Научная статья на тему 'Оценка толерантности растений картофеля к применению оксида кремния'

Оценка толерантности растений картофеля к применению оксида кремния Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОФЕЛЬ / КЛУБНИ / ОКСИД КРЕМНИЯ / НАНОЧАСТИЦЫ / ЭНЕРГИЯ ПРОРАСТАНИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / POTATO / TUBERS / SILICON OXIDE / NANOPARTICLES / GERMINATION ENERGY / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по биотехнологиям в медицине, автор научной работы — Мушинский Александр Алексеевич, Аминова Евгения Владимировна, Часовских Евгения Владимировна

В последние годы становятся актуальными исследования по влиянию нанометаллов на состояние почвенных экосистем, в том числе и кремния, который, как известно, положительно влияет на растения в стрессовых ситуациях. Авторы впервые изучили воздействие наночастиц (НЧ) SiO2 в концентрациях с геометрической прогрессией (0,03; 0,09; 0,18; 0,21 и 0,36 г/кг) на рост и развитие картофеля. Было показано, что на 14-й день опыта после обработки клубней НЧ SiO2 0,09 г/кг происходило достоверное увеличение длины ростков на 21,4% и корней до 6,8% относительно контроля. Увеличение длины корней на 27,8-21,0% наблюдалось при концентрации 0,18 и 0,21 г/кг НЧ SiO2. По результатам полевых исследований, максимальная масса стеблей и клубней картофеля наблюдалась при концентрации 0,09 и 0,18 г/кг SiO2, что подтвердило отсутствие токсических свойств НЧ SiO2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Мушинский Александр Алексеевич, Аминова Евгения Владимировна, Часовских Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF POTATO PLANTS TOLERANCE TO SILICON OXIDE APPLICATION

In recent years, the studies on the impact of nanometals on the state of soil ecosystems, silicon including, which is known to have positive effect on plants in stressful situations, have become topical. The authors first studied the effect of SiO2 nanoparticles (NPs) in concentrations with geometric progression (0.03; 0.09; 0.18; 0.21 and 0.36 g/kg) on potato growth and development. It was shown that on the 14th day of the experiment, after treatment of tubers with nanoparticles of SiO2 0.09 g/kg, there was a significant increase of sprouts in length by 21.4% and roots up to 6.8%, as regards the control. The root length increase by 27.8-21.0% was observed with the concentration of 0.18 and 0.21 g/kg NPs of SiO2. The results of field studies conducted showed that the maximum mass of potato stems and tubers was observed with the concentration of 0.09 and 0.18 g/kg SiO2, which confirmed the absence of toxic properties of SiO2 nanoparticles

Текст научной работы на тему «Оценка толерантности растений картофеля к применению оксида кремния»

Оценка толерантности растений картофеля к применению оксида кремния*

А.А. Мушинский, д.с.-х.н., Е.В. Аминова, к.с.-х.н., Е.В. Ча-совских, к.с.-х.н, ФГБНУ ФНЦ БСТРАН

На сегодняшний день во многих странах мира наноматериалы и нанотехнологии находят применение практически во всех областях сельского хозяйства [1, 2].

В промышленности расширяются возможности применения кремния в виде наночастиц, так как наночастицы (НЧ) металлов менее токсичны и отличаются пролонгированным воздействием на биологические объекты [3]. На основе на-норазмерных частиц кремния созданы биопрепараты нового поколения, которые успешно испытаны в растениеводстве и животноводстве [4]. Кроме того, исследования и выводы ведущих мировых учёных выдвигают свойства кремния на первое место [5].

В настоящее время исследования, направленные на изучение стимулирующего и ингибирующего воздействия наночастиц на растения и выяснение пороговых доз НЧ, являются актуальными [6]. Диоксид кремния — одна из 10 основных НЧ с объёмом производства более 100 т/год, и с каждым годом объёмы производства кремния продолжают расти [7]. При этом особую актуальность эти исследования приобретают в связи с тем, что экспонированные нанометаллы в почвах могут влиять как положительно, так и отрицательно на плодородие и продуктивность почвы, а также ставить под угрозу стабильность и функции почвенной экосистемы [8].

Картофель, занимая 3-е место по объёму производства в мире (после риса и пшеницы), является стратегической культурой и с точки зрения продовольственной безопасности [9]. Клубни картофеля — это конечный продукт в сельском хозяйстве, который развивается в непосредственном контакте с почвой, вследствие чего почвенные растворы непосредственно воздействуют на клубни.

Литературные источники обеспечивают достаточное количество работ по чувствительности отдельных представителей сельскохозяйственных растений к КР SiO2, в то время как картофель, являющийся продуктом питания, богатый питательными веществами, недостаточно изучен в этом отношении.

Цель исследования — изучение воздействия наночастиц SiO2 на биометрические показатели картофеля.

Материал и методы исследования. Полевые и лабораторные эксперименты проводили на клубнях и растениях картофеля сорта Ицил с 2017 по 2018 гг.

