21,42 0,05

«Gentelman's house» 1 12 0 12,5 0,08

В целом характер генерирования парикмахерскими посетителей оказался неодинаков. Несомненно, существуют значимые факторы, от которых зависит генерация посетителей, к таким факторам относят площадь и удаленность объекта от центра города и магистральной улицы. Для выявления дополнительных факторов

необходимо большее число исследований подобных объектов городской территории. Тематика дальнейших исследований может быть направленна на установление зависимостей числа корреспонденций к объектам тяготения от факторов городской территории.

Библиографический список

1. Лагерев Р.Ю., Зедгенизов А.В. Проблемы управ- № 1 (48). С. 109-113.

ления магистральными улицами в условиях плотно- 2. Руководство по проведению транспортных обсле-

го транспортного потока // Вестник ИрГТУ. 2011. дований в городах. М.: Стройиздат, 1982. 72 с.

References

1. Lagerev R.Yu., Zedgenizov A.V. Problemy upravleni-ya magistral'nymi ulitsami v usloviyakh plotnogo transportnogo potoka [Problems of main street control under conditions of heavy traffic]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2011, no. 1 (48), pp. 109-113. (In Russian)

Критерии авторства

Бурков Д.Г. - постановка цели исследования, формирование текста статьи. Казимиров А.О. - сбор и обработка исходных данных, подготовка графического материала. Ответственность за плагиат несет Бурков Д.Г.

Конфликт интересов

Конфликт интересов авторов отсутствует.

2. Rukovodstvo po provedeniyu transportnykh obsledo-vanii v gorodakh [Guidelines for transport surveying in the cities]. Moscow, Stroiizdat Publ., 1982. 72 p. (In Russian)

Authorship criteria

Burkov D.G. set the purpose of the research and developed the text of the article. Kazimirov A.O. collected and processed the initial data as well as prepared the graph material. Burkov D.G. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interest

The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

Статья поступила 20.06.2016 г.

The article was received 20 June 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.