УДК 623.3
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНОГО СПРОСА К ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КИНОТЕАТРА «ЧАЙКА» г. ИРКУТСКА
© А.В. Зедгенизов1, Д.Г. Бурков2, А.Н. Зедгенизова3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается режим функционирования кинотеатра «Чайка», расположенного в городской черте, в течение суток. Получены данные об объемах генерации корреспонденций рассматриваемого кинотеатра, а также неравномерности его посещения в течение суток. Общее число посетителей развлекательного центра составило 277 человек, кроме того, пик активности приходится на период с 18:00 до 20:00 часов. Выявлено распределение посетителей между индивидуальным и общественным транспортом. Ил. 5. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: генерация корреспонденций; суточная неравномерность; продолжительность паркирования; транспортный спрос.
EVALUATION OF TRANSPORT DEMAND TO COMMUNITY FACILITIES BY EXAMPLE OF CINEMA «CHAIKA» IN IRKUTSK
A.V. Zedgenizov, D.G. Burkov, A.N. Zedgenizova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the operation regime of the cinema "Chaika" located within the city boundaries during 24 hours. The authors obtained the data on the volume of correspondence generation to the cinema under investigation and the irregularity of its visiting during the day. The total number of entertainment center visitors was 277 people. The peak of activity was registered in the period from 6 p.m. to 8 p.m. The distribution of visitors between individual and public transport is identified.
5 figures. 2 tables. 5 sources.
Key words: correspondence generation; daily irregularity; parking duration; transport demand.
С развитием городов помимо поездок по трудовым целям увеличивается доля передвижений по культурно-бытовым целям, к которым можно отнести театры, музеи, тренажерные залы, боулинг и многое другое [1]. В современных городах среди прочих культурных объектов транспортного спроса особняком стоят кинотеатры. Кинотеатр имеется почти в каждом районе города. Кинотеатры относят к учреждениям периодического использования, специфика их посещения обуславливается началом и окончанием сеанса [4]. Пиковый поток посетителей кинотеатра обычно наблюдается в вечерние часы. Как правило, у кинотеатра имеется собственная парковка с небольшим количеством мест, но она не всегда справляется с наплывом посетителей, поэтому нередки случаи, когда под парковку занимается край близлежащей проезжей части. Поскольку кинотеатр, как и любой крупный развлекательный комплекс, находится в оживленном месте с интенсивным движением транспортных средств, загрузка одной из полос проезжей части
прилегающей улично-дорожной сети под парковку ощутимо снижает пропускную способность дороги.
В Иркутске было проведено исследование функционирования крупного кинотеатра, находящегося в Свердловском районе города. Развлекательный центр обеспечен внеуличными парковками общей емкостью примерно 60 мест.
Общие характеристики объекта обследования:
> Число строений, одновременно участвующих в обследовании - 1.
> Этажность застройки - 2.
> Район города - городская территория.
> Период обследования - с 10:00 до 22:00.
> Дата проведения обследования - 21.05.2013, вторник.
> Погодные условия - без осадков.
> Удаленность остановочного пункта - в пешеходной доступности.
> Площадь здания - 6164 м2.
> Площадь парковки - 1200 м2.
1Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405353, e-mail: [email protected]
Zedgenizov Anton, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405353, e-mail: [email protected]
2Бурков Дмитрий Германович, студент, тел.: 89041100583, e-mail: [email protected] Burkov Dmitry, Student, tel.: 89041100583, e-mail: [email protected]
3Зедгенизова Алла Николаевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, e-mail: [email protected]
Zedgenizova Alla, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, e-mail: [email protected]
Специфика исследования заключалась в установлении числа вошедших и вышедших посетителей за рассматриваемый период времени (рис. 1). За период обследования совокупное число вошедших и вышедших составило 777 человек. Соотношение числа входящих и выходящих посетителей находится в пределе 0,97, что свидетельствует об отсутствии грубых ошибок при учете посетителей развлекательного центра.
Следует особо отметить, что на основе данных, полученных в результате исследования числа посетителей по часам суток, можно выявить наиважнейшие количественные и качественные характеристики функционирования центров массового тяготения людей. Прежде всего, это показатели привлекательности рассматриваемого центра тяготения - удельная генерация корреспонденций, коэффициенты суточной неравномерности и др.
В целом, можно отметить достаточно устойчивую динамику изменения числа посетителей в течение суток. Наибольшей привлекательностью данное учреждение обладает в период с 21 до 22 часов. В частности необходимо отметить, что распределение между входящими и выходящими посетителями внутри часового периода остается примерно одинаковым, за исключением начала и конца работы развлекательного центра, когда на вход и выход соответственно приходится примерно три четверти от числа посетителей за час (рис. 2,а) [5].
Удельная генерация корреспонденций учитывает количество посетителей, приходящихся на единицу площади данного типа использования территории (в рассматриваемом случае это развлекательный центр). Как правило, за единицу площади принимается 1 или 100 м2. Полученные результаты по исследуемому объекту приведены в табл. 1.