Закладка опыта проводилась на орошаемом участке п. Краснохолм Оренбургской области.

В исследовании использовали наночастицы оксида кремния (НЧ SiO2) размером 30,7±0,3 нм, ^-потенциал — 27±0,12 мВ, полученные методом плазмохимического синтеза ООО «Передовые порошковые технологии» (Россия, г. Томск). Оценка безопасности наноматериалов в лаборатории проводилась в 5 концентрациях с геометрической прогрессией (0,03; 0,09; 0,18; 0,21 и 0,36 г/кг картофеля) и в трёх повторностях. Перед началом эксперимента клубни картофеля дезинфицировали в 0,01% КМп04 в течение 5 мин., после промывали дистиллированной водой, выкладывали в пластиковые контейнеры по 10 шт. Отдельно готовили суспензии НЧ SiO2, для чего растворяли точные навески препарата в дистиллированной воде (до конечных концентраций 0,03; 0,09; 0,18 и 0,21 г/кг по кремнию) и обрабатывали в ультразвуковом диспергаторе в течение 30 мин. Затем образцы клубней заливали 100 мл свежеприготовленных суспензий НЧ SiO2, встряхивали контейнер в течение 5 мин. и в последующем сливали суспензию.

В качестве контроля использовали необработанные НЧ (0 г/кг) клубни.

После этого контейнеры с клубнями проращивали в климатической камере при температуре 23±1°С и влажности 83±2% в течение 28 дней.

Параллельно проводился полевой опыт. Обработанные той же концентрацией клубни картофеля были высажены 16 мая в открытый грунт в 4-кратной повторности по 10 клубней. Закладка опыта проводилась согласно методике полевого опыта Б.А. Доспехова [10] и методике госсортоиспытания [11]. Площадь делянки — 42 м2 (30x1,4). Элементы структуры урожая картофеля определяли на 56-е и 70-е сутки.

Почва полевого опытного участка — чернозём южный, с содержанием гумуса в пахотном слое 3,2%, с низкой обеспеченностью подвижными формами азота — 6,35 мг/100 г почвы, фосфора — 8,63—9,96 мг/100 г почвы и средним обменным калием — 22 мг/100 г почвы.

Результаты исследования. Известно, что показатели прорастания семян растений, а также их устойчивость к экзогенным стрессовым факторам являются косвенными параметрами. Результаты вегетационного исследования показали, что энергия прорастания клубней при их обработке SiO2 в концентрации 0,09 г/кг увеличивалась и способствовала достоверному увеличению длины ростков на 21,4% (Р<0,05) и корней до 6,8% относительно

* Исследование выполнено в рамках реализации подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации» Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017— 2025 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 559.

контроля (рис. 1). При концентрации 0,36 г/кг металл оказывал отрицательное воздействие на энергию прорастания клубней и длину ростков в сравнении с контролем — на 50%. При остальных концентрациях длина ростка была приближена к контролю. Напротив, стимуляция роста длины корней на 27,8—21,0% наблюдалась при концентрациях нанометалла 0,18 и 0,21 г/кг в сравнении с контролем. На 21-й день опыта почти на всех вариантах увеличилась длина ростков в сравнении с контролем — от 16,6 до 55,3%.

По результатам полевых исследований максимальная масса стеблей на 56-е сут. после посадки наблюдалась при концентрации НЧ SiO2 0,18 и 0,21 г/кг, соответственно 520,6 г и 532,9 г, что превышало контроль на 21,1 и 24,0% (рис. 2). Однако на 70-е сут. наибольшая масса стеблей отмечалась в вариантах с концентрациями НЧ SiO2 0,09 и 0,18 г/кг и превышала контроль в 2 раза.

Анализируя данные по массе листьев, следует отметить, что наибольшее значение наблюдалось при концентрации SiO2 0,21 г/кг и превышало показатели контроля на 267,8% (Р<0,05) (рис. 3).

Исследования показали, что максимальное количество клубней отмечено как на 56-е сут., так и на 70-е, в контрольном варианте — 12 и 15 шт. соответственно (рис. 4). Анализируя данные, следует отметить, что статистически недостоверно

отличались от контроля варианты с концентрациями НЧ SiO2 0,03-0,36 г/кг.

Через 56 суток после посадки средняя масса одного клубня при концентрации НЧ SiO2 0,18 и 0,21 г/кг соответственно увеличилась на 18,7 и 17,7 г (P<0,05) относительно контроля. На 70-е сутки достоверное увеличение (Р<0,05) массы клубней установлено при концентрации SiO2 0,09 г/кг (358,2 г) и 0,18 г/кг (398,4 г) (рис. 5).

Более высокая концентрация НЧ SiO2 (0,36 г/кг) вызывала снижение массы стеблей, листьев и продуктивности картофеля.

Основными физиологическими показателями растений токсического воздействия НЧ являются энергия прорастания, удлинение корней, биомассы и количество листьев. В своей работе Yang Jie et al. [12] указывает, что некоторые НЧ могут иметь существенные негативные последствия, такие, как снижение всхожести семян и подавление роста растений, и даже могут вызвать их гибель.

Результаты вегетационных и полевых исследований показали, что обработка клубней кремнезёмом в наноформе в целом улучшает ростовые параметры картофеля, за исключением концентрации 0,36 г/кг. В подтверждение этого имеется ряд работ, частично согласующихся с полученными нами данными [13]. Таким образом, подчёркивается, что проявление биологических эффектов НЧ SiO2 напрямую за-

КонцентрацппНЧ ЗЮ , . г/кг Рис. 1 - Биометрические показатели картофеля после воздействия наночастиц оксида кремния

503 ■'-00 зоо 200 100 о

I

им

Рис. 2 - Масса стеблей с одного растения, г (здесь и далее):

1 - контроль (без обработки); 2 - концентрация 8Ю2 0,03 г/кг; 3 - концентрация 8Ю2 0,09 г/кг; 4 - концентрация 8Ю2 0,18 г/кг; 5 - концентрация 8Ю2 0,21 г/кг; 6 - концентрация вЮ2 0,36 г/кг

□ 56 су| ок ■ 70 оы

Рис. 3 - Масса листовой поверхности с одного растения, г

L П^Лсуток Н7ШТШК j

Рис. 4 - Количество клубней с одного растения, шт.

= лю -

г.

ЛЛ

1 г 1 л 5 5

■ О'Чпшк

Рис. 5 - Средняя масса клубней с одного растения, г

висит от концентрации и химической природы наноразмерного металла [6] и от вида растений.

Возможно, что стимулирование развития надземных и подземных органов 8о1апыш ШЬвюзыт наночастицами SiO2 связано с ролью кремния как биогенного макроэлемента в растениях.

Выводы. Обобщая полученные результаты по биологической активности НЧ оксида кремния в отношении модельного растения 8о1апыш ШЬвюзыш, можно заключить, что на начальных этапах нано-металл способствовал торможению роста растений, но к концу экспозиции и в вегетационном, и в

полевом опыте оказывал стимулирующее действие на рост как надземных, так и подземных органов растений при концентрации 0,18 г/кг.

Литература

1. Ling Y., Yatts D. Particle Surface Characteristics May Play an Important Role in Phytotoxicity of Aluminia Nanoparticles // Toxicology Letters. 2005. 158: 122-132.

2. Zhu, H., Han, J., Xiao, J. Q. & Jin, Y. Uptake, translocation, and accumulation of manufactured iron oxide nanoparticles by pumpkin plants // Journal of Environmental Monitoring. 2008. № 10 (6). С. 713-717.

3. Коваленко Л.В., Фолманис Г.Э. Биологически активные нанопорошки железа. М.: Наука, 2006. 124 с.

4. Арсентьева И.П. Закономерности строения и биологической активности нанокристаллических порошков железа / И.П. Арсентьева, Э.Л. Дзидзигури, Н.Д. Захаров [и др.] // Перспективные материалы. 2004. № 4. С. 64-68.

5. Liang Y, Sun W, Zhu Y-G, Christie P. Mechanisms of siliconmediated alleviation of abiotic stresses in higher plants: a review // Environ Poll. 2007. 147: 422-428.

6. Poscic F, Mattiello A, Fellet G, Miceli F, Marchiol L. Effects of Cerium and Titanium Oxide Nanoparticles in Soil on the Nutrient Composition of Barley (Hordeum vulgare L.) Kernels // Int J Environ Res Public Health. 2016. Jun 9;13(6). pii: E577. doi: 10.3390/ijerph13060577.

7. Vance ME, Kuiken T, Vejerano EP, McGinnis SP, Hochella MF Jr, Rejeski D et al (2015) Nanotechnology in the real world: redeveloping the nanomaterial consumer products inventory // Beilstein J Nanotechnol V. 6. P. 1769-1780.

8. Simonin M, Richaume A Impact of engineered nanoparticles on the activity, abundance, and diversity of soil microbial communities: a review // Environ Sci Pollut Res Int 2015. V. 22. P. 13710-13723.

9. Zaman MS, Ali GM, Muhammad A, Farooq K, Hussain I In vitro screening of salt tolerance in potato (Solanum tuberosum L.) varieties // Sarhad J Agric. 2015. V. 31. P. 106-113.

10. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта: (с основами статистической обработки результатов исследований). 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Колос, 1985. 354 с.

11. Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур. М.: Колос, 1975. Вып. 4. 182 с.

12. Yang J, Zhang Y, Dong F. Neural word segmentation with rich pretraining // In: ACL, Vancouver. 2017. P. 839-849.

13. Pulz AL, Crusciol CAC, Lemos LB, Soratto RP Influencia de silicato ecalcario na nutriijao, produtividade e qualidade da batata sob deficiencia hidrica // Rev Bras Cienc Solo. 2008. V. 32. P. 1651-1659.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.