Рис. 1. Распределение числа входящих и выходящих посетителей по 20-минутным интервалам
а)
4:0015АС 16:00170018:0019:0020:0 б)
Рис. 2. Распределение доли в рамках часового периода: а - входящих и выходящих посетителей; б - въезжающего и выезжающего транспорта
Таблица 1
Основные показатели генерации развлекательного центра_
Площадь осно- 2 вания, м Число этажей Общая площадь, м2 Генерация, ед./сут. Удельный объем генерации, чел/ м2 Удельный объем генерации, м2/чел
ИТ ОТ
2164 2 3000 280 86 0,122 8,196
В практике транспортных расчетов часто приходится оперировать данными об объеме корреспонденций между транспортными расчетными районами, приходящимися на суточный период, однако при расчете прогнозных значений необходимы данные, позволяющие делать расчеты за пиковые часы (матрица
межрайонных корреспонденций утреннего и вечернего часов пик). Для связи этих двух массивов данных необходимы коэффициенты суточной неравномерности, отражающие связь между суточным и часовым значениями (табл. 2).
Рис. 3. Коэффициенты суточной неравномерности функционирования развлекательного центра
а)
□ Прибыло 14:00
□ УВьшо 17:00 18:00
Часы суток 21:00 22:00
б)
в)
Рис. 4. Распределение числа въезжающих и выезжающих транспортных средств с территории парковки развлекательного центра: а - 10-минутный интервал; б - часовой интервал; в - потребное число мест для
паркирования
Таблица 2
Коэффициенты суточной неравномерности
Коэффициенты
Час суток суточной неравномерности
Входящие Выходящие
10:00 0,0154321 0,0136986
11:00 0,0555556 0,0246575
12:00 0,0555556 0,0383562
13:00 0,0432099 0,0356164
14:00 0,0833333 0,0767123
15:00 0,058642 0,0383562
16:00 0,0771605 0,0410959
17:00 0,0524691 0,0630137
18:00 0,1203704 0,1205479
19:00 0,1296296 0,0712329
20:00 0,0679012 0,0493151
21:00 0,2407407 0,4273973
22:00 0,0154321 0,0136986
Данные табл. 2 проиллюстрированы на рис. 3.
В рамках исследования производилось фиксирование части номерных знаков транспортных средств, что позволило не только оценить число прибывающих транспортных средств по часам суток (рис. 4,а,б,в), но и выявить ряд важнейших характеристик функциони-
65 119 174 228 283 337 392 446 501 555 610 Продолжительностьпаркирования, мин.
а)
Следует особо отметить, что распределение посетителей кинотеатра, прибывших на индивидуальном транспорте, в целом совпадает с периодами прибытия пешком (на общественном транспорте), а доля прибывающих и убывающих транспортных средств соответствует доле посетителей в соответствующем часе (см. рис. 2). Средняя продолжительность паркирования составила 39 мин, причем доля зафиксированных транспортных средств, продолжительность паркиро-вания которых не превысила 1 часа, составила 59%, а доля тех, кто воспользовался услугами парковки более чем на 10 часов, составила примерно 17% (рис. 5,а).
Среднее наполнение транспортных средств может претерпевать изменения в зависимости от часов суток, в среднем за рассматриваемый период установлено значение 1,52 пассажира на транспортное средство. В зависимости от того, на какой час выполняются транспортные расчеты, данные исследований о среднем наполнении можно применить в этих расчетах для более точного результата (рис. 5,б). Распределение доли посетителей между индивидуальным и общественным транспортом (пешком) составляет 34% и 66% соответственно, что характерно для развлекательных учреждений [2].
2,6 2,4 2,2 2
m
й 1.8
(D о_
° 1.6
1,4
1,2 1
о
-1Ъибыло -е--Убыло ! ! г
* ! ! ! ! / /и
л ? Т7 -у; \ //
я / '
J ^ V х/г
— —Í— Va —Í— —i— — — Часы сут —i—i— ок —
ооооооооооооо
см см см
б)
Рис. 5. Распределение по часам суток: а - средней продолжительности паркирования; б - среднего наполнения транспортных средств
рования развлекательного центра. К таким характеристикам прежде всего относят среднюю продолжительность паркирования, среднее наполнение индивидуального транспорта и долю посетителей на индивидуальном транспорте [3].
Дальнейшие исследования могут быть направлены на тематику определения основных показателей и характеристик других развлекательных центров, находящихся в отличных условиях функционирования.
Библиографический список
1. Зедгенизов А.В. Зедгенизова А.Н., Лагерев Р.Ю. Оценка генерации поездок к физкультурно-оздоровительным центрам // Вестник СИБАДИ. 2012. Вып. 6(28). С.34-39.
2. Справочник проектировщика. Градостроительство / под общ. ред. В.Н. Белоусова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Стройиздат,1978. 367 с.
3. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов: учебник для студентов вузов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.
4. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство планировка и застройка городских и сельских поселений.
5. Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Дученкова А.В. Пример оценки транспортной доступности с использованием программного продукта PTV «VISUM» // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. №1 (4). С.133-138.
120
100
80
60
40
15%
20
0%
0